Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Московский Антон Валерьевич

Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века
<
Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Московский Антон Валерьевич. Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Московский Антон Валерьевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/464

Содержание к диссертации

Глава 1. Начальный этап формирования теорий «жертвоприношения»

Глава 2. Парадигма жертвоприношения в философско-антропологическом анализе первой половины XX века

Глава 3. Концепт жертвоприношения в современной философии культуры

  1. Мотивы жертвоприношения в «гиперкритике» Жана Бодрийяра 81

Глава 4. Концепции жертвоприношения в современном

антропологическом религиоведении

  1. От «происхождения» — к «значению»: общие тенденции ... 116

  2. «Взаимное освещение»: жертвоприношение как «emic concept» 123

  3. Жертвоприношение и эволюция хозяйственно-культурных типов 135

  4. Проблема жертвоприношения в тендерных исследованиях 141

  5. На пороге XXI века: жертвоприношение и современные подходы к

изучению ритуала 145

Заключение 152

Список литературы 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Оценка наследия XX века является одним из важнейших вопросов, стоящих перед современными исследователями.- Всестороннее обсуждения феномена жертвоприношения занимало особое место в общественной мысли прошлого столетия и влияние «моды» на дискурс о жертвоприношении продолжает сохраняться в современном философском пространстве, однако адекватная оценка своеобразия его различных интерпретаций отсутствует. Современное развитие религиоведения, связанное, в том числе, и с процессами глобализации и взаимодействия культур, ставит новые задачи перед антропологическими исследованиями религиозности и ритуальной практики. Дальнейшее раскрытие и углубление содержания понятия «жертвоприношение» для антропологии религии в этом контексте трудно переоценить, что делает представленное исследование, восполняющее имеющуюся лакуну, особенно актуальным.

Степень разработанности темы. Многие мыслители прошлого писали о природе жертвоприношений и месте их в культурах различных народов, классики мирового религиоведения конца XIX- начала XX вв. занимались разработкой теорий жертвоприношения, однако целенаправленные историографические описания и эпистемологические реконструкции научных представлений о феномене жертвоприношения появились лишь во второй половине прошедшего века. Статья Э. Э. Эванса-Причарда «Значение жертвоприношения у нуэров» стала пионерской работой в этом направлении, в ней британский антрополог предпринял исследование нескольких влиятельных теорий жертвоприношения и проверил их работоспособность на этнографическом материале.

В последней четверти XX века в антропологии возникла мощная тенденция к «саморефлексии», выразившаяся в значительном количестве историографических работ. Изучение жертвоприношений в разных культурах становится объектом истории идей, в которой антропология понимается как феномен культуры, сопоставимый с литературой, что позволяет искать параллели между научными идеями и художественными тенденциями. Примером такого подхода можно считать работу С. JI. Мизручи, в которой сопоставляются социологические концепции жертвоприношения с мотивами в произведениях американских писателей-реалистов. Интерес к' истории изучения жертвоприношения нашёл отражение в изданной американским антропологом Дж. Картером антологии. В последнее время история понятия жертвоприношения вошла в круг интересов известного историка

религиоведения И. Стренски, опубликовавшего две книги по этой теме . Развёрнутый историографический обзор по рассматриваемой проблематике представлен в статьях «Энциклопедии религии», написанных Й. Хеннингером и Д. Карраско.

Исследования отечественных учёных, посвящённые данной проблематике, можно с некоторой долей условности разделить на три основные группы. К первой группе можно отнести уже ставшие классическими фундаментальные историографические и теоретические труды, посвященные различным аспектам изучения ритуала — это сочинения Д. К. Зеленина, Л. Я. Штернберга, О. М. Фрейденберг, В. Я. Проппа, В. Н. Топорова, Е. М. Мелетинского, С. А. Токарева.

Вторую очень большую группу составляют частные исследования ритуалов в тех или иных культурах, включающие более или менее подробный обзор существующих теорий ритуала вообще и жертвоприношения в частности (труды А. К. Байбурина, Ю. Е. Березкина, М. С. Бутиновой, Т. А. Бернштам, Н. И. Гаген-Торн, Н. Л. Жуковской, В. В. Емельянова, Л. И. Емелях, В. Р. Кабо, Е. С. Новик, Б. А. Успенского, Т. В. Цивьян, К. В.Чистова, Б. И. Шаревской и многих др.). В контексте рассматриваемой проблемы особый интерес представляет сборник «Жертвоприношение: «ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней» под редакцией Л. И. Акимовой (М., 2000). >

Третья группа - это работы, посвященные анализу трудов современных философов и социологов, работающих с понятием жертвоприношения. Перед авторами такого рода исследований встаёт задача выявления основных источников, оказавших влияние на творчество мыслителей, и реконструкции культурно-интеллектуального контекста их идей. Особо необходимо отметить исследования С. Н. Зенкина и С. Л. Фокина, посвящённые современным французским авторам, историографические работы А. А. Никишенкова, посвященные британской социальной антропологии. Представленная диссертация может рассматриваться как еще одно из этой группы исследований.

Диссертант опирался на труды отечественных культурологов и философов культуры, исследующих различные аспекты проблематизации жертвоприношения в философском и культурологическом дискурсах (Ю. М.

Бородая, Б. Л. Губмана, В. Н. Диановой, А. И. Дьякова, С. Н. Иконниковой, И.

П. Ильина, Б. В. Маркова, В. А. Подороги, Е. Г. Соколова, В. В. Савчука, М. Б. Ямпольского и др.).

Цель диссертационного исследования состоит в определении значения понятия жертвоприношения для философского и антропологического дискурсов XX века.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

определить периодизацию истории использования понятия «жертвоприношение» в философском и антропологическом дискурсе XX века;

«для каждого периода выбрать наиболее значимых авторов, оперировавших понятием «жертвоприношения» и актуальную для них проблематику;

«представить социокультурный контекст и динамику отношений между философским и антропологическим дискурсами в разные периоды XX века в использовании понятия «жертвоприношение»;

оценить значение этих исканий для науки о религии в её современном состоянии.

Методология исследования определяется его целью и задачами. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды в области сравнительной эпистемологии (концепция «стиля мышления» Л. Флека) и дискурс-анализа (М.Фуко, Т. Ван Дейк, Р. Барт и др.), позволившие использовать такую технику интерпретации, которая выявляла бы социокультурные (идеологические, политические, религиозные) источники и основания тех или иных текстов о жертвоприношении и помогала определить их ангажированность. Методологической основой стали идеи и методы, представленные в работах историков науки о религии (Э. Э. Эванса- Причарда, М. Элиаде (анализ «культурной ( моды»), И. Стренски («идеологическая критика»), Т. Асада, Дж. Клиффорда, А. А. Никишенкова,

М. М. Шахнович и других исследователей.

В качестве методов исследования использовались историографический, сравнительно-исторический и герменевтический.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественной науке осуществлено комплексное исследование истории развития представлений о жертвоприношении в общественной мысли XX века. В диссертационном исследовании представлен очерк теорий жертвоприношения, принадлежащих философам Р. Жирару и Ж.-Л. Нанси, а взглядов таких исследователей религии, как Э. Э. Эванс-Причард, Т. П. Ван Баарен, В. Тёрнер, Я. Ван Баал, М. Детьен, Ж.-П. Вернан, У. Г. Лэмберт, Дж. 3. Смит, Н. Б. Джей и ряда других.

Положения, выносимые на защиту

  1. Первые научные теории жертвоприношения возникают во второй половине XIX века в рамках позитивистской парадигмы. Центральное положение категории жертвоприношения в христианстве — с одной стороны, и кризис религиозного мировоззрения - с другой, явились определяющими в формировании повышенного интереса к этому феномену.

  2. В первой половине XX века «жертвоприношение» оказывается значимым концептом для мыслителей, представлявших различные направления. Они сходились в том, что жертвоприношение может расцениваться как парадигма становления свободной творческой личности. Значительная часть подобных рассуждений не представляет ценности для теоретического религиоведения. Но как характерная черта своей эпохи могут представлять интерес для историка религии.

  3. Постмодернизм получил концепт жертвоприношения в наследство от интеллектуальных течений первой половины XX века, базировавшихся на выводах классической антропологии с одной стороны, и различных иррационалистических направлений - с другой. Более того, мыслители, относящиеся или же относимые к «постмодернизму», стремятся к отказу от данного концепта. Аналогичную ситуацию можно видеть и в среде исследователей-антропологов, не имеющих отношения к философии постмодернизму.

4) Отказ от концепта жертвоприношения как «базового» в постмодернистской философии и антропологическом религиоведении конца XX века, при кажущемся сходстве, имеет различные причины. Философам- постмодернистам он представлялся устаревшим, неадекватным, бесполезным или даже опасным. А антропологическое религиоведение в поиске новой парадигмы стремилось выявить уязвимые места существующих теорий с целью построения новой, объясняющей те явления, что не имели удовлетворительного объяснения.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы при составлении рабочих программ, учебных пособий.по религиоведению, социальной антропологии, философии и истории культуры, истории современной зарубежной философии, а также стать основанием для дальнейшего изучения функционирования концепта «жертвоприношения» в религиоведческом, культурологическом и философском дискурсах.

Апробация работы. Основные положения и материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке и проведении специального семинара «Ритуал в культуре», проводившегося диссертантом на факультете философии и политологии СПбГУ для магистрантов по направлению «Религиоведение». Отдельные положения исследования были представлены в выступлениях на теоретических семинарах «Сопротивление философии» (2003, СПбГУ), «Ницше-семинар» (2003, СПбГУ), круглом столе «Феномен жертвоприношения в религиях мира» (2006, МГУ) и на международной научной конференции «Пятые Торчиновские чтения» (2008, СПбГУ). По теме исследования опубликованы две статьи. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии

религии и религиоведения СПбГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованной литературы (323 наименования на русском и английском языках).

Похожие диссертации на Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века