Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Сорокина Юлия Викторовна

Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача
<
Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сорокина Юлия Викторовна. Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Калуга, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:04-19/712

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Нравственное содержание профессиональной деятельности врача 11

1.1. Сущность профессиональной деятельности врача 11

1.2. Духовные аспекты становления нравственных ограничений 23

1.3. Психологическая природа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача 34

Глава II. Аутентичность как ценностно-смысловая позиция личности профессионала 47

2.1. Аутентичность: определение и подходы к исследованию 47

2.2. Системно-динамические свойства аутентичности личности... 58

2.3. Влияние ценностно-смысловой позиции личности врача на

формирование внутренней картины болезни (ВКБ) пациента 66

Глава III. Экспериментальное изучение взаимосвязи аутентичности личности врача и способности к нравственным ограничениям в профессиональной деятельности 79

3.1. Описание подхода к изучению аутентичности личности врача 79

3.2. Применение опросника «Ценностно-смысловая позиция врача» (ЦСПВ) в изучении аутентичности: (I этап эксперимента) 85

3.3. Зависимость внутренней картины болезни пациента от общего ценностно-смыслового профиля личности врача:

(II этап эксперимента) 105

Выводы 133

Заключение 136

Список литературы 139

Приложения 151

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью проблемами этических аспектов практики современной медицины. Научно — техническая революция, воздействие высоких биотехнологий, возможность оказывать влияние на сознание человека, распространение нестандартных методов лечения - все эти условия стремительно меняют облик медицины и оказывают воздействие на личность врача, ставя его в ситуации постоянного нравственного выбора.

Традиционно профессиональная деятельность врача регламентируется деонтологией (наукой о профессиональном поведении человека). Принципы медицинской деонтологии представляют форму профессионального долженствования, закрепленную юридическими правами и обязанностями, которая и регламентирует деятельность врача в соответствии с социальными этическими нормами и критериями или абсолютными ценностями, моральными устоями человеческого сообщества. Это форма профессионального долженствования составляет внешнюю нормативную сторону регулирования профессиональной деятельности врача.

Данная сторона профессиональной деятельности и возможности ее регуляции достаточно исследованы, сведения о них представлены в специальной литературе. В подобном внешнем контексте этического регулирования деятельности изучались и проблемы нравственного развития личности врача (А.Г. Васюк 1993, И.В. Майорова 1998, А.Г. Васильева 1998), где в основном отмечены социальные факторы успешной деятельности; важность общественно-политических отношений и характер взгляда общества на личность человека (М.И. Жуков 1990). Выявлялись основы формирования профессионального мышления врача (В. П. Андронов, 1998г), которое определяется социокультурными ценностями и нормами общества Отмечена связь морально-нравственного аспекта и психологии в структуре высшего образования (В. А. Аверин 1997), психологическими основами

развития личности; с эмоциональными механизмами формирования личности (Н. А. Корниенко, 1997).

Анализ данных исследований и сведений, представленных в специальной
литературе показал достаточно одностороннее обращение к изучению
профессиональной деятельности врача и, в частности, к механизмам её
регуляции. Если этот вопрос, в той или иной мере, и затрагивается
исследователем, то, в основном, он освещается с общепринятых позиций
морали и абсолютной значимости ценности, обнаруживающейся в благах
культуры (наука, право, религия) как «нормирующее» ценностное

содержание требований долженствования.

Между внешней и внутренней сторонами регуляции
профессиональной деятельности существует противоречие, которое
заключается в том, что абсолютная значимость (ценности истины, красоты и
добра) обнаруживается в декларируемых ценностях-благах
профессиональной деятельности и оборачивается к действующему

индивиду, выступая как требования долженствования. Но не всегда абсолютные ценности обнаруживаются в имманентном мире как личностные «смыслы» поведения и действий индивида, т.е. субъективно подразумеваемые смыслы.

Нравственные ограничения заключаются в осознанном согласовании чувств, стремлений и действий врача с чувствами, стремлениями и действиями пациента. В этом случае абсолютные (трансцендентные) ценности будут сопряжены с имманентной ценностно-смысловой сферой как «смыслы» профессиональной деятельности и будут представлены в ней в качестве субъектно-нормативных требований долженствования.

Таким образом, необходимо обосновать качество личности, которое является носителем субъектно-нормативных требований долженствования или основанием в выборе меры воздействия на Другого.

Психологические исследования (В .А. Ананьев) определяют данное качество как стремление к аутентичности и выделяют его как одно из

важнейших в структуре зрелой личности.' Аутентичность личности характеризуется естественностью выражения себя, отсутствием «желания не быть, а казаться», т.е. в личности обнаруживается реальное (а не кажущееся) единство действительности и ценности. Ценности выступают принципами деятельности (Г.Риккет). В неаутентичной личности (между самой личностью и её сущностью, согласно выражению К. Юнга, «имеет место некоторый «дьявольский» (т.е. разделяющий) эффект». В то же время между личностью аутентичной и сущностью человека имеет место противоположный эффект - объединяющий или интегрирующий (А. Орлов, 1995), который и снимает противоречие между двумя сторонами регуляции профессиональной деятельности.

Исследование аутентичности можно осуществить через обращение к потребностной сфере человека, т.к. именно потребности определяют направленность мыслей, чувств и воли, т.е. субъективной (сущностной) основы.

Если субъективная поведенческая направленность — удовлетворение например, потребностей материальных (личного успеха, карьерного роста и др.) и эти потребности будут являться высшими в иерархии конкретного индивида, то и мера воздействия на Другого человека (хотя, возможно, и соответствующая внешним социальным нормам), в этом случае будет исходить из субъективных ценностей данного индивида, высшей из которых будет являться личное благо. Социально одобряемый поступок (или действие), таким образом, не будет являться направленным на Добро по своей сущностной основе.

Имманентный смысл, т.е. субъективно подразумеваемый смысл, воплощаясь в деятельности, позволяет судить о духовно-нравственном состоянии личности, не позволяя рассматривать ее поведение традиционным или аффективным.

Таким образом, существует теоретическая и практическая необходимость изучения аутентичности как характеристики личности профессионала,

опосредствующей целостность его этического сознания и регламентирующей нравственные границы в его профессиональной деятельности.

Объект исследования: ценностно-смысловая регуляция

профессиональной деятельности врача.

Предмет исследования: личностные факторы нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача.

Цель исследования: определить взаимосвязь аутентичности личности врача и его способности к нравственным ограничениям в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: нравственные ограничения в профессиональной деятельности врача, проявляясь в осознанном согласовании чувств, стремлений и действий врача и пациента, будут обусловлены аутентичностью личности профессионала как обеспечивающей целостность его ценностно-смысловой профессиональной позиции.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию профессиональной деятельности и личности врача.

  2. Раскрыть сущность и механизмы нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача.

  3. Обосновать психологическое содержание ценностно-смысловой позиции личности врача как многоуровнего образования, включающего и уровень аутентичности личности профессионала.

  4. Разработать методику диагностики аутентичности личности врача и провести ее анализ как психодинагностического инструмента в определении взаимосвязи между ведущим уровнем ценностно-смысловой позиции личности врача и внутренней картины болезни его пациентов.

Методологические и теоретические основы исследования. Исследование базировалось на основополагающих принципах психологии и акмеологии: единство сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев), системности; деятельностного опосредования; детерминизма; на философско-

психологических принципах соотношения исторического развития и индивидуальной истории становления субъекта деятельности (Л.С. Выготский); онтология личности и сущности (А.Б. Орлов, Б. П. Вышеславцев), становлении субъективной феноменологической реальности (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, М.К. Мамрдашвили), становлении и развитии профессионально-личностного самоопределения и духовно-нравственного развития (Е. А. Климов, А.А. Деркач, Е.Н. Богданов, И.С. Кон, А.В. Петровский); теории отношений (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев), а также идеях философов-гуманистов о саморазвитии личности (К. Роджерс, А. Маслоу) и русской религиозной философии (В. Соловьев; С. Булгаков).

Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые аутентичность личности врача как основа нравственных ограничений в деятельности выступила предметом специального исследования. Аутентичность раскрывается как целостность этического сознания профессионала, как свойство, обеспечивающее соответствие внутренней и внешней сторон профессиональной деятельности - имманентного смысла и ценностей профессионального долженствования.

Раскрыты сущность и механизм нравственных ограничений профессиональной деятельности врача. Сущность нравственных ограничений заключается в осознании действий субъектом деятельности в рамках врачебной морали в соответствии с действительным и возможным благом пациента; а механизм нравственных ограничений проявляется в преобразовании отношений между врачом и пациентом в единое смысловое пространство «субъект-субъектного» взаимодействия, обеспечивающего конструктивные, психологические вклады врача в пациента.

Нравственные ограничения в деятельности обеспечиваются целостностью ценностно-смысловой позиции врача, которая определяет психологическое содержание понятия «аутентичность».

Введена операционализация понятия «аутентичность» через потребностную сферу, отражающую уровни ценнтсно-смысловой позиции и, таким образом, осуществлена градация аутентичности в структуре личности профессионала.

Описаны уровни ценностно-смысловой позиции врача -

эгоцентрический, целерациональный, ценностно-рациональный,

альтруистический.

Разработана и применена новая психодиагностическая методика исследования уровней ценностно-смысловой позиции личности врача (УЦСП), получены результаты, позволяющие делать выводы об аутентичности как показателе целостности этического сознания личности врача.

Обнаружена взаимосвязь между развитием личности врача и формированием внутренней картины болезни (ВКБ) у его пациентов. Эта взаимосвязь позволяет рассматривать ВКБ конструктивной или неконструктивной характеристикой развития личности пациента и обосновать этический аспект профессиональной деятельности врача.

Методы исследования. Для реализации задач исследования и проверки гипотез использовались общетеоретические методы научного познания (анализ литературы по проблеме, концептуализация и моделирование, выдвижение гипотезы, проектирование, эксперимент); методы психологических исследований (авторская методика изучения уровней ценностно-смысловой позиции врачей (УЦСП); опросник реагирования на болезнь (ОРБ) (авт. СИ. Овчаренко, А.Ш. Тхостов; М.Ю. Дробижев, Э.Н. Ищенко, И.А. Бевз); беседа, наблюдение.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической обоснованностью научных положений; логикой проведения эксперимента в соответствии с целью, задачами и условиями исследования; методами статистической обработки и анализа полученных данных, проверкой психологической характеристики

методика, корреляционного анализа; методами моделирования и интерпретации.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе медицинских стационарных и амбулаторных учреждений г. Калуги. В эксперименте принимали участие 60 врачей различных медицинских специальностей, 36 пациентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры психологии профессиональной деятельности и непрерывного образования КГПУ им. К.Э. Циолковского (2004г), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы этического образования студентов. Образование и развитие личности» в Шуйском государственном педагогическом университете (2003г), на Всероссийской научно-практической конференции «Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России» в Воронежском государственном педагогическом университете (2003г).

Положения, выносимые на защиту

  1. Профессиональная деятельность врача, характеризуемая «субъект — субъектным» типом взаимодействия, предлагает наличие нравственных ограничений, определяющих меру воздействия на пациента и являющихся механизмами внутренней регуляции деятельности.

  2. Сущность нравственных ограничений профессиональной деятельности раскрывается через самоосознание субъектом действий в рамках врачебной морали, в соответствии с действительным и возможным благом пациента. Механизм нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача проявляется в активности субъекта деятельности, направленной на формирование пространства «субъект-субъектного» взаимодействия врача и пациента.

  3. Операционализацией понятия «аутентичность» выступит потребностная сфера личности, уровни которой отражают ценностную

смысловую позицию в профессии. Эго-центрический уровень ценностно-смысловой позиции личности врача связан с удовлетворением личностных корыстных интересов в ущерб нормам и ценностям профессии и благу пациента; целерациональныи уровень характеризуется стремлением к удовлетворению социально-групповых интересов, поддержанию отношений с коллегами и ориентацией на совместную деятельность; ценностнорациональный уровень связан с ориентацией на ценности профессии, деловое сотрудничество, способность отстаивать собственное мнение, полезное для достижения профессиональных целей; альтруистический уровень определяет стремление к действительному благу пациента и самоактуализации личности в профессии, наиболее полному выявлению личностных возможностей. Ценностнорациональный и альтруистический уровни характеризуются согласованностью ценностей профессии и личностных смыслов, воплощенной в практической деятельности.

4. Уровни ценностно-смысловой позиции личности врача —
эгоцентрический, целерациональныи, ценностнорациональный,

альтруистический - взаимосвязаны с показателями внутренней картины болезни (ВКБ) пациентов. Эта взаимосвязь позволяет рассматривать ВКБ, отражающую психоэмоциональное состояние больного и его отношение к собственному заболеванию, как неконструктивную или конструктивную характеристику развития личности пациента; а также обосновать существование единого смыслового пространства межличностного профессионального взаимодействия, характеризующее этический аспект профессиональной деятельности врача.

Структура диссертационной работы. Работа включает в себя введение, три главы основной части, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.

Сущность профессиональной деятельности врача

«Золотое правило» труда Климова гласит, что труд эффективен, если индивидуально-личностные особенности субъекта соответствуют требованиям, предъявляемым к ним самой профессией как системой функций. Таким образом, при содержании в культуре: - динамики (направленности, вектора движения) и статики (константы, обеспечивающей личности стабильность), профессия существует в их единстве (как обобщенный вектор приложения, концентрации активности), и осуществляет противоречивые функции. Следовательно, функции профессиональной деятельности заключаются в: динализации культуры (потенциал для формирования сознания человека, рождение новых идей, творчество); - стабилизации культуры (связи между различными историческими и социальными эпохами обеспечивают преемственность, традиции отношений; примером роли профессии врача в этом "процессе может служить клятва Гиппократа), [1, С. 22]; - медицина как человековедческая наука не может существовать без определенных нравственно-этических норм и критериев. Корень слова «медицина» (мед.) — середина, мера. Смысл этих слов связан с нахождением средства (меры) исцеления, и с оценкой исцеления как действия между чудом и знанием и со «срединным местом медицины между естествознанием и антропным (социально-гуманитарным) знанием. Современная медицина осуществляет уникальный синтез достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но от чистого естествознания медицину отличает то, что она работает не с веществом, полем или информацией, а с человеком. Это знание всегда предполагает нравственное измерение» [123, С. 18].

Существование любой профессии обусловлено условиями сохранения функций, содержания и социальной значимости профессии.

Через профессию происходит включение человека в систему коммуникаций, это и создает проблему профессионального взаимодействия.

Сохранение содержания профессиональной деятельности и развитие коммуникаций по поводу профессий возможно при наличии меняющегося предмета взаимодействия — предмета профессиональной деятельности. Для данного профессионала освоение предмета профессионального взаимодействия предполагает включение его в содержание Я-концепции (я понимаю и чувствую, почему этим занимаюсь), [1].

Исследование сущности профессиональной деятельности врача связано с нахождением и обоснованием ее предмета и содержания, которыми и определяется смысл, вкладываемый людьми в понятие врачебной деятельности.

Профессия врача есть род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных медицинских теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, где медицинское знание — это знание человека о свойствах его организма и возможностях воздействия на нее, а врач — (по толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, М., 2000г) -специалист с высшим медицинским образованием, а также «ученый врачеватель, получивший на это разрешение» (по толковому словарю В. И. Даля, М, 2001г).

Теоретические медицинские знания представляют собой совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а практическая направленность медицинской деятельности заключается в сохранении и укреплении здоровья людей.

Психологические исследования деятельности врача - немногочисленны и в основном обосновывают внешний «фасад» профессии и условия успешности в ней специалистов. Существует общая особенность осмысления сущности врачебной деятельности, которая определяет черты всех психологических исследований профессиональной деятельности врача.

В профессиях с взаимодействием "человек-человек" большое значение имеет ориентация на Другого как на равноправного участника взаимодействия. Ценностный подход особо важен в профессиональной деятельности врача, которая оказывает особенное влияние на судьбу профессионала и на судьбу пациента. Таким образом, именно важность способности врача к нравственной реакции в деятельности отмечена во всех психологических исследованиях.

Так, Е.В. Конева, изучала с позиции теории мышления

типологию и особенности проблемных ситуаций в практической деятельности профессионалов в субъект-субъектных видах деятельности, в частности врачей. В процессе исследования проблемы, теоретически была намечена такая классификация проблемных ситуаций, возникающих в ходе взаимодействия: 1) непонимание другого; 2) отсутствие средств воздействия на партнера; 3) рассогласование между субъективными ожиданиями и представлениями и реальностью.

Выделенные Е.В. Коневой проблемные ситуации указывают на то значение, которое придается межличностному общению для процесса лечения, его успешности. В процессе исследования выяснилось, что представления о партнере по взаимодействию является фактором, влияющим на постановку проблемы и специфику ее решения. Отмечено, что особенно важна часть субъективной картины врача, которая связана с пациентами, как непосредственно включенными в деятельность субъектами. Были выявлены три группы конструктов, которыми пользуются врачи в процессе общения с пациентами: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Духовные аспекты становления нравственных ограничений

Сфера ценностей решает вопрос целей конкретной деятельности, ее человеческий смысл. Сущность профессиональной деятельности врача, как мы выяснили, следует рассматривать именно в нравственном измерении, т.к. субъективные ценности являются смыслообразующей основой деятельности. И, хотя, "в рамках ценностного подхода мир рассматривается уже не сам по себе, а в его отношении к человеку, к .субъекту, к его интересам и потребностям" [64, С. 8], и в ценностных формах выражается субъективная сторона взаимодействия человека с действительностью, но, реализуя в деятельности сущностные силы, человек неизбежно опирается и на объективные знания. Поэтому, нравственное измерение способствует рассмотрению деятельности в историко-социо-культурном аспекте. Те или иные принципы взаимодействия между врачом и пациентом, их психологические аспекты, исходят из смысловых значений и ценностных ориентации философии жизни своего времени, т.к. медицинское знание всегда было неотделимо от общих человеческих знаний, норм, морали. Нравственность, являясь внутренним кодом, определяющим человеческие поступки, позволяет судить о системе суждений, смысле и назначении морали человека.

Взаимодействие нравственности и внешних человеческих норм вмещает в себя совокупность морали должного и сущего, свободы и необходимости, всеобщего и единичного, личного и общественного, обобщенно - целостного и конкретно-ситуативного, глубинно-психологического и внешне поведенческого, субъективного и объективного, исторически определенного и общечеловеческого, вечного.

Поступок человека является результатом взаимодействия (гармоничного или противоборствующего) нрава человека и моральных норм. Спектр взаимодействия здесь достаточно широк и свидетельствует о полном выборе человеком того или иного поведения. Моральные же нормы возможно разделить на безотносительные религиозные (например, нагорная Проповедь Христа), принимаемые людьми как основа нравственной жизни, и относительные, т.е. возникающие в тот или иной социально - исторический период. Данное деление достаточно условно и схематично, - в основном здесь невозможно провести четкой границы (за исключением общественных устройств с господством сциентизма).

И. Силуянова отмечает, что "индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями: к непреходящим этическим ценностям относятся сочувствие, забота, милосердие и жизнесбережение" [123, С. 23]. Эти ценности являются определяющими для профессиональной врачебной морали, к принципиальным особенностям которой относятся ее универсальный, наднациональный и всеобщий характер. Литературные источники об истории развитии медицины позволяют выделить четыре, исторически сложившихся модели врачебной этики. К ним относятся модели: Гиппократа, Парацельса, деонтологическая и биоэтика. Эти модели обусловлены культурно и социально исторически и позволяют сделать вывод о том, что медицина изначально находится между нравственностью и моралью. Но, поведение врача с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков испокон веков оценивалось с позиции блага пациента.

Еще в глубокой древности говорили, что врач лечит словом, растением и ножом. Слова, поведение медицинский работников, а также обстановка, могут оказывать как положительное (саногенное), так и отрицательное (ятрогенное) влияние. Здесь вспоминаются замечательные слова психиатра В. М, Бехтерева:" если больному после разговора с врачом не стало легче -это не врач!". Нарушение врачом принципов медицинской деонтологии способствует возникновению у пациентов искаженного восприятия своего действительного состояния, различных ятрогений. Деонтология является разделом этики, рассматривающим проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин был введен монахом Бентамом, видевшим в должествовании путь, которым нравственность выражает требования социальных законов, потребностей общества, принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. В более узком смысле деонтология является профессиональной этикой медиков, которая имеет своей целью повышение эффективности лечения с помощью приемов психотерапии, соблюдения врачебного этикета. Большое внимание медицинской этике и деонтологии уделяли выдающиеся русские ученые и врачи - С. П. Боткин, Л. П. Павлов и др. Особым человеколюбием отличались земские врачи XIX - начала XX в., которые вели свою деятельность с полным соблюдением норм деонтологии. Сведения об их деятельности достаточно широко представлены в литературе о развитии медицины в России.

Исторические условия в основном, определяли рациональные основания формирования моральных принципов и норм, составляющих ценностно-нормативное содержание современной медицины.

Аутентичность: определение и подходы к исследованию

Как было выяснено в предыдущей главе, для профессиональной деятельности врача, связанной с взаимодействием человек — человек, огромное значение имеет ориентация на Другого как на равноправного участника взаимодействия. Особенно важна способность врача к нравственной реакции в процессе деятельности. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от врачей требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности. Деятельность врача не может осуществляться без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. Все эти условия ставят вопрос этического сознания личности профессионала в центр влияния. Способность врача к нравственной реакции в деятельности выражается в осознании им меры воздействия на пациента.

Следовательно, существует свойство личности врача, являющееся основанием выбора меры воздействия на пациента. Прежде всего, данное качество характеризует зрелую личность.

Критерии зрелости личности профессионального врача не противоречат понятию зрелости, которое существует в рамках общей психологии. Зрелость определяется там интенциальностью к достижению высшего развития духовных, ментальных и интеллектуальных способностей индивида. Зрелая личность характеризуется потребностью в заботе о близких людях, чувством ответственности за порученное дело; рациональным использованием своих знаний, способностей, талантов для реализации значимых и для себя и для других субъектов целей; пониманием проблем другого человека и толерантно-лояльным отношением к нему; способностью субъекта быть активным участником онтологически — общественной жизни социума, государства.

Закономерности психического развития взрослого человека в период его физической, интеллектуальной и нравственной зрелости исследует акмеология. Акмеологические исследования позволили обосновать формирование нравственной культуры врача, учителя в процессе их деятельности. Но, духовно-нравственное развитие личности, как правило, оставалось за рамками практического изучения.

Выделение в деятельности врача внешней и внутренней стороны, которые вполне могут обладать различной ценностно-смысловой наполненностью, способствует пониманию личностной зрелости профессионала как обладающего целостным этическим сознанием. Поэтому, проблема личностной зрелости представителя профессии с субъект-субъектным типом взаимодействия заключается в согласовании личности и сущности в общей структуре личности.

В научных психологических конструкциях личности советского периода нельзя найти построения типа теорий Э. Кречмера или Ч. Шелдона. Объединение двух крайних подходов — биологического и социального -практически не осуществилось. Но, существовало множество исследовательских подходов к личности, которые способствовали происходящему в настоящее время процессу становления психологии личности как самостоятельной отрасли и возникновению концепций, существенно отличных от зарубежных теорий.

Так, Л. С. Выготский, разрабатывая учение об эволюции психических функций в процессе освоения индивидом культурно-исторических, экзистенциальных ценностей в контексте коммуникативных связей; им создана культурно-историческая концепция эволюции высших психических функций индивида, которая еще требует дополнительных исследований с позиций современности. С. Л. Рубинштейн и его последователи создали теорию мышления как деятельности и как процесса одновременного.

Согласно данной теории, «субъект и его психика, психофеномены формируются и эволюционируют изначально в праксиологической деятельности - активности и поэтому, в кардинальном психологическом аспекте, должны исследоваться и интерпретироваться, по мнению Рубинштейна, как опосредствованные звенья его труда, процессов познания, процессов обучения, воспитания; а генерально-специфическими особенностями деятельности являются социализация субъекта, когда деятельность осуществляется либо субъектом, либо группой людей, и когда деятельность рассматривается, интерпретируется как коррекция субъекта с объектом и является формально-содержательно субъектной, а не иррационально-содержательно-фальсификационной.

Таким образом, деятельность, по Рубинштейну, константно-креативна и константно-автономна и дифференцируется не в прямом аспекте, а только индивидуально опосредованно через ее имманентно специфические феномены, такие как цели, мотивы, замыслы и проекты ...» [129, С. 57].

Описание подхода к изучению аутентичности личности врача

Аутентичность, согласно предыдущему анализу, мы рассматриваем как целостность этического сознания. Аутентичность - отдельное свойство структуры личности.

Составляющими этического сознания личности являются моральный и нравственный аспекты.

В медицине личность врача, по данным теоретического анализа, представляет собой основу степени успешности лечебного процесса.

Новейшие медицинские технологии могут давать тот эффект, который от них теоретически ожидается только тогда, когда с ними работают врачи с личностью высокого уровня, не только декларирующие абсолютные идеальные ценности, но и реально присвоившие их. Таким образом, проблема диагностического исследования личности врача является чрезвычайно актуальной.

Категория «личность врача» различными исследователями понимается по-разному. В основном обосновываются те или иные професионально важные качества (Солнцева, Клищевская); особенности диагностического и практического мышления; различные конструкты поведения (Конева) и т.д. можно сказать, что изучались отдельные компоненты успешности личности в профессиональной деятельности. Но, ни отдельные описания, ни их совокупность, ни способны дать понятие о целостной личности, осуществляющей конкретную профессиональную деятельность.

Именно целое определяет составляющие части. Поэтому, аутентичность как целостность этического сознания, позволяет сделать выводы о соотношении морального и нравственного компонентов сознания личности, где личность преломляется в соответствии с особенностями профессии врача.

Таким образом, к исследованию личности следует применять целостный подход. Этот подход сводится к следующему. Этическое сознание личности располосовано на бесконечную, безусловную (нравственность в собственном смысле слова) и - ограничивающую ее, обусловленную наличными, прежде всего социально-историческими условиями бытия, мораль. Существует вертикаль духовно-нравственного развития личности (Б.С. Братусь), которая на каждом этапе личностного становления ограничивается, присвоенными, а не декларируемыми личностными ценностями. Эти ценности определяют имманентный смысл поведения и действительные цели деятельности.

Таким образом, потребностную сферу личности мы рассматриваем как психологическую операционализацию понятия аутентичность... Степень противопостояния человека миру определяется качеством его актуальных потребностей (по А. Маслоу).

Используемые категории «аутентичность», «потребностная сфера личности» позволяют целесообразно исследовать проблему этического сознания профессионального врача.

Для изучения аутентичности может быть введена единица этого анализа - "ценностно-смысловая позиция для личности" для индивида.

Первоначально необходимо определить эту позицию личности путем применения данной методики.

Ценностно-смысловая позиция личности — последовательность приоритетов в жизни и деятельности человека. Структурно-уровневая организация личности изучалась М.Н. Мироновой (структура личности педагога), К.К. Сергеевым (уровни духовно-нравственного развития личности).

Модель личности врача была разработана как структурно-уровневая организация на основании представлений Б.С. Братуся о вертикали духовно нравственного развития; представлений А. Маслоу об иерархической организации потребностей, которые, являясь источником активности, и являют форму связи человека с внешним миром; представлений религиозно-философских (Соловьев), рассматривающих субъективную сущностную основу, направленность которой определяется ведущей потребностью, субъективным основанием личностной целостности.

Каждый из уровней описан в контексте деятельности врача и возможного влияния на психо-эмоциональное состояние пациента.

При данном подходе можно говорить о структуре личности врача как об определяющей основе для осуществления «субъект-субъектного» взаимодействия; как основе разрушения или созидания в отношении личности пациента. Таким образом, методика предназначена для исследования целостности этического сознания, являющегося базой выбора меры воздействия на пациента для определения действительной, а не декларируемой позиции личности врача. Описание шкал — Приложение I.

В структуре реальной личности врача присутствуют все уровни потребностного профиля, но можно определить приоритетные тенденции и создать типологию личности врача. Два первые уровня (направленность на себя и направленность на общение) являются не конструктивными для процесса врачебной деятельности. Если потребности этих уровней являются приоритетными в структуре личности, то сущностная направленность личностной основы - удовлетворение личных, корыстных, материальных интересов. В соответствии этим тенденциям строятся отношения с пациентом. Равнодушие к пациенту его психо-эмоциональному состоянию формирует у последнего и соответствующие реакции на личность врача и само заболевание.

Похожие диссертации на Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача