Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Антонова, Евгения Андреевна

Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития
<
Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонова, Евгения Андреевна. Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Антонова Евгения Андреевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/193

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного развития дошкольников с ЗПР 12

1.1. Добро и зло как категории философского осмысления 12

1.2. Психологические подходы к изучению нравственной сферы личности 21

1.3. Онтогенез нравственной сферы в дошкольном детстве 40

1.4. Особенности нравственной сферы детей с ЗПР 50

Глава 2. Методологические основы, организация и методы экспериментального исследования 57

2.1. Методологические основы и организация исследования 57

2.2. Методы и методики исследования 62

Глава 3. Особенности нравственного сознания и поведения дошкольников с ЗПР 74

3.1. Особенности отношения к добру и злу у дошкольников с ЗПР 74

3.2. Особенности представлений о добром и злом у дошкольников с ЗПР 99

3.3. Феноменология добра и зла в поступках и реальном поведении дошкольников с ЗПР 134

3.4. Методические рекомендации по формированию нравственной сферы дошкольников с ЗПР 154

Выводы 173

Заключение 178

Список использованной литературы 184

Введение к работе

Актуальность исследования.

В последние годы все больше внимания уделяется изучению сложных феноменов человеческого бытия, рассмотрение и понимание которых возможно лишь на стыке психологии и других областей знания. К числу таких феноменов относится проблема нравственного развития человека. Сутью, основным содержанием нравственного развития является способность человека различать добро и зло, иметь представления о всем многообразии проявлений доброго и злого, а также руководствоваться в своем поведении общественно заданной нормой «добра» и противостоять «злу». «Добро» и «зло» выступают как фундаментальные понятия в категориальном аппарате философской антропологии, теологии, аксиологии и этики (А.Г. Долгий, В.В. Знаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.П. Фетисов, и др.).

В психологических исследованиях широко освещены вопросы нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Е.К. Веселова, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.Х. Манеров, Е.А. Мануйлова, B.C. Мухина, М. Мэй, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, X. Хартшорн, М. Хаузер, Н. Эйзенберг, Р. Эммонс). Проблемы генезиса нравственности, его внешних и внутренних детерминантов разрабатывались в отечественной науке рядом исследователей (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Р.Н. Ибрагимова, И.С. Кон, Т.Д. Марцинковская, Н.В. Мельникова, К. Муздыбаев, Л.Ф. Обухова, Т.А. Репина, О.А. Самылова, Е.В. Субботский, В.М. Холмогорова, В.Э. Чудновский, Д.М. Шатров, С.Г. Якобсон и др.).

В работах Л.И. Божович, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эль конина нравственное развитие ребенка рассматривается как результат интериоризации социальных норм, регулирующих поведение, деятельность и отношения субъектов. По мнению многих исследователей, дошкольный возраст является наиболее чувствительным периодом морально-нравственного развития ребенка, когда в его сознании складываются первичные этические инстанции (Н.В. Мельникова, Е.О. Смирнова, С.Г. Якобсон и др.).

В процессе активной социализации в период дошкольного детства у ребенка складывается образ «Я» и мира, идет познание самого себя во всем многообразии связей с окружающим миром (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, О.П. Гаврилушкина, Л.С. Медникова, B.C. Мухина, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский). Социализация, по словам Л.С. Выготского, является процессом «врастания» ребенка в человеческую культуру на основе овладения человеческим поведением. Поведение ребенка регулируется принятыми в обществе моральными нормами, которые по своей сути являются продуктом общественно-исторического развития и зафиксированы в эталонах морально приемлемого поведения. Присваивая общественно-исторический опыт, ребенок не может не впитывать установившиеся в обществе нормы и правила, закрепленные в моральных эталонах: добро («что такое хорошо») и

зло («что такое плохо»), которые передаются от поколения к поколению и транслируются ребенку взрослым.

Эталоны морали, отраженные в понятиях добра и зла, являются регулятором отношения личности к миру и придают смысл и направления личностным позициям и поступкам (С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон). От возможности и умения различать добрые («что такое хорошо») и недобрые («что такое плохо») явления социальной жизни зависит то, как будет осуществляться не только дальнейшее нравственное развитие ребенка, но и становление его личности как субъекта социальных отношений (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, B.C. Мухина и др.).

На формирование нравственного сознания и поведения ребенка, с одной стороны, влияют детерминирующие факторы среды и воспитания, с другой -индивидные свойства и уровень предпосылок психического развития личности. Анализ имеющихся исследований по вопросу нравственного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) обнаружил малую изученность данной проблемы в специальной психологии. Проблема нравственного развития детей с ЗПР в разной мере освещалась в исследованиях отечественных психологов Н.Л. Белопольской, Е.А. Винниковой, Э.И. Кякинен, И.Ф. Марковской, Е.С. Слепович и др. Имеющиеся работы преимущественно посвящены вопросам становления нравственной сферы младших школьников с ЗПР. Реже исследователи касаются отдельных аспектов нравственного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Авторы отмечают, что нравственная сфера детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Эти особенности проявляются в ситуативности поведения ребенка, слабой ориентировке детей в нравственно-этических нормах, что ведет к нереализованным возрастным возможностям в нравственном становлении ребенка и не может не отражаться на формировании его личности. В этой связи крайне важным представляется изучение возможностей нравственного развития дошкольников с ЗПР, что позволит предупредить многие трудности в формировании их нравственной сферы, способствуя более успешной их социализации и интеграции в общество.

Все вышесказанное определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать объект, предмет и цель исследования.

Объект исследования: нравственная сфера дошкольников.

Предметом исследования являются особенности нравственного сознания и поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования состоит в раскрытии особенностей нравственного сознания и поведения дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме становления нравственной сферы детей дошкольного возраста.

  1. Выявить общие закономерности нравственного развития дошкольников с задержанным и нормальным психическим развитием.

  2. Выявить качественные особенности нравственного сознания и нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития.

  3. Разработать методические рекомендации по формированию нравственной сферы детей с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования. В генезисе освоения добра и зла принципиально важным является этап первоначального накопления детьми нравственных представлений на основе нравственного опыта. Своеобразие нравственного сознания и нравственного поведения дошкольников с ЗПР проявляется в специфике их отношения к доброму и злому, находит отражение в содержании их представлений о добре и зле, а также накладывает отпечаток на поведение ребенка в ситуации нравственного выбора.

Цель и задачи исследования определили необходимость использования следующих методов: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; анализ медицинской и психолого-педагогической документации; наблюдение; проективные методы; беседа; констатирующий эксперимент; метод контент-анализа; количественный и качественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Использованные нами методы исследования позволили ответить на основные вопросы, касающиеся:

- специфики эмоционального отношения детей к добру и злу (эмоциональный
компонент нравственной сферы дошкольника);

содержания представлений дошкольников о добре и зле (когнитивный компонент нравственной сферы дошкольника);

поведения ребенка в ситуациях нравственного выбора (поведенческий компонент нравственной сферы дошкольника).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения психологии о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), о роли сознания в регуляции поведения и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); культурно-историческая концепция развития психики и концепции развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); положение о решающей роли регуляторной активности субъекта во взаимодействии с окружающей средой в становлении личности (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин); теория базальной уровневой организации эмоциональной регуляции человека (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская); теория психического развития ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин); теоретические конструкты о генезисе морального развития дошкольников (Е.В.Субботский), о психологической природе морального выбора как основы саморегуляции (Л.И. Божович, С.Г. Якобсон); положение об общих и специфических закономерностях нормального и нарушенного развития, о специфике процесса социализации и личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Т.А. Екжанова,

И.А. Коробейников, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Ю.Т. Матасов, Л.С. Медникова, У.В. Ульенкова и др.).

Организация исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011гг. в группах для детей старшего дошкольного возраста с задержанным и нормальным развитием ГДОУ г. Санкт-Петербурга и включало несколько этапов. Первый этап (2007-2008) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ современного состояния проблемы в теории и практике. Второй этап (2008-2009) - разработка экспериментальной части работы; изучение особенностей нравственного сознания и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Третий этап (2009-2011) - анализ и систематизация экспериментальных данных, формулирование основных выводов, разработка методических рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

В исследовании приняли участие 200 дошкольников: 100 детей с задержкой психического развития (ЗПР) 6-7 лет, а также 100 сверстников с нормальным интеллектуальным развитием.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

создан психолого-педагогический диагностический инструментарий для изучения особенностей нравственной сферы дошкольников с задержкой психического развития, позволивший получить комплексную оценку нравственного развития детей с ЗПР;

получены новые экспериментальные данные, касающиеся особенностей нравственного сознания и нравственного поведения дошкольников с ЗПР;

выявлены типологические особенности дошкольников с ЗПР в зависимости от уровня сформированности их нравственной сферы;

определена стратегия коррекционно-развивающих воздействий, направленных на формирование нравственной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В становлении нравственного сознания и поведения у детей с задержанным и нормальным психическим развитием наблюдаются общие закономерности в проявлениях эмоционального отношения к добру и злу: дошкольники отдают предпочтение добру и не приемлют зло, образ зла порождает более выраженный эмоциональный отклик у дошкольников. Представления о добре и зле у дошкольников обеих групп формируются на основе индивидуального нравственного опыта: они склонны идентифицировать себя с добрым человеком (конкретными добрыми людьми для детей чаще выступают их значимые близкие). В своём поведении дети не всегда могут руководствоваться знаемыми нравственными нормами.

  2. Специфические особенности нравственной сферы дошкольников с ЗПР проявились в бедности репертуара и слабой выразительности эмоционального реагирования на проявления доброго и злого в сравнении с нормально развивающимися детьми. Моральные оценки добра и зла, основанные на представлениях дошкольников об этих феноменах, отличаются

поверхностностью, бедностью, ситуативностью и избыточной конкретностью. Добро и зло идентифицируются, прежде всего, с эмоциональным состоянием человека, отражающемся в мимике, при этом добро и зло чаще оценивается ребенком лишь по отношению к самому себе, что свидетельствует о незрелости нравственных представлений дошкольников с ЗПР.

  1. Дошкольники с ЗПР чаще, чем их сверстники с нормальным уровнем психического развития, не следуют моральным нормам и правилам взаимодействия, у них отсутствует желание и умение строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

  2. Оптимизация процесса накопления нравственного опыта детей предполагает консолидацию усилий педагогов-дефектологов, воспитателей, психологов ГДОУ и родителей.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической целостностью исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных его предмету, цели и задачам; личным участием автора в проведении экспериментальной работы; репрезентативностью выборки испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; использованием методов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены теоретические представления об особенностях и возможностях развития нравственной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, определены и описаны уровни сформированности нравственного сознания и поведения детей с ЗПР. Выявлены специфические для дошкольников с ЗПР особенности представлений о добре и зле, их отношения к доброму и злому, а так же феноменология добра и зла в поступках и реальном поведении дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут использоваться при разработке программ коррекционно-развивающей работы по формированию нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста как с задержанным, так и с нормальным психическим развитием. Материалы, представленные в диссертационном исследовании, дополняют имеющееся методическое обеспечение процесса психологического сопровождения образования дошкольников с задержкой психического развития.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы при воспитании и обучении дошкольников с задержкой психического развития в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи. Разработанные на основе полученных экспериментальных данных методические рекомендации могут найти применение при оказании индивидуальной консультативной помощи детям с задержкой психического развития при возникновении проблем личностного развития, а также с целью оптимизации процесса их социализации. Полученные данные могут использоваться в лекционных курсах профессиональной подготовки

психологов, педагогов как специализированных, так и массовых дошкольных образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования осуществлялась на XV региональной научно-практической конференции (с международным участием) «Служба практической психологии в системе образования», февраль 2011, на XVIII Международной конференции «Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Ребенок в современном мире. Процесс модернизации и ценности культуры», апрель 2011. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на методических объединениях практических психологов ППМС-центра Приморского района. По теме диссертации опубликовано 4 статьи.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 183 страниц и содержит 11 рисунков, 15 таблиц, 17 приложений. Библиография насчитывает 272 наименования, из них 11 - на иностранном языке.

Психологические подходы к изучению нравственной сферы личности

С момента образования человеческого общества перед ним всегда стояла проблема обобщенной оценки различных явлений действительности. Изначально для выведения этих оценок использовались методы философии, которую, в самом общем смысле, можно обозначить как науку о конструировании картины мира. В картину мира включена и та система ценностей, которой придерживаются представители определенной культуры или общества. Наиболее существенные для конкретной картины мира явления, их связи между собой выражаются в системе философских категорий. К таким философским категориям относятся добро и зло, которые определяют модель поведения человека, его представления о допустимом и не допустимом, о норме и варианте.

В каждый исторический период развития общества философские категории добро и зло подвергались переосмыслению. Основы философского осмысления добра и зла были заложены еще в эпоху античности. Одним из первых, кто исследовал нравственные добродетели и пытался дать их общее определение, был древнегреческий философ Сократ. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель берет свое начало из знания, и человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно; добро есть то же знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Зло является случайностью, которое человек совершает по незнанию, путая добро со злом. И добро, и зло в философской концепции Сократа исходят из одного источника — человеческого разума [211]. В учении Платона представления о природе добра и зла несколько изменяются. В его философской концепции добро и зло находятся на разных уровнях бытия: добро относится к миру идей - изначального нематериального сущего, тогда как зло возникает вследствие несовершенства материи. Зло уже не является случайностью и не связано со знанием - его наличие естественно для материального мира. Поэтому реализация человеком принципа добра происходит благодаря укреплению связи с миром идей, что становится возможным для человека благодаря служению обществу [230]. Аристотель подвергает критике воззрения Платона, полагая, что его представление об идеальном (нематериальном) благе слишком абстрактно и не может найти практического воплощения. Также Аристотель не разделяет идей Сократа, полагая, что если все зло происходит от человеческого неведения, то человек может не нести ответственности за совершенное им зло, тогда как во власти человека было этого зла избежать. Аристотель исходит из представления о том, что в человеческой природе изначально заложено стремление к добру и высшему благу как к конечной цели, однако несовершенство человеческой природы, характера конкретного человека, а также полученного им воспитания препятствуют четкому различению добра и зла, «человек с умеренным чувством любви к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам» [15, с. 12].

Особенно глубоко вопрос о добре и зле рассматривается в религиозной этической системе. В христианской религии источником и главным выразителем добра считается Бог. В религиозной морали добром является единение с Богом, спасение души, милосердие, то есть высшие ценности, на которые должны быть направлены все усилия человека. По мнению блаженного Августина все, что происходит с человеком является благом, поскольку все, что идет от Бога является добром и благом для христианина [3]. Добро - это действия, приносящие счастье и душевное спокойствие. Состояние или чувство, из которого творится добро - любовь. Зло христианство рассматривает не с точки зрения самостоятельной сущности, а как умаление добра. Для христианства зло принципиально вторично, потому что мир совершается одним единственным Богом. Фома Аквинский пишет; «ничто не может быть в своем существе злом. Доказано, что всякое существо, поскольку оно есть существо, является добром и что зло существует только как [составная] часть добра» [6, с. 166]. Бог есть Благо и Бытие, он сотворил мир, неся любовь, поэтому зло не может быть присуще его детищу. Так, человеку предоставляется свободный, но неизбежный выбор между добром и злом. В помощь человеку для осуществления им правильного выбора христианская религия дает нравственный кодекс, следуя которому человек может идти по пути добра, избегая зла. Христианские заповеди отражают основные принципы нравственности, на которых должно строиться отношение человека к человеку.

По мнению большинства мыслителей рационалистической философии XVII века добро и зло являются категориями человеческого познания, необходимыми для оценки явлений действительности и не существуют сами по себе. Добро и зло являются таковыми в той степени, в которой они поддерживают или разрушают устоявшуюся систему общественных отношений. Подобных взглядов придерживались Т.Гоббс, Г.В.Лейбниц, Б.Спиноза [55, 115,210].

Философы XVII - начала XIX в. предлагали изучать реальные причины добрых и злых поступков, рассматривая волевую регуляцию, мотивы и ценности человека. Представителями данного направления выступали И.Кант, А.Шопенгауэр и др. [91, 251]. Представления об устройстве идеального общества и категориях добра и зла стали ассоциироваться с представлениями о справедливом или несправедливом социальном устройстве. Подобных взглядов придерживались многие мыслители того времени: Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др. [64, 75]. Добро в этих концепциях воспринимается как осознанный долг (проявление свободной воли) каждого человека по отношению к структуре справедливого общества нового типа. Зло воспринимается как необходимое явление, благодаря которому происходит прогресс, но которое, однако, должно быть преодолено.

Новые представления о добродетелях возникли у людей, живущих по законам буржуазной морали, когда в конкурентной борьбе каждый должен рассчитывать только на себя. В этот период главной добродетелью начинает выступать способность человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Так, Ф. Ницше полагал, что добро и зло являются порождениями системы социальных отношений и характеризовал сложившиеся в современном ему обществе категории добра и зла следующим образом: «понятия «доброго» и «злого» имеют смысл лишь в применении к людям» [159, с. 85]. Философа интересовали вопросы морали, постановки ценностей, в первую очередь, через себя, а не через религию и общественное мнение. Ф. Ницше развивал идею о сверхчеловеке, свободного от ограничений и не скованного моралью, который поставит перед собой сознательную цель улучшения человечества. Такой «сверхнравственный» человек, находится за пределами добра и зла. С.Л. Франк критиковал ницшеанство, считая, что высшее состояние человечества не может быть достигнуто через санкционирование низших, злых сил человеческого существа [236].

Существуют несколько позиций, раскрывающих происхождение нравственности человека. Согласно одной из них, нравственность человека определена генетически. Согласно другой, она всецело социальна. Первой попыткой доказать биологически обусловленную природу нравственности человека было френологическое учение Ф. Галля, возникшее в начале XIX в. Ф. Галль считал, что полушария головного мозга представляют собой собрание отдельных органов, каждый из которых служит центром для той или иной способности души. Все способности или склонности человека прирожденны и зависят от строения и развития органа, посредством которого они выражаются. Так, учитывая размер черепа, Ф. Галль полагал, что можно определить умственные способности и нравственные качества человека [39, 145]. Развитие физиологии, как науки, показало несостоятельность френологии. Антропологическое направление, в рамках криминологии, было развито в трудах итальянского профессора Ч. Ломброзо. Причины преступности Ч. Ломброзо видел в самой психофизиологической природе человека. Сам основоположник и сторонники данного направления утверждали, что существуют прирожденные преступники, обладающие особыми анатомо-физиологическими и психическими свойствами, которые

Особенности нравственной сферы детей с ЗПР

Анализ литературы по теме исследования позволил вскрыть основные компоненты нравственной сферы личности и на этой основе разработать экспериментальный комплекс по изучению особенностей нравственного сознания и поведения детей с задержкой психического развития.

Методологическую основу исследования составляют наиболее значимые в психологии подходы и положения. Культурно-исторический подход усматривает главную закономерность онтогенеза психики в интериоризации ребенком его внешней социальной деятельности. Итогом интериоризации является присвоение социального опыта, «окультуривание» психических функций, что проявляется в осознанности и произвольности социальной деятельности (Л.С. Выготский). Переход от внешней формы к внутренней (индивидуальной) происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым. Именно в деятельности происходит познание ребенком себя как субъекта отношений, формируется и развивается сознательная личность (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л Рубинштейн). Ребенок выступает активным субъектом нравственного развития, проявляющим психическую активность в освоении нравственного опыта. В процессе активной социализации у ребенка начинает формироваться образ «Я» и мира, идет познание самого себя во всем многообразии связей с окружающим миром (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Л.И. Божович, О.П. Гаврилушкина, Л.С. Медникова, В.С. Мухина, О.Е. Смирнова, Е.В. Субботский).

Дошкольный возраст выступает наиболее восприимчивым периодом морально-нравственного развития ребенка, когда в его сознании складываются первичные этические инстанции. Присваивая общественно-исторический опыт, ребенок впитывает укоренившиеся в обществе моральные нормы и правила, закрепленные в моральных эталонах: добро («что такое хорошо») и зло («что такое плохо»). Возможность и умение различать добрые («что такое хорошо») и недобрые («что такое плохо») явления социальной жизни способствует дальнейшему становлению нравственного развития ребенка (В.Запорожец, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин).

Положение об общих и специфических закономерностях нормального и нарушенного развития выступило основанием для использования в исследовании сравнительного метода, когда экспериментальные данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента с детьми с ЗПР, сравнивались с результатами эксперимента, полученными в группе детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Исследовательские данные о специфике процесса социализации и личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью учитывались при анализе особенностей нравственного сознания и поведения детей с задержкой психического развития: для выявления специфических особенностей представлений о добре и зле, отношения к добру и злу, а также проявлений доброго и злого в реальном поведении детей (Л.С.Выготский, О.П.Гаврилушкина, Т.А.Екжанова, И.А.Коробейников, Л.В.Кузнецова, В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев, И.И.Мамайчук, Ю.Т.Матасов, Л.С.Медникова, У.В. Ульенкова и др.).

Экспериментальный комплекс основывается на подходе к изучению эмоционально-нравственной сферы, предложенном Л.А.Головей и Е.Ф.Рыбалко, а также на авторских методиках [90, 112, 177, 244], которые были модифицированы в соответствии с задачами эксперимента и психофизиологическими особенностями детей. Методологически обоснованный комплексный подход позволил выявить уровень и специфику развития нравственного сознания и поведения детей дошкольного возраста.

Цель констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы изучить особенности нравственного сознания и поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Выявить эмоциональное отношение детей к понятиям «добро» и «зло» (эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольника); 2. Раскрыть содержание представлений дошкольников о нравственных нормах на основе их оценочных суждений о добре и зле (когнитивный компонент нравственной сферы дошкольника); 3. Выявить особенности моральной саморегуляции поведения детей в ситуациях нравственного выбора (поведенческий компонент нравственной сферы дошкольника).

Специфика поставленных задач обусловила выбор следующих методов исследования: Метод эксперимента предполагал возможность сбора данных об особенностях нравственного сознания и поведения дошкольников в специально смоделированных условиях, которые обеспечивали активное проявление отношения ребенка к добру и злу, его представлений о добре и зле, а также феноменологии добра и зла в поступках и реальном поведении дошкольников с ЗПР.

Метод изучения медицинской и психолого-педагогической документации детей, который позволил сформировать экспериментальную группу с учетом диагноза, определенного заключением ПМПК, уточнить сведения о детях участвующих в эксперименте, о их социальной ситуации развития.

Метод наблюдения дал возможность охарактеризовать спонтанное поведение детей в ходе выполнения предложенных заданий.

Метод беседы позволил обнаружить и уточнить содержание представлений дошкольников о добре и зле, о добром и злом человеке, о добрых и злых сказочных персонажах.

Проективный метод позволил раскрыть субъективные переживания ребенка, его отношение к добру и злу.

Метод моделирования ситуаций нравственного выбора проводился в специально созданных условиях и позволил выявить действия дошкольников в ситуации морального выбора в соответствии с их нравственным опытом. Метод контент-анализа позволил выявить образные конструкты, отражающие содержание ассоциативных образов добра и зла у дошкольников.

Методы математической статистики предоставили возможность оценить достоверность данных, значимость различий в экспериментальной и контрольной группах (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Выбор конкретных диагностических средств осуществлялся с учетом: - теоретических представлений о феноменах добра и зла как эталонов выражения нравственности; - возрастных особенностей детей; - структуры и содержания первичных этических инстанций в дошкольном детстве; - уровня психического развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Таким образом, проведенное исследование можно рассматривать как комплексное, ориентированное на выявление специфики нравственной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

Констатирующий эксперимент проводился в течение 2008 - 2009 года на базе ГДОУ №10, №12, №15 компенсирующего вида Выборгского района, ГДОУ № 46 Приморского и № 97 Фрунзенского районов, а также на базе массовых ГДОУ №10, №11, №17, № 31 Приморского района города Санкт-Петербурга.

Методы и методики исследования

Среди добрых сказочных персонажей первое место у дошкольников с задержкой психического развития занимает супергерой. Доброта в данном образе, соотносится детьми с силой, мужеством, смелостью. Супергерой не боится трудностей и всегда побеждает злое начало. Также подчеркивается его приятная внешность и яркий костюм. Возможно, для детей с задержкой психического развития такие качества выглядят привлекательными, и они восхищаются храбростью супергероя. Кроме того, ассоциация доброты со смелостью представляет собой проекцию чувства неуверенности в себе и желание быть другим, более успешным.

Дети с нормальным психическим развитием при выборе доброго сказочного персонажа отдали свое предпочтение Белоснежке. Объясняя доброту Белоснежки, они отмечали заботу о гномах, ее преданность им, а также добрый голос и ласковый взгляд. Тем самым акцентировали внимание на внутренних качествах любимого персонажа. Остальные герои сказок, названные дошкольниками с задержанным и нормальным психическим развитием, были охарактеризованы как добрые за стремление помогать и заботиться о своих друзьях.

Следующий вопрос раскрывает представления детей о зле, полученных в процессе знакомства со сказкой. В таблице 8 (приложение № 13), перечислены все злые сказочные персонажи, названные детьми с задержанным и нормальным психическим развитием. Самыми злыми сказочными персонажами, с точки зрения дошкольников с ЗПР, является Баба-Яга и Змей Горыныч. Баба-Яга - яркий сказочный персонаж, встречается во многих сказках и противостоит именно добрым людям и добру вообще. Дети эмоционально реагировали на агрессивные проявления Бабы-Яги по отношению к беззащитным героям. Они характеризовали ее как «плохую». «злую старуху» (выписка из протокола Вики М, 6 лет 8 мес). Тем не менее, восприятие зла в образе Бабы-Яги, в первую очередь, окрашено эмоциональными реакциями дошкольников с ЗПР в связи с ее непривлекательным внешним видом: «она страшная», «старая» (выписка из протоколов Насти Я., 6 лет 9 мес, Алеши И., 6 лет 7 мес).

Образ зла раскрывается дошкольниками также через Змея Горыныча, он агрессивен, «палит все вокруг», «ломает дома», «дышит огнем, который горит». В большей части ответов детей на первый план выступает эмоциональная реакция страха, эмоциональное неприятие зла. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью представления остаются спаянными с отношением и чувством, которое испытывает ребенок к проявлениям окружающего мира. Неприязненное отношение к внешне страшному облику сказочных героев и к их устрашающим действиям определяет содержание образа зла у детей с ЗПР. В учении о высших психических функциях, составляющем ядро культурно-исторической концепции, Л.С. Выготским было показано, что самое главное в психическом развитии заключается в изменении межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе между интеллектуальной и эмоциональной сферами психики. Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Он считал, что генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции. Для того чтобы ребенок усвоил понятия, необходимо действовать через его эмоции [48].

Самым злым сказочным героем, по мнению детей с нормальным уровнем психического развития, является Карабас-Барабас В нем дошкольники выделяют способность к психическому и физическому подавлению, к экстремальному проявлению агрессивности - убийству. Реже дети контрольной группы упоминали Бабу-Ягу. Представления о Бабе-яге у дошкольников этой группы шире и полнее, чем у детей с ЗПР. Дети упоминали о колдовстве Бабы-Яги, ее магических способностях. Например, выписка из протокола Инны Л., 6 лет 8 мес: «Баба-Яга может любого заколдовать».

Таким образом, большинство детей и с задержанным, и с нормальным психическим развитием считают, что злые персонажи физически подавляют добрых героев, угрожают их жизни и здоровью. Они выражают свою агрессию не только через физическое подавление, но и психологически подавляя добрых персонажей. Треть детей с ЗПР упоминали злое, неприятное, отталкивающее или вовсе безобразное выражение лиц злых сказочных персонажей. Образ по-прежнему конструируется у дошкольников с ЗПР большей частью за счет их отношения, эмоциональной реакции на внешние характеристики того или иного героя, что подтверждает тенденцию, выявленную в методике «Нарисуй добро и зло». Дошкольники с задержкой психического развития распознают добро и зло, прежде всего, по внешним эмоциональным проявлениям. В первую очередь, внешность злого героя сказки отталкивает детей и обусловливает особенности восприятия зла дошкольниками этой группы. Нравственная норма остается и в старшем дошкольном возрасте для детей с ЗПР чаще лишь эмоционально значимой, она дифференцируется ими на уровне отношения. Напротив, выбор злого сказочного персонажа дошкольниками контрольной группы был в большей мере подкреплен рассуждениями о его безнравственном отношении к окружающим. Это позволяет говорить о большей обобщенности представлений и о большем удельном весе когнитивной составляющей в нравственной сфере нормально развивающихся детей.

Феноменология добра и зла в поступках и реальном поведении дошкольников с ЗПР

Анализ литературы по проблеме развития нравственной сферы детей дошкольного возраста позволил определить чрезвычайную значимость формирования представлений о нравственных понятиях «добро» и «зло», которые бы составили прочную основу регуляции поведения дошкольников с задержкой психического развития. Вместе с тем, результаты экспериментального исследования выявили низкий уровень нравственного развития детей с ЗПР. В связи с этим, была предпринята разработка методических рекомендаций по формированию нравственного сознания и поведения дошкольников. Разработка методических рекомендаций, прежде всего, основывалась на положении о том, что любая способность, а также психические свойства не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности, развития и воспитания ребенка. Анализ литературы показал также, что понимание ребенком окружающего путем взаимодействия с социокультурным контекстом основывается, в первую очередь, на восприятии нравственных образцов, обеспечивающих формирование всей нравственной сферы ребенка. Самыми близкими для ребенка субъектами, демонстрирующими те или иные нравственные или безнравственные образцы поведения выступают его близкие родственники. В ходе экспериментального исследования было установлено, что самым добрым человеком, а значит, объектом для подражания является для ребенка мама. По мере взросления ребенка в поле его восприятия начинает появляться сверстник. К старшему дошкольному возрасту существенно возрастает активность детей, направленная на ровесника, которая выражается в помощи, сопереживании, способности уступить. Результаты констатирующего эксперимента позволяют говорить о том, что для дошкольников с ЗПР в силу их отставания в развитии сверстник еще не играет столь важной роли. Поэтому в работе по формированию нравственной сферы, а также воспитанию нравственных качеств у детей с ЗПР необходимо направлять их внимание на сверстника, учить взаимодействию с ним. Можно предположить, что особая организация и содержание процесса воспитания и обучения дошкольников позволит сформировать у детей более полные и осознанные представления о добре и зле, а также будет способствовать сглаживанию и частичному преодолению многих отклонений в поведении детей с задержкой психического развития.

Цель методических рекомендаций заключается в раскрытии и теоретическом структурировании полноценных психолого-педагогических условий для нравственного развития ребенка.

Содержание методических рекомендаций было разработано на основе анализа литературных источников, а также результатов проведенного констатирующего эксперимента. особенности психического развития детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства. Методические рекомендации включают в себя несколько направлений, обеспечивающих создание полноценных психолого-педагогических условий для формирования нравственной сферы дошкольников: рекомендации для родителей; рекомендации для специалистов, работающих с детьми (педагогов, психологов, дефектологов); психокоррекционная работа с детьми. Целесообразно, чтобы коррекционно-развивающая работа по формированию нравственной сферы детей включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап предполагает пробуждение интереса к позитивному взаимодействию всех участников коррекционного процесса -родителей, педагогов и детей. Работа с родителями и педагогами предполагает проведение консультаций, посвященных расширению их представлений о значении формирования нравственной сферы у детей, тематических собраний по обмену опытом в данном направлении работы, ролевых игр, элементов сказкотерапии. Работа с детьми на начальных этапах предполагает создание в группе психологической атмосферы, стимулирующей к общению, желанию видеть и замечать сверстников. Этому способствуют разнообразные игры на взаимодействие детей, наполненные нравственным содержанием, организация продуктивной деятельности, введение в повседневную жизнь детей ритуалов общения. Кроме того, фронтальные и подгрупповые занятия также должны включать решение задач, связанных с умением детей различать добрые и злые поступки, выражать эмоциональное отношение к ним.

Похожие диссертации на Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития