Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо Коротков Игорь Станиславович

Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо
<
Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коротков Игорь Станиславович. Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Коротков Игорь Станиславович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/493

Введение к работе

Актуальность исследования.

М. Бланшо одним известен как писатель, критик культуры, другим как мыслитель и философ. Однако, эти определения для культурологов, литературоведов и философов несут различные смыслы. Непрозрачность мысли М. Бланшо задана его сложной прозой. Игнорирование активной общественной жизни, отказ от политических дискуссий после 68-го года и затворнический образ жизни — основные причины отсутствия широкого исследовательского резонанса в отечественной культурологии. Его имя, по сравнению с его современниками и друзьями Ж. Батаем, Э. Левинасом, существенно реже вспоминается на конференциях и приводится в научных работах.

Если большинство из тех немногочисленных отечественных исследований по М. Бланшо посвящено его литературным произведениям, то традиция, сформировавшаяся на сегодняшний день в Европе и Соединенных Штатах, берет литературные образы в качестве изначального импульса для постановки вопросов философского и культурологического характера. В.Е. Лапицкий отмечает, что волна обращений к М. Бланшо, как к оригинальному философскому мыслителю, появилась на фоне и в тени признания в 80-х годах прошлого века философской системы Э. Левинаса. Но, как указывает тот же В.Е. Лапицкий, первым значительным исследованием взглядов Бланшо в соотнесении с работами Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера была работа М. Зарадер «Бытие и нейтральность. Начиная с Мориса Бланшо».

Тем не менее, в истории французской философии второй половины XX века признано, что фигура М. Бланшо оказала неоспоримое влияние на становление философских идей таких мыслителей, как М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Дерри-да, П. Клоссовски. Последний обращает внимание на причину такого влияния: «в рассказах Бланшо мы касаемся тайны независимо от нашего понимания... Читая то, что он нам говорит, мы этого не понимаем, мы (вос)принимаем в себя в меньшей степени, чем сами уже приняты в его фразу»'.

Творчество М. Бланшо двойственно и неопределенно, его влияние столь же неоспоримо, сколь ускользает от рефлексивного самоотчета и мыслителей, и исследователей культуры, и историков философии. По мнению профессора английского языка университета Нотр Дам К. Харта, воззрения М. Бланшо с определенной степенью условности можно разделить на четыре рубрики, каждой из которых соответствует определенное основное понятие. Онтологическая часть характеризуется через проблематику «внешнего», эстетическая часть - через «поэтику фрагментарности», этическая - через «диссиметрию Я и другого», политическая - через «коммунизм вне коммунизма». Подобное разделение проблематично, прежде всего, потому, что язык М. Бланшо избегает определений и расстановки приоритетов. С содержательной точки зрения, его работы пред-

Бланшо М. Последний человек: романы. / Пер. с фр. Лапицкого В. - СПб.: Азбука -
Терра, 1997. С. 126. \

3 П '

ставляют собой разрозненный, фрагментарный характер. В них есть то, что можно определить, как мыслить на «пределе».

Разделяя работы М. Бланшо на три части - теоретическую (философскую), критическую и литературную (fiction), такие исследователи как Л. Хилл, М. Холланд, К. Фитцжеральд, признают принципиальную целостность его творчества. Так, например, в романе «Темный Фома» (Thomas I'obscur, 1941) содержится больше онтологических и гносеологических идей, чем в какой-либо из его теоретических работ. В его работах, философски обусловленная мысль, выбирает своим объектом по преимуществу факт культуры и через факт культуры, через его специфическое понимание определяется способ философского понимания.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующим. Прежде всего - это недостаточная разработанность взглядов М. Бланшо в контексте культурфилософской проблематики. С другой стороны, необходимо прояснить его мировоззренческую позицию и выявить ее специфику. С точки зрения особенностей влияния его литературного творчества, актуальным является определение теоретических моментов, которые выступают попыткой рационализации и тематизации феномена подобного влияния.

Степень разработанности проблемы.

На данный момент, можно выделить несколько групп работ, имеющих отношение к теме данного исследования.

Во-первых, это исследования, в которых теоретически разработан и представлен культурфилософский аспект творчества М. Бланшо. К ним относятся работы: К. Бидана, Ж. Деррида, М. Зарадер, Э. Левинаса, М. Фуко, К. Харта, Л. Хилла и др.

Во-вторых, это публикации, в которых рассматривается конкретно одна из сторон творчества М. Бланшо. Отечественные исследователи, среди которых СВ. Зенкин, В.А. Подорога, В.В. Савчук, В.Е. Лапицкий, С.Л. Фокин, рассмотрели в своих работах особенности его литературного творчества. Труды зарубежных мыслителей, таких как Ф. Колен, Ф.Лаку-Лабарт, П. де Манн, Ж.-Л. Нанси, Д. Рабате, М. Холланд, обращаются к М. Бланшо как к критику культуры и оригинальному философу.

В-третьих, работы, формирующие контекст исследования, с точки зрения рецепции философии постмодернизма: Н.В. Голик, А.А. Грякалов, Л.Ю. Соколова. Здесь необходимым дополнением являются произведения Ж. Батая, Ф.Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Деррида и др.

Сопоставление черт классической и неклассической философских парадигм происходило на основании работ М. Мамардашвили, В.М. Межуева, В.В. Прозерского и др.

Сопоставление черт, присущих философии М. Бланшо, с элементами буддизма происходило на основании исследований Е. А. Торчинова и Т.Д. Судзуки, а политический аспект его творчества рассматривался с точки зрения идей А. Бадью, П. Бурдье, А. Кожева и др.

Объект исследования.

Объектом исследования является культурфилософские воззрения М. Бланшо, которые изложены в его статьях, критических работах, а также в литературных произведениях.

Предмет исследования.

Предметом исследования является интерпретация и осмысление культурфилософских воззрений М. Бланшо, с точки зрения содержащихся в них идей и теоретических понятий философского уровня обобщения.

Цель работы.

Целью работы является реконструкция и анализ культурфилософских воззрений М. Бланшо и определение их места в современной структуре культурологического и философского знания.

Для достижения поставленной в работе цели требуется решение следующих задач:

  1. Выявление понятий и теоретических принципов, характеризующих философские взгляды М. Бланшо.

  2. Анализ черт, характеризующих взгляды М. Бланшо как критика культуры.

  3. Анализ влияния философских взглядов М. Бланшо на его литературное творчество.

  4. Важной задачей исследования является определение места культурфилософских взглядов М. Бланшо в современной теории культуры и философии.

Методологические и теоретические основы диссертации. В исследовании использовался системный подход. По мере необходимости, применялся аналитический метод, позволяющий выявить особенности культурфилософских взглядов М. Бланшо, а также метод реконструкции как способ фиксации логической связи фрагментов различных текстов мыслителя с общим концептуальным планом его философии. Кроме того, использовался и сравнительно-исторический метод, позволивший провести сопоставление культурфилософских взглядов М. Бланшо с воззрениями ряда французских философов середины-конца XX века, среди которых Ж. Батай, Э.Левинас, М. Фуко и др.

В связи с тем, что исследование затрагивает широкий спектр философских вопросов, автор опирается на труды Т.В. Адорно, А. Арто, Р.Декарта, Э.Гуссерля, Ф. Ницше и др.

Источниками исследования являются работы М. Бланшо по философской и культурной проблематике, а также его литературные произведения. В круг источников, на материале которых проведено данное исследование, входят труды по истории философии, в том числе тех авторов, на которых ссылался М. Бланшо (Л. Витгенштейн, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, М. Хайдеггер).

Научная новизна.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

В работе обоснован подход к реконструкции культурфилософских взглядов М. Бланшо.

Впервые, на основе комплексного исследования, показана возможность анализа творчества М. Бланшо, исходя из классических философских рубрик: онтологии, этики, эстетики, а также из области политики.

Эксплицированы основные понятия, используемые М. Бланшо в критике культуры (книга, автор, дружба и др.).

Выявлены онтологические предпосылки культурфилософских воззрений М. Бланшо (невозможное, «отношение без отношения» и др.).

В работе впервые продемонстрировано влияние онтологических оснований творчества М. Бланшо на его эстетические, этические и политические взгляды.

- Впервые сопоставлены философские идеи М. Бланшо с его принципами
критики культуры.

- Прослежены этапы эволюции культурфилософских взглядов М. Бланшо.
Положения, выносимые на защиту:

  1. Реконструкция культурфилософских взглядов М. Бланшо позволяет выявить философские основания, обусловливающие его творчество.

  2. Творчество М. Бланшо представляет собой вариант литературной философии, особенность которой в том, что философские проблемы ставятся и решаются литературными средствами.

  3. Центральными для выявления онтологических оснований творчества М. Бланшо являются концепты «внешнее» (le dehors), невозможное, нейтральное.

  4. Эстетические воззрения М. Бланшо определяются посредством интерпретации образа, фрагментарности и «кромешного» (desastre) письма.

  5. Двусмысленность литературного творчества по М. Бланшо включает «отношение без отношения». Подобный тип отношения освобождает политическое действие от условностей сложившейся политической системы.

  6. Сообщество возникает в результате события «смерти другого». По мнению М. Бланшо, в этом контексте сообщество характеризуется как «неописуемое», «невыразимое», «непризнаваемое».

Научно-практическая значимость диссертационной работы. Полученные в диссертации материалы могут быть использованы:

для более глубокого понимания места культурфилософских взглядов М. Бланшо в современной философии.

при чтении курсов истории западной философии, философии культуры и специальных курсов, посвященных философии постмодернизма.

Апробация работы.

Тезисы диссертационной работы обсуждались на конференциях: Дни петербургской философии - 2006 «Метафизика Искусства - 5. Исповедальные тексты культуры», тема доклада - «Темпоральность исповеди в прозе М. Бланшо» (СПбГУ, октябрь 2006); «Бытие как центральная проблема онтологии», тема доклада - «Эсхатология и онтология: Темный Фома М. Бланшо» (ИППК РГИ, июнь 2007); Дни петербургской философии - 2007 VII научная конференция «Рациональность и коммуникация», тема доклада - «В конце коммуникации: Последний Человек М. Бланшо» (СПбГУ, ноябрь 2007). Результаты диссертационной работы обсуждались на теоретическом семинаре «Культурфило-софские взгляды М. Бланшо» на кафедре эстетики и философии культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ, январь, 2009).

Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять разделов, одиннадцать параграфов, заключения, списка использованных источников из 76 наименований. Основой материал изложен на 141 странице, включая список используемой литературы. Дополнительным материалом являются 2 Приложения.