Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Фадина Ангелина Геннадьевна

Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста
<
Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фадина Ангелина Геннадьевна. Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста : 19.00.13 Фадина, Ангелина Геннадьевна Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста (на примере Астраханского региона) : диссертация... канд. психол. наук : 19.00.13 Астрахань, 2007 192 с. РГБ ОД, 61:07-19/476

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования психологических особенностей развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста

1.1. Методологические основы изучения толерантности в отечественной и зарубежной науке

1.2. Теоретические подходы к выделению видов и структуры толерантности как психологического явления

1.3. Понятие, виды и сущностные характеристики явления миграции

1.4. Психологические особенности толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста ...

2.1. Этапы и методы исследования психологических особенностей толерантности мигрантов

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования уровней толерантности подростков и юношей

2.3. Выявление специфики влияния различных факторов на особенности толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста

2.4. Рекомендации по развитию толерантности мигрантов-подростков

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня в мире отмечается процесс глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека (политической, экономической, культурной и т.д.), влекущий за собой как положительные, так и отрицательные последствия, и неизбежно приводящий к возникновению миграционных потоков различного характера и уровня.

Миграционные процессы обрели со второй половины XX в. поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Вполне правомерно минувший век назван «эрой миграции». Сегодня уже никто не оспаривает того положения, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира [67, с. 98]. Как следствие, резко возросла социально-психологическая напряженность, особенно в сфере межгрупповых, в частности межэтнических отношений.

Как отмечает В.Н. Петров, «миграционные процессы, включая вынужденную миграцию, противоречия в социальной адаптации мигрантов, неопределенность социальных последствий миграционных перемещений в локальных, региональных и макросоциальных масштабах создают новые черты социальной реальности в современном российском обществе».

Особо остро встает проблема толерантности как необходимого регулятора общественных отношений и условие успешной адаптации мигрантов в принимающем сообществе.

Важно отметить, что понятие толерантности «трактуется широко, ... отсутствуют жестко отобранные его общепризнанные характеристики, ... понятие не дифференцированно, научно не обосновано» [14, с. 335-336].

Отсутствие общепринятой дефиниции - свидетельство сложности изучаемого явления и незавершенности исследований в данной области научного знания. Стоит обратить внимание на тот факт, что в научных кругах еще не достигнуто состояние связности в понимании и определении структурных

компонентов толерантности, ее различных аспектов, нет единого подхода к классификации ее видов.

Астрахань всегда была примером многонационального региона, в котором переплетение различных культур, сосуществование этнических групп имеет исторически обусловленный характер. Это обстоятельство позволяло успешно осуществлять межкультурное взаимодействие без риска утери каждым этносом своей идентичности и качественного своеобразия. Но этническая структура региона изменчива, и меняется она в первую очередь под воздействием двух причин. Во-первых, из-за разницы в темпах естественного прироста соседствующих групп, во-вторых, под влиянием этнических миграций. В результате отмечается рост социальной напряженности и интолерантных настроений в обществе среди приезжих и местного населения. Все это делает проблему изучения толерантности мигрантов и коренного населения остроактуальной, как в теоретическом, так и в практическом планах. Другими словами, существует насущная научная и практическая потребность теоретико-методологического и эмпирического обоснования и изучения влияния миграционных процессов на специфику толерантности, как самих мигрантов, так и принимающего населения.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития толерантности мигрантов с учетом возрастных особенностей, с одной стороны, и недостаточностью разработанности практики решения данной проблемы - с другой. Необходимость разрешения возникшего противоречия определила выбор темы исследования.

В последнее время все большее количество психологов, педагогов, философов, социологов обращается к теме толерантности и различных аспектов межэтнических взаимоотношений, разрабатываются новые теоретические концепции, подходы и практические программы формирования толерантного мышления и поведения. Однако анализ имеющейся литературы показывает, что толерантность в условиях миграционных процессов как фактор обеспечения взаимопонимания и межкультурного взаимодействия между коренным

населением и мигрантами, а также как условие успешной адаптации последних до сих пор остается недостаточно исследованной. В то же время, в отечественной и зарубежной науке и практике имеется значительное количество исследований, освещающих отдельные аспекты исследуемой проблематики, являющихся необходимыми теоретическими и эмпирическими предпосылками изучения психологических особенностей толерантности мигрантов.

Стоит отметить, что проблема толерантности рассматривается очень широко, с различных позиций, в частности, можно отметить работы философов Н.А. Бердяева, P.P. Валитовой, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, П.П. Николсона, Л.В. Скворцова, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, М. Уолцера, Б.М. Хомякова, и др.; этнографов и историков М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, В.И. Козлова и др.; педагогов З.Т. Гасанова, В.П. Комарова, B.C. Кукушкина, Б. Риардон, П. Степанова и др.; психологов А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, С.К. Бондыревой, И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцовой, Н.М. Лебедевой, Ф.М. Малхозовой, Г.У. Солдатовой, А.В. Тишкова, Л.А. Шайгеровой, Е.И. Шлягиной и т.д. Работы этих и многих других авторов составили необходимую теоретическую базу нашего исследования, поскольку в них обстоятельно освещаются вопросы истоков толерантности, ее смыслового содержания и структурообразующих компонентов, видов, особенностей проявления во внутриличностном пространстве индивида, реализации в поведении и т.д.

Исследование причин и мотивов миграции, психологических проблем адаптации мигрантов к другой культурной и природной среде, изучение психологических особенностей мигрантов разных поколений и многие другие вопросы стали предметом специального научного осмысления зарубежных психологов примерно в 50-60 гг. XX в. В отечественной науке вопросы психологии вынужденной миграции до начала 1990-х гг. практически не рассматривались.

При изучении психологических особенностей толерантности мигрантов, мы опирались на работы этнографов, этносоциологов, психологов и т.д., рассматривавших вопросы взаимоотношений приезжих и коренного населения (И.М. Бадышева, Г.С. Витковская, А.В. Дмитриев, Ж.А. Зайончковская,

Н.П. Космарская, Н.М. Лебедева, Е.И. Филиппова, и др.); проблемы аккультурации в новых государствах (Ю.В. Арутюнян, Дж. Берри, А.И. Гинзбург, Р. Мендоза, И.А. Субботина, В.А. Тишков и др.); влияния миграции на психологические особенности личности (А.Г. Асмолов, С. Бокнер, С.К. Болдырева, Р. Лифтон, С. Льебкинд, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.); специфики и основных направлений психотерапевтической работы с мигрантами (В.В. Гриценко, В.К. Калиненко, Д. Калманович, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова и др.) и т.д.

Хотелось бы отметить, что в результате проведенных ранее исследований разработан категориально-понятийный аппарат, методология изучения проблем толерантности и миграции, выработана система подходов к изучению последствий миграции.

Цель диссертационного исследования: выявить психологические особенности развития толерантности мигрантов в подростковом и юношеском возрасте.

Объектом исследования выступила толерантность мигрантов подросткового и юношеского возраста.

Предмет исследования: психологические особенности развития толерантности мигрантов подростков и юношей.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста носит уровневый характер, а специфика ее уровней определяется комплексом индивидуально психологических особенностей.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и поэтапное решение следующих задач:

1. На основе теоретического анализа научной литературы определить психологическое содержание и структурно-функциональные компоненты толерантности.

  1. Выявить индивидуально-психологические особенности личности, особенности межличностного и межгруппового взаимодействия подростков и юношей мигрантов.

  2. Установить возрастную динамику развития уровней толерантности мигрантов.

  3. Разработать рекомендации по развитию толерантности мигрантов с учетом выявленных психологических особенностей.

Методологическая основа. В качестве методологической базы нами использовались: принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.В. Ломов); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); положения культурно-исторической теории (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев); концептуальные подходы А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, И.Б. Гриншпун, Г.У. Солдатовой и других ученых к пониманию психологической сущности толерантности, ее структурных компонентов, видов, а также социально-психологических проблем мигрантов.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплексный метод исследования, направленный на выявление качественного своеобразия толерантности у мигрантов, который включал в себя: сравнительный и теоретический анализ, обобщение методологической литературы по теме исследования; в психодиагностической части исследования применялись методы наблюдения, анкетирования, стандартные и адаптированные тесты, опросники: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, СР. Пантелеев); методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (ССЛ); методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; опросник межличностных отношений Шутца (ОМО); методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, СВ. Рыжова); опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик); методы качественного и количественного анализа эмпирических

данных; математико-статистические методы обработки данных (с использованием компьютерной программы STATISTICA 6.0), включающие в себя описательные статистики, параметрический критерий Стьюдента, непараметрический критерии Манна-Уитни; двухфакторный дисперсионный анализ.

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые выделены уровни толерантности (уровень аутотолерантности, уровень межличностной и межгрупповой толерантности), определяющие специфику толерантности как психологического явления. Установлена отрицательная взаимосвязь смены места жительства и показателей всех уровней толерантности мигрантов подростков. Выявлены различия в характере влияния миграции на специфику толерантности в подростковом и юношеском возрасте. Установлена положительная динамика развития всех уровней толерантности от подросткового к юношескому возрасту. Выделены индивидуально-психологические особенности личности (в частности, особенности самоотношения), межличностного (типы отношения к окружающим и особенности поведения) и межгруппового (типы этнической идентичности) взаимодействия, наиболее подвергающиеся влиянию миграции.

Теоретическая значимость исследования. Составлена развернутая классификация видов толерантности, дополняющая теоретические подходы С.К. Бондыревой относительно типологии данного явления. Установленная специфика выделенных уровней толерантности мигрантов позволяет расширить положения о влиянии смены места жительства на психологические особенности личности, межличностного и межгруппового взаимодействия в подростковом и юношеском возрасте.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования, а также сформулированные рекомендации применимы в практической работе с мигрантами подросткового и юношеского возраста в различных психологических службах, молодежных центрах и психолого-педагогических консультациях, в деятельности аппаратов федеральных служб, задействованных в сфере миграционной политики. Материалы исследования существенно обогатят со-

держание лекционных и практических психологических занятий по проблемам межкультурного взаимодействия во всех видах учебных заведений, включая курсы повышения квалификации специалистов различных областей.

Выявленная специфика различных уровней и видов толерантности мигрантов позволяет определить основные направления психологической коррекции и развития индивидуально-психологических особенностей личности, межличностного и межгруппового взаимодействий подростков и юношей. Полученные данные необходимы для составления программ тренингов и проведения индивидуальных консультаций, направленных на развитие толерантности мигрантов.

Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, сформулированных в диссертационной работе, были обеспечены целостным подходом к решению поставленной цели: опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, их непротиворечивостью, репрезентативностью выборки, адекватностью применяемых методов и методик, соблюдением общих правил и принципов проведения научного исследования, сочетанием развернутой качественной интерпретации и количественного анализа экспериментальных данных с использованием методов математической статистики.

База исследования. В исследовании приняли участие 193 учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 74» г. Астрахани и 198 студентов Астраханского государственного университета I—III курсов. Общее количество выборки - 391 человек.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая и учебная литература по предметной области исследования; определялась методологическая и теоретическая базы, формулировались цель, основные задачи и гипотеза, подбирались адекватные диагностические методики.

На втором этапе были сформированы выборки испытуемых; проведена эмпирическая проверка выдвинутой научной гипотезы исследования.

На третьем этапе был произведен качественный и количественный анализ полученных данных посредством обобщения, систематизации и теоретического обоснования результатов исследования, осуществлено заключительное оформление диссертационного исследования.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития и акмеоло-гии и на семинарах аспирантов АТУ, докладывались на итоговых, международных, всероссийских научно-практических конференциях молодых ученых, публиковались в различных научных и академических сборниках (Ростов-на-Дону, 2004; Москва, 2004; Астрахань, 2006, 2007; Смоленск, 2006; Кострома, 2007). Кроме того, материалы использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий у студентов очного и заочного отделений Астраханского государственного университета в рамках курсов «Этнопсихология», «Психология развития», различных курсов по выбору

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической психологической работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 74», ОГУ «Служба реализации социальных программ для молодежи», а также в ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества», в процессе преподавания психологических дисциплин (этнопсихология, психология развития, курсы по выбору и т.д.) в Астраханском государственном университете.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Толерантность представляет собой сложную, динамическую структуру, включающую в себя личностно-образующие составляющие (мотивационно-ценностный, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты), проявляющуюся в различных сферах жизнедеятельности человека и реализующуюся как на личностном, так и на межличностном и межгрупповом уровнях.

2. Выявление психологических особенностей развития толерант
ности мигрантов становится возможным через рассмотрение специфики
ее уровней. В качестве базового уровня рассматривается аутотолерант-
ность, под которой подразумевается способность и готовность лично
сти к самоанализу, самопознанию и самоизменению через выход в реф
лексивную позицию относительно собственных ценностей и установок.
Уровень межличностной толерантности определяет специфику взаимо
отношений личности с другими людьми, на основе принятия, понима
ния и уважения инаковости другого. Уровень межгрупповой толерант
ности проявляется в знании о существовании иных, отличных от собст
венной, групп, признании их как равнодостоиных наряду с сохранением
собственной самоидентичности.

3. Миграция оказывает влияние на индивидуально-
психологические особенности личности в подростковом и юношеском
возрасте, проявляя себя на уровне личности, особенностях межлично
стного взаимодействия (в отношении к окружающим и типе межлично
стного поведения), специфике межгруппового взаимодействия (обу
словленного этнической идентичностью и степенью предрасположен
ности к предрассудкам).

Психологические особенности толерантности подростков в большей мере подвержены влиянию миграции, чем психологические особенности толерантности в юношеском возрасте, что определяет специфику развития всех уровней толерантности мигрантов.

4. Сложность и многогранность явления толерантности определя
ет специфику психокоррекционных мероприятий. Программа целена
правленного развития толерантности мигрантов, которая основывается
на учете особенностей структурных компонентов данного психологиче
ского явления: а) мотивационно-ценностного; б) когнитивного; в) аф
фективного; г) поведенческого), а также их специфики на каждом уров
не толерантности (аутотолерантности, межличностном и межгрупповом

уровнях) позволит эффективно осуществить психологическую профилактику и коррекцию социально-психологических последствий миграции.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 4 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 181 странице, сопровождается 21 таблицей, 5 диаграммами, 2 дискограммами и 15 графиками. Список литературы содержит 151 источник, в том числе 11 источников на иностранном языке.

Методологические основы изучения толерантности в отечественной и зарубежной науке

Прежде всего отметим, что толерантность - понятие абстрактное и несмотря на то, что существуют достаточно много различных трактовок до сих пор нет единого подхода и точного определения данного феномена. На данное обстоятельство обращает внимание и А.А. Никишенкова, которая отмечает, что в трактовке сущности толерантности имеются значительный разброс мнений - «от суждений об изначальной ее укорененности в природе рода человеческого либо о полном ее несоответствии этой природе до утверждений о ее искусственном конструировании идеологами определенной ориентации и от однозначно положительной оценки этой категории, понимаемой как особый признак гуманного интеллигентного человека, до признания ее надуманной сентиментальной благоглупостью либо беспринципностью» [75, с. 122].

Толерантность представляет собой сложное и противоречивое явление. Иногда при анализе различных источников можно встретить не просто различные, но и прямо противоположные по смыслу дефиниции, «...затемняющиезначение этого понятия...» [12, с. 30].

Кроме того, необходимо отметить, что толерантность - понятие, функционирующее в сфере различных наук:

в этике терпимость определяется как моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного пони мания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения [103, с. 308];

в биологии, медицине (иммунологии, фармакологии и др.) под толерантностью понимают способность организма без видимого для себя ущерба переносить потенциально неблагоприятные для него воздействия того или иного фактора внешней среды. И в этом плане важным с точки зрения толерантности является понятие «запас прочности», а «прочность» индивида бывает как физической, так и психической [15, с. 6];

в математике и логике толерантность рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием эквивалентности, позволяющей «как можно строже определить отношения одинаковости или взаимозаменимости» [131, с. 50].

Подобное обстоятельство не только не облегчают задачу осознания семантического поля понятия толерантности, но и в некоторой степени усложняет ее.

Отметим, что идея толерантности, терпимости так или иначе прослеживается во многих философско-этических учениях, психологических и педагогических концепциях прошлого и настоящего. Однако в результате анализа литературы нами было обнаружено, что толерантность как психологический феномен начала изучаться сравнительно недавно, как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. Данное обстоятельство привело нас к мысли о необходимость более подробного рассмотрения вопроса возникновения толерантности в историко-философском аспекте.

Многие авторы подчеркивают, что наиболее дискуссионным является вопрос о философских истоках толерантности и времени ее генезиса из проблемы веротерпимости. Существует мнение, что многие из высказанных позже философских идей были заложены еще в Античности, другими авторами называется эпоха Просвещения, третьи отмечают, что «толерантность» как веротерпимость возникла в эпоху Реформации. Однако исследователи практически единогласно сходятся во мнении, что значительный вклад в исследование проблемы толерантности внесли гуманисты эпохи Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бэкти) и Реформации (М. Лютер), философы английского (Дж. Локк, Р. Уильяме, Дж. Милтон) и французского (Вольтер) Просвещения, демократы XVIII-XIX вв. (С. Милль) [94].

Различные философские подходы к проблеме толерантности достаточно полно и обстоятельно рассматриваются, на наш взгляд, в работе Н.Г. Юровских «Толерантность как личностный и культурный феномен». Так, автор отмечает, что идеи природного человека и естественного равенства людей, которые разрабатывались в философии Возрождения и Просвещения (М. Монтень, Т. Гоббс, Ж. Ламетри, Л.Фейербах), должны быть отнесены к натуралистической версии толерантности. По мнению Т. Гоббса, враждебность, интолерант-ность - это естественные качества человека, относящиеся к его животной природе. М. Монтень же напротив считает, что именно терпимость присуща каждому человеку, а враждебность обусловлена различными социальными причинами. С точки зрения Л.А. Фейербаха, человек учится быть толерантным, начиная с самого раннего возраста, как бы впитывая это знание с молоком своей матери. Как бы ни был эгоистичен человек, он, тем не менее, связан с остальными людьми, по крайней мере, по принадлежности к одному человеческому роду. Философ указывает на два вида зависимостей человека, обеспечивающих развитие его толерантности: зависимость от родителей и семьи и зависимость от влечения полов. На основе этих зависимостей человек учится не только принимать окружающих и терпимо к ним относиться, но и учится толерантности в ее высшем проявлении - в форме любви.

Проблема толерантности, точнее - интолерантности, и ее причин в психоанализе (психоаналитическая версия толерантности по Н.Г. Юровских) связывается с бессознательными влечениями человека: эроса и танатоса. С точки зрения логики психоанализа принцип толерантности, как и любое моральное правило, не может быть выведен из естественной природы человека, а навязывается индивиду благодаря ограничениям его поведения со стороны общества и культуры. Выход из конфликтов личности и общества предложил Э. Фромм, заключив его в формирование плодотворной ориентации индивида. Плодотворную ориентацию индивид приобретает посредством постижения мира через любовь, включающую в себя уважение. Причем уважение приобретает характер толерантности, понимания человека таким, каков он есть, принятие его как самоценной личности.

Следующим подходом к проблеме толерантности является коммуникативная версия толерантности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М. Бубер, С.Л. Франк и др.). Н.А. Бердяев считал, что толерантность если и присутствует в обществе в процессе коммуникации, то лишь в форме этикета, проявляясь через вежливость, любезность и в истинном, духовном смысле не раскрывается. Условием развития и самореализации личности является межличностное общение, без которого существование человека не представляется возможным. Высшей формой проявления общения является духовная любовь. Таким образом, толерантность в ее высшем проявлении - в любви (как в основном принципе жизни) - выражает основное содержание отношений «Я - Ты», к которым так стремится каждый человек, является духовным механизмом этих отношений. Для С.Л. Франка общение есть взаимопроникновение «Я» в «Ты» и «Ты» в «Я», при котором происходит трансцендирование во вне, т.е. выход из себя в другого. Очевидно, что для такого общения толерантность является просто необходимой. М. Бубер подчеркивает взаимную активность индивидов как неотъемлемую сторону общения, когда противопоставляет общение и познание. В общении, действительно, наблюдается взаимная направленность, а в познании активным является только «Я», тогда как объект лишь предоставляется его исследованию (будь это вещь или другой индивид).

Согласно этико-аксиологической версии, толерантность, как нравственная установка, относится к сфере должного, ее включенность в нравственные отношения индивидов обеспечивает мир и согласие в обществе (Дж. Локк, И. Кант). Широкую известность получили работы Дж. Локка «Опыт о веротерпимости» и «Письмо о веротерпимости». По Дж. Локку, толерантность имеет двоякий характер: с одной стороны, она представляет ценность, которой необходимо руководствоваться в отношениях между людьми разных вероисповеданий, с другой, толерантность есть результат общественного договора, составляющая права, обосновывающего свободу мысли, свободу собраний, свободу совести. В этике И. Канта толерантность является одной из высших ценностей, которой необходимо руководствоваться во взаимоотношениях индивидов, имеющих различные представления, в том числе и религиозные.

В.Г. Миронов в своем диссертационном исследовании «Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект» считает, что при выявлении особенностей различных подходов и разработанности темы толерантности можно руководствоваться национально-культурным критерием. В частности, автор указывает, что можно говорить об английской, немецкой, русской традициях понимания толерантности, каждая из которых бесспорно имеет свою специфику.

Понятие, виды и сущностные характеристики явления миграции

Как мы уже отмечали, феномен миграции, ее причины, социально-экономические последствия, правовые проблемы не раз становились, и до сих пор являются, предметом специального научного осмысления представителей различных областей науки. Среди зарубежных и отечественных ученых-исследователей политологов, демографов, юристов, социологов, экономистов и представителей других научных знаний, занимающихся проблемами миграционных процессов, можно отметить работы Т. Юдиной, М. Мид, А. Осипова, Ж. Зайончковской, Л. Вишневского, П. Баранова, Т. Заславской, В. Макаренко, А. Москвина, О. Потемкина, Н. Римашевской, И. Валлерстайна, Е. Красинец, А. Ротфельда, Л. Макаровой, В. Сафонова, Б. Капустина, В. Иноземцева, Н. Лебедевой, П. Цыганкова, И. Иванова, Л. Шевцовой, А. Володина, И. Орловой, Л. Рыбаковского, М. Ильина, А.Санина и др.

Рассматривая вопрос об этимологии понятия миграции, необходимо отметить, что в нашей стране в конце XIX - начале XX в. наряду с термином «миграция населения» получили распространение также термины «переселение», «миграционное движение населения», «миграционные потоки», «передвижение населения», «механическое движение населения» и т.д.

Миграцию населения рассматривают в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает «переселение» (с лат. migratio -перемещение, переселение). Миграция населения в широком значении слова -любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. В данном случае, на наш взгляд, понятие миграции несколько отождествляется с понятием мобильности, под которой понимается свойство индивида (существа) менять место (географические координаты) своего пребывания. По мнению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, в собственно человеческом пространстве имеет смысл говорить как минимум о двух видах мобильности: физической (перемещение тела в физическом пространстве) и социальной (перемещение человека в пространстве связей, отношений, значимостей). Миграционные процессы всегда привлекали внимание ученых-исследователей и до сих пор являются предметом изучения многих наук. На сегодняшний день широкое освещение и достаточную разработанность получить вопрос типологии миграции. В основу классификаций различных авторов легли различные критерии, что позволяет в полной мере рассмотреть столь разнообразный и многоаспектный характер миграционных процессов.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению вопроса о различных видах миграции, обоснуем психологические предпосылки, толкающие человека на смену места жительства.

С.К. Бондырева отмечает, что каждый индивид имеет три пространства:

1) внутрипсихическое («внутренний мир») - пространство знаков, символов, образов, переживаний;

2) ближайшее психологическое - зону общения, параметры которой определяются характером воспитания и этническими особенностями;

3) сферу значимого - совокупность значимых для индивида объектов во внешнем мире, причем это и физические и виртуальные объекты.

Параметры этих трех пространств индивида имеют прямое отношение к миграции. Узость енутрипсихического пространства порождает дискомфорт, неспособность индивида «найти себя», в результате чего его ничто в жизни не удовлетворяет и он начинает метаться, в том числе и меняя местожительство. Параметры ближайшего психологического пространства имеют прямое отношение к способности индивида к общению и построению отношений с окружающими: строить их, избегая напряженности и конфликтов. Пространство значимых объектов индивида имеет прямое отношение к успешности адаптации: от того, насколько гибко способно перестраиваться (модифицироваться) это пространство, зависят адаптационные успехи индивида на новом месте, его возможности вживания в обстановку, а значит, и успешность миграции [16, с. 20-21].

В качестве основных критериев классификации или типологии миграций выделяют: 1. Характер пересекаемых границ (направление миграции) - в пределах

или за пределы страны. Виды миграции: а) внутренняя; б) внешняя.

Внешняя миграция -все те передвижения населения, которые связаны с пересечением государственных границ: выезд населения за границу (эмиграция); въезд из-за границы в данное государство (иммиграция). Она, в свою очередь, делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

Внутренняя миграция объединяет миграционные процессы, происходящие в пределах одной страны между административными или экономгеогра-фическими районами, населенными пунктами и т.д. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в город и межрайонная миграция.

2. Срок и характер проживания мигрантов на новом месте (временной

признак). При этом важно уточнить, что для понятия истинной миграции ва

жен момент окончательности перемены места жительства, намерение не воз

вращаться больше на прежнее место.

Миграция - это такой тип перемещения людей, который завершается сменой постоянного места жительства [33, с. 20].

В том случае, если человек, эмигрировав (в силу тех или иных обстоятельств), ждет возможности возвратиться на родину, его называют не мигрантом, а репатриантом. Поэтому, по мнению С.К. Бондыревой, если у индивида отсутствует четкое осознание и решение окончательно и бесповоротно покинуть родные места, мы говорим не и миграции, а о мобильности. Так, выделяют следующие виды миграции:

Этапы и методы исследования психологических особенностей толерантности мигрантов

Прежде всего хотелось бы отметить, что, несмотря на широкое изучение проблемы толерантности в последние годы, до сих пор нет единой общепризнанной методики изучения данного феномена. Основная причина этого уже не раз отмечалась нами - это отсутствие общего подхода к тому, какая реальность скрывается под данным понятием.

По мнению И.Б. Гриншпун, в связи с тем, что толерантность выступает как явление многомерное и многоуровневое. Для ее диагностики можно использовать существующие методические средства, направленные на диагностику отдельных личностных характеристик, связанных с толерантностью, но непосредственно не создававшихся с целью ее диагностики. Такая диагностика скорее позволит выявить не толерантность как таковую, но обозначить некоторые «параметры риска», интолерантные тенденции

Выбор конкретных методик был продиктован темой исследования, намеченным планом и логикой его проведения. Диагностика психологических особенностей толерантности мигрантов и коренного населения проводилась по нескольким направлениям. Во-первых, нами определялся общий уровень толерантности, для чего использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности» [106].

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс-опросник «Индекс толерантно сти». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт исследований в данной области [107]. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности/интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая, социальная и толерантность как черта личности.

Субшкала «Этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «Социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «Толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

По мнению И.Б. Гриншпун, толерантность проявляет себя как личностная характеристика в пространствах самоотношения, межличностных и межгрупповых отношений, сложно опосредующих друг друга. Как отмечает Г.У. Солдатова, попадание в новую среду приводит на личностном уровне к серьезным изменениям самоотношения. Те самохарактеристики, которые раньше казались важными, теряют свое значение, а в представление личности о себе встраиваются новые компоненты. Поэтому вторым направлением исследования психологических особенностей мигрантов и коренных жителей было намечено изучение аутотолерантности. Для решения этой задачи нами использовались тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, СР. Пантелеев) и методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (ССЛ).

Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Стол иным иерархической моделью структуры самоотношения. Использованная нами версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсим-патии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы: шкала S измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого; шкала I - самоуважение; шкала II- аутосимпатию; шкала III- ожидаемое отношение от других; шкала IV- самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого: 1 - самоуверенность; 2 - отношение других; 3 - самопринятие; 4 -саморуководство, самопоследовательность; 5 - самообвинение; 6 - самоинтерес; 7 - самопонимание.

Цель методики экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (ССЛ) - установление степени самоактуализации, переживаемой че ловеком в различных жизненных контекстах (ситуациях). Методика представляет собой анкету, включающую 14 пар характеристик личности, отражающих состояние самоактуализации человека в соответствии с описаниями самоактуализирующейся личности по А. Маслоу.

Высокие показатели результатов теста свидетельствуют о высоком уровне самоактуализации-самореализации личности, проявляемом в конкретной ситуации (или жизненном контексте в целом). Человек в наиболее полной мере проявляет активность, свои способности, получает от этого удовлетворение; стремится к успехам в делах и добивается их; увлечен происходящим, которое наполнено для него смыслом; ведет себя естественно и непринужденно; способен сам контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Низкие показатели свидетельствуют о низком уровне самоактуализации-самореализации личности, проявляемом в конкретной ситуации (или жизненном контексте в целом). Человек переживает подавленность, напряжение и бессилие, неудовлетворенность собой и происходящим; невозможность реализации имеющихся у него способностей; неспособность достижения поставленных целей; зависимость от окружающих в принятии решений и в своих действиях, бессмысленность происходящего; неспособность самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Третье направление изучения психологических особенной толерантности заключалось в исследовании особенностей межличностной толерантности. Как известно, у каждого человека есть определенные индивидуально-психологические особенности, которые определяют характер взаимоотношений с другими людьми. Поэтому для выявления типичных способов взаимодействия с окружающими были использованы методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и опросник межличностных отношений Шутца (ОМО).

Выявление специфики влияния различных факторов на особенности толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста

На третьем этапе нашего эмпирического исследования нами определялось наличие влияния двух факторов: возраста и смены места жительства на специфику толерантности.

Сначала мы проверили показатели асимметрии, эксцесса и их ошибок по всем использованным методикам, для всех четырех групп испытуемых (см.: Приложение 3).

По результатам статистической обработки данных, по всем переменным с нормальным распределением, был произведен двухфакторный дисперсионный анализ. Результаты представлены в таблице 22.

Как мы видим, показатели уровня значимости очень высокие (р 0,01). Это дает нам возможность принять гипотезу Hi о наличии влияния возрастного фактора, фактора смены места жительства и двух этих факторов в совокупности на особенности толерантности мигрантов.

Поэтому с большим уровнем достоверности было установлено, что возраст и смена места жительства влияют на особенности толерантности мигрантов подростков и юношей.

Для более детального анализа полученных данных нами были проверены уровни значимости влияния факторов возраста, смены места жительства и двух факторов в совокупности по каждой переменной {Приложение 4).

Так, с большим уровнем достоверности (р _0,01) было установлено, что смена места жительства влияет на общий уровень толерантности подростков и студентов (график 1).

Как мы видим, у мигрантов (подростков и студентов) показатели переменой общего уровня толерантности в среднем выше, чем у коренного населения. Хотя стоит отметить, что и у мигрантов, и у коренного населения показатели по данной переменой располагается в диапазоне от 79 до 85, что соответствует среднему уровню толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и ин-толерантных черт. Данное обстоятельство говорит об избирательности и гибкости поведения подростков и юношей. Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что чем моложе индивид, тем более он склонен к открытой стратегии адаптации, которая предполагает открытость новому опыту, восприимчивость, которые невозможны без толерантного отношения к окружающим.

Было выявлено с большим уровнем достоверности (р 0,01), что миграция также оказывает влияние и на этническую толерантность в подростковом и юношеском возрасте (график 2). мигранты коренные

Согласно полученному графику выявлено, что этническая толерантность, отражающая отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции, мигрантов обеих групп (подростки, юноши) гораздо выше показателей этнической толерантности коренных жителей (подростков и юношей).

Средние показатели этнической толерантности мигрантов колеблются в диапазоне 28-28,5 баллов, для коренных жителей отмечено 25,7-26,5 баллов. В целом можно отметить, что и у мигрантов и у коренных жителей показатели этнической толерантности выше среднего, что может свидетельствовать о достаточно терпимом отношении подростков и юношей к другим этническим группам. На наш взгляд, данное обстоятельство может быть объяснено полиэтническим составом населения Астраханского региона. Здесь сказывается феномен исторически выработавшейся оптимальной межэтнической дистанции: не препятствуя межгрупповому взаимодействию, она в то же время обеспечивает целостность и эффективное воспроизводство этнических культур, сохранение этнокультурной идентичности.

С достаточно высоким уровнем вероятности (р 0,05), было установлено, что на социальную толерантность подростков и юношей оказывают влияние фактор возраста и миграции (график 3).

В методику «Индекс толерантности» авторами были включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), для определения социальной толерантности. Как мы видим из графика, несмотря на то, что у всех испытуемых отмечается средний уровень социальной толерантности, что может свидетельствовать о достаточно лояльном отношении к вышеобозначен-ным группам, однако существует разница между показателями социальной толерантности подростков-мигрантов, студентов-мигрантов, подростков -коренных жителей и студентов - коренных жителей. Так, средний показатель социальной толерантности подростков мигрантов составил 28,8 балла, подростков коренных жителей 27,8 балла, юношей мигрантов 27,9, а юношей коренных жителей 26,2 балла. Таким образом, установлено, что:

1) по отношению к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим) мигранты обладают большей толерантностью, чем коренные жители;

2) в то же время необходимо отметить некоторое снижение показателей социальной толерантности с возрастом. Другими словами, подростки проявляют большую толерантность по отношению к указанным группам, чем студенты.

Возможно, первое обстоятельство объяснимо тем, что мигранты склонны проявлять большую межличностную толерантность в отношениях с людьми, отличными от большинства, поскольку ощущают некоторую схожесть с ними. Второе обстоятельство, на наш взгляд, связано с большим жизненным, социальным опытом юношей по сравнению с подростками.

При установлении влияния факторов возраста, миграции и двух этих факторов в совокупности на переменную толерантность, как черта личности, было выявлено, что возраст влияет на показатели толерантности, как черты личности с большим уровнем достоверности (р 0,01). Кроме того, на данную переменную оказывает сильное влияние и миграция (р 0,05), график 4.

Толерантность, как черта личности, отражает некоторые коммуникативные установки, в частности, уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству. Прежде всего, отметим, что показатели испытуемых всех четырех групп находятся в зоне средних баллов выраженности изучаемого признака. Полученные результаты соотносятся с данными, выявленными по переменной общий уровень толерантности. Средние показатели говорят о том, что для подростков / юношей-мигрантов и подростков / юношей - коренных жителей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных тенденций, избирательности поведения.

Похожие диссертации на Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста