Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Продуктивность творческой деятельности артистов балета Соболева Ольга Сергеевна

Продуктивность творческой деятельности артистов балета
<
Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета Продуктивность творческой деятельности артистов балета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соболева Ольга Сергеевна. Продуктивность творческой деятельности артистов балета : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 Москва, 2005 174 с. РГБ ОД, 61:06-19/87

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основания исследования 15

1.1. Психологические и акмеологические исследования творческой исполнительской деятельности. 17

1.2. Проблема АКМЕ, профессионализма и продуктивности в творческой деятельности артистов балета . 37

1.3. Методологические и методические основания психо-лого-акмеологического исследования личностных характеристик артистов балета. 61

ГЛАВА 2. Результаты исследования продуктивности творческой деятельности артистов балета . 80

2.1. Эмпирическое исследование психолого-акмеологических характеристик творческой деятельности артистов балета: подход, методики, результаты . 81

2.2. Системное описание общих и особенных психолого-акмеологических характеристик творческой деятельности артистов балета. 114

2.3. Психолого-акмеологические условия и факторы продуктивности творческой деятельности артистов балета. 132

Заключение 147

Список использованных источников и литературы 152

Приложения 170

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена логикой развития акмеологии как науки и решением научно-практических задач, связанных с повышением продуктивности исполнительской художественно-творческой деятельности. Развитие акмеологии связано с освоением новых предметных и объектных областей, среди которых выделяется художественно-творческая исполнительская деятельность, в которой имеется немало психологических и акмеологических проблем. Их решение во многом определяется видом и спецификой художественно-творческой исполнительской деятельности, среди которых особое место принадлежит балету - древнейшему виду исполнительского искусства. Поэтому разработка акмеологических проблем балетного творчества является актуальной с научной точки зрения.

Актуальность проблемы обусловливается также наличием следующего противоречия, а именно: с одной стороны, наблюдается направленность артистов балета на успешную творческую деятельность, достижение акме в балетном творчестве, с другой стороны - наличествует недостаточное знание своих ресурсов и возможностей, неумение создать субъективные предпосылки для раскрытия творческого и акмеологического потенциалов, обеспечения их ресурсной восполняемости.

Актуальность исследования психолого-акмеологических характеристик личности артистов балета обусловлена недостаточностью специальных исследований развития творческой деятельности в данной профессии.

Состояние разработанности проблемы исследования

Исследование сущностных характеристик исполнительского творчества артистов осуществлялось преимущественно на примерах творчества артистов драматических театров. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли выдающиеся практики театра (Станиславский К.С., Немирович-Данченко В.И., Вахтангов Е.Б., Мейерхольд В.Э., Таиров А.Я., Завадский Ю.А., Захава Б.Е., Товстоногов Г.А. и многие другие).

Значимыми являются психологические научные исследования в этой предметной области (Абрамян Д.Н., Березанская Н.А., Вильсон Г., Дранков В.Л., Ершов П.М., В.ШСочнев, Маркус С, Натадзе Р.Г., Петров В.В., Силантьева И.И., Симонов П.В., Тарасов В.И., Теплов Б.М., Шпет Г.Г., Якобсон П.М. и др.). Среди прикладных психологических исследований следует выделить работы по творческой Я-концепции артистов (Борисов-Фишман Б.М.), артистического самоанализа (Андрейкина О.В.), психологии сценического перевоплощения (Кисин Б.В.), трансперсональной психотехники (Гройсман А. Л., Рассохин А.В.), артистических способностей и способностей к перевоплощению (Рождественская Н.В.), актерского мастерства (Найденкин СМ. и др.).

Собственно психологические исследования личностно профессиональных качеств, психических состояний, особенностей творческой деятельности артистов балета весьма немногочисленны (Высотская Н.Е., Гройсман А.Л., Поздняков В.А., Рождественская Н.В., Сухарева А.И., Фетисова Е.В.).

Таким образом, проблема изучения продуктивности творческой деятельности артистов балета в акмеологическом контексте является недостаточно разработанной, несмотря на ее очевидную научную и практическую актуальность.

Гипотеза исследования

Психолого-акмеологическими характеристиками личности артистов балета являются устойчивые особенности, имеющие инвариантный характер, влияющие на поведение, деятельность и отношения, обусловливающие продуктивность творческой

деятельности и обеспечивающие акмеологический характер личностно-профессионального развития, движения к акме в данном виде художественного сценического творчества.

В процессе развития психолого-акмеологических свойств личности артистов балета происходит раскрытие и преумножение их акмеологического и творческого потенциалов. Наиболее продуктивное движение к акме происходит у артистов балета, обладающих большим и в значительной мере реализованным акмеологическим потенциалом (системой взаимосвязанных потенциалов личности высокого уровня, обладающих свойством ресурсной восполняемости как основе продуктивного личностно-профессионального развития и поступательного движения к акме). Продуктивность в продвижении к акме возможна у артистов балета, обладающих способностью преумножения своего потенциала и осуществляющих это в процессе творческой деятельности.

Цель исследования: определить психолого-акмеологические характеристики артистов балета, а также особенности продуктивности их творческой деятельности.

Объект исследования: профессиональная творческая деятельность артистов балета.

Предмет исследования: продуктивность творческой деятельности артистов балета.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования.

2. Разработать системное описание психолого-акмеологических характеристик артистов балета.

3. Дать сущностную характеристику творческой деятельности артистов балета. Обосновать критерии, показатели и уровни творческой деятельности артистов балета.

4. Выявить психолого-акмеологические условия и факторы повышения продуктивности творческой деятельности артистов балета.

5. Выработать научно-практические рекомендации по изучаемой проблеме исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются работы в области психологии творчества (Абрамян Д.Н., Богоявленская Д.Б., Пономарев Я.А., Прангишвили А.С., Савранский И.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Столович Л.Н., Тихомиров O.K., Торранс Э., Шерозия А.Е. и др.); психологии исполнительского художественного творчества (Бочкарев Л. Л., Вильсон Г., Гройсман А.Л., Ершов П.М., В.И.Кочнев, С. Маркус, Натадзе Р.Г., Рождественская Н.В. и др.); теории акмеологии, акмеологического подхода к личностно-профессиональному развитию и формированию профессионализма личности и деятельности (Агапов B.C., Анисимов О.С., Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Лаптев Л.Г., Маркова А.К., Огнев А.С., Реан А.А., Селезнева Е.В., Степнова Л.А. и др.); акмеологии художественного творчества (Зазыкин В.Г., Фетисова Е.В.); искусствоведческие и театроведческие исследования балета (Белова Е.П., Беляева-Челомбитько Г.В., Гаевский В.М., Гришина Е.М..

Вартанов А.С. Илупина А.П., Красовская В.М., Львова-Анохин Б.А., Луцкая Е.Я., Сабашникова Е.С., Суриц Е.Я., Чернова Н.М., Эльяш Н.А.).

Методы исследования: Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании применялся комплексный методический инструментарий, включающий общенаучные методы: комплексный анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы, обобщение, системный подход; психологические и акмеологические методы: психологическая экспертиза, акмеологическая диагностика (акмеологическая экспертиза, акмеологическая оценка, акмеологический анализ проблемы, прослеживание процесса развития психолого-акмеологических характеристик), экспертные оценки, психодиагностические методики - психологическое тестирование ( восьмицветовой тест Люшера, проективные тесты, тест «эмоциональный слух» и др.), включенное наблюдение, интервьюирование.

Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертной оценки (14 экспертов - ведущие солисты, балетмейстеры, педагоги-репетиторы, психологи-специалисты, балетные критики в области балетного творчества), результаты психологического тестирования (187 артистов балетных театров г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), данные, полученные в процессе интервью, включенного наблюдения, бесед, дискуссий, а также результаты обобщения и анализа психологических и искусствоведческих исследований балетного творчества.

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки. Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1 .Обосновано, что творческая деятельность артистов балета представляет собой сотворчество с балетмейстерами и педагогами-репетиторами. В психологическом плане содержанием сотворчества является принятие и сценическое воплощение концепции, творческих решений, характеристик образов и их обогащение собственными творческими решениями, выразительными средствами, которые соответствуют общим замыслам балетмейстера и педагога-репетитора. Диапазон сотворчества зависит от масштаба дарования артиста балета, творческой позиции балетмейстера и может принимать форму от полного принятия артистом концепции до предложения и реализации своих вариантов.

2.Установлено, что важнейшими способностями артиста балета являются: акмеологические — самоосуществление, саморазвитие, самореализация, самоактуализация, самораскрытие и самоутверждение; психомоторные - пластическая выразительность, мышечная свобода и раскрепощенность, умение владеть телом (точность экспрессивных движений), умение наполнять мыслями и чувствами движения, жесты и позы; музыкальные (ритмические) — музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма; аутопсихологические — самооотношение, самопринятие, способность к произвольной саморегуляции, самоидентичность; познавательные -интеллект, психология развития и свойственные только человеку сверхсознательные качества; когнитивные -в акмеологическом контексте творческой деятельности отражают взаимодействие самосознания и профессиональной деятельности; креативные - поиск неординарного решения творческой задачи, перевоплощение и создание новых образов; социально-перцептивные — в акмеологическом контексте отражают в межличностном взаимодействии самооценку (завышенную, заниженную или адекватную); артистические — психическое отражение аффективного характера, страстность, чувственность, осознанное выражение в мимике знака и модальности эмоционального сопровождения действия; эмпатийные - эмоциональная восприимчивость, лабильность и пластичность эмоциональных реакций.

3.Доказательно представлено, что продуктивность творческой деятельности артистов балета зависит от уровня личностно- профессионального развития, мастерства субъекта творческой деятельности и индивидуальности и акмеологического потенциала, включающего систему взаимосвязанных потенциалов высокого уровня, обладающих свойством ресурсной восполняемости как основы продуктивного личностно-профессионального развития и поступательного движения к акме. Развитие профессионализма личности и продуктивности деятельности артистов балета во многом зависит также от уровня общих и специальных акмеологических инвариантов профессионализма (аутопсихологической способности к перевоплощению, саморегуляции, самоэффективности, интеллектуальной активности), музыкальности, психомотирики, продуктивности творческой Я-концепции, принятых личностно-профессиональных стандартов и эталонов.

4.Установлено, что психолого-акмеологические характеристики артистов балета во многом связаны с их профессиональным социальным статусом «звезд» и «рядовых» У "звезд" балета они качественно иные практически по всем параметрам и показателям (экспертным оценкам акмеологических инвариантов профессионализма, уровням эмоционального слуха, акцентуаций характера, уровням личностных свойств), нежели у "рядовых" артистов, причем не только по уровню развития, но и психолого- акмеологическому содержанию: масштабнее и разнообразнее сложные частные способности, больше творческий и характерологический потенциал, выше сила личности и активность, продуктивнее рефлексия, выше уровень личностно профессиональных стандартов, потребность в творческой самореализации.

5. Определено качественное системное поуровневое строение психолого-акмеологических характеристик артистов балета. На уровне природных свойств определено влияние темперамента, нейротизма, личностных потенциалов, силы личности, активности, возраста, пола, физического развития; психических свойств - воли, психических процессов, эмоций, чувств; характера - важнейших личностно-профессиональных свойств; опыта - профессионального мастерства, самоэффективности; направленности личности -мировоззрения, индивидуальных предпочтений акме, творческих стандартов и эталонов, мотивов творческой самореализации. Выявлена линейно детерминированная зависимость продуктивности творческой деятельности от психолого-акмеологических характеристик. Малопродуктивным является такое творчество артистов балета, которое ориентировано на формальное соблюдение правил и канонов данного вида профдеятельности; высокопродуктивным является творчество, ориентированное на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование и движение к акме.

б.Определены психолого-акмеологические условия продуктивного развития творческой деятельности артистов балета: актуализация потребности в профессионализме в балетном творчестве, оптимизация взаимодействий в процессе сотворчества, развитие психологической и акмеологическои компетентности балетмейстеров и педагогов-репетиторов, развитие аутопсихологической компетентности артистов балета, дающие возможность выстраивать стратегии личностно-профессионального развития от репродуктивного уровня к локально-моделирующему.

7.Выявлены психолого-акмеологические факторы, способствующие продуктивному развитию психологических характеристик артистов балета, движению к акме в балетном творчестве: повышение самоэффективности, конкурентоспособности (в акмеологическом понимании), устранение сдерживающих факторов и психологических преград в развитии творческого и акмеологического потенциалов артистов, развитие особенных акмеологических инвариантов профессионализма и психологических профессионально важных качеств.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в практике подготовки будущих артистов балета в хореографических учебных заведениях, оптимизации творческих взаимоотношений в системе «балетмейстер- артист», «педагог-репетитор - артист», разработке индивидуальных программ психолого-акмеологического сопровождения перспективных артистов и авторских программ творческого роста артистов балета. Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования докладывались на Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие», Москва, 2004; Международной конференции «Проблемы человека и общества в условиях становления новой России», Москва, 2004.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе в НОУ «Гуманитарно-прогностическая академия», при написании учебно-методических материалов, подготовке учебных пособий к курсам «Методика произвольной саморегуляции», « Мышление и саморегуляция как основа здоровья человека», а также при проведении консультаций и разработке индивидуальных рекомендаций для субъектов балетного творчества.

Выводы диссертационного исследования и практические рекомендации обсуждались и внедрены в творческих коллективах Московского Государственного Академического Детского Музыкального Театра им. Н.И.Сац, Российской академии театрального искусства, хореографического училища г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту

1 .Психологическая сложность творческой деятельности артистов балета обусловлена тем, что эта деятельность является сотворчеством с балетмейстерами и педагогами-репетиторами, которое во многом обусловливается творческой индивидуальностью субъектов, «масштабом их дарования», способностью принимать творческие решения, реализовывать их сквозь призму личностных смыслов, обогащать собственными творческими решениями, выразительными средствами, которые соответствуют общим творческим замыслам балетмейстера.

2.Продуктивность творческой деятельности артистов балета зависит от уровней развития важнейших способностей артистов балета (акмеологических,психомоторных, музыкальных, аутопсихологических, познавательных, когнитивных, креативных, артистических, социально-перцептивных, эмпатийных и др.), их психолого-акмеологических свойств (как обобщающих личностных характеристик, устойчивых особенностей - совокупности личностно- профессиональных качеств, специальных частных способностей, мотивационных образований в контексте продуктивности личностно- профессионального развития и движения к акме) и акмеологического потенциала, способности к произвольному саморазвитию и преумножению потенциала, уровня общих и специальных акмеологических инвариантов профессионализма (основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надежность выполняемой деятельности - потенциалы личности, сила личности, антиципационная состоятельность, высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения, креативность, высокая и адекватная мотивация достижений), продуктивности творческой Я-концепции, личностно профессиональных стандартов (знаний, навыков и умений) и эталонов (идеальных образцов для подражания). Уровни продуктивности творческой деятельности (высокий и низкий), у «звезд» балета (высокий уровень) они качественно иные, нежели у «рядовых» артистов (низкий уровень), причем не только по уровню развития творческой деятельности, но и психолого-акмеологическому содержанию.

3.У ровни продуктивности творческой деятельности могут определяться по критериям успешности, активности в достижении акме и профессиональной зрелости -уровни как степень полноты реализации в творческой деятельности могут определяться как «высокий» - «низкий» по показателям развития важнейших способностей. Высокий уровень «звезд» определяется соответствующими показателями акме-способностей, психомоторных, аутопсихологических, познавательных, когнитивных, социально- перцептивных, креативных, эмпатийных , артистических способностей, продуктивной рефлексией, успешностью, направленностью вектора активности на достижение акме и профессиолнальное мастерство. Низкий уровень «рядовых» артистов балета, в отличие от «звезд», имеет невыраженные акме-способности, аутопсихологические, когнитивные, социально-перцептивные, креативные, эмпатийные и артистические; успешность низкая, активность в достижении акме и профессиональной зрелости не наблюдается, рефлексия непродуктивная.

Продуктивность творческой деятельности проходит пять этапов развития: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

4.Уровни психолого-акмеологических характеристик артистов балета могут быть описаны с системных позиций: с позиции общих и особенных психолого-акмеологических характеристик артистов балета - в основу положены модели личности по уровням К.К.Платонова и В.С.Мерлина, а также с позиции системного описания психолого-акмеологических характеристик артистов балета на основе методологического принципа комплексности (индивид, субъект деятельности и индивидуальность) . В качестве критериев поуровневого описания использованы критерии акме в художественно-творческой деятельности.

Экспликация перечисленных уровней позволит определить условия и факторы продуктивности творческой деятельности артистов балета. 5.Продуктивность развития творческой деятельности артистов балета зависит от их акмеологического потенциала, направленности на самореализацию в творчестве. Выявленные психолого акмеологические условия и ведущие факторы продуктивности творческой деятельности артистов балета обеспечивают формирование образов-целей в их продвижении к акме.

Психологические и акмеологические исследования творческой исполнительской деятельности.

Как отмечалось в анализе состояния проблемы исследования, психологические исследования артистов и их творческой деятельности, несмотря на их ограниченность и малочисленность, все же отличаются объектным и предметным разнообразием. Значительное внимание психологами уделялось вопросам профессионального отбора для исполнительской (театральной) художественно-творческой деятельности. Поэтому в первую очередь остановимся на анализе этого направления психологических исследований. По данным Н.В.Рождественской , еще в 1921 году В.О.Перцов представил в секцию ТЕО (театрального отдела) Наркомпроса "Материалы к вопросу о профотборе в искусстве", в которых особая роль отводилась психологическим основаниям и собственно психологическим методам этого отбора. В это же году театральный подотдел художественного образования Наркомпроса разослал по художественным школам страны письмо "О необходимости точного определения пригодности лиц, поступающих в художественную школу, по их природным психологическим особенностям к избираемой ими художественной деятельности; о практическом применении научно-обоснованных методах художественной педагогики". Созданная при ТЕО (театральном отделе) психофизическая лаборатория осуществляла сбор материалов и их обобщение с последующей выработкой научно-практических рекомендаций. В этих исследованиях отмечалось, что "...не существует единого мнения о том, какими же способностями должен обладать человек, чтобы стать актером. Очевидно, что помимо выразительного лица и голоса, ладного тела и координированных движений актеру присуще и какое-то особое устройство нервной системы, своеобразный психический склад личности, позволяющие ему воспроизводить на сцене, под взглядами сотен зрителей тонкие душевные движения своего героя"3.

Таким образом, при решении задач профессионального отбора был поставлен вопрос о способностях к артистической деятельности и их психологическом базисе и уровне, на основании чего и решались данные задачи. В работах теоретиков и практиков театра, имеющих большое психологическое значение (Станиславский К.С., Мейрхольд В.Э., Таиров А.Л., Вивьен Л.С., Зон Б.В., Пансо В., Гиппиус СВ., Кох И.Э. и др.), отмечалось, что сценическая игра осуществляется благодаря специальным способностям, среди которых особо выделялись как главные - "способности к перевоплощению" и "выразительные способности" (артистические способности). Способность к перевоплощению (эмпатийная) рассматривалась как "...способность органически, то есть естественно, правдиво действовать в сценических обстоятельствах". Эта способность связывалась с идентификацией со сценическим персонажем, благодаря тому, что актер принимает мотивы и обстоятельства роли как личные, сопереживает им. С помощью выразительных способностей внутренние переживания героя (актера) становятся понятными зрителю, потому они и являются одним из средств общения актера с публикой. В то же время практиками театра подчеркивалось, что "...живя на сцене искренне и глубоко жизнью своего героя, актёр ни на минуту не должен целиком растворяться в образе, терять самого себя. Не слияние, не отождествление актёра с образом является законом актёрского искусства, а их диалектическое единство, предполагающее наличие непременно двух борющихся между собой противоположностей - актёра творца и актёра образа".

И ещё: "Итак, внутренняя жизнь актёра в качестве творца и его внутренняя жизнь в качестве образа находятся в состоянии взаимодействия и взаимопроникновения. В конечном счёте, они образуют единство. Однако ведущим началом в этом единстве является никогда не угасающее, постоянно направляющее творческий процесс активное творческое Я актёра. Так что в конечном счёте никаких двух Я не существует. Есть одно - единственное Я целостной личности актёра, в сознании, в психике которого происходят одновременно два взаимодействующих процесса"4. Иными словами, подчеркивалась важная роль и других способностей - к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции, а так же активность, развитие которых в творческой актерской деятельности осуществляется в тесном взаимодействии.

Однако актерские способности не рассматривались изолированно. Понимание их природы базировалось на научной психологической парадигме, согласно которой "... все попытки оценивать способности вне изучения структуры личности обречены на неудачу".

Проблема АКМЕ, профессионализма и продуктивности в творческой деятельности артистов балета

Систематизированных психологических и акмеологических исследований личности и творческой деятельности артистов балета, как неоднократно нами подчеркивалось, крайне мало, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы для психологии и акмеологии. Среди проведенных психологических исследований следует выделить работы Е.В.Фетисовой34. В них представлены результаты не только конкретных эмпирических исследований артистов балета (индивидуальных особенностей по критериям "экстраверсия- интроверсия", "нейротизм-эмоциональная устойчивость"; "эмоционального слуха" как индикатора творческого потенциала артистов балета; психических состояний артистов в различных периодах их деятельности; некоторых личностных особенностей артистов как субъектов творческой деятельности и пр.), но и, что важно в свете обсуждаемой проблемы, были получены результаты, имеющие прежде всего акмеологическое содержание. В частности, был осуществлен сравнительный анализ ряда важнейших психологических характеристик "звезд" и "рядовых" артистов балета. Заметим, что эта сугубо акмеологическая по своему содержанию работа, была опубликована за год до официальной регистрации акмеологии как науки. В данных психологических исследованиях артистов балета был наглядно применен метод специального сравнительного анализа "звезд" и "рядовых", который показал свою высокую психологическую и акмеологическую результативность. Впоследствии метод сравнительного анализа "высоко продуктивной и мало продуктивной деятельности" (Н.В.Кузьмина) и соответственно психолого-акмеологических характеристик данных субъектов деятельности был провозглашен как один из ведущих в акмеологии35. Данный подход в исследовании творческой деятельности и субъектов творческой деятельности стал одним из ведущих, ориентировавших многие исследования в разных предметных и объектных областях. Настоящее исследование проводилось так же в русле этого подхода. Акмеологическое исследование характеристик артистов балета должно базироваться на важнейших теоретических и методологических положениях акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой личности при достижении вершин в своем развитии и соответственно следовать логике акмеологических исследований (Анисимов О.С., Бодалев А.А., Вишнякова Н.Ф., Гусева А.С., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Климов Е.А., Маркова А.К., Огнев А.С., Пожарский С.Д., Реан А.А., Рудкевич Л.А., Селезнева Е.В., Семенов И.Н., Степанов Е.И., Хозяинов Г.И. и др.). На современном этапе в акмеологии такое прогрессивное развитие личности преимущественно связано с ее профессионализмом. Это справедливое положение, так как значительная часть жизни человека связана с профессиональной деятельностью и вершин в свой деятельности и личностно- профессиональном развитии достигают лишь те, кто по настоящему является профессионалом своего дела (Деркач А.А., Климов Е.А., Кузьмина Н.В. и др.). В акмеологии сложилось представление о том, что согласно принципу единства личности и деятельности, профессионализм должен рассматриваться в проявлении двух взаимосвязанных свойств или подсистем, если представить содержание профессионализма с системных позиций, как профессионализм личности и как профессионализм деятельности. Обобщение результатов акмеологических исследований с этих позиций предоставило возможность дать следующие определения данных важных сторон профессионализма . Профессионализм деятельности рассматривается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью Это - характеристика, подлежащая дальнейшему развитию. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Таким образом, получается, что профессионализм личности и деятельности - это две стороны одного и того же явления, - категории, отражающие свойства субъекта развития, находящиеся в диалектическом единстве. При решении практических задач, связанных с развитием профессионализма, в силу различного содержания применяемых акмеологических технологий, такое разделение является целесообразным.

Эмпирическое исследование психолого-акмеологических характеристик творческой деятельности артистов балета: подход, методики, результаты

Анализ методологических и методических оснований эмпирических исследований, критериев и показателей, характеризующих уровень психолого-акмеологических характеристик артистов балета, проведенный в разделе 1.4., позволил разработать план эмпирических психолого-акмеологических исследований. Исходя из опыта такого рода работы, осуществленной ранее на сложных в психологическом отношении объектах, исследования целесообразно проводить в несколько этапов.

На первом этапе вследствие высокой психологической сложности самих артистов балета как объектов психолого-акмеологического исследования, было запланировано проведение экспертного анализа (оценки) проблемы для уточнения характера этих исследований, более глубокого обоснования методов и методик. Экспертный анализ и оценка относятся к интуитивным качественным методам исследования, но их применение позволяет получить достоверные и точные количественно-качественные результаты. В соответствии с целями и задачами исследования и принимая во внимание психологическую сложность артистов как объектов психолого-акмеологического исследования, была признана целесообразной ориентация на индивидуальные методы анализа и оценки с последующим обобщением и обсуждением результатов. Проведение такой экспертной оценки необходимо предварять тщательным подбором экспертов, глубоким анализом обсуждаемой проблемы с использованием их опыта профессиональной работы, а так же возможности использования различных информационных источников. Эта процедура может повторяться несколько раз, в результате чего происходит сужение диапазона экспертных оценок, уточнение общей оценки, которая становится близкой к достоверной, отражающей сущностные характеристики объекта или явления .

К экспертам всегда предъявляются высокие требования относительно их профессиональной квалификации, наличия большого опыта и объективности. Количество экспертов варьируется в диапазоне 10-30 человек, в зависимости от сложности проблемы и квалификации экспертов. Особые требования предъявляются к форме взаимодействия с экспертами. Обычно, это стандартизированное интервью на основе специально разработанной анкеты. Жесткие требования предъявляются и к содержанию самой анкеты, в частности, логической связи набора вопросов с обсуждаемой проблемой. Причем сами вопросы могут быть прямыми или косвенными, открытыми и закрытыми и др.

В связи с тем, что одним из главных мотивов творческой деятельности артистов балета являются мотивы самореализации в творчестве, личностно-профессиональных достижений, мотивы движения к акме в своем творчестве, экспертная оценка обязательно должна по своему содержанию быть близкой и к акмеологической экспертизе. Акмеологическая экспертиза - это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а так же резервов личностного совершенствования73. Акмеологическая экспертиза тесно связана с психологической и акмеологической диагностикой. В процессе акмеологической экспертизы применяют собственно те же методы, что и в традиционной экспертизе, осуществляемой в других научных областях. Их отличием является предметная направленность - на выявление объективных и субъективных условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих прогрессивному личностно-профессиональному развитию и развитию профессионализма. В решении акмеологических задач применяются индивидуальные (с последующим обобщением) и групповые методы экспертной оценки, которые в свою очередь бывают: морфологическими (выявление взаимосвязей между объектами), основанными на качественно строгих описаниях; рейтинговыми; проективного оценивания (оценка перспектив изменения); парного сравнения; ролевого списка (как правило, значимых факторов). Акмеологическая экспертиза находится на стадии своего становления, однако уже существуют результаты ее практической реализации.

В настоящем исследовании была предпринята попытка совмещения традиционной экспертной оценки и акмеологическои экспертизы, при этом основными методами являлись: парное (групповое) сравнение, проективное и рейтинговое оценивание.

Системное описание общих и особенных психолого-акмеологических характеристик творческой деятельности артистов балета.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы, полученные результаты эмпирических исследований позволили приступить к решению следующей задачи диссертационного исследования - обобщению и психолого-акмеологическому описанию общих и особенных характеристик артистов балета. В виду того, что подобного рода объекты - творческие личности, артисты балета являются очень сложными с психологической и акмеологической точек зрения объектами, важно выбрать метод, позволяющий адекватно и наиболее полно отразить их характеристики, структурировав их по определенной релевантной описательной теоретической схеме. Опыт психолого-акмеологических исследований психологически сложных объектов свидетельствует, что такое обобщение и структурирование целесообразно проводить на основе системного подхода. Это полностью соответствует базовому методологическому принципу психолого-акмеологических исследований - принципу системности. Система - это важная общенаучная категория, в самом общем виде определяемая как "...составленное из частей единое целое". В психолого-акмеологических исследованиях отмечалось, что в естественных, общественных науках и психологии, в частности, системная методология получила широкое распространение: с системных позиций описывались сложные социальные и экономические явления (Кузьмин В.П., Кузьмин Е.С.), личность, деятельность, отношения и психические состояния (Бодалев А.А., Ганзен В.А., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н. и др.), взаимодействия человека с техникой (Климов Е.А., Ломов Б.Ф.), прогрессивное развитие зрелой личности до уровня вершин в данном развитии (Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А. и др.), социальные процессы в обществе (Диллигенский Г.Г., Парыгин Б.Д.) и пр. Виды системного описания соответствуют представленным в 1.4. методологическим принципам настоящего диссертационного исследования. Сейчас в психологии, акмеологии и других науках комплекса человекознания получили наибольшее распространение различные виды (формы) системного описания, основанные на теоретических схемах, разработанных В.А.Ганзеном89: вербальные или лингвистические качественно строгие (системы понятий, тексты, семантические поля, дихотомии и пр.); аналитические (табличные, матричные, функциональные); геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры и пр.); структурно-функциональные (кибернетические). На основе данных системных описаний разрабатывались акмеологические модели профессионализма личности и деятельности (Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К.), различных видов компетентности (Денисов О.И., Игельник М.С., Макаров СВ., Селезнева Е.В., Степнова Л.А. и др.), описания сложных функциональных состояний (Зазыкин В.Г., Секач М.Ф., Чайнова Л.Д. и др.), акмеологические инварианты профессионализма (Зазыкин В.Г. и др.) и многое другое. В работе90 отмечалось, что теоретическое представление объекта с системных позиций целесообразно осуществлять на основе описания его структуры, общих характеристик и пр., уделяя особое внимание психологическим характеристикам, влияющим на продуктивность профессиональной деятельности. В таком понимании системное описание психолого-акмеологических характеристик артистов балета должно основываться на соответствующем состоятельном системном представлении. Поэтому более информативным будет то описание, которое базируется на состоятельных моделях личности. Таковыми могут являться системные описания личности, разработанные К.К.Платоновым91 и В.С.Мерлиным.

Похожие диссертации на Продуктивность творческой деятельности артистов балета