Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности Бубнова, Марина Владимировна

Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности
<
Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бубнова, Марина Владимировна. Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Бубнова Марина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2010.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/132

Введение к работе

Актуальность. Гармоничное развитие личности предполагает эстетическое воспитание, которое непосредственно связано с культурой восприятия мира: восприятия его во всём многообразии и многоцветии, что помогает ребёнку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру, о чём в своё время писал известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский. Являясь атрибутом объективной действительности, цвет оказывает колоссальное воздействие на человека, будучи соотнесённым с такими «неперцептивными» категориями как человеческие эмоции, чувства, идеи, морально-этические категории. Таким образом, можно сказать, что формирование дифференцированного восприятия цвета и оттенков способствует развитию более высокой сензитивности личности в общении с миром.

Проблемы восприятия цвета детьми в процессе рисования, вопросы руководства изобразительной деятельностью учащихся рассматривались многими авторами, однако большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возрастов. И на сегодняшний день мы практически не находим исследований формирования цветовосприятия учащихся подросткового возраста. Тогда как именно в этом возрасте, когда уже завершён процесс перестройки психических процессов, когда структуры зрительного анализатора обладают достаточной зрелостью, открываются широкие перспективы формирования высокого уровня восприятия цвета.

Проведённый анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы общеобразовательной школы позволил выявить противоречия между:

— практической востребованностью в художественном образовании (изобразительном искусстве) психолого-педагогических возможностей механизмов формирования цветовосприятия и степенью их теоретической обоснованности;

— необходимостью системной организации формирования цветовосприятия и разрозненным использованием на занятиях изобразительным искусством психолого-педагогических механизмов формирования восприятия цвета;

— между потенциалом, возможностями формирования цветовосприятия, заложенными в изобразительном искусстве как учебной дисциплине, и результатом, получаемом на практике.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что потребности педагогической практики не обеспечены достаточным базисом теоретических исследований возможностей и психолого-педагогических механизмов формирования цветовосприятия в младшем подростковом возрасте.

Объект исследования: перцептивная сфера младших подростков.

Предмет исследования: цветовосприятие младших подростков и его формирование в условиях обучения изобразительной деятельности.

Цель исследования: выявить и изучить возможности и механизмы формирования цветовосприятия младших подростков.

Гипотеза исследования.

Общая. В процессе организованного обучения младших подростков в их восприятии цвета происходит переход от синкретичного к дискретному, от слитного к дифференцированному восприятию цвета и оттенков.

Частная. Основой совершенствования цветовосприятия являются механизмы формирования восприятия цвета:

— хроматического видения натуры,

— соответствия оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке,

— вариативности смешения оттенков,

— хроматического приоритета в творчестве.

Задачи исследования:

  1. Изучить специализированную литературу в области цветоведения, исследования в области восприятия цвета, работы, посвященные изучению возрастных особенностей зрительного восприятия цвета, проблемам восприятия цвета детьми в процессе изобразительной деятельности.

  2. Выделить психолого-педагогические механизмы формирования, уровни и показатели сформированности цветовосприятия детей и подростков.

  3. Разработать и апробировать диагностический комплекс, ориентированный на выявление уровней сформированности цветовосприятия младших подростков.

  4. Разработать и апробировать программу формирования цветовосприятия школьников V-VI классов (младших подростков).

  5. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей формирования цветовосприятия учащихся в младшем подростковом возрасте.

Этапы исследования.

На первом этапе (2004-2007 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследования; разрабатывался диагностический комплекс для выявления степени сформированности цветовосприятия, разрабатывалась и апробировалась в ходе пилотажных исследований программа формирования цветовосприятия школьников V-VI классов.

На втором этапе (2007-2009 гг.) были проведёны констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап исследования (2008-2010 гг.) включал анализ, статистическую обработку данных, полученных в ходе проведённых экспериментов, интерпретацию результатов, оформление текста диссертации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— исследования А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и других авторов, согласно которым психика проявляется, формируется и развивается в деятельности, что полностью относится к сфере развития восприятия цвета и оттенков;

— положение о наличии сензитивных периодов развития (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.С.Лейтес), исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в рамках которых развитие цветовосприятия происходит наиболее интенсивно (относительно восприятия этот период падает на возраст 7-12 лет по разным источникам);

— принципы онтологического подхода к исследованию восприятия, сформулированные В.А.Барабанщиковым на основе идей С.Л.Рубинштейна, согласно которым, воспринимая действительность, субъект привносит в неё своё собственное содержание, наделяет её ценностями, делает осмысленной, причём, перцептивный процесс детерминирован своеобразием перцептивной потребности, установки, отношением к объекту восприятия;

— государственные программы по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений;

— труды отечественных и зарубежных исследователей в области цветоведения, психологии восприятия, работы, посвященные проблемам восприятия и воспроизведения цвета детьми в процессе изобразительной деятельности (И.Иттен, В.С.Кузин, К.В.Бардин, Л.А.Венгер, В.Г.Степанов, А.А.Мелик-Пашаев, З.М.Истомина, В.И.Киреенко, В.С.Мухина, Е.И.Игнатьев, С.Е.Игнатьев и др.)

Методы исследования.

  1. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тестирование), анализ процессов и продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

  2. Методы обработки данных: методы качественного анализа, методы математико-статистического анализа данных (t-критерий Стьюдента, критерий хи-квадрат, однофакторный дисперсионный анализ).

Применяемые методики:

  1. Методика «Светлотные ряды», разработанная и апробированная нами в процессе исследования. Основу методики составляет комплекс перцептивных задач, выявляющих возможности испытуемого воспринимать, дифференцировать оттенки цветов.

  2. Живописный тест-задание, состоящий в выполнении по представлению живописной работы на определённую тему.

  3. Живописный тест-задание, состоящий в составлении бессюжетной красочной композиции из гармонично сочетающихся цветов и оттенков.

Указанные тесты-задания выявляли возможности испытуемых «видеть», воспринимать многоцветие мира вокруг.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось на базе СОШ №24 и гимназии №1 г. Мытищи Московской области. В пилотажных исследованиях принимали участие учащиеся детской художественной школы имени Е.А.Кольченко г. Мытищи Московской области. На первом этапе исследования в экспериментах приняли участие 115 испытуемых. На втором этапе — 141 испытуемый. Во всех проведённых исследованиях было задействовано 256 испытуемых.

Научная новизна исследования.

  1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность перехода восприятия младших подростков в условиях специализированного обучения от локально-шаблонного, стереотипного видения мира к полихромному его восприятию во всём многообразии цветов и оттенков.

  2. Выделены уровни сформированности цветовосприятия детей и подростков.

  3. Разработан диагностический комплекс, направленный на выявление уровней сформированности цветовосприятия школьников 10-12 лет.

  4. Выделены механизмы формирования цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности.

  5. Разработана и апробирована программа формирования цветовосприятия учащихся 10-12 лет в условиях обучения изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость работы.

Расширены представления педагогической психологии о возможностях и механизмах формирования и развития восприятия цвета и оттенков.

Выявленные возможности формирования цветовосприятия расширяют представления педагогической психологии о потенциале перцептивного развития учащихся 10-12 лет (младший подростковый возраст).

Практическая значимость исследования:

  1. Разработанный диагностический комплекс, ориентированный на выявление сформированности цветовосприятия учащихся V-VI классов, может быть адаптирован к использованию в рамках других возрастов и применяться как в практике учителей общеобразовательных, так и учителей художественных школ.

  2. Предложенная программа, направленная на формирование у школьников более высокого уровня цветовосприятия как одного из ведущих факторов развития способностей к живописи, может быть включена в программы по изобразительному искусству общеобразовательных и художественных школ.

  3. Положения, результаты и выводы исследования могут быть использованы при разработке программ по изобразительному искусству общеобразовательных и художественных школ.

Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечены научно-методологической обоснованностью исследования, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов исследования, применением аппарата математической статистики для проверки объективности применяемых методов анализа и обоснования достоверности полученных результатов исследования, возможностью неоднократного практического повторения экспериментальной работы с целью проверки её результатов.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования отражены в материалах всероссийской научно-практической конференции «Человек и его ценности в современной культуре» (Чита, март 2005 г.), изложены в докладах на Международных научно-практических конференциях в рамках Левитовских чтений в МГОУ (Москва, апрель 2008, апрель 2010 гг.), на апрельской научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов факультета ИЗО и НР МГОУ (апрель 2010 г.). Результаты проведённого исследования были положены в основу изданного методического пособия для учителей и руководителей детских художественных студий.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Существует возможность перехода восприятия младших подростков от шаблонного, стереотипного видения мира к полихромному восприятию его во всём многообразии оттенков при условии реализации специально составленной развивающей программы.

  2. На основании анализа исследований Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, А.А.Мелик-Пашаева, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной и других авторов, а также на базе проведённых нами экспериментов и наблюдений могут быть выделены четыре уровня сформированности восприятия цвета. Первый — уровень бессистемного восприятия цвета (низший); второй — уровень слабо систематизированного восприятия цвета; третий — уровень узко систематизированного восприятия цвета; четвёртый — уровень полихромного систематизированного восприятия цвета (высший).

  3. Имеется возможность выделения комплекса механизмов формирования цветовосприятия в процессе обучения изобразительной деятельности: механизма «хроматического видения натуры», механизма «соответствия оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке» (основанных на положениях Е.И.Игнатьева о необходимости целенаправленного формирования “видения” натуры); механизма «вариативности смешения оттенков», механизма «хроматического приоритета в творчестве» (основанных на положениях А.А.Мелик-Пашаева о необходимости преодоления цветовых стереотипов).

  4. Формирование у младших подростков высокого уровня цветовосприятия в процессе обучения изобразительной деятельности обеспечивается за счет опоры на занятиях изобразительным искусством на выявленный комплекс механизмов формирования цветовосприятия и способствует созданию выразительных колористических образов.

Краткое описание структуры диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 159 источников, из них 12 на иностранных языках и приложения. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 6 фотографиями. Объём основного текста диссертации составляет 131 страницу.

Похожие диссертации на Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности