Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Попова Ольга Владимировна

Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности
<
Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Ольга Владимировна. Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Попова Ольга Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2008.- 247 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/237

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ З

ПЕРВАЯ ГЛАВА. Феномен телесности в историко-философском контексте и методологические особенности его анализа

1.1. Основные представления о телесности в истории этико-философской
мысли 21

1.2. «Быть телом» или «иметь тело»: этические аспекты диалектики воплощения
и обладания 69

ВТОРАЯ ГЛАВА. Этические аспекты социальной канонизации телесности
2.1.Перверсивная телесность и половая
мораль 117

2.2. Осмысление проблематики телесности в контексте обсуждения тенденций
эстетизации культуры и этики 145

2.3. Сексуальность и насилие: тендерный анализ
телесности 160

ТРЕТЬЯ ГЛАВА. Телесность в аспектах боли и страдания: биоэгический ракурс

3.1. Проблема либерального понимания жизни, смерти и умирания в контексте
становления биоэтического знания 179

3.2. Человеческая идентичность в свете современных
биотехнологий 207

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 227

БИБЛИОГРАФИЯ 233

">

Введение к работе

Актуальность исследования

Современные исследования, где так или иначе эксплицирована «проблематика телесности», показывают нетождественное отношение к телу в различные исторические и культурные эпохи. В контексте исторического развития современной философии приходится констатировать различные аспекты осмысления телесности, вызываемые широко развернувшимися дискуссиями о телесности, в связи с которыми постулируется телоориентированность, телоцентричность современной культуры1. На фоне осмысления различных ракурсов телесности в контексте обсуждения проблем феноменологии телесности, биомедицинских и информационных аспектах ее исследования, феминистских дискуссиях оч теле и т. д. остается непроясненным, «потаенным» вопрос о соотнесении двух аспектов человеческого существования - моральности как специфической характеристики бытия человека и его бытия телом. Нравственная самоидентичность субъекта в контексте классической моральной философии (Р. Декарт, И. Кант), как правило, строилась на отрицании или подавлении телесного начала в человеке, тем самым как бы постулировалась недостаточность человеческого существа, совпадающего со своим телом и не экзистирующего в акте поступков за пределы собственной животной природы.

Этика в рамках развитых религиозных схем мышления, деонтологическая этика интересуется не столько феноменом телесности самим по себе, сколько рассматривает его в аспекте отношения к вечности, к спасению или же инструментализирует телесность, отдавая

'На место Слова встало Тело, культура перестала быть логоценгричной и оказалась телоцентричной -Цит. по: Золотоносов М. Телоцентризм // Вечерний Петербург. 1996. № 42. С. 4.

предпочтение разумной природе человека, постулируя отсутствие детерминации морали со стороны эмпирического мира и эмпирии телесной природы. В то же время современное секуляризированное общественное сознание фиксирует внимание на конечности человеческого существа, которая выражается в зыбком присутствии в теле, задающем границы индивидуальности человека, связанной с темпоральностыо его опыта, проявляющегося с началом человеческой жизни и исчезающего с ее концом. Автономного человека, чей новый статус характеризует ситуация «трансцендентальной бездомности» (Дж. Лукас), в меньшей степени интересует сфера сакрального, вечного - он все более озабочен своей конечностью и попытками утвердить свою самость через преодоление экзистенциальных страхов в перспективе извлечения выгоды из этого нового обстояния вещей, что, в частности, проявляется в том, что телесность и сексуальность становятся инструментами «субъективации -и

О *

несения ответственности"». (Ж.Липовецки). Отсутствие

трансцендентальной этики в циклах культуры потребления порождает специфические черты современного вопрошания о теле в поисках новых моделей субъективности, о самом способе «быть» в осознании своей конечности (что провоцирует дискуссии о смерти, касающиеся таких проблем, как смерть мозга, эвтаназия, помощь в умирании, с одновременным отодвиганием смерти, неприличным замалчиванием и устранением ее из повседневной жизни).

Обсуждение проблем, связанных с телесной природой человека, как на уровне здравого смысла, так и в актах философской рефлексии выявляет противоречивость и многогранность данного феномена. В философских текстах телесность по своим характеристикам сближается с концептом «тело». Тело при этом рассматривается как способ, каким природа становится человеком (К. Ясперс) либо как то, что сообщает миру

2Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб. Владимир Даль, 2001. С. 52.

бытие (М. Мерло-Понти). Вместе с тем, если по отношению к телу позиция исследователей зачастую предполагает физикалистскую методологию исследования (так называемый «медицинский взгляд» у М. Фуко), то содержание понятия телесности уже задается пониманием человека как целостного существа, чья душевная (психическая) жизнь находится в единстве с телом. Телесность определяется как дискурс или опыт, открытый неопределенным возможностям (Ж.-Л. Нанси, Р. Барт, Т. Чордас).

Отсутствие удовлетворительного определения понятия телесности на междисциплинарном фоне многочисленных исследований принуждает исследователя к поиску исходных ее характеристик, задающих общеметодологические посылки философского анализа. Современная философия пытается преодолеть сложившийся концептуально на протяжении нескольких столетий разрыв между внешним и внутренним, должным и сущим, субъектом и объектом. А.Ф. Лосев рассматривал действительность как абсолютно-нерушимое тождество внутреннего и внешнего, считая односторонний «идеализм» и односторонний «материализм» признаками духовно-обнищавшей культуры. Ирония истории сблизила перечисленные выше бинарные оппозиции в культуре постмодернизма.

Разрушение «различий» при этом сопровождалось так называемой «гуманизацией процесса субъективации» (Р. Сеннет), под которой подразумевалось, что «тело само станет субъектом и как таковое окажется на орбите освобождения, вернее, революции - конечно же сексуальной, но также эстетической, диетической, гигиенической и т. д ». Движение к субъективации тела (телесности) задало определенный континуум признаков телесности: «телесность» конституируется в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве

3Там же. С. 97.

трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики
(легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как
сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т. п. (Ницше, Кьеркегор,
Кафка и др...Согласно постмодернистской интерпретации, у телесности
«нет ничего общего с собственно телом или образом тела. Это тело без
образа», в котором «ничто не репрезентативно»... Развивая идею
неклассической философии о том, что телесность, по словам Г. Марселя,
есть своего рода «пограничная зона между быть и иметь», постмодернизм
переосмысливает феномен интенциональности сознания в качестве
направленного вовне желания, - как пишет Ф. Гваттари, «желание - это все,
что существует до оппозиции между субъектом и объектом». Фиксация
структурным психоанализом вербальной артикулированности

бессознательного (Лакан) приводит постмодернизм к трактовке желания как текста. — Вербально артикулированное желание направлено на мир как текстуальную реальность, в свою очередь, характеризующуюся «желанием-сказать» (Деррида). В контексте этого вербально артикулированного процесса утрачивается не только дуализм субъекта и объекта (в контексте общей парадигмальной установки постмодернизма на отказ от презумпции бинаризма), но и дуализм тела и духа, что задает фундамент для парадигматической установки, получившей универсально принятое название «сращивания тела с духом» (Делез). Развивая идею неклассической философии о том, что телесность, по словам Г. Марселя, есть своего рода «пограничная зона между быть и иметь», постмодернизм переосмысливает феномен интенциональности сознания в качестве направленного вовне желания, - как пишет Ф. Гваттари, «желание - это все, что существует до оппозиции между субъектом и объектом4».

4Можейко М. А. Телесность // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. С. 825.

Таким образом, репрезентация «телесности» в современном дискурсивном пространстве осуществляется в связи с расставленными акцентами на взаимообращенности чувственного и сознательного, культурного и природного и т. д. Референции телесности занимают как бы пространство «между» любых различительных оппозиций. Сексуальность, аффекты, перверсии, умирание - феномены, благодаря которым раскрывается телесность, связаны с эмоциональной и иптенциональной экспрессивностью, со способностью переживания субъективного знания о повседневном жизнесуществовапии человека (Р. Кюи), в то время как тело обнаруживается в связи с естественнонаучной методологией, рассматривающей его на уровне животного существования, как одно из частных явлений в природе, как Тождество, не противопоставленное Иному как внеприродному.

Среди многообразия ракурсов осмысления телесности, на фоне огромного количества выделяемых характеристик нас прежде всего будут интересовать те, которые связывают телесность с временностью и тленностью человека, с его самопониманием, связанным с осознанием своей конечности, с пониманием себя в качестве существа, обладающего полом, в качестве деятельного существа, орудийно использующего свою телесность и, с эстетической точки зрения, в качестве того, чья самость выражена телесным образом, несущим определенное выражение, благодаря чему и возникает ее восприятие Другими.

В условиях двойной детерминации со стороны собственной природы и со стороны мира человек находит способ утверждать свое пространство свободы, степень которой варьируется от прямой (где субъект отождествляет свой способ бытия с телом) до обратной (утверждая свою идентичность в интенциональных актах отрыва от телесной заданности) пропорциональной зависимости от детерминации эмпирической составляющей). Собственно в этой ситуации зависимости и

одновременно оторванности от заданности природного порядка человек и утверждает себя в качестве субъекта морали.

Исследование этических аспектов современных дискуссий о телесности поднимает вопрос об основных предпосылках и истоках различных «дискурсов о теле». В диссертационной работе будет предпринята попытка показать взаимосвязь между либерализацией жизни и распространением такой линии поведения современного индивида, которая характеризуется повышенным вниманием в своему собственному телу, что в проекции на массовую культуру выразилось в ее телоцентричности. При этом телоцентричность культуры будет рассматриваться нами в качестве важнейшего фактора, выявляющего смещение ценностных доминант в общественной морали, а определенные характеристики телесности (осознание ее в качестве собственности, орудийного основания жизнедеятельности, материала для эстетического преобразования и др.) будут проанализированы нами в качестве признаков, раскрывающих нравственное общественное сознание конкретной эпохи.

Еще в конце 19-го века связь сенсуализма, сопровождающегося телоориентированностью жизненных практик, с современными ему демократическими либеральными общественными практиками зафиксировал русский историк В.О. Ключевский э. Однако ситуация в сфере общественной морали, которую описывает В.О. Ключевский, все-таки была в определенном смысле новой, отчасти девиантной, контрастируя с развитыми схемами мышления на основе архетипов религиозного сознания, придававшими телу второстепенную роль. В то же время современная эпоха характеризуется тотальным распространением антирационалистических тенденций: массовая демократия 20-го века

5«Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело п равнодушны к лицу...Прежде инстинкт. как холоп, грубил и бунтовал, но подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни. Чувство идет в ногу с общественным порядком: натурализм в искусстве. сенсуализм в морали соответствует демократии». - Цит. по: Ключевский В. О. Афоризмы и мысли об истории. М., 1994. С. 60.

усваивает дарвинистский взгляд на человека, поставив под вопрос целый ряд различий: «между когнитивным и не-когнитивным, разумом и страстью, логикой и риторикой, истиной и полезностью, философией и софистикой ». Разрушение выстроенной ранее жесткой иерархии концептов (с приоритетом в сторону разумного, когнитивного, духовного) сопровождается все большим интересом к человеческому телу.

Либеральная идеология демонстрирует коренной переворот в отношении к телесности, берущий начало в новоевропейской философии (Р. Декарт, Дж. Локк). Новоевропейский человек в отличие от человека с патриархальным сознанием (не допускавшим осознания тела как индивидуальной ценности), обладает неотъемлемыми правами на жизнь, собственность и, что принципиально, правом на распоряжение собственным телом, являющимся источником трудовой деятельности. Динамизм телесности позволяет ее рассматривать в качестве пространственно оформленного действования субъекта . Эта характеристика становится особенно актуальной в контексте выявления специфических характеристик нравственного самосознания современного человека как автономного существа. Субъект, проецируя себя в деятельности, осознает свою автономию через орудийный аспект этой деятельности - свое собственное тело.

Либеральные тенденции влияют на развитие философии и одновременно являются детерминантами современной культуры. Идеология, рассматривающая субъекта как автономное существо, внедряет свои принципы в человеческое межкультурное пространство. Этические горизонты осмысления человеческого существования позволяют констатировать определенный сдвиг в нравственном общественном самосознании: углубление процесса самопонимания субъекта морали

г'Рорти Р. Философия и будущее // . philosophy ru/librarv/vopros/56. html 7Лосский И. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. , 1995. С. 213.

стимулируется контрастом, противоречием между артикулированными акцентами на чувственности, заботе о своей телесности, что отражает тенденцию индивидуализации всего образа жизни современного человека, с акцентом на автономии на фоне развивающегося в контексте глобализационных процессов жесткого подчинения субъекта социальным нормам, институциональным структурам биовласти (М. Фуко). Разделение целостности морального поведения и выявляемая стратификация в отдельно взятом человеке, формируемая перекрестной идентичностью: потребителя (тело, взятое в аспекте вседозволенности) и производителя (тело инструментализируемое в процессе деятельности, в рамках которой происходит «сублимация» телесных желаний, их отчуждение в сферу производства) характеризует изоляционизм гедонистической и аскетической этик в микросоциумах (дома, работы), разделенных и одновременно обменивающихся сферами производства и потребления.

Подобные тенденции провоцируют поиск индикаторов состояния этической сферы жизни современного человека. К ним, в частности, могут быть отнесены тенденции распространения феминистской идеологии и возрастающий интерес к биоэтике, свидетельствующие о структурировании нравственного сознания современного человека принципом автономии личности и изменением доминирования в классической половой морали принципа сексуального стихийного воспроизводства принципом рационального контроля рождаемости, фиксирующего сущностный момент в осознании человека в качестве возделывателя, покорителя природного как иного, хтонического (К. Паллья).

Становление либеральной биоэтики концентрируется вокруг права больного распоряжаться своим собственным телом, что составляет неотъемлемую часть его достоинства, обладать исчерпывающей информацией о его состоянии и т.д. Политическое освобождение женщины

и отстаивание свободы распоряжения собственным телом в контексте развернувшегося в 20-м в. движения феминисток кореллирует с ограничением патерналистской власти врача и давления религиозных заповедей, контролирующих использование собственного тела, и свидетельствует о коренном изменении установок сознания западного человека в сторону увеличения степеней самодетерминации с тенденцией рациональной детерминации тех сфер жизни, имеющих непосредственное отношение к манипуляциям с человеческим телом, которые ранее были предоставлены природным причинно-следственным связям.

При этом необходимо отметить сопряженность данных тенденций с расстановкой особых этических акцентов в результате активного формирования коммуникативной среды. В соотнесении с распространением либерального образа мышления расширение пространства коммуникации отражает тенденцию трансформации нравственного сознания - если ранее философский дискурс подразумевал наличие определенных умалчиваемых тем, которые исключались из философского обсуждения (темы перверсий, сексуальности, боли, страданий), а само тело являлось «метафорой радикальной негативности» (Ж. Бодрийяр), то в современном мире утверждение тела как ценности, как позитивно воспринимаемой реальности демонстрирует фундаментальную подмену ценностного основания западной (христианской) цивилизации. Феномен владения, свободного распоряжения своим телом, конституирующий автономию деятельного субъекта подменяется зачастую не артикулированным социальным конституированием автономии, с присущим социуму распоряжением в рамках общественного тела телами его членов-подданных (субъектов морали). В таком ракурсе артикулируется проблематика взаимоотношений власти и тела, раскрывающаяся через совокупность вопросов о конструировании и инструментализации телесности.

Необходимо подчеркнуть неоднозначность этической оценки данных процессов, нераскрытость их сущности.

Этико-философское осмысление телесности в связи с этим представляет как теоретический, так и практический интерес - особенно (на фоне развития биотехнологий) ввиду все множащихся биомедицинских практик модификации человеческого тела, манипуляций с самим человеческим существом (в отношении проблем вспомогательных репродуктивных технологий, клонирования, исследования стволовых клеток, трансплантации органов и т. д. ), а также ввиду трансформации института семьи и демографического кризиса, вызванного сменой ценностного основания культуры.

Анализ всех перечисленных выше подобных тенденций в диссертационном исследовании демонстрирует его особую актуальность.

Степень разработанности проблемы

Феноменология Э. Гуссерля обозначила специфику онтологического смысла человеческой телесности. Свое развитие данная проблематика получила в работах М. Мерло-Понти, в российской традиции - в работах В. Л. Круткина, А.Ш. Тхостова, М. Ямпольского. Основы экзистенциального подхода к анализу человеческого тела были заложены в философии Хайдеггера и развиты в работах Ж.- П. Сартра, М. Босса и др. Социальные аспекты телесности рассматривались Ж. Делезом, Ф. Теннисом, М. Фуко, Ж. Бодрийяром. Исследования X. Иоаса охватывает креативные характеристики телесности как феномена, задающего социальную деятельность. В этом аспекте тело рассматривается в ракурсе социальной детерминации в соответствии с поставленными перед индивидом со стороны общества задачами и связывающего его существование общественными нормами. Среди российских исследователей такой подход прослеживается у Е. Петровской, В. Подороги. Исследования М. Эпаффа, выявляющие концептуальные положения философии Маркиза де Сада,

представляют интерес в качестве структуралистского методологического инструментария исследования проблематики телесности. С позиций целостного подхода концептуализирует телесное Ж.-Л. Ыанси. Философско-антропологическое исследование телесности характерно для работ М. Шелера, Г. Плеснера и А. Гелена, в рамках проблемного поля исторической антропологии особый интерес представляют работы К. Вульфа.

Современные отечественные исследователи И.М. Быховская, В.Л. Круткин провели классификацию исследовательских подходов к изучению феномена телесности. Критический анализ зарубежных концепций, посвященных телесности, представлен у И.С. Вдовиной, П.С.Гуревича, К.А. Свасьяна и ряда других авторов. В культурологическом ключе телесность рассматривается у Л.В. Жарова, Г. Тульчинского, М. Эпштейна. Анализ телесности в контексте деятельностной парадигмы характерен для исследований Г.С. Бахищева, Л.Л. Буева, Л.В. Жарова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, В.М. Розина.

Специальных этических работ, посвященных феномену телесности, практически нет. Биоэтические исследования представлены работами Э.Сгречча, В.Тамбоне, Б.Дженнингса, Ж.Б. Грейша, Д. Пулмэна, В.Бергум, А.Кэмпбелла и др. На российской философской почве биоэтические аспекты телесности анализируются А.Я. Иванюшкиным, Л. В. Коноваловой, Г.Б. Романовским, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдиным и др. Феминистский и тендерный анализ различных сторон данного явления осуществлен С. де Бовуар, Дж. Батлер, М. Виттиг, Л. Иригарей, К. Пальей, П. Киньяром и др.

Философско-этическая проблематика диссертационной работы разрабатывалась с опорой на этико-философские исследования А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, А.В. Разина.

Целью диссертационного исследования является раскрытие

философско-этического статуса понятия телесности, комплексное исследование ее сущности в рамках ведущихся философских дискуссий для выявления изменений в моральной теории и практике и раскрытия характерных признаков современной этики.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- выявить возможные истоки телоориентированности жизни
современного человека и в связи с этим осветить этико-философские и
культурнообусловленные особенности анализа феномена телесности;

- осмыслить телесность как смыслообразующий фактор жизни
современного человека, проследив связь этого фактора с феноменом
автономии как специфическим выражением современной либеральной
культуры; оценить их взаимовлияние;

рассмотреть этические аспекты социальной канонизации телесности в проекции на жизненные практики современного человека;

- определить степень влияния различных дискуссий о телесности для
формирования этического самопонимания и идентичности современного
человека на основе анализа тендерных и биоэтических дискуссий в
современной философии.

Объектом диссертационного исследования являются

многообразные представления о телесности и репрезентации телесного в философских исследованиях.

Предметом исследования являются новые проблемы современной этики и изменение содержания этических категорий, наблюдающееся при смене ценностных оснований в современной культуре, с характерным для нее преобладанием тем, табуированных классической этикой (с гедонистическим акцентом на проблематике сексуальности, перверсиях, смерти и т.д.).

Методологическая и теоретическая основы исследования

Методологической и теоретической основой исследования послужили философские, психологические, социологические исследования по заданной теме, характерные для различных этапов развития философии, с преимущественным вниманием к современному состоянию проблемы.

Наиболее существенным методологическим подспорьем

диссертационного исследования стали выделенные Ж. -П. Сартром три онтологических измерения телесности: 1. существование своим телом (Я существую своим телом - таково первое измерение бытия8); 2. использование и познание тела другим (Мое тело используется и познается другим - таково второе измерение9). 3. Осознание своего собственного существование в его фактичности-для-другого. (Но поскольку я есть для другого, он раскрывается во мне как субъект, для которого я - объект. Следовательно, я существую для себя как познанный другим, в частности, в самой моей фактичности. Я существую для себя как познанный другим в качестве тела. Таково третье онтологическое измерение моего тела10). Заданные Ж. - П. Сартром способы постижения телесности обусловили структурное членение и содержательное наполнение диссертационного исследования, заданного тремя векторами анализа, которые кратко можно обозначить в следующих тезисах: постижение моего тела в качестве собственности, представляющей естественный орудийный аспект жизнедеятельности субъекта (функциональная программа исследования телесности «я имею тело»), контрастирующий с экзистенциальной парадигмой исследования, репрезентированной суждением «я есть тело» (1-я Глава), этический анализ проблематики телесности в связи с ее инструментализацией и познанием со стороны социума (2-я Глава), акцент на артикулированных в биомедицинской практике коллизиях существования (и требовании его прекращении) в связи с осознанием себя

8Сартр Ж. П. Бытие и ничто // . koob ru/sarti/ 9Там же 10Там же

в качестве познанного другим в фактичности собственной природы (3-я Глава).

В основу диссертационного исследования легли положения, развиваемые в зарубежной традиции философствования (преимущественно в постструктуралистской парадигме) в произведениях М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ж. Бодрийяра, М. Энаффа, Л. Иригарей, К. Пальи, обозначивших осмысление феномена телесности в контексте социокультурной реальности; методологическими ориентирами работы послужили также идеи, высказанные представителями современной российской антропологии и биоэтики В.Подорогой, П.Д. Тищенко, А.Я. Иванюшкиным, благодаря которым осуществлялось проблемное исследование этически-неоднозначных ситуаций биоэтики.

Новизна исследования определяется последовательным

рассмотрением в этическом ключе предпосылок возникновения «дискурса о теле» и связанных с ним современных этических проблем. Сложный и противоречивый образ «телесности» рассматривается в связи с широким спектром ее осмысления в антропологических, культурологических, тендерных, биоэтических и др. ракурсах, свидетельствующих о телоориентированности современной культуры и самопонимания современного человека.

Мы предприняли попытку показать взаимосвязь между либерализацией жизни и распространением такой линии поведения современного индибида, которая характеризуется повышенным вниманием к своему собственному телу. При этом телоцентричность современной культуры рассматривалась нами в качестве важнейшего фактора, выявляющего смещение ценностных доминант в общественной морали, а определенные характеристики телесности (осознание ее в качестве собственности, орудийного основания жизнедеятельности, материала для эстетического преобразования и др.) будут проанализированы нами в

качестве признаков, раскрывающих этос современной эпохи.

В обобщающем и систематизированном виде в диссертационной работе был впервые дан этический анализ различных ракурсов понимания телесности в современной философии, в связи с чем было продемонстрировано различие в методологических подходах к исследованию телесности, с особым акцентом на экзистенциальной («быть телом») и функциональной («иметь тело») методологических программах. Рассмотрены этически неоднозначные тенденции в связи с либеральным осмыслением феномена телесности (в контексте тендерных и биоэтических исследований), раскрывающих этос жизни современного человека и задающих формирование идентичности современного человека как деятельного автономного существа, свободно распоряжающегося своим телом.

Апробация исследования Практические результаты диссертации обсуждались на аспирантском методологическом семинаре, были изложены в ряде опубликованных статей и тезисов докладов конференций: Православие и нравственность-2006, Ломоносовские чтения - 2006: Россия в ХХІ-м в. и глобальные проблемы современности, VII Всероссийского Образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с участием «Глинских чтений» в 2006 г., ХШ-й Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» - 2006, на Ломоносовских чтениях- 2007 в МГУ им. М.В. Ломоносова, на конференции «Экстремизм как социально-философское явление», проходившей в Орловском юридическом институте МВД России в 2007 г., конференции «Конструирование человека» (Томск, 2007), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008», биоэтические аспекты диссертационного исследования обсуждались в Международной летней школе «Гуманизм, биоэтика и

человеческое поведение» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008) и на Конгрессе «Биоэтика и права человека» (Казань, 2008).

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Обоснован тезис, согласно которому различия в отношении к феномену телесности в контексте традиционной и современной моральной философии могут быть истолкованы как результат смещения акцентов в современной философии с духовно-телесного дуализма к устранению или размыванию понятия души путем подмены его биологическими составляющими (нейронами, генами). Результатом этого смещения становится потеря самобытности морали, которую она обретала в классической философии на пути отмежевания от телесного как природного, не выражающего сущность человека.

  2. Представлена аргументированная интерпретация самопонимания современного человека как автономного существа, особенностью которого является представление о собственном теле как предмете непрестанной заботы о себе, экстернализированного, (в отличие от души) материала для совершенствования и смыслообразующего фактора существования. Результатом подобного самопонимания является дегуманистическая тенденция в современной культуре, характеризующаяся отказом от служения этическому долженствованию и стремлением реализовать свою автономию в эстетическом гедонистическом образе жизни.

3.Обосновано положение, согласно которому современный субъект морали находится в состоянии поиска самого себя, стимулируемый к самопознанию противоречием между политически и экономически ангажированным конституированием автономии, с характерными для него акцентами на «раскрепощении» своей чувственности и развивающимся жестким нормированием телесности со стороны дисциплинарных институтов, а также трансформацией отношения к ней в контексте развития информационных и нано - технологий. Параллельные тенденции

уничижительного отношения к телу и наличие гипервнимания к нему демонстрируют конфликт в ценностном основании современной культуры.

4. Проанализирована и интерпретирована многовариантность
способов конституирования субъективности, а также разделение
целостности морального поведения и наличие перекрестной идентичности
современного человека: как потребителя (тело, взятое в аспекте
вседозволенности) и производителя (тело инструментализируемое в
процессе деятельности, в рамках которой происходит «сублимация»
телесных желаний, их отчуждение в сферу производства), что
характеризует изоляционизм гедонистической и аскетической этик в
микросоциумах (дома, работы), разделенных и одновременно
обменивающихся в сферах производства и потребления.

5. Сформулировано положение, согласно которому тенденции
обобществления телесности (через идеологию, дисциплинированис,
применение психофармакологических средств) противостоит личностный
поиск «стратегий аутентичности», направленных против
инструментального воздействия социума (через перверсивное телесное
поведение, эстетизацию образа жизни, языковую деконструкцию и т.д.).
Однако многовариативное «бунтарство» в культуре с отсутствием
ориентации на поддержание традиционной морали и традиции вообще
воспринимается в качестве нормы, повседневности. Отрицание как
творческий акт превращается в таком случае в способ культурного
конформизма.

6. Осуществлен анализ проблемы соотнесения эстетического
преобразования собственной телесности с преобразованием,
совершенствованием в личностном плане, который позволяет сделать
вывод о том, что субъект, оформляющий свою телесность в соответствии с
изменчивыми эстетическими законами, задающимися в современном мире
тенденциями моды, игры, живет под знаком тотальной преходящести

существующего. Релятивизм в репрезентациях телесности по инерции начинает переноситься на глобальное восприятие жизни, на понимание себя живущим в мире без опоры, без этики.

7. Сделан вывод о том, что потеря современной западной культурой репрезентации тела как Целостности, демонстрирующее вступление в «посттелесную» эпоху, и вместе с тем сохранение универсальности принципа целостности на концептуальном уровне (в биоэтике, правовых документах) указывает на незавершенность процесса формирования самопонимания современного человека.

Практическая значимость исследования

Материалы диссертационного исследования могут найти применение при чтении курсов по истории философии, этике, прикладной этике (биоэтике), философской антропологии, при проведении социологических и культурологических исследований.

Структура работы - диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, что отражает авторский замысел раскрыть феномен телесности по трем основным направлениям, обозначенным выше и образующим отдельные главы, вследствие чего был представлен широкий историко-философский обзор представлений о телесности и исследованы основные методологические принципы анализа проблематики телесности (1-я Глава), а также рассмотрены этические аспекты социальной канонизации телесности (2-я Глава) с акцентом на специфических характеристиках половой морали и этической проблематике тендерного анализа и дан развернутый анализ проблематики телесности в биоэтическом дискурсе. (3-я Глава). В заключении освещаются результаты исследования.

Похожие диссертации на Этические аспекты в современных философских дискуссиях о телесности