Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Титов Павел Борисович

Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта
<
Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Титов Павел Борисович. Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Титов Павел Борисович;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"], 2015.- 172 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концепт телесности в философии спорта: философско-антропологический анализ

1. Концепт телесности и исследования спорта 16

2. Концепт «телесность» в философской антропологии 40

3. Специфика концепта телесности в философии спорта 69

Глава II. Антропологические аспекты телесности в спорте

1. Социокультурная и антропологическая выделенность телесности в спорте 81

2. Этические аспекты телесности в спорте в связи с антропологическими установками 99

3. Эстетические аспекты телесности в спорте в связи с антропологическими установками 136

Заключение 144

Библиография

Концепт «телесность» в философской антропологии

Основные для современных философских трактовок тела и телесности позиции заключаются в признании человеческого тела предметом и частью экзистенциальных, психоаналитических, семиотических, феноменологических, культурологических и антропологических исследований, а также в признании противоречивости и комплексности человеческого тела. При этом антропологические исследования являются интегрирующими прочие аспекты изучения вследствие признания человека центром всякого реально проводимого исследования.

Видный современный исследователь антропологической проблематики К.Вульф отмечает, что «Центральным для антропологии является тело. Это верно и для эволюционных исследований, и для философской антропологии, для антропологических исследований в исторических науках, для культурной антропологии и исторической антропологии»79.

Концепт телесности присутствует в работах англоязычных авторов в основном в форме «тела» (body) и разрабатывается прежде всего в связи с телесными практиками и/или технологиями. Весьма редкими являются работы, Вульф Кристоф Антропология: История, культура, философия / Вульф К. / Пер. с нем. Г.Хайдаровой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. —280 с. С. 9. в которых основным концептом, работающим в качестве прояснения телесности, является «воплощение» (embodiment).

К концептам «тело», «телесность», «воплощение», «отелеснение» (embodiment) обращаются многие современные антропологи. Например, К.Вульф, называющий свое направление исследований «исторической антропологией», выделяет семь тематических полей антропологического знания об отношении человека к себе и к миру: «космология, мир и вещи, генеалогия и пол, тело, средства коммуникации и образование, случай и судьба, культура»80, причем концепт тела и телесности является центральным для этого направления исследований. Программа антропологических исследований в университете Сассекса включает изучение образов тела и телесных воплощений.

В целом можно выделить крупные типичные направления, в рамках которых исследователи обращались к проблематике телесности. Это аспекты этические, социологические, культурологические, семиотические, антропологические, психоаналитические, феноменологические, гендерные и др. Не претендуя на освещение всех этих направлений, обратим внимание на те работы, которые посвящены феноменологическим и связанным с феноменологическими средствам анализа.

Во многом классические феноменологические позиции в отношении к анализу тела и телесности были развиты в работах Э.Гуссерля, М.Мерло-Понти, Ж.Делёза и Ж.-Л.Нанси81. Их идеи являются основой для многих современных работ, посвященных этой тематике. Не претендуя на полноту анализа, добавим к типично обсуждаемым феноменологическим темам кон-ституирования тела и различения тела и плоти указание на такой компонент феноменологических исследований как реализация (наряду с этим выраже вовне или внутри. Пятьдесят восемь показаний о теле / Синий диван, Вып. 9, 2006, с. 122 138. нием, очевидно, можно использовать близкие синонимы: осуществление, воплощение или исполнение). Многие мыслительные ходы в проблематике телесности были сформулированы еще Э. Гуссерлем, притом что он по преимуществу исследовал конституирование тела, не рассматривая «телесность» в качестве специального предмета своего анализа. Эта собственно феноменологическая линия была продолжена его учениками и последователями. Высказанная им идея различения «тела» и «плоти» (как живого тела), имевшая основание в религиозных представлениях, получила значительное развитие в секулярном дискурсе современной философии. Из современных исследований можно отметить как широко развитые позиции феноменологии в Германии – ср. работы авторов Общества новой феноменологии, так и посвященные телу и телесности работы авторов, принадлежащих феноменологической школе в Праге – К.Новотны, П.Урбана, Дж. Менша, А.Кубовой, В.Покорны.

Наиболее значимым для настоящего исследования результатом этого направления является, пожалуй, тезис такого позднего феноменолога как Л.Ландгребе о том, что телесность должна мыслиться не только лишь как конституированная, но и как конституирующая, в отношении к пассивному пра-конституированию82. На наш взгляд, речь при этом идет об утверждении собственной активности объектов мира, в том числе – о дорефлексивной или внерефлексивной активности субъекта (на наш взгляд, в этом ключе можно трактовать также ряд сходных положений, выдвинутых Н.Гартманом, М.Хайдеггером, А.Н.Уайтхедом и др.). Достаточно явно указанная тенденция выражена в работах М.Мерло-Понти, ставших опорой для дальнейших исследователей телесности, в которых тело рассматривается как необходимое условие не только простого физического бытия, существования и присутствия человека в мире, но и восприятия и понимания.

Специфика концепта телесности в философии спорта

Со старой классической позицией исходной противоположности субъекта и объекта позицию Мерло-Понти связывает проблема установления центра тех действий, которые может предпринимать субъект. Это, в частности, происходит при констатации наличия пункта, неподвижного внутри движений тела. В связи с топологической интерпретацией пространства, в котором расположено и находит себя тело, следует понимать этот пункт как обладающий внутренними измерениями, т.е. как неточечный. В этом движении мысли Мерло-Понти можно усмотреть развитие исходной идеи Гуссерля относительно необходимости восприятия тела как целого.

На наш взгляд, с точки зрения действия, предпринимаемого исследователем, фиксация неподвижной для нас точки (фактически системы отсчета) есть не что иное как актуальная фиксация центра наших действий и восприятий, которая происходит именно благодаря телесности. В связи с этим находится и интерпретация тела как «набухания души»100, которое необходимо, на наш взгляд, рассматривать как актуальное осуществление души (которая в отношении к телу является его «полостью»). Дальнейшее развитие этого хода мысли приводит к тому выводу, что тело входит в наше рассмотрение в связи с тем, что мы помещаем «себя в бытие, с которым мы имеем дело, вместо того, чтобы рассматривать его извне»101. На наш взгляд, основанием для принадлежности тела по меньшей мере части бытия (видимому бытию) является то, что именно тело определяет всякое видимое сущее102. Но тело в интерпретации Мерло-Понти является основанием также и семантических операций. Можно сделать тот вывод, что тело есть необходимое средство включения в бытие, и притом средство, которое само по себе остается невидимым. При этом вовлеченность тела в мир всегда действенна, она предполагает собственные телесные действия по отношению к чему-то иному: «Мое тело находится там, где ему предстоит что-либо сделать»103.

Важным аспектом анализа для Мерло-Понти является рассмотрение тела в перспективе не просто непосредственной данности феноменов, но также в различении двух модусов бытия: «гула явлений» и «полноты мира». Проблема связи разных чувств – зрения и осязания – становится разрешимой лишь если признать наличие общего мира как для субъекта зрения, так и для субъекта осязания. Субъект обнаруживает себя в мире, потому что его тело изначально принадлежит миру, оно не чуждо миру, оно встроено в порядок бытия, к которому в какой-то момент начинает относиться как к данному104. Более того, телесное тождество необходимо для того, чтобы субъект, смотрящий на мир, был «не чужд самому себе» в том самом мире, который он рассматривает. На наш взгляд, дальнейшее развитие этой проблематики показывает также изменение понимания мира как целого. Известное со времен немецкой классической философии представление о мире как о результате синтеза, имеющем один центр (трансцендентальный субъект), одну точку зрения – подвергается здесь ревизии. Мир как «универсальная плоть» обнаруживает глубины, лица (на наш взгляд, это выражение можно понимать как разные «точки зрения»), латентные состояния и предъявляет определенное отсутствие. И все эти характеристики обнаруживаются и в нашем теле, которое принадлежит этому «плотскому» бытию мира.

Опытное представление о мире не может быть построено на основании наличия выделенных вещей «самих по себе». Я как выделенная в моей системе отсчета вещь и окружающие меня вещи взаимосвязаны через феноменальную данность: «мое тело и феномены строго взаимосвязаны»106. Эта взаимосвязь выражается в единстве между «перцептивной константностью» (постоянством восприятий), «положением мира» и моей «системой опыта». Она не может быть рассмотрена с позиции высшего или вне-мирового существа. Она не может быть установлена с точки зрения постороннего наблюдателя. Она может быть лишь прожита с позиции участника, включенного во все действия, участника, который «соприсущен точке зрения»107. Из так рассмотренного отношения между миром и телом и вытекает то отличие между телом, плотью и материей, которое утверждает Мерло-Понти.

Плоть для человека отличается от материи. Можно сказать, что плоть возникает как активное действенное двустороннее изменение, возникающее в восприятии. Это различие в способах существования: осуществлять видение вещей не есть то же самое, что осуществлять прикосновение к вещам, но и не то же, что самому становиться ощущаемой вещью среди других вещей мира. Это различие реализуется благодаря способности проводить разделение внутри массы своих ощущений, в каковом разделении и возникает двойственное отношение подчинения миру и господства над миром. Плоть есть результат действия «скручивания»108 или даже само это действие: «плоть, о которой мы говорим, не является материей. Она является скручиванием видимого в видящее тело и осязаемого – в тело, осуществляющее касание, в котором удостоверяются именно тогда, когда тело видит себя и… касается себя, осуществляя видение вещей и… прикосновение к ним так, что в одно и то же

Этические аспекты телесности в спорте в связи с антропологическими установками

В рамках спортивного дискурса соперничества представляет собой оценивание как способностей, физических предрасположенностей различных индивидов к различным видам спортивной деятельности, так и результаты работы атлетов над собой: как физической, так и морально-этической. Основной практикой, обеспечивающей возможность такого сопоставления, выступает взаимное сопротивление состязающихся сторон (как между собой, так и в степени приближения к эталонным или рекордным показателям). Это сопротивление в обыденном языке чаще всего обозначается как «борьба» или «соревнование». Как отмечает С. Филимонова, «спортивная же деятельность без своего главного составного элемента – соревнования – полностью утрачивает свой смысл и свою специфику»213.

Вопреки распространенному мнению, спортивная борьба – процесс, который не укладывается в рамки типизированного сценария. Целями борьбы могут стать не только превосходство над соперником (как в парном противостоянии, так и в стремлении приблизиться к эталону или превзойти его), но и тактическая уступка, стремление к улучшению собственного результата без привязки к результатам соперников и т. д.

Резюмируем особенности спортивного соперничества. Во-первых, оно всегда представляет собой сравнение качеств и предрасположенностей, происходящее в процессе борьбы. Во-вторых, цели соперничества, будучи раз личными по своей форме, являются по своей сути вариантами спортивного прогресса для каждого из участников.

Очевидной проблемой, которая возникает в связи с существованием и воспроизводством практик соперничества, является опасность перерастания соперничества в насилие214. Спорт, пройдя стадию институализации, смог сформировать легитимные стратегии преодоления конфликтов. Это, во-первых, создание искусственных, игровых условий соперничества, во-вторых, обеспечение равных условий для участников на начало соревнования. Также, с учетом специфики соревновательной практики, важно было наладить механизмы обеспечение унифицированного сравнения, судейства, а также гарантировать сохранность здоровья атлетов и достоинство личности.

Методология создания искусственных условий для состязаний предполагает работу с пространством и предметами, необходимыми для соревнований. Само пространство отгораживается от обыденного, маркируется необходимыми символическими границами. Предметы, которые используются спортсменами в процессе состязаний (спортивные снаряды), имеющие свои генетические корни в обыденных орудиях, модифицируются в сильной степени, лишь символически сохраняя свою сущность, и становясь пригодными только в рамках искусственно созданного спортивного пространства. Важнейшим аспектом спортивного состязания является наличие четко сформулированных правил и их исполнение, за которым следят судьи. Подобная форма организации спортивных состязаний представляет собой особый социальный институт, играющий ощутимую роль в процессах социализации, помогают установить жесткие и легитимные рамки состязательности, изъять идеологические предпосылки к возникновению насилия и минимизировать факторы, его провоцирующие.

Таким образом, уже достаточно продолжительное время спорт занимает особое положение по отношению к ситуациям из сферы реальных взаимоот- ношений. Символизация всего, что имеет отношение к спорту, психологическое отгораживание спортивных событий и минимизация насилия позволяют спортивным соревнованиям выступать в качестве гуманной модели реальности. Спортивный гуманизм проявляется в исключении и нелегитимности обыденного насилия в процессе соревнования, создание травмобезопасных условий, равные стартовые позиции для атлетов, объективность оценки результатов, принципы честной игры.

Однако спортивное соревнование, хоть и является важнейшей составляющей спорта, не может считаться равнозначным самому понятию «спорт», которое намного шире. Спорт включает в себя не только само соревнование, но и поддержку социальных и инфраструктурных механизмов его функционирования, воспроизводства и модернизации. Можно выделить целый перечень дополнительных аспектов, необходимых, для того, чтобы возник спорт: Организация воспитания спортсменов, нацеленная на создание спортивных кадров, целью которых являются победы на соревнованиях различного уровня Создание профильных социальных институтов (клубов, союзов, и т. д.), а также движений (например, Олимпийское движение), которые выполняли бы информационно-пропагандистскую функцию. Система сформировавшихся социальных отношений, которые возникают в связи с функционированием социальных институтов и движений. Сформировавшаяся система норм и ценностей, возникшая с течением интеграции спортивных социальных институтов в жизнь общества.

Таким образом, спорт представляет собой сложную социальную систему, которая одновременно может быть охарактеризована как автономная, но в то же время интегрированная в современное общество и тесно взаимодействующая с ним.

Эстетические аспекты телесности в спорте в связи с антропологическими установками

По мнению автора диссертации, комплексное философское осмысление спортивной проблематики лежит в плоскости сопоставления опыта различных отраслей философского знания с обобщением спортивной практики, подчиненной различным смысловым доктринам. Такие спортивные движения, как олимпизм, спартианство и др. выработали значительное количество смыслов, которые системно сопряжены с телесными практиками. Данные смыслы составляют комплексный объект философского исследования благодаря своей актуализируемой целостности: гибридности (в смысле Б.Латура257) материального, природного, телесного и философского, этического и эстетического начал.

Исходя из вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы: в определение спорта необходимо явно включать аспект телесной актуализации собственно спортивных и связанных со спортом событий.

Неклассический концепт «телесность» среди прочего выражает событийный актуальный аспект непосредственного присутствия человека в мире, реализации, осуществления и воплощения присутствия человека в мире. При этом тело как граница создает внешние и внутренние различения в ситуации присутствия, а в качестве непрерывно длящегося основания события тело создает связь состояний события.

Все сказанное свидетельствует о том, что телесная актуальность присутствия в спорте является существенной недостаточно эксплицированной предпосылкой всей концепции Х.У.Гумбрехта. На основании проведенного анализа можно сделать тот вывод, что в определение спорта необходимо включать такое основание спортивных феноменов как непосредственное телесное осуществление событий непрагматического состязательного преодо-Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию [Текст] / пер. с англ. И.Полонской; под ред. С.Гавриленко; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 384 с. – (Социальная теория) ления условий, обстоятельств и противодействий в стремлении к реализации результатов установленного типа.

Телесность человека в работе рассматривается как необходимое условие и результат реализации акта в мире, граница вещей и процессов, промежуточное состояние в существовании вещи, конституента воплощения. Она конституирует как связь мира, так и его внутреннее различие, подразделение мировых ситуаций и процессов на относительно самостоятельно существующие объекты и субъекты спортивных событий. Телесность как актуальная граница оказывается коррелятивной как духовности человека, так и включенности человека в мир. В ходе проведенного рассмотрения можно сделать тот вывод, что актуальная экзистенциально-феноменологическая специфика телесности состоит в том, что тело/телесность участвует в кон-ституировании границ события и, в то же время, в связи действий в мире.

Для диссертации существенно понимание феноменов из области спорта как актуальных событий, в присутствии человека обретающих свое расположение в мире и особую значимость. Феномены спорта включают и субъектов, и объекты. При этом феномены спорта не являются пассивной данностью, предстоящей субъекту. Это не застывшие ситуации или овеществленные результаты и не множества вещей и объектов, а действия, локально изменяющие мир. Это случающиеся в контексте мира события, в которых синтезируются новые объектные уровни.

Телесность в спорте в философско-антропологическом аспекте следует понимать как непосредственную включенность в мир, как основание связи не только с обществом, но и с миром, не только как наличие или изменение (культивирование) человеческого тела, но и как основание воплощения и реализации спортивных событий, а также как основание для культурной интеграции; при этом удовольствие в спорте непосредственно связано с установлением границ и пределов присутствия спортсмена, равно как и с их преодолением; в обоих типах границ конститутивным элементом является телесность спортсмена. Собственно спортивная специфика телесности заключается в непрагматическом соревновательном преодолении ограничений и установки новых телесных границ в ситуации мира.

Автор также пришел к выводу, что телесность коррелятивна духовным основаниям существования человека и является необходимым предметом социокультурных практик телесного удовольствия, получаемого от непрагматического соревновательного преодоления границ индивидуального и коллективного существования. Это выделяется в качестве специальной деятельности именно в сфере спорта.

Рассмотрев эволюцию роли спорта в жизни общества, выделив особенности современного этапа, заключающиеся в институционализации спортивной жизни, наличии собственной интернациональной идеологии спорта были выявлены негативные и конфликтогенные явления, связанные со спортом. Установлено, что спорт обладает высоким потенциалом для нивелирования социальных конфликтов и межнациональной разобщенности, при этом часто спорт выступает в роли катализатора данных процессов.

Технически возможные изменения телесности в спорте обязательно должны быть признаны социально в дистанции между внешне социально приемлемым (нравственным) и внутренне обоснованным (этическим).

Эстетика спорта основывается на чувственном впечатлении от телесной реализации спортивных событий, и ее непосредственным предметом является актуальное воплощение и преображение человеческих тел (в ходе как многообразного участия в соревнованиях, так и подготовки к ним).

Похожие диссертации на Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта