Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Фадеева Татьяна Федоровна

Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере
<
Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фадеева Татьяна Федоровна. Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере : структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 СПб., 2005 215 с. РГБ ОД, 61:06-9/491

Содержание к диссертации

Введение 5

Глава I. Структурное построение образности Одина в мифоло
гической традиции 17

1. 1. Вотан — историко-мифологический предшественник Оди
на 17

1. 2. Именные формы главы скандинавского пантеона 24

1.2. 1. Общее обращение к языковой формации 25

1.2.2. Имя как фактор принадлежности к социокультурной жиз
ни 27

1. 2. 3. Одиническая именная традиция 28

а) Общий взгляд 28

б) Частные случаи 31

1. 2. 4. Отражение имен Одина в топонимике и календарном

цикле древне-северной традиции 34

1. 3. Генеалогическая ретроспектива историко-мифологиеской

образности Одина 37

1. 3. 1. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». Целостный взгляд на

родословную 39

1. 3. 2. Родословная по прологу «Младшей Эдды» 44

1. 4. Внешность и атрибуты Одина, отраженные в древнесевер-

ном эддическом мировоззрении 46

1.4. 1. Детализированные извлечения из родословной главы пан
теона 47

1. 4. 2. Утрата органа зрения и отражение этого факта в иконо
графии 49

1. 4. 3. Пространственная локализация главы пантеона (одиниче-

ский престол — Хлидскьяльв) 51

1. 4. 4. Копье Одина — Гунгнир, как символический элемент ми
ровоззренческой системы древних скандинавов 54

1. 4. 5. Место кольца Драупнир в мировоззренческом поле север
ной мифологической системы 56

1. 4. 6. Руны. Получение, хранение и исполизование рун во взаи
мосопричастных традициях - мифологической и социокультур
ной 58

1.4.7. Чертог Одина — Вальхалла 62

1. 4. 8. Павшие герои-воины — Эйнхерии 65

1. 4. 9. Девы Одина, девы Воительницы — Валькирии 67

1.4. 10. Мед Поэзии 70

1.4. 11. Конь — Слейпнир ....72

1.4. 12. Узел павших или узел избранных — Валькнут 75

1. 4. 13. Гальдрастав. Символы рунической эпиграфики в одини-

ческой традиции 77

1. 4. 14. Корабль — Скидбладнир. Традиция судостроения, как неотемлимая часть религиозно-мифологического комплекса древнесе-

верной традиции 78

1.4. 15. Судьба [гибель] богов — Рагнарёк 87

1. 5. Природный элемент в скандинавском прикладном искусстве
и одинической традиции 89

Глава II. Социо-культурная сфера: отражение ее целей и задач в
образности главы пантеона 101

2. 1. Образ Одина как индикатора социальных трансформаций в

древнескандинавском обществе 101

2. 1.1. Социальный статус 103

2. 1.2. Личный статус 105

2. 1. 3. Внутригрупповой статус 106

2. 1.4. Статусные права 108

2. 1. 5. Статусный образ 108

2. 2. Способности Одина 110

2. 2. 1. Военные 111

2. 2. 2. Инициатические 116

2. 2. 3. Социально-культурные 119

2. 3. Один — культурный герой 127

2. 4. Один — вождь-жрец 130

2. 5. Одиническое жертвоприношение 138

2. 5. 1. Ценность жертвы 139

2. 5. 2. Замещение природ 140

2. 5. 3. Закрепление священного статуса 141

2. 5. 4. Деформация тела при жертвоприношении 142

2. 6. Процесс замещения глав пантеона (ассимиляция) 143

Заключение 152

Список использованных источников и литературы 158

Приложения 172

Введение к работе

Человеку, не умеющему помнить прошлое, нельзя мыслить о будущем.

Н. Рерих.

В современном быстро развивающемся мире не ослабевает интерес к различным мифологическим системам. До нашего времени в них сохранилось историко-культурное наследие народов мира. Заинтерисованность мифологическими традициями, как одной из частей всеобщей мировой культуры, происходит в результате того, что как таковая культура представляет в своей основе явление предполагающее передачу высочайших ценностей знания и красоты от одной общественной формации к другой. [67, с. 74] Также, как словесная, так и материальная культура, является одним из показателей сформировавшихся универсальных отношений человека к миру. Через эти взаимодополняющие друг друга культурные традиции человек создает, как свой окружающий, так и внутренний мир. В свою очередь в процессе изучения всевозможных мифологических памятников происходит открытие многоуровневых человеческих миров и представлений людей прошлого. Поэтому рассмотрение различных культур с их мифопоэтическими традициями приводит современных людей к обогащению не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Приступая к рассмотрению образа главы скандинавского пантеона, мы должны остановиться на конкретизации вопроса: чем в целом является древнесеверный мифологический комплекс как таковой. Затронутый вопрос необходимо проанализировать, поскольку в ходе его рассмотрения будет определен статус самой мифологии как древнейшего и синкретичного образования, а

также и ее непосредственного восприятия архаическим сознанием как фактора культуры.

В основе любой мифологической системы присутствует ряд основополагающих элементов, которые могут быть сведены к следующим положениям. Любая существовавшая ранее или функционирующая в настоящее время мифологическая система выстраивается на протяжении длительного времени, что в свою очередь дает возможность начать внутренне отражать те или иные социальные особенности. На этом основании, формирование какой-либо мифолого-философской традиции предполагает усвоение социумом различных историко-культурных элементов, заимствованных из окружающего пространства. Поэтому процесс мифотворчества, как таковой, может быть рассмотрен в качестве одного из множества проявлений общественной жизни. [135, с. 52] Всякий миф, в своей основе, представляет авторитетное изложение вне зависимости от того, насколько описываемое в нем повествование расходится с законами природы и повседневным опытом, поскольку миф повествует о фантастических событиях и не пытается их доказывать.

В целом мифологические системы во всем мире всегда играли важную роль в обеспечении единства политической системы общества. [137, с. 296-302] Таким образом, несомненно, основываясь на этом положении, миф можно определить как повествование особого типа способное оказывать влияние на самосознание представителей социума, а также наряду с этим обладающее насыщенными образными структурами и глубоким смыслом, наделенным значительной силой плодотворного воздействия на архаическое сознание.

В соответствие с вышеотмеченными положениями мы можем отметить, что человечество в каждом регионе мира стреми-

лось привести свою религиозно-культурную традицию к єдиному целому. Подобному процессу, в свою очередь, способствовало развитие систематизации всех философско-мифологических представлений.

Основываясь на новом переустройстве повседневной жизни, у человека со временем начинает проявляться потребность наделять разнообразным смыслом все окружающее его пространство. В этом процессе, создания новых по замыслу духовных ценностей, происходит творческая самореализация человека, которая может быть открыта через мифы, предания, эпические произведения или легенды различных стран. [47, с. 415]

С самых ранних стадий формирования человеческого мышления, процесс приобретения разностороннего знания органически сочетался с ходом повседневной жизни. Такое их тесное взаимодействие привело к значительным результатам в исследовании и освоении объектов познания. Так, в результате овладения окружающим пространством человек приобрел возможность целостного восприятия мира и осознания действительности, как единого целого, что в свою очередь приводило к возможности понять внутреннюю логику всех жизненных процессов.

Одной из форм вызывающих пристальное внимание для рассмотрения разнообразных мифологических систем, зафиксированных в историко-культурном наследии прошлого, является скандинавская мифология.

Неподдельный интерес к древнескандинавской мифологической традиции основан на том, что ее основной корпус на европейском континенте был объединен в единую систему мифо-лого-философских мировоззренческих установок в достаточно позднее время. Отметим, что до конца XI века единственной

формой коммуникативных письменных средств у древних скан-

динавов оставались рунические знаки, не использовавшиеся для записи литературных текстов. В связи с этим в нашем распоряжении существует достаточно поздно зафиксированный корпус мифолого-философской скандинавской традиции, осуществленный только с введением латинской письменности. Данный факт, в свою очередь, предоставляет богатый базовый материал для исследования формирования ее внутренних структурных процессов.

Отсутствие как таковой письменности в древнескандинавском социуме является причиной отсутствия в настоящее время письменных источников отражавших древние стороны истории и мировосприятия.

Правомерно будет указать, что мифологическая система древних скандинавов была зафиксирована в Исландии в XI-XII веках, и в силу своей территориальной удаленности острова от континентальной Европы дошла до настоящего времени с незначительными добавлениями христианского мировоззрения. Существование на одной и той же территории двух различных культурных традиций не могло остаться бесследно для эддической традиции. Однако, подобная модификация текста, с вкраплением христианских мировоззренческих элементов, не повлияла на сохранившиеся языческие представления древних скандинавов о космоустройстве и богах. Рассмотрение взаимопроникновения и фиксации в эддической традиции языческого и христианского мировоззрений не является предметом рассмотрения в данной работе. Особое внимание этому вопросу будет уделено в дальнейших исследованиях.

Одним из основных источников по изучению древнескандинавской мифологии является сборник поэтических гимнов

«Старшая Эдда» , различные саги, а также прозаический корпус «Младшей Эдды» составленный исландским скальдом и историком XIII века Снорри Стурлусоном.

Подводя итог, укажем, что с одной стороны эддическая традиция стала основополагающим литературным памятником древнескандинавского мифотворчества, поскольку она является отражением поэтически образного мировосприятия. С другой стороны важным источником для реконструкции мифологических представлений являются археологические находки, позволяющие адекватно воспринимать материал, зафиксированный в литературных источниках. Обращаясь к литературному наследию предков в начале XX века, О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» отмечал глубину философской мысли заложенной в эддической традиции. В частности, он указывает, что: «... стих "Эдды" — подобно потенциальной энергии в картине мира современной физики — создает скрытое напряжение в пустом, безграничном...», а также: «Стихи "Эдды" творят мировое пространство».

Степень разработанности темы. Образ Одина с XV1-XVII веков привлекал как скандинавских, так и европейских исследователей древнесеверной культуры. Наряду с этим, образ главы пантеона широко использовался в массовх изданиях лубочных картинок. Благодаря востребованности данного жанра в обществе интерес к его личности возрос у широкого круга людей не оставлявших без внимания мировоззренчиские представления предков.

В XIX веке одинический образ породил богатую рефлексию не только в научных исследованиях, но и в художественной сфере. Вся сила, заложенная в древнесеверном мифологическом по-

Предполагается, что некоторые из песен этого корпуса были безвозвратно утеряны.

ле и в личности главы пантеона, явилась католизатором для плодотворной деятельности таких выдающихся личностей как: Р. Вагнер, Ф. Ницше, О. Шпенглер.

Новый импульс к изучению и применению на практике оккультных знаний содержащихся в древней мифологии был дан в XX веке. Пристальное внимание к возрождению древней языческой культуры было уделено национал-социалистами Германии. Многие из членов верховного руководства так или иначе связанные с оккультными учениями, стремились доказать свое происхождение от Вотана (Одина).

В настоящее время различными учеными активно проводится изучение древнескандинавского наследия на основе, как литературных памятников, так и археологических находок. Однако в настоящий момент не существует специальных монографических исследований, которые совпадают с данным диссертационным исследованием. Вместе с тем, существует целый ряд публикаций и исследований, достаточно близких по тематике к данному исследованию. Стрингольм А. «Походы викингов», фон И. Фиркс «Суда викингов», Лебедев Г. С. «Конунги - викинги (характеристика типа раннефеодального деятеля в Скандинавии)», Мелетинский Е. М. «"Эдда" и ранние формы эпоса», Джонс Г. «Викинги: потомки Одина и Тора», Арбаман X. «Викинги» и др.исследования.

В данной работе основой для рассмотрения образа Одина послужили такие литературные источники как: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сага об Инглингах» .

" «Сага об Инглингах», входящая в состав «Круга Земного» («Heimskringla» — «Kringla heim-sins»), является частью свода «Саг о норвежских конунгах», так называемых «Королевских саг». [І8;15. с. 29-35; 109, с. 168-181] Это одно из крупнейших литературных памятников Скандинавии ХШ в., которое иллюстрирует жизнь древнескандинавского общества.

Исследовательская литература по данной теме позволяет нам проследить и рассмотреть различные историко-культурные направления в древнескандинавской мифологической традиции, которые существуют в настоящее время в текстологических изысканиях. В свою очередь, наличие такого разнообразного материала нацеливает на проведение новых изысканий с помощью доскональной проработки первоисточников, сохранившихся до нашего времени.

Теоретической и методологической основой исследования древнесеверного космопостроения, и в частности образа главы скандинавского пантеона, послужили труды отечественных и зарубежных скандинавистов. Наряду с вышеназванными первоисточниками была привлечена различная исследовательская литература, содержащая сведения о культуре древних скандинавах. Монография Е. А. Гуревич и И. Г. Матюшиной «Скальдическая поэзия» дает исчерпывающую источниковедческую и лингвистическую базу самой ранней формы личной поэзии средневековой Европы. В этом же ряду отметим книги М. И. Стеблин-Каменского такие как: «Мир саги. Становление литературы», раскрывающую многогранный духовный мир исландской литературы являющейся памятником европейского средневековья, и «Культура Исландии», поднимающую сущностную проблематику духовного мира древнего общества. Книга «Славяне и Скандинавы» предоставляет подробные характеристики экономического и культурного развития балтийского региона.

Актуальность вопросов затронутых в данном диссертационном исследовании обусловлена следующими факторами: возросшим в настоящее время интересом к изучению древнескандинавской культуры как мировоззренческому феномену; необходимостью структурировать образность главы пантеона, что noil

зволит философски раскрыть образ Одина через его построение, осмысливая духовные приоритеты древнего общества. Также необходимостью в дальнейшем проведения сравнительного рели-говедческого анализа, поскольку изучение образа Одина является ключом к изучению индоевропейской мифологии. Выявление структурного построения и взаимосвязей в различных сюжетных элементах в полностью сформированной северной мифологии предоставит возможность проследить подобные построения и в других мифологических системах. В этом же ряду стоит необходимость освещения данного материала в педагогической деятельности, поскольку происходит массовое обращение к этому материалу и к данной традиции профанирующих личностей, пагубно влияющих на общественное сознание. Свойственная нашей эпохе активизация неоязычества заслуживает, как минимум, серьезного исследования, немыслимого без анализа архаической германской традиции.

Объектом исследования является комплекс древнескандинавской литературной традиции. Основной корпус исследования выполнен на материале памятников древнескандинавской словесности.

Предметом основного исследования являются принципы формирования образности Одина в социокультурной сфере и мифологической традиции.

Целью исследования является научно-теоретическое обоснование и разработка структуризации образности главы древнескандинавского пантеона — Одина в социокультурной сфере и мифологической традиции.

Гипотеза исследования в соответствии с целью формулируется следующим образом: структуризация образности главы

древнескандинавского пантеона — Одина в социокультурной

сфере и мифологической традиции для создания целостного восприятия мировоззренческих приоритетов в скандинавском обществе.

Выдвинутые цель и гипотеза исследования требуют решения следующих задач:

  1. проанализировать условия процесса замещения глав пантеонов в мифологических системах на европейском континенте;

  2. основываясь на текстах, проследить преобразование облика Одина и замещение его фигурой существовавшего к этому времени автохтонного главы пантеона — бога Вотана;

  3. рассмотреть характеристику тех социальных процессов в обществе, которые благоприятно воздействовали на «мягкое», безболезненное замещение глав пантеона;

  1. исследовать характеристики и способности Одина как полноправного члена социума на уровне прототипа мифологического персонажа; определить основные черты социокультурной деятельности Одина для условий формирования окончательного образа главы пантеона;

  2. провести сравнительный анализ атрибутационных элементов использовавшихся в построении образа;

  3. разработать социо-культурную модель построения оди-нической образности для интеграции его в обществе;

  4. на основе полученных данных максимально полно структурировать образ Одина в социокультурной сфере и мифологической традиции;

  5. аналитически сопоставить генеологические связи, тяготеющие к образу Одина, используя материал древнескандинавской литературной традиции.

В основе комплексного подхода для решения поставленных

задач исследования использовались следующие методы исслс-

дования: контент-анализ первоисточников древнескандинавской словесности, как один из строгих методов анализа содержания. Этот метод поволяет наиболее полно выявить религиозные темы или непроговариваемые предположения в рассматриваемом материале. Данная форма анализа предоставляет возможность определить реальное религиозное сознание в древнесеверном обществе. Кроскультурный анализ первоисточников скандинавской словесности; структурирование полученных результатов с целью выявления взаимодействия различных уровней как социокультурной, так и мифологической традиции; анализ историко-мифологической трансформации образа главы древнескандинавского пантеона, дискрибируемый по памятникам европейской словесности, таким как: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сага об Инглингах» и других источниках.

Теоретическая значимость исследования. Комплексный анализ структурного построения образа главы пантеона в социокультурной сфере и мифологической традиции имеет философ-ско-исторический смысл, поскольку создает теоретические предпосылки к осмыслению древних представлений о взаимной соподчиненности социальной и религиозной сфер деятельности человека.

Практическая значимость. Практическое значение работы в том, что она может быть достаточно надежным базисом не только для научной, но и для педагогической деятельности, поскольку ее материал позволяет значительно расширить диапазон знакомства учащихся с культурным наследием древнесеверной мировоззренческой традиии. Материал исследования может быть включен в подготовку курсов лекций, семинарских занятий, учебных пособий по истории и теории мировой и европейской

культуры, всеобщей истории, а также использован в качестве

отправной точки для совершенствования образовательной практики в области смежных гуманитарных дисциплин. На защиту выносятся:

  1. обоснование, в рамках мифологической традиции, присутствия генеалогической структуры образности Одина;

  2. типология функционирования многостороннего комплекса именных форм главы пантеона, составленная на основе эдди-ческой традиции;

  3. анализ модели процесса замещения глав пантеонов на европейском континенте;

  4. принципы создания комплекса образности главы древнескандинавского пантеона;

  5. структуризация атрибутационной системы одинической образности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит: в рассмотрении полного спектра образа главы древнескандинавского пантеона; структуризации генеалогических взаимосвязей отраженных в одинической образности; структуризации всех именных форм, которыми именуется глава пантеона в эддиче-ской традиции; теоретическом обосновании задействования в построении образности главы божественного пантеона законов социокультурной сферы, актуальных на момент формирования образа Одина.

Апробация работы. Предлагаемая разработка прошла экспериментальную проверку в ходе преподавательской деятельности на кафедре «Философии. Богословия. Религиоведения» в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), а также научно издательской деятельности.

О результатах работы докладывалось на научных конференциях:

і

  1. при выступлении с докладом на «Скандинавских чтениях», проходивших в сентябре 2002 г., октябре 2004 г.,

  2. на ежегодной научной конференции «Бог. Человек. Мир», в декабре в 2002 г. и 2003 г., 2004 г. (РХГА),

3) «Северный модерн в диалоге культур» в июне 2004
г.

Ход и результаты исследования нашли свое отражение в публикациях основанных на материалах выступлений.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списока литературы и приложений. Количество страниц (включая приложение) равно 215. Колличество использованной литературы равно 168, представленное число включает 140 названия на русском языке и 28 названия на иностранных языках, также содержит 12 схем, 6 таблиц, 3 рисунка.