Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Кузнецова Ирина Александровна

Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей
<
Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова Ирина Александровна. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.07 Санкт-Петербург, 2007 231 с. РГБ ОД, 61:07-19/399

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы и обоснование направлений собственного исследования 13

1.1. Социально-психологические представления о семье и браке, образе детства и родительских отношениях 13

1.2. Изучение института семьи в России 17

1.3. Современные исследования семейных отношений 22

1.4. Семья как главный институт воспитания детей 27

1.5. Факторы, влияющие на особенности семейного воспитания 34

1.6. Духовно-нравственные религиозные ценности как один из факторов семейного воспитания 38

1.7. Семья и взаимоотношения родителей и детей в православии 48

Заключение 59

Глава 2. Общая характеристика, организация и методики исследования 61

2.1. Организация исследования и описание экспериментальной выборки.. .61

2.2. Методики обследования родителей 63

2.2.1. Вопросник «Духовно-нравственные ориентации» (ВДНО) 63

2.2.2. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» 65

2.2.3. Тест-опросник «Удовлетворенность браком» 66

2.2.4. Опросник «Анализ семейного воспитания» 67

2.2.5. Тест-опросник родительского отношения 68

2.2.6. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» 68

2.3. Методики обследования детей 70

2.3.1.Проективная методика «Рисунок семьи» 70

2.3.2. Методика исследования внутрисемейных отношений 72

2.3.3. Методика «Цветовой тест отношений» 73

2.3.4. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»...74

2.3.5. Опросник Басса-Дарки 75

2.3.6. Проективная графическая методика «Кактус»77

2.3.7. Тест «Рука» 77

2.3.8. Личностный опросник Г. Айзенка 79

Глава 3. Результаты собственного исследования и их обсуждение 80

Духовно-нравственные ценности и удовлетворенность браком верующих и неверующих родителей 80

3.1.1. Духовно-нравственные ценности верующих и неверующих родителей 80

3.1.2. Эмоциональная направленность верующих и неверующих родителей 84

3.1.3. Удовлетворенность браком верующих и неверующих родителей ...S5

3.2. Оценка особенностей семейного воспитания в верующих и неверующих

семьях 88

3.2.1. Особенности воспитательного процесса в верующих и неверующих семьях 88

3.2.2. Особенности родительского отношения в верующих и неверующих семьях 92

3.3. Исследование родительско-детских и детско-родительских отношений в

верующих и неверующих семьях 94

3.3.1. Взаимоотношения с детьми верующих и неверующих родителей..95

3.3.2. Взаимоотношения с родителями верующих и неверующих детей..106

3.3.3. Сравнительный анализ восприятия родителями и детьми семейного взаимодействия 115

3.4. Отношение верующих и неверующих детей к родителям и условиям семейного воспитания 123

3.4.1. Особенности восприятия своей семьи верующими и неверующими детьми 123

3.4.2. Отношение верующих и неверующих детей к родителям и к самому себе 126

3.5. Психологические особенности личности верующих и неверующих детей 134

Литература 154

Введение к работе

Актуальность исследования и современное состояние проблемы.

Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, числа неполных семей и семей с неродными родителями, так называемые «гражданские браки», широкое распространение внебрачных отнопіений и внебрачных рождений [90, 91, 122].

Крайне остро стоят социальные проблемы семьи в России: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение разводов и, как следствие, рост числа неполных семей, одиноких мужчин и женщин и т.д. [69].

В современных условиях в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи в России исследование семьи приобретает особую актуальность, становясь одной из острейших проблем, имеющей важные последствия для будущего России,

В психологических исследованиях отмечается глобальная ломка социальных стереотипов, дезинтеграция, изменение социально-психологического статуса семьи, деформация, неопределенность и частичная утрата семейных ценностей в результате резкой смены модели общественной жизни, утраты традиционных ритуалов, изменения практики привычного повседневного общения, неадекватности имеющегося у членов семьи житейского опыта и т.д. [35, 37, 126,127 и др.].

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни членов семьи и особенно детей. Семья для рс5:?т«*а -г~-р-гсм од"ог,рсмс1т?го it средой обитания, и воспитательной средой. ВЛИЯНИС СеМЬИ, ОСОбеННО В НачаЛЫНЛЙ ПерИОД ЖТ^тга пр^ркк-П. «пятого

превышает другие поспитятрдыше воздействия. По данным психолого-пеиагогических исследований успешность Формиповянно ттич"огт7дг wo многом

5 обусловлена особенностями семейного воспитания [2, 9, 35, 65, 94, 98, 107, 108 и др.\. Воспитание имеет исключительное значение в развитии личности и формировании всех ее духовно-нравственных и физических качеств и свойств.

L» общественном сознании получило распространение мнение о том, что церковь является одним из основных источников нравственности и подлинной духовности. На православную церковь смотрят как на своеобразный социальный институт с тысячелетней историей, пользующийся наибольшим доверием населения [109].

В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. Много писалось о ее классово-идеологическом содержании, иррациональности и

п- л L? тто^ггч-чтттт^ГЬ т% $-\/л* * rr лттлтіт'п ллтуїтпттт 1_»/Л" |-\лтттт тт <-Ьігттт.*тттти латтт.тт-ітті j-іп ттттт.-лпт TJJ—-і./.4,. i~s ilUv і O-ziii^ww upwifiyl Oi4wAAAvti vWi-»,iifc*viivAAv/ii t/*Jviii ii Ш > Іїі.іід,ііії pw^iixi АЇІІ рііДІІя^іД^іІл.хї/

тпііаїттіттолт Пттп г\г**їт і ^ттпп аттчт т.-от- тіоттттт ттт тхотТтлп^'г\ттггттттхтт ТХГ»Т,Г\.тЛТГГТДГ*Т.*Т» 'ЇІТ.'Л,

ттгу\|Г*г>їтілії ЙНГТІІТ^'Т ROT——bW ІТГПЯРТ ijTqT5JjTf»TTi.jT\7in ПОТЇТ, P. ЖХї^ПИ иг*НОРРТ-ГП VT-

вепждая ігоипштет духовности няя экономическими, социальными эстетиче-скими и иными ценностями.

R настоящее время социологи фиксируют рост уровня религиозности населения с і раны, а также росі самосознания значительной части населения, еамо-йДсНТйц/ИЦИруЮЩеЙСЯ В КаЧЄСТБЄ ПраБОСЛаВНЫХ БЄруЮЩИХ jz. 9, 30, 90., 109].

Практики в области клинической психологии, психологического консультирования, психологии здоровья и реабилитации, все более осознают важность духовно-нравственных религиозных ценностей, определяющих смысл и образ жизни человека [16, 35,46, 69, 74,121,128 и др.].

В исследованиях А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.И. Дружинина, А.И. Захарова, М, Земска. Г. Крайга. СВ. Ковалева. В. Сатир. А.С. Спиваковекой., Э.Г, Эйдемиллера и других накоплен обширный материал по проблеме воспитания в семье и детско-родительских отношениях, выявлены и описаны различные ти-

ТТЇ.Т тт ЛТТГТТТТ Л Л» **ТТ«*/Т.Т-/Л. тг/л.пгттт-т-.'^ггттгт тг*г лтплл ?Т, 1"\ Гв*-ТТТ_ТГІ р> f\r\Tf\-n.-rr ГГГГ\ТТТГГ,Л ТТ /л./^г\^лл.тттт.«_ А.І1>І хі СІ<і^ііх WwmWiiUvio' i>UviiiiiUiiii/i; kld\ w 1 k> > ivi. > Lriii/iW vt>viai>tfi>UUii^Iw ii Wvi/VViuiU

47 SS 1ПІ !f)7 НЩ !?fS н пг. 1

7 ' " 7 * ' "7 ' 7 ''" 7 " "- Г \У' ї '

Однако, анализ особенностей семейного воспитания детей вне учета духовно-нравственных ценностей родителей, по нашему мнению, является неполным и не отражает специфику изучаемых отношений в полном объеме.

Нам видится противоречие в том, что в последние годы в научной литературе значительно возрос интерес к проблеме духовно-нравственных ценностей. Эта проблема исследуется в философии, психологии, социологии, педагогике и других научных дисциплинах, что связано со значительными социально-экономическими изменениями в жизни современного общества и потребностью в их ценностном осознании. В то же время большинство исследований по воспитанию детей в семье ведется вне учета духовно-нравственных религиозных ценностей родителей.

Это определило тему диссертационного исследования, актуальность которой вызвана, во-первых, необходимостью учета духовно-нравственных религиозных ценностей родителей в системе детско-родительских отношений; во-вторых, отсутствием специальных исследований влияния духовных (религиозных) ценностей родителей на воспитание детей.

Цель исследования - на основе сравнительного исследования семей православных верующих и неверующих выявить особенности их духовно-нравственных ценностей и детско-родительских отношений, детерминирующие специфику воспитания детей.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. На основе результатов комплексного обследования верующих и неве-руїоїї;-"' родителей выявить особенности их духовно-нравственных ценностей и оценить их удовлетворенность браком.

  2. Изучить особенности семейного воспитания, родительско-детских и детско-родительских отношений в верующих и неверующих семьях.

  3. Оценить с помощью стандартизированных психодиагностических тестов отношение верующих и неверующих детей к родителям и условиям семей-

ітгчгп 13ПРТТТТТЛТТТІ*Ї

  1. На основе данных психодиагностического обследования выявить психологические особенности личности детей из верующих и неверующих семей.

  2. Оценить информативность комплекса психодиагностических тестов для оценки особенностей семейного воспитания и внутрисемейных отношений.

  3. Обосновать рекомендации педагогам, психологам по совершенствованию работы с семьями с различным уровнем духовно-нравственных ценностей.

Объект исследования: особенности семейного воспитания детей в семьях с православными духовно-нравственными ценностями родителей и в семьях неверующих.

Предмет исследования: полные семьи православных верующих и неверующих, имеющие детей в возрасте 5-14 лет.

Гипотезы исследования:

  1. Важным фактором, оказывающим положительное влияние на взаимоотношения родителей и детей, являются духовно-нравственные ценности родителей, в частности, их религиозность.

  2. Особенности воспитания детей различаются в семьях православных верующих и неверующих и детерминируются структурой их духовно-нравственных ценностей.

  3. Показатели психологического благополучия ребенка в семьях верующих имеют специфику и особенности проявления на поведенческом и эмоциональном уровне, которые могут быть оценены с помощью комплекса стандартизированных психодиагностических тестов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция системного подхода в исследовании семьи и семейных отношений (М. Боуэн, А.Я. Варга, С. Минухин, В. Сатир, А.В. Черников и др.); теории семейных отношений (Г.П. Бутенко, А.Я. Варга, И.М. Марковская, Т.П. Романова, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.); представления о ценностных ориентациях как компоненте структуры личности (А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, В.А. Ядов и др.); понятие «духовно-нравственных ценностей» как одного из составляющих системы ценностных

9 ориентации личности (Т.А. Берсенева, Н.В. Клинецкая, Е.А. Морозова, Б.В. Ничипоров, В. Франкл., Л.Ф. Шеховцова, Р. Эммонс и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования; экспериментальный метод диагностики родителей, детей и детско-родительских отношений, включающий комплекс психодиагностических тестов.

Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических методов выявления различий в уровне исследуемого признака для двух независимых выборок с помощью t-критерия Стьюдента, ф*-критерия (угловое преобразование Фишера) и корреляционного анализа с помощью коэффициента корреляции г-Пирсона.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической, теоретической и экспериментальной обоснованностью положений исследования; использованием комплекса апробированных надежных и валидных методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью выборки; статистической значимостью экспериментальных данных.

Экспериментальная база и этапы исследования: эмпирическое исследование было организовано в период с 2004 по 2006 гг., в нем приняло участие 50 полных семей, проживающих в Санкт-Петербурге, (оба родителя должны быть детям родными), имеющих 1-3 детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 25 семей православных верующих и 25 семей неверующих. Всего в исследовании приняло участие 100 родителей обоего пола и 69 детей (38 детей из верующих семей -18 девочек и 20 мальчиков; 31 ребенок из неверующих семей - 12 девочек и 19 мальчиков).

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

1 этап - теоретический (2003-2004 гг.). Проведен теоретико-методологический анализ литературы по проблеме духовно-нравственных религиозных ценностей, семейных отношений, факторов, влияющих на особенно-

10 ста семейного воспитания. Разработаны общие подходы к решению поставленной проблемы: определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы гипотезы, намечены задачи исследования, отобраны диагностические методики и проведено пилотажное исследование.

  1. этап - экспериментальный (2004-2006 гг.): исследование 50 семей (25 семей православных верующих и 25 семей неверующих).

  2. этап - заключительный (2006 г.): анализ результатов исследования, их обобщение и оформление в виде диссертации.

Научная новизна исследования:

  1. Отношение родителя к ребенку рассмотрено в системе духовно-нравственных религиозных ценностей родителей. Показано, что духовно-нравственные ценности родителей, в частности, их религиозность является важным фактором, оказывающим положительное влияние на взаимоотношения родителей и детей.

  2. Получены экспериментальные данные особенностей семейных взаимоотношений в семьях православных верующих и неверующих. Установлено, что семейные взаимоотношения родителей и детей имеют выраженные различия в семьях православных верующих и неверующих, и проявляются в отношении родителей к детям, личностных, эмоциональных и поведенческих особенностях детей.

  3. Выявлена специфика влияния духовно-нравственных православных ценностей родителей на особенности воспитания детей и личность ребенка. Обоснован комплекс информативных психодиагностических тестов для оценки семейных взаимоотношений.

Теоретическая значимость исследования.

Исследование выявило роль православных духовно-нравственных ценностей родителей в формировании внутрисемейных отношений, их влияние на детско-родительские отношения, на особенности воспитания и личность детей, что расширило теоретические представления о феномене детско-родительских отношений в педагогической психологии.

11 Практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования позволяют педагогам при проведении работы с детьми и родителями из семей православного вероисповедания учитывать специфику их ценностных ориентации, особенности воспитания и детско-родительских отношений. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы педагогами образовательных учреждений при разработке программ психологического просвещения родителей, профилактики де-виантного поведения детей и подростков и т.д.

Апробированный комплекс информативных психодиагностических тестов может быть использован для диагностики особенностей внутрисемейных отношений в практической работе педагогов, психологов образовательных учреждений при работе с семьей.

Полученные результаты исследования могут помочь психологам-консультантам более полно учитывать специфику мировоззрения верующих клиентов при проведении консультативной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

nf-тірпаіпт r»ff>f=MM»r4r~T4? n^pmrraiina n«»Tf»i» viipt t> р^гтмїтгмттттт TV»TTTTF»r»TTT.TY nrnf^ptl-
x-"/>" — -- - ------~- - ---» "'">; " *"» " —n»r -..,.----.-..-

НПГТРЙ ПППЯР.ПРННР ГТППГОГТН W Ppf>P М К- ПРТЯМ ННТППИТРТНМН PTHTI!, ВПРПНТЯННЯ

Та кис попктрпи имеют кысггний яктппитггг v тоет пебенкя И УЯПЯКТРПИЧУЮТПЯ высокой степенью удовлетворенности браком.

2, СсмсГтіпло взаимоотношения родителей и детей имеют выраженные раз
личия в семьях православных и неверующих, что проявляет::: ^ лігпісетньїх,
г>лг^ті?'о?тяттіл^лл' и "с-^рдстт^сских особенностях детей,

3. ИнфорМатИВНЬТМИ тестями ДЛЯ пн»шги г^е^ГПЯТ.Т" В"ЯТГ,ГСГ"гт-'""тстт""т "Е-
легтгя ^.-^^-^ ^^^4^^^4^-^^^717-7^-:154 мптояик Гтс?т #ДУХ0Р-Н0-ТГОЯВСТВеИ!!Т»

-РИеТГГШШИ»! «АНШТИЗ СЄМЄЙЖ*гп ROf*i7FTr!Wff>v Tpf*T--fvrT«">ooTTT№ г»/-»тттхтгагті,от/-<лт-і-4

n-runiiiPUMa- //йчч"м?>демптвий политепь-пео'знок>>: «Phcvhok гемьи»: ивєторой тест отношений), которые необходимо использован,- нракпіч^ічим) ;їі;і.ли.іі/і -,

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на городских научно-практических конференциях «Служба практической психологии в системе образования» (СПБ., 2004, 2005 и 2006 гг.); на Покровских чтениях «Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций» (СПб., 2004 г.); на международном молодежном конгрессе «Православие, молодежь, будущее России» (СПб., 2005 г.); на региональной научно-практической конференции «Психологическая служба системы образования» (СПб., 2007 г.).

Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. В диссертации 163 страницы основного текста, 52 таблицы, 14 рисунков. Список литературных источников включает 143 наименования, из них 12 на иностранных языках.

Социально-психологические представления о семье и браке, образе детства и родительских отношениях

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И.Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

Наряду с монографическими описаниями, посвященными одному народу или региону, в конце XIX в. появляются и обобщающие труды сравнительного характера. Г. Спенсер посвятил положению детей специальную главу «Принципов социологии» (1876). Значительное место занимает эта тема в сочинениях Э. Тэйлора, Ш. Летурно, Э. Вестермарка, Д. Фрэзера и других ученых [21]. Немецкий этнограф Г. Плосс посвятил сравнительному исследованию воспитания детей специальный двухтомный труд [140].

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет.

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Л с Пле констатировал направленії; от п2тр;:архслі:юго ТЇЇІТП семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением плетущим дезорганизацию общества

Далее исследования взаимоотношений в коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Э. Эриксона и их последователей).

Наибольшее влияние на развитие этнографии детства, безусловно, оказала американская исследовательница Маргарет Мид. Она была первым этнографом, для которого мир детства стал основным и главным предметом исследования. Мид доказывает, что культурные традиции, развиваясь по собственным законам, определяют содержание детства. «Хотя воспитание и не может изменить тот факт, что личность ребенка в самых существенных ее чертах всегда отражает культуру, в которой он был воспитан, все же методы воспитания могут иметь далеко идущие последствия для развития той совокупности темперамента, мировоззрения, устойчивых предпочтений, которые мы и называем личностью» [66, с. 214-215J.

Стиль отношения родителей к детям, методы их воспитания у каждого народа уникальны. Они различаются по многим параметрам, например, по тому, в чем детей ограничивают, и что им позволяют, мягко обращаются с ними или, наоборот, жестко. Страх, гнев, агрессивность - состояния универсальные, но отношение к ним у разных народов неодинаково [117].

Американский психоаналитик, социолог и историк Ллойд Демоз подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми [143].

1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия.

2. Бросающий стиль (IV-XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них - оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме.

Организация исследования и описание экспериментальной выборки

В соответствии с целью и задачами работы в нашем исследовании приняли участие 50 полных семей, в которых оба родителя являются родными для детей, проживающие в Санкт-Петербурге и имеющие одного - трех детей в возрасте от 5 до 14 лет.

Семьи, которые мы отнесли к категории «верующих», отвечали следующим требованиям: родители позиционировали себя как православных верующих, со стажем воцерковления не менее 5 лет, регулярно посещающих храм, соблюдающих посты, активно участвующих в литургической жизни и таинствах православной Церкви, они ориентированы на практическую реализацию положений православной веры и евангельских Заповедей. Дети в таких семьях также регулярно посещают церковь.

Семьи, которые мы отнесли к категории «неверующих», не являются атеистами в прямом понимании этого слова (атеист верит в то, что Бога нет). В 21 семье (84 %) дети крещены. Но церковь эти семьи не посещают, хотя все дети, кроме двух мальчиков, в церкви бывали. Этот факт имеет для нас значение, т.к. при диагностировании по методике «Цветовой тест отношений» детям задавался вопрос: «Какое у тебя настроение, когда ты в находишься в церкви?».

Всего в исследовании приняло участие 25 семей православных верующих и 25 семей неверующих (100 родителей обоего пола) и 69 детей (38 детей из верующих семей - 18 девочек и 20 мальчиков; 31 ребенок из неверующих семей -12 девочек и 19 мальчиков).

полученных материалов родители могли получить консультацию психолога. Результатами диагностики заинтересовались и получили консультацию 24 семьи.

Методики обследования родителей

Для реализации целей и задач данной работы был использован комплекс психологических методик. Исследование духовно-нравственных ориентации родителей, степени удовлетворенности браком и особенностей семейного воспитания детей проводилось с помощью следующих методик:

- вопросник «Духовно-нравственные ориентации» (ВДНО) (Н.В. Беляева);

- тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов);

- тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В.В. Столин, Т.П. Романова, Г.П. Бутенко);

- опросник для родителей «Анализ семейного воспитания (АСВ)» (Э.Г. Эй-демиллер, В.В. Юстицкий);

- тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин);

- опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская).

Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических методов выявления различий в уровне исследуемого признака для двух независимых выборок с помощью t-критерия Стьюдента, ф -критерия (угловое преобразование Фишера) и корреляционного анализа с помощью коэффициента корреляции г-Пирсона.

Вопросник «Духовно-нравственные ориентации» (ВДНО)

Вопросник разработан Н.В. Беляевой [11] и направлен на диагностику духовно-нравственного образа человека через анализ его предполагаемого поведения в различных жизненных ситуациях и его отношение к некоторым экзистенциальным ценностям.

Ценностные и духовно-нравственные ориентации людей отражаются в особенностях поведения личности в различных жизненных ситуациях и являются одним из важных факторов, влияющих на семейное воспитание. Верующие люди должны отличаться от неверующих участием в церковной жизни, соблюдением заповедей Божиих. Поэтому вопросник «Духовно-нравственные ориентации» (для респондентов - вопросник на диагностику особенностей поведения личности в различных жизненных ситуациях) составлен с учетом именно этих христианских позиций, базирующихся на основе Заповедей.

Инструкция, вопросы методики и ключи представлены в Приложении 1.

Вопросник содержит 22 вопроса, распределенных по семь в три шкалы, и один контрольный вопрос (для разделения общей выборки на две группы по степени воцерковленности). Предлагается высказывание, вопрос и на выбор несколько вариантов ответов, которые расшифровываются по ключу и оцениваются в баллах по шкале: -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3. Теоретически возможное число баллов по каждой шкале от -21 до +21. Общий показатель (сумма баллов всех шкал) может колебаться от -66 до +66.

Деление на шкалы нравственности, Заповедей и экзистенциальных ценностей, условно, т.к. заповеди это и экзистенциальные ценности, и нравственные категории, а нравственность включает ценностные ориентации человека и исполнение заповедей.

Возможность диагностики духовно-нравственного образа человека через анализ его предполагаемого поведения в различных жизненных ситуациях и его отношение к некоторым экзистенциальным ценностям обусловило выбор данной методики для достижения целей нашего исследования.

Духовно-нравственные ценности и удовлетворенность браком верующих и неверующих родителей

Вопросник «Духовно-нравственные ориентации» (ВДНО) направлен на диагностику духовно-нравственного образа человека.

Сравнение групп родителей по шкалам методики представлено в табл. 4. В данной таблице и далее приняты следующие обозначения: t - значение t-критерия Стьюдента; р - уровень достоверности различий; ф - (р -критерий (угловое преобразование Фишера).

По шкале «Нравственности» в группе верующих родителей показатели колеблются от +21 до +5, при среднем значении 14,42. В группе неверующих родителей показатели имеют разброс от +15 до -5, при среднем значении 6,80. По этому признаку между выборками существуют достоверные различия (р 0,01).

Для верующих родителей совесть, нравственность чаще являются критерием их поступков, даже если, с точки зрения других людей, можно найти более «выгодное» для себя решение жизненных ситуаций.

По шкале «Заповедей» в группе верующих родителей показатели колеблются от +21 до +5, при среднем значении 15,32. В группе неверующих родителей показатели имеют разброс от +19 до -8, при среднем значении 5,36. По этому признаку между выборками существуют достоверные различия (р 0,01).

Верующие родители, как правило, знают Святое Писание, и в жизненных ситуациях поступают согласно Заповедям, а неверующие, даже если теоретически знают Заповеди, то в жизненных ситуациях им не следуют или следуют очень редко.

По шкале «Экзистенциальных ценностей» в группе верующих родителей показатели колеблются от +21 до +5, при среднем значении 17,28. В группе неверующих родителей показатели имеют разброс от +17 до -4, при среднем значении 5,18. По этому признаку между выборками существуют достоверные различия (р 0,01).

Можно констатировать, что верующие люди по-другому понимают и ценят такие понятия как человеческая жизнь, смерть, любовь и вера.

Суммарный показатель по данной методике в группе верующих родителей имеет разброс от +66 до +22, при среднем значении 49,56. В группе неверующих родителей показатели колеблются от +53 до -12, при среднем значении

По этому признаку между выборками существуют достоверные различия (Р 0,01).

Как ранее отмечалось в нашем исследовании, под духовными ценностями мы понимаем общение человека с Богом, активное участие в религиозной и литургической жизни Церкви. Очевидно, именно поэтому показатели верующих родителей по данной методике, значительно выше, чем у неверующих.

Между выборками верующих и неверующих отцов, а также верующих и неверующих матерей существуют достоверные различия (р 0,01) по всем трем шкалам методик и по общему результату.

Верующие отцы и матери чаще в жизненных ситуациях поступают согласно критериям нравственности, церковным Заповедям, они также имеют более высокие баллы по шкале экзистенциальных ценностей. Важными для них являются ценность жизни и любой личности, самопожертвование, любовь к ближнему.

Неверующие люди, не находящиеся в общении с Богом, имеют другие представления о сущности, смысле человеческой жизни и смерти, об отношении к ближнему, целомудрии и чистоте, супружеской верности. Человек и его жизнь для них часто не являются ценностью, по своему желанию и своей воле можно принимать решения о лишении жизни других. Понятие ответственности подменяется для них понятием своеволия и «свободы».

Таким образом, верующие родители имеют более высокий уровень принятия духовно-нравственных ценностей (р 0,01), в большей степени руководствуются ими в жизненных ситуациях и в своем поведении, чем неверующие.

Похожие диссертации на Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей