Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики Цай Лиянь

Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики
<
Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цай Лиянь. Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Цай Лиянь; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2009.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/533

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования социально-культурного взаимодействия в условиях изучения музыкального искусства 14

1.1. Современные технологии музыкальной культуры в аспекте социально-культурного диалога 14

1.2. Технологии социально-культурного взаимодействия как педагогическое понятие 30

1.3. Педагогические подходы по формированию позитивно-ориентированных стратегий социально-культурного взаимодействия у обучаемых 45

Глава 2. Основы изучения подготовки музыканта-педагога к формированию основ социально-культурного взаимодействия у школьников в Китае средствами искусства 57

2.1. Профессиональная подготовка музыканта-педагога в КНР как научная проблема 57

2.2. Социально-культурная коммуникативная компетентность музыканта-педагога как педагогическое понятие 64

2.3. Модель профессиональной подготовки музыканта-педагога в аспекте межкультурного взаимодействия 80

Глава 3. Экспериментальное исследование профессиональной подготовки музыканта-педагога в аспекте формирования позитивно-ориентированных стратегий социально-культурного взаимодействия у обучаемых 92

3.1. Педагогические подходы к проведению эксперимента 92

3.2. Определение степени сформированности социально-культурной коммуникативной компетентности будущих музыкантов-педагогов 101

3.3. Экспериментальная работа по формированию готовности музыкантов педагогов к развитию навыков межкультурного взаимодействия у школьников Китая 118

Заключение 127

Список литературы

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Общие процессы глобализации и информатизации, наблюдаемые в мире за последние десятилетия, ведут к резкому увеличению межнациональных контактов на разных уровнях, увеличению числа мультикультуральных обществ. Мировая ситуация ставит перед каждым народом и этносом задачу осознания своей национальной и культурной специфики. При этом важным остается вопрос эффективного взаимодействия в общемировом формате на уровне государств, сообществ и отдельных личностей.

В настоящее время КНР представляет собой стремительно развивающийся регион, все больше интегрирующийся в систему международных отношений. Процессы экспансии охватывают также и сферу культуры -все большее количество людей во всем мире интересуется китайской философской традицией, поэзией, обрядами и ритуалами, историей этой страны.

Очевидно, что данные процессы порождают небывалые возможности для интеграции самобытной и богатой культуры Китая, культуры Азиатского региона и культуры западных стран. Вместе с тем, подобные позитивные интеграционные процессы не всегда могут быть реализованы в силу определенных социально-культурных, экономических и иных стереотипов, ограничивающих возможности социального и культурного взаимодействия людей различных культур и стран. Также взаимодействие предполагает позитивную трансляцию уникальных культурных и социальных элементов, носителем которых является каждый человек - субъект социально-культурного взаимодействия.

В музыкальном искусстве указанные важнейшие компоненты культуры предстают во всей своей полноте и, вместе с тем, в форме, максимально доступной для восприятия и понимания с позиций представителя иной культуры. Подлинные произведения искусства кросскультурны, они привлекают к себе, формируя позитивное отношение к породившей их культуре, которая начинает восприниматься как самобытная, иная, но близкая, понятная - то есть создается основа для межкультурного взаимодействия. Постижение музыкального искусства других культур позволяет сформировать адекватное понимание специфики данных культур и их носителей, что способствует эффективному субъектному межкультурному взаимодействию.

Важно отметить, что формирование подобного восприятия музыкального творчества других культур невозможно без комплексного освоения необходимой совокупности общественных знаний, обеспечивающих адекватность музыкального восприятия, воздействия на психологические процессы восприятия музыки - подключение эмоционального компонента, осмысления музыкального творчества через призму собственного опыта,

воображения, чувственного восприятия.

Очевидно, что обеспечение подобного восприятия может быть осуществлено лишь через обучение - тем самым, возникает необходимость подготовки самих музыкантов-педагогов.

В настоящее время, как показывает практика, деятельность педагогов-музыкантов (в частности в КНР) сводится к повышению уровня эрудированности, выработке у них конкретных умений игры на инструменте, вокальных навыков.

Подобный ограниченный педагогический подход порождает комплекс взаимосвязанных противоречий, составляющих проблему исследования:

между важностью для педагогического процесса в вузе ознакомления с высокими межкультурными образцами музыкального искусства и неготовностью к восприятию другой культуры в аспекте социально-культурного взаимодействия;

между значимостью современных педагогических технологий как средства усиления основ межкультурного взаимодействия и ограниченными возможностями по его использованию музыкантами-педагогами.

Формирование педагогических технологий освоения межкультурного взаимодействия является одной из центральных системообразующих задач современного музыканта-педагога, что связано с общим кризисом межкультурных отношений и гуманистических ценностей в мировом масштабе. Данное положение призвано на практике отразить новую парадигму гуманизации системы образования, ее ориентации на выработку у учащихся гуманистической ориентации, духовно-ценностного постижения мира, толерантности и готовности к межкультурному диалогу, взаимодействию.

Вышеизложенное позволяет обозначить тему настоящего исследования как актуальную, имеющую значимость для социально- и личностно-значимых процессов: межкультурного и субъектного социально-культурного взаимодействия, формирования в процессе обучения в школах КНР позитивно-ориентированной в области международных контактов личности.

Степень научной разработанности проблемы. Особое значение для настоящего исследования имеют работы педагогов-гуманистов Я.А. Ко-менского, И.Г. Песталоцци, труды П.П. Блонского и других. Формированию педагогических основ исследования способствовали философские и культурологические аспекты работ А.А. Аронова, Т.Н. Баклановой, Л.С. Зориловой.

Особый интерес представили работы классиков психологии, педагогики Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, посвященные исследованию активной творческой личности.

При изучении личности как субъекта деятельности использовались работы психологов К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.

Подойти к пониманию сущности инновационных педагогических технологий, их проектирования, внедрения и оценки эффективности в образовательном процессе автору помогли работы Е.И. Григорьевой, А.Г. Казаковой, Т.Н. Крыгиной и др.

Гуманистический характер социально-культурной деятельности и концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в данной области изложены в трудах Т.П. Баклановой, Л.С. Жарковой, Л.С. Зорило-вой, С.А. Касаткиной, Е.Л. Кудриной, Н.П. Лапшина, Н.А. Паршикова, B.C. Садовской, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Фундаментальные теоретические основы подготовки педагогов-музыкантов представлены в работах Э.Б.Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Л.Т. Безбородовой, А.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина, Го Шучен, Джон Сяо-дин, Чи Сяочжен, Лан Юйсию, Хуан Пэнь и др.

Профессиональная подготовка музыкантов-педагогов в современном образовательном пространстве вуза представлена в исследованиях О.В. Дедюхиной, Т.А. Замятиной, О.Н. Токаревой, Т.П. Шевченко, М.В. Шер-шаковой, Фан Кунь, Лин Хуа, Хэ Чжанхао, Юй Лина, Ши Лин и др.

Межкультурное взаимодействие и в прошлом, и в настоящем привлекало внимание исследователей и осуществлялось с междисциплинарных позиций: философских, культурологических, психологических, антропологических (М. Бахтин, B.C. Бибир, Ю.М. Лотман, Го Шучен, Джон Сяо-дин, Джэн Бохуа и др). В то же время специальных исследований теории и практики подготовки будущих педагогов-музыкантов в КНР к формированию педагогических технологий освоения межкультурного взаимодействия не проводилось.

Объект исследования: профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузах КНР.

Предмет исследования: освоение будущими педагогами-музыкантами педагогических технологий межкультурного взаимодействия.

Цель исследования состоит в разработке педагогических технологий социально-культурного взаимодействия в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов в вузах КНР.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание педагогических технологий социально-культурного взаимодействия, выделить критерии оценки данного понятия и его составляющие.

  2. Определить основы процесса освоения и функционирования межкультурного взаимодействия в контексте профессионального развития будущих педагогов-музыкантов.

  1. Разработать экспериментальную авторскую методику по подготовке будущих музыкантов-педагогов к формированию социально-культурного взаимодействия в вузах КНР.

  2. Провести анализ эффективности педагогических технологий формирования социально-культурного взаимодействия в вузах КНР.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений: формирование у будущих педагогов-музыкантов педагогических технологии социально-культурного взаимодействия позволяет создавать благоприятные условия для освоения студентами богатства мировой музыкальной культуры; подготовка музыкантов-педагогов к педагогической деятельности, ориентированной на формирование социально-культурного взаимодействия, предполагает освоение педагогических технологий на уровне самих будущих педагогов, что является важным условием последующего развития обучаемых. Готовность будущего музыканта-педагога к формированию социально-культурного взаимодействия является формируемым системным профессионально-личностным качеством (социально-культурной коммуникативной компетентностью педагога), содержащим следующие составляющие: мотивационно-творческую, когнитивную. Существенным моментом для эффективной реализации данной компетентности является формирование готовности студента к развитию позитивных основ социально-культурного взаимодействия у обучаемых.

Методологическую основу исследования составляют философские, культурологические, психологические труды китайских и русских авторов; исследования генезиса и сущности музыкального искусства, особенности и пути формирования музыкального восприятия: Б.В. Асафьев, Л.М. Багирова, Л.П. Казанцева, Д.К. Кирнарская, М.П. Миронова, СМ. Петриков, А.Н. Сохор, Ли Чонгуан, Джао Сяошен, Лин Кэжен, Цай Сон-чи, Цай Синцень и др.;основные положения философии культуры, идеи о социальной сущности личности и ее становлении в культуре: М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Ши Вэчжен, Сунь Юйдэнь, Джао Фон, Лю Дэхань, Чжэн Баохуа и др. Культурологический подход, рассматривающий образование как культурный процесс в культуросообразной образовательной среде, наполненной человеческими смыслами; ориентированный на развитие человека как субъекта культуры в процессе диалога: Е.В. Бондаревская, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, А.С. Запесоцкий, СЮ. Курганов, Пан Чжен, Хуан Чжи, Щиан Щихэнь, Шен Джонгуо, Пиан Джушан, Хуа Ианджу и др. Личностно-деятельностный подход, в основе которого находится единство личностного и деятельностного компонентов в процессе практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Чио Ли Нэ э и др. Компетентностный подход, рассматривающий проблемы го-

товности к профессиональной деятельности: А.А. Вербицкий, А.В. Козырев, А. П. Тряпицына, Н.В. Чекалева, Ма Чиохуа, Ян Мина, Жон Беншу и др. Теория и практика межкультурной коммуникации: Т.Г. Грушевицкая, В.В. Кочетков, Н.М. Лебедева, О.А. Леонтович, В.П. Фурманова, Пан Дэньсюн, Цзян Цинь, Ши Сянфэн и др. Системный подход, обосновывающий: влияние содержания каждого компонента музыкального образования на рядоположные элементы, взаимовлияние музыкального и культурологического образования, взаимовлияние восприятия элементов культуры, влияние культурной компетентности как элемента в системе личностных качеств на воспитание толерантности, навыков межкультурного восприятия и взаимодействия.

Теоретическими основами исследования выступили труды педагогов, музыкантов, раскрывающие роль музыкального искусства в процессах формирования личности. Операционализация самого термина «межкультурное взаимодействие» в настоящее время привлекает внимание исследователей и осуществляется с междисциплинарных - этнологических, социальных, психологических, педагогических позиций. При разработке теоретических и практических аспектов исследования мы основывались: на педагогической концепции трех уровней межкультурного взаимодействия (когнитивного, эмоционального и поведенческого), разработанной Е.В. Лигновской; классификационном подходе к анализу межкультурного взаимодействия, разработанном О.В. Бураевой с этнологических позиций; на понимании психологических основ межкультурного взаимодействия, разработанных В.Н. Дружининым, А.Н. Татарко и др. В вопросах теории культуры, восприятия культурных ценностей основой выступили взгляды Х.Г. Гадамера, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, связанные с концепцией понимания культурных текстов, необходимости организации специальной духовной деятельности, направленной на указанное понимание.

Методы исследования

В процессе проведения исследования использовался комплекс методов теоретического анализа: анализ понятийно-терминологической системы исследования, построение гипотез, моделирование, классификация, а также эмипирические методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, метод экспертных оценок, анкетирование, в частности использовались следующие тесты: диагностика принятия других по шкале Фейя, методика самооценки личности Будасси, тест различий между идеальным и реальным «Я», методика изучения мотивации достижения А. Мехрабиана.

Базой исследования явились Педагогическиий институт г. Хень Нан, Педагогический институт г. Чжэн Чжоу, факультет подготовки педагогов-музыкантов для детский садов.

Организация исследования

Научно-экспериментальная работа осуществлялась в течение пяти лет

(2004-2008 гг.) и включала три основные этапа.

Первый этап - теоретический (2004-2006 гг.), проводился анализ научных источников по проблеме исследования, который включал в себя разработку концепции исследования, изучение теоретической литературы по проблеме исследования, определение понятийного аппарата, гипотезы, объекта и предмета исследования, методик экспериментального исследования, написание теоретической части работы.

Второй этап - экспериментальный (2006-2007 гг.) - проведение педагогического эксперимента по внедрению в обучение будущих музыкантов-педагогов авторской методики формирования социально-культурного взаимодействия на основе коммуникативной компетентности педагогов и их готовности к развитию позитивных технологий социально-культурного взаимодействия. В эксперименте принимали участие 240 человек 6 групп студентов музыкальных факультетов вузов КНР (педагогических институтов г. Чжен Чжоу и г. Кэфоне), прошедших исследования по вышеуказанным методикам.

Третий этап исследования (2007-2008 гг.) - обработка и обобщение результатов, подведение итогов, оформление работы. В ходе данного этапа проводилась повторная проверка авторской методики, подводились итоги теоретического и экспериментального исследования, осуществлялся анализ эффективности методики, были подготовлены научные публикации по теме исследования.

Научная новизна исследования:

уточнено понятие социально-культурного взаимодействия в контексте педагогического процесса и изучения педагогических технологий в вузе;

определено понятие «педагогические технологии освоения социально-культурного взаимодействия»; выделены негативно-ориентированные и позитивно-ориентированные технологии;

разработана методика формирования позитивно-ориентированных технологий (триединство «культурная идентичность» - «культурная самоидентичность» - «глобальные ценности») в процессе изучения музыкального творчества;

определены составляющие социально-культурной коммуникативной компетентности педагога - когнитивная и мотивационно-творческая, выделено понятие «готовности» педагога по реализации указанной компетенции в процессе развития у обучаемых педагогических технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается: в раскрытии взаимосвязи между собственными технологиями социально-культурного взаимодействия педагогов и формируемыми педагогическими технологиями; в определении ключевых составляющих социально-культурной коммуникативной компетентности педагогов и методов коррекции, формирования данных составляющих в процессе вузовской подготовки; в вы-

делении следующих педагогических условий развития межкультурной компетентности будущих педагогов-музыкантов: построение образовательного процесса в вузе на основе культурологического и аксиологического подходов и с учетом социокультурного контекста и контекста будущей профессиональной деятельности; реализация идей личностно-деятельностного, конструктивистского подходов; учет индивидуальных особенностей, уровня развития межкультурной компетентности; актуализация субъектного опыта студентов; создание ситуаций успеха в образовательном процессе вуза (личностный аспект). Разработанная структура социально-культурной коммуникативной компетентности предопределяет содержание и форму подготовки будущих педагогов.

Практическая значимость. Разработан специальный синтезированный курс, составленный на основе комплекса знаний, входящих в когнитивный компонент готовности педагога к развитию межкультурного взаимодействия. Данный курс имеет две последовательно реализуемые цели: сформировать навыки межкультурного взаимодействия непосредственно у будущих педагогов (как профессионально значимое личностное качество); обеспечить готовность к развитию навыков межкультурного взаимодействия на всех рассмотренных выше уровнях. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов на музыкальных факультетах педагогических вузов и вузов культуры при составлении учебных планов и программ, разработке лекционных курсов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, разнообразием источников информации, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике, временной продолжительностью исследования, а также основанием исследования на диалектических методах познания, использовании методов аналитической статистики при обработке полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка к эффективному социально-культурному взаимодействию является неотъемлемой составляющей педагогической подготовки к будущей деятельности педагога-музыканта. Сформированные педагогические технологии освоения социально-культурного взаимодействия могут носить как позитивно, так и негативно-ориентированный характер, т.е. в процессе освоения новых культур может происходить как культурное обогащение, реализация культурной и социально-культурной самоидентичности, так и ограничение контактов, замыкание в национальных резервациях и социальных сообществах, в силу закостенелой приверженности национальным стереотипам и формам поведения.

2. Педагогические технологии освоения социокультурного взаимодей
ствия содержат три составляющие, развитие и реализация каждой из кото
рых влияет на итоговую направленность социально-культурного взаимо
действия:

социально-психологическая составляющая (поведение и субъектная позиция);

когнитивная составляющая (знание, понимание, изучение);

творческая составляющая (создание нового опыта).

  1. Основная идея используемых педагогических технологий - триединство восприятия иностранной культуры: элементы, составляющие специфику национальной культуры, уникальные особенности чужой культуры и сходные для всего человечества элементы, транслируемые культурой любой страны - духовность, причастность, любовь и доброта, нравственность, т.е. объединяет человека со всеми, позволяет вычленить и обозначить общечеловеческие ценности.

  1. Для того чтобы педагог эффективно формировал основы социально-культурной коммуникации, важно, чтобы у самого педагога были сформированы правильные (эффективные) подходы и подобной коммуникации. Готовность музыканта-педагога к формированию социально-культурного взаимодействия является формируемым системным профессионально-личностным качеством - социально-культурной коммуникативной компетентностью педагога, содержащим следующие составляющие: мотивационно-творческую, когнитивную. Важным для эффективной реализации данной компетентности является формирование готовности педагога к развитию позитивных технологии социально-культурного взаимодействия у обучаемых.

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных докладах и сообщениях автора на межвузовских научных, научно-практических конференциях в 2002-2009 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств, Московской академии государственного и муниципального управления, Высшей школе социально-управленческого консалтинга (Институт), Педагогическом институте г. Хень Нан, Педагогическом институте г. Чжэн Чжоу.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Технологии социально-культурного взаимодействия как педагогическое понятие

Для того чтобы сформировать комплексное понимание социально-культурного взаимодействия, необходимо обратиться к истории вопроса, связанного с диалогом культур.

Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем когда-то считали, что идет простой переход достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса.

Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Проблемами диалога занимались древнегреческие философы софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма. Диалоговое пространство было ими создано на основе духовной культуры, основанное на признании плюрализма мнений, равноправия точек зрения, признании общечеловеческих принципов, свободы и ценности личности и общества в целом. В работе «Взаимосвязь и совместимость глобализации и регионализации» Ли Мин Си отмечает, что в средние века диалог использовался преимущественно в нравственных целях (50, 84-87).

Хотя диалог, как форма межчеловеческого общения существует с очень дальних времен, но по-настоящему проблемами диалогических отношений занялись немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг около 200 лет назад, когда они занимались проблемами субъекта и его познающих возможностей, субъективных и межсубъективных отношений.

Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Однако, по его мнению, и что верно, изменения не должны затрагивать «ядра» культуры. Современные культуры сформированы в результате многочисленного и длительного культурного взаимодействия. В этом отношении интерес представляет мысль Лян Ай Су о том, что в историческом плане обращение к диалогу всегда является свидетельством смены научной парадигмы (55, 246).

В XX веке культура смещается в эпицентр человеческого бытия, что происходит во всех сферах жизни. Ю.В. Вострякова в работе «Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры» определяет «Диалог культур - это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не познание, но взаимопонимание» (25,80).

В современном мире диалог культур более усложнился в силу комплекса обстоятельств. С взаимодействием культур разных народов связаны и современные проявления фундаментальных проблем. Особенность решения этих проблем состоит в рамках систематического диалога культур, а не одной, пусть даже преуспевшей культуры. «Решение этих проблем предполагает такую глобализацию взаимодействия культур в пространстве и во времени, при которой реальностью становится самореализация всех и каждой культуры через взаимодействие всех с каждой и каждой со всеми другими. На этом пути проблематизируется сам механизм взаимодействия культур». И далее А.Гордиенко справедливо полагает: «Вследствие того, что глобализация межкультурных взаимодействий полагает такую полноту смыслового мира вовлеченных в нее индивидов, которая возникает лишь в точке пересечения всех культурных образов» (28, 76-77)

Согласно А.И. Арнольдову (7), диалог является своеобразной аппликацией своего и чужого. Межкультурные взаимодействия не могут происходить иначе, чем через взаимодействия индивидуальных мировоззрений. Важнейшей проблемой при анализе межкультурного взаимодействия является раскрытие механизма взаимодействий. Можно выделить два вида взаимодействия: 1) культурно-прямое, когда культуры взаимодействуют друг с другом благодаря общению на уровне языка. 2) косвенное, когда основные характеристики взаимодействия являются и его диалоговый характер, диалог при этом входит внутри культуры, в составе ее собственных структур.

Инокультурное содержание занимает двойственное положение - и как «чужое» и как «свое». Таким образом, взаимовлияние и взаимопроникновение культур является следствием косвенного взаимодействия, диалога культуры с собой, как диалога "своего" и "чужого" (имеющего двойственную природу). Суть диалогичности - в продуктивном взаимодействии суверенных позиций, составляющих единое и многообразное смысловое пространство и общую культуру. Главное, что отличает диалогичность от монологичности - стремление к пониманию взаимоотношений различных взглядов, идей, явлений, социальных сил.

Педагогические подходы по формированию позитивно-ориентированных стратегий социально-культурного взаимодействия у обучаемых

Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей.

В рамках глобализации возрастает международный диалог культур. Международный культурный диалог усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика. Если раньше казалось, что культуры Востока и Запада взаимно не пересекаются, то сегодня, как никогда раньше, наметились точки соприкосновения и взаимовлияния. Речь идет не только о взаимодействии, но и взаимодополнении и обогащении. Глобализация и глобальные проблемы способствуют диалогу культур. В целом проблемы открытости к диалогу и взаимопониманию в современном мире приобретают глубокий характер

Однако для взаимопонимания и ведения диалога не достаточно одной доброй воли, но необходима кросс-культурная грамотность (понимание культур других народов), которая включает в себя: осознание различий в идеях, обычаях, культурных традиций, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на культуру собственного сообщества глазами других народов (99,32)

Но чтобы понимать язык чужой культуры, человек должен быть открыт к культуре отечественной. От родного - к вселенскому, только так можно постичь лучшее в других культурах. И только в таком случае диалог будет плодотворен. Участвуя в диалоге культур, надо знать не только свою культуру, но и сопредельных культур и традиций, верований и обычаев.

Глубина диалога во многом определяется заинтересованностью творческих личностей, возможностью удовлетворения их запросов. Главный путь развития межкультурных контактов - это неформальные контакты. Диалог культур приводит к углублению культурного саморазвития, к взаимообогащению за счет иного культурного опыта, как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры.

Возможность контактов и взаимодействий между культурами связано с единством их структуры, когда главную роль в области сближения культуры играют мифология, язык, религия, искусство, наука. Сейчас проблемами диалога культур стали активно заниматься исследователи разных наук.

В этом аспекте важным становится постижение возможностей музыкальной культуры в социально-культурном взаимодействии и диалоге (Стасов В.В. (78,80), Ражников В.Г. (69,99).

На протяжении эволюции общества музыка выполняла различные функции: она являлась эффективным средством формирования и народностей из родов и племен (на мифологическом уровне развития национализма), и исторических этносов из отдельных народностей (на мифологическом и теоретико-идеологическом уровнях), и моно-, поли-, а также квазиэтнических государств (на государственном уровне), и, конечно, наций, зачастую служа фундаментом для формирования национальных сообществ (на национально-образовательном уровне) (84,70-75). К тому же, музыкальная культура является одной из защитных оболочек нации, придающих ей устойчивость при негативных воздействиях (национально-защитный уровень)

К.С. Шаров в автореферате диссертации «Музыка как средство формирования национальных сообществ» отмечает, что появление каждой нации можно идентифицировать по необыкновенному всплеску ее музыкальной культуры, которую уже современники расценивали как национальную (94).

Таким образом, мы можем выделять такую функцию музыкальной культуры, как носителя национальной специфики и культуры. Овладение ценностями, сложившимися в конкретной культуре может быть облегчено посредством приобщения к музыкальному искусству, обладающему значительной силой воздействия и убеждения, средствами отражения глубинных смыслов и сущностей. Между тем, само музыкальное искусство нуждается в понимании как таковое — в первую очередь это относится к пониманию его отражающей сущности и специфической семантики. Постижение культуры через музыку и музыки через культуру -взаимопереходящий процесс, который «именно в своей целостности оптимизирует духовное развитие человека и, в частности, его способность к межкультурному взаимодействию, межкультурной восприимчивости» (23,17).

В противном случае музыка «отрывается» от культуры, становясь «приятным» (или не приятным) «шумом», а культура теряет огромную область духовного производства и способ трансляции своих ценностей. Важно отметить, что большинство музыкальных произведений, которые являются составляющими мирового культурного наследия, по сути выступают определенным носителем национальных культурных отличий. При этом данные отличия могут носить различный характер — как передавая истинные особенности национальных культур, так и симулируя их (5).

Так, К.С. Шаров выделяет механизмы, через которые происходит подобная симуляция - создание ирреферентивных знаково-символических комплексных структур, претендующих на статус «традиции» и управляющих национальным сознанием (94). Первый порядок - симулирование национальных отличительных черт самими композиторами в партитурах музыкальных произведений. Второй порядок — создание симулякров при исполнении музыкального произведения, постановке оперы.

Социально-культурная коммуникативная компетентность музыканта-педагога как педагогическое понятие

Теоретический анализ опыта деятельности современных вузов позволяет сделать вывод о том, что педагогическое взаимодействие содержит образцы межкультурной компетентности, имплицитно включающей структуру взаимного влияния субъектов межкультурной коммуникации. Педагогическое взаимодействие субъектов образования содержит как потенциальные возможности изменения состояний студентов, так и одновременное существование закономерных, двусторонних связей учебного материала и отношения к нему на уровне личностного смысла в творческом восприятии опыта межкультурной компетентности будущего педагога.

Важно уточнить характеристики педагогического взаимодействия в контексте формирования социально-культурной коммуникативной компетентности: коллективный характер взаимодействия; межкультурная эмпатия, инокультурная рефлексия, целесообразность системной когерентности, целостность; технологичность; восприимчивость к событиям.

Поле опыта межкультурной компетентности каждой личности в системе взаимодействия - индивидуально. Его содержание определяется тем, какие из элементов культуры становятся предметом осознания в деятельности будущего учителя. Формирование социально-культурной коммуникативной компетентности будущего учителя - это образовательная деятельность в процессе педагогического взаимодействия, поэтапно обеспечивающего качественное изменение личности студента на организационно-поисковом, концептуально-детерминирующем, контрольно-обобщающем этапах.

Формирование социально-культурной коммуникативной компетентности в педагогическом взаимодействии обеспечивает усвоение студентом знаний, умений в реально созданных ситуациях межкультурного общения (политических, экономических, нравственных, эстетических, социально-бытовых, социокультурных). Раскрытие данного механизма дает возможность системного видения процесса, обеспечивает его внутреннюю динамику от выявления исходного уровня до построения траектории формирования индивидуального опыта.

Процесс формирования социально-культурной коммуникативной компетентности будущего учителя базируется на единстве системного, культурологического, аксиологического подходов. Системный подход обеспечивает объединение разрозненных действий в единую систему целеустремленной, межкультурной деятельности на всех ее уровнях. Опираясь на исследования В.А. Сластенина (75), мы выделяем: содержание образования, обеспечивающее формирование социально-культурной коммуникативной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии; образовательные средства, соответствующие цели и задачам подготовки будущих учителей к межкультурному взаимодействию; дидактические условия эффективного функционирования разработанной системы.

Культурологический подход является методологической основой нашей концепции. Аксиологический подход обеспечил выбор социально и личностно значимых ценностных ориентации, актуальных для эффективного межкультурного взаимодействия, способствовал развитию у студентов осознанного отношения к себе как к культурно-историческому субъекту. Деятельностный подход проявился в субъектно-субъектном взаимодействии участников педагогического процесса при межкультурном общении. Технологический подход способствовал устранению конфликтов в сфере педагогического взаимодействия и поиску эффективных путей их предупреждения.

Межкультурного-партисипативный подход интегрируется на основе выше перечисленных подходов и обеспечивает эффективность исследования процесса при оптимальных затратах сил и средств, в ходе использования современных методов и средств обучения. Данный подход позволяет рассматривать студента как субъекта деятельности, обладающего общепланетарным мышлением и способного общаться с представителями других культур, экстраполируя личный опыт межкультурной компетентности в плоскость практического применения.

Межкультурная основа данного подхода отражает межкультурно-ориентированную направленность процесса обучения, характеризующегося: - ориентацией на межкультурно-ориентированное образование; - организацией учебно-воспитательного процесса в духе диалога культур; - гуманизацией целей и содержания обучения с позиций толерантного восприятия иноязычной культуры; - обучением учеников межкультурному общению в контексте диалога культур, осознанием себя субъектами диалога; - умением использовать иностранный язык как средство межкультурной коммуникации; - осознанием себя носителем национальных ценностей.

Межкультурная составляющая в контексте данного подхода обеспечивает понимание будущими учителями необходимости приобретения опыта своей культурной идентичности. Усиливается апелляция к внутренней положительной мотивации будущих учителей, возрастает качество восприятия ими культурных особенностей конкретной среды проживания (город, регион, область) и понимание социокультурной картины мира.

Определение степени сформированности социально-культурной коммуникативной компетентности будущих музыкантов-педагогов

В соответствии с программой исследования, были выделены две экспериментальные группы, которые проходили совместный с педагогом эксперимент в процессе преподавания курса педагогики.

В процессе совместной работы на тренинг-семинаре, студентам предлагалось «проиграть» ситуацию подготовки школьников, с ориентацией на формирование у них навыков социально-культурного взаимодействия. Задания звучали следующим образом: 1. Провести показательный урок для приехавших на стажировку педагогов из России. 2. Провести адаптационный семинар для школьников из России. Данные задания предполагали групповую подготовку - каждая экспериментальная группа делилась на две подгруппы. Каждая подгруппа получила одно из заданий, выполнение которого совместно с педагогом оценивала другая подгруппа. Важно отметить, что при демонстрации задания роль «педагогов из России» и «школьников из России» играли сами студенты -из противоположной подгруппы. В результате достигался двойной эффект: помимо подготовленного задания направленного на отработку навыков взаимодействия с представителями других культур в процессе педагогической деятельности, студентам пришлось продемонстрировать имеющиеся у них собственные стереотипы и ограничения по отношению к восприятию других культур (при проигрывании чужих ролей). Таким образом, проводимый тренинг-семинар решал три основные задачи: 1. Выявление стереотипов восприятия иных культур и своей родной культуры. 2. Анализ собственного педагогического стиля общения, уровня владения педагогическими технологиями в аспекте развития навыков социально-культурной коммуникативной компетентности. 3. Высвобождение творческой энергии будущих педагогов.

По окончании выполнения каждого задания, подгруппа, выполнявшая задание, получала обратную связь - экспертную оценку со стороны своих одногруппников. Педагог выступал фасилитатором процесса, создавая условия для более эффективного обсуждения. Важно было выявить не только впечатление, которое оказало выступление студентов, но и озвучить восприятие собственной роли.

Так, при анализе проведенных занятий, группы пришли к следующим выводам (мы приводим наиболее часто повторяющиеся заключения):

1. С точки зрения стереотипов восприятия других культур: - Многие студенты «занижают» уровень восприятия и культурной грамотности представителей других стран, в процессе педагогической деятельности сознательно снижая уровень подачи материала, используя упрощенную терминологию. Существует устойчивый стереотип - ощущение изначально распространенного негативного восприятия китайской культуры и КНР со стороны представителей других стран. Это порождает более агрессивные или наоборот, сдержанные модели поведения педагогов при проведении занятий.

2. С точки зрения владения навыками подготовки обучаемых к социально-культурному взаимодействию: - Большинство педагогов продемонстрировали стремление не к диалогу, а монологическому общению с группой, что впоследствии всеми было оценено как негативная составляющая. - При передаче информации обучаемым, большинство студентов не использовало принципов сравнения - рассказывая об особенностях национальной культуры, студенты не стремились найти общие корни, тенденции, традиции с культурными явлениями другой страны, что в итоге затрудняло восприятие информации и увеличивало время на ее освоение. 3. С точки зрения творчества, студенты согласились с тем, что присутствие в аудитории студентов, играющих роль представителей другой страны создало позитивную атмосферу игры, в которой было интересно не только попробовать себя на месте педагога, но и «примерить» на себя роль представителя другой страны. Студенты отметили, что подобная смена ролей положительно влияет не только на них самих, но и формирует у педагогов (тех, кто ведет занятие) позитивный настрой. Данный аспект большинство студентов отметило как позитивный и рассмотрело как перспективную педагогическую технологию при последующем общении с обучаемыми.

Таким образом, в результате проведенных занятий, в группах было проведено обсуждение основных стереотипов и ограничений, а также выявленных возможностей для проведения занятий. Так как одной из наиболее сложных проблем выступила проблема сравнительного анализа явлений одной и другой культуры, последующее обучение на спецкурсе строилось по следующему принципу: при изучении русских музыкальных произведений студентам предлагалось проанализировать и найти сходные элементы, тенденции в национальном музыкальном творчестве. Благодаря подобному подходу, к окончанию спецкурса студенты уже достаточно свободно выполняли самостоятельные педагогические работы, связанные с презентацией и докладом по темам занятий, активно используя сравнительный анализ.

По окончанию спецкурса каждая группа опять была разбита на две подгруппы, которые снова получили задание подготовить и провести занятие для представителей другой страны. Важно отметить, что в процессе реализации данного задания студенты

Похожие диссертации на Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики