Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Шеховцова Лариса Филипповна

Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии
<
Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шеховцова Лариса Филипповна. Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : Калуга, 2002 331 c. РГБ ОД, 71:03-19/6-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научный, философский и богословский взгляды на природу человека и его развитие 12

1. Материалистическая, идеалистическая и дуалистическая парадигмы природы человека 13

1.1. Материалистическая парадигма 13

1.2. Идеалистическая парадигма о природе человека в философии, психологии и богословии 31

1.3. Дуалистический взгляд на человека 41

2. Принципы и парадигмы развития человека в системе гуманитарного знания 46

2.1. Философские и научные парадигмы развития 46

2.2. Богословский взгляд на проблему развития человека 50

3. Антропологический принцип, категория "целостности" в психологии и место психологии в системе наук о человеке 53

Глава II. Концепция целостного человека в психологии и христианской антропологии 59

1. Человек как индивидуальность 59

1.1. Понятие "индивидуальности" в современной психологии 59

1.2. Понятие "индивида" в современной психологии 65

1.3. Человек как "субъект деятельности" - труда и познаний 108

1.4. Понятие "личности" в теории индивидуальности и современной

психологии 132

2. Христианская антропология 143

2.1. Понятие "тримерии" в христианской антропологии 143

2.2. Понятие "тела" и "плоти" в христианском учений о человеке 146

2.3. Представление о душе в Священном Писании, Святоотеческом

Предании и религиозной философской литературе 150

2.4. Понимание "духа" в Священном Писании, Святоотеческом Предании и богословско-философской литературе 166

2.5. Понятие "личности" в христианской антропологии 175

Глава III. Интеграция научных и христианских знаний в концепцию целостного развития человека 181

1. Интегративная концепция человека 181

2. Эвристический потенциал христианского учения о человеке и его развитии для теории индивидуальности 196

2.1. Сравнительный анализ понятий "тела" и "индивида" 197

2.2. Понятия "души" и "субъекта деятельности" 202

2.3. Соотношения понятий "дух", "духовность" и "личность" 215

2.4. Категории "сознания" и "самосознания" в психологии и богословии 224

Глава IV. Становление гармоничной индивидуальности и её одухотворение 232

1. Проблема развития человека в психологии и теории систем . 232

2. Процесс индивидуализации 251

3. Индивидуальный стиль деятельности и поведения 254

4. Жизнетворчество 259

5. Рефлексивная регуляция процессом становления индивидуальности и обретением аутентичности 265

6. Одухотворение индивидуальности 270

7. Педагогические, акмеологические, психотерапевтические и аскетические аспекты развития и одухотворения гармоничной индивидуальности 278

7.1. Педагогические и акмеологические условия развития гармоничной индивидуальности : 278

7.2. Психотерапевтические аспекты развития индивидуальности . 285

7.3. Аскетический аспект одухотворения индивидуальности 287

Выводы и заключение 295

Литература 300

Приложения 307

Введение к работе

Актуальность исследования

Ориентация на позитивизм и естественно-научную методологию была характерна для мировой и отечественной психологии на протяжении значительного периода ее развития.

Методы и результаты таких исследований дали психологии много, однако целый ряд проблем остается до сих пор нерешенным.

Методологический анализ теоретических проблем современной психологии показывает, что материалистическое решение ряда психологических проблем очень часто оказывается несостоятельным.

Ориентация на материалистическую парадигму часто вступает в противоречие с логикой развития знания.

Представления о человеке как продукте социально-биологической детерминации связаны со сведением его жизнедеятельности к адаптации к социально-природной среде существования. Если бы природа человека была бы действительно такова, то вряд ли бы гуманистическая психология обнаружила у человека потребность в самоактуализации, бытийственные потребности (А. Маслоу) и одновременно - явления наркомании, алкоголизма и суицида на фоне удовлетворения материальных и социальных потребностей (В. Франкл).

Материалистическая парадигма оставляет без ответа вопросы: .« зачем, как, для чего должен развиваться человек? Каково

направление и критерии развития психических функций и образований личности?

Актуальная задача российского образования - разработка концепции воспитания нравственно развитой личности; разработка критериев развития психических функций и структур индивидуальности учащихся. Ключ к решению этой практически важной задачи находится в плоскости теоретических представлений психологии о сущности и природе личности, "Я", сознании и самосознании, интеллекте и воле человека.

Особенностью данного исторического этапа в нашей отечественной психологии является то, что в ней уже нет одной "единственно верной" методологической парадигмы. Открывающаяся сегодня перед психологией возможность выбора методолого-теоретических подходов и ориентации позволяет ей осуществить свободу выбора того мировоззрения, которое окажется наиболее адекватным её предмету.

В психологии наряду с позитивистским, материалистическим направлением всегда существовала ориентация на идеалистические и религиозные традиции. В России в конце XIX в. возникла духовная психология как альтернатива "физиологической" психологии, дающей лишь отрывочные представления о психических фактах и явлениях, за которыми не видно человека. С.Л. Франк первым назвал эмпирическую психологию, посредством которой невозможно понять себя и правильно построить свои отношения с другими, психологией без души. Н.Я. Грот считал важнейшей задачей науки разработку учения, формирующего прочные основы для нравственной жизни человека.

Трансперсональная психология, опираясь на практику клинической и психотерапевтической работы, утверждает важность выделения в человеке духовного компонента. Представления о духовной природе человека в рамках трансперсональной психологии неоднородны, так как основываются на различных духовных и религиозных учениях, чаще всего оккультных. Гуманистическая психология (В. Франкл, Р. Мэй, Э. Фромм) также отмечает наличие в человеке духовного, «ноэтического» измерения. Сегодня в психологии характерно «бегство в функции» (А.Г.

б

Асмолов), человек «рассыпался» на множество функций, диспозиций, процессов, реакций. Поэтому очень актуальной является проблема разработки концепции целостности человека, поставленная гуманистической психологией. Надо изучать человека, а не его «инструменты» (Б.С. Братусь). Современная психология нуждается в парадигме, отражающей развитие человека как целостного и духовно-нравственного существа.

В связи с этим представляется целесообразным в рамках отечественной психологии обратиться к духовно-религиозному наследию нашей национальной культуры. Освоение опыта других систем познания, не вписывающихся в традиционную психологическую парадигму, имеет ценность и значение в понимании психического, а главное - человека как его носителя.

Цель данного диссертационного исследования - разработка концепции целостного развития человека на основе интеграции теоретико-экспериментальных представлений современной психологии и христианского учения о человеке.

Объект исследования - становление и развитие человека в разных системах гуманитарного знания.

Предмет исследования - интеграция знаний о целостном развитии человека в современной психологии и христианской антропологии.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что концепция целостного развития человека, разработанная на основе интеграции знаний о человеке в современной психологии и христианской антропологии является основанием для решения ряда проблем:

- наполнение конкретным смысловым содержанием категории «целостности» при рассмотрении природы человека, а также отдельных психических структур и функций; - раскрытие сущности механизма психического развития как образования нового качества человека;

- построение иерархии смыслов, целей, направлений и критериев как целостного развития человека, так и его отдельных структур и функций;

- новое понимание онтологии сознания, самосознания и природы «Я» для психологической службы в образовании;

- введение в психотерапевтическую практику нравственно- аксеологической и смысловой координаты для более продуктивного решения проблемы развития клиента.

Задачи исследования:

1. Анализ существующих в психологии, философской и христианской антропологии теоретических представлений, отражающих целостностное развитие человека.

2. Сопоставление категорий христианской антропологии и категорий современной психологии.

3. Выявление возможностей христианского учения о человеке как эвристического потенциала для решения проблем современной психологии развития и акмеологии.

4. Интеграция психологических и христианских представлений о человеке в концепцию целостного развития человека на основе научно-психологической интерпретации положений христианской антропологии.

5 Разработка модели гармоничной одухотворенной индивидуальности на основе интегративнои концепции целостного человека.

6. Выявление конструктивных возможностей модели гармоничной одухотворенной индивидуальности для решения прикладных задач психологии развития, педагогики и акмеологических аспектов профессионального развития. Методологические и теоретические основы исследования составили теоретические воззрения философов и психологов экзистенциального гуманистического направления - К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Фромма, В. Франкла, А. Маслоу; религиозно-философского направления - Н.Я. Грота, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского; основателей теории систем А.А. Богданова, Р. Эшби; представителей теории акмеологии профессионального развития -А.А. Бодалева, Е.Н. Богданова, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, а также теория индивидуальности Б.Г. Ананьева, интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, концепция человека С.Л. Рубинштейна, теория отношений личности В.Н. Мясищева, психологии развития субъективной реальности В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, духовно-нравственного развития личности Б.С. Братуся.

Теоретические основы христианской антропологии выявились в Святоотеческом Предании, творениях преп. Максима Исповедника, св. Григория Паламы, св. Григория Нисского, св. Феофана Затворника, а также в трудах христианских богословов и философов B.C. Соловьева, В.В. Зеньковского, С.Л. Франка, арх. Киприана Керна, В.Н. Лосского, СМ. Зарина, С.С. Хоружего.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Представления о человеке в современной психологии и христианской антропологии дополняют друг друга.

2. Интеграция современного психологического знания о человеке и христианских представлений о нем составляют необходимую полноту и достаточность для разработки концепции целостного развития человека.

3. Концепция целостностного развития человека позволяет разработать модель становления гармоничной одухотворенной индивидуальности и достижения ею стадии акме. 4. Опыт христианской духовной практики имеет методологическую и эвристическую ценность для практики психологического консультирования, коррекции и психотерапии, воспитания личности.

Новизна работы

1. Осуществлена попытка интеграции научных и религиозных знаний о человеке;

2. На основе интеграции научно-психологических и христианских знаний о человеке разработана концепция целостного развития;

3. На основе концепции целостного развития человека предложена модель становления гармоничной одухотворенной индивидуальности.

Теоретическое значение работы ,

1. Показана принципиальная возможность интеграции психологического и религиозного знания и выявлен эвристический потенциал христианской концепции человека для решения ряда теоретических и прикладных задач психологии: психофизической проблемы, механизма развития психических качеств, роли духовно- нравственного начала в развитии личности, становления индивидуальности.

2. Концепция целостного человека как биологического, психического и духовного существа позволяет пересмотреть имеющийся сегодня в психологии взгляд на природу и сущность человека, смысл человеческого существования, направления и цели его развития.

3. Введение в психологию духовного, "ноэтического измерения" (В. Франкл) позволяет выработать новый подход к механизму сознания и самосознания человека, а также уточнить понятия личности и индивидуальности. 4. Введение в модель гармоничной одухотворенной индивидуальности нравственно-аксеологической координаты составляет теоретическую основу эффективного решения психотерапевтических проблем и коррекционных задач.

Практическое значение работы

1. Предложенная на основе концепции целостного развития человека модель гармоничной одухотворенной индивидуальности может быть использована школьными психологами и педагогами для разработки программ:

а) воспитания и формирования личности на различных ступенях образования;

б) развития и формирования духовно-нравственных составляющих интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер учащихся;

в) коррекции психологических и профессиональных затруднений посредством формирования индивидуального стиля деятельности и поведения.

2. Модель одухотворенной индивидуальности может быть использована в практике консультативной и психотерапевтической работы, в педагогической и психологической практиках.

Внедрение результатов исследования

1. Разработана образовательная программа "Христианская психология", которая реализуется в работе со слушателями богословско-педагогических курсов.

2. Разработаны и читаются темы "Христианская концепция человека", "Концепция целостности человека", "Сравнительный анализ теории индивидуальности и христианской антропологии", "Возрастные особенности душевного и духовного развития человека" в курсе "Общая психология" для педагогов-психологов. 3. Подготовлена тема "Христианские аспекты консультирования", а также "Мировоззрение практического психолога" в курсе "Основы консультирования" для педагогов- психологов.

4. В течение 10 лет автор руководит семинаром для психологов системы образования "Христианская психология и теория индивидуальности".

6. Разработаны и апробированы программа "Экзистенциальная психотерапия", "Православная психотерапия" для педагогов-психологов.

Апробация работы

Основное содержание диссертации докладывалось на конференциях "Психологические проблемы индивидуальности" (Ленинград 1984), "Психологическая служба системы образования" (Санкт-Петербург 1994, 1995, 1998, 1999, 2000, 2001), на международных конференциях "Психология и христианство: пути интеграции" (Санкт-Петербург 1993, Москва 1995, Санкт-Петербург 1996), на "Богословско-педагогических Рождественских чтениях" (Санкт-Петербург 1998, 1999, 2000, 2001, Архангельск 1999, Москва 2000,2001,2002). ГЛАВА I. НАУЧНЫЙ, ФИЛОСОФСКИЙ И БОГОСЛОВСКИЙ

ВЗГЛЯДЫ НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА

И ЕГО РАЗВИТИЕ

Выполняя задачу интеграции знаний о человеке для реализации целостного подхода в изучении феномена "человека" и его развития, предпримем знакомство с представлениями о сущности человека в философии и религии.

"Главные" вопросы, над которыми тысячелетия бьется философская мысль - учение о бытии - онтология и учение о познании - гносеология, образуют узел всей психологической проблематики, как в ее теоретических, так и прикладных аспектах.

Вопрос о познаваемости и об истинности познания мира человеком неизбежно связан с вопросом о сущности и природе самого человека; есть ли в природе человека "органы" для адекватного познания мира, может ли человек познать мир до конца и во всей его полноте. Вопрос о полноте и истинности знания с неизбежностью проистекает из Картины мира - системы воззрения на мир, куда входит и человек.

Круговая взаимосвязь этих вопросов показывает, что решение их не может быть "внутри" круга. Для решения хотя бы одного из этих вопросов, надо выйти за "пределы" круга и принять один из постулатов, которые сформулировала человеческая мысль по поводу взаимоотношения основополагающих категорий. Во всех направлениях религиозно-философской и научной мысли таких основополагающих, фундаментальных категорий - две: материя и дух. И все многообразие направлений человеческой мысли всех вре- мен и народов по вопросу о взаимоотношении этих категорий обобщаются в три русла:

I - материя является "причиной" духа, порождает его и генерирует; сознание это то же движение материальных атомов, или особый вид телесных процессов, или их результат; II - дух является причиной материи, определяет и детерминирует ее развитие;

III - дух и материя существуют параллельно друг другу, или дух и материя являются аспектами единой субстанции -"духоматерии". Наличие "ду- хоматерии" утверждает теория психофизического монизма, параллелизма - теория психофизиологического параллелизма или дуализма.

Материалистическая, идеалистическая и дуалистическая парадигмы природы человека

Рассмотрим вначале материалистические представления о сущности и природе человека -1 направление. Так как эти взгляды хорошо известны отечественным учёным, нет необходимости останавливаться на их подробном изложении.

В поисках истины представляется более целесообразным обратить внимание на критический анализ этой позиции, с которым, по известным причинам, большинство советских учёных не было знакомо.

К I направлению - материализму - примыкает позитивизм, ограничивающий все познание только чувственным опытом. Поскольку материализм часто отождествляют с наукой и позитивизмом, то обратим внимание на основные утверждения позитивистов и их рефлексивный анализ другими философами. О.Г. Конт, родоначальник позитивизма, считал его результатом общего умственного развития человека. Предшествующими стадиями познания, по его мнению, были теологическая и абстрактная. "В положительном состоянии человеческий ум, признавая невозможность абсолютного знания, перестает искать начала и назначения мира; отказывается познавать внутренние причины явлений и занимается исключительно открытием их действительных законов, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия, соединяя при этом наблюдение с рассуждением" [98, с.4]. Так как позитивизм предлагает общий и единственный метод для всякого научного познания и считает, что естественная наука по самому существу своему может дать всеобщее мировоззрение, то, естественно, это философское направление становится идеологией для научного сознания и тесно с ним соединяется.

С критикой позитивизма выступил B.C. Соловьев в своей работе "Кризис западной философии". Он писал, что образование естественными науками всеобщего мировоззрения возможно только в том случае, "если объединение наук будет вместе с тем и общим объединением человеческого сознания. А для этого нужно доказать, что все действительное содержание сознания совпадает с содержанием положительной науки, т.е. ограничивается внешними явлениями и их соотношениями, все же остальное, находящееся в сознании... вымысел..." [191, с. 125].

Попытка рассматривать религию и философскую метафизику на почве внешних явлений, единственно которые и признает позитивизм, делает внутренние явления невидимыми для него. Поэтому в религии и метафизике позитивизм видит только мифологическое или абстрактное объяснение, которые с развитием науки уступают ей место. "Если позитивизм отвергает религию и метафизическую философию, то это единственно вследствие существенного своего непонимания их содержания" - делает вывод Вл. Соловьев [191, с.137].

Принято материализм отождествлять с наукой, поскольку позитивисты, чаще всего являются сторонниками материалистической науки. Г.И. Челпанов, критикуя материализм, доказывает, что это учение не научное, а метафизическое.

"Если метафизика то, что недоступно нашему непосредственному восприятию, то материальные атомы то же никто непосредственно ни видел, ни исследовал. До сих пор это остается только научной абстракцией. Мы предположили их существование, потому что эта абстракция помогает нам понять мир. Материалист делает то же самое, что и спиритуалист: признает существование атомов позади или вне материальных явлений, невидимую силу притяжения" [227]. Т.о. материализм также оказывается одной из разновидностей метафизических теорий. Хотя этот вывод и был сделан Г.И. Челпановым в 1924 г., принципиально он остается верным в 2002 г. при том, что граница научного знания раздвинулась.

С точки зрения материалистов, психика (а дух отождествляется ими с психикой) является продуктом "высокоорганизованной" материи, ее "свойством". Психические явления связаны с мозгом по самому своему происхождению; психические явления возникают и существуют как деятельность мозга. Психическая деятельность - это деятельность мозга, являющаяся вместе с тем отражением, познанием мира; одни и те же психические явления всегда выступают и в том, и в другом качестве.

Серьезной критике материалистический взгляд на природу психических явлений, как процессов отражения объективной реальности, подверг Г.И. Челпанов в своей работе "Мозг и душа" [227].

Утверждения реализма о том, что свойства предмета существуют объективно, наши представления - только копии этих свойств; наш ум - зеркало, в котором отражаются вещи, - Челпанов назвал наивными. Он привел аргументы о несостоятельности материализма с точки зрения происхождения, закона сохранения энергии, причинности.

Взяв за аксиому постулат Декарта о протяженности материи как ее сущностном свойстве, и о способности к мышлению только духовной субстанции, Г.И. Челпанов говорил, что "протяженное" - мозг-не может стать источником непротяженного - мысли.

Допустить утверждение, по его мнению, что "материя мыслит", можно только в том случае, если признать, что атом изначально имеет сознание.

Мысль есть сама по себе реальность, а "свойство" есть лишь форма нашего восприятия, "свойство" открывается мыслью, поэтому сама мысль не может быть свойством (материи). Иначе получается, что свойство открывается "свойством".

Принципы и парадигмы развития человека в системе гуманитарного знания

Понятие развития является одним из ключевых в современной культуре и науке. Развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Сложность и многосоставность природы человека обуславливает и многообразие феноменов развития человека. Происходит рост организма, физическое созревание, формирование психических качеств, преобразования в духовной сфере. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, подвергнув фундаментальному анализу категорию "развитие" приходят к выводу, что она удерживает и совмещает в себе три процесса: — становление как созревание и рост, единство уже осуществленного и потенциально возможного, что характеризует прежде всего естественно природные структуры; — формирование как оформление и совершенствование (обретение предсуществующего в культуре образца), как единство цели и результата развития преимущественно в социо-культурных структурах; — преобразование как саморазвитие и преображение жизненного векто ра в соответствии с иерархией ценностей и смыслов бытия в духовно практических структурах [187].

В своем фундаментальном труде авторы описали основные парадигмы развития, существующие в системе гуманитарного знания - натурализм, со-циоморфизм, культурализм, теологизм, гносеологизм; выделили в них соответствующие категории развития (объект, структуру, предпосылки и условия, механизмы, базовые процессы, детерминанты, результат), а также предложили свою парадигму антропологизм — и наполнили новым содержанием соответствующие категории [187].

Парадигма антропологизма основывается В.И. Слободчиковым и Б.И. Исаевым на необходимости рассмотрения человека во всем многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа одновременно [187]. Т.о. антропологизм - парадигма единства человека и мира и объемлет собой вследствие этого все другие парадигмы развития.

Нет необходимости проделывать вслед за авторами анализ существующих парадигм развития, можно только обратиться к основным выводам, сделанным ими.

Категория "развитие", по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, содержит следующие смыслы:

1. Развитие - это объективный факт, естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности.

2. Развитие - это объяснительный принцип многих явлений объектив ной реальности, в том числе - человеческой.

3. Развитие - это цель и ценность европейской культуры, которые с разной степенью отчетливости вошли в категориальный строй наук о человеке.

Развитие означает возникновение принципиально новых образований, необратимых изменений, переход системы на новый уровень функционирования.

Развитие описывает процесс возникновения нового качественного состояния объекта, которое выступает как тотальное изменение его структуры и механизмов функционирования. В разворачивающемся процессе развития любой его результат - это всегда средство для осуществления следующего шага развития. Саморазвитие - фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни.

Психическое развитие - это процесс разнонаправленных изменений, единство процессов дифференциации и интеграции, прогрессивных и регрессивных преобразований в разном соотношении на различных этапах жизненного пути человека.

Рассмотрение проблемы развития человека в экзистенциальном плане, как развитие или становление его сущности, экзистенции, имеет место в философии, этике, педагогике.

Экзистенциализм и гуманистическая психология основной смысл и назначение человеческой жизни усматривают в "самосовершенствовании", в "самореализации", в "самоидентификации" - это путь движения человека к самому себе, раскрытие своей самости.

Понятие "индивидуальности" в современной психологии

О необходимости целостного рассмотрения человека вновь заговорили в середине XX в. гуманистические психологи, но они не предложили категории для обозначения этой целостности.

В отечественной психологии стали связывать категорию "целостности" с категорией "индивидуальности". В истории представлений о категории индивидуальность", пишет Н.Ю. Щербаков, можно выделить 3 этапа [241].

1. "Частичность" индивидуальности ;

Представления об атоме — индивидуальности как элементарной частице мирового целого, устойчивой и целостной единице существования, лишенной собственной внутренней активности, "кирпичике" в многообразии природы, были характерны для античной философии. Подобное представление об индивидуальности сохраняется и у некоторых современных ученых. Так, С.Л. Рубинштейн понимает индивидуальность как особенное, отдельное (то, что в теории Б.Г. Ананьева соответствует, скорее, понятию "индивида") [173, 8].

В.К. Гербачевский отмечал, что индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности и хотя к ней не сводится, но может быть использована для её описания [57].

2. Автономность и самоценность индивидуальности

Позднеантичные философские школы стали связывать индивидуальность с идеей самоценности и автономности, когда у индивидуальности усматривается такая характеристика как субъективное отношение к бытию, определяемое самобытностью или самостью. Петрарка заговорил об уникальности и неповторимости субъекта, об необходимости для каждого человека выбора собственного жизненного пути. Для гуманистов эпохи Возрождения не было ничего выше "единственности", "редкостности" человека, совершенство они не мыслили без разнообразия. Индивидуальное совершенство они рассматривали как феномен встречи природного своеобразия человека с разнообразием жизненных обстоятельств, единство внутренней природосооб-разности и внешней целесообразности действий, поступков, деятельности.

Именно таким смыслом наполнена категория индивидуальности у Б.Г. Ананьева. "Индивидуальность" человека Б.Г. Ананьев понимал как неповторимый уникальный мир человека.

В этом случае акцент исследования смещается с описания индивидуальных различий на установление связей между ними.

3. "Органичность" индивидуальности

Гегель уже рассматривает индивидуальность как уникальную "самость", возникающую как результат процесса индивидуации, в ходе которого происходит слияние единичного и общего, индивида и рода. Смысл этого процесса — обретение индивидом своей самости - единства индивидуального бытия с бытием абсолютной идеи. Индивидуальность "специализируется" и совершенствуется в определенных способах взаимодействия с миром. При включении отдельного индивида в жизнь рода происходит, по мнению Гегеля, снятие ограниченности индивидуального бытия [53].

Преломление этой гегелевской идеи можно найти в характеристике универсальности человеческого бытия, предлагаемой В.И. Слободчиковым и В.И. Исаевым, развивающими мысль С.Л. Рубинштейна о том, что Вселенная с появлением человека - это осмысленная Вселенная, изменяющаяся действиями человека; это Тайна единоприродности человека с Миром [12], [186].

Познание природы и ценности индивидуальности медленно развивалось в европейском сознании.

Вышеописанные подходы указывают на важные стороны человеческой индивидуальности - единичность, неповторимость, особенность — без учета которых она не может быть правильно понята, но которые сами по себе ещё не образуют феномена индивидуальности.

Всякий человек неповторим, но не всякая неповторимость относится к индивидуальности. Общее понятие индивидуальности нельзя получить через простое перечисление её отдельных признаков. Целое не сводится к сумме частей.

Перечисление свойств индивидуальности само по себе не раскрывает её внутреннюю структуру, механизм функционирования и развития. В.М. Бехтерев понимал "индивидуальность" как гармонию частей [27].

По мнению современного философа И.И. Резвицкого, задача заключается в том, чтобы дать такое определение индивидуальности, которое бы выражало её целостную характеристику [171]. Наиболее плодотворным подходом к понятию индивидуальности он считает точку зрения Б.Г. Ананьева, который понимает индивидуальность как целостное единство многообразных признаков конкретного человека как интеграцию в человеке "индивида", "личности" и "субъекта деятельности".

Предложенную отечественной психологией категорию "индивидуальности" Б.Г. Ананьев рассматривает как целостную многоуровневую систему взаимосвязей свойств человека, представленных подсистемами "индивид", "субъект деятельности", "личность" [8].

"Индивид" - это совокупность биологических свойств человека; "продукт" биологической эволюции биологического вида Homo sapiens.

"Субъект деятельности" - человек, производящий материальные или духовные ценности. Основной предметной деятельностью человека является труд, другие социальные виды деятельности — игра, познание, общение. Посредством труда, общения, познания осуществляется интериоризация внешних действий и экстериоризация внутренней жизни личности. "Личность" - это социальное качество человека, совокупность его отношений к миру, людям и себе.

Эвристический потенциал христианского учения о человеке и его развитии для теории индивидуальности

Большое сходство теории индивидуальности и христианской антропологии наблюдается в описании структур биологических свойств человека "индивида" и "тела" соответственно, но и здесь можно заметить разницу в подходах к решению существующих проблем.

До недавнего времени в советской психологии проходили жаркие научные дискуссии о примате биологического или социального начала в развитии психики и детерминации поведения человека. До сих пор в науке остается нерешенной сформулированная секулярным сознанием психофизиологическая проблема, которую можно рассматривать на примере учений о конституции, о локализации психических функций, о генезисе способностей и интеллекта и мн.др.

С материалистической точки зрения, психика как "свойство высокоорганизованной материи", считалась "вторичной", будучи "функцией" мозга.

Подобный угол рассмотрения взаимодействия телесного субстрата мозга и психической, душевной жизни с точки зрения первичности духа или материи, психики или сомы, социального или биологического в христианском учении о человеке выглядит надуманным и искусственным.

Ещё св. Григорий Нисский, как бы предвидя будущие научные дискуссии о психифизической проблемы, писал в IV в. н.э.: "При сотворении каждой части не появилось одно раньше другого - ни душа раньше тела, ни наоборот, - чтобы человек не пришел в разногласие с самим собой, разделяемый временным различием. Ведь по апостольскому наставлению, природа наша умопостигаема двоякой: человека видимого и сокровенного" [146, с.93].

Об искусственности, надуманности поиска приоритета в психофизической параллели постоянно свидетельствует богословская и святоотеческая мысль. О единстве телесных и духовных явлений свидетельствуют телесные процессы, сопровождающие духовную работу. "Для меня один пот Христа во время Его молитвы (Лк 22, 44) уже говорит о том, что от упорного моления к Богу в теле возникает ощутимый жар", - писал св. Григорий Палама [153, с.95].

В человеке, созданном по Образу Троицы, христианское учение усматривает одновременное чудесное устроение неслиянности и нераздельности телесных и душевно-духовных свойств тримерии.

Нераздельность и неслиянность телесно-душевных функций человека проявляется в том, что совершенный мозг дает больше возможностей для проявления души - имеется взаимозависимость состояния развития мозга и богатства душевной жизни. Интенсивность и ясность психических процессов связана с состояниями мозга. Физиологическое состояние возбужденности мозга имеет модифицирующее влияние на психику, но не является причиной, порождающей психические явления. Глубокое размышление над экспериментальными фактами приводит к подобному выводу.

Высказывание архимандрита Бориса о том, что "душевная" жизнь осуществляется при помощи мозга, но свой источник и свое подлинное бытие имеет вне мозга [32], кажется, на первый взгляд, парадоксальным для ученого-позитивиста, но тщательный анализ имеющейся в науке фактологии показывает, что подобная интерпретация в принципе приемлема и не может быть опровергнута имеющимися в науке фактами. Удивительно созвучным высказыванию арх. Бориса оказывается вывод, сформулированный виднейшим нейрофизиологом XX в. Экклсом на основе его исследований: "Я вынужден признать, что существует нечто, что может быть названо сверхъестественным началом моей единственной самосознающей ментальности, моего единственного Я или моей единственной души... - начало, которое соединяется затем с мозгом и тем самым превращает его в мой мозг. Именно так Я начинает функционировать в качестве самосознающей ментальности, пользуясь мозгом как орудием" [цит. по 43]. Фактов влияния сомы на психику и психики на сому в науке имеется предостаточно, но невозможна их однозначная интерпретация. Известно, что по весу мозг неандертальца не отличается от мозга современного человека, не обнаружено различий между мозгом ученого и дебила, психически больного и здорового. Т.е. мозг оказывается как бы "нечувствительным" к "качеству" психической феноменологии. И в то же время есть факты в христианской практике, что совершенный дух святого преображает, качественно изменяет его тело, свидетельством чему являются нетленные мощи.

В науке отсутствуют идеи преобразования, изменения телесного состава человека под воздействием его духа.

Самое же существенное в христианской метафизике есть учение о воскресении в теле, что значит, что преображение человека не устраняет телесное начало, а качественно изменяет его.

Похожие диссертации на Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии