Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен риска: философско-антропологический аспект Пучкина, Инга Юрьевна

Феномен риска: философско-антропологический аспект
<
Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект Феномен риска: философско-антропологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пучкина, Инга Юрьевна. Феномен риска: философско-антропологический аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2005. - 167 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Понятие «риск» и содержание явления 10

1.1. Понятие риска 10

1.2. Природа риска, его основные элементы и черты 34

1.3. Взаимосвязь понятия риска с другими философскими категориями 40

1.4. Главные направления исследования проблемы риска 47

ГЛАВА II. Антропологическое измерение риска 69

2.1. Риск как взаимодействие эмоций и ценность 69

2.2. Риск в структуре человеческой деятельности 83

2.3. От индустриального общества к «обществу риска» 123

Заключение 146

Список использованной литературы 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В настоящее время актуальность научного исследования риска приобрела особую значимость в связи с происходящими в большинстве государств социально-политическими, социально-экономическими и другими видами преобразований. Техногенная сфера в XX веке имела более высокие темпы развития по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к противоположным последствиям: были получены выдающиеся результаты в электронной, атомной, космической, энергетической технике, в химии, биологии, генной инженерии, продвинувшие человечество на принципиально новые рубежи во всех сферах жизнедеятельности, но, с другой стороны, были также созданы и невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, локальной и глобальной среде обитания.

В последние десятилетия эти угрозы были осознаны под влиянием крупнейших техногенных катастроф на объектах различного назначения.

Имеющиеся достижения научной рефлексии о природе риска, его сущности, свойствах и основных элементах, ставили новые вопросы для дальнейших научных исследований. Феномен риска рассматривался с философской, правовой, психологической, политической, социологической и других точек зрения. Риск в современной философской антропологии и культурологии до настоящего времени не выделен в самостоятельную проблему.

В связи с этим видится целесообразным представить систематизацию понимания феномена риска, рассмотреть его виды, выяснить место и роль риска в структуре человеческой деятельности и жизни общества.

Исследования, проводимые на стыке наук, очень продуктивны. В связи с этим использовались социологические, политологические, юридические,

психологические, экономические знания в области изучения риска для философских обобщений.

Степень научной разработанности проблемы.

Первоначально явление риска в научном плане исследуется во второй половине XIX - го начале XX - го столетия. Этот процесс детерминировался накоплением научных знаний о вероятностном характере природных и общественных процессов. В последующем риск становится предметом исследования значительного числа конкретных наук - теории игр, вероятностей, принятия решений, психологической этики, военных, экономических, демографических, медицинских и других дисциплин.

В конце 50-х годов риск становится объектом междисциплинарных исследований, и в количественный анализ включаются данные многих наук. Но подлинный взрыв интереса к феномену риска произошел в 60 - е годы. Практически все области обществознания не обошли его своим вниманием. »:

В настоящее время концептуализация риска и разработка его изучения вызывает возрастающий интерес среди исследователей. Научная мысль проделала значительный путь в осмыслении этого феномена.

Особую ценность в философской литературе имеют работы А. П. Альгина, в них произведен целостный анализ риска. В работах общеметодологического плана О. И. Ларичева, И. Б. Новика рассматриваются комплексные междисциплинарные проблемы анализа риска.

Нами также учтен вклад в эту область, внесенный такими исследователями, как В. А. Абчук, Э. Агацци, А. Гелен, И. Касавин, М. С. Ковалева, К. Е. Омаров, Б. Н. Порфирьев, И. Пригожий, О. Ренн, А. А. Тягу нов, В. В. Шаронов и др.

Наиболее фундаментальный уровень исследования проблемы риска в

социологии представлен в работах У. Бека, А. Вилдавского, Э. Гидденса, К. Дрейка, М. Дуглас, В. И. Зубкова, Ю. А. Зубок, Н. Лумана, Д. Луптон, А. В. Мозговой, О. Н. Яницкого и др. Риск с позиций психологической отрасли знания исследовали Т. В. Корнилова, Ю. Козелецкий, В. А. Петровский, В. Д. Рудашевский, Г. Н. Солнцева и др., экономической - И. Т. Балабанов, В. М. Гранатуров, Н. В. Хохлов и др., технической - В. П. Асташкин, В. А. Владимиров, Ю. Л. Воробьев, С. П. Левашов и др.

Из юридической научной литературы, посвященной проблематике риска, можно выделить работы М. С. Гринберга, В. А. Ойгензихта. Это ряд базовых работ, от которых отталкивались все последующие исследования.

Анализ политического риска проводился в работах С. О. Беляева, А.Г. Коваленко, Г. В. Коржова, В.Ф. Лапицкого, А. П. Мельникова.

Тем не менее, обзор научной литературы позволяет сделать вывод о том, что уровень разработанности проблемы риска не позволяет говорить о завершенности существующего знания. Публикаций, посвященных теме риска, в отечественной и зарубежной литературе явно недостаточно.

Исследования этого сложнейшего феномена носят во многом фрагментарный характер, что не позволяет составить целостное представление о нем.

Систематизация и обобщение существующих работ по вопросам анализа, оценки и управления риском показывает, что в настоящее время отсутствует единое общепринятое словесное определение понятия «риск»; трактовка свойств и элементов риска неоднозначна. Разнообразие мнений о сущности риска можно объяснить тем, что риск - это сложное многогранное явление.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Основная цель работы состоит в исследовании философско - антропологического аспекта риска.

Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:

  1. Провести анализ корней и глубинного смысла понятия «риск», выявить содержание явления риска и главные направления его исследования.

  2. Обосновать деятельностную природу риска.

  3. Дать «эмоциональную» характеристику риска.

4. Рассмотреть наиболее актуальные в современном мире формы
рисковой деятельности в сравнении.

5. Обозначить проблему минимизации рисков и возможности ее
решения.

6. Провести компаративистский анализ основных концепций «общества
риска» с целью прояснения идей «общества риска».

Объектом исследования является философско - антропологическая характеристика риска.

Предметом исследования является риск как явление человеческой культуры и общества.

Методологическую и теоретическую основу исследования

составляют общефилософские и общенаучные принципы, а именно: анализа, сравнения, обобщения, системности. Исследование опирается на междисциплинарный подход к феномену риска, включающий в себя не только философское знание, но и данные социологии, психологии, политологии, экономики, правоведения. Большое значение также имеет деятельностный подход. Теоретическую основу диссертации составили классические произведения философской мысли, работы отечественных и зарубежных исследователей, изучающих проблематику риска.

Основная гипотеза исследования.

Рисковые формы деятельности являются сложным многогранным «антропологическим качеством» современного общества и человека, нуждающемся как в анализе отдельных форм проявлений этой деятельности, так и в общем, целом философско-антропологическом представлении о нем, что и пытается показать автор.

Научная новизна исследования заключатся в следующем:

дано антропологическое определение риска в рамках деятельностно -творческого подхода сущности человека;

рассмотрен риск в эмоциональном и ценностном контексте;

- представлены формы рисковой деятельности в сравнении,
показаны их взаимосвязь, различие, степень значимости для общества;

- выявлены возможности решения проблемы минимизации рисков;

- рассмотрены концепции «общества риска» в сравнении,
продемонстрирован интегративный подход, дающий возможность оценки
этих теорий. "

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Риск проявляется только в человеческой деятельности, как качественная характеристика последней, в процессе активного отношения субъектов к действительности. Деятельность предполагает риск, поскольку риск составляет важную часть творчества (Ф. В. Шеллинг). В процессе творческого преобразования окружающего мира риск становится одним из способов такого преобразования.

2. Состояние риска выступает не только как характеристика деятельности, но и как совокупность максимальных и минимальных показателей положительных и отрицательных эмоций и чувств человека.

3. Из всех форм рисковой деятельности исследование политического и

экономического рисков в современном мире является наиболее важным и актуальным, вследствие нарастающей глобализации мировой экономики, проблем военно-политической и экологической безопасности. Одним из важных условий укрепления позиций государства на международной арене является нормализация политической и экономической ситуации, которая в настоящее время в нашей стране характеризуется высокой степенью нестабильности. Глубокие знания в области методологии риска, механизмов управления им особенно важны для политиков и экономистов.

  1. Полностью устранить риск из деятельной сферы бытия человека в принципе невозможно, так как он имеет онтологическую укорененность. Возможны «уменьшение», «смягчение» риска. И важным моментом является понимание того, что для наилучшего управления рисками их необходимо осознавать, поскольку много ошибок было допущено из-за отсутствия «рискового сознания». Именно посредством рефлексии может быть достигнуто снижение вероятности неблагоприятного исхода и минимизирован риск. В современном обществе обучение пониманию рисковой деятельности членов общества является необходимостью.

  2. В современном обществе «производство рисков» преобладает над «производством благ». Этим вызвано появление концепций риска, разработанных такими известными учеными, как У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, О. Яницкий. Ученые связывают понятие «общества риска» прежде всего с индустриально развитыми странами. Но в экономически неразвитых обществах, нестабильных, где степень безопасности очень низкая, риски имеют еще больший размах. Риск превратился в «норму» повседневной жизни. Поэтому в обществе главным ценностным ориентиром становится не развитие, а его стабильность и безопасность. Задача исследователей риска заключается не в том, чтобы сильнее обострить сознание рискованности происходящего', а в том, чтобы показать обществу, как оно уже живет «с риском», как меняет к нему свое отношение.

Научно - практическая значимость работы.

Основные положения и выводы диссертации позволяют глубже и более разносторонне анализировать и оценивать риск как явление человеческой культуры и общества. Практическая значимость диссертации определяется возможностью включить полученные результаты исследования в материалы лекционных и семинарских занятий по философии, философской антропологии, психологии, социологии, в специальные курсы. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных и научно - методических пособий, а также для дальнейших научных разработок.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в 6 публикациях автора и выступлениях на научной конференции молодых ученых ВИС ЮРГУЭС (г. Волгодонск, 2002-2003 гг.). Диссертационная работа также обсуждалась на заседании кафедры философии, культурологии и теологии Ростовского государственного педагогического университета.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы из 294 наименований. Общий объем
диссертации 167 страниц.

Понятие риска

Понятие «риск» сегодня - без преувеличения одно из самых популярных и употребляется во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время оно используется намного чаще, чем даже 5-10 лет тому назад. Содержание этого понятия охватывает столь различные области жизни человека и общества, что трудно выделить те из них, в которых не было бы риска.

Когда инвесторы покупают акции, хирурги делают операции, инженеры проектируют мосты, предприниматели начинают новое дело, политики выставляют свои кандидатуры на выборах, риск оказывается их неизменным партнером. С риском сопряжены труд и отдых, спорт и быт, творчество и изобретательство, научно - технический процесс и прогнозирование. Элементы риска содержатся в таких профессиях, как летчик - испытатель и конструктор новой техники, водолаз и монтажник -высотник, пожарный, водитель и др.

Всем известны такие выражения, как: «Кто не рискует, тот не выигрывает», «Риск - благородное дело», «Без риска нет бизнеса» и т.п. Многие считают, что «серьезных начинаний без риска не бывает» и «большой риск - большая выгода». Вместе с тем выражения «рискованный шаг», «рискованное мероприятие» содержат явный оттенок неодобрения. Популярностью пользуются рекомендации и указания «избегать риска» и «сводить риск к минимуму».

Разобраться, что такое риск, очень важно. Опыт человечества свидетельствует,: тот, кто умеет вовремя рисковать, оказывается в большом выигрыше. Вспомним отважных полководцев, решительных политиков, предпринимателей и инженеров. Во многих случаях решение, сопряженное с риском, оказывается неизбежным. Необходимо, конечно, сделать все, чтобы уменьшить нежелательный риск, но если действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться расчетливо рисковать, овладев наукой и искусством риска. Научный анализ дает возможность провести четкую границу между оправданным и неоправданным риском, а, значит, воспользоваться теми преимуществами, которые способен дать обоснованный риск.

Освоение методов оценки риска и контроля над ним является одной из главных особенностей нашего времени, отличающих его от более ранних эпох, когда люди, сталкиваясь с проблемой выбора, принимали решения без четкого понимания риска. Сегодня наше понимание риска позволяет принимать решения, используя рациональные методы, а не полагаться на суеверия и традиции.

Важно отметить, что проблема риска выходит на первый план в обществах переходного развития, динамичных состояниях общественного, индивидуального бытия и сознания, когда кардинально рушится старое, и закладываются основы нового, неизведанного, часто неопределенного [36, с.19].

«Понятие риска становиться центральным в обществе, которое прощается с прошлым, с традиционными способами деятельности, которое открывается для неизведанного будущего» [63, с. 109]. Это утверждение относится в равной мере как к риску в институционализированной среде , так и в других сферах.

В связи с нестабильностью для нынешней российской действительности проблема риска не является чем - то вторичным, прикладным. Поэтому знание, определение понятия «риск» имеет особое практическое значение.

Отметим, что обобщающих, достаточно глубоких исследований понятия «риск» немного. Попробуем в какой - то степени восполнить этот пробел.

В начале попытаемся выявить «присутствие риска» (зачастую косвенное) в разных исторических эпохах.

Людям с незапамятных времен приходилось иметь дело с неуверенностью относительно будущего. Перед древним человеком мир представал в хаотическом виде, в очень опасном и непредсказуемом облике, и человек пытался овладеть его таинственностью посредством религии, либо с помощью мистики.

В так называемый доиндустриальный период риск связывался с незащищенностью человека перед природной стихией, возникающими угрозами, предотвратить которые было не под силу. Отсюда и риск представляется как нечто сакральное и не подвластное человеку. На ранних стадиях развития именно природа одерживала верх над людьми, вынужденными мириться с опасностями, ниспосылаемыми извне. Враждебная среда таила в себе риск болезней и эпидемий, ураганов и землетрясений, неурожаев и голода. Судьба, рок, сверхъестественная сила, Божья воля воплощали характер взаимодействия человека с окружающей средой.

Все невзгоды и несчастья связывались с воздействием высших сил: богов, духов, демонов. Например, смерть женщины во время родов объяснялась ее беспорядочными половыми связями, а чужеземное порабощение и даже засуха - несоблюдением культовых обрядов [88, с.247]. Тема греха и кары за него прослеживается во многих древних памятниках культуры.

Природа риска, его основные элементы и черты

Для прояснения сущности риска рассмотрим его основные элементы, черты, а также выясним, каким феноменом - субъективным или объективным - он является.

Согласно [16, с.20], выделяют следующие основные элементы риска: - возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива; - вероятность достижения желаемого результата; - отсутствие уверенности в достижении поставленной цели; - материальные, нравственные и других потери, связанные с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы; - ожидание опасности, неудачи в результате выбора альтернативы и ее реализации. Отметим, что важным элементом риска является вероятность отклонения от выбранной цели. При этом возможны отклонения как отрицательного, так и положительного свойства. « Взаимосвязь указанных элементов и составляет сущность риска.

Риску присущ ряд черт, рассмотрение которых способствует пониманию его содержания. Выделяют следующие основные черты риска: противоречивость, альтернативность, неопределенность [16; 70; 159].

Противоречивость как черта риска проявляется в различных аспектах. Представляя собой разновидность деятельности, риск, с одной стороны, ориентирован на получение общественно значимых результатов неординарными, новыми способами, в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора.

Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие внедрению новых, перспективных видов деятельности, стереотипы, выступающие тормозом общественного развития, и обеспечивать осуществление инициатив, новаторских идей, направленных на достижение успеха. Это свойство риска имеет важные экономические, политические последствия, т.к. ускоряет общественный и технический прогресс, оказывает позитивное влияние на общественное мнение, духовную атмосферу общества.

Но риск также ведет к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, к тем или иным социально - экономическим и моральным издержкам, если в условиях неполной информации, ситуации риска альтернатива выбирается без учета объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение [70, с. 10].

Противоречивость природы риска проявляется в столкновении объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Например, человек, совершивший выбор, осуществляющий то или иное действие, может считать их рискованными, а другими людьми они могут расцениваться как лишенные всякого риска, и наоборот.

Такое свойство риска, как альтернативность, связано с тем, что он предполагает необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора снимает разговор о риске. Там, где нет выбора, не возникает рискованная ситуация и, следовательно, риска тоже не будет.

Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения неопределенности многообразны. Один из них связан с наличием в жизни элементов случайности и стихийности. Например, невозможно предсказать точное число пассажиров, которые воспользуются автобусом данного маршрута. Оно всегда будет случайным. Вместе с тем необходимо принимать решение о количестве транспорта, обслуживающего данный маршрут. Стихийность общественных процессов связана с наличием повседневных межличностных отношений, которые оказывают заметное и далеко не всегда предсказуемое влияние на сферу распределения [16, с.28].

Неопределенность возникает из-за наличия в общественной жизни противоборствующих тенденций, возможного противодействия социальной среды или объекта, столкновения противоречивых интересов. Проявление этого источника риска достаточно многообразно - от военных действий и межнациональных конфликтов, до простого несовпадения интересов.

Существование неопределенности связано с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах. Процесс принятия решений предполагает наличие полной и правильной информации. Однако на практике такая информация часто бывает разнородной, разнокачественной, неполной или искаженной.

Риск как взаимодействие эмоций и ценность

Люди разделяются по отношению к риску. Одни испытывают потребность в нем, другие не способны действовать в рискованных ситуациях. Теорий, дающих этому объяснение, существует достаточно много. Например, Ганс Селье, создатель теории стресса, предложил концепцию «адаптивной энергии». Ученый считает, что каждый человек от рождения имеет определенный ограниченный запас жизнеспособности, «адаптационной энергии», которую, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самореализации и осуществить предназначенную миссию, человек должен израсходовать в течение жизни.

В начале 80-х появилась гомеостатическая теория риска. Согласно этой теории, человек в своей деятельности подчиняется системе, которая осуществляет саморегуляцию риска и поддерживает его на необходимом для каждого субъекта уровне. Предполагается, что у каждого человека имеется свой, наиболее желательный для него, наиболее предпочтительный уровень риска, к которому он стремится. Например, если при вождении машины уровень риска оказывается выше желаемого, водитель подсознательно снижает его до оптимального уровня. Если ниже - идет на его увеличение [126,с.260].

Согласно «нейрогуморальной теории», существуют люди с повышенной активностью симпатической нервной системы - симпатотоники. Стимуляция симпатического отдела нервной системы позволяет снимать мышечной утомление. Установлено, что обладатели повышенной активности симпатической нервной системы имеют своеобразный обмен веществ, свойства и скорость химической реакции крови и т. д.

Симпатотоники стремятся к определенным видам деятельности, поддерживающим их активность. Политическая, предпринимательская деятельность вполне удовлетворяет симпатотоников наличием рискованных ситуаций.

Безусловно, в этих теориях много спорных моментов, но в наши задачи не входит их анализ. Попытаемся выяснить основные причины, объясняющие тягу человека к риску.

Потребность в потоке ощущений, доставляющих необходимые впечатления человеческому мозгу, является одним из важных факторов, объясняющих тягу человека к риску. Проблему «эмоционального голода» исследовал Б. И. Додонов. В своей работе [84] ученый рассказывает об эксперименте, в ходе которого люди длительный срок находились в барокамере, лишенные новых впечатлений. В итоге - их поведение отразило ярко выраженное раздражение, беспокойство. Автор отмечает, что если человека долго ничего не волновало, не тревожило, он начинает испытывать настоящий «эмоциональный голод». Как и всякая другая неудовлетворенная потребность, он имеет свое специальное эмоциональное выражение. Это чувство скуки, которое человек испытывает, когда ему нечем заняться или когда он занимается однообразной работой, не доставляющей ему необходимого разнообразия переживаний. «Эмоциональный голод» мешает нормальному развитию человеческого организма, он тягостен, и человек активно ищет ситуаций, возбуждающих чувства.

Согласно [232, с.539], эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженные субъективные окраски и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

К эмоциональному насыщению неосознанно стремятся даже жи вотные, однако лишь у людей потребность в эмоциях становится индивидуально дифференцированной и прочно связывается с процессами определенной деятельности, осознаваясь как склонность к ней. Так природная необходимость эмоций не только для ориентации организма, но и для его нормального развития и функционирования приобретает чисто человеческий статус самодовлеющей ценности [84, с.49].

В известной работе профессора психологии К. Изарда «Эмоции человека» прослеживается воздействие эмоций на функционирование организма, составлены шкалы и диаграммы объективных показателей эмоций по «импульсивности», «напряженности», «самоуверенности» и «расположенности к объекту». Полученные изначально исследователем С. Томкинсом, эти данные позволяют учесть взаимодействие эмоций в ситуации риска, когда сочетаются различные эмоциональные компоненты. Согласно дифференциальной шкале эмоций Томкинса - Изарда, в состоянии риска участвуют такие эмоции, как «радость», «страдание» и «удивление», а также самая сильная из положительных эмоций - эмоция интереса и самая сильная из отрицательных эмоций - эмоция страха.

Эмоции «интерес» многие авторы уделяют значительное внимание. К. Изард рассматривает интерес как позитивную эмоцию, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. В то же время он говорит об интересе и как о мотивации. По мнению В. Чарлзуорта и К. Изарда, интерес имеет врожденную природу. Исследователь Г. Мерфи рассматривает интерес как «жажду открытий», под которой он понимает функцию глубинных человеческих сил, являющихся творческим толчком к познанию. Следует отметить, что независимо от формулировок все ученые отмечают большое значение данной эмоции для человека.

Риск в структуре человеческой деятельности

В философской антропологии человек рассматривается как особого рода явление - существо, способное к активному взаимодействию с окружающим его миром. Механизмом этого взаимодействия является деятельность, под которой понимается «процесс раскрытия человеком своих сущностных сил, физической и духовной энергии в актах духовно-практической жизни» [69, с.90].

Производство материальных средств жизни и орудий труда явилось началом человеческой истории. Это производство представляет собой свойственное только человеку, как общественному существу, взаимодействие между живыми индивидами и жизненной материальной средой. А новый способ этого взаимодействия есть принципиально новая способность индивида совершать деятельность. В способности к деятельности состоит коренное отличие человека от всех иных живых существ, включая и высокоорганизованных животных. Животные, по сути своей, приспосабливаются к изменениям во внешнем мире, а человек изменяет этот мир, опираясь на свои знания и навыки. Его деятельность носит сознательный и целенаправленный, активный и предметный характер.

Деятельность, как свойственный только человеку особенный способ существования, является не в результате саморазвития отношений между отдельным индивидом и природной средой, а в силу развития отношений между человеческими индивидами в рамках их взаимодействия с природной средой.

Согласно [244, с. 107], деятельность - это социально - философская категория, характеризующая способ человеческого существования, творческую и созидательную активность людей по преобразованию природы и общества.

Принцип деятельности является одним из основных в современной философской антропологии. Он сформировался в философии и культуре Нового времени на почве формирования индустриальной (промышленной) цивилизации и резкой активизации социальных процессов в обществе. В это время человек характеризуется, преимущественно, как существо рациональное, способное познать и преобразовать окружающий мир. Во многих философских течениях Нового времени считалось, что высшей формой деятельности является духовная деятельность. В классическом марксизме особое внимание было обращено на практику - особого рода форму деятельности, посредством которой происходит реальное изменение материальных предметов, вещей. Марксистская философия подчеркивала основную форму практики - труд, представляющий собой орудийную деятельность, направленную на преобразование природного материала [69, с.92].

Деятельность человека всесторонне исследуется в современной философии, в психологии, социологии, политологии. Углубление в феномен деятельности - это углубление в саму сущность человека.

Будучи существом многогранным и всегда незавершенным, человек проявляет себя в разнообразных формах деятельности - трудовой, религиозной, художественной, военной, политической и пр. Посредством деятельности раскрывается природа и сущность человека, а внешний мир приводится в соответствие с устремлениями человека, его потребностями, интересами и целями. Через деятельность человеческий субъективный мир реализуется, «выплескивается» в мире объективном, внешнем [69, с.90].

В деятельности человек пытается осуществить свои индивидуальные запросы, цели, утвердить собственную власть над окружающей действительностью. С помощью деятельности человек совершенствует мир своего бытия и раздвигает его границы.

В результате человеческой деятельности, активного отношения субъектов к действительности, возникает риск. Деятельность предполагает риск, поскольку риск составляет важную часть творчества [248].

Риск обусловлен «самой сущностью творческого процесса, особенностями внедрения нового в практическую жизнь, необходимостью разрешения противоречий между вновь появляющимися событиями, процессами в обществе и старыми способами регулирования, поисками новых, еще не апробированных средств, форм и методов работы» [16, с.ЗО].

Творчество невозможно без риска, поскольку человек не идет по заранее известному пути, а создает новые идеи, наполняет старые новым содержанием. Именно в этом контексте говорят, что творчество - это шаг за пределы привычного.

Похожие диссертации на Феномен риска: философско-антропологический аспект