Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Михалец Ирина Викторовна

Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей
<
Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михалец Ирина Викторовна. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Тамбов, 2004 195 c. РГБ ОД, 61:05-19/139

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирование духовно-нравственных отношений 14

1.1. Ретроспективный анализ философско-религиозных и педагогических взглядов на духовное и нравственное развитие человека 14

1.2. Психологическая сущность духовности и нравственности 27

1.3. Эволюционное развитие учения о духовно-нравственных отношениях 49

Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий эффективного развития духовно-нравственных отношений будущих учителей 73

2.1. Изучение особенностей духовно-нравственных отношений студентов 73

2.2 Модель, психолого-педагогические условия, уровни и критерии выделения духовно-нравственных отношений будущих учителей 98

2.3. Развитие духовно-нравственных отношений будущих учителей 113

2.4.Динамика сформированности духовно-нравственных отношений студентов в результате опытно-экспериментальной деятельности 128

Заключение 139

Список основной использованной литературы 143

Приложения 162

Введение к работе

Российская система образования переживает период переосмысления философских оснований, общих целевых установок деятельности. «Усиление технократизма и бездуховности, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, социальные катаклизмы - все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Особенно губительно он отражается на наименее приспособленной части общества — молодежи» (В. В. Черняев, 2001). Семья на сегодняшний день значительно меньше стала уделять внимания духовному и нравственному развитию подрастающего поколения, так как в ней культивируются материальные потребности. Это привело к деформации ценностных ориентации, снижению значимости духовно-нравственных качеств, потере духовных ориентиров, что, в свою очередь, по мнению многих исследователей, вызвало политический и социальный кризис российского общества [143, 151,181,198 и др.].

Не выполняли до недавнего времени данных функций и просветительские учреждения. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных сил обучаемых.

И только в последние десятилетия в психолого-педагогической литературе и прессе стали говорить о необходимости утверждения духовно-нравственных ценностей в наших школах. Знания о духовном мире ребенка, о воспитании его души сегодня как никогда являются востребованными, что подчеркивает актуальность исследования проблемы личностного развития будущих учителей, обладающих духовно-нравственным потенциалом.

Отрадно, что правительство, осознав проблемы нашего общества, разработало концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года, в которой, в частности, говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогно зируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны... Важная задача воспитания - формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [101, с. 33-36].

В связи с этим особо актуальной становится проблема выявления эффективных психолого-педагогических условий развития духовно-нравственных отношений будущих учителей.

Под условиями психического развития в психологии понимают то, что оказывает определенное влияние на индивида, то есть внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, характеристики психического развития [4, с.112].

По нашему мнению, если студент включен в духовно-нравственные отношения в процессе учебной или другой общественно значимой деятельности, то возможность влияния на развитие личности будущего учителя сильно возрастает.

Термин «духовно-нравственные отношения» используется в психологической литературе сравнительно недавно. Чаще всего в исследованиях используется понятие «нравственные отношения» (Б. Б. Айсмонтас, В. Момов, Л. И. Ру-винский, И. Ф. Харламов, В. А. Яковлев и др.). В. Момов определяет нравственные отношения как общественную форму проявления и регулирования индивидуальных поступков [134]. По мнению Л. И. Рувинского, нравственные отношения представляют собой такое образование, в котором налицо слияние мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию) в результате возникшего отношения [180].

Термин «духовные отношения» встречается в основном в философских теоретических исследованиях (В. Г. Горбачев, А. К. Уледов и др.). Так, В. Г.

Горбачев определяет духовные отношения через связи, которые складываются между людьми в ходе их совместной духовной деятельности [58].

Проблема духовности и нравственности имеет в научной мысли богатую историю. Она привлекала к себе внимание еще с античных времен (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин и др.). Позднее к ней обращались И. Кант, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, Б. С. Братусь, Н. А. Коваль, В. И. Слободчиков, В. Франки, Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Гиллиган и др.

В философской и психологической литературе термин «нравственность» многими учеными используется как синоним морали [225]. Но мы склоняемся к точке зрения, позволяющей выделить объективную и субъективную стороны данного явления, когда мораль выступает, как объективная, общественная сторона явления, а нравственность - как его субъективная, индивидуальная сторона: гуманное отношение к другому, «любовь к ближнему».

В последнее десятилетие в отечественной педагогике и психологии актуализируется необходимость духовного воспитания и формирования (К. А. Абульханова, Е. П. Белозерцев, В. В. Знаков, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.). Причем психологи акцентируют свое внимание на раскрытии понятия духовности и его значимой роли в жизни человека. Так, В. В. Знаков считает, что духовную сферу личности нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной, умственной деятельности. По его мнению, духовность субъекта можно понять только в контексте культуры и мироздания. К. А. Абульханова духовность определяет через способ личностной психической организации, отвечающий принципам человечности, возвышенности, гармонии.

Категория духовности рассматривается нами как включенность индивида в мироотношения: осмысление человеком связей и отношений с другими людьми, попытка осознания своего места и роли в человеческом мире и за его пределами, осознанная деятельность по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

И, наконец, современный синтез наук демонстрирует соединение научной психологии и психологии православной (нравственной), показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса святоотеческого наследия, возрождения духовно-нравственных начал в психологии и педагогике. В творениях Святых Отцов православной церкви накоплен богатейший опыт, в котором заключено решение многих проблем, связанных с процессом формирования и развития в человеке высоких личностных начал.

Вместе с тем, несмотря на привлечение внимания многих исследователей к проблеме духовности, полностью не раскрыты механизмы и условия формирования и развития духовно-нравственных качеств личности.

Проведенный анализ показал наличие следующих противоречий в духовно-нравственных отношениях молодежи:

- учеными и политиками неоднократно заявлялось, что экономическое возрождение страны невозможно без духовного возрождения России, но вместе т с тем СМИ проводят массированное воздействие, центрированное на агрессии, силе, сексе, приводящее к конверсии высоких жизненных ценностей, получению материальных благ любым путем и т.д.;

- в последнее время многими государственными и общественными деятелями [1, 11] признается важность введения гуманистической парадигмы в вузах, которая является составной частью духовно-нравственных отношений, но на самом деле в большинстве учебных заведений преобладает авторитарный стиль обучения;

- в российском обществе существует потребность в учителе (преподавателе), обладающем духовно-нравственными качествами [101], а современное гуманитарное образование не может в полной мере оказывать влияния на духовно-нравственное развитие будущих учителей.

С учетом этих противоречий была выбрана тема исследования «Психолого-педагогических условий развития духовно-нравственных отношений будущих учителей» и сформулирована проблема: выявить оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию духовно-нравственных отношений будущих учителей и разработать соответствующие рекомендации по их формированию в учебно-воспитательном процессе вуза.

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объектом нашего исследования стал процесс развития духовно-нравственных отношений будущих учителей, а его предметом выступают психолого-педагогические условия, механизмы и факторы развития духовно-нравственных отношений будущих учителей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в нем решались следующие задачи:

провести теоретико-методологический анализ современного состояния проблемы развития духовно-нравственных отношений будущих учителей в научной литературе;

раскрыть психологическую сущность содержания понятия «духовно-нравственные отношения»;

определить критерии, показатели и уровни развития духовно-нравственных отношений у студентов;

разработать модель формирования духовно-нравственных отношений будущих учителей и выявить психолого-педагогические условия, активизирующие этот процесс.

Гипотеза исследования предусматривала, что процесс развития духовно-нравственных отношений студентов будет более эффективным, если:

- духовно-нравственные отношения рассматриваются как динамическое целостное образование, развивающееся в процессе взаимодействия личности студента с воспитательно-образовательным пространством вуза;

- в учебно-воспитательном процессе вуза осуществляется целенаправленно формирование системы духовно-нравственных отношений: «преподаватель-студент», «студент — преподаватель», «студент-студент»;

- интериоризация духовно-нравственных отношений обеспечивается за счет создания системы психолого-педагогических условий, способствующих осознанию и переживанию данных отношений как значимых для личности и ее профессионального развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы учения о человеке как целостном природном и общественном существе (В. М. Бехтерев, В. И. Вернадский, В. С. Мерлин и др.), дея- тельностный (М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.), личностный (А. Г. Асмолов, А. Г. Ковалев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мяси-щев и др.), акмеологический (Н. А. Бердяев, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.) и аксеологический (Г. Е. Залесский, А. В. Зосимовский, М. С. Каган, Л. И. Ру-винский и др.) подходы; теория развития личности (Б. Г. Ананьев, П. П. Блон-ский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), идея об антропологической цельности физической, психической и духовной природы человека (Б. С. Братусь, И. А. Ильин, Е. И. Исаев, В. И. Зеньковский, В. И. Слободчиков, П. А. Флоренский, Т. И. Флоренская и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: общенаучные - теоретический анализ зарубежной и отечественной философской и психолого-педагогической литературы, непосредственно касающейся предмета исследования; диагностические (анкетирование, ценностно-нормативная методика (Г. Е. Залесский), тест смысложизненных ориентации (Д. А. Леонтьев, тест оценки делового, творческого и нравственного климата в коллективе (В. И. Андреев), методика самоотношения (С. Р. Пантелеев), методика исследования эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонов), методика исследования эмпатии (И. М. Юсупов), многофакторный личностный опросник (Р. Кеттелл)); обсервационные (целенаправленное наблюдение, интроспекция); экспериментальные (пилотажный, констатирующий и формирующий эксперименты); методы математической обработки материалов (корреляционный и факторный анализ, методика сравнения средних величин по критерию Стью-дента и др.). Для статистической обработки и анализа полученного эмпирического материала использовалась компьютерная программа SPSS 11.05.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001) - поисково-теоретический. На основе анализа литературных источников и опыта работы педагогов и психологов в образовательных учреждениях выявлены сущность, содкржание и структура духовно-нравственных отношений у студентов; уточнены объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; проведен пилотажный эксперимент.

Второй этап (2001-2003) - опытно-экспериментальный. Определены критерии, уровни, механизмы и этапы развития духовно-нравственных отношений, осуществлялся формирующий эксперимент. Проводилась опытно-экспериментальная проверка модели развития духовно-нравственных отношений в Пензенском государственном педагогическом университете.

Третий этап (2003-2004) — заключительно-обобщающий. Завершен формирующий эксперимент, обобщены его результаты. Осуществлен количественный и качественный анализ результатов. Завершено оформление диссертационной работы.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующим:

- дано определение духовно-нравственных отношений как включенности индивида в мир общечеловеческих духовно-нравственных знаний, переживаний и деятельности. Проведен анализ духовно-нравственных отношений с разных мировоззренческих позиций (научной и религиозной).

- в диссертации раскрыта психологическая сущность, психологические механизмы (осознание и переживание, идентификация, опосредование, рефлексия), уровни развития (высокий - системно-моделирующий, средний — локально-моделирующий, ниже среднего - адаптивный и низкий - репродуктивный) духовно-нравственных отношений;

- разработана модель развития духовно-нравственных отношений будущих учителей и организована ее опытно-экспериментальная проверка в учебно-воспитательном процессе вуза.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней уточнено теоретическое представление о феноменах «духовности», «нравственности», «духовно-нравственных отношений», определены основные подходы к иссле дованию этих психологических феноменов у студентов. Полученные в диссертации экспериментальные данные позволяют установить роль внешних и внутренних факторов в развитии духовно-нравственных отношений у будущих учителей.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты позволяют дать ряд психолого-педагогических рекомендаций по созданию благоприятных условий для развития духовно-нравственных отношений у будущих учителей в учебно-воспитательном процессе вуза; материалы диссертации позволили разработать для кураторов спецкурс «Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений»; предложенные критерии дают возможность для экспертного анализа воспитательной среды вуза как фактора духовно-нравственного развития будущих специалистов; подготовлена и апробирована совокупность методов изучения и способы развития духовно-нравственных отношений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается их согласованностью с фундаментальными положениями различных областей научного знания, опорой на современные методологические концепции отечественной психологии, целенаправленным анализом психолого-педагогической, практики, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, воспроизводимостью и содержательным сравнительным анализом экспериментальных данных, полученных на разных этапах исследования, корректным привлечением методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственное развитие есть процесс смены одних форм совместности (со-бытия) другими формами, более сложными и более высокого уровня, развернутый в пространственно-временном континиууме. Это освоение личностью студента высоких духовных и нравственных ценностей бытия, определение своего духовного идеала и стремление к нему, осознание высоких жизненных смыслов, саморазвитие и самосовершенствование.

2. Духовно-нравственные отношения имеют двухуровневую структуру: первый уровень - нравственные отношения, включающие в себя отношение к морали и самоотношение; второй уровень - духовные отношения, определяющие отношение к смыслу жизни, идеалу, религии.

3. Компонентами духовно-нравственных отношений являются: когнитивный компонент (наличие знаний о духовной сущности человека); поведенческий компонент (стремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях); эмоциональный компонент (эмоционально-ценностное отношение к себе, другим людям и миру).

4. Модель развития духовно-нравственных отношений у студентов включает: внутренние факторы развития (потребности личности студента в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей); внешние факторы развития (духовно-нравственная атмосфера образовательно-воспитательного пространства вуза в целом, деятельность профессорско-преподавательского состава, деятельность обучающихся); когнитивный, когнитивно-деятельностный и чувственно-деятельностный этапы воздействия на духовно-нравственное отношение будущих учителей; формы и методы, запускающие механизмы развития личности (идентификация, рефлексия, осознание и переживание, опосредование).

5. Психолого-педагогические условия эффективного развития духовно-нравственных отношений будущих учителей включает:

- утверждение духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза;

- адекватность знаний, переживаний и поведения будущих учителей духовно-нравственным идеалам современного общества;

- рефлексивно-перцептивный обмен духовно-нравственной информацией в ходе диалогического и полилогического общения в системе «преподаватель-студент», «студент-преподаватель», «студент-студент»;

- обеспечение индивидуальной психологической поддержки личности студента с учетом его потребностей в духовно-нравственном росте;

- интериоризация духовно-нравственных отношений путем осознания и переживания их как значимых для личности;

- экстериоризация и утверждение принятых личностью духовно- нравственных отношений в воспитательно-образовательном пространстве вуза.

Опытно-экспериментальная база исследования: всего пилотажным исследованием было охвачено 1216 студентов разных курсов и факультетов. В формирующем эксперименте участвовало 4 группы общим количеством 47 человек, 48 студентов вошли в состав контрольных групп. Исследование проводилось в Пензенском государственном педагогическом университете на факультете иностранных языков.

Апробация и внедрение полученных результатов

Основные теоретические положения и выводы исследования Осуждены на заседаниях кафедры психологии ПГПУ им. В.Г. Белинского, на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии ТІ У им. Г.Р. Державина, освещались в научных докладах и сообщениях на научных конференциях и семинарах (Всероссийская конференция «Актуальные проблемы психологии, этнопсихологии и фоносемантики» (г. Пенза, 1999); VI Региональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие личности в процессе непрерывного образования» (г. Липецк, 2001); Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (г. Ставрополь, 2002); III Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования» (г. Мичуринск, 2003); II научно-практическая конференция «Идеалы и реальности культуры российского города» (г. Пенза, 2001, 2002, 2004); Международная научно-практическая конференция «XXI век: Россия и Запад в поисках духовности» (г. Пенза, 2003); VIII, IX Державинские чтения. Научная конференция преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г.Р. Державина (г. Тамбов, 2003-2004) и др.). В целях практического внедрения результатов, полученных в проведенном исследовании, автором прочитан курс лекций для преподавателей Пензенского государственно го педагогического университета им. В. Г. Белинского. Материалы диссертации включены в лекции, читаемые студентам Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Автор в течение двух лет (2002-2004) руководил семинаром «Проблемы духовно-нравственного саморазвития» в православном молодежном центре Пензенской православной епархии. Основное содержание диссертации отражено в 15 публикациях.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

Ретроспективный анализ философско-религиозных и педагогических взглядов на духовное и нравственное развитие человека

Проблема духовности и нравственности интересовала человека с незапамятных времен. Каждая эпоха внесла свой вклад в развитие этих понятий.

Если понятие «нравственность» в наше время трактуется более или менее однозначно и рассматривается как синоним термина «мораль» (хотя некоторые авторы подчеркивают, что мораль касается объективной, общественной стороны явления, а нравственность — это субъективная сторона того же явления), то понятие «духовность» имеет множество значений [19,34,79,94].

Мы считаем целесообразным проследить, как развивалось представление об этих понятиях в различных науках.

Люди уже несколько тысячелетий назад создавали представление о мире, который их окружал, и о силах, которые правили и миром, и человеком. Ранним примером тому может служить «Эпос о Гильгамеше» - рассказ о судьбе и деятельности урукского царя, правдоподобной исторической фигуры первой половины 3-го тысячелетия до н.э., который искал бессмертия и задавался вопросом о смысле человеческой жизни [86].

Позднее проблема морали получила свое развитие в рамках Античной философии. Ученые древности считали основными атрибутами упорядочения общества религию и мораль. О добродетели и справедливости говорится в произведениях Пифагора, Гомера, Демокрита. Античные философы классического периода, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др., тоже уделяли большое внимание этим проблемам. Так, Сократ, который рассматривал душу прежде всего как источник разума и нравственности, а не активности тела, считал, что истинная нравственность есть знание того, что есть благо и вместе с тем польза для человека [252]. Аристотель, обосновывая моральные принципы, видел гарантию добродетельной жизни в уклонении от крайностей, а также указывал на то, что недостаточно лишь знаний о добродетели, следует действовать и жить в соответствии с нею [9].

Представитель эллинской философии Эпикур (3-й в. до н.э.) в отличие от философов прежних веков высшим благом признавал блаженство и наслаждение от удовлетворения естественных потребностей и достижения определенного душевного равновесия. Полной противоположностью эпикурейской морали выступила стоическая мораль. Быть добродетельным, по мнению стоиков, означало жить в согласии с разумом, а высшее счастье, по мнению Зенона и его последователей, состоит в том, чтобы не желать никакого счастья [86].

Как мы видим, античная философия отличалась богатством и разнообразием этических направлений, и в ней были представлены различные взгляды на духовность. Но, тем не менее, философы древней Греции и Рима рассматривали дух и духовность чаще всего вне духовной практики, как деятельность, которую, например, Аристотель называл «мышлением о понимании», «наслаждением теорией». Дух понимался им как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, интуитивно. Такая точка зрения была близка религиозной идеологии.

Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон [161]. В его философии идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир -лишь его подобием. В изменчивом и несовершенном мире Платон находит совершенство, постоянство в мире идей, приобретающих у него статус самостоятельного состояния.

Но, как не велика заслуга Платона в глубоком анализе идеального мира, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании людей той эпохи. Лишь в Средневековье «линия Платона» получила продолжение и развитие в христианстве.

Таким образом, ученые античности обратили свой взор на человека, положив начало исследованию тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика - носитель не только активности, но и разума, и нравственности, причем отмечалось, что на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура [126].

Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией христианства.

Основы нравственности и духовности христиан заложены в Евангелии, которое для верующих является Божественным откровением. «Высший нравственный идеал Евангелие полагает в любви к человеку... Вместе с тем Евангелие есть призыв к активному отношению к жизни... Наивысшим проявлением нравственности, согласно учению Христа, является готовность спасти человека», - пишет Св. Лука [181, с. 77].

Изучение особенностей духовно-нравственных отношений студентов

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы в области духовно-нравственных отношений, изложенный в первой главе, подготовил базу и обусловил этапы практического исследования проблемы развития ДНО будущих учителей. В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования мы должны были решить следующие задачи:

- выявить уровни, критерии и показатели развития ДНО;

- разработать и апробировать этапы развития ДНО;

- раскрыть психолого-педагогические условия организации процесса развития ДНО.

Для решения перечисленных задач было проведено практическое исследование, которое представляло собой четыре взаимосвязанных исследовательских этапа:

1. Пилотажное исследование. На этом этапе при помощи диагностических методов (тесты, анкетирование) изучались духовно-нравственные качества будущих учителей, выявлялись факторы, с точки зрения студентов, наиболее влияющие на повышение уровня духовности и нравственности в обществе.

2. Констатирующий эксперимент, целью которого был и отбор групп для участия в формирующем эксперименте и диагностика уровня ДНО на начало эксперимента.

3. Формирующий эксперимент - опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование и развитие духовно-нравственных отношений студентов.

4. Итоговая диагностика уровня ДНО на конец эксперимента.

Задачей первого этапа явилось изучение отношений студентов педагогического вуза г. Пензы к проблемам духовности и нравственности. Всего с этой целью было опрошено 927 студентов с первого по четвертый курс. Опрос проходил на естественно-географическом факультете, факультете иностранных языков, русского языка и литературы, физического воспитания и спорта (приложение 2, рис. 1).

Опрос студентов пяти факультетов 111 НУ показал, что более 82% учащихся признают проблему духовности актуальной. Около 76% студентов хотели бы повысить свой духовный уровень. 67% опрошенных считают, что, повысив уровень духовности, нравственности, можно избавиться от многих проблем современного общества. Но вместе с тем лишь 43% студентов посчитали нужным введение спецкурса, изучающего проблемы духовности, нравственности в педагогических вузах. 25% опрошенных сомневаются, нужен ли такой спецкурс в педвузе. Во время беседы со студентами оказалось, что они боятся формализма в преподавании, т.к. считают, что в университете мало преподавателей, которые могли бы вести такой спецкурс.

Нам показалось интересным узнать, какие факторы, с точки зрения студентов, более всего влияют на повышение уровня духовности, нравственности в нашей стране. Опрошенным был дан перечень факторов, указанных проф. В. Г. Горбачевым [58] которые влияют на духовную жизнь общества. Среди предлагаемых В. П. Горбачевым факторов были такие, как семья, учебно-воспитательные учреждения, социальное окружение, учреждения культуры, духовные ценности, СМИ, церковь. Нам показалось оправданным включение и такого фактора, как «человек», под которым подразумевается работа личности над собой: самопознание, самовоспитание, самосовершенствование. Опрос показал, что, по мнению студентов, более всего влияют на повышение уровня духовности, нравственности семья (81%), сам человек (74%), духовные ценности (68%). Немалую роль в повышении нравственности и духовности по результатам опроса играет и социальное окружение (62%).

Семья всегда играла ведущую роль среди наиболее значимых факторов воспитания. Она сохранила ее и по сей день, что отражено в разного рода социологических исследованиях. В нашем исследовании, по мнению студентов, именно семья более всего влияет на повышение уровня духовности и нравственности. Семья создает, закладывает фундамент нравственности и духовности в личность ребенка (к сожалению, и безнравственности, и бездуховности тоже). Однако сегодня семейное воспитание несет потери в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания, как возможности дать собственным детям качественное образование.

Модель, психолого-педагогические условия, уровни и критерии выделения духовно-нравственных отношений будущих учителей

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственных отношений, а также полученные в ходе пилотажного, констатирующего эксперимента данные о состоянии ДНО будущих учителей позволили нам выделить несколько последовательных этапов развития ДНО студентов и определить психолого-педагогические условия развития этих отношений.

Этапы развития ДНО будущих учителей включены в модель развития ДНО, в которой выделены следующие блоки: внутренние факторы развития {потребности личности студента в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей); внешние факторы развития {духовно-нравственная атмосфера образовательно-воспитательного пространства вуза в целом, деятельность профессорско-преподавательского состава, деятельность обучающихся); когнитивный, когнитивно-деятельностныи и чувственно-деятельностныи этапы воздействия на духовно-нравственное отношение будущих учителей, формы и методы, запускающие механизмы развития личности (идентификация, рефлексия, осознание и переживание, опосредование).

Эффективность моделей ДНО обеспечивается соблюдением и реализации следующих психолого-педагогических условий:

-утверждением духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза;

- адекватностью знаний, переживаний и поведения будущих учителей духовно-нравственным идеалам современного общества;

-рефлексивно-перцептивным обменом духовно-нравственной информацией в ходе диалогического и полилогического общения в системе «преподаватель-студент», «студент-преподаватель», «студент-студент»;

-обеспечением индивидуальной психологической поддержки личности студента с учетом его потребностей в духовно-нравственном росте;

- интериоризацией духовно-нравственных отношений путем осознания и переживания их как значимых для личности;

- экстериоризацией и утверждение принятых личностью духовно-нравственных отношений в воспитательно-образовательном пространстве вуза.

Разрабатывая модель развития ДНО, мы, прежде всего, учитывали, с одной стороны, потребность общества и системы образования в педагоге с духовно-нравственными качествами, а с другой стороны, потребность студентов юношеского возраста в самопознании и саморазвитии, а также интерес к своему внутреннему миру и личностному своеобразию, опыту других людей.

Дискуссия об учителе нового типа уже несколько лет идет на страницах газет и журналов, радио и телевидении. Так, В. Н. Максимова пишет: «... школе нужен новый тип педагога, который обладает определенными достоинствами. Это компетентный специалист в области предметного обучения... Учителю (нового типа) присуще профессиональное самосознание, которое включает не только предметные установки, но и мотивационно-ценностные ориентации... Духовная зрелость учителя проявляется в показателях личностной и профессиональной зрелости. Личностная означает самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений, способность определить свою зону ближайшего развития и личностного роста, стремление расширить пространство саморазвития. Профессиональная зрелость педагога -это его готовность к творческой деятельности...» [124, с. 14].

С учетом изменившейся ситуации в стране, Министерством образования была разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где, в частности, указывается на воспитание как первостепенный приоритет в образовании и заявляется, что важнейшей задачей воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации» [101, с.35]. Совершенно ясно, что сформировать данные качества у школьника может только педагог, который сам обладает такими качествами. Отсюда вытекает потребность в сформированности духовно-нравственных качеств у студентов педвузов.

Будущие учителя испытывают интерес к другим людям, к их личностному своеобразию, опыту, знаниям. Актуализация непроизвольного интереса происходит в нестандартных условиях взаимодействия, прежде всего с партнерами по общению и совместной деятельности. Наличие у человека сознательного интереса к другим людям усиливает сосредоточенность его внимания на них, вызывает потребность в успешной коммуникации.

Интерес к своему внутреннему миру приводит к самопознанию, в результате которого возникает определённое представление о себе.

Похожие диссертации на Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей