Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Гершенович Анна Александровна

Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении
<
Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гершенович Анна Александровна. Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Ростов н/Д, 2004 129 c. РГБ ОД, 61:04-9/526

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Проблема пола человека: природные, социальные и культуральные измерения . 13

1.1 Пол и тендер: методология социокультурного анализа .

1.2. Андрогинность и бисексуальность: природа и культура. 24

1.3 Проблема половой идентичности человека в начале XXI в. з 6

1.4 Аксиологический аспект андрогинности и бисексуальности. 45

Глава 2 Социокультурные детерминанты пола человека в исторической перспективе . 54

2.1 Восточная модель . 59

2.2 Античная модель. 6g

2.3 Западно-Европейская модель (Христианство) и исламский подход. 70

Глава 3 Феномен бисексуальности в отечественной культуре . 32

3.1 Бисексуальность в русской культуре XVIII-XIX века . 34

3.2 Эволюция понятия бисексуальности в России XX в.

3.3 Бисексуальность в современной русской культуре. 111

Заключение.

Список использованной литературы

Введение к работе

Исследование природы человека в аспекте его полового диморфизма всегда было в центре внимания мировой философской и культуроведческой мысли. Вряд ли можно найти более или менее крупного мыслителя, который бы не высказался по поводу проблемы пола человеческого существа и связанных с нею противоречий его развития. Это было характерно для всех этапов развития классической философской мысли и не менее важно для современного постнеклассического этапа, когда судьбы человеческого рода оказались в непосредственной связи с выживанием человека, модификацией его телесности и ее половых характеристик. То, что раньше было уделом мыслителей, деятелей литературы и искусства, публицистов и моралистов ныне стало животрепещущей темой для миллионов. Успехи и опасности генной инженерии, клонирования, смены пола, новых моделей интимного поведения человека стали предметом острейших научных дискуссий, политических решений и потрясений массового сознания. Философская и культурологическая мысль немало потрудилась в плане адекватной формулировки этих проблем и поиска путей их решения.

Среди этих проблем достойное место занимает андрогинность природы человека и бисексуальность его поведения, о чем знали и размышляли еще в глубокой древности на мифологическом и наивно-натуралистическом уровне. От космогонических мифов и диалогов Платона до современных постмодернистских дискурсов философская мысль пыталась уяснить сущность полового диморфизма человека и его собственной андрогинной природы, проследить судьбы сексуальности как феномена культуры общества и человека, ее будущее в мире глобальных проблем и нарастающего катастрофизма. Если раньше проблема андрогинизма носила более теоретический характер, как аспект цельной природы человека, разделенной по половому признаку и стремящейся к восстановлению утраченной целостности, то в XX в. ситуация изменилась. Это связано с тем, что феномены сексуального и репродуктивного поведения человека все более и более дистанцировались как в социокультурном, так и в психологическом отношении. Современность поставила в определенном смысле окончательную точку в виде возможностей экстракорпорального оплодотворения и клонирования человека как внеполового способа репродукции генома. Сексуальное поведение рассматривается как самостоятельная форма человеческой деятельности, со своими социокультурными детерминантами и психологическими мотивами. Эти моменты не могут рассматриваться в отрыве от современного кризисного состояния культуры, господства в ней "симулякров" (Ж. Бодрийяр) и неопределенностей, подменяющих действительность языковыми дискурсами. Тем не менее, нельзя не считаться с перспективами массового изменения пола взрослого человека, целенаправленного формирования пола зародыша, расширением масштабов гомосексуального и транссексуального поведения, возможностью "сексуальных войн" XXI в. и другими феноменами поведения и массового сознания миллионов.

Традиционная сексология часто зашорена рамками медико-социального аспекта рассмотрения данных проблем, безуспешно пытаясь определить, что "нормально", а что "патологично" в сексуальности человека, часто забывая о том, что добро и зло могут сосуществовать в рамках одного явления. Это особенно наглядно проявлялось в эволюции медицинской мысли по поводу гомосексуального поведения как на Западе, так и в России 90-х годов XX в. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в эти годы получила развитие "Квир-теория", исходящая из равноценности тендеров и сексуальных ориентации человека и рассматривающая "квирнесс" (инаковость) человека в этом отношении как манифестацию его антропологической уникальности, а не повод для дискриминации или узко-медицинского взгляда на человека.

Все это делает чрезвычайно актуальной проблему философского и культурологического анализа андрогинности природы человека и бисексуальных феноменов его поведения как в сравнительно-историческом аспекте, так и в аксиологическом измерении. Последний момент чрезвычайно важен, ибо андрогинность по-разному рассматривается и оценивается в мировых и национальных религиях, цивилизациях Запада и Востока. Весьма неоднозначное отношение сложилось и в отечественной культуре, равно как и в особенностях менталитета ее носителей. Изложенные соображения определили уровень исследовательского интереса к проблеме андрогинности и бисексуальности.

Сведения о двойственной, андрогинной, "мужеженской" природе человека, равно как и Божества содержатся практически в любой мифологической системе. Ряд исследователей мифа и мифологического сознания уделяли особое внимание этому аспекту (Я.Э. Голосовкер, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, М. Элиаде и др.). Миф об андрогине проходит буквально "красной нитью" сквозь толщу генетических и космологических построений как отражение бинарности сущего, в том числе и человека. Крупнейший вклад в учение об андрогинизме внес, конечно, Платон в диалогах "Федр" и "Пир", где обоснована концепция эротического восхождения и одухотворения человеческой телесности. Многие христианские авторы (Максим Исповедник, Аврелий Августин) так или иначе касались темы андрогинизма в святоотеческом истолковании, что уже в конце XIX в. нашло отражение в концепции Вл. Соловьева о божественной любви как слияние мужского и женского начал. Христианский мистицизм в решении этой проблемы представлен трудами Я. Бёме, которые оказали мощное влияние на немецких романтиков Гегеля и Фейербаха, Ф. Энгельса и русских мыслителей. В XIX в. андрогинизм не был обойден вниманием А. Шопенгауэром и Ф. Ницше. Философские и культурологические концепции андрогинизма в начале XX в. получили интенсивное развитие в уникальном взлете мысли молодого О. Вейнингера ("Пол и характер") и в психоаналитической концепции 3. Фрейда и его школы. Последний считал человека "животным недвусмысленно предрасположенным к бисексуальности". Символическое и космологическое воплощение бисексуальности человека было за тем развито К.Г. Юнгом в виде союза Меркурия и Венеры как Гермеса и Афродиты, соединение которых порождает Гермафродита, вечную фигуру человеческой культуры и один из сквозных сюжетов живописи и скульптуры. (Рубенс, Канова, Торвальдсен, Роден и др.) В начале XX в. к идее андрогинизма обратились многие выдающиеся деятели "серебряного века" русской культуры. Среди них нужно упомянуть работы 3. Гиппиус, В. Розанова, А. Белого, Н. Бердяева, Б. Вышеславцева, Л. Карсавина, А.Ф. Лосева, С. Трубецкого, С. Франка и др. В XX в. практически все направления западной философской мысли затрагивали эту проблему, но особенно много внимания ей уделяли Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Мерло-Понти, М. Фуко. Следует упомянуть труды теоретиков западного феминистского и лесби-геевского движения М. Ауслендер, Дж. Батлер, С. Де Бовуар, М. Виттиг, Э. Гросс, Л. Иригарэй, Т. Де Лаурентис, Дж. Мани, А.Рич, И.К. Седжвик, R.C. Fox, М. Garber, M.S. Weinberg, de la Vega. Проблема бисексуальности фигурирует в трудах классиков сексологии Ф. Крафт-Эбинга, А. Фореля, А. Моля, М. Хиршфельда, И. Блоха, М. Эллиса, А. Кинзи, У. Мастерса, В. Джонсон, Р. Колодни, Г.Ф. Келли, П. Джоаннидис, Ф. Мондитора и др. Из отечественных авторов бисексуальное поведение рассматривалось в той или иной степени в работах И.С. Кона, Л.С. Клейна, А.И. Белкина, С. Ушакина, С. Жеребкина, И. Жеребкиной, Н. Пушкаревой, Г. Рубина и др.

Нужно отметить интерес к этой тематике в произведениях выдающихся мастеров мировой и отечественной литературы. Бисексуальные мотивы прослеживаются в творчестве В. Набокова, И. Бродского, М. Кузмина, М. Цветаевой, Д. Хармса, М. Пруста, Л. Арагона, П. Луиса, Ж. Батая, А. Моравиа, Ш. Бодлера, О. Мирбо, А. Мюссе, Р. Мартена дю Гара, Р. Музиля, У. Берроуза, О. Паса и др. Можно назвать немалое количество публикаций, посвященных психологическим аспектам бисексуального поведения (работы Э. Берна, А. Лоуэна, С. Фанти, К. Хорни, Д. Аккермана, Ф. Зимбардо и ДР-) Вместе с тем, многие аспекты этой проблемы остаются еще недостаточно разработанными и освещенными, особенно в плане сравнительно-культурологического анализа андрогинизма и бисексуальности, роли места этих явлений и отражающих их феноменов сознания в отечественной культуре XX в. и проекций ее на XXI в. Очевидно, что комплекс этих проблем требует адекватных методологических подходов и аксиологических выводов.

Объектом исследования выступает природа человека, взятая в аспекте полового диморфизма единстве и противоречии ее сущностных характеристик в аспекте андрогинизма.

Предметом исследования является явление андрогинности как сущностная характеристика природы человека и бисексуальность как один из аспектов его поведения в мире культуры.

Целью исследования является всестороннее рассмотрение явлений андрогинности и бисексуальности человека как важных

аспектов его природного и социального бытия а также феноменов сознания, отражающих этот процесс. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих исследовательских задач:

— осуществить анализ методологии социокультурного подхода к понятиям пола и тендера человека;

— сопоставить понятия андрогинности и бисексуальности как противоречий природного и культурного в человеке;

— рассмотреть проблему половой идентичности человека в связи с кризисными явлениями в мировой цивилизации;

— дать аксиологический анализ этих явлений и спрогнозировать их возможное развитие в цивилизациях XXI века.

— проанализировать социокультурные детерминанты пола человека в исторической перспективе, включая восточную и западную модели, а также показать эволюцию идеи андрогинизма и феномена бисексуальности в отечественной культуре;

В диссертационной работе использованы разнообразные методологические подходы, включая исторический метод и диалектику исторического и логического, метод сравнительного анализа, прогностический метод, синергетические подходы, метод экспертных оценок, элементы постмодернистского дискурса, а также аксиологический подход. Теоретическая база диссертации основывается на комплексе медико-биологических концепций пола человека и его поведения, на современных данных в области синтетического человекознания и сравнительной культурологии, на ряде направлений гуманистической психологии XX в., на массиве постмодернистских и феминистских дискурсов, затрагивающих данную проблему. Основной исследовательской гипотезой является положение о возрастании роли и значения феномена андрогинности и бисексуальности в человеческой культуре, как одного из адаптивных механизмов преодоления ситуации глобального кризиса. Речь идет о соотношении процессов биологической адаптации с ее примерами андрогинного и гермафродитного типов поведения животных в условиях неблагоприятного воздействия среды и социокультурной адаптации человечества к изменяющимся условиям существования, росту стрессовых ситуаций, психологических нагрузок и экологического неблагополучия в планетарном масштабе. Можно полагать, что культура в качестве одного из возможных механизмов адаптации имеет и использование данного феномена не направленного на размножение, а имеющего целевой установкой приспособление человеческой сексуальности к реалиям современной цивилизации, особенно в аспекте ее постмодернистского восприятия. Следует подчеркнуть, что рассматриваемая проблема ни в коей мере не может быть сведена к выяснению "нормы" и "патологии" (извращений), что характерно для традиционной сексологической теории XX века. Речь пойдет об анализе того, что существует объективно в природе человека, что "дано" нам от животных предков (андрогинизм), и о том как это противоречие проявляется в мифологическом сознании, в научных и культурологических концепциях человека и в различных вариантах его бисексуального поведения. Исходным моментом для анализа является положение о том, что андрогинное начало заложено в каждом человеке и этот "дар" природы может обнаруживать себя в бисексуальном или ином ("странном") поведении, а может "жить" в глубинах подсознания, формируя мифы и сны, образы искусства и другие плоды действия нашей неосознаваемой психической жизни, проявляющиеся в соответствующих моделях аксиологических подходов и моральных оценок.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Выявлена необходимость применения адекватных методологических подходов для анализа такой неклассической реальности как андрогинизм и бисексуальность;

2. Показаны механизмы формирования половой идентичности человека начала XXI в. в аспекте его андрогинной природы и бисексуального поведения, а так же раскрыты закономерности и темпоральности сексуальности в культурах разного типа в плане соотношения мужского и женского начал и их взаимодействия в носителях восточной и западной культур;

3. Проанализированы особенности российской культуры в плане трактовки идеи андрогинности как пути возвышения любви и гармонизации отношений полов особенно у творцов культуры "серебряного века", определены основные позиции государства и общества и их эволюция по этой проблеме;

4. Выявлены основные противоречия аксиологического подхода к данным явлениям природы и культуры человеческого рода и дан прогноз их будущего развития; сделан основной вывод для системы воспитания и социализации подрастающего поколения в плане расширения диапазона толерантности к людям носителям бисексуальной ориентации.

5. Высказана гипотеза, нуждающаяся в дальнейшем подтверждении о том, что андрогиния и бисексуальность являются элементами адаптации человека и человечества к ситуации глобального кризиса и, в частности, к сочетанию неконтролируемой плодовитости с новыми технологиями размножения.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Андрогинность природы человека, равно как и бисексуальность его сознания и поведения составляют неотъемлемую часть его сущностных характеристик, для анализа которых необходимы адекватные методологические подходы, лежащие в русле идей синергетики и постмодернистских дискурсов.

2. Феномены андрогинности и бисексуальности прослеживаются во всех мифологических и религиозных концепциях творения сущего, входя необходимым элементом в культурную традицию, имея разную содержательную и смысловую наполненность в культурах Востока и Запада, принимая форму взаимодополнительности в первом случае и оппозиционности во втором.

3. Отечественная культура имеет свой идеал андрогинности человека как пути его восхождения к синтезу телесности и духовности, достижения Божественной любви и определенного идеала человеческой жизни. Российское общество на всем историческом пути относилось достаточно толерантно к этим проявлениям человеческой природы, в то время как государство, как правило, отличалось репрессивностью.

4. На протяжении XX в. прослеживается рост удельного веса этих проявлений в разных сферах жизни и культуры, в искусстве и в повседневности, что требует оценки аксиологического статуса данных феноменов. В противоположность оценкам с патриархальных позиций, усматривающих в бисексуальности проявления деградации человечества и упадка духовности, можно полагать, что данные явления в превращенной форме представляют собой адаптивную реакцию человечества на ситуацию глобального кризиса в репродуктивных основах жизни человека (искусственное оплодотворение, суррогатная беременность, клонирование человека).

Научно-практическое значение исследования

Выводы, сделанные в диссертационной работе, могут найти применение в построении модели сексуального поведения человека XXI века в разных культурах и цивилизациях, в соответствующих программах полового воспитания и просвещения, в выработке адекватного отношения к носителям этого разнообразия со стороны государства и общества. В частности, они могут быть использованы в философском, психологическом, культурологическом, медицинском, биологическом и других видах высшего образования, как в учебных программах, так и в специальных и элективных курсах.

Пол и тендер: методология социокультурного анализа

Среди многих проблем бытия человека в современном мире, требующих глубокого философского осмысления, одно из ведущих мест занимает вопрос о половых детерминантах его развития, определенных двумя понятиями - пола и тендера. Трудно найти в истории философии мыслителя, который бы, затрагивая проблему человека, не упоминал о его половых характеристиках, о "проблеме пола", как писали творцы отечественной культуры "серебряного века". От древнейших философских текстов "Упанишад" до современных постмодернистских экскурсов можно проследить напряженный интерес к познанию этой загадки существования человека. Все отрасли гуманитарного цикла, философствующие биологи и медики, психологи и антропологи пытались понять сущность полового диморфизма в природе и обществе, законы его эволюции и роль в судьбах человека и человечества. В начале XX в. родилась "наука о поле", сексология, связанная с именем И. Блоха, призванная синтезировать данные всех наук о человеке. Классические труды Р. фон Крафт-Эбинга, Т. Ван де Вельде, А. Фореля, А. Молля, М. Хиршфельда, 3. Фрейда, Т.Х. Эллиса, П. Мантегацца заложили основу этой дисциплины. Во второй половине XX в. исследование сексуальности было продолжено А. Кинзи. У. Мастерсом и В. Джонсон, А. Комфортом, Э. Фроммом, Э. Берном, М. Мид, Дж. Мани и др., что совпало с феноменом "сексуальной революции" в странах западной цивилизации. Выходят фундаментальные научные монографии и популярные издания, рассчитанные на неспециалистов. В их числе "Основы современной сексологии" Гэри Ф. Келли, "Основы сексологии" У. Мастере, В. Джонсон, Р. Колодни, "Библия секса" П. Джоанидис, монографии и популярные работы И.С. Кона, С.С. Либиха и других отечественных и зарубежных авторов. Выходит в свет "Второй пол" Симоны де Бовуар (еще в 1949 г.) и "Третий пол" Арона Белкина (2000) "Третья женщина" Ж. Липовецкого (2003). В работах М. Фуко, Ж. Делеза, Р. Барта, Ф. Гваттари, Ж. Бодрияра, Ж. Лакана постулируется множественность пола у человека, а сам анализ этого феномена переводится в плоскость постмодернистского дискурса.

С 70-х гг. XX в. на Западе и с конца 90-х гг. в России все большее внимание привлекает категория "гендер", обозначающая социальный или социокультурный пол, и соответствующие стереотипы поведения. Массив тендерных исследований увеличивается с каждым годом, что очевидно и по западным источникам и по ежедневнику, издаваемому с 1997 г. Харьковским центром тендерных исследований. В сущности, речь идет о классическом соотношении "биологического" и "социального" в половом поведении человека, чему посвящена необозримая литература. Среди теоретиков тендерной теории следует выделить исследования Дж. Батлер, М. Виттиг, Дж. Хубер, Л. Иригарэ, X. Сиксу, Э. Гросс, И. Жеребкиной, С. Ушакина, С. Жеребкина, О. Липовской и др.

Приходится удивляться, с какой вулканической энергией эта тема врывается в русскую литературу конца XIX - начала XX в. - в публицистику, художественную критику, эстетику, философию и теологию. О поле пишут философы и теологи - Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Лосский, И. Ильин, Л. Карсавин, Б.Вышеславцев, поэты и писатели - И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Вл. Набоков, Н. Гумилев, В. Маяковский, В. Хлебников, С. Есенин, М. Цветаева, 3. Гиппиус, А. Ахматова, критики - В. Розанов, В. Ходасевич, Ю. Мандельштам, Д. Мережковский, историки литературы и литературоведы — В. Жирмунский, Н. Арсеньев, А. Веселовский и др.

В конце XX - начале XXI века эта проблема приобретает не только и не столько социально-политический статус, над разработкой которого много потрудилась классическая и современная феминистская мысль, сколько грань еще более важной проблемы - личностной идентичности человека в аспекте его половой определенности. Как отметил в одной из своих последних работ И.С. Кон: "В научно-теоретическом плане это актуализирует изучение бисексуальности, сексологический статус, который в настоящее время неопределенен"!. Кроме теоретического интереса, данная проблема имеет и сугубо практический аспект. Речь идет о феномене транссексуализма или трансгендеризма, когда налицо конфликт тела и души, а следствием является стремление к смене пола или нарушению полоролевых границ (трансветизм) Раньше это считалось патологией, но современные классификации относят эти состояния к расстройствам половой идентификации, причем сама по себе ориентация по полу не рассматривается в качестве расстройств. Так, транс-сексуализм определяется как: "Ощущение собственной принадлежности к противоположному полу. Желание жить и быть принятым в качестве лица противоположного пола, обычно сочетающееся с чувством неадекватности или дискомфорта от своего анатомического пола, и желание получить гормональное и хирургическое лечение с целью сделать свое тело как можно более соответствующим избранному "2.

Масштаб распространенности этого явления растет вместе с успехами медицины и пластической хирургии и транссексуальное поведение становится феноменом не только современной западной культуры, но и других, включая отечественную культуру и искусство. Реакция общества на это явление крайне неоднозначна, но это не умаляет важности теоретического анализа нынешнего состояния и прогнозов на будущее. Итак, можно констатировать сложность понятий "пола" и "тендера", необходимость выяснения методологии системного анализа этих феноменов и их взаимосвязи в человеческом поведении. Во-первых, надо отметить определенную "размытость" этих понятий, что не дает возможности "уловить" их в сети строгого логического анализа. На это обращали внимание многие мыслители, а особенно ярко это проявилось у В. Розанова. "Пол в нас дрожит, колеблется, вибрирует, лучится"з, а индивид на протяжении жизни не остается тождественным себе самому все времена. В высшей степени это приложимо и к половым органам, которые кажутся "многоточием и неясностью", но главное для В.В. Розанова то, что эта неясность является следствием "самой природы", где круто замешана "каша всемирной насущности" с ее движениями "туда", "сюда", "винтом" и, словом, не по прямой линии. Следовательно, неясность понятий обусловлена неясностью, размытостью самого предмета исследования, самой онтологией пола и человеческой телесности, как феноменов, находящихся в процессе постоянного становления.

Андрогинность и бисексуальность: природа и культура.

Идея двойственности, амбивалентности богов и людей достаточно хорошо представлена у многих авторов, изучавших специфику мифа и мифотворчества (А. Лосев, Б. Малиновский, А. Леви-Брюль, Я. Голосовкер, М. Элиаде, А.Ф. Косарев и др.). Обычно она трактуется в духе стремления к восстановления целостности, утраченной в результате несовершенства мира, в связи с чем андрогин - это существо, выражающее максимальную полноту. В этом отношении следует указать на платоновский текст:

"Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, -мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов -мужского и женского. (...) А было этих полов три (...) потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начал а"8.

Андрогин в своей традиционной ипостаси - существо, выражающее сверхзадачу Вселенной. Вселенной сакральной, семантической, невидимой. И не смотря на то, что Вселенная "женственна", первые ее "семена" были неразделенными, андрогинными, что порой и воплощается в физическом плане. Как правило, андрогин обладает более устойчивой "полевой" структурой, нежели человек "разделенный". Посему маги держали при себе андрогинов с целью отведения удара от себя (в случаях агрессии и принятия андрогином рикошета от постмагических операций). Возможно, мир закончится Андрогином.

С. Крашенинников (1755), путешествуя по Камчатке описывал существовавших там особой категории мужчин-коекчучей, "которые в женском платье ходят, всю женскую работу отправляют, и с мужчинами не имеют никакого обхождения, будто бы гнушались делами их, или зазирались вступать не в свое дело". Коекчучи находятся в чести, а некоторых из них "держат вместо наложниц". Отвечая на вопросы Сената о положении чукчей и каряков, иркутский губернатор Бриль в 1770 г. писал: "а прочие мужеска пола чрез волшебство обращаются в образ женский, и меж собой мужеложствуют и выходят друг за друга замуж"9.

Биологическая природа бердачизма до сих пор вызывает споры. Ранние антропологи и психоаналитики считали его формой институционализиро-ванной гомосексуальности. Но хотя сексуальными партнерами бердачей обычно бывают люди их собственного пола, это правило не является всеобщим, а в описаниях их ролей и функций подчеркиваются не сексуальные, а тендерные характеристики — род занятий, одежда, специфические ритуальные функции.

Другие ученые полагают, что бердачи - врожденные интер-или транссексуалы. Не заставляя таких людей обязательно делать трудный для них выбор, местная культура позволяет им менять не только одежду, вид деятельности, имена и украшения, но и пол своих сексуальных партнеров. Папуасы самбия не причисляют детей, родившихся с анатомически неопределенными половыми органами, ни к мужчинам, ни к женщинам. Одних воспитывают как мальчиков, других - как девочек, а третьи не проходят ни мужских, ни женских инициации. Аналогичные явления известны на Таити, в Индонезии и в некоторых других местах. Однако не у всех бердачей есть признаки гермафродитизма или транссексуальности.

Третьи считают бердачизм формой социального убежища, своего рода экологической нишей для мальчиков, которые по тем или иным причинам чувствуют себя неспособными выполнять трудные и соревновательные мужские роли и поэтому причисляют себя к женскому полу. Но бывают и бердачки-женщины. Кроме того, бердачи считаются не неполноценными, а двуполыми или представителями третьего, смешанного пола, их так и называют: "муже-женщина", "полумужчина-полуженщина" или "два духа". Они занимают такое же особое, автономное место в обществе, как мужчины и женщины. Нередко им приписывают особую магическую силу, благодаря которой они часто бывают шаманами и поддерживают сексуальную связь с богами.

Система половой социализации, когда противоположность мужских и женских ролей выражена менее резко, встречается главным образом в тех обществах, в религиозных верованиях которых представлено положительное андрогинное начало как воплощение изначальной целостности и духовной силы человека. В современном обществе рост терпимости к вариациям сексуального желания и поведения также тесно связан с ослаблением тендерной поляризации и пониманием того, что различия между мужчинами и женщинами зависят не только от их биологического пола, и допускают множество индивидуальных вариаций, не являющихся ни социально опасными, ни патологическими.

Например, тема двуполости, андрогинии занимает важное место в религиозных культах Индии. Двуполой считается божественная корова-бык Адити, мать и отец всех богов. Шива обладает как мужскими, так и женс-кими свойствами. Вишну и его воплощение Кришна часто изображаются в виде андрогинов. В индийской мифологии широко представлены сюжеты, связанные с переменой пола.

"Третий пол" в Индии представляют так называемые хиджры, религиозное сообщество мужчин, с хирургически удаленными яичками и пенисом, которые носят женское платье и прически, подражают женской походке, голосу, манерам, называют друг друга женскими именами, занимают женские места в общественном транспорте и предпочитают мужчин в качестве сексуальных партнеров. Хиджры считаются особым, третьим полом, сочетающим мужские и женские характеристики. Некоторые из них курят и ведут себя агрессивно, что противоречит индийскому канону женственности. Многие занимаются ритуальной проституцией. Им приписывается особая магическая сила: угроза хиджры поднять юбку и показать свои изуродованные гениталии вызывает панический ужас, это равносильно проклятию. Хиджры охотно принимают в свою среду гомосексуальных и феминизированных мальчиков, помогая им найти приемлемую нишу, но их собственное самосознание неоднозначно 0.

Восточная модель

Восток является колыбелью гей-культуры - как и культуры вообще. Китайские даосы и буддистские монахи, утонченные поэты и японские самураи, восторженные суфии и поклонники Кришны -все они были не чужды радостей однополой любви.

Одной из интересных особенностей буддизма является то, что религиозные установки и сам подход к контролю над поведением верующих в этой религии отличаются как от христианского, так и от исламского вариантов. Буддизм представляет собой систему верований, складывавшихся в разное время и в разных странах, в какой-то мере независимо друг от друга. В каждом из этих верований отразилось множество местных традиций и обычаев, из-за чего различия между ними случайному наблюдателю могут показаться весьма существенными. Однако все имеющиеся расхождения в своей сути часто оказываются лишь проявлением культурных особенностей; во многих случаях речь идет лишь о различиях в трактовках и расстановке акцентов.

Если более внимательно присмотреться к тем моральным предписаниям, которые лежат в основе поведенческих норм буддистов, станет ясно, что рядовые буддисты (те, кто не стал монахом или монашкой) стараются жить в соответствии с простым этическим кодексом "панча шила" ("пять заповедей"). По сути, это обязательства, которые верующие дают сами себе с тем, чтобы, соблюдая их, в конечном итоге достичь нирваны. Содержание заповедей сводится к рекомендациям не допускать убийства и воровства, а также воздерживаться от блуда, лжи и возбуждающих напитков.

В учениях Будды обычно выделяют три основополагающих тезиса, исходя из которых буддист оценивает свои поступки: - Подумай о последствиях своих действий, влиянии их на окружающих и на тебя самого. - Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. - Подумай, совершая поступок, приблизит ли он тебя к нирване. Исходя из этого, толкователи буддизма обычно относят к недопустимому сексуальному поведению насилие, сексуальные домогательства, совращение несовершеннолетних и неверность супругу. Понятно, что к такого рода "блуду" могут быть причастны люди с любой сексуальной ориентацией.

Одно из главнейших направлений в буддизме, тхеравада ("учение старейшин"), зачастую рассматривает все отношения -"натуральные", "голубые" или "розовые" - с точки зрения согласия между партнерами. По сути, буддистская этика заботится не столько о том, что есть "добро" и "зло", "праведная" жизнь или "грешная", сколько о том, рождено ли действие благими, в понимании буддистов, намерениями, и позволит ли оно верующему приблизиться к заветной цели. Если отношения между двумя людьми содействуют счастью и благополучию обеих сторон, то они - надлежащие и приемлемые. Исходя из буддистской этики, и разнополый, и однополый секс по взаимному согласию приемлем в отношениях между людьми.

Как и тхеравада, дзэн-буддизм не видит разницы между однополым и разнополым сексом и поощряет все те сексуальные отношения, которые основаны на взаимной любви и поддержке партнерами друг друга, даже если такие отношения не ведут к рождению ребенка. Конечная цель дзэн-буддизма - подвести человека к реализации себя как цельной личности, не обремененной косным сознанием. С точки зрения подобного подхода все обыденные различия между людьми стираются. Дзэн-буддизм признает, что мирская жизнь в целом и сексуальность, в частности, нередко препятствует достижению желанной цели. Потому тем, кто хочет все свое время посвятить движению к нирване, дзэн-буддизм рекомендует вести монашеский образ жизни, но в то же время признает, что для большинства людей решение оставить мирскую жизнь будет попросту нелепым. "Мирским" буддистам достаточно соблюдать вышеупомянутые стержневые правила, а в личной жизни вести себя таким образом, чтобы любое половое сношение происходило по взаимному согласию, не причиняло вреда кому бы то ни было и не нарушало уже сложившиеся отношения. Как и в тхераваде, подобным предписаниям могут следовать люди любого пола и сексуальной ориентации. Буддистские тексты содержат множество свидетельств нежных и глубоких отношений друг к другу представителей одного пола. Один из наиболее популярных буддистских текстов включает массу примечательных историй из жизни Будды в его промежуточных воплощениях. В этих рассказах бодхисаттва (будущий Будда) часто действует в паре с близким ему соратником-мужчиной, причем авторы текстов неизменно превозносят любовь и преданность в отношениях между этими героями. И хотя в буддистских описаниях такие отношения всегда лишены сексуальной окраски, некоторые исследователи видят в подобных текстах гомоэротическую подоплеку. Формальных высказываний о том, как надлежит относиться к людям, склонным к однополой любви, в учениях Будды нет, как нет в них и оправданий для гонений на гомосексуалов. Можно заключить, что раз уж основоположники буддизма не сочли гомосексуальность темой, достаточно важной для того, чтобы упомянуть о ней в священных текстах, то влечение к людям своего пола не могло и не может служить помехой нравственному и духовному совершенствованию буддиста.

В древнейших священных текстах Индии - Ведах однополый секс не упоминается, а в санскрите нет слова, более или менее эквивалентного "гомосексуальности". Индуизм, будучи очень терпимым к разнообразным сексуальным техникам, тем не менее проповедовал аскетизм и половое воздержание. Гомосексуальные акты, как и мастурбация, считались оскверняющими человека, но наказывались очень мягко, это было не столько наказание, сколько очищение. По законам Ману (І-ІІІ век до н.э.), "дважды рожденный (представитель высшей касты, брахман) мужчина, который совершит противоестественный акт с мужчиной, ...должен выкупаться в одежде". Такое же ритуальное омовение полагалось за сношение с женщиной днем, или в воде, или в запряженной волами телеге. Пол сексуального партнера был менее важен, чем обстоятельства сношения.

Знаменитый древнеиндийский трактат об искусстве любви -"Камасутра" (название в переводе с санскрита буквально значит "Наставление в каме", т.е. в сфере чувственных, физических желаний человека вообще, предполагающее полное удовлетворение) - представляет собой, как известно, вдохновенный гимн и детальную рецептуру гетеросексуальных отношений, но, вопреки общему мнению, этим не ограничивается, а содержит и ряд гомоэротических указаний. Автор "Камасутры", Ватсьяяна Малланага, был одним из брахманов и жил аскетом в западной части Индии (возможно, в столице Аванти Удджайне) предположительно в III-IV веках нашей эры. Наиболее известный классический комментарий к "Камасутре" - "Джаямангала" - был составлен Яшодхарой Индрападой (и получил сокращенное название - Яшд) при царе Анкалвада, расположенного к западу от Удджайна, Висаладеве (1243-1261).

"Евнухи бывают двух видов - женоподобный и мужеподобный. Женоподобный подражает женщинам в одежде, речах, движениях, желаниях, мягкости, робости, простодушии, беззащитности и стыдливости. В его рту совершается действие нижней части, и это зовется аупариштака. Таким образом он получает "воображаемое" наслаждение и средства существования и ведет образ жизни гетеры. Таков женоподобный [евнух].

Мужеподобный же скрывает свое желание и, стремясь сблизится с мужчиной, живет ремеслом массажиста. При массаже он, как бы [невзначай] обнимая, растирает бедра мужчины и с возрастанием доверия касается основания бедер и нижней части. При этом, заметив, что член напряжен, он раздражает его трением ладони и смеется, словно порицая того за возбуждение. И заметив [в нем] признаки неестественной склонности, он, даже не будучи побуждаем, сам приступает к делу; побуждаемый же мужчиной возражает и уступает лишь с трудом (Из девятнадцатой главы. Об Аупариштаке).

Бисексуальность в русской культуре XVIII-XIX века

В житиях некоторых святых Киевской Руси имеются отзвуки неосознанных гомоэротических чувств. Почти все иностранные путешественники и дипломаты, побывавшие на Руси в XV-XVII вв. (Герберштейн, Олеарий, Маржерет, Коллинс и др.), отмечали широкое распространение содомии во всех слоях общества и удивительно терпимое, по тогдашним европейским меркам, отношение к нему. Английский поэт Джордж Тэрбервилл, посетивший Москву в составе дипломатической миссии в 1568 г., был поражен открытым гомоэротизмом русских крестьян сильнее, чем казнями Ивана Грозного. В стихотворном послании своему другу Эдварду Даней он писал: Хоть есть у мужика достойная супруга, Он ей предпочитает мужеложца-друга. Он тащит юношей, не дев, к себе в постель. Вот в грех какой его ввергает хмель.

По-видимому, несмотря на свои неоднократные женитьбы, баловался с переодетыми в женское платье юношами и сам Иван Грозный; такие подозрения высказывались современниками по поводу его отношений с юным женоподобным Федором Басмановым, который услаждал царя пляской в женском платье. Как писал хорватский католический священник Юрий Крижанич, проживший в России с 1659 по 1677 г., "здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично, в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху; недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление". Как и на Западе, содомия чаще всего ассоциировалась с женственностью, нарушением полоролевых стереотипов в одежде и поведении, а также следованием заграничной моде. Митрополит Даниил, популярный московский проповедник эпохи Василия III, сурово осуждал женоподобных молодых людей, которые "...женам позавидев, мужское свое лице на женское претворяеши": бреют бороду, натираются мазями и лосьонами, румянят щеки, обрызгивают тело духами, выщипывают волосы на теле и т.п. Столетием позже знаменитый протопоп Аввакум навлек на себя страшный гнев воеводы Василия Шереметева, отказавшись благословить его сына, "Матфея бритобрадца".

За "спокойным" отношением российского общества к однополым отношениям стояла не сознательная терпимость, а равнодушие и натуралистически-варварское принятие "фактов жизни".

До реформ Петра Великого бисексуальные отношения были широко распространены и терпимы во всех слоях русского общества. Это засвидетельствовано иностранными путешественниками, а также проповедями и проклятиями деятелей русской православной церкви XVI-XVII вв., которые неоднократно жаловались на распространенность гомосексуализма.

Уголовное преследование мужского гомосексуального поведения в русском обществе началось только после принятия нового Уголовного Кодекса в 1832 г., во время правления наиболее жестокого из семьи Романовых царя Николая I. Кодекс включал статью 995, запрещавшую мужеложство, под которым судьи понимали анальную половую связь между мужчинами. В статье "гомосексуализм" энциклопедия Брокгауза-Ефрона (т. 20, С.Петербург, 1897) говорится, что попытки обвинить кого-либо в гомосексуальных действиях, но не в совершении анальной половой связи, упоминаемой в статье 995, русским судом не признавались. Существовала также статья 996, которая касалась гомосексуальных изнасилований и совращения несовершеннолетних и умственно отсталых мужчин. Подпадающие под действие статьи 996 насильники лишались всех гражданских прав и высылались на каторгу в Сибирь, сроком на 10-20 лет. Статья 995 не применялась слишком строго. В истории первой половины XIX в. мы находим несколько известных государственных деятелей и писателей, чей гомосексуализм был общеизвестен. Если говорить о противоположном социальном полюсе в России XIX в., то однополые отношения были распространены в крестьянских религиозных сектах на русском севере и в религиозных сектантских общинах в Поволжье.

В обширном исследовании Нины Берберовой, посвященном обществу, в котором жили русские гомосексуалисты в тот период, когда умер Чайковский, приводится только один пример осуждения мужчины по статьям 995 и 996 Уголовного Кодекса.

Бисексуальность в русской культуре XVIII-XIX века Свидетельства развития собственно русской гомосексуальной субкультуры с характерным для нее слэнгом, описывающим ритуал (игры) женоподобия, появляются с 1870-1880-х гг. Большинство таких свидетельств встречаются в медицинских, юридических и литературных источниках вплоть до конца первого десятилетия XX в. и практически сходят на нет начиная с середины 1920-х гг.

Во второй половине XVIII в., с ростом цивилизации и расширением контактов с Европой, в светском обществе мужеложства начали стесняться. В народных же массах она локализуется преимущественно в религиозных сектах скопцов и хлыстов. В дворянской и чиновничьей среде гомосексуальные связи иногда приобретали скандальный характер, не столько сами по себе, сколько потому что были тесно связаны с непотизмом и коррупцией: могущественные люди расплачивались со своими молодыми протеже высокими назначениями, никак не соответствовавшими их способностям. В быту к этому относились презрительно иронически.

При Александре I гомосексуальными наклонностями славились министр просвещения и духовных дел князь А.Н. Голицын и министр иностранных дел, а затем канцлер Н.П. Румянцев. Влиятельный министр просвещения при Николае I граф Сергей Уваров (1786-1856) устроил своему любовнику князю Михаилу Дондукову-Корсакову почетное назначение вице-президентом Императорской Академии наук и ректором Санкт-Петербургского университета.

Когда речь шла не о врагах, а о друзьях, Пушкин относился к этой склонности весело-иронически, не видя в ней ничего страшного, о чем свидетельствует его письмо и стихотворное послание Филиппу Вигелю, слабость которого к юношам была общеизвестна.

Похожие диссертации на Андрогинизм и бисексуальность человека в социокультурном измерении