Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Мирзаханов Джабраил Гасанович

Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе
<
Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзаханов Джабраил Гасанович. Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Махачкала, 2005 143 c. РГБ ОД, 61:05-9/549

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Объективные предпосылки политизации исламской общины в Дагестане

1.1. Понятие «политизация исламской общины» 18

1.2. Социально-экономические предпосылки политизации исламской общины

1.3. Международные факторы политизации исламской общины 44

Глава II. Основные направления политизации исламской общины Дагестана

2.1. Формирование исламских партий и исламских общественных организаций

2.2. Религиозно-политический экстремизм в Дагестане 71

2.3. Влияние тарикатизма на политизацию исламской общины 87

Глава III. Пути деполитизации исламской общины в Дагестане

3.1. Демократизация государственно-конфессиональных отношений - как фактор деполитизации исламской общины

3.2. Развитие исламской общины как института гражданского общества

Заключение 126

Введение к работе

Демократизация государственно-конфессиональных отношений вызвала глубокие изменения в религиозной жизни Дагестана. Как показывает практика, она сопровождается ростом религиозности населения, повышением общественно-политической активности верующих, возникновением конфессиональных политических партий, организаций и движений, т. е. политизацией религиозной общины. Если в начале 90-х годов в Дагестане, например, функционировало 7 мечетей, 5 церквей, 3 синагоги и одно общество христиан-баптистов, то в настоящее время в республике действуют 1679 мечетей, 40 христианских объединений, в том числе русских православных -12, баптистов — 8, свидетелей Иеговы — 6, пятидесятников — 6, адвентистов седьмого дня - 5, одно армянское религиозное общество, один римско-католический приход и одна община старообрядцев, 4 - иудейские организации1.

Конфессии стремятся выполнить не только свои традиционные функции духовно-нравственного воспитания, благотворительности, религиозного просветительства, милосердия, но и оказывать влияние на различные сферы общественной жизни, в том числе и на общественно-политическую жизнь с целью лоббирования конфессиональных интересов.

Общественно-политическая активность верующих в научной литературе выражается в понятии «клерикализм», которое представляет собой идейно-политическое течение, направленное на повышение роли религии и духовенства в обществе и предписывающее ему свои принципы, правила и

1 См.: Магомедов A.M. Государственно-конфессиональные отношения -важнейший фактор формирования гражданского общества в Республике Дагестан // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Северокавказская научно-практическая конференция, 15 октября 2003 года. Махачкала, 2004. С.9.

нормы жизнедеятельности.

Основной сферой клерикальных притязаний сегодня являются культура и образование. Исламская конфессия, как и другие конфессии, сводит все многообразие «духовной» культуры к «религиозной» и такое ее понимание навязывает обществу. Духовенство требует введения уроков религиозной догматики в учебные процессы школ и высших учебных заведений.

В Дагестане сложилась и крайне радикальная форма клерикализма -исламский фундаментализм, который в августе-сентябре 1999 года предпринял попытку изменить конституционный строй и установить шариатское правление. Сегодня исламские фундаменталисты изменили тактику, перешли на конспиративный режим и к диверсионно-подпольным формам борьбы.

Политизация конфессий и религиозных групп, - подчеркивают ученые кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), - находит выражение в стремлении некоторых религиозных деятелей распространить свое влияние на сферу политических отношений, культуру и образование, в требовании пересмотра и в прямом игнорировании положений законодательства Российской Федерации об отделении религиозных объединений от государства. Крайнюю и наиболее опасную форму политизации религии и выраженного клерикализма составляет проявление религиозно-политического экстремизма1.

На современном этапе в республике формируются основы гражданского общества, что уже предполагает повышение общественно-политической активности гражданских институтов, включая и религиозных. Исламская община — один из самых крупных институтов гражданского общества, занимающийся социализацией верующих, включением их в систему общественных, религиозных, духовно-нравственных и культурных ценностей,

1 См.: Как выстроить взаимоотношения власти и конфессий в новом веке // НГ — религии. 2002. 27 июля. С.5.

формированием общественно-значимых качеств, в том числе гражданских и патриотических.

В Дагестане продолжается и процесс формирования политических партий исламской ориентации. Перед выборами в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2003 года, как известно, в Дагестане были созданы региональные отделения двух исламских партий - Исламской партии справедливости и развития России и Партии истинных патриотов России, сложившихся на основе Исламской партии России. Партия истинных патриотов России, выдвинувшая свой список кандидатов в Государственную Думу, в Республике Дагестан получила поддержку 3,8 процентов избирателей.

На политизацию дагестанского ислама оказывает влияние и
международный ислам. Религиозное идейно-политическое течение

«возрожденчество» (фундаментализм), возникшее в арабских и исламских странах как альтернатива националистическим и социалистическим моделям, сегодня стремится распространить свое влияние на весь мусульманский мир, включая и российских, дагестанских мусульман. Для этого используются самые различные пути и средства, в том числе финансово-экономическая помощь в строительстве мечетей, в открытии сети религиозных учебных заведений, в организации обучения дагестанских юношей и девушек в зарубежных исламских образовательных учреждениях и т. д.

В начале XXI столетия исламский фундаментализм стал одним из факторов международной политики. После террористического акта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по странам Запада и США прокатилась антиисламская волна. Определенные силы, прикрываясь лозунгами борьбы с «Аль-Каидой» и Бен Ладеном, стали нагнетать христианско-исламское противостояние. Вновь возникла угроза разделительных линий по цивилизационно-религиозному признаку.

«От того, удастся ли не допустить этого нового разделения мира, к чему осознанно подталкивает ложное отождествление международного терроризма с

исламом, а экстремистской деятельности отдельных мусульманских меньшинств с мусульманским миром в целом, - подчеркивает академик Е. М. Примаков, - во многом зависит ход развития событий в XXI веке»1.

В связи с активизацией деятельности международных террористических организаций Аль-Каиды и других, США и их союзники в последнее время усиливают давление на исламский мир. Под флагом борьбы с международным терроризмом они ввели войска в Афганистан, развязали войну против Ирака и свергли режим президента С. Хусейна, угрожают применением военной силы Ирану и Сирии, которые включены в число стран «оси зла».

Антиисламская волна на Западе вызывает тревогу и протест в мусульманском мире, что выражается в политической активности верующих-мусульман. Так, например, во время американской агрессии против Ирака российские, дагестанские мусульмане открыто выступили на стороне иракского народа. На митингах и собраниях они выразили поддержку справедливой борьбе иракского народа и осудили агрессию США.

Учитывая возросшую роль исламских стран в мировой политике, а также необходимость объединения усилий всех народов в борьбе с международным терроризмом, российское руководство расширяет сотрудничество с арабскими и исламскими странами, предпринимает шаги к сотрудничеству с Организацией Исламская Конференция. Об этом, как известно, заявил президент Российской Федерации В.В. Путин в Малайзии на десятой сессии этой международной организации, состоявшейся в октябре 2003 года. Сближение России с исламским миром находит понимание и поддержку мусульман России и Дагестана.

Если в 90-х годах прошлого столетия общественно-политическая активность исламской конфессии формировалась под влиянием социально-экономических преобразований (смена общественного строя), ухудшения социально-экономического положения широких масс, проникновения в

1 Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002. С.35.

Дагестан зарубежного исламского течения - ваххабизм, то сегодня
политизация исламской конфессии происходит под влиянием современных
факторов таких, как формирование гражданского общества, возникновение
исламских партий, превращение исламского фундаментализма в

геополитический фактор, диалога цивилизаций и конфессий, борьбы с международным терроризмом и т. д.

Вовлечение верующих в общественно-политические процессы как внутренней, так и международной жизни, стала устойчивой тенденцией. Вместе с тем, клерикализация ислама свидетельствует о нарушении баланса конфессиональной и неконфессиональной жизни и выходе религии за рамки правового поля. Верующие, вопреки требованиям законодательства, пытаются реализовать свои конфессиональные интересы политическими средствами, а вооруженная интервенция в Дагестан летом и осенью 1999 года показала, что религиозно-политический экстремизм создает угрозу национальной безопасности, единству и территориальной целостности страны и республики.

Таким образом, на современном этапе исключительно важно определить особенности политизации исламской общины, условия и предпосылки ее сохранения в конституционном поле, пути деполитизации и развития как института гражданского общества. Знание сущности и содержания политической социализации исламской общины — важнейшее условие выработки последовательной и эффективной программы осуществления демократических принципов вероисповедной политики и обеспечения межконфессионального мира и согласия. Все перечисленные факторы и определили выбор темы исследования.

Уровень разработки проблемы,. Активизация деятельности исламских общественно-политических организаций и течений в мире выдвинула исламскую проблематику в центр научно-исследовательской работы. Политический ислам стал объектом изучения как зарубежных, так и

российских, дагестанских ученых. В работах академика Е. М. Примакова, И. П. Добаева, К. В. Полякова, 3. С. Арухова, М. В. Вагабова, Н. М. Вагабова и других нашли отражение процессы возрождения ислама на современном этапе, теоретические и практические вопросы взаимосвязи и взаимовлияния религии и политики, проблемы политического радикализма в исламе, его международная деятельность .

Широкое освещение в научной литературе получили вопросы исламского экстремизма и международного терроризма. Тема «исламского экстремизма» и «радикализма» в качестве самостоятельной проблемы религиозного обществоведения была впервые сформулирована в работе Т.П.Милославской «Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока», вышедшей в Москве в 1982 году. Она одна из первых поставила вопрос о характере и идеологии «братьев-мусульман» как экстремистского течения современного ислама.

Комплексное исследование идеологии и практики религиозных экстремистских групп, форм и методов их деятельности на современном этапе проведено в работах академика Е. М. Примакова, Б. Ф. Ключникова, Л. Б. Маевской и др2. По мнению экспертов, международный терроризм сегодня превратился в самодостаточную силу.

1 Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002; Добаев И.П. Ваххабизм как
социально-политический феномен в Саудовской Аравии и на Северном Кавказе
// Научная мысль Кавказа. 2001. №3; Поляков К.В. Арабский Восток и Россия:
проблемы исламского фундаментализма. М., 2001; Арухов 3. С. Ваххабизм и
духовенство в политической структуре Саудовского общества. Махачкала.
2002; Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам: история и современность.
Махачкала. 2002; Н. М. Вагабов. Ислам и Запад. Трансконтинентальность
религиозных идей глобализации. Махачкала. 2002.

2 Примаков Е.М. Указ. соч.; Ключников Б.Ф. Исламизм, США и Европа. Война
объявлена. М., 2003; Маевская Л.В. Осторожно, экстремизм. Киев. 2002.

«... События 11 сентября, - подчеркивает академик Е. М. Примаков, -воочию показали новую и наиболее опасную разновидность международного терроризма: самодостаточная система, несвязанная с каким-либо государством через преступления, унесшие тысячи мирных жизней, заявила о себе, как о качественно новом игроке на мировой арене» .

Соглашаясь с вышеназванной постановкой вопроса о превращении исламского радикализма в самодостаточную и опасную для международной стабильности силу, Б.Ф.Ключников в то же время подчеркивает, что США делают все, чтобы использовать ее в своих геополитических целях2.

Идейно-теоретические основы исламского фундаментализма, его разновидности и организационные формы распространения в зарубежных странах раскрыты в исследованиях P.M. Шарипова "Панисламизм сегодня. Идеология и практика лиги исламского мира" (М.,1989) и "Социальное учение исламского возрожденчества" ( Под ред, Р. Р. Шаткувене, М., 1990).

Теория и практика религиозного экстремизма, пути его проникновения и распространения на Северном Кавказе разработаны в работах 3. С. Арухова, Р. Г. Гаджиева, И. П. Добаева, З.М. Зелимханова, К. М. Ханбабаева, В.В .Черноус и других3.

Глубокий интерес к изучению религиозной проблематики проявляют Л.Х. Авшалумова, С.Х. Асиятилов, М.Х. Вагабов, М.Р. Курбанов, Г.М. Кур-

1 Примаков Е.М. Указ. соч.С.13.

См.: Ключников Б.Ф. Указ. соч. С.30. 3 Арухов 3. С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999; Гад-жиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002; Добаев И.П. Указ. соч.; Зелимханов З.М., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе. Махачкала, 2002; Ксенофобия на Юге России (Под. Ред, В. В. Черноус), Ростов-на-Дону, 2002; Ислам в современных республиках Северного Кавказа ( Под ред. И. П. Добаева), Ростов-на-Дону, 2002.

банов, A.M. Магомедов, в работе которых нашли отражение такие вопросы религиозной жизни, как конфессиональная структура Дагестана, возрождение ислама, обострение религиозной обстановки, религиозный экстремизм, государственно-конфессиональная политика и т. д.1.

В научной литературе раскрываются характерные особенности политизации исламской общины и эволюция политического сознания верующих. Так, например, М. Р. Курбанов и Г. М. Курбанов подчеркивают, что религия и религиозные организации постепенно становятся частью политической системы со всеми положительными и негативными для нее последствиями. 44,1% опрошенных на вопрос: должны ли религиозные организации участвовать в политической жизни республики ответили утвердительно, 39,7% - отрицательно, 10,3% - затруднились ответить.

Политические пристрастия верующих, по мнению ученых, - показатель начала огосударствления религии в массовом сознании, когда признается необходимость религиозных организаций как социального института «полезного в решении государственно-политических проблем»2.

Процесс огосударствления религии, безусловно, тревожный сигнал, свидетельствующий о готовности массового сознания опираться на исламские политические идеи и исламские формы государственного устройства. Однако, как уже отмечалось, на современном этапе сложились новые факторы, определяющие общественно-политическую активность верующих. Поэтому в

1 Авшалумова Л. X., Вагабов М. В. Истории религии. Махачкала, 1996;
Асиятилов С. X. Ислам и террор несовместимы. Махачкала, 2002; Курбанов М.
Р., Курбанов Г. М. Религия народов Дагестана: история и современность.
Махачкала. 2002; Магомедов А. М. Основы государственно-конфессиональных
отношений // Религии и религиозные организации в Дагестане. Справочник:
Махачкала, 2001., № 1.

2 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Указ. соч. С. 248 -249.

целом, соглашаясь с выводами и заключениями вышеназванных авторов, в то же время представляется важным выяснить, как влияют, например, на развитие политического сознания верующих формирование гражданского общества, диалог цивилизаций и конфессий, политический радикализм в исламе, борьба с международным терроризмом и т. д.

В научной литературе получили всестороннее освещение события вооруженного вторжения международных террористических организаций радикального ислама в Дагестан и его последствия '.

Анализ природы и тенденций развития международного терроризма позволяет сделать заключение о том, что опасность активизации деятельности международных террористических организаций не только сохраняется, но и усиливается. Так, например, бывший министр по национальной политике, внешним связям и информации Республики Дагестан С. М. Гусаев отмечал: «Никто не сомневается в том, что остатки разгромленных банд действуют скрытно и надеются взять реванш. На международном и региональном уровнях происходит перегруппировка сил, нащупываются новые каналы для финансирования сети террористических организаций» .

Сегодня имеются неоспоримые данные, свидетельствующие о том, что радикальные международные экстремистские организации оказывают идеологическую, материальную и военно-техническую поддержку ваххабитским организациям Дагестана, ставящим цель - свержение конституционного строя и установление в республике ваххабитских порядков.

Абдулатипов Р.Г. Дагестан в час испытаний: уроки агрессии и подвига. Махачкала, 2000; Гаджиев Р.Г. Час испытаний. Хроника военных действий в Дагестане (авгут-сентябрь 1999 года). Махачкала, 2000.

2 Гусаев СМ. Глобализация терроризма // Дагестанская правда. 2003. 8 августа. С.2.

Клерикализация дагестанского ислама обусловлена не только международными условиями, но и внутренними. Несмотря на некоторые позитивные изменения, экономическое положение в республике остается сложным. Даже по официальным данным, около 40% дагестанцев получают доходы ниже прожиточного минимума. Такое социально-экономическое положение служит благодатной почвой для манипуляции общественным сознанием верующих.

Проблемам религиозного экстремизма и формам его преодоления были посвящены научно-практические конференции. Так, 27 октября 2000 года в гор. Махачкале состоялась республиканская научно-практическая конференция на тему: « Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества». На конференции обсуждались самые разные вопросы религиозной жизни, в том числе: религиозный экстремизм как форма международного терроризма, религия и проблемы стабилизации общественно-политической обстановки в регионе и т.д.

Вопросы деполитизации исламской конфессии, развития партнерства между органами государственной власти и религиозными организациями, рассматривались на Северокавказской научно-практической конференции "Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы", состоявшейся 15 октября 2003 года в г. Махачкале. В программе конференции такие вопросы, как: взаимодействие государства и религиозных организаций, развитие государственно-конфессиональных отношений, борьба с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом, урегулирование межэтнических конфликтов, религиозное образование, духовно-нравственное воспитание, соотношение национального и религиозного факторов в жизни общества, развитие межконфессионального диалога как неотъемлемой части общественного согласия и т. д.

В целом, следует отметить, что политический ислам в Дагестане изучен лишь на фрагментарном уровне и концептуальных обобщений,

посвященных этой проблеме, на сегодняшний день пока нет. Практически не исследованы особенности политизации исламской общины в условиях формирования гражданского общества, борьбы с международным терроризмом, диалога цивилизаций и религий. Из поля зрения исследователей выпали вопросы политизации тарикатского ислама и деполитизации исламской общины и т. д.

Следует подчеркнуть, что религиозным объединениям предоставлен широкий круг полномочий, направленный на обеспечение конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. В то же время многие положения как федерального, так и республиканского законодательства нуждаются в дальнейшей конкретизации и в научном обосновании.

Цели и задачи диссертационного исследования. Диссертационное исследование направлено на целостное, концептуальное изучение политической социализации исламской общины. Оно преследует цель -определить причины и конкретно- исторические условия развития клерикальных тенденций в дагестанском исламе, их содержание и направления развития, пути деполитизации исламской конфессии и создание правовых условий для сохранения ее в конституционном поле.

Указанная цель достигается путем выполнения следующих задач:

-попытка оценки современного состояния конфессиональной обстановки в Республике Дагестан и определение понятийной сущности категории «политизация исламской общины»;

-анализ внутренних социально-экономических условий,

обусловливающих общественно-политическую активность верующих

мусульманской конфессии;

-изучение международных факторов, влияющих на рост политических тенденций в исламской общине в современных условиях;

- анализ путей и форм распространения радикального экстремистского

течения ваххабизм с раскрытием содержания основных направлений клерикализации исламской общины, включая и тарикатский ислам;

-характеристика основных путей деполитизации исламской конфессии: демократизация государственно-конфессиональных отношений, развития её как института гражданского общества, формирование культуры веротерпимости и толерантности;

-выработка конкретных предложений по стабилизации религиозной обстановки в Дагестане.

Объект исследования. Государственно-конфессиональные отношения как особая сфера отношений между государством и религиозными организациями.

Предмет исследования. Конкретно-исторические условия и основные направления превращения исламской общины в активный субъект общественно-политической жизни.

Рабочая гипотеза исследования. Светское государство реализует демократический принцип свободы совести путем четкого определения компетенции и функции государства и религиозных организаций. Конфессии отделены от государства и равны перед законом. Государство создает правовое поле их деятельности и не вмешивается в религиозную жизнь. А религиозные организации обязаны соблюдать правовые нормы и не выходить за их рамки. Словом, создается баланс религиозной и нерелигиозной жизни. Однако он может быть нарушен как со стороны государства, так и религиозных организаций. Государство нарушает его путем ограничения религиозных свобод, а религиозные организации - путем выполнения не регламентированных законом функций, в том числе и общественно-политических.

И в том и в другом случае нарушаются демократические принципы государственно-конфессиональных отношений. Выход как государства, так и конфессий за рамки конституционного поля создает почву для развития клерикальных тенденций в религиозной общине. И этот процесс обусловлен

как внутренними социально-экономическими, политическими, духовными условиями, так и международными.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования - принцип историзма и общефилософский подход к анализу общественно-политических процессов. Теоретической базой диссертации явились фундаментальные труды классиков по философии, политологии, религии, а также специальные исследования в области демократизации государственно-конфессиональных отношений, исламского возрождения, развития религиозного экстремизма в республике, в стране и за рубежом.

Эмпирической базой диссертационного исследования является большой фактический материал, обобщенный Комитетом Правительства по делам религии, Министерством по национальной политике и внешним связям и информации Республики Дагестан, другими министерствами и ведомствами.

Диссертант для анализа фактического материала использовал конкретно-исторический, сравнительный, системный, ситуационный, а так же конкретно-социологический метод исследования. Теоретические обобщения и выводы сделаны на основе практики политизации исламской общины Республики Дагестан.

На защиту выносятся

1. Результаты анализа основных предпосылок начала процесса политизации исламской общины в постсоветском Дагестане. К ним следует отнести: во-первых, демократические преобразования общественной жизни, включая религиозную сферу; во-вторых, сложную социально-экономическую обстановку и проникновение в республику международного религиозно-политического течения - ваххабизма. В период распада СССР существенное влияние на политизацию исламской конфессии оказывали также неадекватность государственно-конфессиональной политики религиозно-духовным запросам и интересам верующих и ограничение их демократических

прав и свобод.

2. Результаты анализа основных направлений процесса политизации
исламской общины Дагестана, а именно: формирование исламских
политических партий и общественных организаций; активизация деятельности
религиозно-политического экстремизма ваххабитского толка, повышение
общественно-политической активности традиционного тарикатского ислама.

3. Содержание рекомендаций по деполитизации исламской общины,
включающих в себя следующие методы и проблемы: демократизация
государственно-конфессиональных отношений и создание условий для
максимально полного удовлетворения духовно-религиозных потребностей
верующих, развитие исламской конфессии как института гражданского
общества, реализующего свои социальные функции, формирование и развитие
культуры толерантности, веротерпимости.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации предпринята попытка системного анализа клерикальных тенденций в исламской общине Дагестана. В комплексе изучены сущность и содержание понятия «политизация исламской общины Дагестана», ее социально-экономические, духовно-идеологические и международные причины, предпосылки, а так же содержание и направления политической социализации ислама, особенности распространения в республике радикального исламского течения ваххабизм, пути деполитизации исламской общины.

Принципиальное значение имеет вывод диссертанта о том, что основой политизации исламской общины, прежде всего, является нарушение демократического принципа свободы совести как со стороны государства, так и религиозных организаций. И оно может быть спровоцировано факторами внутреннего и международного порядка.

Практическая значимость исследования. Диссертационное исследование проведено на основе анализа конфессиональной обстановки Республики Дагестан и тенденций ее развития. Поэтому теоретические

обобщения и выводы диссертации имеют прикладное значение. Они могут быть использованы в практической деятельности государственных органов и общественных организаций, занимающихся регулированием конфессиональных и межконфессиональных отношений, обеспечением межконфессионального мира и согласия.

Поскольку в диссертации определена понятийная сущность категории «политизация исламской общины» и на этой основе выстроена целостная система знаний о клерикализации ислама на современном этапе, то положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в теоретической деятельности научно-исследовательских подразделений, занимающихся изучением конфессиональной обстановки.

В связи с тем, что политизация конфессий в определенном смысле является сигналом, предупреждающим о том, что религиозная деятельность выходит за рамки конституционного поля, то результаты диссертационного исследования должны представлять интерес и для религиозных организаций.

Наконец, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности при чтении спецкурсов по религиоведению.

Понятие «политизация исламской общины»

Развитие клерикальных тенденций в исламской общине - сложный и многогранный процесс. Это нашло отражение и в подходах к определению содержания понятия "политизация исламской общины". Одни исследователи рассматривают ее как борьбу религиозных организаций и групп за политическую власть и влияние на государственную и политическую жизнь, другие — как радикализацию ислама. Третьи, как возросшую общественно -политическую активность верующих и конфессий, в том числе и создание исламских партий, общественных организаций, то есть исламизацию.

Так, например, В. Д. Макаров подчеркивает: «Официальное духовенство предлагает достаточно масштабную программу исламизации, предполагающую фактический отказ от принципа светского государства. Вместе с тем ДУМД (Духовное управление мусульман Дагестана - курсив наш) ориентируется, прежде всего, на построение исламского общества, а не изменение политической системы. Официальное духовенство можно рассматривать как группу давления, отстаивающую свои корпоративные интересы»1.

Более последовательную, на наш взгляд, точку зрения на содержание политического ислама высказывает З.М.Абдулагатов, который определяет его как борьбу за религиозный тоталитаризм, провозглашение Дагестана исламской республикой, то есть борьбу за политическую власть, "то или иное влияние на государственную и общественную безопасность с использованием религиозных ценностей, идеалов, целей"1.

3. М. Абдулагатов в целом правильно определяет содержание понятия "политический ислам", хотя ограничивает его борьбой исламских групп за политическую власть и влиянием их на государственную и общественную безопасность. На наш взгляд, содержание понятия "политический ислам" следует рассматривать несколько шире. Оно включает любую деятельность религиозных организаций внутреннюю и международную, направленную на достижение религиозных целей и интересов путем использования политических средств и методов.

Объективный анализ общественных процессов, в том числе и клерикальных тенденций в исламе, предполагает строгое использование понятийного, категориального аппарата. Поэтому важно раскрыть содержание категории «политизация исламской общины».

«... Понятия и категории, как сказано в Политической Энциклопедии, указывают на общие свойства, характерные для целой группы вещей и явлений. Они должны обладать единообразным содержанием и указывать исследователям на одни и те же или сходные признаки. Понятийно — категориальный хаос в любой научной дисциплине недопустим, поскольку в таком случае она не будет в должной мере способной выполнять стоящие перед ней задачи по накоплению, систематизации, интерпретации и трансмиссии научных знаний»2.

Таким образом, при определении содержания категории «политизация исламской общины» важно выделить общее, существенное, повторяющееся в общественно - политической деятельности верующих, их партий, религиозных общественных организаций. И на этой основе необходимо выстроить научную систему знаний о политических процессах и тенденциях в исламе.

Государственно-конфессиональные отношения - одна из форм социальных отношений между такими структурными элементами общества, как государство и религиозные организации. Центральный вопрос их взаимоотношений - положение о свободе совести и вероисповедания. Это устоявшийся принцип международного права, гарантирующий гражданам свободу выбора любой религии, право быть верующим и исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, право отстаивать или менять свои убеждения. Иначе говоря, свобода совести означает признание за каждым человеком права мировоззренческого выбора. Как демократический принцип, она требует равенства граждан в получении информации, распространении своих взглядов в общественной, экономической и культурной деятельности.

Свободу совести может гарантировать только светское государство. Оно не приемлет религию в качестве официальной идеологии и не исходит в своей законотворческой деятельности из религиозных предписаний. Свобода совести, вместе с тем, несовместима с государственным атеизмом. Светское государство четко устанавливает компетенцию и функции государства и религиозных объединений.

Религиозные организации, согласно закону, одна из форм реализации конституционного права граждан на объединение для совместного исповедания и распространения веры. Закон устанавливает и другие виды деятельности для верующих. Религиозные организации могут заниматься предпринимательством, культурно - образовательной деятельностью и т. д. Следуя принципу равенства религиозных объединений, государство создает для них общее правовое поле. Государственная вероисповедная политика строится на следующих принципах: - светский, конфессионально нейтральный характер государства и ее институтов; - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям; - равенство религиозных объединений перед законом; - уважение культурно - национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов религий; - допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.д.

Взаимоотношения между государством и религиозными организациями не ограничиваются только юридическими рамками. Они включают совокупность исторически сложившихся форм связей между институтами государства (культура, образование, социальное обеспечение, международные отношения и т.д.) и религиозными объединениями, фондами, центрами. При «равноудаленности» государства от религиозных объединений, благодаря чему обеспечивается равенство прав, необходимых для осуществления их деятельности, допускается некоторая степень государственного сотрудничества с конфессиями. Отношения между ними строятся на основе социально -политической солидарности, общественного сосуществования и невмешательства в дела друг друга.

Социально-экономические предпосылки политизации исламской общины

Развитие клерикальных тенденций в исламской общине Дагестана обусловлено социально-экономическими и политическими предпосылками, сложившимися еще в советский период.

К началу перестройки, т.е. к середине 80-х годов прошлого столетия религиозность населения Дагестана оставалась массовой. По официальным данным, более 60 % дагестанцев исповедовали ислам, в республике функционировали более двух десятков зарегистрированных мечетей, большой отряд священнослужителей, десятки «святых» мест. Высоким оставался и уровень религиозно-обрядовой деятельности. Среди верующих активную религиозную пропаганду вели мюриды шейхов Акушинского, Омара Кахибского, Кунта - Хаджи, Ободинского и некоторых других. Как показывает социологическое исследование, проведенное Институтом научного атеизма АОН при ЦК КПСС в Буйнакском, Казбековском, Магарамкентском и Сергокалинском районах, а так же в городах Махачкала и Хасавюрт в конце 80-х годов XX века, одна треть (30%) респондентов - верующих участвует в религиозных праздниках Ураза-байрам и Курбан-байрам, так как считают их традициями. Значительная часть опрошенных рассматривает ислам как позитивный фактор духовного и нравственного развития людей. Ислам имел своих сторонников и среди членов компартии. Коммунисты — верующие составляли 13 %, а комсомольцы - верующие —22,4%1. Повышению общественно — политической активности верующих способствовали кризисные процессы в экономике, политической и духовной жизни советского общества. В 80-х годах прошлого столетия советская экономика начала снижать темпы развития. Возникли перебои со снабжением населения продовольственными товарами. «...Образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития, - подчеркивалось на Январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС - Темпы прироста национального дохода за последние три пятилетки уменьшились более чем вдвое. Планы по большинству показателей с начала 70-х годов не выполнялись. Экономика, в целом, стала маловосприимчивой к нововведениям»2.

Что касается советской политической системы, то она, эволюционировав в авторитарную однопартийную систему, утратила динамизм и заморозила политическую жизнь. Серьезным тормозом демократического развития общества стало огосударствление общественной жизни.

Кризисные процессы коснулись и государственно-конфессиональных отношений. Государственная вероисповедная политика не отвечала требованиям времени. Небольшое число мусульманских культовых учреждений не могло удовлетворить духовно - религиозные потребности большинства населения, исповедующего ислам. К тому же, властные органы строго регламентировали каждый шаг религиозных объединений. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществлял не только Совет по делам религий при Правительстве республики, но и Комиссия содействия исполкомам Советов народных депутатов по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах.

Исполкомы местных советов обладали большими полномочиями. Они могли не только снять с регистрации или закрыть религиозную организацию в случае нарушения законодательства о религиозных культах, но и напрямую вмешиваться в жизнь религиозных организаций. Исполкомы наделялись правом проведения собраний верующих по вопросам управления их делами, пользовались правом отвода тех или иных лиц из состава исполнительного органа религиозных объединений. Все это не могло не противоречить демократическим принципам государственно-конфессиональной политики и, в первую очередь, принципу отделения конфессий от государства и их невмешательства в дела друг друга.

Конституционное положение о свободе совести и вероисповедания стало декларативным, поскольку правовые акты, принимаемые в дополнение к Конституции, ограничивали реальные возможности исламской общины и содержали многочисленные запреты.

Исламской общине запрещалось все, что выходило за рамки «удовлетворения религиозных потребностей верующих». Религия рассматривалась как пережиток прошлого, который должен быть изжит. А сама религиозная вера - как разновидность идеализма, т.е. как идеологический противник. Верующие не могли занимать более или менее значимые должности в системе государственной власти. Они были лишены возможности свободно излагать свои взгляды, позиции, убеждения в средствах массовой информации, издавать газеты, журналы, книги, заниматься благотворительностью, проводить коллективные молитвы, совершать паломничество к мусульманским святыням в Саудовской Аравии.

В то же время идеологические органы компартии целенаправленно вели атеистическую пропаганду.

В конце 80-х - в начале 90-х годов участились противоправные действия верующих. Они стали самовольно собирать средства, материалы для строительства молитвенных домов, обращаться в государственные инстанции с заявлениями о регистрации новых религиозных общин.

Необходимость глубоких перемен в общественной жизни сознавала и правящая партия КПСС, которая, кстати говоря, и взяла курс на перестройку и демократическое обновление общества. Установки партии на преодоление религиозности в исторически короткий период были ошибочными и не соответствовали реальным процессам в обществе, а на практике все это вело к противопоставлению верующих и неверующих, что серьезно препятствовало консолидации общества и осуществлению демократических реформ. Поэтому КПСС начала проводить политику сплочения верующих и неверующих, всех трудящихся на демократической платформе для реализации задач перестройки, демократического обновления общества.

Формирование исламских партий и исламских общественных организаций

Создание исламских партий и общественных организаций - один из основных признаков политизации исламской общины. Именно эти структуры претендуют на роль выразителя интересов исламского электората и осуществление политических интересов и задач верующих. Однако и российское, и дагестанское законодательство четко регламентируют порядок формирования, компетенцию и функции религиозных объединений. Законодательство запрещает создание политических партий по религиозному и национальному признакам. Так, например, в Федеральном законе «О политических партиях» (Статья - 9, п. 3) сказано: «Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности». В этой связи актуален вопрос: с какой целью создаются исламские партии? Каковы причины их возникновения и каковы направления их деятельности? Как сохранить конфессии в конституционном поле?

Партии и общественные организации — важнейшие структурные элементы гражданского общества. Они формируют общественные настроения, вовлекают массы в политическую жизнь. В условиях, когда чиновничий и бюрократический аппарат превращается в самостоятельную силу, неподконтрольную народу, принципиально важно создание механизма обратной связи, позволяющий гражданскому обществу контролировать власть и корректировать политический курс. И такой контроль могут обеспечить, прежде всего, политические партии и общественные организации. Опираясь на социальную основу гражданского общества, они направляют свою деятельность на структурные изменения государственной власти, тем самым обеспечивая ее адекватность задачам общественного развития.

Согласно вышеназванному закону, политическая партия — «это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а так же в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Закон устанавливает требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии - не менее десяти тысяч граждан страны, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее ста членов политической партии и т.д.

Политическая партия - единственный вид общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности - в органы государственной власти. Именно партиям, как организованным политическим структурам дается право представлять интересы различных социальных групп в законодательных органах государственной власти. В случаях, предусмотренных уставами политических партий, в выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, вправе участвовать от имени партии их региональные отделения.

Что касается общественных организаций и объединений, то это -добровольные формирования, созданные гражданами в результате свободного волеизъявления для защиты своих интересов и реализации долговременных целей.

Формирование общественных организаций, как и политических партий, обусловлено многообразием социальной структуры, социальных интересов, особенно на современном этапе, когда формируется многоукладная экономика. Официальные власти не всегда адекватно реагируют на растущие запросы граждан. Поэтому возникает необходимость в объединении граждан в неформальные движения, организации и партии с целью выражения своих интересов и их реализации. К началу 2000 года в стране действовали более 180 общероссийских общественно - политических объединений, в том числе и политических партий, созданных на основе Федерального закона «Об общественных объединениях».

Политические партии и общественные объединения сформировались и в Дагестане, притом самой различной социальной природы и политической ориентации. Наряду с Дагестанским региональным отделением компартии функционируют партии социально - демократической и либерально - демократической ориентации, а также исламские партии и организации.

Первые исламские партии в стране были зарегистрированы еще в начале перестройки, т.е. в конце XX столетия. В городе Астрахани 9 июня 1990 года состоялся учредительный съезд Исламской партии возрождения (ИПВ). В работе съезда приняли участие 179 представителей мусульманских обществ Таджикистана, Дагестана, Чечено-Ингушетии и других регионов страны. Съезд принял Устав и Программу партии, избрал ее руководящий орган — Совет Улемов. В его состав вошли А. Ахтаев (председатель партии, уроженец сел. Кудали Гунибского района Республики Дагестан) и 11 членов, представляющих различные регионы Советского Союза.

На съезде было объявлено, что Исламская партия возрождения - партия исламских фундаменталистов или сторонников «чистого ислама».

Как подчеркивается в Уставе ИПВ, программными целями партии являются: «торжество идеалов ислама во всем мире через средства легальной борьбы идей и пропаганды. ИПВ отстаивает права всех верующих на получение религиозного образования, защищает от нападков ислам, отстаивает его идеалы, способствует научной деятельности, развивающей основные духовные и миротворческие постулаты ислама»1.

В программных документах определены и основные формы, направления работы ИПВ: пропагандистско-агитационная, издательская, благотворительная деятельность, участие в избирательном процессе. Что касается экономических аспектов Программы, то ИПВ выступает за восстановление традиционных исламских форм ведения хозяйства, основанных «на частной собственности» и «вакуфных» землях и т.д. Исламская партия возрождения (ИПВ) выступила с инициативой открытия исламских школ (медресе), исламских кружков, семинаров, издание исламской литературы. Партия выполняла также посреднические функции по предотвращению кровавых конфликтов между мусульманами. Первым шагом в этом направлении стал призыв к примирению, обращенный к узбекскому и киргизскому народам.

По данным Исламской партии возрождения, ее численность на начальной стадии составляла около 1500 членов. Социально-профессиональный состав - научная, творческая интеллигенция, служащие, рабочие .

В структуру Исламской партии возрождения входили также региональные отделения Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.

Демократизация государственно-конфессиональных отношений - как фактор деполитизации исламской общины

Религиозно политический экстремизм - радикальная форма политизации исламской общины, представляющая угрозу единству и целостности Дагестана. Последователи ваххабизма, проникшие в республику в конце 80-х годов прошлого века, создали оппозиционное властным органам и традиционному исламу исламское движение. После того, как провалилась вооруженная интервенция в Дагестан летом и осенью 1999 года, они ушли в подполье и стали действовать конспиративно.

На современном этапе деятельность террористических организаций отличают следующие особенности: переход от массовых террористических актов к индивидуальному террору, усиление финансовой и военной поддержки из-за рубежа, активизация пропагандистской деятельности с целью расширения социальной базы и т.д.

«...Ваххабитское движение в Дагестане, - подчеркивал на республиканской научно-практической конференции 30 ноября 2001 года сотрудник федеральной службы безопасности М. Р. Алиев, - трансформируется в новое качественное состояние, представляющее реальную и весьма серьезную угрозу стабильности и территориальной целостности Российской Федерации. Несомненно, с его стороны будут предприниматься активные попытки вмешиваться в государственные дела как на местном, так и на республиканском уровне»1.

В этой связи исключительно важно разобраться в природе и сущности религиозно-политического экстремизма в Дагестане, причинах его проникновения, основных направлениях деятельности и путях борьбы с ним.

Для этого, на наш взгляд, важно разобраться в содержании категорий, наиболее часто используемых для его характеристики. К таким категориям относятся экстремизм, терроризм, фундаментализм, ваххабизм.

Экстремизм - (от лат. extremus -крайний) - приверженность крайним взглядам, формам действий (обычно в политике).

Фундаментализм - (от лат. fundamentum - основа) - стремление придерживаться основ религии.

"Исламский экстремизм и исламский фундаментализм, как справедливо подчеркивает академик Е. М. Примаков, - разные понятия. Исламский фундаментализм связан с ростом национального самосознания народов исламских стран, освободившихся от колониальной зависимости и вышедших на авансцену политической борьбы. Тогда как исламский экстремизм - крайне радикальное течение. Первый, как и любой другой религиозный фундаментализм, ратует за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций. Второй ставит своей целью распространение исламских порядков, в том числе и силой, на другие страны"1.

Терроризм - (от. лат. terror - страх, ужас ) - целенаправленное применение насилия для достижения политических, национальных, религиозных или идеологических целей путем посягательства на жизнь людей или совершения других общественно опасных действий, а также угрозу применения насилия для достижения этих целей.

Ваххабизм - религиозно - политическое течение, основанное Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом в конце XVIII века в Саудовской Аравии, в период распада Османской империи и османской власти на Аравийском полуострове.

Исламское вероучение в XVIII веке представлено широким спектром религиозных течений: ханбалитов, ортодоксальных суннитов, зейдитов, шиитов, ибадитов. Более того, широко был распространен культ святых. Переплетаясь с исламом, существовали доисламские верования и культы колдовства, идолопоклонства, поклонение Солнцу, анимизм, фетишизм, культ предков и т.д. В этих исторических условиях появилась необходимость сохранить чистоту ислама, консолидировать разрозненные аравийские племена. Эту миссию выполнил Абд-Аль-Ваххаб, взгляды которого сформировались под влиянием идей школы Ибн Ханбала (780-850г.г).

Ханбализм, основателем которого принято считать багдадского теолога-имама Ахмед бен Мухаммад Ибн-Ханбала, - наиболее жесткий мазхаб суннизма, отстаивающий безусловное соблюдение предписаний Корана и Сунны в их первоначальном толковании. Ханбализм расходится с другими исламскими течениями, в том числе с маликизмом и шафиизмом по широкому кругу вопросов. Наиболее существенное расхождение касалось отрицания им бид а (новшеств, нововведений), что и превращало ханбализм в самую непримиримую форму ортодоксального ислама.

На мировоззрение Абд аль-Ваххаба оказали влияние труды средневековых неоханбалитских теологов Таки ад-Дина Ибн Таймин (1263-1328) и Ибн аль-Кайима ( 1292-1350), выступавших за очищение ислама от местных традиционных наслоений, нововведений, которые выходили за философские и социально-этические рамки Корана и Сунны.

Стержнем ваххабитской догматики является принцип единобожия. Его последователи считали, что люди предаются «новшествам» (бид а) — самому страшному из грехов, они наделяют творения Аллаха божественными способностями и атрибутами. Например, совершают паломничество к мусульманским святыням, дают им обеты, приносят жертвы, просят их о помощи, убежденные, в том, что святые могут сделать добро и причинить зло. По мнению Абд аль-Ваххаба, единобожие — это убеждение в том, что Аллах один — Творец данного мира, он его Господин, он дает ему Законы. Исходя из этого он категорически выступал против посредничества (тавассуль) между Аллахом и верующими, которое осуществлялось через обожествленные предметы и вело к многобожию.

Ваххабизм выступает и против обожествления пророка Мухаммеда. Ваххабиты считали его обыкновенным человеком, которого Аллах выбрал для пророческой миссии и что ему не следует поклоняться и ничего у него не просить. Все виды поклонений и верований, противоречащие установкам ваххабизма, - это, по их мнению, «ширк», то есть многобожие.

Одно из центральных положений ваххабитской доктрины - «джихад», то есть война за веру. "Джихад" трактуется, в первую очередь, как вооруженная борьба, - подчеркивает И. П. Добаев. - Ведение джихада вменяется в обязанность каждому мусульманину..., а объектом джихада являются кафиры (неверные)»1.

В начале XIX века ваххабиты, предводительствуемые саудидами, образовали в Недже самостоятельное государство, распространили свою власть на большую часть Аравийского полуострова и совершали набеги на Иран и Сирию. Походы египетских войск в 1811-1818 гг. привели к ликвидации государства ваххабитов. После кратковременного восстановления их власти, они вновь были покорены Рашидидами, вассалами Турции. В 1902 году Эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд, в 1924-25гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 году образовали ваххабитское государство (современная Саудовская Аравия). Таким образом, создание Саудовского государства напрямую связано с ваххабитским движением.

Похожие диссертации на Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе