Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Графова Елена Сергеевна

Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ
<
Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Графова Елена Сергеевна. Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева : Философско-антропологический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Санкт-Петербург, 2005. - 158 с. РГБ ОД, 1861-1895:--:Религиозная:и:религиозно-мистическая:философия:--:Соловьев,:Владимир:Сергеевич:(1853-1900):--:Гносеологические:и:онтологические:взгляды

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Человек как объект философско-антропологического исследования в отечественной философской мысли 12

1. Особенности понимания природы человека в русской философии 12-47

2. Историософские начала философской антропологии В.С.Соловьева 47-67

ГЛАВА 2. Проблема двойственности природы человека в философии В.C. Соловьева 68

1. B.C. Соловьев о двойственной сущности природы человека 68-86

2. Концепция Богочеловечества в философской антропологии В.С.Соловьева 86-108

3. Человек в контексте культуры, по B.C. Соловьеву 109-135

Заключение 13 6-142

Список литературы 143-158

Введение к работе

Россия начала XXI столетия - это страна, вошедшая в период модернизации макроэкономических, технологических, экологических и иных условий, страна, ищущая свое место в современном многополярном мире. Однако ни одно общество, ни одно государство не может начать новую фазу своего развития «с чистого листа», не может отказаться от своего многовекового опыта, от своих культурно-исторических предпосылок. Нет истории без прошлого. Вот почему на современном этапе развития оказалось столь важным для русской общественной мысли обращение к философскому наследию прошедших XIX и XX веков.

Современное российское общество нуждается в новой конструктивной идеологии и осмыслении своего места в мировом историческом процессе. Это объясняет, почему в условиях нарастания в российском обществе культурного и идеологического многообразия большое значение в духовной жизни общества приобретает процесс возрождения и обновления традиций русской философии эпохи религиозно-философского ренессанса, выдающимся представителем которого является Владимир Сергеевич Соловьев. Мудрость русского философа в полной мере должна быть использована для того, чтобы воспрепятствовать росту бездуховности, жестокости, разрушению самих основ человеческого существования. Поэтому исследования философской антропологии Соловьева становятся особенно актуальными на рубеже веков в силу необходимости нового осмысления и понимания природы и сущности человека, смысла его бытия.

Сущность человека, противоречивость его природы принадлежат к числу вечных философских проблем, возникающих уже с того времени, когда человек начинает задумываться над смыслом своей жизни. Размышления о человеке всегда были ключевыми для всей истории отечественной философской мысли. Можно констатировать, что в ней

присутствуют две тенденции: индивидуализм, присущий западному мышлению, однако приобретший ряд специфических черт на русской почве, и соборность, ставшая одной из главных особенностей и тем русской философии. Вплоть до конца XIX века данные тенденции находились в состоянии оппонирования друг другу и лишь в творчестве B.C. Соловьева сошлись вместе и были синтезированы в оригинальную систему, которая и стала основой высшего расцвета русской философской мысли в начале XX столетия.

Обращение к отечественной духовной традиции, и прежде всего к наследию философской антропологии Соловьева, позволяет сегодня выработать новую систему ценностей, вернуть подлинный смысл и значение человеческого существования. Русская философская традиция совершает важный поворот в оценке природы человека, рассматривая его не просто как продукт социальной среды и обстоятельств. Для нее ценность индивида заключается в том, что он есть образ и подобие Божие. Человек способен быть творцом, стать партнером Богу в преобразовании окружающего мира, изменяя при этом и свой духовный облик. В этом отношении теоретическое наследие Соловьева трудно переоценить. Ведущая тенденция его антропологии заключается в стремлении избавить человека от бездуховности, раскрыть весь его потенциал, все его возможности, базирующиеся на свободе и творчестве.

Обращение к истории развития философско-антропологической мысли, в частности, антропологии B.C. Соловьева, актуально еще и потому, что помогает понять, как в мировом человеческом опыте постепенно накапливались предпосылки для выработки базисных основ общечеловеческих ценностей. Суть проблем, вставших перед современным человеком, заключается в нем самом, в его природе, в совокупности его ценностных установок. B.C. Соловьев во многом предвосхитил философское осмысление данных проблем, предоставив целостное теоретическое и методологически обоснованное учение о человеке, его

двойственной природе и сущности. Этим, собственно, и обусловлены интерес к его наследию и, следовательно, актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности темы. Накоплена значительная

литература, посвященная осмыслению многообразного философского наследия B.C. Соловьева. Первую группу работ по данной проблематике составляют труды философов рубежа XIX-XX столетий и русского зарубежья: Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, СМ. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Г.В. Флоровского . В них излагается творческий путь русского мыслителя, прослеживается эволюция его философских взглядов на различных этапах жизни, исследуются фундаментальные проблемы его философии всеединства и софиологии, анализируются взаимоотношения с западными и славянофильскими учениями и идеями. Тема природы человека, ее двойственности, в них специально не рассматривается.

Исследования философии B.C. Соловьева были продолжены монографиями В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, СМ. Лукьянова , посвященными жизни и теоретическому творчеству B.C. Соловьева, и трудами ленинградских и петербургских философов: А.А. Галактионова, И.И. Евлампиева, А.Ф. Замалеева, П.Ф. Никандрова, А.И. Новикова,

'См.: Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России. Paris, 1989; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994 и др.; Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997 и др.; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994; Соловьев СМ. Вл. Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2 т. М., 1995; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Paris, 1988 и др. 2 См.: Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994; Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990; Лукьянов СМ. О Вл.С Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии. М., 1990.

Л.Е. Шапошникова. Многими современными исследователями неоднократно отмечались заслуги и значение Соловьева в отечественной и мировой философии и в философии религии , в области права , морали и этики4. Однако и они не рассматривают концептуально антропологию B.C. Соловьева, анализируя лишь фрагментарно воззрения мыслителя на человека. Необходимо отметить сборник «Владимир Соловьев: pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология»5. В нем представлены статьи, письма его современников и более поздних авторов. Среди этих имен можно назвать В.В. Розанова, Н.Н. Страхова, М.М. Ковалевского, Л.М. Лопатина, К. Мочульского, А.А. Блока, А. Белого и других.

Следует выделить пласт современных исследований о

мировоззрении B.C. Соловьева. К их числу относятся работы

И.Я. Булгаковой, П.П. Гайденко, В.В. Лазарева, Н.В. Мотрошиловой,

1 См.: Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989; Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2 частях. СПб., 2000; Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002 и др.; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995; Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб., 1998; Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Нижний Новгород, 1992; Шапошников Л.Е. Философские портреты. Нижний Новгород, 1993 и др.

См.: Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993; Кожев А. Религиозная метафизика Вл. Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 3 и др.

См.: Бачинин В.А. Вл. Соловьев: Метафизика правопорядка // История философии и социологии права. СПб., 2001; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Малов А.В. Проблема насилия в философии В. Соловьева: Дисс. ... канд. филос. наук. Новогорск, 2001 и др.

См.: Асанбаева Г.Д. Гуманизм этики B.C. Соловьева: Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1990; Беккер Маттиас. Нравственная философия в «Оправдании добра» Вл. Соловьева: Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2002; Мартеева Л.В. Моральная концепция Вл. Соловьева (историко-философский анализ): Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2001; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994 и др.

См.: Вл. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Вл. Соловьева в оценке русских мыслителей: Антология / Сост. Бойкова В.Ф. СПб., 2000.

В.В. Сербиненко , фундаментально рассмотревших миросозерцание мыслителя в контексте западноевропейской и русской философских традиций, однако не затронувших учение Соловьева о природе человека. В исследованиях В.Н. Акулинина, Г.Ф. Гараевой и С.С. Хоружия дается анализ философии всеединства и софийного идеализма, однако антропологические суждения Соловьева не нашли своего отражения. Данных авторов более всего интересует проблема метафизики и веры в философии всеединства и софиологии.

Определенное отношение к нашей теме имеют кандидатские диссертации А.Т. Бакрадзе «Проблема человека в философии В. Соловьева (критический анализ)» и Т.И. Малиевой «Критика немарксистских концепций личности и общества (Владимир Соловьев)» , но, главным образом, по предмету исследования, нежели по цели, задачам и методологическим основаниям. Из диссертационных исследований в области истории философии наиболее значимы работы Е.В. Мочалова, Т.С. Оленич, А.Д. Равицкого4, уделивших внимание определенным

См.: Булгакова И.Я. Нравственный идеал и русская религиозная философия конца XIX- начала XX веков: Дисс....канд. филос. наук. М., 2001; Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Лазарев В.В.Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М, 2000; Мотрошилова Н.В. История философии. М., 2001; Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М, 1994.

См.: Акулинин В.Н.Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990; Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М., 2000; Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина // После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.

См.: Бакрадзе А.Т. Проблема человека в философии В. Соловьева (критический анализ): Дисс. ... канд. филос. наук. Тбилиси. 1972; Малиева Т.И. Критика немарксистских концепций личности и общества (Владимир Соловьев): Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1987.

См.: Мочалов Е.В. Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX-XX веков: Автореф. дисс...доктора филос. наук. Саранск, 2003; Оленич Т.С. Проблема богочеловечества и смысла жизни в религиозно-философской антропологии конца XIX - начала XX вв.: Дисс...канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1998; Равицкий А.Д.

сторонам антропологии Соловьева. В.А. Евсеев детально исследует проблему смысла жизни в философии B.C. Соловьева. Е.П. Сугатова и И.В. Явчуновская2 анализируют воззрения русского мыслителя на идею совершенствования человека и общества. Л.А. Тронина рассматривает бытие человека как диалектику жизни и смерти на примере философии всеединства B.C. Соловьева и С.Н. Булгакова.

В зарубежной исследовательской литературе к значительным трудам традиционно причисляются работы Людвига Венцлера и Ганса Глейкснера4 о B.C. Соловьеве с точки зрения католического богословия, Вильгельма Гердта5, давшего анализ творчества Соловьева в рамках общей истории русской философии, Гельмута Дама6, сопоставившего учения Шелера и Соловьева, Хейнса Мосмана7, рассмотревшего философию мыслителя с точки зрения антропософии, и исследования Питера

Соотношение человека и космоса в философской системе B.C. Соловьева: Дисс. ... канд. филос. наук. Курск, 1999.

'См.: Евсеев В.А. Проблема смысла жизни в философии B.C. Соловьева (социально-философский аспект): Дисс...канд. филос. наук. Архангельск, 2002.

См.: Сугатова Е.П. Проблема общественного идеала в философии B.C. Соловьева: Дисс. ... канд. филос. наук. Барнаул, 2001; Явчуновская И.В. Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии B.C. Соловьева: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2001.

Тронина Л.А. Бытие человека как диалектика жизни и смерти: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2002.

См.: Gleixner, Hans: Vladimir Solov'evs Konzeption vom Verhaeltnis zwischen Politik und Wirklichkeit. System einer sozialen und politischen Ethik. Frankfurt a.M., Bern, Las Vegas, 1978; Gleixner, Hans: Die ethishe und religiose Sozialismuskritik des Vladimir Solowjow: Texte und Interpretation. St. Ottilien, 1986; Wenzler, Ludwig: Die Freiheit und das Boese nach Vladimir Solov'ev. Freiburg (Breisgau), Munchen, 1978.

См.: Goerdt, Wilhelm: Russische Philosophie. Zugaenge und Durchblicke. Freiburg(Br.), Muenchen, 1984.

См.: Dahm, Helmut: Vladimir Solov'ev und Max Scheler. Ein Beitrag zur Geschihte der Phaenomenologie im Versuch einer vergleichenden Interpretation. Muenchen, Salzburg, 1971.

См.: Mosmann, Heinz: Wladimir Solowjoff und die werdende Vernunft der Wahrheit: Keime zu einer Philosophie des Geistselbst. Stuttgart, 1984.

Норманна Ваге, а также В. Шилкарского1 о философии всеединства Соловьева.

Обзор имеющейся литературы позволяет сделать следующие выводы. Учение B.C. Соловьева о природе человека, ее двойственности, еще не стало предметом серьезного философско-антропологического анализа. В литературе отсутствует анализ целостного рассмотрения взглядов русского мыслителя на двойственную природу человека. Проблема сущности человека в философии Соловьева к настоящему времени не разработана. Отсутствуют обобщающие работы, дающие возможность представить учение B.C. Соловьева о природе человека в целом. Актуальность темы, степень ее научной разработанности определяют цель и задачи данного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является всесторонний философско-антропологический анализ проблемы двойственной природы человека в философии B.C. Соловьева.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть проблему антропоцентризма как важнейшую особенность русской философии;

~ показать эволюцию взглядов B.C. Соловьева на проблему человека, выделить основные ее этапы, определить истоки его учения о человеке;

- дать характеристику историософских начал антропологии
B.C. Соловьева;

— выявить двойственность природы человека в философской
антропологии русского мыслителя;

1 См.: Waage, Peter Normann: Der unsichtbare Kontinenten: Wladimir Solowjow, der Denker Europas. Stuttgart, 1988; Szylkarski, W.: Solowjows Philosophie der All-Einheit. Eine Einfuhrung in seine Weltanschauung und Dichtung. Kaunas, 1932.

- раскрыть значение понятия «Богочеловечество» для антропологии
B.C. Соловьева;

- дать анализ философских и социокультурных основ
двойственности человека в контексте развития культуры человечества,
согласно учению B.C. Соловьева.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Цель данной работы лежит в области анализа антропологического учения русского религиозного философа B.C. Соловьева, поэтому непосредственной теоретической базой исследования являются произведения мыслителя, касающиеся его антропологии, философии культуры и богословия. К ним относятся такие труды Соловьева, как «Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «Философские начала цельного знания», «История и будущность теократии», «Оправдание добра. Нравственная философия», «Смысл любви», «Красота в природе», «Общий смысл искусства», «Первый шаг к положительной эстетике», «София», «На пути к истинной философии», «Идея человечества у Августа Конта», «Об упадке средневекового миросозерцания», «Идея сверхчеловека», «Три речи в память Достоевского», «Духовные основы жизни», «Жизненная драма Платона», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и др. Кроме этого используются труды крупнейших философов, антропологов, историков философии, как отечественных, так и зарубежных. При анализе поставленной проблемы были использованы общенаучные методы и принципы системности, объективности, научного исследования, культурно-исторический подход.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Дан целостный философско-антропологический анализ двойственной природы человека в философии B.C. Соловьева.

  2. Раскрыты особенности антропоцентризма как главной составляющей отечественной философской мысли.

3. Проведен анализ учения Соловьева о сущности человека в контексте развития русской культуры и определено современное значение его философской антропологии для нравственного совершенствования человека и формирования его ценностных ориентиров.

4. Выявлены метафизические истоки и философские основания учения русского философа о человеке и Богочеловечестве.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и результаты диссертации, его выводы и теоретические обобщения могут быть использованы:

в дальнейших философско-антропологических исследованиях человека, его природы и смысла существования;

при изучении философского наследия B.C. Соловьева, в творческом осмыслении и передаче своеобразного пласта знаний отечественной философии «серебряного века» новым поколениям;

- в преподавательской деятельности при подготовке общих курсов
по философской антропологии и религиоведению, философии культуры и
истории русской философии, а также при чтении специальных курсов
«Философская антропология в учении B.C. Соловьева», «Проблема
человека и его природы в отечественной философии», «Человек и его
потребности».

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международной научно-практической конференции «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» (Бокситогорск, 2003 г.), международной научной конференции «Стратегия и тактика вузовской науки в регионе» (Бокситогорск, 2004 г.), традиционных Петровских чтениях при Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург, 2004 г.).

Особенности понимания природы человека в русской философии

Проблема человека, его сущности или природы выступает фундаментальным основанием практически любой философской системы. Сложность философского определения человека, его сущности состоит, в первую очередь, в невозможности однозначного подведения философской категории «человек» под более широкое (родовое) понятие, например Природа, Космос, Бог, Общество и т.д. Как пишет автор статьи «Человек» в Новейшем философском словаре, «человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум»1.

Философская антропология исходит из понимания природы человека как единства таких его основных модусов: тела, души и духа. При этом тело выступает одновременно как элемент природы и как собственно человеческое тело, наделенное качественными состояниями: стыдом, смехом, плачем, негодованием и т.д. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: как жизненный Центр тела (с такими состояниями, как жизнь, спектр чувствований от любви до ненависти и т.д.) и как индивидуализация человека, его неповторимость. Дух же воплощает саму идею «человечности». В понятии духа отражается как феномен духовности, так и самосознание личности. «Духовность» выступает ведущей категорией культурной антропологии.

Современные петербургские философы указывают, что сущность человека обнаруживается в противоречии между бесконечностью духа и конечностью плоти (тела). Суть этого противоречия в том, что телесно человек ограничен (пространством, где он живет, и временем, которое ему отпущено). Дух же человеческий не имеет ни пространственных, ни временных ограничений. Пространственных - поскольку человек духовно (в мечтах) может перенестись в любое пространство, в том числе и не существующее. Временных - дух человеческий может пребывать в любом времени: в прошлом, настоящем и будущем. А смерть телесная не властна над духом. Духовно человек уже при жизни (в плодах своего творчества) может обеспечить свое бессмертие1.

Безусловно, тема сущности человека и смысла его бытия принадлежит к числу вечных в философии. Она возникает уже с того времени, когда человек начинает задумываться - кто он такой, почему есть, в чем его предназначение? Разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия и породило собственно философскую антропологию. На поверхностный взгляд, сущность человека обусловлена его биосоциальной природой (двойственностью) и выражается в мыслительной деятельности и в общественном характере его трудовой деятельности. Однако, по мнению профессора В.Л. Обухова и его соавторов, такая ясность иллюзорна. Сущность человека, считают они, «не может быть замкнута на его внутреннем мире, равно как и не может быть отчуждена от него, передана общественным отношениям, условиям его социального бытия. Сущность человека - в промежутке между его наличным, актуальным бытием и никогда не утолимым голодом по иному, грядущему»2.

«Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос - последняя цель всей человеческой мысли»3, - отмечал философ эпохи «серебряного века» русской культуры С.Л. Франк. По мнению современного исследователя Б.Т. Григоряна, «проблема эта вечна, но она и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, её содержание, сам человек... И пока течет жизнь и работает мысль, проблема человека будет неизбежно вставать перед людьми, настоятельно требуя своего решения»1.

Московский автор П.С. Гуревич определяет человека как особый род сущего, как субъекта социального процесса, творца культуры и исторического развития. Человек, по его мнению, - биопсихосоциальное существо. Оно генетически связано с другими формами жизни, выделяется из них благодаря способности к творческой деятельности, обладает членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-эстетическими качествами. Гуревич отмечает, что в современной философии «схвачены» существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного существа: его бытие социально; у него есть разум и ценности; он постоянно развивается; в нем сильна драма между сознанием и бессознательным; он возвышается над природным царством .

Остановимся на главных вехах в философском постижении человека. Пристальное внимание философов к теме человека ведет свой отчет от античности, от древнегреческой философии. Мифология не расчленяет картину мира, она по сути своей синкретична: природа, человек, божество в ней слиты, что находит свое отображение в антропоморфизме, то есть бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому человеку. Как отмечал выдающийся русский философ XX века А.Ф. Лосев, в мире, который является «чувственно-материальным космосом», человек «выступает лишь в качестве вещественной телесности»

Историософские начала философской антропологии В.С.Соловьева

Философия B.C. Соловьева - это философия «цельной жизни», которая, по мнению русского мыслителя, получает свое исходное содержание от знания существующего всеединства. И построение этой философии Соловьев начинает с критики «отвлеченных начал» (эмпиризм, рационализм, клерикализм и др.), отталкиваясь от начал действительных. К таким началам, в первую очередь, относится антропологический принцип, софиология и теософия Соловьева, а венчает данную систему в качестве верховного принципа - принцип «положительного всеединства». Соловьев создал первую русскую категориально-понятийную систему, не сводимую к какому-либо одному мировоззренческому принципу.

Во вступительной статье к первому советскому изданию собрания сочинений Соловьева А.Ф. Лосев писал: «Вл. Соловьев - это крупнейшая фигура русской философии, публицистики и поэзии второй половины XIX века, его изучение представляет огромные трудности ввиду чрезвычайной сложности и многогранности его творческой натуры» . Современник Соловьева С.Н. Булгаков отмечал: «Философия Соловьева есть, в моих глазах, - пока последнее слово мировой философской мысли, ее высший синтез» . Отечественные публицисты любили награждать Соловьева самыми лестными эпитетами - «русский Платон», «русский Ориген», «Пушкин русской философии» .

Однако оценка личности философа его современниками была далеко не однозначной. А. Блок в статье «Рыцарь - монах», посвященной Соловьеву, отмечал, что «ни один стан публицистов не примет Соловьева без оговорок», у него «всегда были и будут и враги и поклонники» . По мнению В.В. Розанова, Соловьев хотя «поклонился истинному Богу» , но являлся «замечательно не русским, а международным, европейским писателем» . Н.Н. Страхов отмечал «умственную мелкость»6 философа, но соглашался, что Соловьев «даровитый» человек и «не дурно владеет словом» . По мнению митрополита Антония, «с легкой руки Соловьева наше общество и даже нашу философскую мысль одолел суеверный мистицизм и хлыстовщина с ее дикими суевериями и гнусными оргиями»8.

Противоречивость оценки личности и творчества B.C. Соловьева его современниками во многом объяснялась двойственностью натуры мыслителя. Н.А. Бердяев так писал о философе: «Образ его двоится. Он вызывает двойственное к себе отношение, пленяет и отталкивает»9. Исследователи творческого наследия Соловьева отмечают следующее: «Он был человеком со странностями, мог отпугивать, внушать неприязнь. Но мог воодушевлять, воспитывать» . Для него были характерны «отрешенность от окружающей реальности» и одновременно «отчаянные попытки преодолеть одиночество»2. По собственному признанию Соловьева, он, действительно, представлял собой «живой клубок противоречий»3.

Постсоветский философский словарь так характеризует творческую деятельность выдающегося русского философа: «В конце 70-х и 80-е гг., в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России, Соловьев в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям мысли выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству; однако умеренно реформистские взгляды перемежались у него с мистико-максималистическои проповедью «теургического делания» .

Владимир Сергеевич Соловьев родился в 1853 году в Москве в семье знаменитого историка СМ. Соловьева. По материнской линии философ происходил из рода замечательного мыслителя XVIII века Григория Сковороды, которого впоследствии Соловьев будет считать своим учителем и духовным наставником. Духовно-творческая обстановка, господствовавшая в семье, способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В 16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких философов, как Г. Гегеля и Ф. Шеллинга.

B.C. Соловьев о двойственной сущности природы человека

Противоречие между бесконечностью духа и конечностью тела есть главное противоречие природы человека, в силу этого оно становится основной теоретической проблемой для философской антропологии. Человеческое понимается только исходя из него самого, из человека. Философская антропология возможна только как синтетическая философия человека. Как пишет современный исследователь философской антропологии, её цель - дать целостное (то есть в традициях русской философии), а не совокупное знание о человеке, «дать целокупный анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы и потенции, которые «движут» им, а главное - благодаря которым «движется» он»1. Отсюда вытекает положение о незавершенности человека. Незавершенность эта проявляется в постоянной устремленности человека к чему-то высшему, запредельному, что в принципе и означает обретение человеком своей сущности. На то, что именно из этого противоречия надо исходить, когда мы хотим познать самые фундаментальные характеристики человека, указывали многие выдающиеся философы: А. Августин, Н. Кузанский, Л. Паскаль, Ф. Достоевский, Н. Бердяев. Этой же точки зрения придерживался и Владимир Соловьев. В данном списке мы видим лишь философов религиозного толка, и это не случайно, поскольку их обращенность к духу дала им возможность постичь это противоречие и осмыслить его как наиболее глубокое .

Чтобы понять значение проблемы двойственности природы человека для философии B.C. Соловьева, необходимо уяснить его учение об Абсолюте. Что понимает Соловьев под Абсолютом? Сразу отметим, что в разное время и в разных произведениях русский философ вкладывал в это понятие различное содержание. В «Философских началах цельного знания» он пишет: «Абсолют есть ничто и все: ничто - поскольку оно не есть что-нибудь, и все - поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь» . Абсолют - это безусловно сущее. Он есть то, что познается во всяком познании. Абсолютное, таким образом, — основа всякого бытия. Соловьев считает, что оно неотделимо от космоса, оно усматривается «нами» сквозь мир. Оно есть единое и в то же время заключает в нем «все». Абсолютное -это «всеединое», и наконец, Абсолютное - это Бог. Бога Соловьев рассматривает в духе христианской традиции, то есть в трех ипостасях: - Бог как потенциальное состояние духа, воли, истины; - Бог как проявление и утверждение себя в другом, то есть Бог есть Логос; - Бог как возвращающаяся к нему душа, то есть Бог есть София. Три ипостаси Бога, по Соловьеву, являются различными формами любви, объединяющей все существующее, бытие как таковое.

Философское учение об Абсолюте включает в себя две стороны: первая сторона - начало абсолютного единства и свободы от всяких форм и всякого проявления, или «Сверхсущее», вторая сторона - начало существования, то есть множественность форм, или реальный мир. Первая сторона (космос) есть абсолютное в себе или абсолютное, находящееся выше существования, вне мира. Вторая сторона, или полюс, по Соловьеву, есть ощутимое отсутствие существования и представляет его отрицательную непосредственную потенцию (materia prima) или отрицательное начало «самих по себе или в своей потенциальной отдельности» . Таким образом, второй полюс абсолютного - это мир природы и общества, то есть реальная действительность. Эта действительность представлена разнообразием материальных и идеальных существ, одним из которых является человек. Поэтому проблема человека, по Соловьеву, становится ведущей в его философии, она антропоцентрична. Мир реального бытия Соловьев рассматривает как «второе абсолютное» или «становящееся абсолютное».

Чем же отличается «первое абсолютное» от «второго абсолютного»? Первое абсолютное есть «всеединое», второе лишь «становится всеединым». Если первое вечно обладает всеединым, то второе овладевает им постепенно, во времени . Первое познается в откровении, оно по сути своей иррационально, а второе открывается в разуме в результате его рациональной деятельности. «Второе абсолютное», согласно Соловьеву, имеет «божественный элемент». Однако в нем заключен и «природный, материальный элемент, в силу которого он не есть всеединое, а только становится им» .

В процессе своего восхождения к Абсолюту мир, второе абсолютное, проходит два этапа: первый - космогонический (до появления человека) и второй - исторический (после появления человека). «Космический процесс, -пишет Соловьев, - оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготовляющий человека духовного»4. Это восхождение он стремится связать с идеей эволюции, предполагающей последовательное усложнение форм бытия во времени и пространстве от простейших до самых сложных: от минерального царства - через растительное и животное - к человеческому (природно-человеческому), а затем, после появления Христа - к Царству Божию. Тот факт, что высшие типы бытия открываются после низших, вовсе не означает, что высшее порождается низшим. Порядок сущего не совпадает с порядком явления: высшие образы бытия метафизически существуют первее низших, хотя являются после них.

Согласно Соловьеву, эволюция мироздания есть в своих основах и задачах процесс целенаправленный. В его трудах мы находим исполненные глубокого драматизма картины рождаемого в муках будущего вечного вселенского организма. «Наша биологическая история, - пишет Соловьев, — есть замедленное и болезненное рождение. Мы видим здесь явные знаки внутреннего противоборства, толчки и судорожные сотрясения, слепые движения ощупью, неоконченные наброски неудачных созданий - сколько чудовищных порождений и выкидышей!»1 Однако Соловьев уверен, что смысл неотвратимо восторжествует над бессмыслицей, что реализация всеединства составляет внутреннее содержание и задачу как космогонического, так и исторического этапов эволюции мира как единого целого. Еще раз отметим, что историософия Соловьева как «богочеловеческий процесс» естественно включает в себя идею возможности избавления материального мира от разрушительного воздействия Пространства и Времени через вечную красоту Космоса.

Концепция Богочеловечества в философской антропологии В.С.Соловьева

Проблема природы человека в русской философской антропологии корнями уходит в иудаизм и христианство, в библейское учение о человеке, о его творении и Богочеловеке. На всем протяжении истории христианства важнейшей ее темой являлось искание смысла и значения религиозных идей для отдельного человека, общества и культуры, выдвижение на первый план вопроса сущности человека, его природы и отношений человека и Бога. Русские религиозные мыслители не просто развивали христианские традиции, но дали многим вопросам этой сложной проблемы свою интерпретацию. В частности, была разработана концепция Богочеловечества, во многом совпадающая с христианской догматикой.

Учение о Богочеловечестве является одним из важнейших в антропологии B.C. Соловьева. Согласно исходным принципам философии русского мыслителя, мир возникает в результате добровольного самоограничения Бога, и Бог «сочувствует» творению. Более того, по мнению Соловьева, Бог нуждается в человеке для реализации своих планов, ибо вне человека и без человека, без его доброй воли и активной поддержки не может завершиться творение мира. Однако, как отмечает философ, данный союз между Богом и человеком возможен лишь как между «двумя существами, хотя и не равносильными, но нравственно однородными...Бог находит себе достойный предмет действия, иначе ему не на что было бы воздействовать» .

Человек как существо природное присутствует в мире только между физическим рождением и физической смертью. Соловьев допускает, что человек может существовать после физической смерти, но считает, что это можно признать в том случае, если человек - вечная умопостигающая сущность. «Но в таком случае, - пишет Соловьев, - логически необходимо признать, что он существует не только после смерти, но и до рождения, потому что умопостигаемая сущность по понятию своему не подлежит форме нашего времени, которая есть только форма явлений» . Между природной и божественной сущностью человека, согласно Соловьеву, постоянно идет борьба. Философ считает, что человек может утвердить себя отдельно от Бога, как Бог. Но это означает бунт против Абсолюта, который породил грех, так как человек, утвердившись в своей самости, обнаруживает себя в чуждом и вредоносном мире. Сознание человека, имевшее в себе до грехопадения прямое выражение всеобщей связи, теряет свое содержание и ищет его — начинается теогонический процесс, искание Бога. Данное постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует собственно исторический процесс, внутри которого происходит Боговоплощение. Двойственная природа человека обусловливает, по мнению Соловьева, два полюса движения. К человеку стремится вся природа, а к Богочеловеку направляется вся история человечества, мировой исторический процесс. В «Чтениях о Богочеловечестве» философ говорит об абсолютном, идеальном человеке: «Как божественные силы образуют один цельный...организм живого Логоса, так все человеческие элементы образуют такой же цельный вместе универсальный и индивидуальный организм - необходимое осуществление и вместилище первого - организм всечеловеческий, как вечное тело Божие и вечная душа мира. Так как этот последний организм, то есть София...состоит из множественности элементов, которых она есть реальное единство, то каждый из этих элементов, как необходимая составная часть вечного Богочеловечества, должен быть признан вечным в абсолютном или идеальном порядке»1.

Составным элементом высшего единства является Бог. Бог, по Соловьеву, - безусловное первоначало, источник всякого бытия, абсолютная ценность всего сущего, абсолютно-сущее, свободно-сущее. Согласно философу, Бог есть все. Следовательно, как всякое действительное существо, он имеет определенное содержание, «по отношению к которому оно говорит «я есмь», то есть я есмь это, а не другое, точно так же и божественное существо утверждает свое «я есмь», но не по отношению к какому-нибудь отдельному частному содержанию, а по отношению ко всему, то есть, во первых, по отношению к безусловной всеединой всеобъемлющей идее, а через нее и в ней - и по отношению ко всем особенным идеям, составляющим объем и содержание идеи безусловной» .

Абсолютное первоначало или Бог рассматривается Соловьевым в духе христианской традиции в «трех ипостасях», которые мыслятся на уровне трансцендентного, каждая из которых выполняет определенные функции, образующие совершенное единство. В толковании «трех ипостасий» русский философ исходит из идеи самоопределения Абсолюта, включающего три элемента:

1) проявляющееся в себе или о себе, в котором проявление заключается в скрытом, или потенциальном, состоянии; 2) проявление как такое, то есть утверждение себя в другом или на другом, обнаружение или выражение проявляемого, его Слово, или Логос; 3) возвращение проявляющегося в себя, или самонахождение проявляющегося в проявлении2.

По Соловьеву, Бог есть любовь как в сфере Святой Троицы, так и в отношении к миру. Божественная любовь неотделима от всех положительных проявлений космического существования. Она может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое, в один живой универсальный орган, всеобъемлющей формой данного единства является София . Но Бог у Соловьева не только некая абстракция, не только абсолютно-сущее, но и личность. Именно поэтому Бог как сущее и личность выступает настоящим предметом метафизики. Философия ориентирована на него, а не на бытие, которое относительно, которое принадлежит Богу.

Похожие диссертации на Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ