Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма Поздняков Алексей Васильевич

Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма
<
Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поздняков Алексей Васильевич. Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Тула, 2006.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/638

Введение к работе

Актуальность исследования. За последние двадцать лет значительно усилился интерес к традициям мистического Востока и не только со стороны ученых (исследователи занимаются вопросами по религиозной жизни Востока уже давно), но и людей, не имеющих к науке прямого отношения. Большой интерес, в частности, вызывают религиозные устои и культура Индии, которые связаны с распространением на Западе и в России религиозно-философской мысли индуизма, тантрической практики и йоги, буддистских медитативных техник, а также с деятельностью различных реформаторских и миссионерских движений.

Возникновение и развитие интереса, в том числе и научного, к мистике определяется глобальными проблемами и цивилизационными процессами. Радикальные изменения, происходящие сегодня на планете в сфере межгосударственных отношений, диалога культур, развития науки, образования, утверждения нового мышления и глобального сознания, представляют собой различные стороны единого процесса антропосоциотрансформации1. Доминантой наступающего будущего является интеграция всех сторон человеческой деятельности, в том числе религиозной, все более зримо проявляющих себя как аспекты единого процесса революционных изменений. Подобные процессы порождают множество дискуссий и споров вокруг возможности такой интеграции и возможности создания единого религиозного пространства. Очень часто они затрагивают эпистемологическую проблематику, связанную с научным потенциалом познания мистических состояний. Однако решение данных проблем чаще не связано с наукой.

В то же самое время, мистическую практику, и в частности медитацию можно рассматривать и с научной точки зрения. Проблема заключается в том, какой научной парадигмой следует пользоваться. Широкое распространение медитативных практик в наше время свидетельствует о том, что каждый человек способен к этому от природы. Медитирование — это естественная, врожденная способность человека. Например, непроизвольные процессы расслабления тела и ума вступают в действие всякий раз, когда возникает возможность обрести покой. Медитативные методы используют ; этот врожденный механизм расслабления и приводят его в действие. Тело и ум привыкают постепенно быть расслабленными в любой ситуации, интегрируя таким образом покой и активность.

См. Козлов В.. Майков В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное

состояние. - М: ACT, 2004. С. 22.

До недавнею времени отечественная наука исходила из того постулата, что религия является продуктом человеческого невежества, признаком "заблуждающегося разума", предрассудком, а сам религиозный опыт - не имеющим никакой ценности и значимости для человека просвещенного и образованного. В связи с этим как нечто абсурдное воспринималась и сама идея о мистической форме познания, идея о полезности мистических состояний сознания. Сегодня же происходит своеобразный "поворот" к мистицизму со стороны науки, все чаще звучаг высказывания о самоценности мистического опыта в познании окружающей действіггельностн и внутреннего мира человека Именно поэтому ряд исследователей (Григорьева Т.П., Степин B.C., Налимов В.В., и др.)2 определяют синергетику, современное направление в науке, не только как междисциплинарную, нелинейную науку, где сближаются естественнонаучные и гуманитарные знания, но и как диалог, "встречу" науки и религии, рационализма и мистицизма. Запада и Востока. Проявляя большой интерес к мистическому опыту разных традиций (в том числе буддийской и христианской), современная наука и философия пытается заново переосмыслить мистицизм, его психологические установки, философские, этические и гносеологические идеи.

Стісни раїрабоганностп темы. Теме христианского и буддистского мистицизма посвящена обширная и разнообразная исследовательская литература. В большинстве своем она носит описательный характер, т.е. излагает и анализирует основные положения религиозных учений. Например, известны труды таких авторов как К.Эррикер "Буддизм", В.И.Корнев "Буддизм - религия Востока", А.11.Кочетов "Буддизм". Весьма значительны для нашей работы труды Г.М.Іншгарда-Лсвипа, которые посвящены раннему, классическому буддизму, а также пруды выдающихся отечественных буддологов ОРозенберга ("Труды по буддизму") и Ф.И.Щербатского ("Избранные труды по буддизму")- Проблеме познания в буддистской религиозно-философской системе посвящен ряд работ другого крупного отечественного востоковеда - В.П.Андросова. В своей книге ''Буддизм Нагарджуны" он излагает и шггерпретирует основные взгляды одной из философских школ буддизма - мадхьямики и в том числе взгляды, которые касаются проблемы познания. В другой своей работе "Будда Шакьямуни" Андросов пытается показать, как докіриально изменялось восприятие образа Будды в текстах Малой, Великой и Алмазной колесниц, какие откровения оно порождало в умах гениальных последователен Учения, а также раскрывает одно из центральных понятий буддистской философии, связанное с вопросом о сознании человека - понятие "дхармы".

" См. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс - Традиция 2000; Налимов ВВ. Требования к изменению обрата науки //1 Іроблема знания в истории науки и культуры. - СІ16: Алетейя, 2001 г.: Степин НС. Теоретическое знание. - М.: Прогресс - Традиция. 2000.

Подобный вопрос поднимается также в книге "Психология раннего буддизма" знаменитого зарубежного исследователя ЭЛ.Гоффманна, который известен миру как Лама Анагарина Говинда. В своей работе он дает тщательный анализ известного буддистского трактата, Абхидхарма-питаки, тексты которого предназначены для посвященных и служат основой для медитации, а также рассматривает фундаментальные принципы буддистского учения о сознании. Другая его работа, "Основы тибетского мистицизма", дает раскрытие учения тибетцев о "пути просветления посредством контроля сил в нас самих - пути, ведущего к Освобождению и Самореализации". Эту же тему поднимает и Далай-Лама XIV в своей работе "Буддизм Тибета".

Весьма огромная исследовательская работа была проделана другими учеными-востоковедами ХГХ-ХХ вв. (Ф.М.Мюллер, А.Уотс, Т.Нэльдике, Г.Бюлер, Г.Ольденберг, В.П.Васильев, В.М.Алексеев, В.А.Кожевников, В.К.Шохин, Е.П. Островская, В.И.Рудой).

Представляет несомненный интерес литература, в которой рассматриваются философские идеи буддизма с позиции христианского мировоззрения. Достаточно упомянуть работу о. Александра Меня "Проповедь Гаутамы Будды" и Н.С.Трубецкого "Христианство и религии Индии". Нужно отметить, что эти две мировые религии сравнительному анализу подвергались многими русскими мыслителями (Н.Бердяев, Вл. Соловьев, Трубецкие), Однако, их позиция зачастую была отрицательной по отношению к буддизму. Также представляет шггерес в связи с нашим исследованием полемика со стороны современных православных «апологетов», пытающихся резко противопоставить мистику исихазма и восточные мистические учения (индуизм и буддизм)3. Многие сторонники православного учения стремятся показать «глубочайшую пропасть, разделяющую христианский и нехристианский духовный опыт»4, а так-же серьезную опасность всех неправославных духовных практик.

В настоящее время появился ряд других исследовательских работ, в которых представлена попытка показать общие тенденции обеих религий. Достаточно вспомнить статьи И.Смирновой "Сила благодатная" и В.Кандалинцева "Параллели христианства и буддизма", а также указать на работы В.А. Кожевникова, Е. Торчинова, Мирча Элиаде, Д.Т. Судзуки, Голмен

1 См. Кураев Андрей, диакон. Сатанизм для интеллигенции. Т.1. Религия без Бога. -М., 1997; Елисеев Владимир, иерей. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. - М.'. 1995; Иеромонах Анатолий (Берестов). Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,"Новая книга", 1996; Иеромонах Анатолий (Берестов), Печерская А. "Православные колдуны"- кто они? - М.: "Новая книга", "Ковчег", 1998; Медведев М.Ю., Калашникова Т.П. О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки. - Пермь: Редакция газеты "Православная Пермь", 1998. * Роуз С. Православие и религия будущего. - СПб, 1997, С. 224.

Деннел и др.5 Тщательный анализ этике буддизма в сравнении с этикой христианской дает А. Швейцер в своей знамешггой книге «Мировоззрение индийских мьісліпелей. Мистика и этика».

Проблема христианской аскетикн привлекала также многих отечественных исследований как богословов, так и патрологов: В.НЛосского, прот. Иоанна Мейецдорфа, Киприана Керна, еп. Василия Кривошеина, С.М.Зарина, Георгия Флоровскго и др. Труды их отличаются глубиной, однако, в них представлено изложение аскетического учения, а также детальная систематизация схоластических классификаций и схем (СМ. Зарин "Аскетизм по православному христианскому учению", Киприан Керн "Антропология Григория Паламы"); рассматривается духовный опыт православия в историческом ключе (Г.Флоровский "Догмат и история", И.Мейендорф "История церкви и восточно-христианская мистика", И.М. Концевич "Стяжание духа святаго в путях Древней Руси").

В отличие от таких подходов в исследовании мистического опыта С.С. Хоружего, такие, например, как: "Глобальная динамика универсума и духовная практика человека", "К феноменологии аскезы", "О старом и новом" и др. В этих работах С.С. Хоружего просматривается попытка нового осмысления духовного опыта монахов-исіїхастов, "реконструкция практики", попытка "представить православный подвиг как целостный подход человека к самому себе, как способ жизни и стратегию деятельности".6

Большой вклад в исследование мистицизма внесли психологи и психотерапевты, особенно трансперсоналыюй направленности. Здесь можно перечислить целый ряд имен: С. Гроф, Р. Уолш, К. Уилбер, С. Криппнер, П. Гарфидд, Ю.А. Каптеп, А. Ровнер, Т. Сойдла В. Майков, В. Козлов. Необходимо также отметить те исследовательские работы психологов и психотерапевтов, в которых рассматриваются взаимосвязи психологических аспектов в православной мистике (иерей Вадим Коржевскнй, Б.В. Братусь, К.К. Сергеев и др.).7 Уникальна в этом плане работа советского психиатра, доктора медицинских наук Д.Е. Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни», которая анализирует аіггропологические проблемы и проблемы психического здоровья человека. Будучи предназначенная как пособие для студентов

s См. Ком\'вников В.А. Буддизм а сравнении с христианством. - М.: Грааль, 2002; Элиаде Л/. Очерки сравнительного религиоведения - М.: Ладомир, 1999; Элиаде М. Йога: Бессмертие и свобода. - СПб.: Нзд-во СПбГУ, 2004; СудзукиД.Т. Основные принципы буддизма махаяны. - СПб.: Наука, 2002; Судзуки Д.Т. Мистицизм христианский и буддистский. - М., 1999; Галмен, Дэниел, Многообразие медитативного опыта. — Киев, 1993. '' Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. - М., 1993. С.25.

1 Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии. // Вопросы психологии, 1998, №4; Коржевский Вадим, иерей. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. - М.: Центр Информационных технологий, 2004; Сергеев КК. Философская психология. -Тольятти: п/п «Современник»,1999.

Духовных Академий и священников, эта работа содержит в себе смелые попытки для того времени «найти общие пути научного и религиозного понимания личности»8, призыв к взаимоуважению и взаимообмену опытом в подходе к вопросам воспитания здорового человека и лечения больных людей.

Цель и основные задачи исследования. Целью исследования является целостный религиозно-философский анализ буддистской и нсихастской мистики.

Цель диссертационной работы достигается посредством реализации следующих исследовательских задач:

- определение понятия религиозного опыта;

выявление истоков мистического опыта;

раскрытие значимости психологической парадигмы в религиоведческом исследовании мистических феноменов;

выяснение роли науки в познании мистического опыта и определение возможных границ подобного исследования;

установление и обоснование взаимосвязи этики и психологии в мистических практиках нсихазма и буддизма;

анализ психологизма этики посредством рассмотрения психологических и нравственых аспектов в тренинге тела;

характеристика молитвы и медіггации как возможностей достижения трансцендентной реальности в экстатическом опыте мистика; раскрытие основной структуры ментального тренинга в буддистской и исихастской практике.

Объектом диссертационного исследования выступает процесс духовной трансформации в христианстве и буддизме.

Предметом исследования является соотношение этико-психологических аспектов мистического опыта буддийской и исихастской религиозных традиций.

Методология и источники исследования. В диссертационном исследовании был применен феноменологический метод. Феноменологический метод позволяет нам соотнести такие несовместимые, на первый взгляд, духовные традиции, как исихазм и буддизм и выявить общие закономерности М0Л1ГГВЫ и медитации. Рассматривая духовные практики как феномен, с помощью этого метода в диссертационном исследовании была охарактеризована их структура, что позволило определить психологическую и этическую природу этих феноменов.

В настоящем исследовании использовался также метод сравнительного анализа буддистского и исихастского учений, в частности их психосоматические

" Мелехов Д.Е. Психиатрия н проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жими. - М: Свято-Фнларетовская московская высшая православно-христианская школа, 1997.

it этические предписания, что позволило выявить степень схожести практической составляющей данных мистических традиций.

Кроме того, в,: диссертационном исследовании применялся диалектический метод, ' который позволил выявить взаимосвязь физиологического и психического, этического и психологического в духовных практиках буддизма и нсихазма.

Научная новизна работы определяется тем, что в диссертационном исследовании впервые проведен целостный религиоведческий и этико-психологический анализ мистики буддизма и исихазма в свете сравнения основных феноменов их духовных практик (молитва и медитация), а также показана идентичность мистических феноменов буддизма и исихазма, обусловленная единством человеческой природы.

Основные положения, выносимые на защиту;

  1. В диссертационном исследовании показано, что мистические феномены содержат в себе естественную природу и относятся к психологическим явлениям. Это объясняется прежде всего тем, что мистический опыт содержігг в своей основе работу адепта со своим сознанием.

  2. В диссертационном исследовании выявлены научные методологические основания и методы изучения духовных практик. Доказано, что духовные практики буддизма и исихазма тесно связаны с психологическими и этическими аспектами, играя значительную роль в духовном совершенствовании личности.

  3. В диссертационном исследовании доказывается, что феноменологически духовные практики различны, что проявляется в диалогизме «Иисусовой МОЛ1ГГВЫ», которой свойственна обращенность человека к невидимому миру, "беседа ума к Богу" и "восхождение ума к Богу" (Нил Синайский). Однако подобный дпалогпзм существует до определенного уровня духовной практики — до уровня «чистой молитвы». Подобное феноменологическое отличие «умного делания» от медитации связано с эмоциональным колоритом, существующим в покаянной традиции нсихазма. Исихазм и буддизм смыкаются на втором, на "деятельном", компоненте покаяния. Осознание греха в исихазме, как и в буддизме не достаточно, требуется деятельное исправление, что возможно только при искоренении порока из сердца человека.

4. В диссертационном исследовании установлено, что медитация и
молитва - два пути достижения трансцендентного, выявлена взаимосвязь
духовных практик с психофизическими процессами, определено, что
медитация и молитва, как сложные психофизиологические феномены
имеют общие характеристики.

5. В диссертационном исследовании выявлено, что этические задачи
мистических традиций исихазма и буддизма имеют общее содержание.
Путь спасения человека лежит через самопознание и в борьбе с
греховными наклонностями, в первую очередь, с эгоизмом. Буддизм
выработал более сложную и многообразную систему упражнений для
тела, чем исихазм. Но методы, воспитывающие и развивающие
концентрацию внимания изощренны в обеих традициях. Анализ
поэтапной духовной самореализации в мистических практиках буддизма
и исихазма позволяет нам придти к выводу об их идентичности, хотя и
( относительной. И эта относительная идентичность уровней обусловлена,

прежде всего, единством человеческой природой.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы, и

> полученные результаты позволяют расширить и углубить представление о

психологических и этических аспектах духовных практик буддизма и исихазма, а

также глубже уяснить идентичность и различие данных мистических традиций.

Содержание диссертационного исследования может быть использовано при чтении лекционных курсов по религиозной философии, психологии религии и религиозной антропологии.

Апробация материалов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теологии и религиоведения Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Апробация научного материала была осуществлена:

в ходе публикаций научных статей;

в ходе выступления на 2-х конференциях:

I научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л.Н. Толстого - Тула, 2005;

VII региональная научно-практическая конференция -Тула, 2005.

- материалы и теоретические положения диссертационного
t исследования использовались при проведении семинарских занятий по

дисциплине «Социология религии» для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Религиоведение» -на факультете искусств и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Этико-психологические основания мистицизма : на материалах мистических учений буддизма и исихазма