Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Реверчук Игорь Васильевич

Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров)
<
Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Реверчук Игорь Васильевич. Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров) : диссертация ... доктора медицинских наук : 14.00.18 / Реверчук Игорь Васильевич; [Место защиты: ГУ "Санкт-Птербургский научно-исследовательский психоневрологический институт"].- Санкт-Петербург, 2008.- 548 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Особенности психических расстройств в этнокультуральном аспекте (аналитический обзор литературы)

1.1 Этнокультуральные особенности распространенности психических расстройств

1.2 Этнокультуральные особенности клиники психических расстройств

1.3 Современное состояние проблемы исследования этнической толерантности и идентичности

1.4 Этнокультуральные аспекты профилактики психических расстройств и организации психиатрической помощи

1.5 Этнокультуральная характеристика удмуртского народа

ГЛАВА 2. Материалы, инструменты и методы исследования 63

2.1 Материалы исследования 63

2.2 Инструменты исследования 65

2.3 Методы исследования 68

ГЛАВА 3. Медико-демографическая и социо-культуральные особенности больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций

3.1 Динамика распространенности психических расстройств в Удмуртской Республике с 1991 по 2005 годы 80

3.2 Дерматогаифические этнические особенности у славян и финно-угров

3.3 Социо-демографическая характеристика больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций

3.4 Социо-культуральная характеристика больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций

ГЛАВА 4. Сравнительная характеристика клиники пограничных психических расстройств у больных из славянской и финно-угорской субпопуляций 125

4.1 Сравнительный анализ клинической динамики 125

4.2 Нозологическая структура пограничных психических рас. стройств у больных славянской и финно-угорской субпопуляций

4.3 Синдромологическая структура пограничных психических расстройств у больных славянской и финно-угорской субпопуляций

4.4 Основные социо-демографические и этнокультуральные факторы, влияющие на формирование и структуру ведущих психопа- 162 тологических синдромов

ГЛАВА 5. Сранительная характеристика клинической динамики ^ психопатологических расстройств и личностных особенностей у больных из славянской и финно-угорской субпопуляций

5.1 Клинические особенности тревожно-фобических расстройств 177

5.2 Клинические особенности расстройств адаптации и реакцийна тяжелый стресс

5.3 Клинические особенности диссоциативных и соматоформных расстройств

5.4 Клинические особенности неврастении 320

5.5 Клинические особенности дистимии 369

ГЛАВА 6. Основные направления этнокультурально ориентированных дифференцированных программ медико-психологической 416 помощи больным с пограничными психическими расстройствами

6.1 Подпрограмма профилактики пограничных психических рас- , стройств

6.2 Лечебно-диагностическая подпрограмма пограничных психических расстройств

Заключение 441

Выводы 464

Список цитированной литературы 469

Приложения 494

Введение к работе

Актуальность проблемы. В последнее время все чаще прослеживается обращение научных исследований к проблемам кросскультуральной (транскультуральной, этнокультуральной) психиатрии с целью достижения наиболее полного понимания роли этнических и социокультуральных факторов в развитии нарушений психического здоровья у человека. Этнокульту-ральные исследования психического здоровья в настоящее время являются одними из наиболее актуальных и перспективных направлений в социальной психиатрии и эпидемиологии психических расстройств (Чуркин А.А., 1997-2003; Дмитриева Т.Б., Положий Б.С., 1994-2004; Незнанов Н.Г., 2004). Данное положение обусловлено все еще недостаточным понимание факторов внешней среды (макро- и микросоциум, культура, религия, стратегии воспитания, образ жизни и т.п.) и внутренней (внутренняя картина «Я» и мира, внутренняя картина болезни, механизмы психологических защит и т.п.) в формировании и развитии различных форм психической патологии.

Исследования отечественных (Вассерман Л.И., 2003; Карвасарский Б.Д., 2001; Короленко Ц.П., 1997, 2000; Коцюбинский А.П., 1998; Менделе-вич В.Д., 1994-2004; Чуркин А.А., 1997-2006) и зарубежных (Ardila А., 1995; Demel К., 1995; McLoyd V., 1994; Jenkins R., 1997 и др.) ученых свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между различными этническими и со-циокультуральными характеристиками, клинической структурой и динамикой психических расстройств. Все это вызывает насущную необходимость разработки дифференцированных подходов к диагностике и лечению психических заболеваний с учетом этнокультуральных факторов.

Вместе с тем, в России подобные исследования ранее практически не проводились и только в последнее время начинают развиваться. Особую значимость этно- и социокультуральные исследования приобретают в современной России, в связи с ростом национального самосознания, возрождением культурных и религиозных традиций. Немногочисленные исследования в области этнической толерантности и идентичности человека, позитивного или негативного определения себя, себя в этносе, этноса в обществе подчеркивают их влияние на формирование психологических защит человека, внутренние картины здоровья и болезни, уровень субъективного контроля и, соответственно, риск возникновения, развитие и клиническую картину пограничных психических расстройств (Вид В.Д., 2005; Кабанов М.М., 1998; Курпа-тов В.И., 2006; Попов Ю.В., 2005; Репина Л.Л, 2003; Сухарев А.А., 1998; Хотинец В.Ю., 2002; Corin Е. et al, 1994; Phinney Y.S.,1991).

Однако к настоящему времени не существует достоверной и полной информации о распространенности невротических расстройств среди этнических групп, нет однозначных сведений о вкладе конкретных культуральных особенностей в их полиморфизм и клиническое своеобразие, вследствие чего отсутствуют этнокультурально обоснованные дифференцированные подходы к системе оказания психиатрической и психотерапевтической помощи. Отсутствие валидного биопсихосоциального метода доказательной медицины, подтверждающего принадлежность исследуемых к определенному этносу, значительно затрудняет проведение углубленных кросс-культуральных исследований в области психиатрии.

В основу методологического подхода данной работы положена концепция социокультурной детерминированности возникновения, распространенности и клинической картины невротических расстройств, с учетом их особенностей в различных этнических группах. Соответствующее понимание социо- и этнокультуральных особенностей позволит не только решить научную проблему, но и обосновать перспективное направление, которое может найти применение в решении задач по совершенствованию психиатрической помощи в каждом конкретном регионе нашего многонационального государства.

Таким образом, научная и практическая неразработанность проблем этнокультуральной психиатрии и несомненная медико-социальная потребность в объективной информации по указанным проблемам определяют актуальность данного исследования. Его результаты позволят получить новые научные сведения, необходимые для разработки практических мероприятий по совершенствованию охраны психического здоровья населения.

Данная диссертационная работа выполнялась в соответствии с Федеральной программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)» в качестве фрагмента утвержденной Минздравом РФ комплексной НИР на тему: «Выявление закономерностей влияния этнических и социокультуральных факторов на психическое здоровье населения России с целью оптимизации психиатрической и психопрофилактической помощи», осуществляемой ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского совместно с кафедрами психиатрии ВУЗов.

Целью исследования является выявление клинико эпидемиологических и этнокультуральных закономерностей возникновения, распространения, структуры и клинической картины пограничных психических расстройств и их взаимосвязей с этническим самосознанием среди основных (славянской и финно-угорской) этнических субпопуляций Удмуртской Республики и, на этой основе, разработка рекомендаций по совершенствованию психиатрической и психопрофилактической помощи населению. Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:

1. Провести клинико-статистический анализ динамики показателей общей и первичной заболеваемости пограничными психическими расстройствами в Удмуртской Республике.

2. Провести сравнительный анализ демографических и социокультуральных характеристик больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций населения Удмуртской Республики.

3. Получить нозологические и синдромальные сравнительные характеристики клинических проявлений и структуры пограничных психических расстройств у больных из славянской и финно-угорской субпопуляций.

4. Определить взаимосвязи клинических и личностных особенностей у больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций.

5. Верифицировать достоверность методов физической антропологии и определения этнического самосознания для создания методологической модели этнокультуральных исследований в клинической и эпидемиологической психиатрии.

6. Определить уровни развития этнического самосознания у больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций.

7. Выявить закономерности взаимовлияния этнического самосознания, акцентуаций характера, уровней субъективного контроля, клиники пограничных психических расстройств и типов внутренней картины болезни у больных из славянской и финно-угорской субпопуляций.

8. Определить основные направления дифференцированных программ медико-психологической помощи больным пограничными психическими расстройствами, с учетом социоэтнокультуральных и этнотолерантных особенностей населения.

Научная новизна. Впервые на большом популяционном материале получены клинико-эпидемиологические данные о больных пограничными психическими расстройствами, проживающих в Удмуртской Республике, и проведен их сравнительный анализ в социально-демографическом и этно-культуральном аспектах. Выявлены этнокультуральные особенности клинической структуры и распространенности пограничных психических расстройств в основных этнических субпопуляциях населения Удмуртской Республики. Впервые определены основные факторы структурообразования осевых синдромов пограничных психических расстройств у больных славянской и финно-угорской этнических групп населения. Определено влияние уровня этнического самосознания, акцентуаций характера, субъективного контроля, типов внутренней картины болезни на клиническую картину пограничных психических расстройств у представителей основных этниче ских субпопуляций Удмуртской Республики. Впервые разработан психолого-антропологический метод идентификации этнической принадлежности исследуемых людей, определяющий инструментальную доказательную базу кросс-культуральной психиатрии. Научно обоснованы основные направления разработки дифференцированных программ медико-психологической помощи больным пограничными психическими расстройствами с учетом социо-культуральных и этнотолерантных особенностей этнических групп населения.

Практическое значение работы. Полученные данные значительно восполняют дефицит представлений о распространенности пограничных психических расстройств среди основных этнических групп населения Удмуртской Республики, клинической характеристике страдающих ими больных, а также их этнокультуральных и этнотолерантных особенностях, что ориентирует врачей-психиатров в их повседневной деятельности. Разработанные рекомендации по улучшению выявляемое™ больных пограничными психическими расстройствами, с учетом этнокультуральных особенностей, а также по дифференцированному подходу к системе оказания им медико-социальной помощи внедрены в практику психиатрической службы Удмуртской Республики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ статистических показателей доказывает устойчивую тенденцию к затяжному течению пограничных психических расстройств и относительную неэффективность существующих в настоящее время лечебно- профилактических программ.

2. Социокультуральные, клинические и личностные характеристики больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций имеют особенности и взаимосвязаны с уровнем развития этнического самосознания.

3. Методы физической антропологии и определения этнического самосознания необходимы для повышения доказательности результатов этно культуральных исследований в клинической и эпидемиологической психиатрии.

4. У больных пограничными психическими расстройствами из славянской и финно-угорской субпопуляций наибольшее влияние этническое самосознание оказывает на клиническую динамику, уровень субъективного контроля и тип внутренней картины болезни.

5. Дифференцированные, с учетом социоэтнокультуральных и этнотоле-рантных особенностей населения, программы медико-психологической помощи больным пограничными психическими расстройствами доказали свою эффективность и могут быть рекомендованы в качестве основы для внедрения в деятельность профильных лечебных учреждений.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены на II Международном Медицинском конгрессе (Ижевск, 1998), Международной научно-методической конференции «Психолого-педагогические проблемы системы образования» (Ижевск, 1998), Четвертой Российской университет-ско-академической научно-практической конференции (Ижевск, 1999), межвузовских конференциях молодых учёных и студентов (Ижевск, 2001-2007), республиканских научно-практических конференциях и обществах психиатров, психотерапевтов, неврологов (Ижевск, 2003-2007гг.), Международном симпозиуме «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения» (Ижевск, 2004), Республиканской научно-практической конференции «Этно-культуральные вопросы психиатрии и психологии» (Чебоксары, 2004), III Съезде психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашской Республики (Чебоксары, 2005), Международной психоаналитической конференции (Москва, 2006), Региональной научно-практической конференции «Современные проблемы формирования индивидуального и общественного здоровья населения Арктического Севера» (ТАО, Дудинка, 2006), Международном симпозиуме «Экология, демография и здоровье финно-угорских народов» (Ижевск, 2006), Третьей национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006), Международной научной конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы медицины и биологии» (ОАЭ, Дубай, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире» (Ижевск, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии» (Волгоград, 2007), IV Паназиатском конгрессе «Психотерапия и психологическое консультирование в эпоху перемен» (Екатеринбург, 2007), Всероссийском научном конгрессе с международным участием «В.М.Бехтерев - основоположник нейро-наук: творческое наследие, история и современность» (Казань, 2007) и др.

Результаты диссертационной работы используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики, а также в качестве методических материалов для обучения практических врачей на кафедре психиатрии и неврологии Факультета повышения квалификации и постдипломной подготовки специалистов и студентов кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия». Результаты исследования внедрены в практическую деятельность Республиканской клинической психиатрической больницы Минздрава Удмуртской Республики (г. Ижевск) и Первой Республиканской психоневрологической больницы Минздрава Удмуртской Республики (п. Сардан), а также психоневрологического диспансера г. Глазова и психиатрической службы г.Воткинска.

Публикации. По материалам диссертации опубликованы 54 научные работы, в том числе монография и 3 учебно-методических пособия, 5 статей опубликованы в изданиях, внесенных в перечень изданий, в которых могут публиковаться основные научные результаты, содержащиеся в докторских диссертациях (Бюллетень ВАК Минобразования РФ № 4 — 2007 г.).

Материал исследования. Для проведения исследования выбраны три источника первичного материала:

1) Статистические сведения (в соответствии с отчетной статистической формой №10 - Отчет о заболеваниях психическими расстройствами) за 1991 2005 годы о первичной и общей заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации и Удмуртской Республике;

2) Данные углубленного клинико-эпидемиологического обследования 644 больных пограничными психическими расстройствами (399 представителей славянской и 245 — финно-угорской этнических групп). Группы больных набраны сплошным методом когорт, с учетом совпадения по основным демографическим характеристикам всего населения Удмуртии.

3) Данные углубленного клинико-патопсихологического и экспериментально-психологического исследования больных невротическими, связанными со стрессами и соматоформными расстройствами, сгруппированных в 5 основных групп на основе общности этиопатогенеза (60 человек (30 славян, 30 финно-угров) - тревожно-фобические расстройства (F40-41); 60 человек (30 славян, 30 финно-угров) - реакции на стресс и расстройства адаптации (F 43); 60 человек (30 славян, 30 финно-угров) - диссоциативные и соматоформ-ные расстройства (F44-45); 60 человек (30 славян, 30 финно-угров) - неврастения (F48.0); 60 человек (30 славян, 30 финно-угров) - дистимия (F34.1).

Отбор больных основной группы проводился на основе следующих диагностических критериев МКБ-10 и DSM-IV-R: а) психогенная обусловленность болезненных состояний и их принципиальная обратимость; б) непсихотический уровень симптоматики - астенические, истерические, фобиче-ские, обсессивно-компульсивные и аффективные расстройства; в) парциаль-ность и эгодистоничность клинических проявлений (отсутствие изменения самосознания, наличие осознания болезни).

Этнокультуральные особенности распространенности психических расстройств

В основе современной этнокультуральной психиатрии лежат сравнительные исследования распространенности психических расстройств, которые проводятся среди различных народов, стран, регионов и т.п. В мировой практике, на основе etic или emic (по К.Пайк, М.Мид, 1988) подходов, исследуются различия и сходства: 1) межрасовые; 2) в моноэтнических странах или народностях; 3) между коренным населением и мигрантами. В зарубежных странах большинство таких исследований проводится среди этнических меньшинств, а полученные результаты сравниваются с показателями, которые присущи западной культуре, причем сравнение проводится с использованием методов, характерных для классической психиатрии. Такой подход к проблеме несколько ограничен и однобок, но, несмотря на это, получено множество интересных фактов, которые способствуют развитию современной психиатрии.

Обычно подобные исследования проводятся на репрезентативных группах населения этнического большинства и этнического меньшинства, либо сопоставляются данные исследования этнически малой группы с официальными данными ВОЗ. Кроме расовых и этнокультуральных, анализируется огромный спектр факторов, влияющих на психическое здоровье исследуемого контингента (Rack Р., 1988).

Flashrud J.H., Ни L.T. (1992) проведя более 26 тысяч наблюдений в США, выявили связь между этнической принадлежностью и психиатрическим диагнозом. Чаще, чем у белых американцев, психические нарушения развивались у негров и выходцев из Азии, а у американцев мексиканского происхождения они встречались еще реже. У белых и выходцев из Азии чаще встречались аффективные расстройства, а у негров и азиатов - шизофрения, которая реже всего регистрировалась у латиноамериканцев. Похожие выводы были сделаны при изучении распространенности психических расстройств среди населения Англии, как этнических меньшинств, так и коренного населения. Оказалось, что болезненность шизофренией и психозами выше среди этнических меньшинств, однако ремиссии наступают быстрее и достигают более высокого качества (King М.В. et al., 1995). Проанализировав данные о больных с психозами, лечившихся стационарно в течение 10 лет, Adebimpe V.R., Cohen Е. (1989) не обнаружили явных различий между этническими группами. К подобному выводу пришли и Castaneda R., Franco П. (1985), которые обследовали больных с пограничными психическими расстройствами.

В нашей стране этнокультуральные исследования были менее многочисленными. На данный момент большая часть из них посвящена сравнению распространенности психических расстройств среди различных национальных образований России, среди коренного и русского населения в каком-либо отдельном регионе. Исходя из проведенных исследований, можно сделать определенные выводы об этнокультуральных особенностях возникновения, распространенности и течения психических болезней.

Так В.Б.Миневич (1995), выявил, что распространенность шизофрении и олигофрении у бурят в сельской местности выше, чем в городской, и чем у русского большинства, что, по мнению автора, напрямую связано с обычаями бурят, которые традиционно оставляют психически больных в селе. В.И. Михайлов и Н.А Творогова (1997) провели исследования распространенности психических заболеваний среди 6 коренных народов Дальнего Востока, которые проживают в Хабаровском крае. Исследования показали, что уровень болезненности для всех шести народов больше, чем у сельских жителей края, в 2,1 раза, а уровень заболеваемости - в 3,1 раза. Соответствующие показатели для вышеуказанных народов отличаются друг от друга также значительно: по болезненности - в 3 раза среди эвенов, эвенков и нивхов; по заболеваемости - в 2,2 раза среди эвенов и ульчей, нивхов.

М.В. Осетров обнаружил достаточно высокую положительную корреляционную взаимосвязь болезненности и заболеваемости психическими расстройствами от доли лиц коми-национальности в общей численности населения районов Республики Коми (1997). Также имеет место факт еще более тесной корреляции распространенности умственной отсталости и удельного веса коми среди жителей сельских районов. Заболеваемость психозами и непсихотическими расстройствами не имеет подобных особенностей.

Достаточно высокие показатели распространенности психических нарушений среди представителей малых народов (ханты и манси) выявлены в Ханты-Мансийском автономном округе (О.Л. Чемезов, К.Б. Мисюра, 1997). У народности манси болезненность шизофренией, умственной отсталостью, психическими расстройствами непсихотического регистра существенно выше, по сравнению с хантами. Показатели же болезненности психозами и состояниями слабоумия в этнических субпопуляциях были близки и в 2,2 раза превышали уровень болезненности по округу в целом. В данном случае можно предположить накопление больных внутри популяции манси, учитывая ее малочисленность.

Влияние транскультуральных факторов на особенности психической патологии прослеживается и у психически больных, совершившие общественно опасные деяния (ООД). Например, Е.Г. Кокарев (1997) доказал, что среди психически больных коми совершают ООД вдвое чаще, нежели у представителей русской и иных этнических групп. Рассматривая случаи заболевания шизофренией, в группе коми чаще встречалась приступообразная форма с яркими галлюцинаторными и бредовыми проявлениями, медленным нарастанием дефицитарных расстройств, а в группе русских - непрерывная, с быстрым проявлением дефекта. А.А. Чуркиным, Р.В. Ахапкиным, Е.Г. Кокаревым (1997) установлены этнические различия структуры психически больных, совершивших общественно опасные действия в Удмуртской Республике и Республике Коми. Среди больных шизофренией преобладают русские над удмуртами и коми. Совершившие ООД представители коренных национальностей превалировали над русскими с органическими поражениями ЦНС и страдающими умственной отсталостью.

Современное состояние проблемы исследования этнической толерантности и идентичности

В настоящее время считается доказанным положение о важной роли куль-туральных факторов в клиническом оформлении психических расстройств. Стала достаточно распространенной и точка зрения о необходимости оценки форм психических отклонений с позиций того общества, в котором они встречаются. X Всемирный конгресс психиатров, проходивший в Мадриде в 1996 году, определил наиболее актуальную проблему для клинико-эпидемиологических исследований (особенно для оценки результатов) - рандомизацию, стандартизацию, диагностику и классификацию психических расстройств в различных этносах. Но в настоящее время сделаны лишь первые шаги в этой области - отделом психического здоровья ВОЗ (1997) разработан указатель 434 кросскультуральных терминов в английской транскрипции, включая синонимы на языках народов разных стран. Такой стандартизованный подход упрощает решение ряда вопросов по преодолению языкового барьера, культуральных особенностей оценки состояния здоровья и поведения (Галактионов О.К., 1999; Галактионов О.К., Семке В.Я., Шорин В.В., 2001). Дальнейшие сравнительные исследования позволили увидеть как этно-культуральный уровень, влияя на формирование психических расстройств, придает им специфическое содержательное значение и в значительной мере определяет особенности клинических проявлений.

Teggin A.F. et al. (1985), сравнивая манифестации шизофрении у белых, негров и латиноамериканцев, не получили различий в частоте проявления форм болезни, однако формирующиеся синдромы у негров достоверно чаще сочетались с обонятельными галлюцинациями, бредом и галлюцинациями, имеющими суб-культуральную окраску. Yamamoto J. et al. (1985) при исследовании депрессии у американцев и китайцев нашли, что у китайцев она чаще протекает с соматизаци-ей. Ndetei D.M., Vadher А. (1985) в исследованиях культурально различных групп описали религиозную феноменологию, причем, по мнению авторов, она может быть обусловлена глубоко скрытыми культуральными факторами и объяснена именно в их терминах и понятиях. Chandrasena R. (1987) изучались симптомы I ранга (по КЛИнейдеру) у пациентов из Шри-Ланки, Великобритании и Канады. Оказалось, что эти специфические для шизофрении симптомы связаны с этнической принадлежностью больных, причем они были менее всего представлены у пациентов из Шри-Ланки. По мнению исследователя, в данном случае есть связь и с культуральными ценностями больных. С этой работой перекликается исследование Ndetei D.M. (1988), нашедшего, напротив, большую распространенность этих симптомов среди мигрантов из Африки и Западной Индии по сравнению с белым населением Англии. В то же время, им обращается внимание на то, что в ряде культур такие нарушения не являются обязательным атрибутом шизофрении именно из-за различной интерпретации галлюцинаторных переживаний.

Уместно вспомнить работы Jenkins J. (1988), описавшего различное понимание нервности у латиноамериканцев и белых жителей США. Для выходцев из Мексики -это, скорее, «проблема», а для основного населения США - «болезнь». Различия в клинико-психологических особенностях больных шизофренией в негритянской и белой американской этнических группах показаны Velasques R.J., Callahan WJ. (1990) на усредненных профилях MMPI: ведущие шкалы у белых американцев - 2 и 8; у негров - 6 и 8. Swerdlow М. (1992) отмечал, что для душевнобольных пуэрториканцев, живущих в Нью-Йорке, не применимы обычные психиатрические подходы. Своеобразные народные представления о психических болезнях зачастую облегчают социальную адаптацию больных и улучшают их проживание среди других этносов.

Существуют и другие точки зрения на этнокультуральные особенности психических болезней. В частности, De-Lay P., Faust S. (1987) не обнаружили разницы в проявлениях депрессии у беженцев из Юго-Восточной Азии и коренных жителей Англии. Классические вегетативные признаки депрессии отмечены ими в обеих этнических группах. Silver Н. (1986) также не выявил межэтнических различий клиники депрессии у жителей Восточных и Западных регионов Израиля, на основании чего расценил культуральную факторизацию как «вторичное явление». Nahas G.G. (1985) не нашел отличительных признаков (соматических, психологических, электроэнцефалографических, психопатологических) у лиц, употреблявших опиаты на Ямайке и в США. Golding J.M. et al. (1990) не увидели ка ких-либо особенностей депрессивных алкогольных психозов среди латиноамериканцев и коренного населения Арканзаса, a Hwu H.G. et al. (1990), описывая особенности развития и причины алкоголизма на Тайване, не установили отличий от его европейской модели.

О наличии клинических культуральных особенностей свидетельствуют и описанные рядом авторов специфические экзотические синдромы - культураль-но-специфические, обнаруживаемые у различных этнических меньшинств. Такие состояния не укладывались в рамки традиционно принятой среди европейцев классификации психических нарушений. С другой стороны, Krause N. (1988) приводит описания этнических групп, у которых в культуре отсутствует ряд очевидных для цивилизованных стран представлений о психических нарушениях, что, несомненно, затрудняет адекватную психиатрическую диагностику. В качестве примера культурально-специфического синдрома можно привести выявленный Colomb Н. (1959) синдром «коро», включающий в себя аффективно насыщенный бред с фантастической фабулой ухода полового члена внутрь живота с последующей гибелью человека от разрыва внутренностей. Cheng Т. (1988) выявил такой культурально-специфический для Тайваня синдром, как Shen-Kinli (страх потери семени). Westermeyer J. (1990) нашел у беженцев из Юго-Восточной Азии, принадлежащих к этнической группе Hmong, не описанный ранее «бред фатального влияния», сочетавшийся с депрессией и редуцирующийся при терапии трициклическими антидепрессантами.

Динамика распространенности психических расстройств в Удмуртской Республике с 1991 по 2005 годы

В данном разделе приводятся дерматоглифические особенности основных этнических групп населения Удмуртской Республики, знание которых необходимо для применения метода достоверного определения этнической принадлежности больных как биологического компонента целостного биопсихосоциального этнокультурального исследования в психиатрии и психологии.

Узоры на дистальных фалангах пальцев в группе финно-угров распределены неравномерно - отдельные типы их встречаются с разной частотой (табл. 3.2.1). 1. Частота дуговых узоров по сравнению с петлевыми и завитковыми узорами, наименьшая. Частота дуговых узоров, по сравнению с петлевыми и завитковыми узорами, наименьшая. Распределены дуговые узоры по отдельным пальцам неравномерно - на 2-ом пальце у мужчин частота этого узора достигает 16,83%, на остальных пальцах обычно не превышает 2-5 %. В женской выборке частота дуговых узоров достигает больших величин - на втором и третьем пальцах левой руки и составляет соответственно 17,56% и 15,74%, на правой руке наибольшая частота встречаемости дуговых узоров отмечается только на 3 пальце - 12,96%, на втором пальце правой руки дуговые узоры не встречаются. Частота лучевых петель в обеих половых группах выше на 2 пальце. Однако у мужчин такой узор чаще встречается правой руке (4,55%), в женской выборке на левой руке (3,14%). На третьем, четвертом и пятом пальцах лу чевые петли отмечены в единичных случаях. На первом пальце такие узоры не встречаются. Наиболее часто в группе финно-угров на всех пальцах встречается петлевой узор, открывающийся в локтевую сторону. Причем по пальцам имеется неравномерное распределение частоты узора. Так, у мужчин максимальная частота локтевых петель имеет на 5 пальцах - 80,20% на левой и 65,35% на правой. На остальных пальцах частота снижается до минимального значения на 2 пальцах - 27,72% на левой 22,77% на правой руках.

Формула частоты встречаемости локтевых петель обеих рук мужчин -V I III IV II. У женщин также чаще всего локтевые петли встречены на 5 пальцах обеих рук ( на левой руке - в 70,37%, на правой - в 61,11%), реже всего - на 2 пальцах обеих рук ( на левой в 30,56%, на правой - в 22,22%) и 1 пальцах правой руки (9,26%). Однако на втором месте находится 1 палец левой руки, на правой руке такую же частоту имеет и третий палец (соответственно -61,11% и 58,33%). Формулы частот приобретают вид: для левой руки -V I m iV II; для правой - правой- I II IV V III. Частота завитковых узоров у финно-угров в мужской выборке ниже, чем петлевых. Чаще всего завит-ковые узоры встречаются у мужчин на четвертом пальцах обеих рук - 51,49% и 65,35%, а также на втором пальце правой руки - 48,51%, реже всего на 1 и 5 пальцах левых рук. На первом пальце это имеет место в 25,74%, на пятом пальце - в 17,82% случаев. Формулы распределения частот завитковых узоров имеют вид: левой руки - IV II III I V; правой руки - IV II I III V. В женской выборке завитковые узоры с наибольшей частотой отмечены на 1 и 2 пальцах правой руки (на первом пальце 90,74%, на втором пальце 77,78%). Наименьшая частота завитковых узоров отмечена на третьем пальце правой руки и пятом пальце левой руки (24,07% и 36,11% соответственно). Формулы частот имеют вид: для левой руки IV II III I V; для правой -I II IV V III.

Гребневой счет по пальцам распределяется неравномерно, однако прослеживаются определенные закономерности. Так, гребневой счет 1 пальца всегда выше, чем на других пальцах и достигает у мужчин 15,63±0,47 на правой руке и 13,67±0,46 на левой руке (р 0,01). В женской выборке его величины соответственно равны 14,02±0,48 и 12,79±0,53 (р 0,01). Далее на левой руке и у мужчин, и у женщин пальцы распределяются в порядке убывания величины гребневого счета в следующей последовательности: IV, V, III, П. На правой руке формула распределения гребневого счета у мужчин имеет вид 1 1У Ш У П, у женщин - I rV V m II. Таким образом, наименьший гребневой счет и у мужчин и у женщин на обеих руках на втором пальце (Таблица 3.2.2).

Нозологическая структура пограничных психических рас. стройств у больных славянской и финно-угорской субпопуляций

В данной главе приводятся результаты сравнительного исследования клинико-динамических особенностей больных пограничными психическими расстройствами славянской и финно-угорской субпопуляций во взаимосвязи с доминирующими в клинической картине психопатологическими синдромами.

Анализ психопатологической отягощенности больных обеих субпопуляций значимых различий не выявил: не имели наследственную отягощен-ность 94,6% больных славянской субпопуляции и 90,6% больных финно-угорской этнической группы, отмечалось наличие отягощенности наследственности психическими заболеваниями у 5,4% и 9,4% (р=0,01) больных обеих субпопуляций соответсвенно (Таблица 4.1.1).

Имели психодезадаптационные эпизоды в детстве (страхи, дисморфо-фобия, заикание, тики, энурез, реакции протеста, иллюзорные расстройства, явления астении, депрессии и т.д.) 43,6% больных славянской субпопуляции и 43,4% (р=0,01) больных финно-угорской этнической группы, неотягощенный преморбид отмечался лишь у 56,4% славян и 56,6% финно-угров (Таблица 4.1.2).

Не выявил значимых различий анализ преобладающих форм реагирования в стрессовых ситуациях у представителей обеих субпопуляций: ау-тично-депрессивные реакции наблюдались у 40,2% больных славянской субпопуляции и 41,5% больных финно-угорской этнической группы (р=0,05), экспрессивные реакции в виде агрессии вовне отмечались у 28,2% и 28,9% (р=0,01) больных обеих субпопуляций соответственно. Аутоагрессивные ситуативные реакции в виде агрессии на себя характерны для 28,2% больных славянской субпопуляции и 25,2% (р=0,05) больных финно-угорской этнической группы (Таблица 4.1.3). Таким образом, подтверждается существующее в настоящее время мнение о преобладании гетероагрессивного, экспрессивного поведения во фруст рирующих ситуациях у славян и аутоагрессивного поведения у представителей финно-угорского этноса. Индифферентное отношение к стрессовым ситуациям в виде отсутствия какого-либо специфического реагирования отмечалось у 3,5% больных славянской субпопуляции и 4,4% (р=0,05) больных финно-угорской этнической группы.

Данные нашего исследования также не подтверждают существующее в настоящее время мнение о наличии «врожденной» тревожности как этноге-нетической черты характера у представителей финно-угорского этноса: ситуативно- возникающая тревожность наблюдалась у 60,2% больных славянской субпопуляции и 58,5% (р=0,05) больных финно-угорской этнической группы, личностная тревожность отмечалась у 36,3% и 35,6% больных обеих субпопуляций соответсвенно. Отсутствие тревожности как черты характера отмечалось у 3,5% больных славянской субпопуляции и 5,9% больных финно-угорской этнической группы (Таблица 4.1.4).

В отношении возраста представителей славянской и финно-угорской субпопуляций к моменту начала заболевания значимых различий не выявлено.

Длительность заболевания на момент обследования у представителей обеих субпопуляций значимых отличий не имела: пограничные психические расстройства протекали до одного года у 49,4% больных славянской субпо пуляции и 45,9% больных финно-угорской этнической группы, продолжительность заболевания более пяти лет отмечалась у 20,1% больных обеих субпопуляций (р=0,01). От одного года до пяти лет невротические расстройства длились у 19,5% больных славянской субпопуляции и 23,4% больных финно-угорской этничской группы, длительность заболевания до одного месяца наблюдалась у 9,0% и 8,6% (р=0,01) больных обеих субпопуляций соответственно (Таблица 4.1.5).

Похожие диссертации на Роль этнического самосознания в клинической динамике пограничных психических расстройств (на примере славян и финно-угров)