Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен города в духовном мире человека Горнова Галина Владимировна

Феномен города в духовном мире человека
<
Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека Феномен города в духовном мире человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горнова Галина Владимировна. Феномен города в духовном мире человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Омск, 2005 150 c. РГБ ОД, 61:05-9/561

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Объективная реальность города 11

Глава II. Город в объективированных формах духовности 35

1. Идеалы городской культуры 36

2. Городская мифология 54

3. Урбанистические метафоры 75

Глава III. Субъективная реальность отношения человека к городу 97

1. Переживание города 97

2. Соразмерность города и человека 117

Заключение 137

Библиография 140

Введение к работе

Актуальность исследования. Для последних десятилетий характерен стремительный рост городского населения. Только в период с 1950 по 1990 гг. численность городского населения мира выросла более чем в три раза и сохраняет тенденцию к дальнейшему значительному росту. Процесс урбанизации является весьма актуальным предметом научных исследований. Активно изучаются его социальные, экономические, демографические, экологические аспекты. Наряду с ними весьма актуальным, хотя и малоисследованным, является духовный аспект урбанизации, те изменения, которые урбанизация вносит в духовную культуру.

Исследование жизни человека в городе органично включается и в круг философско-антропологических проблем, объединенных стремлением к осмыслению человека в его целостности. В полном объеме эта задача заведомо неразрешима. Человек слишком сложен, а потому философское знание о нем неизбежно оказывается "дробным": человек изучается как субъект познания, субъект социального действия и т.д. Одним из продуктивных способов философского "собирания" человека является изучение его взаимоотношений с объектами, в которых качество человечности обнаруживает себя наиболее полно и "сущностно". Именно таким объектом является город.

Как бы ни расширялось и ни усложнялось знание о человеке, остаются неопровержимыми и эвристичными простые, общеизвестные идеи: во-первых, человек - существо активное, деятельное, склонное к целенаправленному преобразованию среды обитания; во-вторых, человек - существо социальное. В феномене города обе эти идеи явлены со всей возможной полнотой, представлены в предельной форме. Город является результатом и объектом творческой деятельности человека. Более того, в нем сосредоточены практически все виды деятельности. Так как деятельность носит совместный характер, является со-деятельностью, город выступает квинтэссенцией социальности. Поскольку же любой реальный город является не только объектом приложения сил его жителей, но и овеществленным результатом

4 деятельности прошлых поколений, он обладает способностью "воздействовать" на человека, причем, не всегда позитивно. Поэтому в городе реализуется в полном объеме еще одна общеизвестная идея: человек - существо не только активное, но и страдающее. Город дает человеку свободу, но и ограничивает ее, диктует человеку, как следует жить.

Материальная жизнь города исследуется многими конкретными науками. То же самое можно сказать и о духовной жизни города в ее отдельных аспектах. Что же касается отображения целостного феномена города в духовном мире человека, то это законный предмет философского исследования. Осмысление и переживание города, в конечном счете, является одним из путей самопознания человека.

Степень разработанности проблемы. Философская мысль со времен античности обращалась к феномену города. Идеальный город и, соответственно, идеал городской жизни подробно исследовался в трудах Платона, Аристотеля. Обращение к проблемам полиса характерно и для школ софистов, киников, стоиков. Антифонт, Гиппий, Теофраст, Диоген Синопский, Псевдо-Гераклит, Кратет, Телет, Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека рассматривали различные аспекты городской жизни. Цицерон, Квинтиллиан считали, что связь человека с городом является определяющим условием его цивилизованности и характеризует меру его развития. В средние века Блаженный Августин и Аль-Фараби разрабатывали концепции идеального города, в Новое время - Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон представили свои утопические проекты.

В исторической литературе проблемы городских поселений периода античности, средневековья, Нового времени и перехода к индустриальным городам, нашли свое отражение в исследованиях Ю.В. Андреева, Г.С. Кнабе, Г.А. Кошеленко, Е.М. Штаерман, А.Я. Гуревича, В.И. Рутенбурга, В.И. Кузищина, А.А. Левицкого, Е.С. Голубцовой, А.Я. Ястребицкой.

Ряд теоретических изысканий был посвящен индустриальным городам, их специфике и истории формирования. Социально-экономические аспекты,

5 политико-правовые и хозяйственные отношения освещались М. Вебером, В. Зомбартом, Г. Зиммелем. Понимание города как социокультурной реальности нашло свое отражение в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, историко-социологический подход характерен для Ф. Броделя, Л. Мамфорда. В постиндустриальный период получила развитие теория мировых городов в трудах Дж. Фридмана, П. Тейлора, П. Маршана, И. Самсон и др.

Утопический "комментарий" Нового времени к античным теоретическим построениям в наиболее выразительной форме нашел свое воплощение в архитектурно-градостроительных концепциях начала прошлого века. В них сама форма города, его функции определяют пространственно-временное распределение человеческих действий, задают вполне определенные отношения города и горожанина. Это разработано в конструктивистских проектах Т. Гарнье, Ле Корбюзье, Н.А. Милютина, и в органических концепциях Э. Говарда, П. Геддеса, А. Гликсона, Г. Райта, Ю. Энвина.

Жесткая заданность городом человеческого поведения привела к кризису функционализма и конструктивизма. Им на смену пришел либеральный средовой подход с общегуманитарной установкой. Город рассматривается как особый тип обитаемой среды и особая форма бытования культуры, способствующая установлению отношений гармонии между личностью и внешним миром. Архитектурно-градостроительные, искусствоведческие разработки этого подхода содержатся в работах К. Линча, А.В. Иконникова, В.Л. Глазычева, А.Э. Гутнова, А.Г. Раппопорта, Ч. Дженкса и др. Общекультурными дефинициями средового подхода являются: городская среда, городская культурная среда, образ среды в сознании горожан и в искусстве. Они разрабатывались В.Л. Глазычевым, Э.А. Орловой, Г.З. Кагановым, М.С. Каганом, З.Н. Яргиной, Э.В. Сайко. Семиотический подход к городу и к проблемам отношения человека со знаковой средой представлены в работах Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, трудах тартусской школы, статьях Р. Барта, У. Эко.

Комплексные урбанологически-социологические исследования,

анализирующие образ жизни городского населения, черты пространственного поведения горожан, зависимость бытия горожанина от городского простраства, особенности городского сознания, общения, социально-психологической мобильности представлены в работах Л.Б. Когана, О.Ы. Яницкого, В.В. Колбановского, Е.Н. Заборовой, Т.М. Дридзе, С.А. Макеева, СВ. Матяша.

Особенный интерес вызывает направление, разрабатываемое в произведениях И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, В. Ли, П. Вайля, представляющее собой органичный синтез путевых заметок и культурологических изысканий. В рамках этого направления начинается систематическая разработка субъективного образа города, что в перспективе позволяет объединить различные направления исследования урбанистических процессов, рассмотреть их в "едином масштабе" живущего в городе человека. Бытие города в духовном мире человека и составляет проблему исследования. Она может быть представлена в виде вопроса: что есть город в духовном мире человека? Речь идет не об отображении отдельных фрагментов города и городской жизни, а именно о городе в его целостности.

Цель исследования заключается в выявлении основных форм, которыми город представлен в духовном мире человека и, соответственно, теоретическое описание содержательных аспектов феномена города в его духовном качестве.

Задачи исследования:

1. Выделить основные аспекты городской реальности как предмета
духовного освоения.

  1. Установить объективированные формы духовности, в рамках которых человек стремится выразить сущность города.

  2. Теоретически описать эти формы, дать их первичную классификацию.

  3. Очертить фрагмент человеческой субъективности, детерминированный жизнью в городской среде.

  4. Найти объективные и субъективные основания гармонии человека и города.

Методологическая база диссертационного исследования. Для решения
поставленных задач использовались следующие методы и подходы: во-первых,
диалектический метод в качестве общей методологической основы
диссертации, позволяющий постигать неоднозначность и противоречивость
городского бытия в целом и сложность взаимоотношений города и горожанина
в частности. Во-вторых, междисциплинарный подход, позволяющий
использовать теоретические и практические положения психологии,
социологии, филологии, искусствоведения, архитектектурно-

градостроительные концепции для решения задач данного исследования.

Теоретическую основу диссертации составили источники, подробно или фрагментарно освещающие городскую проблематику, взаимоотношения человека с городом, отдельные стороны человеческого бытия, включенного в контекст городской жизни.

1. Произведения классической философии, полностью посвященные
городу и горожанам, в которых разрабатывается проект идеального города и
содержится критика устройства реального города. (Платон, Аристотель,
Августин, Аль-Фараби, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла); произведения, посвященные
конкретным городам (Г. Зиммель, В. Беньямин); а также труды философов, в
которых есть фрагментарное обращение к теме города (Эпиктет, Марк
Аврелий, Сенека, Ф. Гвиччардини, Б. Паскаль, И. Кант, А.Н. Уайтхед, Л.П.
Карсавин, X. Ортега-и-Гассет, М. Элиаде, Р. Барт, Г. Померанц, Д.М. Федяев,
Б.В. Марков, В.М. Розин, В.А. Подорога, В.И. Красиков).

2. Идеи экзистенциальной философии, в которых нашли свое истолкование
отдельные аспекты человеческого бытия: природа переживания,
устремленность к смыслу, диалогичность существования (М. Хайдеггер, К.
Ясперс, М. Бубер, О.Ф. Больнов, Н. Аббаньяно, В. Франкл, Э. Фромм, М.М.
Бахтин); некоторые положения экзистенциальной психологии (Ф.Е. Василюк,
Д.А. Леонтьев).

3. Архитектурно-градостроительные и искусствоведческие концепции
средового подхода (К. Линч, А.В. Иконников, В.Л. Глазычев, Г.З. Каганов, Г.Б.
Забельшанский, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, З.Н. Яргина).

  1. Социологическая литература, исследующая антропологические стороны процесса урбанизации (Л.Б. Коган, О.Н. Яницкий, В.В. Колбановский, В.Д. Патрушев, Е.Н. Заборова, Т.М. Дридзе, Н.Г. Канклини).

  2. Классические и современные произведения художественной литературы русских и зарубежных авторов, представляющие "свидетельства" эмоционального восприятия, переживания, осмысления человеком своего отношения к городу (М.А. Булгаков, А.А. Блок, А. Белый, И.А. Бродский, П. Верлен, Т. Вулф, У. Фолкнер, Ш. Андерсон, Х.Л. Борхес, Г.Г. Маркес, Э. Юнсон, И. Кальвино, К. Абэ и др.); а также филологические работы, анализирующие эти тексты (Ю.И. Левин, В.Н. Топоров, М.С. Уваров, Т.А. Мегирьянц, Е.Б. Келебай, и др.).

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту:

1. Выявлены основные аспекты городской среды и жизнедеятельности
человека в городе, представленные в духовном мире человека: город как сфера
деятельности, как "гуманитарная" и вещная среда индивида, как культурная
среда ("культурный слой").

2. Установлены объективированные формы духовности, которыми
выражаются сущностные характеристики города: городской идеал, миф,
метафора.

  1. Дано теоретическое описание городского идеала как единства идеала города и идеала горожанина. Установлено, что городской идеал по сути является идеалом социума и человека в его социальном качестве.

  2. Проведен анализ наиболее типичных городских мифов, и на его основе разработана их первичная классификация, выделены три основные вида: урбогонические мифы, городские этиологические мифы, городские эсхатологические мифы. Установлено, что городские мифы отчасти

9 раскрывают идеал человека в его социальном качестве, отчасти - в творческом качестве. Показано влияние мифа на формирование городской идентичности.

  1. Установлено, что стремление человека к краткому и лаконичному выражению сущности города реализуется в форме урбанистической предельной метафоры. Выделены два класса метафор: механические и органические. На основе исследования урбанистической метафорики показано, что конечной целью человека, творящего среду, является приближение к целостности живого организма.

  2. Показано, что субъективная реальность отношения человека к городу выступает в форме переживания, а в пределе реализуется в чувстве соразмерности города и человека.

7. Установлено, что исследование переживания человеком городской
реальности органично связано с гносеологической традицией сенсуализма — с
тенденцией углубления и расширения содержания понятия опыта.

8. Соразмерность города и человека конкретизирована в понятиях смысла,
диалога, творчества.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:

во-первых, проведенная работа может быть использована для прояснения социокультурной, антропологической проблематики, связанной с исследованием городского бытия;

во-вторых, возможно применение результатов исследования для решения некоторых практических проблем психологии;

в-третьих, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов по социальной и культурной антропологии, философии культуры в соответствующих разделах, а также при чтении спецкурса по городской антропологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на межвузовском аспирантском семинаре кафедры философии ОмГПУ, были изложены в ряде публикаций и выступлений на

10 следующих конференциях: на международной конференции "Четвертые Шпетовские чтения: Творческое наследие Г.Г. Шпета в контексте философских проблем формирования историко-культурного сознания" (ТГУ, Томск, 2002); межвузовской научной конференции "Реальность. Человек. Культура" (ОмГПУ, Омск, 2002); I межвузовской научной студенческо-аспирантской конференции "Человек - Общество" (ОмГТУ, Омск, 2003); всероссийской научной заочной конференции "Рациональное и иррациональное в русской философии" (БГПУ, Барнаул, 2003); межвузовской научной конференции "Реальность. Человек. Культура. Константы и универсалии" (ОмГПУ, Омск, 2003); международной конференции "А.С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист" (Литинститут, Москва, 2004); всероссийской коференции "Провиденциальное жизнетворчество А.С. Хомякова" (МИКХиС, Москва, 2004); межрегиональной конференции "Человек в пространстве мифов" (ОмГПУ, Омск, 2004); международной научно-практической конференции "Социальное и культурное пространство города" (СПбГУ, СПб, 2004); всероссийской научной конференции "Семантическое поле культуры" (ОмГПУ, Омск, 2004); межвузовской научной конференции "Реальность. Человек. Культура" (ОмГПУ, Омск, 2004).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Текст исследования изложен на 150 страницах. Список литературы включает 288 наименований.

Объективная реальность города

К настоящему моменту сложилось множество определений города. Город характеризуется как "крупный населенный пункт; административный, торговый, промышленный и культурный центр"1; как "место, приспособленное для общежития социальной группы сложного характера, внутренне дифференцированной и получившей определенную правовую форму"2; как "искусственно созданная, социально преобразованная, отличная от природной среда обитания людей" и др. В разных подходах: статистическом, административно-правовом, социально-экономическом, формационном, средовом - акцент в определении делается на ведущих для этих подходов дефинициях, и по отдельности эти определения не дают возможности получить представление о целостности города, о его сущности.

Настоящее диссертационное исследование не ставит перед собой цели дать исчерпывающее определение города, что само по себе, наверное, и невозможно. В исследовании будет рассматриваться город прежде всего в его отношении к человеку. Целью исследования является отображение целостного феномена города в духовном мире человека, поскольку в духовном мире человека город существует как феномен во всем своем многообразии, как явление, которое, как известно, богаче сущности, так как включает в себя помимо основного содержания, существенных связей еще и особенные, индивидуальные черты, всевозможные случайные отношения, динамическую изменчивость.

Духовный мир в данном исследовании понимается как интегративное нематериальное начало, объединяющее воедино мышление, сознание, волю, чувства, переживания, воображение, интуицию человека. Человеку в его деятельности и познании противопоставлена объективная реальность города. Материальная действительность города во всех ее формах и проявлениях влияет на жизнь человека и является предметом духовного освоения. Все аспекты городской жизни так или иначе входят во внутренний мир человека.

Для человека город, прежде всего, среда обитания, созданная его творческой деятельностью, и, одновременно, оказывающая на него влияние. Эти стороны отношений человека и города фиксирует средовои подход. Средовои подход зародился в семидесятых годах прошлого века в профессиональном сообществе архитекторов, которые разрабатывали новые концепции архитектурного и градостроительного проектирования, затем был востребован социологией.

Методологической базой этого подхода является философия жизни, которая, в свою очередь, опирается на биологию и антропологию. Однако ни в одном из диссертационных исследований, разрабатывающих урбанистическую проблематику, философия жизни не указывается в качестве методологического основания. Например, Ю.В. Лобанова пишет, что "в философском осмыслении жизнеспособная городская среда есть форма существования, возникшая в результате непрекращающихся разнонаправленных выбросов специфически-человеческой энергии, которая не исчерпывается понятием "деятельность", так как данная среда, какова бы ни была степень ее рукотворности, формируется всем существом человека, включая его биологическое начало (со всей присущей последнему областью бессознательного)"4. Жизнеспособность, выбросы энергии (ср. "жизненный порыв"), биологическое начало - понятия, разрабатываемые философией жизни.

Городская среда - центральная категория средового подхода, именно в соотношении с ней рассматриваются все процессы, протекающие в городе. Научный статус понятия "городская среда" был обоснован В.Л. Глазычевым5. Он также определяет городскую среду как отношение "преломленности социальной среды в теле города, к его предметно-пространственной структуре" . Э.А. Орлова ввела в научный обиход понятие городской культурной среды7.

Городская среда представляет собой сложное комплексное образование, сформированное взаимодействиями и взаимовлияними природной, техногенной и социальной среды. Ее основные черты - максимальная насыщенность, разнообразие вещно-предметного мира и концентрированность, интенсификация социальных процессов.

Городская среда, в которой опредмечиваются результаты социальной активности, предоставляет человеку широкий спектр возможностей для деятельности. Сельская среда располагает их более ограниченным набором. В деревенском типе поселений жестче задается определенный стиль жизни, выбор рода занятий, пространства общения, уровень бытового комфорта. Из имеющихся в наличии возможностей для деятельности горожанин может использовать лишь некоторую часть, это зависит от степени урбанизированности личности. Даже если человеком эти возможности используются в незначительной мере, само их наличие порождает сознание свободы. Город предоставляет жителям и более комфортные условия существования, более разнообразную сферу досуга, и, в силу специфики разделения труда, больше возможностей для продуктивного использования горожанином свободного времени, что также добавляет ощущение свободы. Но в повседневной жизни город привлекателен еще и потому, что содержит широкий спектр возможностей для развлечений и рождает ощущение "легкой" жизни.

Притягательность города по-разному воспринимается теми, кто является горожанином от рождения, кто попал в город в силу стечения обстоятельств или же в результате сознательного стремления именно в этот город. Последний случай иной раз оказывается наиболее благоприятным для личностной и профессиональной реализации. Высокие темпы роста городского населения связаны с усиливающейся миграцией сельского населения в города. Существует также и межгородская миграция, увеличивающая число жителей крупнейших городов за счет городов малых. В. Зомбарт, описывая формирование капиталистического духа, отмечает значительную роль, которую играли массовые переселения евреев, протестантов, других эмигрантов и колонистов, и приходит к выводу, что такое социальное обстоятельство как переселение является основанием для развития предпринимательского духа8. Ф. Бродель подчеркивает, что в город в поисках лучшей жизни приходили не только наиболее энергичные, расчетливые и предприимчивые, но города также пополнялись и людьми слабыми, привлекаемыми реальными или кажущимися благами, лучшим заработком . В столичных городах противоречия миграционных процессов выражены резче, свидетельством чему могут служить, к примеру, застарелые проблемы жителей, набранных "по лимиту" на какие-нибудь производства, - "лимитчиков". Все эти люди по-разному используют возможности, предоставляемые городом: одни их реализуют, другие удовлетворяются самим фактом их наличия.

Идеалы городской культуры

Термин "культура" стал широко использоваться в европейской философии, начиная со 2-й половины XVIII века. Культура рассматривалась как важнейшая характеристика жизни общества, связанная с человеческой деятельностью, с тем, что отличало человеческое существование от животного. Накопилась колоссальная и разнообразная литература по этой проблеме. В первом приближении, культура -это "форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты" \

Деятельностное содержание культуры, направленное на воспроизводство человеческого в человеке, необходимо рассматривать через изучение производства и функционирования системы образований, задающих своеобразный теоретический уровень культуры, в качестве которых выступают знания, верования, стандарты деятельности и поведения, ценности, идеалы. Учитывая, что большей частью культура производится и воспроизводится в городе, важно изучать культурные феномены (знания, верования, ценности, идеалы, мифы и др.), связанные уже с конкретной городской средой.

Понятие "городская культура" в современной философско-социологической литературе еще недостаточно теоретически разработано. Город в целом, конечно, изучался и раньше, но культура города, ее сущность, структура, константы и инвариантное содержание, помимо изучения исторически определенных культур города, до сих пор остается мало исследованной проблемой. Еще в начале прошлого века О. Шпенглер указывал: "Факт, что все великие культуры - культуры городские, является абсолютно определяющим и в полном своем значении так и не оценен" 7.

При всей многозначности понятия культуры идеалообразование является ее неотъемлемым атрибутом, что вытекает даже из этимологии термина - в латинском слове "cultura" соединены значения: возделывания, образования, воспитания, почитания, что имеет непосредственное отношение к идеалу.

Основы современной теории идеала были заложены И. Кантом, прежде всего, в связи с проблемой "внутренней цели". Единственным существом, действующим по "внутренней цели", является человек. Идеал - это синтез теоретической и практической деятельности, он "возвышает человека над самим собой"48. Животные не имеют цели, которая могла бы быть представлена образно, соответственно, не могут иметь и идеала. Кант считает, что идеал принципиально недостижим и представляет собой только "идею" регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создаёт образ самой цели.

Г.В.Ф. Гегель полагал, что идеал является моментом действительности, что это образ человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия. "Под идеалом часто понимают мечту, но идея есть единственно действительное, а идея в качестве действительной есть идеал"49. И, в частности, идеал практического разума может быть задан в виде образа разумно устроенного государства, а не в виде неких формальных и неосуществимо-абстрактных императивных требований к индивиду.

В.И. Даль дает такое определение: "Идеал - мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта"50. А с точки зрения философии, идеал, как отмечал Э.В. Ильенков, - это "образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни - социальной, политической, нравственной, эстетической..."51.

Р.Г. Апресян отмечает, что понятие "идеал" многопланово. В общеупотребительном смысле идеал - это высшая степень ценного или наилучшее состояние какого-либо явления, индивидуально принятый стандарт; "в гносеологическом и научном смысле — истина; в эстетическом — прекрасное; в этическом смысле: в теоретическом плане - (а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном плане - (б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного идеала — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, (в) высший образец нравственной личности"52. В конечном счете, подчеркивает Д.В. Пивоваров, идеал есть "существо культуры общества или культуры индивида 03.

Особое место среди этого многообразия идеалов занимает урбанистический идеал или идеал города. Городской идеал — это единство, синтез идеала города и идеала горожанина. Идеал города выступает носителем определенного устройства города, характеризует условия и образ жизни населения, оказывается связан с определенными философскими учениями. Идеал горожанина, как правило, формируется на основе идеала города, является производным от него, и, по сути дела, является идеалом человека в его социальном качестве.

Идеал города — это всегда некая абстракция. Идеал характеризуют в основном безотносительно к какому-либо городу. Идеал города - это некое "чистое, урбанистическое" состояние. Идеал города морально нагружен. Область знания, которая продуцировала идеалы города (философия, религия, искусство), с необходимостью оказывается ."замкнутой" на этику. Как правило, мораль есть последнее основание идеала. Идеал оправдывается богами, добром, идеей - всем тем, что является своеобразным этическим материалом идеала. В ходе исторического развития городской идеал эволюционировал. Рассмотрим эволюцию городских идеалов от античного до современного.

Античная культура возникла как культура гражданской общины, развивалась как культура античного города-государства, и своего апогея достигла в период расцвета полисов. Признаками античного (греческого) полиса являются: определенным образом организованная общность людей -гражданская община; народное собрание — высший государственный орган, управляющий гражданскими институтами и воинским ополчением; уважительное отношение к земледельческому труду как способу жизни; единство граждан на основе близкого к равенству благосостояния, при котором чрезмерное богатство, как и бедность, являлось нежелательным; небольшая численность общины и обозримость территории полиса.

Своеобразие античного полиса состоит в том, что он представляет собой единство города и государства. Хотя, как отмечает Ю.В. Андреев, "абсолютного тождества между понятиями "полиса" и "государства" в древности, по-видимому, не существовало, и город все же должен быть признан наиболее характерной и органичной формой существования полисной гражданской общины на протяжении всей истории античного мира"54. Таким образом, город выступает физическим носителем, материальным телом полисной общины, одновременно выполняя защитные функции и являясь сакральным центром, поэтому понятия "государство", "город" в трудах античных авторов зачастую синонимичны.

Городская мифология

Город - явление сложное, многоликое, полисмысловое, поэтому при его изучении возникает необходимость в совокупности дополняющих друг друга различных теоретических и методологических подходов. Город как комплексное образование сочетает в себе типические и уникальные черты. Уникальность каждого города реализуется на сущностном уровне, где хранятся, вырабатываются и воспроизводятся смыслы города. Смысловое содержание города, с одной стороны, индивидуализирует его, подчеркивает его особенность, с другой стороны, фиксирует то общее, что есть у всех городов, наличие чего и делает город городом. Можно предположить, что формами осмысления сущности города могут быть урбанистические идеалы, мифы и метафоры. Эти объективированные формы взаимосвязаны: возможна трансформация мифа в идеал и идеала в миф второго порядка. Урбанистическая предельная метафора, в свою очередь, выступает синтезом мифа и идеала.

Городская мифология представляет собой один из пластов классической и современной мифологии, составляет одно из измерений городской культуры. Городская мифология подкрепляет социальный идеал, возвеличивает результаты творческой деятельности человека. Как одна из составных частей мифологического корпуса, городская мифология имеет черты и особенности, присущие классической мифологии и выполняет аналогичные функции.

Традиционно мифология понимается как мировоззрение первобытного общества, архаических культур; способ постижения действительности; как совокупность мифов, связанных архетипическими образами, темами, сквозными мотивами. С.С. Аверинцев, А.Ф. Лосев, С.А. Токарев, Е.М. Мелетинский, ЯЗ. Голосовкер, А.Ф. Косарев и другие ученые, исследовавшие мифы и историю рационального осмысления мифологического материала, выделяли основные периоды, школы и подходы в изучении мифологии83. В рамках этих школ и подходов были описаны особенности, свойства, функции мифов, мифологии, мифологического мышления, сознания и логики. К таким особенностям относятся синкретизм как следствие невыделяемости человеком себя из окружающего мира; диффузность - неотчетливое разделение субъекта и объекта, материального и идеального, предмета и знака; превалирование конкретных эмоционально-чувственных образов; символизм, при котором одни предметы становятся знаками других; наличие особой логики, присущей мифологическому мышлению; генетизм - подмена объяснения сущности предмета или явления рассказом о его происхождении; вера в реальность мифологического содержания.

В современном мире миф утратил свою тотальность, перестал быть основной культурной доминантой, но сохранился в виде некоторого пласта, уровня, культурной составляющей. Хотя А.Ф. Косарев настаивает на том, что мифология по-прежнему является основанием любой культуры, и современной в том числе. "Она определяет тип данной культуры и тип живущего в ней человека"86.

Литература и искусство постоянно обращаются к мотивам и образам античной и библейской мифологии, писатели и художники черпают сюжеты и вдохновение из этого "первоисточника". И все длится Троянская война, все скрывается чудовище в лабиринте, и Одиссей все еще возвращается в Итаку. Но не только творцы художественных произведений "обречены" на это "вечное возвращение", все люди в большей или меньшей степени в своих снах, мечтах, воспоминаниях и фантазиях возвращаются к истокам, первоначалу. Иногда это сны о возвращении в город детства и воспоминания о том времени, "когда деревья были большими", а мир за порогом огромным и неизведанным. М.Элиаде писал: "Земля родины всегда принадлежит сакральной географии. Для тех, кто уехал, город детства и отрочества непременно обращается в мифический"87. Порой предпринимаются попытки осуществить этот ритуал возвращения наяву. "Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухших желез" (О. Мандельштам), и очень часто от столкновений идеальных представлений с действительностью возникают боль и разочарование: "Вот и вернулся а меня выходит не ждали //Город вырос перерос меня вымахал //Девочка состарилась //Время схлынуло //Улица насквозь знакомая //Меня и в упор не видит //Как будто в шапке я невидимке //Или же после смерти вернулся" (Г. Гринберг) .

Исследователи традиционно выделяют разные виды мифов: мифы творения, космологические, солярные, астральные, лунарные, календарные, этиологические, эсхатологические, героические, близнечные и т.д. Условно, для обобщенного анализа, их можно разделить на три большие группы: космогонические — мифы творения и дополняющие их космологические, которые описывают законы этого сотворенного мира; этиологические — со свойственным мифу генетизмом объясняющие сущность вещи ее происхождением; эсхатологические — мифы, повествующие о конце всего сотворенного. Эта группа мифов появляется только в развитых мифологиях и остается относительно немногочисленной. Космогонические и этиологические мифы повествуют о случившемся в прошлом, о событиях, произошедших в начальных "сакральных" временах. Вектор времени эсхатологических мифов направлен в будущее.

Городская мифология является частью классической мифологии и развивается по тем же законам. Городская мифология — это совокупность мифов об основании городов и их гибели, о деятельности культурных героев, связанных с городами, о богах-покровителях, об особенностях и отличиях городов, о городских жителях и т.д.

Как любая мифология, она имеет диахронический и синхронический план. Диахронический аспект представлен легендами и преданиями, связанными с реальной или фантастической историей города. Синхронический аспект проявляется в функционировании мифов в городском сознании. Диахронический аспект выражен ярче, так как он является отголоском того времени, когда мифология была основной доминантой духовной культуры. Синхронический аспект относится к современности, где мифологическое мироощущение представлено только фрагментарно. Некоторые исследователи городских мифов выделяют еще и панхронический аспект, который "схватывает" некую неизменность, тотальность, вневременность, присущую мифологическому объекту. Примерами таких мифологем могут служить "вечный Рим", в который ведут все дороги, "вечный Петербург"89. Можно предположить, что панхронический аспект в большей или меньшей степени присущ всем городским мифам, поскольку через них проявляется сущность города как такового, являющегося, как правило, средоточием путей. "Труды глупца его утомят, потому что не знает он дороги в город" (Эккл. 10:15).

Переживание города

Исследования переживаний занимают достойное место в классической философской традиции. Собственно термин "переживание" употребляется редко, но его содержание присутствует в гносеологических исследованиях, что связано с тенденцией расширения и углубления понятия опыта. Само слово "переживание" появилось только в XIX в., но его значения раскрывались другими понятиями: страсти, аффекты и др . Тема аффектов активно разрабатывалась стоиками, Декартом, Спинозой, Юмом. Б. Спиноза, в частности, выделял у переживаний онтологический аспект и подчеркивал необходимость их изучения: "(аффекты) вытекают из такой же необходимости и силы природы, как и остальные отдельные вещи; и поэтому они указывают на известные причины, при помощи которых они могут быть поняты, и имеют известные свойства, столь же достойные нашего познания, как и свойства всякой другой вещи"151. Антропологический дискурс переживаний предпринимался в попытке понять человека в его целостности и полноте. В гносеологическом аспекте они изучались для освоения всего содержания опыта, так как переживание является одним из его базовых оснований. Для нас наиболее важным аспектом является гносеологический, поскольку мы исследуем постижение города человеком.

Гносеологическая традиция восходит к сенсуализму, в частности, Локк занимался поисками истоков человеческого знания, содержащихся не только во внешнем, но и во внутреннем опыте, затем продолжается в философии жизни, интуитивизме, прагматизме, позитивизме, экзистенциализме. Интуиция, по мысли А. Бергсона, как вид интеллектуальной симпатии, не стремясь заменить интеллект, схватывает целостность действительности, компенсируя отсутствие точности непосредственностью. Интуиция нелогична, как нелогична симпатия, любовь. Алогичность не мешала Л. Фейербаху подчеркивать значение любви именно как понятия гносеологии: "Чего мы не можем полюбить, того нет," — и отмечать важность переживания в познании — чувство необходимо, так как оно обнаруживает сам предмет познания. В. Джемс указывает на важность непосредственного опыта и знание рассматривает как то, что проводит нас от одной совокупности переживаний к другой, и в непосредственный опыт кроме чувственного опыта включает разнообразные эмоциональные и волевые сознательные импульсы, различные недифференцированные полусознательные и подсознательные психологические акты152.

А.Н. Уайтхед считает, что объем понятия "опыт" должен быть расширен за счет включения в него "забытых уровней чувства", потому что именно в таком опыте, в переживании проявляется жизненная связь субъекта и объекта, без постижения которой невозможно дальнейшее познание действительности. Также он указывает на связь чувствования с высказываниями. По его образному выражению, высказывания образуют "приманку для чувствования" и могут приводить к новым перцептивным прозрениям, которых нельзя достичь на основе лишь чувственных данных. "Высказывания - это каналы, посредством которых в универсум вливается новизна"153.

Х.-Г. Гадамер акцентирует внимание на двусторонности понятия переживания, с одной стороны, оно является последней данностью и основанием всякого познания, с другой стороны, оно неотделимо от самой жизни, так как включает человека в ее тотальность154.

Переживание наиболее полно отражается не философией или психологией, а художественной литературой. "Сущность человека покоится в языке"133, а субстанция литературы - язык и речь. В афористическом определении М. Хайдеггера языка как дома бытия говорится, что "в жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты - хранители этого жилища"156. Они своей речью, одновременно, осуществляют открытость бытия и указывают на укорененность человека в бытии. Д.М. Федяев отмечает способность русской классической литературы "дать читателю переживание бытия, живое впечатление приобщения к нему" , и называет эту способность бытийным импрессионизмом. Первичная рефлексия переживания: называние явления, описание, указание на многозначность, нахождение многообразных смысловых связей, - выполняется художественной литературой, так как сам процесс переживания не опосредуется понятийно, дальнейшим познанием занимаются психология и философия.

Переживание - это "непосредственное внутреннее схватывание явления"158, душевное состояние, эмоциональная напряженность которого превращает его в событие внутренней жизни человека, особый тип/форма активности, возникающая в критических жизненных ситуациях и ведущая к преобразованию внутреннего мира индивида.

В. Дильтей выделял переживание как конечную единицу созниния и подчеркивал, что "всякое переживание, как заполняющее какой-нибудь момент нашего существования, сложно"15 , поскольку в нем сплетены восприятие, представления, воспоминания, желания, волевые действия. Основными свойствами переживания являются: нерасчлененность субъект-объектных отношений при доминировании субъектного полюса; единство аффекта и интеллекта (эмоциональной и ценностно-смысловой составляющей); эмоциональная интенсивность; сопряженность с критическими жизненными ситуациями. Важно то, что когда человек характеризует некий факт своей внутренней жизни как переживание, это указывает на укорененность этого факта в индивидуальной реальности личности .

В. Джеймс в фундаментальном труде "Многообразие религиозного опыта" наиболее полные и законченные формы религиозных переживаний находит в "человеческих документах": автобиографиях и литературном творчестве людей с развитым религиозным самосознанием . Представляется возможным воспользоваться подобным методом и для исследования субъективного отношения человека к городу, для осмысления того, как городское бытие "выговаривает" себя в текстах, а для этого обратиться к произведениям художественной литературы, в которых поэты, писатели и от собственного имени, и от лица персонажей высказывают свое отношение к городу.

Похожие диссертации на Феномен города в духовном мире человека