Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта Ганичева, Юлия Владимировна

Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта
<
Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ганичева, Юлия Владимировна. Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ганичева Юлия Владимировна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2011.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/561

Введение к работе

Актуальность исследования. Система профессионального образования на современном этапе нуждается в обновлении, в осуществлении систематичного и целенаправленного инновационного движения, отвечающего вызовам времени. Современный педагог - это не только человек высокой культуры, интеллектуал, обладающий значительной эрудицией, умеющий ориентироваться в инновационных преобразованиях в области педагогической науки и владеющий новыми педагогическими технологиями, но и специалист, готовый к созданию собственных инновационных образовательных моделей, способный к осуществлению самостоятельного творческого поиска, испытывающий острую потребность в расширении своего культурно-образовательного горизонта. Очевидно, что подготовка такого специалиста -задача чрезвычайно сложная и ответственная, решение которой возможно исключительно в условиях активизации инновационных процессов.

Разработка инновационных образовательных моделей стала неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку на современном этапе инновационность рассматривается как одно из важнейших условий развития системы профессионального образования вообще и профессионального музыкального образования, в частности. Но при этом на практике часто приходится сталкиваться с замыканием в системе профильных музыкальных дисциплин на сугубо исполнительских задачах, отсутствием системного подхода к подготовке кадров, в результате чего музыкально-образовательное пространство, несмотря на осознаваемую необходимость в инновациях, превращается в замкнутую систему, лишенную возможности саморазвития. Такая тенденция является крайне негативной, она способна разрушить основы, создававшиеся на протяжении долгих лет трудами великих российских педагогов-музыкантов.

Принципиально важные проблемы, связанные с отбором источников учебной информации затрагивались в свое время многими ведущими педагогами-музыкантами России. Так, именно эта проблема освещалась в курсе лекций по истории фортепианной литературы А.Г. Рубинштейна, прочитанных им в Петербургской консерватории, где он, являясь директором, одновременно вел активную педагогическую деятельность. Этот курс лекций стал естественным дополнением к «историческим концертам», раскрывшим перед публикой широчайшую панораму фортепианного искусства. Г.Г. Нейгауз в своих работах особо останавливался на необходимости такой профессиональной подготовки, которая бы обеспечивала ученику возможность быть «пропагандистом» музыкального искусства во всей его многогранности. Это, по его мнению, является подлинным критерием успеха педагога-музыканта. В качестве примера он приводил концертно-исполнительскую деятельность своего ученика - СТ. Рихтера, музыканта-просветителя, исполнявшего в своих концертах не только любимые публикой шедевры мировой классики, но и малоизвестные сочинения, открывающие новые музыкальные горизонты, что способствовало повышению художественной культуры общества.

Различные аспекты этой проблемы освещены в работах СИ. Савшинского, СЕ. Фейнберга, К.Н. Игумнова, Я.В. Флиера и др. Основные идеи построения содержания музыкального образования в стране, выдвинутые еще в 20-е годы на основе богатых традиций отечественной музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), творчески развивались в педагогической деятельности многих известных музыкантов (Н.И. Голубовская, Н.Е. Перельман, П.А. Серебряков, Л.В. Николаев, М.Я. Хальфин и др.). Так, Н.И. Голубовская, концертирующая пианистка и клавесинистка, солистка и ансамблистка, педагог, музыкальный редактор и критик, в своих выступлениях, посвященных теории и практике музыкального исполнительства, постоянно затрагивала проблему построения и содержания профессионального музыкального образования. О необходимости выходить за рамки своего «репертуарного обихода» постоянно напоминал педагогам-музыкантам Н.Е. Перельман. Значительным вкладом в решение проблемы обновления содержания профессионального музыкального образования являются многочисленные труды Г.М. Цыпина, в которых изложены основы развивающей педагогики. Эти работы и явились фундаментом для определения принципов отбора, структурирования и систематизации дидактически целесообразных компонентов учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта в исполнительских классах.

Тем не менее, в условиях современного музыкального образования при решении поставленных задач на практике возникает ряд проблем, без решения которых трудно рассчитывать на успешный педагогический процесс. К ним, в частности, относится: отсутствие научных принципов отбора и структурирования компонентов учебно-методических комплексов (УМК) и методических рекомендаций по созданию УМК в исполнительских классах; использование на практике ограниченного круга дидактически адаптированных источников учебной информации, работа над которыми сводится к технологическому освоению репертуара; дисбаланс между художественным и двигательно-техническим развитием учащегося; недостаточный учет индивидуальных запросов и пожеланий учащегося при отборе компонентов учебно-методических комплексов.

Таким образом, сложившийся дефицит научно-практических исследований, связанных с проблемами организации комплексной подготовки на музыкальных факультетах вузов, создает серьезное противоречие между требованиями времени в наличии творчески активного специалиста со сформированным мировосприятием, способного оценивать и познавать мир в системе художественных образов и категорий и транслировать их обществу, и узкоспециализированной подготовкой студентов, нацеленной на увеличение объема специальных знаний, умений и навыков. Острая необходимость в решении всех этих вопросов, в выявлении принципов отбора и структурирования дидактически адаптированных учебно-методических комплексов в исполнительских классах и разработке на их основании методологически обоснованных форм и методов работы составляют основную проблему исследования. Обращение к данной проблеме обусловило тему

исследования: «Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта».

Объект исследования. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в исполнительских классах вузов.

Предмет исследования. Процесс создания учебно-методических комплексов, способствующих обновлению содержания музыкального образования в исполнительских классах.

Цель исследования. Разработать принципы отбора содержания, структурирования и систематизации источников учебной информации, обеспечивающих развивающий потенциал учебно-методических комплексов и их внедрение в музыкально-педагогический процесс.

Задачи исследования.

  1. Обосновать понятие «учебно-методический комплекс» в музыкально-педагогическом процессе.

  2. Раскрыть развивающий потенциал компонентов учебно-методических комплексов с учетом индивидуальных запросов и потребностей учащегося в исполнительских классах.

  3. Разработать теоретико-методическую модель создания и внедрения учебно-методических комплексов в процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

  4. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность разработанной теоретико-методической модели создания и внедрения учебно-методических комплексов в процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка педагога-музыканта будет эффективна в то случае, если:

в исполнительских классах вузов будут применены учебно-методические комплексы, способствующие профессиональному и духовному становлению личности;

будут выявлены компоненты УМК и определен их развивающий потенциал в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта;

будут определены принципы отбора, структурирования и систематизации компонентов УМК в профессиональной подготовке педагога-музыканта;

будет разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе теоретико-методическая модель создания и внедрения УМК в музыкально-педагогический процесс.

Теоретико - методологическую основу исследования составляют прочно устоявшиеся традиции отечественной и зарубежной педагогики, психологии, философии и музыкальной эстетики, основывающиеся на концепциях крупнейших представителей отечественной и зарубежной науки и искусства. Были учтены также результаты исследований ученых, работающих в области музыкальной психологии, педагогики, методики преподавания музыки.

В основу исследования легли основополагающие положения педагогики искусства (Г.Г. Нейгауз, СИ. Савшинский, Э.Г. Гилельс) и их воплощение в исследованиях Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского, а также А.А. Мелик-

Пашаева, Г.М. Цыпина, В.И. Горлинского, В.Г. Ражникова, А.Н. Малюкова; деятельностного подхода к развитию творческого потенциала личности (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); отечественного художественного образования (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, СТ. Шацкий); концепция полихудожественного воспитания (Б.П. Юсов) и культуросообразного образования (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр); теоретические положения о развитии профессионально-значимых качеств личности педагога-музыканта, включая художественный аспект (Л.С. Гинзбург, В.В. Медушевский, Л.Г. Савенкова, В.А. Школяр); положения философии, эстетики и искусствоведения, позволяющие обрисовать содержание музыки в категориях эстетики и построить логическую цепь движения исследовательской мысли от нравственно-эстетической оценки мира и человека (собственно содержания искусства) к детализированной педагогической технологии как форме его воплощения (Ю.М. Лотман, М.Ш. Бонфельд, А.И. Щербакова, М.С. Каган, А.Н. Сохор), общетеоретические положения в области общей педагогики, которые определяют специфику современного педагогического процесса (В.В. Краевский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер); теория комплексного подхода к эстетическому воспитанию и его взаимосвязи с духовным развитием личности (П.П. Блонский, Б.Т. Лихачев). Особое значение для данного исследования имели педагогические принципы выдающихся деятелей отечественной музыкальной педагогики, формирующие отношение педагога к выполнению духовных, нравственных, социальных и профессиональных функций (Л.А. Баренбойм, А.И. Ямпольский).

Методы исследования: теоретический анализ литературы по философии, эстетике, искусствознанию, психологии, дидактике, теории и методике музыкального обучения, связанной с темой исследования; анализ и обобщение педагогического опыта, накопленного русской и зарубежной музыкальной педагогикой в области освоения инструментального репертуара широкого стилистического диапазона; использование собственного педагогического опыта, накопленного автором в ходе работы со студентами в классе фортепиано; опытно-экспериментальная работа, включающая педагогическое наблюдение и эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, в ходе которых использовались анкетирование, опросы учеников и преподавателей, а также математические методы обработки данных.

Этапы исследования.

Первый этап (2007-2008 гг.). Всестороннее изучение и анализ поставленной проблемы: определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы и положений на защиту, выявление основных направлений исследовательской деятельности, проведение ряда констатирующих исследований. На первом аналитическом этапе изучались теоретические источники по проблемам исследования, систематизировались данные о современном состоянии отечественного и зарубежного содержания музыкального образования и особенностях преподавания исполнительских дисциплин.

Второй этап - основной (2008-2009 гг.). На этом этапе в процессе

проведения учебно-формирующего эксперимента производились разработка и внедрение теоретико-методической модели, изучалась ее эстетическая ценность и педагогическая эффективность, анализировались полученные результаты, выявлялись возникающие сложности и проблемы, корректировались способы и методы дальнейшей работы, что сопровождалось регулярной фиксацией и анализом полученных данных. Проходила экспериментальная проверка эффективности разработанных программ, системы методов и форм организации профессионального образования будущих педагогов-музыкантов.

Третий этап - заключительный (2009-2010 гг.). На этом этапе подводились итоги проведенного исследования, проводилась статистическая обработка полученных данных, выявлялась научная, теоретическая и практическая значимость работы, обработка, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и завершение письменного оформления материалов диссертации.

Научная новизна исследования:

- разработаны принципы отбора содержания, структурирования и
систематизации источников учебной информации: фундаментальность
обучения; художественно-эстетическая ценность, педагогическая
целесообразность, перенос информации и расширение информационного поля,
художественное обобщение, выход в области других видов знаний и их
интеграция.

Наличие в структуре УМК традиционных и новых информативных компонентов (нотный текст как «носитель» репертуара; музыковедческие источники; различные редакции и уртекст; информационно-обучающие и контролирующие аудио- и видеоматериалы; материалы, привлекаемые с помощью мультимедийных ресурсов сети Интернет; художественные произведения из других областей искусства; материалы, освещающие различные стороны современной музыкальной жизни) позволяет целостно осваивать изучаемое музыкальное произведение.

разработана и реализована четырехуровневая теоретико-методическая модель создания и применения учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта: первый уровень -актуализации теоретических знаний, второй - освоения новых мультимедийных информационных технологий, третий - художественно-аналитический, четвертый уровень - художественного моделирования;

на основе научных подходов (системного, деятельностного, личностно-ориентированного) и методов активных форм творческой самореализации личности студента (мастер-классы, концерты, конкурсы, открытые уроки; создание эстетической среды профессионального общения) раскрыт развивающий потенциал УМК.

Теоретическая значимость исследования.

- разработана авторская концепция обновления содержания музыкально-
образовательного процесса на современном этапе подготовки педагога-

музыканта;

дано теоретическое обоснование нового подхода к определению роли и функций учебно-методических комплексов в структуре содержания музыкально-исполнительского обучения;

определено понятие «учебно-методические комплексы» в музыкально-педагогическом процессе, согласно которому ими являются специально отобранные, структурированные и систематизированные учебные материалы -источники учебной работы, направленные на целостное освоение художественных произведений (в единстве музыкального текста и социокультурного контекста), формирующие и развивающие профессионально значимые качества будущего педагога-музыканта;

выявлены и теоретически обоснованы критерии отбора компонентов УМК, заключающиеся в ориентации на высокую художественность учебных материалов, их увлекательность и педагогическую целесообразность, учет воспитательных задач и индивидуальных качеств учащихся, профессиональную и мировоззренческую направленность дальней и ближней перспективы развития; выход за пределы собственно музыкального поля в области других видов знаний; принцип историзма, раскрывающий реальный путь исторического развития искусства в содержании музыкально-исполнительского обучения, и принцип системности, позволяющий представить музыкально-исторический процесс в содержании музыкально-исполнительского обучения как целостное образование.

Практическое значение исследования. Разработанная с применением новых педагогических технологий теоретико-методическая модель создания и внедрения учебно-методических комплексов в процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта может быть широко востребована в работе педагогов-практиков. Высокий развивающий потенциал модели, ее открытость и направленность на дальнейшее развитие предоставляют педагогам-музыкантам значительные возможности для создания собственных вариантов УМК, способствующих повышению творческой активности в учебно-воспитательном процессе. Разработанная методика оптимизирует профессиональную подготовку педагога-музыканта и может оказать реальную помощь в решении существующих проблем в музыкально-педагогическом процессе и обладает возможностями реализации учебно-методических комплексов в предметах «Основной инструмент», «Дополнительный инструмент», «История музыки», «Гармония» и коррелирующих с ними предметах гуманитарно-эстетического цикла. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учителей музыки, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

База исследования. Исследование проводилось на базе музыкального факультета Московского педагогического государственного университета; факультета искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета. Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 80 студентов по специальностям «Музыкальное образование»; «Культурология (прикладная

культурология (эстрадное музыкальное искусство))»; «Народное художественное творчество»; «Художественное образование», профиль «Музыкальное искусство».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию в ходе выступлений на научно-практических конференциях (II Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: реальность и будущее», г. Невинномыск, Межвузовская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание в ВУЗах», г. Москва, VI Всероссийская научно-практической конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», г. Новосибирск, Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен», г. Санкт-Петербург и др.); публикациях научно-методических материалов автора и в процессе проведения экспериментальной работы, в ходе обсуждений на кафедре социологии и философии культуры.

Достоверность результатов исследования обусловлена рассмотрением и анализом широкого круга российских и зарубежных трудов, освещающих различные аспекты изучаемой проблемы; проверкой выдвинутых теоретических положений и разработкой теоретико-методической модели создания и внедрения учебно-методических комплексов в профессиональную подготовку педагога-музыканта в практической опытно-экспериментальной работе; адекватностью методологических подходов к специфике рассматриваемой проблемы, целям и задачам работы, ее объекту и предмету.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. На современном этапе одним из важнейших направлений профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в исполнительских классах является привлечение в учебный процесс новых информативных компонентов: информационно-обучающих и контролирующих аудио- и видеоматериалов; материалов, привлекаемых с помощью мультимедийных ресурсов сети Интернет; художественных произведений из других областей искусства; материалов, освещающих различные стороны современной музыкальной жизни.

  2. Учебно-методические комплексы, включающие специально отобранные, структурированные и систематизированные компоненты, обладают значительными возможностями интеграции и взаимодействия, что обусловливает их высокий формирующий и развивающий потенциал в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Реализация УМК в предметах «Основной инструмент», «Дополнительный инструмент», «История музыки», «Гармония» и коррелирующих с ними предметах гуманитарно-эстетического цикла, становится необходимым звеном, определяющим целостность музыкально-педагогического процесса.

  3. Эффективность реализации развивающего потенциала УМК определяется применением современных психолого-педагогических подходов: системного, деятельностного и личностно-ориентированного, взаимодействием адаптивного, модульного, проблемно-развивающего методов обучения и

активных форм творческой самореализации (мастер-классы, концерты, конкурсы, открытые уроки), а также созданием художественно-эстетической среды профессионального общения.

  1. Овладение новым материалом на основе включения в учебный процесс УМК является эффективным средством повышения познавательной активности студентов, их профессионального самоопределения, поиска собственного пути в избранной сфере профессиональной деятельности.

  1. Эстетическая ценность и высокий развивающий педагогический потенциал учебно-методических комплексов, обеспечивающих гармонизацию эмоциональной и интеллектуальной сфер в учебно-воспитательном процессе и способствующих духовно-нравственному становлению личности учащихся, позволяют рассматривать их как значительный фактор совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (288 источников) и двух приложений.

Похожие диссертации на Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта