Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности Пирназарова Оксана Шералиевна

Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности
<
Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пирназарова Оксана Шералиевна. Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Пирназарова Оксана Шералиевна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2008. - 200 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/917

Введение к работе

Актуальность исследования В условиях формирования единой глобальной цивилизации осмысление общепланетарной роли культуры как главного фактора развития человечества, осознание генезисной связи культуры, образования и воспитания обусловили особый интерес к культурологической проблематике В настоящее время, по данным С Н Иконниковой, изучение культурологии как общеобразовательной дисциплины осуществляется во всех государственных и большинстве негосударственных вузоз страны, а профессиональная подготовка по специальности «Культурология» - в более чем 200 вузах России

Важнейшей составляющей культурологического образования является полихудожественное развитие личности, основанное на осмыслении художественной культуры как целостной подсистемы культуры и представленное в учебном процессе общеобразовательных школ предметом «Мировая художественная культура» (МХК) Художественная культура является самостоятельным слоем культуры, образный характер, эмоционально-ценностная насыщенность, признанное воспитательное значение которой придают предмету МХК особое положение в общем контексте культурологического образования

Принципиальное отличие предмета МХК от других учебных дисциплин гуманитарного цикла заключается в его полипредметной основе, предполагающей свободное ориентирование учителя во всех видах искусства Кроме того, в современной культурологической науке далеко не завершены дискуссии вокруг различных подходов к анализу истории и теории художественной культуры, ее периодизации и хронологии, содержанию отдельных понятий и терминов, отсутствуют традиции преподавания - все это во многом усложняет профессиональную подготовку учителя МХК

В отечественной истории становление культурологии как научно-образовательной дисциплины и методологии предмета МХК шло параллельно с философским осмыслением феномена культуры Современное состояние культурологических исследований представлено в теоретических работах А И Арнольдова, А Я Гуревича, Г В Драча, М С Кагана, А С Кармина, Ю М Лотмана, А Я Флиера и мн др

Осмысление феномена культурологического образования базируется на фундаментальных исследованиях в области педагогики таких ученых, как В М Беспалько, И В Бестужев-Лада, Е В Бондаревская, Б С Гершунский, В В Давыдов, И А Зимняя, В П Зинченко, Н Б Крылова, В В Краевский, Н Д Никандров, В А Сластенин, В Д Шадриков и др

Разработкой теории и методики профессиональной культурологической подготовки занимались В С Библер, Л П Буева, А П Валицкая, С Н Иконникова, М С Каган, Т Ф Кузнецова, А Ф Малышевский, Л М Мосолова, Л А Рапацкая, А Я Флиер, И А Химик и др При всем многообразии взглядов на процесс совершенствования подготовки культурологов можно выделить то главное, что сближает всех исследователей Прежде всего, это стремление строить подготовку учителя культурологических дисциплин на основе принципов системной организации целостного педагогического процесса, в широком культурном контексте

Однако, проблема совершенствования процесса освоения музыкального искусства учителем МХК в рамках дополнительной специальности на гуманитарных факультетах пока не получила должного освещения Более того, как показывает современная вузовская практика, существует целый ряд факторов, тормозящих решение данной проблемы недостаточное количество учебных часов, отсутствие межпредметных связей в содержании обучения, отсутствие должной педагогической практики и т д

Анализ научно-методической литературы, Государственного образовательного стандарта по специальности «032800 - Культурология», изучение вузовской практики, работы учителей МХК общеобразовательных школ, их анкетирование, наблюдение за учебной деятельностью студентов факультета русской филологии (ФРФ), а также личный опыт диссертанта в качестве преподавателя вуза и учителя МХК позволили сделать вывод о том, что основная проблема подготовки специалистов по МХК заключается в освоении музыкального искусства Сложности постижения содержательной природы музыкального произведения обусловлены авербальностью, внепонятийностью музыкального языка, отсутствием конфетной жизненной предметности элементов музыкального содержания, наличием специального терминологического аппарата

Изучив содержание профессиональной подготовки учителя МХК, обусловленное культурологическими представлениями о целостности мирового художественного процесса, мы полагаем, что именно комплексный подход позволяет совершенствовать процесс освоения музыкального искусства учителем МХК Данный подход предупреждает развитие у студентов фрагментарного представления о музыкальном искусстве и культуре в целом, способствует большей сбалансированности, межпредметной взаимосвязанности, оптимальной структурированности в определении содержания обучения, обеспечивает установку на целостность организации процесса обучения, что особенно актуально в рамках дополнительной специальности

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью подготовки учителя МХК в рамках дополнительной специальности, владеющего целостным представлением о музыкальном искусстве, и недостаточной научно-методической разработанностью проблемы подготовки такого специалиста

С учетом данного противоречия сформулирована проблема исследования каковы модель процесса подготовки учителя МХК в рамках дополнительной специальности на ФРФ на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства и педагогические условия его эффективности? Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования «Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства (на примере дополнительной специальности)»

Цель исследования - научное и экспериментальное обоснование модели процесса подготовки учителя МХК в рамках дополнительной специальности на ФРФ на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства и педагогических условий его эффективности.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя МХК в рамках дополнительной специальности на факультете русской филологии педагогического вуза

Предмет исследования - реализация комплексного подхода к изучению музыкального искусства в процессе подготовки учителя МХК

Гипотеза исследования Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя МХК на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства в рамках дополнительной специальности будет возможным, если

выявлена специфика комплексного подхода к изучению музыкального искусства будущим учителем МХК,

разработана и внедрена модель процесса подготовки учителя МХК, содержательным центром которой является спецкурс «Музыка в истории культуры»,

определены критерии и уровни освоения музыкального искусства учителем МХК,

- выявлены, научно и экспериментально обоснованы педагогические условия, обес
печивающие эффективность процесса подготовки учителя МХК на основе комплексного
подхода к изучению музыкального искусства

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования

проанализировать историю становления и развития отечественного культурологического образования и определить в нем место и роль предмета МХК,

выявить специфику комплексного подхода к изучению музыкального искусства будущим учителем МХК,

разработать модель процесса подготовки учителя МХК на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства,

определить критерии и уровни освоения музыкального искусства будущим учителем МХК,

выявить педагогические условия эффективности процесса подготовки учителя МХК на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства,

провести экспериментальную работу по внедрению разработанной модели и педагогических условий в учебно-воспитательный процесс факультета русской филологии

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, теории о природе человеческой деятельности, системного и комплексного подходов к процессу подготовки специалистов, концептуальные положения о целостности педагогического процесса, исследования в области философии человека и его развития, положения культурологии антропологии, аксиологии в педагогической интерпретации

Теоретической основой исследования являются основные положения теории высшего педагогического образования (О А Абдуллина, В И Андреев, Ю К Бабанский, Ф Н Гоноболин, Н В Кузьмина, И П Подпасый, В А Сластенин, Л Ф Спирин, А И Щербаков и др), исследования, посвященные формированию и развитию культурологического образования в России (Л П Буева, А П Валицкая, Л П Воронкова, Г В Драч, А С Запесоцкий, Г И Зверева, М С Каган, А С Кармин, Т Ф Кузнецова, Э С Маркарян, В М Межуев, Л М Мосолова, С Н Иконникова, С Н Токарев, А Я Флиер и др), работы в области теории и практики преподавания мировой художественной культуры (Л М Ванюшкина, М А Гузик, Л Г Емохонова, С А Ивлев, А В Копылова, В Г Маранцман, Л М Предтеченская, Л А Рапацкая, Ю П Солодовников, И А Химик, Л В Челышева и др), принципы художественной дидактики (К Д Ушинский, С Т Шацкий, В Н Шацкая, Д Б Кабалевский, Б М Неменский,Л В Школяр, Б П Юсовидр), основные положения теории межпредметных связей в музыкальной педагогике (Э Б Абдуллин, Л Г Арчажникова, Б В Асафьев, Н Г Гродзенская, В Г Каратыгин, В В Медушевский, Е В Назайкинский, И Н Немыкина, Б Л Яворский и др)

В процессе исследования был использован комплекс методов теоретического и эмпирического уровней Теоретические методы анализ психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой, музыковедческой, методической литературы по проблеме исследования, моделирование Эмпирические методы изучение и обобщение передового педагогического опыта, включенное педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, анализ результатов учебной деятельности, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, математическая, статистическая, графическая обработка результатов исследования

Экспериментальной базой исследования стал факультет русской филологии (ФРФ) ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им И Я Яковлева»

Всего в исследовании приняли участие 293 студента ЧГПУ им И Я Яковлева, 12 преподавателей ряда российских вузов (гг Астрахани, Москвы, Нижнего Новгорода, Тулы, Чебоксары, Ярославля), 11 учителей мировой художественной культуры школ г Чебоксары

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 2003 по 2008 гг

Первый этап (2003-2004 гг) - изучение и анализ литературы, выявление степени разработанности исследуемой проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, осмысление и формирование понятийно-терминологического аппарата, определение рабочей гипотезы, разработка модели процесса подготовки учителя МХК, педагогических условий совершенствования данного процесса, определение критериев и уровней освоения музыкального искусства учителем МХК.

Второй этап (2005-2007 гг) связан с реализацией формирующего этапа эксперимента, внедрением разработанной модели процесса подготовки учителя МХК на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства и педагогических условий совершенствования данного процесса.

Третий этап (2007-2008 гг) включал контрольную диагностику, работу по количественной и качественной обработке результатов экспериментальной работы, анализ результатов исследования, формулировку выводов, оформление диссертационного исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что

выявлена специфика комплексного подхода к изучению музыкального искусства, заключающаяся в оптимальном сочетании освоения закономерностей культурно-исторического контекста с исследованием индивидуальных форм культуротворчества на примере конкретных музыкальных явлений, что создает у студентов целостное представление о музыкальном искусстве и отражает междисциплинарно-интегративный характер профессиональной подготовки учителя МХК,

разработана модель процесса профессиональной подготовки учителя МХК, основанная на комплексном подходе к изучению музыкального искусства и включающая взаимообусловленные целевые, содержательные, организационные, результативные компоненты,

дано научное и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки учителя МХК на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства (актуализация профессионально-педагогической направленности освоения музыкального искусства в процессе подготовки учителя МХК, использование активных методов и форм освоения музыкального искусства в культурно-историческом контексте, активизация самостоятельной работы студентов, создание фонда учебно-методических материалов (фоно- и видеотеки мировых шедевров музыкальной классики, учебно-методических пособий), соответствующего требованиям современной практики

определены критерии оценки уровня освоения музыкального искусства учителем МХК мотивационно-личностный (наличие положительной мотивации к освоению музыкального искусства и развитие профессионально-личностных качеств), когнитивный (усвоение знаний по музыкальному искусству), деятельностно-творческий (владение умениями и навыками, необходимыми для восприятия, анализа и интерпретации произведений музыкального искусства)

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию профессиональной подготовки учителя В нем дано научное обоснование комплексного подхода к изучению музыкального искусства в профессиональной подготовке учителя-культуролога в рамках дополнительной специальности Историко-педагогические

обобщения и выводы диссертации могут служить источником разработки концептуальных идей, связанных с определением дальнейших тенденций развития отечественного культурологического образования

Практическая значимость исследования заключается в том, что построение педагогического процесса на основе разработанной модели и педагогических условий позволяют осуществлять подготовку учителя МХК с учетом интегративного характера его деятельности, апробированный спецкурс «Музыка в истории культуры» для студентов-филологов может быть внедрен в систему подготовки учителей культурологических дисциплин педагогических вузов и адаптирован к использованию в средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации учителей Разработанные в ходе исследования и реализованные в учебно-воспитательном процессе факультета русской филологии программа, учебное пособие и учебно-методический комплекс могут применяться преподавателями, учителями в организации учебной и самостоятельной работы учащихся, использоваться при составлении программ, спецкурсов, методических пособий и рекомендаций по культурологическим дисциплинам в учебных заведениях разного уровня

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса методов, отвечающих цели, задачам исследования, комплексным анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами обработки результатов экспериментального исследования, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, возможностью воспроизведения формирующего эксперимента, личным опытом работы диссертанта в качестве преподавателя в вузе и учителя в школе

На защиту выносятся следующие положения

  1. Специфика комплексного подхода к изучению музыкального искусства заключается в оптимальном сочетании освоения закономерностей культурно-исторического контекста с исследованием индивидуальных форм культуротворчества на примере конкретных музыкальных явлений В учебном процессе факультета русской филологии в рамках дополнительной специальности комплексный подход позволяет выявить и актуализировать возможности всех дисциплин для создания у студентов целостного представления о музыкальном искусстве, осмысления его в контексте культуры, что отражает междисциплинарно-интегративный характер профессиональной подготовки учителя МХК

  2. В основу совершенствования процесса профессиональной подготовки учителя МХК на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства положена научно и экспериментально обоснованная модель данного процесса, представляющая собой упорядоченную совокупность и единство элементов учебно-воспитательного процесса и включающая взаимосвязанные цель, задачи, принципы, содержание подготовки, методы обучения, формы организации учебно-воспитательного процесса, средства обучения, результат

  1. Эффективность процесса профессиональной подготовки учителя МХК, на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства обеспечивается реализацией следующих педагогических условий актуализация профессионально-педагогической направленности освоения музыкального искусства в процессе подготовки учителя МХК, использование активных методов и форм освоения музыкального искусства в культурно-историческом контексте, активизация самостоятельной работы студентов, создание фонда учебно-методических материалов (фоно- и видеотеки мировых шедевров музыкальной классики, учебно-методических пособий), соответствующего требованиям современной практики

  2. Критериями, характеризующими уровень освоения музыкального искусства учителем МХК, выступают мотивационно-личностный (наличие положительной мотивации к

освоению музыкального искусства и развитие профессионально-личностных качеств), когнитивный (усвоение знаний по музыкальному искусству), деятельностно-творческий (владение умениями и навыками, необходимыми для восприятия, анализа и интерпретации произведений музыкального искусства)

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись на базе факультета русской филологии ГОУ ВПО «Чувашский педагогический университет им И Я Яковлева» Теоретические положения и результаты исследования представлены на международных научно-практических конференциях «Язык, литература, культура диалог поколений» (Чебоксары, 14-16 октября 2003 г), «Цивилизации народов Поволжья и Приура-лья» (Чебоксары, 19-20 мая 2006 г), «Проблемы культуры в современном образовании глобальные, национальные, регионально-этнические» (Чебоксары, 20-21 октября 2006г), «Профессиональное образование в России состояние и перспективы развития» (Пенза, октябрь 2007 г), на всероссийских научно-практических конференциях «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (Казань, 24-25 октября 2007 г.), «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 23 ноября 2007 г), на всероссийской конференции студентов и молодых ученых «Музыкальное образование детей и юношества проблемы и поиски» (Екатеринбург, 12-13 апреля 2007 г) Ход и содержание исследования обсуждались на ежегодных научных сессиях и методологических семинарах аспирантов и докторантов ЧГПУ им И Я Яковлева, научно-практических конференциях преподавателей ФРФ ЧГПУ им И Я Яковлева, на заседаниях кафедры теории и методики музыки, кафедры культурологии и мировой художественной культуры По теме диссертационного исследования опубликовано 17 работ, в числе которых учебная программа, учебно-методическое пособие, учебно-методический комплекс.

Структура диссертации Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка в количестве 234 наименований (среди которых 3 зарубежных источника) и приложения Объем диссертации составляет 197 страниц и содержит 10 таблиц, 6 диаграмм, 1 рисунок Структура работы определена задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью В приложении представлены материалы, подтверждающие научную и практическую значимость исследования анкеты, таблица критериев и показателей уровня освоения музыкального искусства учителем МХК программа спецкурса

Похожие диссертации на Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства : на примере дополнительной специальности