Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Бондарева Вера Владимировна

Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд")
<
Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд")
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондарева Вера Владимировна. Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Волгоград, 2002 202 c. РГБ ОД, 61:02-13/1947-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологический и психолого-педагогический аспекты проблемы воспитания творческой личности средствами искусства.

1.1 .Ценностные основания профессионального образования творческого педагога 13

1.2. Развитие художественно-творческих способностей как одно из условий воспитания творческой личности будущего педагога . 27

1.3. Технологии художественно-эстетического воспитания в системе образования 55

Выводы первой главы 81

Глава II. Личностный подход в художественном воспитании как условие и средство развития творческого педагога.

2.1. Педагогические основы технологии личностно-профессио-нального развития в процессе изучения интегративного курса -изобразительное искусство и художественный труд 84

2.2. Технологические основы личностно-профессионального развития в опытно экспериментальной работе 113

2.3. Результаты динамических изменений в развитии творческих способностей студентов 130

Выводы второй главы 149

Заключение 153

Библиография 157

Приложения 175

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Современное общество выдвигает новые цели, направленные на гуманизацию обучения и воспитания. Демократические идеалы общества не могут быть реализованы вне соответствующей им концепции образования, ориентирующей педагогов на воспитание творческой, свободной личности с ярко выраженными субъектными свойствами, способной к самореализации, самовыражению и саморазвитию. Концепции личностно-ориентированного образования, разработанные в исследованиях Бондаревской Е.В., Котовой И.Б., Серикова В.В., Шиянова Е.Н., Якиманской И.С. направлены на реализацию этих требований.

На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблему совершенствования методов и форм вузовской подготовки, разработки новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностного подхода в обучении, решение задач модернизации образования.

В контексте этих задач выявился несомненный приоритет развития творческой личности в системе профессионально-педагогической подготовки (СВ. Пете-рина, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др).

Творчество рассматривается в контексте целостности личности (Б.Г.Ананьев, В.Г.Афанасьев, С.М.Каган, Л.Н.Коган); деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); познавательной активности (К.А.Абульханова-Славская, В.Г.Афанасьев); самореализации (И.С.Кон, А.В.Петровский, В.Г.Рындак); особенностей личностного развития (А.Н.Лук, А.В.Петровский). В качестве ведущих направлений развития личности в процессе ее профессионального становления называется творческая инициатива (Ю.Н.Кулюткин, Н.В.Маклакова, Г.Н.Харламова, Н.Д.Шадриков), творческая активность (А.И.Остапенко, О.Г.Сущенко), самообразовательная активность (Н.Г.Ковалевская, В.Г.Краснова), профессионально-методическая компетентность (И.Г.Татур, Д.В.Кузнецов, Н.Ильясов), педагогический творческий потенциал

(М.В.Корепанова и др).

В исследованиях по педагогике высшей школы изучение подготовки будущего учителя как творческой личности осуществляется в следующих направлениях: а) выявляются возможности вузовского обучения в деле формирования готовности студентов к творческой деятельности (Пшеничная Л.М.); б) изучаются вопросы творческой активности студентов (Афанасьев В.В., Боренко Г.В., Воробьев Н.Е., ДьяковА.П., Калугина Ю.Н., Мизюрова Э.Ю., Сущенко О.Г.); в) творческого стиля деятельности (Н.Ю. Посталюк, Е.К. Черничкина); г) творческих начал в учебно-познавательной деятельности (В.И. Андреев, В.Б.Бондаревский,); д) основ творческого подхода к педагогической деятельности (Романенко Н.М.); е) «творческого потенциала» личности (С.Г.Глухова, В.А.Моляко, В.А.Петров, Н.Д.Шурова, Е.Л.Яковлева и др.).

Изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность рассматривается как педагогический потенциал (Левкина Л.И.), как профессиональная подготовка студентов художественно-графических факультетов (Ломоносов Р.Г., Нукало В. А., Черная З.Ю., и др.) Вопросы организации художественно-творческой деятельности не достаточно рассматривались среди средств и условий, способствующих формированию творческого потенциала личности педагога. Развитие художественно-творческих способностей студентов нехудожественных факультетов не рассматривалось как направление личностно-профессионального развития.

Традиционная профессионально - педагогическая, художественная подготовка учителя начальных классов и педагогов дошкольных учреждений оказалась малоэффективной в деле формирования творческой личности высокого уровня.

К настоящему времени, сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы личностного - профессионального развития творческого педагога: социальные (потребность общества в личности специалиста, способной к преобразовательной, конструктивной деятельности), теоретические (в психоло-

гии, педагогике, методике поставлена проблема развития творческой личности), практические (формируется передовой опыт по развитию творческого потенциала студентов).

Противоречия между потребностью общества в творчески деятельных специалистах и реальным уровнем их подготовки обусловливает необходимость исследования основных путей перестройки образования будущих педагогов, готовых проявить самостоятельность, инициативу, творчески реализовать свои социальные и педагогические функции. Возможность решения данной проблемы мы связываем с развитием широкого комплекса свойств личности студента, которые дадут толчок к самовыражению и самореализации.

Меняющаяся модель учителя требует коренных преобразований в подготовке педагогических кадров и, прежде всего, в профессионально-практической подготовке. Формирование и развитие творческой личности педагога особенно важно в условиях современного быстро изменяющегося мира, науки, техники, культуры и человека.

Профессионально-педагогическая художественная подготовка учителя начальных классов и педагогов дошкольных учреждений оказалась малоэффективной для обеспечения высокого уровня личностно - профессионального развития и становления творческой личности педагога. Ребенок - дошкольник и младший школьник особенно нуждаются в бережном, индивидуальном, личностно - ориентированном подходе, который сможет обеспечить только творческая личность.

В вопросе изучения творческой личности будущего учителя начальных классов и педагога дошкольных учреждений недостаточно разработана проблема развития творческой личности в процессе художественно-педагогической подготовки. Тем не менее, сама природа художественно-творческой деятельности позволяет реализовать личностно - ориентированный подход, который обеспечивает активное включение преподавателей и студентов в совместное, творческое взаимодействие. Конечной целью такого взаимодействия является подготовка компе-

тентных учителей и воспитателей дошкольных учреждений с новым педагогическим мышлением и высоким творческим потенциалом.

В связи с вышесказанным проблема исследования отражает возникшее противоречие между объективными потребностями практики и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопроса профессионально-личностного развития творческого педагога средствами художественно-педагогической подготовки.

Это определило выбор темы нашего диссертационного исследования -«Технология личностно - профессионального развития творческого педагога (на материале интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»)».

Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс в вузе, обеспечивающий развитие творческой личности будущего педагога начального образования и дошкольного воспитания.

Предметом исследования - технология воспитания творческой личности будущих педагогов в процессе художественной подготовки.

Целью исследования является - научно-педагогическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка технологии профессионального художественно-педагогического воспитания, способствующей развитию творческой личности будущего педагога.

Объект, предмет, цель определили задачи исследования:

выявить ценностные основания профессионального образования;

выявить структуру творческой личности педагога и определить средства воспитания творческой личности;

выявить особенности технологий художественно-эстетического воспитания;

разработать и апробировать программу диагностики художественно-творческого потенциала студентов факультета педагогики и методики начального образования и дошкольного воспитания (ПИМНО и ДВ);

- разработать и апробировать специальную художественно-педагогическую технологию личностно-профессионального развития, направленную на воспитание творческого педагога.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой технология профессиональной художественно-педагогической подготовки будет отвечать основным положениям личностно ориентированного подхода в воспитании творческой личности будущего педагога, если она обеспечивает:

овладение студентами ценностными и личностными смыслами художественно-педагогической деятельности;

общее личностное развитие студентов;

становление их специальных и педагогических способностей;

развитие творческого процесса по законам самоорганизации;

осуществление на всех этапах профессиональной подготовки - педагогической поддержки проявления творческой индивидуальности студента.

Теоретико-методологической основой исследования является гуманистическая философия, основным вопросом которой выступает человек, способный к саморазвитию, самореализации в субъект - субъектных отношениях (П.П. Блонский, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М.М. Бахтин, И.А. Ильин); концепция личностно-ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С. Якиманская); концепция художественного образования (Б.М.Неменский, Т.Я. Шпикалова, Н.М.Сокольникова, Т.И.Бакланова); теория педагогических технологий (Е.В. Бондаревская, В.М. Монахов, М.В. Кларин); современная концепция педагогического образования (В.И.Данильчук, И.Ф.Исаев, А.М.Саранов, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов); деятельностно-творческий подход в образовании (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Эльконин).

Для реализации целей и задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта,

опрос студентов, наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, качественное и количественное сравнение показателей, изучение и анализ продуктов учебной, творческой деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на психолого-педагогические исследования, доказывающие возможность и целесообразность личностно-профессионального развития творческого педагога, целостным подходом к решению проблемы, непротиворечивостью исходных методологических позиций, валидностью использованных методов иссследования, длительным характером и возможностью повторения экспериментальной работы, позволяющей провести тщательный количественный и качественный анализ ее хода и результатов, достаточным со статистических позиций объемом выборки студентов (существенное различие между средними значениями сумм набираемых баллов в экспериментальной и контрольной группах - соответственно 189,4 + 26,4 и 133,7 + 14,5 баллов), обработкой результатов эксперимента статистическими методами (критерий Стьюдента).

Новизна полученных результатов исследования заключается в теоретическом обосновании технологии, способствующей воспитанию творческой личности будущего педагога путем реализации принципов личностно-ориентированного образования, и организации смыслопоисковой деятельности; впервые предлагается технология личностно-профессионального развития творческого педагога, использующая в качестве условия и средства художественно-творческую деятельность; уточнены условия и средства развития художественно-творческих способностей будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: оно дополняет и развивает теорию художественно-педагогической подготовки будущего педагога, отвечающую парадигме личностно - ориентированного образования, представляет структурно - содержательные характеристики творческой личности педагога, в нем предложены теоретические основы и практика реализации

личностно-ориентированной технологии воспитания творческой личности в образовательном процессе вуза. Полученные результаты могут служить базой для дальнейшего решения проблем эстетического и художественно-педагогического образования учителей начальных классов и педагогов дошкольного воспитания.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработана, экспериментально проверена и внедрена в учебный процесс оригинальная педагогическая технология, направленная на повышение уровня развития творческой личности студента в высшей школе. Научно обоснована и апробирована в результате экспериментальной работы программа диагностики личностно-профессионального развития творческого педагога.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, региональных, научно-методических и научно-практических конференциях в Волгограде (1998, 1999, 2000 г.г.) .), в период зарубежных стажировок в образовательных учреждениях Дании и Голландии (1998, 1999г.г.).

Внедрение результатов исследования. Технология личностно-профессионального развития была внедрена на факультете педагогики начального образования и дошкольного воспитания, факультете психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета. Разработаны в соответствии с результатами исследования программы курсов «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», «Технология компенсирующего обучения» по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Введение в творческие предметы - музыкальное и художественное творчество», «Основной курс: основы музыкальной культуры и художественного творчества», «Творческие предметы в социальной работе» по специальности «Социальная работа».

Внедрен метод художественно-творческих проектов в социальных институтах г. Волгограда: центре реабилитации детей инвалидов Ворошиловского района, центре помощи семье и детям при администрации Ворошиловского района, спе-

циальной (коррекционной) школе-интернате № 1 г. Волгограда, школах (19,84,110) и детских садах (292, 173).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ценностными основаниями в профессиональном педагогическом образовании является: признание ценности личности педагога как духовного субъекта культуры, обретение ею смыслов, отношений, духовности, нравственности, гуманности, ее автономности, свободы, индивидуальности, неповторимости, развития и как результат - воспитание творческой личности.

  2. Структуру творческой личности педагога составляют четыре компонента: аксиологический, эмоционально-ассоциативный, мотивационный, экспрессивно-деятельностный. Необходимым условием профессионального развития творческого педагога является развитие его художественно-творческих способностей, а одним из средств воспитания - предлагаемая специальная технология личностно-профессионального развития.

  3. Общими чертами технологий художественно-эстетического воспитания является становление эстетических, ценностных основ личности человека, развитие его духовного мира, овладение способами художественного мышления, приобретение человеком опыта художественно-творческого поиска. Инвариантность художественно-эстетических технологий заключается в определении ведущих целей, методов, средств, содержания и его структуры.

4. Технология личностно-профессионального развития - это педагогическая
система, основывающаяся на взаимодействии преподавателя и студентов в усло
виях художественно-творческой деятельности, направленная на создание условий
для развития их личностных свойств (способностей, знаний, умений, убежде
ний, направленности), творческой активности и самостоятельности, формирова
ния художественно-педагогических умений и ориентации в научной информации
путем рефлексии, поиска смысла творческой деятельности. Технология выполня
ет следующие функции: креативную, рефлексии, стимулирующую, диагностиче-

скую, коррекции. Технология включает в себя три этапа: раскрепощение (преодоление стереотипов и комплексов, связанных с собственной изобразительной деятельностью в целях обретения индивидуального опыта художественного творческого поиска, анализа и обобщения); реализации творческих способностей в педагогической деятельности (становления и развития художественно-педагогического опыта, свободы личности для творческого поиска); раскрытие творческих способностей (осуществление педагогической поддержки в приобретении индивидуальной педагогической творческой работы, проектирования и осуществления целостного учебного процесса, обеспечивающего комплексную реализацию всех этапов технологии).

  1. В программе диагностики личностно-профессионального развития нашла отражение компонентная структура творческой личности, а также уровни развития художественно-творческих способностей, что позволило определить личностный рост будущего педагога. Мерой качества личностно-профессионального развития творческого педагога является развитие его художественных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, способность к творчеству, самовыражению, самореализации, а также приобретение специальных знаний и умений.

  2. Эффективность технологии личностно-профессионального развития заключается в становлении художественно-творческих и профессиональных педагогических способностей определяется реализацией условий: побуждения к самовыражению через художественные формы и образы, используя доступные студентам средства художественной выразительности; использования совокупности изобразительных знаний, умений и навыков, осознаваемых и принимаемых субъектами педагогического процесса как средства, необходимого для решения стоящих задач творческого характера; понимания системы творческих заданий как синтеза трех сфер художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной. Уровень личностно-профессионального развития студентов находится в прямой

зависимости от развития их личностно-смысловой сферы, приобретения опыта эстетических, нравственных и интеллектуальных переживаний.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся факультет педагогики и методики начального образования и дошкольного воспитания Волгоградского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в три этапа. На 1-м этапе (1998-1999 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, проводился срез по изучению данных о процессе становления творчески активной личности в процессе обучения в вузе, определялись цели и задачи исследования, научный аппарат, составлялся развернутый план исследования.

На 2-м этапе (1999-2000 гг.) разрабатывалась модель технологии личност-но-профессионального развития, условия и средства развития творческого потенциала студентов, проводился констатирующий эксперимент, выявлялись факторы, оказывающие влияние на формирование творческой личности студентов, определялась структура и содержание формирующего эксперимента.

На 3-м этапе (2000-2002гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации на практике модели технологии личностно-профессионального развития как средства воспитания творческого педагога, важным звеном которой было проведение формирующего эксперимента, систематизация и обработка результатов, проверка и корректировка разработанной модели, внедрение в практику, оформление текста диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения ( 10с), двух глав (83с, 70с), заключения(4с), библиографического списка использованных литературных источников (211 наименований), таблиц (16), приложений ( 5 ), одной диаграммы.

Ценностные основания профессионального образования творческого педагога

Сегодня человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов -экологического, информационного, демографического, национального и др. Исторические изменения общества влекут за собой переосмысление ценностей и их смену. Такими ценностями являются: человеческая жизнь, свобода, социальное равенство, сохранение культуры и природы. Пересмотр системы ценностей и приоритетов в образовательной политике обуславливает разработку новой парадигмы образования, которая позволит подготовить людей к изменяющемуся миру. Мы считаем, что для основания новой парадигмы образования, в свою очередь, необходим культурологический подход, который характеризуется определенными ценностями. «Ценность в широком смысле является родовым понятием по отношению к таким предельным образцам сознания, как принцип, идеал, конечная цель, сакральный символ и др.». (154,6.)

Традиционно под ценностями понимается ориентация и отношение субъекта к условиям своего бытия, отношение в котором проявляется результат свободного оценочного выбора социально значимых предметов.(187.)

Категория «ценность» рассматривается также как фактор, влияющий на формирование личности - члена социума. Ценности являются основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании человека, они позволяют ему занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку. Ценности также мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в общест ве и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности. (58.)

Розов Н.С. представляет ценности как логические (смысловые) сущности, где необходимо рассматривать вопрос о формах их проявления или о носителях. (154,21)

В деятельности социальных институтов, пишет Розов Н.С, носителями ценностей является: сознание людей (субъектов образовательного процесса, их поведенческие стереотипы и отношения, разного рода регулятивные тексты (моральные, религиозные, правовые и т.п.). «Кроме того, ценности воплощены в предметах культуры: в философских и литературных текстах, в произведениях живописи, архитектуры, театра, кинематографа и т.п.». (там же)

Розов Н.С. отмечает, что воспроизводство, (возможно также развитие) сознания и поведения людей - главная функция образования как социального института. «Социокультурные процессы, связанные с ценностями описываются как циклические взаимосвязи процессов использования ценностей, трансляции ценностей в текстах, воспроизводства ценностей в предметах культуры, воспроизводства ценностей в сознании и поведении людей». (154,21).

Для решения задач нашего исследования необходимо остановиться на категории «ценности образования».

Гершунский Б.С. высшей ценностью образования и его иерархически высшей целью называет - формирование менталитета личности и социума. «Менталитет -квинтэссенция культуры. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества» 1,74-75).

Зинченко В.П. в качестве важнейшей ценности образования обосновывает «живое знание», которое должно стать главным в перспективе развития образования. «Живое знание» отличается от мертвого или ставшего тем, что оно не может быть усвоено, оно должно быть построено. «Построено так, как строится живой образ, слово, живое движение, а не мертвое, механическое действо». (72,12).

По определению Бондаревской Е.В. - «Ценности образования - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, его сознании, образцах воспитательных отношений, в педагогических теориях, системах, технологиях». (37,6).

Бондаревская Е.В. и Кульневич СВ. рассматривают ценности образования в качестве идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. «Ценности как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. Они определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека». (40, 34-35).

Исследователи утверждают, что ценности устанавливаются независимо от человека, объективно, но существуют субъективно, т.е. принадлежат сознанию каждого человека. «Благодаря чувствам, ценности воспринимаются. При помощи сознания они осмысливаются и становятся достоянием личности. Таким образом, ценностная основа образования должна быть в равной мере ориентированна на чувства и смысл». (40, 35).

Развитие художественно-творческих способностей как одно из условий воспитания творческой личности будущего педагога

В этом параграфе мы рассмотрим вопросы, связанные с пониманием категорий: «творчество», «творческая личность», «художественно-творческие способности».

Творчество изучается многими науками: философией, историей, логикой, психологией, педагогикой, искусствоведением. В исследованиях природы творчества существует несколько различных трактовок.

Суть философского содержания творчества имеет универсальный, объективно-диалектический смысл. Творчество - это созидательное призвание человека, «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. (172, 1314). Самым общим для философского понимания творчества будет определение творчества как способа самобытия человека: «именно в творчестве человек утверждает, т.е. формирует, воспроизводит и развивает себя как человека». (48,16).

Еще в /Древней Греции философы спорили о том, в чем сущность творчества и каково его происхождение. Именно тогда сложились две основные концепции этой проблемы. Одна из них обоснована на сочинениях Аристотеля. Он писал в своем знаменитом эстетическом трактате «Поэтика»: «Так как подражание свойственно нам по природе, так же, как и гармония, ритм, то еще в глубокой древности были люди, одаренные от природы способностью к этому, которые, мало помалу развивая ее, породили из импровизации поэзию».(11,49).

Громов Е.С., замечает, что «с точки зрения аристотелевской эстетики, внутренняя одаренность, талант - это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого либо дела». (59, 32). По его мнению, Ари Аристотель исходит из простых, но в сущности своей верных представлений о значении таланта в жизнедеятельности человека.

Родоначальником другой концепции - субъективного в творчестве, был античный мыслитель - Платон, который фиксировал свое внимание на трудно объяснимых моментах творческой деятельности, в особенности художественной. В частности, он впервые обратил внимание на акт вдохновения, показав его необходимость с точки зрения нормального человеческого рассудка. Платон также выявил роль интуиции в художественном творчестве, но объяснил эти явления с мистических позиций. «Интуиция, вдохновение, талант в целом, по Платону, -дар бога, божественного Эроса». ( Цитата из источ. 59,32).

Проблемой творчества в новое время особенно много занимался немецкий философ И.Кант. Хотя Кант, перекликаясь с Аристотелем, и не интерпретировал гениальность как нечто божественное, вне естественное, над природное: «Гений - это талант (природное дарование), который дарует искусству правило» (84, 322), тем не менее, он подчеркивает непознаваемость внутренней основы художественных способностей.

Немалая заслуга Канта и в том, что он вскрыл проблему взаимодействия дискурсивного (рассудочного, логического) и интуитивного познания (непосредственного знания, приобретенного без логичного доказательства) как центральную проблему эстетической деятельности. Он обосновал тезис, что способности души, соединение которых составляет «гений», - это воображение и рассудок. Несколько упрощая рассуждения философа, можно рассматривать кантовское «воображение» как вид чувственной «интуиции». (84,323-324).

Кант полагал, что если у человека нет продуктивного воображения, то он не способен заниматься искусством. Однако, считал философ, с помощью одного лишь воображения также невозможно создать художественные произведения. Необходимы еще и деятельность рассудка, образование, выучка, мастерство. Именно это дискурсивное начало, сближает художника с ученым, хотя в целом

Кант склонен подчеркнуть не общее, а особенное в художественной и научной деятельности. Если поэт должен полагаться прежде на свое воображение, то ученый на логику, рассудок.

«В начале XX века был по настоящему осмыслен факт, недооценимый Кантом: интуиция присуща не только художественному, но и научному мышлению. В его осмыслении большую роль сыграла работа французского математика Анри Пуанкаре «Наука и метод». Им было показано, что ни физик, ни математик, ни инженер не могут полагаться в своей эвристической деятельности на одно рассуждение: по словам Пуанкаре, посредством логики доказывают, посредством интуиции изобретают». (Цитата из источ59, 38).

Бердяев Н.А. понимал творчество как «прирост энергии», как «рост и восхождение сотворенных Богом». «Творчество тварных существ может быть направлено лишь к приросту творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения к истине, добре и красоте...». (20, 49).

Педагогические основы технологии личностно-профессио-нального развития в процессе изучения интегративного курса -изобразительное искусство и художественный труд

Системообразующими идеями новой педагогической парадигмы являются гуманизация воспитания, личностный подход к ученику, идея самоценности каждого учащегося, приоритет субъект-субъектных отношений. (К. Роджерс, И.С.Якиманская, В.В.Сериков, Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская).

Гуманистическая концепция воспитания предполагает также «целостность личности воспитателя, недопустимость ее отчуждения от собственного труда» (94).

Главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса, замечает Бондаревская Е.В., является личность ученика. «Именно с ней взаимодействуют и ради нее проектируются и конструируются все другие его элементы - содержание, средства, технологии, способы педагогического взаимодействия. Суть воспитательного процесса состоит в изменениях, которые происходят с личностью». Личностно ориентированный воспитательный процесс - это процесс позитивных изменений, в ходе которых происходят личностное саморазвитие и личностный рост ученика (41, 39-40).

Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования, разрабатываемая Е.В.Бондаревской, требует педагогических технологий, направленных на организацию смыслопоисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся. Е.В.Бондаревская и С.В.Кульневич раскрывают особенности принципов педагогики личности, их новые смыслы. По их мнению, принципы в педагогике личности исполняют методологическую (стратегическую) и оперативную (такти ческую) функции.

Общие (стратегические) принципы утверждают гуманистические ценности образования, а также определяют стратегию, ориентиры и содержание взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Таковыми принципами явились:

-принцип природосообразности;

-принцип гуманизма;

-принцип культуросообразности;

-принцип индивидуально-личностного подхода;

-принцип ценностно-смысловой направленности образования;

-принцип личностной деятельности;

-принцип субъектного контроля;

-принцип веры в человека (ребенка);

-принцип сотрудничества педагога и воспитанников;

-принцип включения личности в значимую деятельность. (13)

Частные (тактические) принципы «способствуют созданию непосредствен ных условий для самоорганизуемого воспитания». Авторы подразделяют их по четырем группам:

-направленность личности;

-социально - профессиональный опыт;

-индивидуально - психические процессы;

-типологические свойства личности. (С.366)

В разработке нашей специальной технологии мы опирались на эти стратегические и тактические принципы педагогики личности и синтез искусств.

Синтез искусств понимается в искусствоведении как Соединение, взаимо действие всех видов искусства для раскрытия общей художественной идеи. В эстетическом воспитании синтез искусств определяется сочетанием в образователь ном процессе изобразительного искусства и занятий ручным или художественным трудом.

Вопрос синтеза и взаимодействия искусств в эстетическом воспитании и развитии рассматривался в диссертационных исследованиях Андреевой С.А., Бей-рюмовой Л.Г., Ворожейкиной О.И., Карповой Н.К., Устенко Л.Н., Шевченко Г.П., Юсова Б.П. Интеграция осуществляется на содержательном уровне дисциплин «Методика преподавания изобразительного искусства» и «Методика преподавания труда». Андреева С.А. рассматривает полифункциональность предметов области «искусства» в социокультурном развитии учащихся (10). Бейрюмова Л.Г. замечает, что взаимодействие искусств в образовательном процессе - «это необходимый фактор, средство активизации эстетического воспитания студентов» (24,20). Ворожейкина О. И. рассматривает синтез искусств как средство воспитания эстетического вкуса (49). Карпова Н.К. представляет синтез искусств как способ эстетического познания и моделирования личности (86). Устенко Л.Н. включает в процесс эстетического воспитания помимо литературы, музыки, изобразительного искусства, такие предметы - как основы философии, естествознание, труд, МХК и другие (183).

Похожие диссертации на Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (На материале интегративного курса "Изобразительное искусство и художественный труд")