Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Копытов, Юрий Геннадьевич

Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт
<
Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Копытов, Юрий Геннадьевич. Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Копытов Юрий Геннадьевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 120 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/45

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы института наказания лишением свободы 16

1.1. Сущность, цель и общие принципы наказания 16

1.2. Властные практики осуществления контроля над индивидами, лишенными свободы 26

1.3. Социальное назначение тюремного наказания 37

Глава 2. Развитие института наказания лишением свободы 45

2.1. Специфика института тюремного наказания в России 45

2.2. Тюремное наказание как соединение правосудия и системы исполнения наказаний 69

2.3. Тюремное наказание как приближение уголовного правосудия к гуманности 82

Заключение 96

Список используемой литературы 101

Властные практики осуществления контроля над индивидами, лишенными свободы

Тюрьма — место заключения преступников, средство наказания и исправления преступников, однако современные тюрьмы обыкновенно достигают лишь первого. В своем стремлении исправить преступника, институт тюрьмы неоднократно подвергался реформированию и реорганизации . Но, несмотря на это рабочее определение, трудно отказаться от аллегорических образов, сопровождающих наше обращение к данной теме. Самым первым и основным интуитивно-архетипическим образом тюрьмы выступает оральная полость2.

Прообразом всех тюрем выступает тесное пространство рта. «Кто попал внутрь, тот пропал», однако некоторые попадают в эту полость/плоскость еще живыми. Такая острозубая пасть напоминает

Здесь можно отметить и разъединения на ночь, и одиночное заклю чение, и молчание, и обязательный труд и т. д. Весьма важным средством в видах исправления и морального возрождения преступ ников является система вознаграждаемого принудительного труда, соединенная с институтом условного досрочного освобождения, при котором заключенный за время пребывания в тюрьме может сделать небольшие сбережения из засчитываемой ему платы за произведенные работы, при условии хорошего поведения, сократив срок своего заключения. См. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 2004. самые страшные и главные качества тюрьмы. Можно предположить, что образ такой пасти и стал прообразом мест заключения, тюрем. «Для ранних людей существовали, конечно, не только киты, в пасти которых им было достаточно места. Там ничто не может вырасти, даже если есть время для обживання. Посевы там сохнут и гибнут. Когда пасти и драконы были, так сказать, истреблены, им нашлась символическая замена — тюрьмы. Раньше, когда они были только пыточными камерами, сходство с пастью можно было проследить вплоть до мельчайших деталей. Ад выглядит так же и по сию по-ру...» . Тюрьма как архетип предстает в ряде метафизических значений: захват, поглощение, растворение — уничтожение, иными словами - это зона медленной/быстрой смерти.

Тюрьма - это и признание обществом своей несостоятельности, и форма организации жизненного пространства для отдельных индивидов. Однако эта разумно организованная социальная жизнь на поверку может оказаться не такой безопасной, как это кажется на первый взгляд.

Об иллюзорности тюрьмы как наказания для исправления говорил прошедший такой социальный опыт М. Шаламов. «Тюрьму невозможно оправдывать, бесполезно осуждать, опасно испытывать в отношении к ней романтические иллюзии. Ее закон — выживать за счет других. Отвратительный закон унижения и уничтожения»4.

Любая тюрьма - средоточение ожесточенности. Тюрьма, по большому счету - даже не социальный институт, это закон жизни и глубинная «основа» современного социума. Это территория, где уравнена добыча и ее случайный потребитель. Тюрьма не помещается в рамки цивилизованности, так как невозможно осознать такое социальное обустройство жизни, где человек и его жизнь существуют в качестве фауны.

«Году в тысяча девятьсот сорок девятом напали мы с друзьями на примечательную заметку в журнале «Природа» Академии Наук. Писалось там мелкими буквами, что на реке Колыме во время раскопок была как-то обнаружена подземная линза льда — замерзший древний поток, и в нём — замерзшие же представители ископаемой (несколько десятков тысячелетий назад) фауны. Рыбы ли, тритоны ли эти сохранились настолько свежими, свидетельствовал ученый корреспондент, что присутствующие, расколов лёд, тут же охотно съели их», пишет Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ».

Социальное назначение тюремного наказания

Такого рода попытка выделения из МВД правоохранительных структур по сути своей была признана неудачной, так как реформирование только усложнило и запутало взаимодействие местных органов, поскольку данное министерство было поставлено как бы над местными органами других министерств.

В этой связи в 1819 году Министерство полиции было ликвидировано, а его департаменты вновь вошли в состав МВД. В частности с 1834 года устройство и содержание тюрем, этапов и арестантских гражданских рот, распределение арестантов, ссыльных, бродяг и не способных к ссылке и работам лиц сосредоточились во втором отделении департамента полиции исполнительной. При этом второе отделение департамента полиции хозяйственной отвечало за дела устройства и управления смирительных, рабочих и работных домов. С 1865 года его прерогативы в отношении смирительных и рабочих домов были переданы второму отделению департамента полиции исполнительной. Канцелярии департаментов полиции, кроме прочего, занимались делами по определению и увольнению чиновников департаментов и подведомственных им мест.

В результате осуществляемой реорганизации были восстановлены не только прежняя структура Министерства внутренних дел (с небольшими изменениями), но и основные задачи, решаемые МВД до создания Министерства полиции. Однако компетенция Министерства внутренних дел заметно возросла за счет расширения, его обязанностей по совершенствованию губернского, городского и земского управления; контроля за исполнением земских повинностей и устройством городского хозяйства; руководства городской и земской полицией и противопожарной службой, конкретизации ряда других функций.

Наряду с вышеизложенным, наиболее значительное организационно-штатное изменение в тюремном ведомстве произошло в 1879 году, когда в ходе проведения тюремной реформы было образовано Главное тюремное управление - ГТУ, ставшее центральным органом управления тюремной системы. Кроме того, следующим шагом по пути реформирования тюремной системы была передача ГТУ в 1895 году из МВД в ведение Министерства юстиции.

Подобный шаг правительства был воспринят неоднозначно. Многие ученые и практики считали его ошибочным и вредным для тюремного дела. Тем не менее, эта передача была объяснена необходимостью сблизить тюремное дело с интересами уголовного правосудия и несколько «разгрузить» МВД от обширных и многообразных дел34.

В силу высказанных соображений, главной особенностью пенитенциарной системы России вплоть до 80-х годов XIX века было отсутствие централизованного управления местами лишения свободы. Тюремная система того периода была рассредоточена по восьми ведомствам.

Наряду с отечественным, зарубежный опыт дал определенные результаты и для российской действительности. В частности в 1819 году в России по образу и подобию Британского библейского общества образуется Попечительное о тюрьмах Общество, имеющее своей задачей нравственное исправление преступников. Для этого предусматривались определенные меры, вводились некоторые новшества в тюремный быт, что стало основой для зарождения понятия режима.

Перед обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. При этом устав «Попечительного о тюрьмах общества» оставлял открытым вопрос, касающийся изменения внутреннего устройства тюрем, режима содержания заключенных и средств его обеспечения. «Поэтому неудивительно, - пишет М.Н. Гернет, - что создавалось совершенно нелепое положение: нравственное воздействие должно было оказываться на людей, сидевших в тюрьмах на шейных цепях, вделанных в тюремные стены, с кандалами, колодками и рогатками» 5.

Вместе с тем, несмотря на ограниченность и декларативность устава общества, впервые вводились определенные новшества в тюремный быт: разрешение членам комитетов посещать тюрьмы и знакомиться с положением содержащихся там преступников, привлечение церковнослужителей к работе с заключенными, создание библиотек с книжным фондом исключительно религиозного содержания.

Тюремное наказание как соединение правосудия и системы исполнения наказаний

Философ Мишель Фуко в своей книге «Надзирать и наказывать» приходит к выводу, что с XVIII века до наших дней правосудие больше не берет на себя публично ответственность за насилие, связанное с его отправлением. Полностью исчез институт публичных казней с применением пыток, преступника перестали выставлять на всеобщее обозрение.

Теперь детализация жизни и быта заключенных в тюрьме формирует технику исправления, направленную на формирование покорного субъекта, подчиненного власти, которая «постоянно отправляется вокруг него и над ним и которой он должен позволить автоматически действовать в себе самом»3 .

Задаваясь вопросом «на что же направлена в настоящее время система исполнения наказаний?», Фуко цитирует социального философа Габриэля Бонно де Мабли: «Наказание, скажем так, должно поражать скорее душу, чем тело». Фуко приходит к выводу, что сегодня судят не только юридические объекты, определенные в Кодексе, но «судят также страсти, инстинкты, аномалии, физические недостатки, неприспособленность, последствия воздействия среды или наследственности; наказывают акты агрессии, но через них и агрес г 58 сивность... убийства, но также влечения и желания» .

Согласно такой точки зрения, причиной наказания сегодня становится не волевое решение преступника, а социальные условия, в . которых он жил, воздействие общества (или среды), политика государства. Когда государственный контроль никак не влияет на распространение негативной информации в обществе (т.е. не сдерживает порнографию, пропаганду насилия и прочие соблазны девиантно-го поведения), а также не стимулирует субъекта путем образовательных и просветительских программ к принятию сознательных решений - в этом случае наказание бесполезно, поскольку преступник выступает жертвой повышенного криминогенного фона в обществе.

Суда над «душой» (в противовес наказания тела) преступника подразумевает использование новейших технических изобретений, позволяющих контролировать действия субъекта, сводя к минимуму ограничение его социальных функций. В таком качестве могут послужить и электронные браслеты, и веб-камеры, и исправительные работы, сопровождаемые он-лайн наблюдением.

Перспективно принуждение преступника на комплекс работ противоположной его преступлению направленности (т.о. будет оказан психологический эффект - даже механическое повторение определенных действий способно вызвать привычку, которая не позволит совершить повторное преступление) - например, нарушителей авторской собственности можно заставить писать программы по ее защите, либо искать в сети других нарушителей.

Таким образом, вместо обычного наказания, лишь повышающего агрессию преступника, происходит воздействие непосредственно на психофизику действий правонарушителя. Одновременно такого рода принудительные работы способствуют его социализации. Эксперты приходят к выводу, что воздействие на «душу» преступника должно в ближайшее время заменить наказание «тела», иначе динамика роста процентной доли преступников в обществе будет продолжаться ускоренными темпами.

Начиная с середины XX века, наказание лишением свободы в целом обрело тенденцию приближения правосудия к «гуманности». Но именно в ходе реализации этой тенденции правосудие дает сбой, подчиняясь исключительно механизмам наказания. Тормозом в развитии института наказания лишением свободы была достаточно длительная законодательная неопределенность концептуальных теоретико-правовых, индивидуально-личностных и социокультурных положений относительно целей и принципов наказания лишением свободы. Насущная задача современной культуры - минимизировать влияние на наказание со стороны правящих слоев общества. Правосудие должно стать «равным» для всех, а судебный аппарат должен обрести «автономность», что будет способствовать формированию нового социокультурного института наказания лишением свободы, ориентированного не только на карательные, но и исправительные процедуры.

Тюремное наказание как приближение уголовного правосудия к гуманности

Принимая решение лишить человека свободы, необходимо отдавать себе отчет, что когда-нибудь он вернется обратно, и вероятность того, что его личность в тюрьме очистится гораздо ниже, чем перспектива тотальной деградации. Чем больше людей направляется в тюрьмы, тем шире распространяется повседневный быт, культура, язык, нравы, образ жизни, и, в конце концов, законы тюремного сообщества. Как следствие регулятором общественных отношений становятся не государственные законы, а криминальный кодекс «понятий».

Чтобы не потерять связь с обществом (симптомом чего выступает антимилицейская кампания последних лет), получить кредит доверия, государству необходимо (помимо активизации просветительских механизмов) улучшать условия жизни заключенных. Ответственное государство наравне с обществом заинтересовано в гуманной юстиции и пенитенциарной системе. Ведь сохранность или же деградация личности непосредственно зависят от условий отбывания наказания.

Чем человечнее будут условия пребывания в неволе, тем спокойнее будет жизнь людей, избежавших тюрьмы. Чем меньше людей пройдет через тюремную систему и короче будет срок их нахождения в ней, тем проще будет государству управлять обществом с помощью единых для всех слоев кодексов закона.

Как в любом преступлении первым делом следует думать о мотиве, так же в любом государственном решении надо искать экономическую подоплеку. Таковую эксперты почти два десятилетия на 91 зад обнаружили в распространении частных тюрем в США (единственная из экономически развитых стран, опережающая Россию по процентной доле заключенных), вопрос внедрения которых у нас в последний раз, напомним, широко дискутировался в конце прошлого года. Некоторые специалисты предполагают, что высокие показатели по тюремному заключению могут быть непосредственно связаны с превращением борьбы с преступностью в индустрию. По данным американских СМИ, только с 1980 по 1994 год прибыли тюремной индустрии США выросли с 392 миллионов долларов до 1 миллиарда 31 миллиона.

Тюремная индустрия существовала в нашей стране еще в советское время, когда предприятия ГУЛАга занимали первые места в международных выставках. Эта индустрия до настоящего времени имеет многомиллиардный оборот.

Сегодня никто не подвергает сомнению утверждение, что труд является наиболее действенной формой воспитания. Соблюдение прав заключенных доказывает факт получения ими зарплаты (часто при выходе на свободу они имеют достаточно большие деньги на счете). О пользе такого метода перевоспитания преступников свидетельствует огромный объем инфраструктуры, построенной пленными немцами (военными преступниками) после войны, которой мы пользуемся до сих пор.

Таким образом, отказ от труда осужденных станет неоправданным расточительством, на которое, конечно, никто в мире не пойдет. Однако, научно доказано, что трудовая терапия в тюрьме и ко 92 лонии существенно менее эффективна, чем в обычных условиях.

Кроме того, чрезмерная экономическая заинтересованность бизнеса или государства в дешевой рабочей силе заключенных оказывает излишнее давление на суд, что способствует репрессивной форме правосудия.

Современные исследователи пришли к выводу, что социально-правовой контроль успешно заменяет институт наказания. Впрочем, эксперты допускают одну поправку: сам контроль при этом должен регулироваться демократическими, правовыми институтами. Государственное насилие, в принципе, тоже может удержать уголовную преступность на социально-терпимом уровне, но при этом он становится опаснее самой преступности, поскольку не избавляет общество от массовой виктимизации.

Кроме того, в Европе все больше завоевывают популярность предложения по переходу от «возмездной юстиции» к «юстиции возмещающей». В последние годы пропагандистская кампания по привлечению внимания к медиации как институту альтернативной, не уголовной, юстиции можно заметить даже в России. Суть этой стратегии состоит в том, чтобы с помощью незаинтересованного посредника урегулировать отношения между жертвой и преступником. Ведь, очень часто потерпевший больше заинтересован в реальном возмещении причиненного ему ущерба, нежели в том, чтобы «посадить» виновного. А лицо, совершившее это преступление, скорее будет готово возместить ущерб, чем «идти в тюрьму».

Похожие диссертации на Наказание лишением свободы как явление культуры и социокультурный институт