Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Золотова Бэлла Хусиновна

Культура межэтнического общения (Региональный аспект)
<
Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект) Культура межэтнического общения (Региональный аспект)
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Золотова Бэлла Хусиновна. Культура межэтнического общения (Региональный аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Ставрополь, 2004 173 c. РГБ ОД, 61:04-9/582

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сущность, содержание и основные факторы развития культуры межэтнического общения

1.1. Культура межэтнического общения: сущность и содержание 15

1.2. Влияние идеологии на развитие культуры межэтнического общения 40

1.3. Толерантность как практический принцип развития культуры межэтнического общения 57

Глава II. Становление культуры межэтнического общения в полиэтничном регионе (на примере Северного Кавказа)

2.1 Культура межэтнического общения в северокавказском регионе: особенности становления и перспективы развития 77

2.2 Изменение характера межэтнических отношений под влиянием процесса глобализации 102

2.3 Формирование культуры межэтнического общения в поликультурной образовательной среде 127

Заключение 148

Библиографический список используемой литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация в мире характеризуется расширением взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и со стороны более широкой социокультурной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это воздействие усиливается вследствие роста культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культуре межэтнического общения. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, но в то же время составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и самобытный культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. В контексте этих тенденций общественного развития возрастает важность достижения лучшего понимания между народами, в связи с чем актуализируется потребность в определении уникальных культурных особенностей народов.

Важно отметить, что, становясь участниками любого вида межнациональных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, как правило, существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, нормах общественного и семейного быта зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Главное препятствие, мешающее успешному решению проблемы межэтнического взаимодействия, состоит в том, что человек воспринимает другие культуры через призму своей культуры, поэтому его наблюдения и заключения ограничены ее рамками.

Изучение культуры межэтнического общения представляется особенно важным для полиэтнических, поликультурных стран, к числу которых относит-

ся Россия. Поликультурность российской цивилизации обусловлена особенностями ее исторического развития, в ходе которого культуры этносов и этнических групп оказались включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. И перспективы развития этнических культур можно определять, только рассматривая их в связи с общероссийской культурой.

Таким образом, актуальной задачей философии культуры и антропологии культуры становится изучение условий гармонизации развития культуры межэтнического общения в контексте глобализационных трансформаций. В связи с чем возрастает актуальность исследования культуры общения как фактора, способствующего стабилизации межэтнических отношений.

Степень научной разработанности проблемы. Культура межэтнического общения является предметом междисциплинарного анализа, в котором с помощью теоретико-методологических подходов гуманитарных наук исследуются различные аспекты этого социокультурного феномена. Исследование данной темы потребовало обращения к философским, культурологическим, социологическим, этнологическим, политологическим и историческим работам, авторы которых по-разному трактовали культуру межэтнического общения.

Проблему общения в философском, психологическом и социально-психологическом контексте в своих трудах освещали Т.Г. Грушевицкая, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына, Б.Д. Парыгин, В.М. Поголыпа, В.Д. Попков, А.П. Садохин.1

Культуру общения как целостный процесс, подчиняющийся закону преемственности, рассматривали такие ученые, как Э. Баллер, М.М. Бахтин, Х.Г. Гадамер, Э.С. Маркарян, А. Швейцер, К. Ясперс.2

Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб., 1999; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001; Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной цивилизации. - М., 2002.

2 Баллер Э. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М., 1975; Гадамер Х.Г. Истинный метод. -М., 1958; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Швейцер А. Этика и культура. - М., 1973; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

С.А. Арутюнов, M.C. Джунусов, И.И. Серова, Е.М. Фрадлин1 изучали особенности культуры межэтнического общения и заложили теоретическую основу дальнейшего развития исследуемой проблемы, выявили сущность, признаки, функции культуры межэтнического общения.

Критерии культуры межэтнического общения определены в работах А.В. Авксентьева и В.А. Авксентьева.2 Типология межэтнического общения в условиях различных социально-политических систем нашла отражение в работах И.А. Ильяевой, М. Б. Садыкова, В.Ш. Нахушева.3 В работах Т.Ю. Бурмист* ровой и О.А. Дмитриева4 выявляется сущность и анализируется сам процесс формирования и функционирования культуры межэтнического общения в различных сферах общественной жизни. Л,М. Дробижева анализирует социологические и социокультурные аспекты культуры межэтнического общения, рассматривая при этом структуру общения в целом.5

В исследовании проблемы культуры межэтнического общения важное место занимают этнологические концепции С.А. Арутюнова, Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова позволяющие глубже осмыслить сущность культуры межэтнического общения и выявить особенности, определяющие гармоничный характер развития культуры межэтнического общения.6

1 Арутюнов С.А. Язык - культура - этнос. - М., 1994; Джунусов М.С. Культура межнацио
нального общения. - Белгород, 1982; Серова И.И. Культура межнационального общения. -
Минск, 1986; Фрадлин Е.М. Интернациональное и патриотическое сознание как элементы
духовной культуры общества. - Волгоград, 1973.

2 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межна
ционального общения. - Ставрополь, 1993.

3 Ильяева И.А. Культура общения // Опыт философского анализа. - Воронеж, 1998; Садыков
М.Б. Теоретико-методологические аспекты связи национальных отношений и межнацио
нальное общение // Национальная культура и общение. - М., 1977; Нахушев В.Ш. Развитие
патриотизма в условиях интернационализации жизни народов. - Черкесск, 1985;

4 Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального об
щения в СССР. - М., 1986.

5 Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки
// Социологические исследования. -1995. - № 6.

6 Арутюнов С.А. Язык - культура - этнос. - М., 1991; Баграмов Э.А. Национальный вопрос в
борьбе идей. - М., 1982; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983; Гумилев Л.Н. Этно
генез и биосфера Земли. - Л., 1989; Тишков В.А. Этничность, национализм и государствен
ность в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии, -1993. - № 1.

Выводы, сделанные в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева * позволяют трактовать культуру межэтнического общения как условие позитивного межэтнического взаимодействия в различных сферах общественной жизни. Это взаимодействие происходит с помощью обмена, заимствования лучших образцов культуры, стереотипов поведения, оно также характеризуется стремлением к распространению своего опыта в другие этнические общностей.

В современном мире происходит процесс интеграции отдельных этниче
ских культур в единую мировую культуру, и этот процесс ускоряется под воз
действием глобализации. Это воздействие проявляется в расширении культур
ных контактов, заимствовании и взаимодополнении культурных ценностей. В
отечественной науке исследованием глобализационных процессов занимаются
А.Г. Володин, В.И. Каширин, Э.Г. Кочетов,

А.И. Неклесса, А.С. Панарин, Н.Е. Покровский, Г.К. Широков; за рубежом -Р. Робертсон, К. Мацуура, Т. Фридман и другие.2 В.М. Кувалдин и М.А. Чешков3 при изучении процессов, происходящих в современном мире, вводят такие понятия, как «мегаобщество» и «глобальная культура», при помощи которых народы интегрируются в единую общность.

Анализ различных аспектов влияния глобализационных процессов на характер межэтнического общения в северокавказском регионе был рассмотрен в работе А.Ю. Шадже «Северный Кавказ в условиях глобализации: как совместить традицию и современность?».4

1 Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб., 2003.

2 Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: Начала, тенденции, перспективы. - М., 2002;
Каширин В.И. Этнология и гендерология в свете современной глобалистики / Этнические
проблемы современности. Вып. 7. - Ставрополь, 2001; Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория,
методология, практика. - М., 2002; Неклесса А.И. Мир на краю истории, или глобализация. -
М., 1999. - № 4; Панарин А.С. Глобальное стратегическое прогнозирование в условиях стра
тегической нестабильности. - М., 1999; Покровский Н.Е. Глобализация и конфликт // Вест
ник Московского университета. Серия 18. -1999. - № 2; Robertson, R. Globalisty, Global Cul
ture & Images of World Order. II Social Changes & Modernity. Berkeley. 1992; Fridman, T. Un
derstanding globalization. N.Y., 1998.

3 Кувалдин В.М. Глобализация - светлое будущее человечества? // Проблемы теории и прак
тики управления. - 1998. - № 5; Чешков М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, пер
спективы // Pro et Contra. Том 5. Осень, 2000. - № 4.

4 Шадже А.Ю. Северный Кавказ в условиях глобализации: как совместить традицию и со
временность? .

Анализ проблем межэтнического общения, возникающих под влиянием глобализации, находит отражение в проектах по изучению социокультурных трансформаций современного мира таких ученых, как П.С. Гуревич, Г. Гульчинский, А. Моль.1

Культура межэтнического общения как одна из сторон системы общественных отношений является результатом деятельности людей, которые руководствуются идеями, оказывающими большое влияние на формирование межэтнических отношений. В работах Р.Г. Абдулатипова, А.Р. Аклаева, Ю.Г. Волкова, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатовой рассматривается влияние идеологии на формирование культуры межэтнического общения.2

Анализ проблем этнонациональных идеологий содержится также в публикациях таких отечественных ученых, как А.К. Дегтярев, М.С. Джунусов, А.Г. Здравомыслов, СЮ. Иванова, А.И. Куропятник, Э.А. Поздняков, В.А. Тишков.3

Практическим принципом в культуре межэтнического общения является
толерантность. Среди исследователей, работающих в данном направлении,
можно выделить А.Г. Асмолова, Л.В. Скворцова, Г.У. . Солдатову,
В.А. Лекторского, Э.Т. Майборода, О.Д. Шарова, В.В. Шалина,

1 Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994; Гульчинский Г. Виртуальная культура //
Нева. - 2000. - № 3; Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

2 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М., 1991; Аклаев А.Р., Коро-
теев В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. - М.,
1996; Волков Ю.Г. Идеология. - СПб - Ростов-н/Д., 1998.

3 Дегтярев А.К. Национализм как идеологический генотип. Ростов-н/Д., 1997; Джунусов
М.С. Национализм в различных измерениях. - Алма-Ата, 1990; Здравомыслов А.Г. Межна
циональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1999; Иванова СЮ. Мульти-
культурализм: идеология и социальная практика // Этнические проблемы современности.
Вып. 7. - Ставрополь, 2001; Куропятник А.И. Мультикультурализм. Проблемы социальной
стабильности полиэтнических общностей. - СПб., 2000; Поздняков Э.А. Нация. Национа
лизм. Национальные интересы. - М., 1994; Тишков В.А. Этничность, национализм и государ
ственность в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии, -1993. -№1,2.

Л.А. Шайгерова.1

Концептуальным положениям о целостности гуманистического мировоззрения, комплексному подходу рассмотрения интернационального и граж-данско-патриотического воспитания молодежи, народной педагогике посвящены труды В. А. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Е.П. Жирковой, А.Э. Измайлова, А.Г. Корниловой, А.Н. Николаевой, Б.Н. Попова.2

Исследуемая в диссертации проблема находится в предметном поле се
верокавказского научного сообщества. Анализу этносоциальных и этнокуль
турных проблем, а также разработке категориального аппарата этнонациональ-
ных исследований посвящены работы Н.Г. Айдемирова,

Б.Х. Бгажнокова, М.Б. Беджанова, В.Х. Болотокова, И. А Задворнова, Р.Г. Читашевой, Ф.С. Эфендиева. Для рассмотрения становления и развития культуры межэтнического общения в северокавказском регионе были использованы работы Р.Х. Керейтова, Р. Мамхеговой, К.Х. Унежева,

Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1995; Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000; Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. - 1997. - № 3; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11; Майборода Э.Т. Шалин В.В. Проблема толерантности в социальном развитии современного российского общества. -М., 2000.

Афанасьев В.А. Системность и общество. - М., 1980; Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1992; Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия). - М., 1992; Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1991; Иванова СЮ. К вопросу о роли системы образования в процессе гармонизации межэтнических отношений // Этнические проблемы современности. Вьш. 5. - Ставрополь, 1999; Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-востока России: Традиции и инновации. - Новосибирск, 1993.

3 Айдемиров Н.Г. Культура и межэтнические отношения / Этнические проблемы современности. Вып. 5. - Ставрополь, 1999; Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик, 1983; Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. - Майкоп, 1997; Болотоков В.Х. Национальная культура в системе жизнедеятельности людей / Философия и социология. - Майкоп, - 1996. - № 4; Задорнов И.А. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности // Социс. - 2000. - № 10; Читашева Р.Г. Апсуара как основа нравственности и нравственного воспитания абхазов. - Гагры, 1995; Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик, 1999.

Р.А. Ханаху, Л.Л. Хоперской, В.В. Черноуса.1

В Ставропольском государственном университете в рамках научного направления кафедры социальной философии и этнологии были защищены диссертационные исследования А.Б. Багдасаровой, СЮ. Ивановой, О.В. Ляшенко, М.А. Ягьяевой, в которых рассматриваются различные аспекты формирования культуры межэтнического общения.

Несмотря на заметный интерес многих ученых к проблеме формирования культуры межэтнического общения, вопросы, связанные с различными сторонами этого многогранного процесса, в частности региональные аспекты культуры межэтнического общения, не получили должного освещения в современной научной литературе, что вызывает необходимость дальнейшего углубленного изучения данной проблемы.

Объектом исследования является культура межэтнического общения в полиэтничном регионе.

Предметом исследования выступают социокультурные факторы, влияющие на становление и развитие культуры межэтнического общения в полиэтничном регионе.

Основной целью диссертационной работы является анализ процесса становления и развития культуры межэтнического общения в полиэтничном регионе на примере Северного Кавказа. Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

выявления сущности и выделения компонентов культуры межэтнического общения;

изучения влияния различных типов идеологии на формирование культуры межэтнического общения;

1 Керейтов Р.Х. К вопросу о культурном взаимодействии народов Северного Кавказа // Проблемы этнополитических отношений на Северном Кавказе. - Ростов-н/Д. - Пятигорск, 2001; Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. - Нальчик, 1993; Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. - Нальчик, 1997; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. - Майкоп, 1997; Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъективности. - Ростов н/Д., 1997; Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. -1999. - № 3.

рассмотрения толерантности как принципа развития культуры межэтнического общения в условиях полиэтнического региона;

исследования специфики развития культуры межэтнического общения в северокавказском регионе и изучения особенностей ее становления;

раскрытия изменения характера межэтнических отношений под влиянием процессов глобализации;

определения путей формирования культуры межэтнического общения в поликультурной образовательной среде.

Методологической и теоретической основой исследования выступает совокупность теоретических положений, диалектически обосновывающих сложную структуру, неоднозначную связь и взаимообусловленность различных уровней социокультурной реальности.

В основу диссертационного исследования положен принцип системности, в соответствии с которым анализируются идеологические, историко-культурные, антропологические аспекты культуры межэтнического общения. На отдельных этапах исследования применяются социокультурный, феноменологический, формационный и цивилизационный подходы к анализу межэтнического общения. Специфика поставленной проблемы обусловила необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе достичь поставленной цели. Для анализа формирования культуры межэтнического общения в образовательной среде использовались этнологические и этнопедагогиче-ские методы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие культуры межэтнического общения и доказано, что
она является целостной сложной системой, состоящей из взаимодополняющих
друг друга компонентов;

проанализировано влияние различных типов идеологии на развитие культуры межэтнического общения и определено, что ее гармоничному разви-

11 тию способствует реализация идей мультикультурализма и культурного плюрализма;

обоснована необходимость реализации толерантности как принципа культуры межэтнического общения в условиях полиэтничного региона;

охарактеризованы региональные особенности развития культуры межэтнического общения на Северном Кавказе и раскрыто влияние глобализации на этот процесс;

расширено представление о путях формирования культуры межэтнического общения в поликультурной образовательной среде.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Культура межэтнического общения является совокупностью гуманистических идей и общечеловеческих ценностей и выступает механизмом, позволяющим осуществлять совместную деятельность по созданию единого социокультурного пространства, в котором на основе возрастания этнопсихологической совместимости различных этносов могут полноценно развиваться и взаимодействовать представители различных этнических культур.

  2. Культура межэтнического общения - это сложное целостное образование, которое состоит из взаимозависящих компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного, мотивационно-потребностного и поведенческого. Когнитивный компонент включает представления о межэтнических отношениях, о культуре межэтнического общения как системе, включающей ряд содержательных элементов, соответствующих разным сторонам и формам самого общения между людьми различных национальностей. Эмоционально-оценочный компонент включает эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях по отношению к своему и другим этносам. Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности человека в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межэтнических отношений. Поведенческий компонент включает проявление действий и поступков по отношению к людям другой национальности, характеризующихся, с одной стороны, доброжелатель-

ностью, тактичностью, а с другой - формализмом, безучастием, пренебрежительностью.

  1. На формирование культуры межэтнического общения большое влияние оказывают господствующие в обществе идеологические доктрины. Процессу развития, укрепления культуры межэтнического общения в современном обществе способствуют идеи мультикультурализма и культурного плюрализма, реализация которых направлена на гармоничное взаимодействие разных этнических и культурных групп, не допускающая абсолютизацию национальных особенностей, исключающая возможность деления народов на привилегированные и зависимые.

  2. В полиэтничном регионе основным принципом культуры межэтнического общения выступает толерантность, в которой проявляется целостность культуры через многообразное поле деятельности субъектов самой разной модальности и обеспечивается самосохранение культуры как целостности. Толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, как отказ от доминирования и насилия, от приведения многомерности и многообразия к единообразию. Она предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия, предполагая взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. В современном мире воспитание толерантности является одной из главных целей образовательной и культурной политики демократических сообществ. Изменения в общественном развитии сделали проблему толерантности необходимым условием регулирования межэтнических и стабилизации этнополитических отношений.

5. Кризис культурно-цивилизационной идентичности в России, и осо
бенно на Северном Кавказе, привел к росту традиционных форм культуры на
родов, которые противоречиво взаимодействуют с другими культурными со
ставляющими. Это взаимодействие амбивалентно и разновекторно, не сводимо
к противостоянию традиционной культуры, русской культуры и культур наро
дов Северного Кавказа. Целесообразно комплексно задействовать все каналы
воспроизводства и саморазвития региональной культуры, чтобы восстановить

естественную доминантную роль и престиж русской культуры, а на этой основе сформировать баланс полиэтничной традиционной северокавказской культуры и современных культурных процессов.

  1. Глобализация способствует взаимообогащению национальных культур, тем самым создавая условия для возрастания значимости культуры межэтнического общения. Глобализация не означает отказа от культурных особенностей и специфики различных регионов. Эта специфика продолжает сохраняться и углубляться в едином процессе жизнедеятельности. Проблема будущего этнокультурных ценностей северокавказских народов в условиях глобализации зависит от того, как Северный Кавказ, принимая вызов открытости, может сохранить свою оригинальность. Ключевым условием решения этой проблемы является понимание процесса взаимодействия этнических культур в глобальном мире.

  2. Для формирования культуры межэтнического общения в поликультурной образовательной среде необходимо: культивирование бережного отношения к людям различных национальностей, проживающих в регионе, к их^ языку, ценностям; воспитание уважения к народам, населяющим родной край; формирование интернационализма, ориентация на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации и осознание принадлежности к мировому сообществу; воспитание толерантности с учетом этнонациональных особенностей, национальных достоинств; стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в дальнейшей разработке концептуальных основ философии культуры, а также теоретико-методологических основ культурологии и этнологии. Результаты данного исследования могут быть использованы философами, историками, культурологами, а также специалистами в области образования и воспитания в целях совершенствования культуры межэтнического общения. Материалы диссертации

представляют интерес для средств массовой информации, работников культурных учреждений.

Научные и практические выводы диссертационного исследования применимы в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников органов законодательной и исполнительной власти, занимающихся проблемами межнациональных отношений и культурной политики.

Апробация. Работа обсуждена и рекомендована на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Основные положения диссертации изложены в тезисах и докладах на научных конференциях: Всероссийской научной конференции «Северный Кавказ: геополитика, история, культура» (2001, Ставрополь); Всероссийской научно-практической конференции «Классический университет как центр социального и культурного развития полиэтнического региона» (2003, Ставрополь); Региональной научно-практической конференции «Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия» (2001, Махачкала); Региональной научной конференции «Качество образования как социальная проблема» (2002, Ставрополь); II Межрегиональном рабочем семинаре «Психологические свойства современного исторического знания» (2003, Краснодар); Краевой научно-практической конференции «Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае» (2001, Ставрополь); а также на шести межвузовских конференциях.

Основные положения и выводы диссертации изложены в 9 публикациях общим объемом 1,9 п.л.

Культура межэтнического общения: сущность и содержание

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным в процессе межэтнического общения. Среди большого количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура поведения», «культура общения», «культура чувств» и т.д. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Она включает в себя все, что создано человеческим разумом и руками. Поэтому культура изучается целым рядом наук: семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией, культурологией, философией и т.д.

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, этносу или нации. В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности.1 Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культура» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении своей истории.2 В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы.

Именно такое понимание культуры было сформулировано А. Кребером и К. Клакхоном, которые считали, что «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению... Ядром любой культуры являются идеи... и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы-могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем».3

Согласно этому определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально мы можем наблюдать разнообразные ее проявления в виде различий в человеческом поведении и тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях. Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом. Наблюдая различия в поведении, мы начинаем понимать, что в их основе лежат культурные различия и с этого начинается изучение культуры. В этом смысле культура представляет собой только абстрактное понятие, которое помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем, и объяснить различия в поведении представителей различных культур.

При таком методологическом подходе культура как предмет изучения культурной антропологии выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обуславливающих образ жизни социальной группы, этноса, нации в любой конкретно-исторический период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: в образе жизни, в восприятии мира, в менталитете, в национальном характере, в повседневном поведении и т.д. На этой основе культурная антропология изучает также человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает все разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и контакты.1

Общение как деятельность является необходимым и всеобщим условием формирования и функционирования общества и развития отдельной личности. Многообразие форм общения, динамизм этого процесса на современном этапе, ведущие к очень быстрому изменению его содержания, жизненная ценность общения человека с человеком и определенные противоречия, влияющие на содержание общения, требуют комплексного подхода к рассмотрению этих вопросов.

В научной литературе общение определяется как «процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личности), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходи-мых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности».

Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей. Оно удовлетворяет и особую потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе общения осуществляется также воспитание детей и молодежи. Общение является необходимым условием формирования личности. Общение между представителями различных национальностей выполняет информационную, регулятивную и эмоциональную функции. Важная роль в процессе общения при-надлежит познавательному фактору - взаимный обмен сведениями о конкретно-исторических особенностях того или другого народа, его новейших достижениях в науке, технике, хозяйстве, культуре, искусстве и т.д. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или другого народа порождает чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности.

Влияние идеологии на развитие культуры межэтнического общения

Исследование влияния идеологии на развитие культуры межэтнического общения предполагает анализ целого ряда аспектов: политологического, гносеологического, психологического, социолингвистического и т.д. Данное множество подходов является следствием особенностей содержания и функционирования самих идеологических феноменов, под которыми понимаются, в широком смысле этого слова, «определенные системы философских, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социальных знаний и ценностей о мире и роли человека в нем, которые организуют, регулируют, интегрируют и направляют деятельность индивидов во всех сферах жизни общества».1 Межэтнические отношения как одна из сторон систем общественных отношений являются результатом деятельности людей, руководствующихся идеями, в той или иной мере соответствующими их интересами. Сами идеи могут носить либо обыденно-практический характер, либо выступать в качестве идеалов и убеждений, являющихся ядром научно-теоретического, идеологического уровня сознания людей.

Идеология представляет собой систему взглядов и теорий, в которых осознаются и выражаются коренные интересы различных социальных групп и содержатся программы закрепления или изменения существующих общественных отношений. В этом философском смысле идеология является теоретическим уровнем сознания групп, масс, этносов и общества в целом, и без теоретического обоснования, без системы взаимосвязанных принципов, идей и идеалов общественное сознание не может существовать. Чувства, эмоции, традиции и обычаи свидетельствуют о состоянии взаимоотношений между представителями разных народов, о наличии или отсутствии напряженности в межэтнических отношениях.

Идеология как социальный феномен проявляет себя практически во всех сферах социальной жизни и неотделима от самой социальной реальности и общественного сознания современных обществ. Причем речь идет не только о групповом и массовом сознании, но и о научной мысли. М.В. Ильин, говоря об опыте описания понятий, пишет: «Слова и их смыслы являются тем материалом, из которого путем обобщения создаются понятия, и в котором они потом отливаются, формируются. Фигурально выражаясь, понятия как бы вырастают из метафор - образных словоупотреблений, соединяющих разные смыслы одного слова или, шире, включенного в политический дискурс знака».1

Употребление слова «идеология» в политических и публицистических текстах показывает, что в общественном сознании проявляется непонимание того, что подразумевается под понятием «идеология». В результате возникает целый комплекс словопонятий, которые могут то взаимопересекаться и подкреплять друг друга, то отталкиваться и конфликтовать. Для прояснения понятия «идеология» необходимо оттолкнуться от более определенных характеристик.

Политологический энциклопедический словарь трактует понятие «идеология» таким образом: «Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество».2 Большой толковый словарь иностранных слов описывает идеологию как «систему идей, представлений, понятий, выраженных в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, морали, искусстве, религии).3

Наиболее полное определение идеологии, хотя и требующее необходимых уточнений и дополнений, предлагает «Философский энциклопедический словарь»: «Идеология (от идея и греч. «логос» - слово, понятие, учение), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений».1 Идеология продолжает существовать и как концепт, и как феномен, несмотря на неоднократные декларации о ее конце и стремление сторонников постмодернизма отказаться от использования самого термина «идеология».

Изучать проблемы идеологии целесообразно как минимум в двух аспектах. Во-первых, речь идет об институциональном подходе, где идеология выступает в качестве института, воспроизводящего социальную идентичность, консолидацию, легитимацию властных отношений. Во-вторых, идеология должна рассматриваться как один из важнейших элементов культуры общества. Трудно представить современное общество как без отношений власти-подчинения, так и без определенной «картины мира», стержень которой составляет идеология. И тут просматриваются как минимум три проблемы: во-первых, проблема интерпретации идеологии в терминах «истинность», «ложность», то есть допустимость ее негативного истолкования как ложного осознания социальной реальности в контексте интересов социальных групп и классов. Во-вторых, проблема соотношения «субъективных» и «объективных» характеристик идеологии. Если трактовать идеологию в «субъективном» ключе, то исследователь во многом углубляется в когнитивную психологию, рассматривая деформации индивидуального и группового сознания в тексте затруднений индивида (естественных или сконструированных) осознать «реальность» как «она есть на самом деле». С позиций «объективности» идеология выглядит как обман, который воспроизводит «сама социальная реальность». То есть не субъект искажает некую социальную «реальность», сама эта «реальность» искажает осознание субъекта.

Следовательно, субъективный подход все внимание уделяет индивидам, этносам, классам и партиям как производителям идеологии, а «объективный» подход видит идеологию укорененной в самой социальной жизни, в базовых структурах общества и в структурах производимого в обществе дискурса. Нельзя пройти мимо и третьей важной проблемы: а является ли идеология только элементом того, что принято называть в марксистской традиции «надстройкой» и «общественным сознанием», или же идеология эквивалентна сфере культуры в целом? Не менее важен вопрос о соотношении возможностей научного познания общества и его идеологических ограничений. Несмотря на то, что идеология традиционно рассматривается как антипод науки, одновременно существуют и общие черты между социальными науками и идеологией, которые коренятся в социальной природе общественного сознания.

Культура межэтнического общения в северокавказском регионе: особенности становления и перспективы развития

На протяжении многих веков на территории Северного Кавказа складывался и получил развитие особый вариант межэтнического общения. Никогда в прошлом этот регион не был населен этно-социальными общностями одного рода, языка, культуры, быта. Напротив, именно здесь всегда «встречались», налаживали связи и отношения, вступали в многомерные взаимодействия несколько этнокультурных массивов. Чрезвычайная сложность, но одновременно и исключительная плодотворность долгой цепи разных контактов порождали феномен постоянной полиэтничности и культурно-бытового симбиоза. Исходя из этого, Северный Кавказ можно назвать социокультурным регионом. Под социокультурным регионом мы понимаем устойчивый в основных типологических чертах социокультурный и хозяйственный комплекс, который образует природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования в них, систему эк-зистенциональных ценностей, религиозно-нравственное мировоззрение, формы правовых и политических отношений и которые проявляются в определенных пространственно-временных рамках у близко живущих народов.1

Многовековая история свидетельствует о том, что народы Северного Кавказа относились друг к другу с большим уважением, имели дружественные и родственные связи, обменивались материальными и духовными ценностями: Все это способствовало развитию менталитета горских этносов. В этногенезе народов Северного Кавказа очень много общего, в результате чего происходило взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев и других элементов этнокультур у различных народов.

Кавказский регион является сложным, поскольку генетические корни народов и культур здесь переплетаются очень тесно. Не случайно в своей культурологической концепции Н.Я. Марр выделил Кавказ как древний «очаг» распространения культур на Запад и Восток, Север и Юг.1

Этнические культуры Северного Кавказа на протяжении длительного времени испытывали влияние различных культур и цивилизаций Востока и Запада: хеттской, вавилонской, древнегреческой, древнеримской, византийской, арабской, славянской, западноевропейской и др. Специфичность культурного ландшафта Кавказа заключается в том, что он в миниатюре моделирует многообразие культур всего мира на основе следующих основных параметров: 1) разнообразие культур; 2) многообразие языков; 3) сохранение архаичных культурных форм и традиций, которые существуют в рамках христианской, исламской, буддийской цивилизаций; 4) сильная экологическая ориентированность, присущая горным культурам в силу хрупкости и уязвимости горной системы; 5) высокий креативный потенциал духовного ядра этнической культуры, постоянно генерируемого миром гор; 6) большая плотность этнических культур на малом пространстве горной системы; 7) богатство ресурсов различного рода; 8) ксенический характер существования множества этнических культур; 9) противоречивость взаимодействия ряда этнических культур, обусловленная целым рядом внешних и внутренних причин; 10) сакральная символизация гор, ответственная за индивидуальный характер этнокультурных сообществ.2

Процессы культуры межэтнического общения на Северном Кавказе тесно связаны не только с социально- экономическим развитием общества, но и с локальным размещением и передвижениями этнических групп.

На формирование народностей Северного Кавказа значительное влияние оказали внешнеполитические события, такие как массовые миграции аланских ираноязычных племен, гуннов и монголо-татар в XIII в. Эти события вызвали изменения и перемещения этнических групп и явились определенными историческими рубежами не только в политической жизни, но и в дальнейшем этногенезе автохтонов Северного Кавказа.

Племена Северо-Западного Кавказа с I тысячелетия до нашей эры установили в разных формах контакты со степными киммерийцами и скифами, а с III в. до нашей эры и с сарматскими ирано-язычными племенами. В начале нашей эры в Приазовье возникает аланский союз племен. Античные историки связывают их с более древними племенами - савроматами, массагетами.1

Как отмечал Е.И. Крупнов, аланы воздействовали на культуру адыгов. Например, во всех абхазско-адыгских языках зафиксировано некоторое число аланизмов, которые должны были проникнуть в их среду до XIII столетия.

В VII - IX в. хазары овладели Северным Кавказом. Адыгский фольклор говорит о военных столкновениях хазар с адыгами. С этого времени (конец VII в.) связи адыгов с тюркскими племенами стали более тесными. По мнению А.К. Шагирова, в связи с этим уместно вспомнить об адыгском «къэзэр», означающим «скупой, скряга», «продающий по высокой цене, дорого запрашивающий за свои товары и неуступчивый в цене»3

В средние века Великий шелковый путь пролегал через территорию Северного Кавказа с северо-востока на юго-запад. Великий шелковый путь имел исключительно важное значение для культурной и экономической жизни

Северного Кавказа. Значение его проявлялось также и во влиянии на международную политику, преломлявшуюся в судьбах народов региона. Несомненно, что для местных племен-земледельцев и кочевников, знавших в основном свой замкнутый патриархальный мир, периодическое перемещение по его дорогам византийских, иранских, арабских, древнерусских воинов, торговцев с совершенными по качеству ремесленными изделиями, а также дипломатов, послов, миссионеров имело глубокое цивилизующее значение.1

На культуру межэтнического общения народов Северного Кавказа, как отмечено Р.Г. Кузеевым, повлияли различные группы факторов: первая группа - естественно-исторические (где основную роль играют факторы природно-географический, демографический и факторы этнокультурной среды), вторая группа - социально-исторические факторы (политический, социально-классовый, идеологический), третья группа - этнические свойства (язык, материальная и духовная культура, историческая память, образ жизни, обычаи, обряды, этническое самосознание).2

Человеческая история всегда была историей контактов как личностных, так и межэтнических. Этнокультурные связи являются одним из необходимых факторов во взаимоотношениях людей и действенным средством формирования национального самосознания. У многочисленных народов Северного Кавказа свой, определенный уклад жизни, быт и вековые этнокультурные и этносоциальные связи.

История развития северо-кавказских этносов неразрывно связана с историей Российского государства, которое изначально складывалось как многонациональное. Как отмечает исследователь А.В. Гадло, «с конца X века русский этнический компонент влился в состав разнообразных этнических общностей Северного Кавказа и, установив с ними тесные и разносторонние связи, стал активным участником экономической и политической истории Северо Кавказского региона».1 Окончательное утверждение России на Северном Кавказе произошло, как известно, лишь во второй половине XIX века.

Взаимодействие славянского населения и народов Северного Кавказа уходит корнями во времена Киевской Руси, развивается сложно и неоднозначно и является определяющим для современных этнокультурных процессов в регионе.

Начиная с VIII - IX вв. с территорией Северного Кавказа косвенно связаны русы-славяне. По свидетельству арабов ат-Табари и Балами, русы являлись активным фактором межэтнических отношений и на Восточном Кавказе, в прикаспийских районах севернее Дербента, - еще в начале арабо-хазарских воин, т.е. в 60-е гг. VII в.2

Изменение характера межэтнических отношений под влиянием процесса глобализации

Влияние глобализации на культуры межэтнического общения, по нашему мнению, находит свое отражение как в теоретических, так и в прагматических парадигмах, представленных такими исследователями, как Г. Гульчинский, А. Моль , А.Неклесса и др. Это выражено, с одной стороны, в появлении таких понятий, как «глобальная культура»4, «глобальная ойкумена»5, «мозаичная культура» , «блип-культура»7, «глобальная деревня»,8 «глобальный город»9 и «глобальный метрополис»;10 и, с другой стороны - в появлении образовательных центров по изучению культуры межнационального общения. Можно со всей определенностью утверждать, что необходимость разработки проблематики культуры межнационального общения в контексте глоба-лизационных процессов является отражением ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мире.

Глобализация охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности — экономику, политику, право, международные и межнациональные отношения, Часто все эти сферы описываются как глобализация, формирование постиндустриального мира, информационное общество, постиндустриальная стадия развития и т.п.

Оценки и предполагаемые векторы развития мира существенно различаются. Сторонники теории Ф. Фукуямы исходят из того, что мир становится все более гомогенным в экономическом, социальном, культурном, политическом и т.п. планах, что обусловлено распространением и принятием единых стандартов. Обычно под этими стандартами понимаются культурные, поведенческие, политические и другие модели, появившиеся на Западе и получившие затем распространение по всей планете. Классическими в этом отношении являются работы Ф.Фукуямы о победе западной либеральной идеологии, и в этом смысле - конце истории.1

Глобализация - одна из наиболее обсуждаемых проблем в современных работах по экономике, политологии, международным отношениям, другим дисциплинам. Одновременно она остается одной из наиболее дискуссионных проблем, по которым подходы и оценки различных исследователей значительно отличаются. Существуют различные точки зрения относительно сути данного явления. Во-первых, акцент делается на экономических аспектах глобализации, формировании фактически единого мирового рынка товаров и услуг, во-вторых, - на формировании единого информационного пространства, в-третьих, - на развитии сети быстрого питания, использовании стандартных компьютерных программ и т.п.

Есть и скептические оценки процессов, происходящих в мире и получивших название «глобализация». Так, некоторые авторы исходят из того, что мир всего лишь усложняется, а глобализация - вовсе не новое явление. Однако она привлекает столь пристальное внимание, поскольку с ее помощью либо пытаются доказать существование новых угроз, либо напротив - предрекают процветание человечества.2

И, тем не менее, большинство исследователей согласны с тем, что мир. переживает качественные перемены, которые самым серьезным образом отражаются на человечестве, заставляя его активным образом реагировать на изменения. По определению Генерального секретаря ООН Кофи А. Аннана, глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками. Разнообразные задачи, которые она ставит, государства не могут успешно решать только собственными силами. Все это самым непосредственным и очевидным образом свидетельствует о необходимости укрепления многостороннего сотрудничества.1

Французский исследователь Б. Бади отмечает наличие трех измерений глобализации: - глобализация как постоянно идущий исторический процесс; - глобализация как гомогенизация и универсализация мира; - глобализация как «размывание» национальных границ.2

Если взять первое из названных измерений, то можно заметить, что в истории развития человечества действительно в целом наблюдается тенденция ко все большему «расширению» того пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие - от отдельных деревень, городов к регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом.

Впрочем, процесс глобализации сложный и неоднозначный. В ходе исторического развития он шел не линейно и вовсе не предполагал простого присоединения новых периферийных территорий к неизменному центру. Более спорным является второе измерение процесса глобализации - всеобщая универсализация и гомогенизация мира, причем часто понимаемая как распространение только культурных и иных западных норм, ценностей, подходов. Скорее, такое понимание глобализации относится к прошлому, хотя и не столь отдаленному, когда строились различные прогнозы относительно «глобальной деревни» и создания «всемирного правительства». Как оказалось, несмотря на перенос тех или иных образцов поведения западной цивилизации на другие регионы мира (особенно в сфере потребления), они, будучи включенными в другой культурный контекст, нередко имели совсем другой смысл. С другой стороны, следует иметь ввиду, что далеко не всегда распространяются именно западные нормы поведения.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что глобализация означает и реальную интеграцию народов в единую общность - человечество, или по определению российского исследователя В. Кувалдина, «мегаобщество».1 В результате того, что деятельность человека в одной части земного шара оказывает все более ощутимое и непосредственное воздействие на жизнь людей на других континентах, такие понятия, как «гражданин мира» или «общечеловеческие ценности», переходят из ряда высоких метафор в повседневную реальность. Как следствие такой взаимосвязанности людей в разных странах глобальное измерение получает развитие человеческого потенциала, предполагающее не только повышение материальных благ, но и создание для людей условий, в которых их жизнь была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Существует необходимость изучения глобализации в тесной взаимосвязи с культурой межэтнического общения, для того, чтобы отобразить перспективность и важность решения одной из существенных задач процесса глобализации - роста взаимопонимания этносов посредством приобретения нужных общественных навыков и знаний, которые, проникая в иную культуру, способствуют созданию новых материальных богатств, ориентированных на обеспечение «блага для всех, а не ведущих к появлению новых экстремальных форм отчуждения и маргинализации не только между странами, но и внутри отдельных стран».2

Похожие диссертации на Культура межэтнического общения (Региональный аспект)