Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве Бочарова Ирина Анатольевна

Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве
<
Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочарова Ирина Анатольевна. Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Бочарова Ирина Анатольевна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2008.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/216

Введение к работе

Актуальность темы исследования Нарастающие темпы развития научно-технического прогресса, бурный рост средств массовой коммуникации и компьютерных технологии в последние десятилетия оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности, в том числе на процессы, происходящие в одежде Глобализация активизирует процесс "коммуникации культур", в котором одежда, эта первая материальная оболочка человека, продолжает играть существенную роль

Костюм, будучи как динамичным предметом традиционно-бытового назначения, так и формой сохранения и развития этнокультурных дифференциаций, выступает одновременно частью материальной культуры и декоративно-прикладного искусства, давно привлекая к себе внимание историков, этнографов, искусствоведов и дизайнеров С точки зрения приращения культурологического знания особый интерес представляет исследование костюма как интегрирующей информационно-функциональной структуры, как своеобразной системы символов

Необходимость научной постановки проблемы символики
одежды обусловлена, прежде всего, тем, что ее решение способно
вскрыть сущностные особенности современного бытия культуры,
интегрирующее значение взаимодействия в нем традиционного и
инновационного, устойчивого и исторически изменчивого в
поликонфессиональном и полиэтническом пространстве

Символический статус костюма как совокупности функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов на протяжении многих столетий продолжал оставаться очень высоким, обладая не только утилитарной, но и знаковой прагматикой Язык одежды, формируя внешний облик индивида, одновременно «сообщал» о его половой, этнической и религиозной принадлежности, месте его проживания, социальном статусе, профессии Возникновение символики костюма имеет объективные условия и субъективные факторы, которые меняются в зависимости от места, времени и условий в историческом процессе

Костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаково-символическую систему А поскольку знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя другого предмета и используемый для получения информации о нем, то и костюм можно рассматривать как символ, и

даже как своеобразный социокод культуры В качестве кода, символа костюм представляет собой единую систему знаков, хранения и передачи информации, принимаемую всеми участниками культурного процесса Центральным в этом отношении является анализ интегрирующих смыслов «языковых выражений» костюма От решения этой проблемы в большей степени зависит выявление общего и особенного в функционировании языка костюма в процессе познания и освоения мира

Благодаря своей способности аккумулировать традиции, социально-психологические установки, эстетические запросы людей, костюм может представлять мир духовных и смысложизненных ориентиров, быт и образ жизни, словом, культурно-историческую эпоху в целом в ее основных значениях Следовательно, можно говорить, как полагал испанский философ X Ортега-и-Гассет, о своеобразной философии в гардеробе человека

Происходящее на рубеже тысячелетий осознание фундаментальной значимости общечеловеческих ценностей ни в коей мере не умаляет стремлений каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, в том числе и в одежде Несмотря на динамизм социальных процессов, их унификацию и стандартизацию, происходит повышение внимания к этническому своеобразию и трансформации духовных ценностей В этом смысле традиционная национально-этническая одежда, участвующая в процессе трансляции традиций, стереотипов поведения, является важным фактором этноидентификации и хранилищем конфессиональных ценностей и смыслов той или иной культуры

Импульсивно развивающиеся общественно-экономические условия современной жизни, новые технологии, концепции и подходы в культурологической, искусствоведческой, этнологической науке, интеграция связей с другими дисциплинами позволяют глубже оценить и обобщить исторический, современный исследовательский опыт, проанализировать специфические особенности символики костюма в контексте современных тенденций общественного развития

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема культурной символики костюма в поликультурном и поликонфессиональном пространстве исследована еще не достаточно На сегодняшний день наука о костюме еще не сложилась, поэтому необходимо рассмотреть все аспекты этого уникального явления как в историко-культурологическом ракурсе, так и в многообразии и текучести современных форм

Одежда стала объектом научного исследования только в XIX веке На протяжении всего столетия, да и позднее, ее изучением в основном занимались этнографы и искусствоведы исследования которых сводились к разрозненным описаниям, зачастую не отвечающие строгим научным критериям

В определениях символики и знаковой системы существуют различные точки зрения Поэтому необходимо уточнить, что используемые диссертантом понятия, опираются на труды М К Петрова, М М Бахтина, А Ф Лосева, Ю М Лотмана, П Г Богатырева, П А Флоренского, а также на работы ряда современных зарубежных авторов, таких как Ролан Барт, Клод Леви-Стросс и другие

В отечественной литературе понятие «культура», определение ее функций в жизни общества, а также разработка вышеуказанных культурологических проблем, связанных с темой диссертации, содержатся в трудах С С Аверинцева, С А Арутюнова, М М Бахтина, А К Байбурина, П Г Богатырева, И Я Богуславской, Ю В Бромлея, А Б Гофмана, А Я Гуревича, В Е Гусева, М С Кагана, Г С Кнабе, Ю М Лотмана, М А Некрасовой, Л В Петрова, В Я Проппа, Э В Соколова и других Особенности западного и восточного костюмов исследовали такие авторы, как Т Веблен, Л П Сычев, Е Л Сычева, Н А Дмитриева, Б Берлин, Р Кайлос, Л Кибалова, О Гербенова, М Ламарова и др

Значительный вклад в изучение традиционного костюма народов России и Дагестана внесли работы отечественных исследователей-этнографов Ф О Абакаровой С С Агашириновой, М К Султановой, Г С Масловой, Н И Лебедевой, Н И Гаген-Торн, С Ш Гаджиевой, А В Гадло, Н П Гринковой, В С Зеленчука, С В Иванова, Т А Крюковой, Л А Молчановой, Т А Николаевой, Г Н Прытковой, Е Н Студенецкой, О А Сухаревой и др

Исследование опирается также на работы зарубежных философов, социологов, экономистов, культурологов, лингвистов XIX-XX вв, таких, как Т Тард, Г Зиммель, В Зомбарт, Т Веблен, Э Табло, Э Сепир, А Кребер, С Ричардсон, Г Блумер и др

Важными для изучения проблемы были и публикации этнографов, искусствоведов, специалистов в области декоративно-прикладного искусства Дагестана Гаджиевой С Ш, Булатовой А Г , Сергеевой Г А , Султановой М К Могомедова Д М

Рассматривая пути развития западноевропейского и восточного костюмов с древнейших времен по XIX в включительно, российской моды XVII-XX вв, дагестанского костюма XVI-XIX вв, автор

анализировал живописные работы соответствующие изучаемому времени (собрание ДГЭМ, ГЭ, ГРМ) Исследуя костюм второй половины XX в, исследователь опирался на фотографию и графику журналов мод исследуемого периода

Таким образом, как в науке, так и в художественной практике был накоплен богатый материал, свидетельствующий о значительной роли предметного искусства, частью которого является костюм Однако проведенный анализ научной литературы убеждает в том, что, несмотря на обилие публикаций, практически отсутствуют культурологические исследования, посвященные анализу языка костюма Костюм подробнейшим образом изучался либо в контексте материальной культуры как статичный предмет традиционно-бытового назначения и как объект хранения и развития этнокультурных дифференциаций, либо как составная часть декоративно-прикладного искусства Совершенно недостаточно внимания уделялось его информационно-функциональной структуре Особое значение в этой связи приобретает изучение воздействия на язык искусства, в том числе и костюма конкретного образа жизни людей, быта, предметов, которые их окружают, а также способов кодирования в костюме культурных смыслов информативного, эмоционального и иного содержания культурных объектов

Объектом исследования является костюм в контексте поликультурного и поликонфессионального пространства

Предмет исследования - символика костюма, знаковая функциональность одежды в контексте синхронных и диахронных, универсальных и региональных изменений

Целью диссертационного исследования является рассмотрение костюма как специфического интегрирующего феномена культуры, обладающего своеобразным языком и способами религиозного и светского кодирования, хранения и трансляции социокультурных ценностей и смыслов

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

с философско - культурологических позиций охарактеризовать сущность костюма, его происхождение, виды и функции

определить роль знаково-символической функции костюма в поликонфессиональнм и поликультурном пространстве этнокультуры

дать комплексный анализ языка костюма, раскрыть присущие ему способы кодирования и трансляции информации

провести историко-сопоставительный анализ (европейской и восточной с одной стороны и различных этнокультур, с другой стороны) символики костюма в контексте культуры

определить место и роль народного костюма в трансляции социокультурных ценностей и смыслов

выявить роль глобализации и постмодернизма в изменении символики современного костюма и их влияние на символику этнокультурного костюма

Методологическая и теоретическая основы исследования

Исследование символики костюма в контексте полиэтнического и поликонфессионального пространства культуры принадлежит к категории междисциплинарных При его проведении широко использовались данные истории, культурологии, социологии, этнологии, искусствознания и других гуманитарных наук. В диссертации применялись следующие методы сравнительно-исторический — изучение эволюции костюма и динамики его существования в системе культуры, типологический — при определении типов и видов костюма

Известно несколько различных подходов к изучению символики предметной среды метод «этнографических аналогии» Дж Фрезера, герменевтический метод, разработанный В Дильтеем — М Хайдеггером — X Гадамером, толковавший вещь как своеобразный текст в контексте культуры Указанные подходы были использованы при изучении символики костюма с учетом того, что сама одежда выступает как определенная культурно-знаковая система

Диссертационное исследование опиралось также на разработки структурно-функционального подхода, осуществленные П Г Богатыревым при исследовании функций костюма и определении их роли в социокультурных процессах Деятельностный подход позволил рассмотреть костюм как продукт деятельности общественного человека в контексте внебиологически выработанных механизмов передачи социального, культурного опыта Методология тартусско-московской и ростовской школы, и теоретические выводы Ю М Лотмана, М К Петрова, А Ф Лосева, М М Бахтина позволили рассмотреть костюм и как своеобразный культурный текст, выраженный в невербальной знаково-символической форме Такое понимание дало возможность проанализировать костюм не только с точки зрения этнографии, социологии или искусствоведения, но и как специфический культурологический феномен

Научная новизна исследования.

- на основе философско-культурологического анализа дано определение «костюма» как знака, основанного на совокупности смыслов, заданных природной, этнической, религиозной и социальной

средой, мироощущением в рамках микро и макрокосма и мировоззрением эпохи

разработана и проанализирована классификация типов и видов костюма, его функций с учетом религиозных, этнических и историко-культурных изменений

теоретически обоснована ведущая роль знаково-символической функции в процессе возникновения и эволюции костюма

дан комплексный анализ языка костюма как культурологического феномена и раскрыты основные способы его трансляции

- исследована историческая диахронная динамика символики
костюма и выявлены синхронные ее специфические особенности в
этнокультурах Кавказа под влиянием Востока, Запада и России

выявлено единичное - национально, особенное - религиозное и всеобщее - философское в символике этнокультурного костюма

показана ведущая роль народного (национального) костюма в передаче ценностей и смыслов этнической культуры

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Одежду можно рассматривать и как вещь и как символ, характеризующий ее владельца Знаково-символическая природа одежды выражена в феномене костюма Костюм с позиций структурного анализа - это система символов и знаков различной степени информативности, вызывающих соответствующие образные ассоциации в сознании людей «Прочитать» костюм как текст означает раскрыть информацию, закодированную не только в его материале, крое, силуэте, колористике, орнаментике, способах носить и комплектовать детали костюма, но и в неразрывно связанных с ним внешнем облике, мимике, выразительных позах и жестах владельца костюма В качестве элементов «языка костюма» выступают символы, знаки, приписываемые им значения и смыслы, при этом знаками выступают - цвет, декор, композиция, фактура материала Основными трансляторами «языка костюма» являются национальный обычай и мода

  2. Применение структурно - функционального подхода к исследованию костюма дает возможность определить его реальный статус в социокультурных процессах Костюм как феномен культуры не просто существует, а функционирует, действует, позволяет человеку реализовать его роли в определенной общественной среде, отражает социальную дифференциацию, этническую, религиозную, прфессиональную идентификацию, психологические особенности

личности К социокультурным функциям костюма наравне с утилитарными, биологическими, относятся социальные и эстетические, доминирующей здесь может выступать знаково-символическая функция, или несколько функций одновременно В то же время, доминирование этноидентифицирующей функции в области традиционного костюма носит не ситуативный, а фундаментальный характер, связанный с основным смыслом его существования - с постоянным взаимодействием традиционности и инновационности

3 Уже на самых ранних стадиях развития человеческого
общества одежда была не только «укрытием» для людей, но и
символизировала определенные жизненные процессы, была
ритуальным предметом Генезис знаково-символической функции
костюма неразрывно связан с такими архаичными формами
самоидентификации как татуировка, грим, орнамент По мере своего
дальнейшего развития «биологические», утилитарные признаки
костюма отступают на задний план, а ведущими становятся
социальные и символические функции, выражаемые знаками,
понятными топько определенной общественной группе людей
Возникают информативные «костюмные коды», связанные с
определенным содержанием, классовой или групповой психологией

4 Костюм как невербальный культурный текст, обладающий
специфическими способами кодирования, хранения и трансляции
социокультурных ценностей и смыслов, существует в двух
измерениях-пространственно - временном и диахронно - синхронном
Временное измерение представлено последовательной сменой
символики костюма в процессе исторического развития
Пространственный аспект охватывает сосуществование различных
символик (национальных, религиозных и т д) костюма в рамках одной
эпохи Вплоть до XVIII века развитие костюма в европейской культуре
отражало социальную и этническую дифференциацию, затем
происходит превращение костюма в способ выражения
индивидуального, внутреннего мира человека В отличие от
европейской культуры Восток сохранял в этом вопросе значительную
неподвижность и традиционализм Многочисленные примеры
символики, отличающие европейский городской костюм от одежды
народов Востока, связаны в первую очередь с регионально-
иивилизационными различиями в образе жизни и деятельности,
мироощущении, уровне развития научно-технического прогресса и
другими факторами

5 Среди всех видов костюма (народный, элитарный
(сословный), официальный, бытовой, будничный, праздничный,

домашний, рабочий, профессиональный, театральный) народный костюм занимает особое место В нем, как в фокусе, сосредоточены наиболее важные черты и особенности "народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этические идеалы, образ жизни Народный костюм не просто сообщал о человеке его национальную и региональную принадлежность, возраст и пол, костюм мог выполнять функцию престижа и магическую функцию, а в широком социокультурном контексте, внешний облик представителя этноса, одетого в костюм, выступал как его метазнак Таким образом, традиционная одежда, участвуя в процессе трансляции традиций, этнических стереотипов поведения, символики выступала и выступает важным фактором этноидентификации, носителем и хранителем смыслов и значений культуры

6 Народный костюм лежит в основе национального и религиозного костюма Народный костюм несет в себе адаптивно-адаптирующие ценности и выполняет охранительную функцию при глобализации и унификации техногенных ценностей и как следствие, вытекающее из этого, явление «мировой моды» На становление и развитие современного костюма оказала огромное влияние ситуация эпохи постмодерна На смену представлениям о прогрессивном развитии единой культуры мира, пришло ее понимание как фрагментарного феномена Костюм конца XX века обусловлен специфическими чертами эстетики постмодернизма взгляд на мир как на фрагментарную множественность, параллельное сосуществование различных субкультур и эстетических идеалов, при этом, фрагментом, цитатой в костюме могут быть различные детали, в том числе национального костюма Комбинируя цитаты, создается новый образ, где главной целью является повышенная выразительность Таким образом, костюм начала XXI века выступает как сочетание национально-уникального предшествующей и существующей на данный момент культуры, где каждый фрагмент представляет собой новую ткань, сотканную из разных цитат

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в культурологическом понимании сущности, содержания, развития и функционирования феномена символики костюма Основные наработки диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных воздействию символики костюма на человека в современных условиях информационной культуры, а так же в работах, посвященных различным типам костюма, таким, как религиозный, профессиональный, сценический, сезонный

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в понимании и «чтении» символики костюма при рассмотрении костюма в историческом разрезе и применительно к современности Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ и спецкурсов по проблемам истории костюма Они могут быть полезны и для практической деятельности художников-модельеров

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в научных и учебно-методических публикациях, а также сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории культуры ДГУ Содержание диссертации отражено в 4 публикациях, объемом 1,5 п л

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, общих выводов и списка используемой литературы, включающего 222 наименования Общий объем работы составляет 147 стр

Похожие диссертации на Интегрирующее значение символики костюма в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве