Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Ефрюшкина Ольга Владимировна

Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры
<
Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефрюшкина Ольга Владимировна. Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Ефрюшкина Ольга Владимировна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.].- Хабаровск, 2009.- 257 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/452

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Я-концепция как интегральная характеристика взаимодействия внешнего и внутреннего мира личности 12

1.1. Теоретический анализ исследований Я-концепции личности в зарубежной и отечественной психологии 12

1.1.1. Терминологический анализ понятия «Я-концепция» 14

1.1.2. Понятие «Я» как базисная категория в психологии личности 18

1.1.3. Анализ основных направлений исследования Я-концепции личности 23

1.2. Системный подход как средство анализа Я-концепции 34

1.2.1. Я-концепция в системе личности 38

1.3. Структурный анализ Я-концепции личности 44

1.3.1. Я-концепция как система самоустановок личности 47

1.3.2. Я-концепция личности как субъекта труда 57

1.4. Организация как фактор взаимодействия личности и социума 64

1.4.1. Организация как социальная система 64

1.4.2. Основные характеристики организационной культуры 70

1.5. Психологические аспекты взаимосвязи организационной культуры и Я-концепции личности 87

1.6. Выводы по главе 102

Глава 2. Эмпирическое исследование Я-концепции личности как субъекта труда в контексте организационной культуры 104

2.1. Обоснование выбора методов и методик эмпирического исследования 104

2.2. Характеристика объекта, предмета, эмпирической базы исследования 110

2.3. Анализ результатов исследования организационной культуры 120

2.3.1. Сравнительный анализ результатов исследования организационной культуры методом анкетирования 120

2.3.2. Анализ результатов семантического дифференциала «Шкальная оценка организации» 132

2.3.3. Сравнительный анализ результатов вспомогательных методик, использованных для оценки особенностей восприятий организационной культуры 136

2.4. Анализ компонентов Я-концепции 144

2.4.1. Сравнительный анализ самоустановок личности 145

2.4.2. Анализ взаимосвязи компонентов Я-концепции 155

2.4.3. Анализ социальной идентичности и психосемантических особенностей содержания Я 163

2.5. Анализ взаимосвязи восприятия особенностей организационной культуры и самохарактеристик респондентов 168

2.6. Выводы по главе 176

Заключение 185

Литература 181

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования

Исследования в системе «личность - профессия» включают многочисленные проблемы, связанные с различными психологическими аспектами соответствия личностных характеристик профессии. Наряду с определением наиболее оптимальных моделей профессиональной самореализации, не менее важным является изучение факторов, способствующих профессиональному развитию личности.

Исследования показывают, что профессиональное развитие связано не только с самой деятельностью, но и с особенностями среды, в которой осуществляется эта деятельность. Сегодня очевиден тот факт, что для обеспечения эффективности труда недостаточно всестороннего изучения операциональных характеристик профессиональной деятельности. Не меньшее значение имеет организационный контекст, в котором осуществляется трудовая деятельность и такие параметры системы «личность — профессия», как взаимоотношения между сотрудниками, отношение сотрудника к себе как члену организации, желание (или его отсутствие) сотрудничать с коллективом, достигать единых целей, решать общие задачи, уровень самостоятельности, возможность отстаивания своего мнения, проявления инициативы, творчества, наличие или отсутствие ощущения поддержки профессиональной среды и т.д. В той или иной мере эти характеристики включены в такую составляющую организационного контекста, как организационная культура.

Организационная культура понимается многими авторами как система норм поведения, установок и ценностей, которые являются правилами различной степени стандартизированности. Эта совокупность стандартов в той или иной мере интериоризируется личностью по мере ее деятельности в данной организации. Возникает вопрос о степени влияния сформированной системы установок восприятия организационной среды, в которой реализуется профессиональная деятельность, на личностные составляющие профессионального самосознания, базовым компонентом которого является Я-

5 концепция личности как структурированная и относительно устойчивая система представлений личности о себе, стержень внутреннего мира человека.

Я-концепция относится к категории, которая имеет в терминологической системе современной психологии достаточно устойчивый статус и активно используется для описания глубинных структур личности. С другой стороны, множество аспектов Я и его сложность определяют мозаичную картину современных представлений об этом личностном феномене и постоянный дискуссионный процесс о теоретических и эмпирических подходах к Я концепции как личностному образованию, его структуре, функциях, операциональных элементах, возможностях диагностики и т.д.

Несмотря на многозначность точек зрения на проблему и разнообразие исследований в этом направлении, в целом определились некоторые общие акценты в анализе Я-концепции. В частности, постулируется ее интегративный характер, включающий все основные подструктуры личности (когнитивную, аффективную, поведенческую, мотивационную). Акцент на когнитивной составляющей Я-концепции позволяет изучать явление в системе других составляющих описания Я как организованного набора самовосприятий (самопрезентация, самоотношение, самоустановка, самосознание, самооценка, самопознание, идентичность и др.) и использовать соответствующий диагностический инструментарий.

Переход от описательных к динамическим схемам изучения Я-концепции определяет необходимость выделения процессуальных элементов, связанных с формированием, развитием, изменением Я-концепции и, соответственно, детерминирующих этот процесс воздействий. Наряду с системным, многоаспектным анализом проблемы влияний на Я-концепцию различных факторов, остается задача анализа отдельных составляющих системы воздействий. При этом необходимо учитывать значимость/незначимость тех или иных внешних или внутренних факторов в различные периоды жизненного пути личности. Так, юношеский возраст рассматривают как наиболее сензитивный для становления Я-концепции. В последующие периоды важные

функции в развитии Я-концепции выполняет профессиональная деятельность в целом, отражающая развитие личности как субъекта труда.

Определение характера взаимосвязей системы представлений о себе и организационной культуры может быть перспективным направлением исследований проблем детерминации процесса формирования глубинных личностных структур, связанного с включением субъекта труда в организационные системы и определяющего особенности отношения к профессиональной деятельности. С другой стороны, изучение этих взаимосвязей дает возможность использовать принцип обратной связи и рассматривать Я-концепцию личности сотрудника как один из параметров анализа и оценки особенностей организационной культуры, что может иметь практический интерес для психологического обеспечения сложного процесса взаимодействия субъекта труда и организации.

Все это определило выбор темы исследования «Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры.

Цель исследования: определить характер влияния организационной культуры на Я-концепцию личности как субъекта труда.

Объект исследования: Я-концепция личности как субъекта труда

Предмет исследования: Влияние организационной культуры на Я-концепцию личности как субъекта труда.

Гипотеза исследования: Характер взаимосвязи Я-концепции личности и организационной культуры определяется как спецификой объективных параметров организационной среды, так и особенностями восприятия и оценки сотрудником организационной культуры предприятия.

Задачи исследования:

представить анализ теоретических подходов и эмпирических исследований Я-концепции личности, субъектных аспектов труда и организационной культуры;

разработать процедуры и определить методы эмпирического исследования Я-концепции личности и особенностей восприятия организации;

выявить особенности Я-концепции личности (по параметрам — самоустановки, самоописания, карьерные установки, ценностные ориентации);

дать психосемантический анализ представлений сотрудника об организационной культуре, себе как личности и как сотруднике организации;

- раскрыть особенности соотношения характеристик Я-концепции с
восприятием сотрудниками организационной культуры;

определить характер взаимосвязей объективных характеристик организации, восприятия организационной культуры и Я-концепции личности;

- дать количественный и качественный анализ результатов эмпирического
исследования.

Теоретико-методологические основы исследования

Методологическую основу исследования составили научные принципы: системности (Б. Г. Ананьев, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн); развития; детерминированности процессов, состояний и свойств личности; общепсихологические принципы деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения (К. А. Абульханова-Славская,

A. В. Брушлинский и др.).

Теоретической основой исследования Я-концепции стали исследования, раскрывающие проблемы: анализа сознания и самосознания (В. С. Агапов, А. Г. Асмолов, И. В. Барышникова, В. М. Бехтерев, А .А. Бодалев, У. Джемс, Л. Я. Дорфман, Д .А. Леонтьев, Д. Мид, Ю. М .Орлов, М. Розенберг, И. М. Сеченов,

B. В. Столин, Р. Уайли, и др.); становления Я-концепции субъекта (К. А.
Абульханова-Славская, В. С. Агапов, Р. Берне, А. А. Деркач, У. Джеймс, А.
В.Иващенко, М. Кун, А. Маслоу, Дж. Г. Мид, Г. Олпорт, А. А. Реан, В. К.
Слободчиков, Т. Шибутани, Е. А. Яблокова и др.);

В основу рассмотрения Я-концепции как социально-психологического интегративного феномена легли положения об обусловленности представлений субъекта о себе контекстом его жизнедеятельности и общения (Р. Берне, И. С. Кон, Л. М. Митина, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, Т. Шибутани); о регулирующей функции самосознания в поведении и деятельности человека

8 (И. С. Кон, И. И. Чеснокова); представления о Я-концепции как детерминанте долговременного и кратковременного поведения человека (И. С. Кон, А. А. Налчаджян, И. И. Чеснокова,); рассмотрение представлений о себе в качестве регулятора социального поведения личности (Г. М. Абрамова, В.А. Ганзен, А. А. Гостев, Д. Майерс, В. В. Овсянникова, В. Ф. Петренко, С. Л. Рубинштейн); представления об установочной природе Я-концепции (Р. Берне, А. Л. Журавлев, Т. Шибутани и др.).

Анализ контекста профессиональной деятельности как важнейшего фактора динамики Я-концепции зрелой личности основывался на концепциях репертуара социальных ролей личности (В. С. Агеев, Г. В.Акопов, Г. М. Андреева, С. Т. Джанерьян, И. С. Кон, Д. Майерс, Т. Л. Миронова, К. Роджерс). Рассмотрение человека как субъекта деятельности в отечественной психологии основано на работах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, Л. Г. Дикой, Е. А. Климова, С. Л. Рубинштейна.

В основу рассмотрения организационной культуры как важнейшей социальной системы в жизни зрелой личности легли работы В. С. Агеева, Г. М. Андреевой, Т. Ю. Базарова, Е. Н. Емельянова, А. Н. Занковского, Т. С. Кабаченко, В. Н. Князева, К. Левина, С. А. Липатова, П. Мучински, В. Н. Мясищева, Ш. А. Надирашвили, С. Е. Поварницыной, В. П. Познякова, Б. Ф. Поршнева, А. К. Пригожина, Ю. Т. Семенова, А. И. Щербины, И. Р. Сушкова, Д. Н. Узнадзе, П. Н. Шихирева, Е.В. Шороховой, Г. Хофштеда, С. Ханди и др.

Методы исследования

Теоретический план исследования: анализ психологических отечественных и зарубежных исследований по самосознанию и Я-концепции личности, организационной структуре и культуре, теоретическое моделирование.

Эмпирический план исследования:

методы организации исследования (метод поперечных срезов, сравнительный метод);

- методы сбора эмпирических данных. Комплекс методик диагностики Я-концепции личности: «Кто я?», ассоциативный эксперимент, личностные

9 опросники, позволяющие выявить самоустановки сотрудников: МТЖЦ, Пятифакторный личностный опросник, «Карьерные ориентации», «Методика определения общей и социальной самоэффективности». Методы оценки организационной культуры: анкета, «Уровень организационной культуры», ассоциативный эксперимент, СД «Шкальная оценка организации».

Методы обработки полученных данных:

Методы математической статистики (частотный, корреляционный и факторный анализ). Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows 10.0.7.

База исследования. Выборка составила 164 человека (сотрудники предприятий железнодорожного транспорта, сотрудники предприятий, находящихся в частной собственности, сотрудники государственных предприятий в возрасте от 25 до 40 лет). Выборка исследования отвечала требованию однородности состава, согласно критериям возраста, уровня интеллекта, национальности, социальной среды.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью работы; применением стандартных, апробированных экспериментальных техник и использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

расширены представления об организационной культуре как факторе, определяющем профессионально-значимые составляющие Я-концепции личности;

выявлено влияние типа организационной культуры предприятия на такие составляющие Я-концепции личности, как профессиональные роли, самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности и особенностях проявления активности;

выявлены существенные различия в оценке организации представителями различных типов предприятий следующим по параметрам: отношение к

10 организации, оценка степени формализованности организационных и трудовых процессов, оценка власти в организации, оценка своей роли в жизни организации);

- предложен и апробирован пакет диагностических методик для изучения особенностей взаимосвязи организационной культуры и Я-концепции личности сотрудника организации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут углубить содержание диагностической и консультационной работы индивидуальной и групповой форм, а также в деятельности служб по персоналу предприятий различного типа. Материалы исследования могут найти применение в курсах «Психодиагностика», «Психология личности», «Организационная психология», «Психология труда».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Существует определенная система взаимосвязей между объективными характеристиками организационной культуры, особенностями восприятия сотрудником организации и составляющими Я концепции личности как субъекта труда.

  2. Восприятие и оценка организации сотрудниками различных типов организационной культуры имеют различия по следующим параметрам: отношение к организации, оценка степени формализованности организационных и трудовых процессов, оценка власти в организации, оценка своей роли в жизни организации.

  3. Тип организационной культуры предприятия оказывает влияние на составляющие Я-концепции личности как субъекта труда: профессиональные роли, самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности, особенностях проявления активности.

4. Диагностика особенностей Я-концепции личности в сочетании с анализом
особенностей восприятия организационной культуры может выступать в
качестве инструментария исследования как личностных детерминант
профессиональной деятельности, так и характеристик организационной
культуры.

Апробация исследования: Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях и на разных этапах обсуждались на заседаниях кафедры психологии ДВГУПС, докладывались на научных конференциях: VIII краевой конкурс молодых ученых и аспирантов; Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке: Пятая межвузовская международная конференция творческой молодежи; IX краевой конкурс молодых ученых и аспирантов; XI краевой конкурс молодых ученых и аспирантов

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 2 приложений. Диссертация содержит 208 страниц текста, список литературы включает 240 наименований. В работе содержится 4 таблицы и 15 рисунков.

Теоретический анализ исследований Я-концепции личности в зарубежной и отечественной психологии

Я-концепция личности и связанная с ней проблема «Я» является объектом многоаспектного анализа в зарубежной психологии. Современные представления о Я-концепции основываются на исследованиях У. Джеймса, Ч. Кули и Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Следует отметить, что К. Роджерс, с именем которого чаще всего связывают изучение Я-концепции, признавался, что не хотел вводить понятие «Я» в свою теорию, «но как быть, если клиенты скажут, к примеру, Я не уверен в реальности собственного Я». Но, сам К. Роджерс, признав необходимость включения этого понятия в свою теорию, удивлялся популярности, которую оно приобрело в психологии. В. Мишел, обозревая историю изучения личности, отдал должное Карлу Роджерсу за его авторитетное признание важности Я как единицы организации личности [95; 515-516].

В западной психологии сегодня исследованы различные аспекты проблемы: место Я-концепции в структуре личности (К. Роджерс, А. Маслоу, К. Хорни), значение социального фактора в формировании Я-концепции (Э. Эриксон, К. Хорни, Т. Шибутани, Д. Мацумото, X. Маркус, С. Китаяма, М. Rosenberg), соотношение реального и идеального в образе Я (К. Роджерс, Р. Берне, К. Хорни), содержание когнитивного компонента образа Я в возрастном аспекте (К. Роджерс, Р. Берне, Р. Ассаджоли). Одним из актуальных вопросов рассмотрения Я-концепции является анализ взаимосвязи Я и культуры (Т. Шибутани, Д. Мацумото, X. Маркус, С. Китаяма).

В последующих исследованиях была показана важность Я-концепции для клинического понимания людей, в возрастной психологии изучены вопросы возможной связи возрастных тенденций развития речи с формирующимися представлениями о себе и других, влияния родителей и родительского поведения на представления ребенка о себе. В социальной психологии проблемы Я-концепции рассматриваются в теориях межличностной аттракции, конформности, когнитивного диссонанса и теории атрибуции. В психологии профессионального самоопределения и интенсификации труда изучается направляющая роль Я-концепции в выборе профессий и эвентуальном развитии профессиональной Я-концепции [102; 1049]. Анализ когнитивных структур личности и интерпретационных процессов включает изучение Я схем, как когнитивных обобщений о своем Я, обусловленных прошлым опытом, организующих и направляющих процесс переработки информации, связанной с Я. (X. Маркус).

В последнее время преодолевается разрыв между многоаспектным изучением этой проблемы в зарубежной психологии и отмечаемой многими авторами ее малоизученности в отечественной психологии. Предпринятые авторами аналитические обзоры позволили увидеть уровень разработанности проблемы, дальнейшие подходы к выработке общего методологического аппарата для исследования и понимания Я-концепции. (А. Н. Славская, К.А. Абульханова, А. А. Бодалев, А. В. Иващенко и др.). В отечественной психологии личности уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа Я-концепции. Прежде всего, это исследования по проблемам самоотношения, самооценки, самоопределения, самоутверждения, представления личности о себе в условиях совместной деятельности, влияния Я-концепции на мотивацию, духовные потребности, ценностные ориентации, на социально-психологическую адаптацию личности, изучение профессиональной идентичности и профессиональной Я-концепции (В. С. Агапов, А. А. Деркач, И. С. Кон, В. В. Столин, И. И.Чеснокова идр.).

Многочисленность подходов, направлений изучения Я-концепции отражает, с одной стороны, структурную и содержательную сложность этого личностного феномена, с другой стороны - методологическую и теоретическую слабость ряда вопросов, связанных с исследованием Я-концепции.

Следует отметить, что, как и в исследованиях личности в целом, в изучении Я-концепции можно выделить несколько основных уровней: - изучение сущностных признаков, характеристик Я-концепции и ее структурных компонентов (так, одной из проблем остается вопрос соотношения понятия «Я-концепция» с понятиями «личность», «самосознание», «самоотношение», «идентичность», «самооценка» и т.д., выделение характеристик, определяющих категориальную спецификацию Я-концепции); - определение детерминант формирования и развития Я-концепции. Важно определить какие факторы внутриличностные или средовые (контекстуальные) оказывают наиболее значимое воздействие на формирование Я-концепции; - выделение процессуальных элементов развития Я-концепции личности, психологических механизмов ее формирования и изменения: - операционализация параметров Я-концепции, проблемы ее диагностики.

Понятие «Я» как базисная категория в психологии личности

В основе современного понимания Я-концепции лежат исторические, социологические, философские, психологические аспекты понимания Я. Проблема Я человека является древнейшей в истории человеческой мысли. К ней обращались такие философы как Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Л. Франкл. Платон подходил к проблеме Я как к собственной внутренней работе. Р. Декарт и Г. Лейбниц - как к абстрактному субъекту познания, Б. Спиноза — как к атрибуту субстанции (природы), И. Кант связывал Я с нравственным идеалом и указывал на его двоякую природу, противоречивость. Г. Гегель поднимается в рассмотрении Я от единичности к всеобщности. Л. Фейербах обращается к выделению чувственной и телесной природы Я, представители экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс, С. Кьеркегор) рассматривают Я как экзистенцию.

Задаваясь вопросом, что нам дано за пределами мира объектов, открывающихся процессу человеческого познания, философия, начинает обращать внимание на «умственный взор», направленный на мир объектов. И, по словам С. Франкла, «в лице этого умственного взора обнаруживает какую-то таинственную, не легко определимую реальность его носителя или источника, которая дана нам иначе, чем все остальные объекты». Традиция исследования умственного взора основана на философском наследии Декарта, для которого ego означало единственную неколебимо твердую опорную точку для всего достоверного знания и уверенности человека в тождественности самому себе, самоидентичности. Открытие своего ego и процедуры cogito позволяет человеку совершить акт редукции, то есть освобождения собственного ума от всего того, что вошло в него бессознательно (без сознательного контроля философским сомнением). М. Мамардашвили, в «Картезианских размышлениях» [74], отмечает, что для каждого человека это необходимый и «самый тяжелый труд, который за тебя никто не сделает, в котором сотрудничать не с кем (один на один с миром). Акт редукции открывает человеку особое измерение реальности, экзистенциальное бытие для самого себя, самопрозрачность (термин Г. Гегеля).

В современной философии Я — термин, обозначающий некоторый гипотетический объект, существующий в мире действительности, но не доступный наблюдению традиционными естественнонаучными методами, подобно иным объектам. Я - фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида, используется для обозначения действующего агента, актора, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника ее активной деятельности и ментальной репрезентации личности, ее самосознания, ее представления о себе.

В психологической науке Я понимается как ядро личности. Переживание и восприятие индивидом своей самотождественности образуют внутреннюю и неотъемлемую характеристику его Я: индивид стремится поддерживать собственную целостность, оберегать «территорию Я», а, следовательно, реализует особое отношение к себе и другому, осуществляя определенные действия. «Я» есть тождество индивида с самим собой, данное ему в образе и переживании себя и образующее мотив его действий и отношений. Как отмечает В.В. Столин, «феноменальное Я возникает не сразу, не автоматически с рождением человека, а в сложном процессе развития самого субъекта. Процесс развития самого субъекта, рассмотренный под углом зрения возникновения его феноменального «Я», обладающего важными функциями в деятельности субъекта, и есть процесс развития его самосознания» [214].

В психологическом словаре А. Ребера, Я определяется как один из наиболее доминантных аспектов человеческого опыта — навязчивое ощущение уникальности собственного существования, то, что философы традиционно называют проблемой идентичности личности, или Я. Автор приводит ряд значений термина Я, показывая определенные различия в его трактовке в зависимости от теоретического или эмпирического контекста его использования: внутренний агент или сила, наделенные контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и т.д.; совокупность опыта личности и ее выражения, в этом понимании такие термины как эго, личность, индивид, организм и т.д., являются допустимыми синонимами; организованное персонализированное целое и понятие «личность» является допустимым синонимом для этого значения; сознание, осведомленность, концепция личности идентичность; завершающая стадия личностного развития (самоактуализация). [188; 528-529].

В работах А. Адлера Я - это стиль жизни индивида, это динамический, единый принцип, а не некая структура, находящаяся внутри. Позиция Адлера относительно Я похожа на концепции самости в буддийской психологии. Я имеет различные модальности, включенные в систему взаимосвязей, причем трактовка этих модальностей зависит от теории, в которой рассматривается Я. Так, З.Фрейд, развивая проблему Я в психоанализе выделял Я-идеальное (внутрипсихическое образование, которое иногда определяют в отличие от Идеал Я, как идеал нарцистического всевластия), Я-либидо, Я-сообразный, Я-удовольствие, Я-реальность). В теории К. Хорни Я идеальное трактуется как невротический образ Я, в котором человек приходит к убеждению, что он действительно достиг этого прославленного состояния. Я реальное в концепции Карен Хорни — гипотетический резервуар психической энергии, которая может использоваться для ориентации человека на нормальную, неневротическую жизнь. К Роджерс, используя понятие Я-идеальное и Я реальное, вкладывал в него иное значение, которое используется в психологических текстах наиболее часто. В его трактовке этих модальностей Я акцент сделан на осознаваемых аспектах Я. Я идеальное - это Я-концепция, которой человек хотел бы обладать и если она значительно отличается от Я реального, то возникает внутриличностный конфликт. Значимой и актуальной является позиция «реальное Я (представление о себе в настоящем времени) -идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы)» (Р.Мэй, Э.Фромм, А.А.Налчаджян; К.Роджерс; К.Левин).

В психологии У. Джеймса для описания личности используются также разные аспекты Я: Я отвергнутое, материальное, социальное и духовное, эмпирическое. В современных психологических текстах Я социальное включает аспекты Я, которые в значительной степени определяются социальными ценностями и влиянием общества, а также компоненты личности, которые индивид считает важными в социальных взаимодействиях, под социальным Я понимают также общие характеристики Я, которые воспринимаются другими. Адлеру принадлежит рассмотрение понятия «Я творческое», основная движущая сила поведения, внутреннее стремление к превосходству, которое придает смысл жизни.

Обоснование выбора методов и методик эмпирического исследования

Основной целью диссертационного исследования явилось изучение характеристик Я-концепции, обусловленных пребыванием индивида в среде определенной организационной культуры. Объектом исследования являются организационная культура и Я-концепция сотрудников предприятий с различным типом организационной культуры.

Положение о том, что организационно обусловленные характеристики являются значимыми для всей системы генерализованной Я-концепции основывается на следующих методолого-теоретических предпосылках:

1) Согласно Г.М. Андреевой, Д. Майерсу, Т. Шибутани и др., Я-концепция является системным социально-психологическим образованием. Социально-психологической природой Я-концепции обусловлена интегрирующая функция данного личностного феномена. Одной из важнейших потребностей человека, существующего в социуме, является потребность в прояснении самого себя, в определении собственных свойств и качеств - в построении обобщенной картины собственного Я. Основными психическими механизмами формирования и изменения Я-концепции являются процессы, протекающие в двух плоскостях - «Я и другие» и «Я и Я» (Б.В. Кайгородов, И.И. Чеснокова).

2) Человеческая самость формируется в неразрывном единстве с Другим (М.М. Бахтин). Самовосприятие индивида осуществляется через интериоризацию внешних способов восприятия и оценивания себя как объекта, а также через восприятие и корректирование своего образа с учетом Другого.

3) Важнейшим фактором развития Я-концепции является профессиональная деятельность, а так же контекст, в котором она осуществляется (А.А. Деркач, В.В. Столин). Через усвоение «обезличенных» производственных и социальных норм в ходе проявления личностью активности происходят качественные изменения в системе Я-концепции личности. Таким образом, организационная культура предприятия, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность, является важнейшим фактором существования Я-концепции личности как субъекта труда.

4) Одним из продуктивных подходов к анализу структуры Я-концепции является рассмотрение Я-концепции как совокупности самоустановок (Р. Берне).

Таким образом, Я-концепция рассматривается нами как системное интегративное образование, представляющее собой результат взаимодействия элементов внешнего и внутреннего мира личности, отражающееся в совокупности самоустановок. Ведущим фактором существования Я-концепции является многоаспектный процесс взаимодействия личности и социума, в ходе которого происходит переработка и интериоризация информации, поступающей из вне. При таком подходе организационная культура предприятия рассматривается нами как важнейший компонент социального окружения зрелой личности, способный влиять на целостную Я-концепцию.

Исследование особенностей системы представлений индивида о себе в совокупности с исследованием особенностей восприятия им организационной культуры того или иного типа является способом анализа целостной Я-концепции. Выявляемые таким образом характеристики можно считать генерализованными - т.е. относящимися не только к профессиональной деятельности индивида, но и к жизненному пути в целом.

Выделенные выше характеристики Я-концепции обуславливают особенности построения эмпирического исследования данной личностной категории. Многоаспектность и иерархичность Я-концепции не позволяют выявить единого универсального метода исследования и подразумевают необходимость получения широкого спектра информации о личности испытуемого. Вопрос о способах эмпирического исследования Я-концепции в данный момент является спорным. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием единого взгляда на природу и структуру данного психологического феномена. Вторичностью и многокомпонентностью Я-концепции обусловлена невозможность выработки единого универсального метода диагностики. Вопросы, связанные с выработкой методов исследования самосознания и Я-концепции личности, условно можно разделить на три группы: универсальность и объективность (возможность анализа всех компонентов Я-концепции), объективность результатов (в том числе — и возможность объективного толкования ответов), невозможность единообразного понимания и толкования стимульного материала. Проблемы, впервые обозначенные Р. Бернсом, характерны для диагностики Я-концепции и на современном этапе.

Первичным способом оценки Я-концепции, как результата самосознания, явились опросники, предоставляющие информацию о Я-концепции испытуемого в форме самоотчетов и самоописаний. Однако подобные методы не являются исчерпывающими при ответе на вопрос о специфике Я-концепции. Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я-концепции индивида, определяется, по Бернсу, следующими факторами: ясностью индивидуального самосознания; наличием адекватных символов для его выражения; - готовностью индивида к сотрудничеству; - социальными ожиданиями; - чувством личной адекватности индивида; - отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания [32; 15]. Несмотря на эти нюансы, опросники остаются одним из главных инструментов анализа Я-концепции. Это связано с положением о том, что Я-концепция, являясь результатом процесса самосознания, характеризуется высокой степенью осознанности. Её своеобразие во многом обусловлено характеристиками индивидуального восприятия и системы представлений, которые, в свою очередь, могут быть исследованы именно с использованием опросников. По мнению многих авторов, опросники измеряют не столько объективные показатели выраженности тех или иных свойств личности, сколько субъективное представление опрашиваемого об их выраженности. Исходя из этого, можем предположить, что именно использование опросников является необходимым элементом исследования системы представлений о себе. Личностные опросники, направленные на исследование собственно Я-концепции, отдельной личностной черты или на комплексное исследование личности, являются источником достаточно полной информации о том, как именно воспринимает себя респондент, какие качества являются для него значимыми.

Вариантом исследования, близким к стандартизованным опросникам, являются различные варианты анкет с открытыми вопросами. Наиболее распространенной из них является методика «Кто я?». Данная методика является нестандартизированным самоотчётом. Она разработана представителями интеракционистской ориентации М.Куном и Т. Макпартлендом. Теоретическое основание - представление о личностном «Я» как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного «Я» эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп. Данная методика широко используется для анализа Я-концепции личности. Она позволяет выявить соотношение и ценностный вес различных компонентов образа Я индивида, выявляя как возрастные закономерности, так и закономерности формирования социальных и профессиональных установок в относительно самого себя. Так же методика позволяет оценить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции.

Характеристика объекта, предмета, эмпирической базы исследования

В результате теоретической работы нами была предложена модель комплексной оценки Я-концепции личности как субъекта труда, состоящая из трёх компонентов: 1) анализ особенностей восприятия сотрудником организационной культуры как одного из важнейших аспектов социального окружения зрелой личности; 2) анализ самоустановок личности как структурных элементов Я-концепции, сформированных в результате взаимодействия элементов внешнего и внутреннего мира личности; 3) психосемантический анализ Я.

Цель исследования: определить характер соотношения самоустановочных характеристик Я-концепции личности и особенностей восприятия определенного типа организационной культуры. Объект исследования: Я-концепция личности как субъекта труда. Предмет исследования: Влияние организационной культуры на Я-концепцию личности как субъекта труда. Гипотеза исследования: Характер взаимосвязи Я-концепции личности и организационной культуры определяется как спецификой объективных параметров организационной среды, так и особенностями восприятия и оценки сотрудником организационной культуры предприятия. Для реализации поставленной цели и проверки общей гипотезы были поставлены следующие эмпирические задачи: разработать процедуры и определить методы эмпирического исследования самовосприятия сотрудника и восприятия организационной культуры; - определить сопряженность характеристик Я-концепции личности и оценки организационной культуры; - выявить особенности системы самовосприятия личности через анализ самоустановок и самоописаний личности; - дать количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования. Методы исследования. Эмпирический план исследования: - методы организации исследования (констатирующий эксперимент, метод поперечных срезов, сравнительный метод); - методы сбора эмпирических данных: комплекс экспериментальных техник диагностики Я-концепции личности и самоустановок; методы оценки восприятия сотрудниками организационной культуры предприятия. Методы обработки полученных данных: - методы математической статистики (частотный, корреляционный и факторный анализ). Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows 10.07.

В экспериментальной процедуре по определению характеристик Я-концепции личности сотрудников и особенностей восприятия организационной культуры группу испытуемых составили 164 человека — сотрудники предприятий различного рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке и в обществе - коммерческих предприятий, предприятий, находящихся в государственной собственности, и предприятий железнодорожного транспорта: ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Хабаровскому краю, МУП ХТТУ, ФГУП «Почта России», Госрезерв, дистанции пути, Дирекция по обслуживанию пассажиров (г.Хабаровск), ОАО Дальлес, АО Транстур. Предприятия были разделены на группы по признакам принадлежности к тому или иному типу организационной культуры. Тип организационной культуры, в более широком её понимании, определялся на основе наиболее общих критериев: тип организации, размер, ведомственная принадлежность, основа системы власти. Исследуемые предприятия были разделены на три группы: государственные предприятия с преобладанием коллективистских тенденций (Г. Хофштед), культуры власти и культуры роли (С. Ханди); предприятия системы железнодорожного транспорта с преобладанием коллективистских тенденций, с доминированием культуры роли; коммерческие предприятия с преобладанием индивидуалистических тенденций, с доминированием культуры власти.

Возраст испытуемых от 25 до 40 лет. Стаж работы на предприятиях - от 2 лет. Выборка исследования отвечала требованию однородности состава согласно критериям возраста, стажа, организационной принадлежности.

Первый этап исследования предполагает определение параметров восприятия сотрудниками организационной культуры, а именно: 1) оценка восприятия сотрудниками целеполагания в организации; 2) оценка восприятия сотрудниками распределения полномочий в организации; 3) оценка восприятия сотрудниками собственной роли в жизни предприятия; 4) анализ выделяемых сотрудниками организационных ценностей и установок.

Рассмотрение данных характеристик позволяет анализировать отношение сотрудников предприятий различного типа к основополагающим характеристикам организационной культуры. Решение данной эмпирической задачи обусловило выбор методик разного уровня стандартизированности. Анкета «Организационная культура». Анкета составлена на основе опросников, предлагаемых Ю.Т. Семеновым, А.А. Деркачем, Ч. Ханди и другими исследователями. Анкета состоит из 26 вопросов. 16 вопросов содержат варианты ответов, 10 вопросов - открытые. Для количественного и качественного анализа ответов испытуемых вопросы были условно разделены на четыре группы: информация о респонденте; вопросы, отражающие общее состояние дел в организации; вопросы, отражающие отношение респондента к предприятию в целом и к различным сторонам профессиональной деятельности; вопросы, отражающие видение респондентом своего места и своей роли в организации. Обработка результатов проводилась путем частотного и сравнительного анализа. «Уровень организационной культуры». Для определения общего индекса организационной культуры, а также более детального анализа специфики восприятия сотрудниками различных параметров организационной культуры был использован опросник Д.И. Ладанова «Уровень организационной культуры» [106]. Предлагаемые суждения позволяют респондентам оценить деятельность организации по трем факторам: по направленности, широте охвата и силе влияния на персонал. Тест состоит из 29 суждений, касающихся всех сфер жизни организации. Каждое может быть оценено по десятибалльной шкале. Представленные суждения распределяются по шкалам в соответствии с секторами организационной культуры: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль.

Похожие диссертации на Я-концепция личности как субъекта труда в контексте организационной культуры