Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Чжоу Юй

Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия
<
Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжоу Юй. Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Чжоу Юй;[Место защиты: Забайкальский государственный университет].- Чита, 2015.- 152 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические основания исследования социокультурного пространства 15

1.1. Научные подходы к анализу культурной специфики социокультурного пространства 15

1.2. Сущностные характеристики видов пространства: социального, культурного, социокультурного в китайской философско-культурологической мысли 31

1.3. Культурно-ценностные концепции как основа развития социокультурного пространства современного Китая 48

ГЛАВА 2. Культурно-ценностное измерение социокультурного пространства китайского приграничья 65

2.1. Сущность китайского приграничного социокультурного пространства 65

2.2. Аксиологический принцип формирования социокультурных практик в пространстве приграничья КНР 82

2.3. Межкультурные практики в социокультурном пространстве китайского приграничья как предпосылка формирования «новой полиэтничности» 98

Заключение 116

Список литературы 120

Сущностные характеристики видов пространства: социального, культурного, социокультурного в китайской философско-культурологической мысли

В условиях все более усложняющегося мира пространственное измерение культуры и моделей взаимодействия разнородных культур вполне закономерно являются достаточно востребованной проблематикой1. В последние годы широкое освещение в научной литературе гуманитарного профиля получила и тематика социокультурного пространства. Большое значение для нашего исследования имеют работы Н. И. Лапина, идеи которого легли в основу типовой программы составления социокультурных портретов регионов России 2 . Социокультурное пространство становится предметом изучения и относительно китайской реальности3, методология исследования которого наполняется своими подходами.

Так, в фундаментальной монографии «Китай: грани социокультурного измерения» в качестве ключевого в изучения феноменов культуры и социума представлен социокультурный подход, предполагающий осмысление процессов, происходящих в современном обществе в единстве культуры и социальности, сформированными деятельностью человека. В этом же контексте анализируются международные отношения, межкультурный диалог, проблемы идентичности. При этом понятие «социокультурное» используется в предельно широком научном смысле – как новая парадигма познания. Исследуются подсистемы «социокультурного» (личность, культура, социальная организация, цивилизация), которые в

Мы опираемся на представления автора указанной монографии о социокультурном пространстве как синтезе составляющих, главные из которых обозначены понятиями «культурный круг», «культурное поле», «культурное гиперпространство», «культурный ареал». Понятие «социокультурное» автор связывает с функционированием внутренних регионов (провинции и автономные районы), утверждая, что региональные социокультурные пространства и культурная идентичность их жителей совпадают с их административными границами.

Внутренние регионы Китая имеют значительную региональную дифференциацию, однако само пространство едино и неделимо. «Скрепами» его являются инновационные концепции и стратегии, которые обозначены в культурно-политическом дискурсе как построение «гармоничного мира» во внешней политике и «гармоничного общества» во внутренней политике.

Не менее важной духовной «скрепой», которая связывает все разнородное социокультурное пространство Китая в единое целое и неделимое, являются его культурные ценности. Они обладают цивилизационной устойчивостью, и, несмотря на многочисленные потрясения, начиная с III века до н.э., обеспечивают стабильность китайской государственности. Культурные концепции и стратегии, которые программируют цивилизационное развитие Китая, отражаются через инновационные социокультурные практики, направленные на гармонизацию и укрепление миропорядка.

Эта мысль подтверждается в теориях китайских ученых, единую точку зрения которых можно выразить следующим образом. В условиях кардинальных изменений, происходящих в обществе и простанстве, возникает необходимость в усилении и поддержке первичной национальной идентичности путем возрождения ценностей традиционной культуры. Необходима опора на «практику» и «гармонию» как связующие звенья между традиционными и современными социокультурными стандартами. Требуется политическая поддержка концепций, направленных на сохранение материального и нематериального культурного наследия, формирование новой культуры информационно–коммуникативных отношений, отражающей навыки согласования социокультурных кодов и языков изменяющегося китайского «социокультурного пространства»

Китайское социокультурное пространство как сложная нелинейная система, целенаправленно конструируемая государством на основе различных управленческих стратегий, объединяет разнородные факторы и имеет консолидирующий элемент – культуру и ценности. Освоение социокульутрного пространства «происходит на семантическом и символическом уровнях». С этих позиций приведем «определение китайского социокультурного пространства как развивающейся системы информационно-коммуникативной деятельности, воплощенной в разнообразных знаково-символических проявлениях практики, локализованной в региональных внутригосударственных и надгосударственных границах»2.

Социокультурная парадигма относительно сущности социального и культурного пространства и формирования пространства социокультурного отражена и в монографии Т.Н. Кучинской3. Развивая тезис о китайском социокультурном пространстве, автор исходит из понимания его В.С. Цукерманом как пространственно-временного континуума, которое представляет собой более полное, многофакторное, многомерное проявление реальности и ее отражение в виде научной категории4.

Культурно-ценностные концепции как основа развития социокультурного пространства современного Китая

Для характеристики социокультурного пространства китайского приграничья мы выделяем факторы, объединенные в кластеры: культурно - ценностные концепции (формулируются и директивно проводятся властью), культура/история, межкультурное взаимодействие.

Определение таких кластеров отражает культуроцентристскую модель приграничного социокультурного пространства Китая. Китайская культура, обладая стемообразующим характером, в современных условиях становится все более самостоятельным инструментом экономического развития страны. Культурные индустрии превращаются в несущую конструкцию национальной экономики. Именно такой подход, при котором экономический рост основан на культуре, назван инновационным в издании газеты «Жэньминь жибао», где традиционно озвучивается официальная точка зрения руководителей КНР1.

Современное социокультурное развитие КНР определяется культурно-ценностными концепциями, сформулированными на государственном и партийном уровнях и закрепленными законодательно. В соответствии с типовой методикой (Н. Лапин) они относятся к кластеру «власть». Выполняя роль национальной идеологии, культурно-ценностные концепции скрепляют гетерогенное пространство страны.

Базовой концепцией, которая задает вектор развитию современного китайского государства и общества, является «концепция научного развития», отражающая специфическую китайскую модель поступательного движения в отличие от «опережающей» («сяньфаши») и «догоняющей» («хоуфаши»)2. Концепция сформулирована на основе фундаментальных идей традиционной культуры Китая, содержание которых связано с формированием всесторонне развитого человека (субъекта). Произошедшая в последние десятилетия смена исторического типа развития на принципиально новый, субъектный3 позволила ускорить развитие КНР и тем самым добиться весомых успехов страны во всех сферах.

В основе современной «концепции научного развития» лежат идеологемы, воплощающие, прежде всего, содержание «развития». В китайской традиции это понятие связано с многозначным концептом «дао». В различных философских системах «дао» определялось по-разному1. В самом общем смысле «дао» – «путь» («подход», «функция», «метод», «закономерность», «принцип», «учение», «теория», «правда», «мораль» и т.д.) – одна из важнейших категорий китайской философии и культуры. По этимологии она восходит к идее главенства («шоу») в «движении/поведении» («син»). «Дао» может реализовываться через «дэ» («благодать»). В современном китайском языке «даодэ» означает мораль, нравственность.

В основном конфуцианском каноническом тексте «Четверокнижие» («Сы шу») ключевое содержание «дао» интерпретируется как развитие–развитие личности, общества, государства. «Дао» выражается не только посредством «дэ», но и через категорию «перемены» («и»). Перемены осуществляется согласно взаимодействию сил по принципу «то инь – то ян» («Си цы чжуань»).

Мысль о «дао» – развитии прослеживается и у классиков китайской философии и культуры Ван Янмина (XV-XVI вв.), Ван Чуаньшаня (XVII в.), который связывает «дао» с миром «орудий», преобразующих мир.

В XIX-XX вв. в китайской философии появляется концепт «ти – юн» («принцип / основа» – «применение / второстепенное»). Постконфуцианец Чжан Чжидун в качестве основы видит китайскую науку, а западная, по его мнению, необходима только для использования в интересах развития Китая. В дальнейшем это положение стало широко использоваться как идея, программирующая культурный прогресс Китая2.

«Дао» – «Развитие» детерминирует содержание философской мысли древнего и современного Китая. В современных условиях новый подход, выраженный в «научной концепции развития», подразумевает особый тип изменения. В руко-1 Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл.ред. М.Л. Титаренко. – М.: Мысль, 1994. – С. 90-91. 2 Ли Вэнь. «Дао» юй «ци» = «Дао и «орудия» // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. – 1981. – № 4; Ван Дэю. Лао-цзы чжи Дао цзи ци цзай Вэй Цзинь ицянь дэ яньбянь = Категория «Дао» у Лао-цзы и её развитие до эпохи Вэй – Цзинь // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. – 1984. – № 1; Гу Фан. «Дао» хэ «ли» – Хань Фэй чжэсюэ сысян чупин = «Дао» и «принципы» – об оценке философской мысли Хань Фэя // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзикань. Т 2. – Шанхай, 1982. водящих документах КПК «развитие» обозначено как комплексный, многоаспектный общественный процесс, который недопустимо сводить лишь к экономическому росту1.

Содержание «научной концепции развития» трактуется китайскими учеными следующим образом. Лю Цзайци, директор Института по изучению России и Украины Уханьского государственного университета, представляет ее как «мягкую силу», как систему социокультурных ценностей, роль которых заключается в «цементировании воли народа в построении богатого и могучего государства». В других интерпретациях концепция представлена конкретными стратегиями «подъема страны средствами науки и образования», «усиления силы государства за счет талантливых людей», «обеспечения устойчивого развития».

Главным ценностным принципом «концепции научного развития» является традиционная идея гармонии, подразумевающая гармонию между человеком и природой, гармонию между людьми и гармонию между государствами. Лю Цзай-ци полагает, что «гармония между человеком и природой» — это культурная основа для продолжительного и устойчивого развития страны. «Гармония между людьми» — это фундамент духовного влияния среди соотечественников за рубежом и между народами других стран. Ценностный принцип «гармония между государствами» предлагает содействовать устанавливлению моральной среды в международных контактах.

Другим ценностным принципом «научной концепции развития» является императив «человек в основе всего». «Следование этому принципу усилит чувство идентичности народа с целью стратегий развития. Формирующееся таким путем чувство идентичности и цементирующая сила позволят руководителям государства по-настоящему воплощать волю народа и создадут самую прочную базу для способности государственных лидеров к руководству»

Аксиологический принцип формирования социокультурных практик в пространстве приграничья КНР

Автономный район Внутренняя Монголия – это первый образованный в Китае национальный автономный район и первый пример того, как КПК приступила к реализации политики национальной районной автономии в составе единого государства. В многонациональных государствах мира существуют свои механизмы решения национальных вопросов. В Китае после образования КНР (1949 г.) был взят курс на проведение политики национальной районной автономии. Государство целенаправленно на территориях компактного проживания национальных и этнических меньшинств формировало автономию, обладающую особыми правами и наделенную особыми полномочиями.

На основе конституции и закона о национальной районной автономии разработаны конкретные положения, касающиеся реализации национальной политики. В современных условиях национальная районная автономия является одним из основных политических механизмов управления, эффективно скрепляющих социокультурное пространство страны, в котором проживает 56 этнических меньшинств.

Воспитание и подготовка кадров из числа представителей национальных меньшинств, их выдвижение для работы в правительствах и законодательных органах регионального уровня для управления жизнедеятельностью соответствующих национальностей – важная составляющая проведения политики национальной районной автономии. В настоящее время среди 500 депутатов ВСНП из АРВМ доля представителей национальных меньшинств составляет 40%. В автономном районе работают 60 тыс. кадровых работников, представляющих национальные меньшинства, что составляет 30% общего числа кадров всего района. За последние годы собрание народных представителей АРВМ приняло 489 региональных законов в сферах политики, экономики, культуры, здравоохранения, а также национального образования и вопросах мусульманской религии. Это создало достаточно полную национальную законодательскую систему и обеспечило всестороннее осуществление прав национальной автономии и управление делами национальностей, проживающих в регионе.

Благодаря реализации политики национальной районной автономии, в АРВМ динамично развивается экономика, создавая стабильную материальную основу для улучшения уровня жизни народа. За последние 5 лет правительство района вложило 180 млрд. юаней в реализацию серии проектов по улучшению жизни населения, выделив специальные средства для реконструкции ветхого жилья сельчан.

Кроме стимулирования развития экономики и улучшения жизни народа в АРВМ прилагаются значительные усилия для защиты монгольской культуры и монгольского языка. В регионе создан отдельный административный орган, цель функционирования которого заключается в содействии и обеспечении распространения монгольского языка, организации научных исследований и переводческой деятельности. В настоящее время в АРВМ в офромлении документации административного харакетра, в законодательных актах, в образовании, телерадиовещании, в СМИ повсеместно используется два языка: монгольский язык и китайская иероглифика. Сформирована система национального образования на монгольском языке. Открыт телевизионный канал с трансляцией передач на монгольском языке.

Специалисты отмечают, что экономическое развитие в национальном районе – это основа, политика – это обеспечение, защита и распространение культур национальных меньшинств – это важный знак реализации справедливой национальной автономии, а также важный метод для стимулирования единства национальностей и осуществления общего развития. Преимущество политики нацио 95 нальной районной автономии состоит в том, что она позволяет решать жизненные проблемы разных национальностей и улучшать уровень их жизни.

В ближайшие годы правительство намерено принять ещё больше льготных мер, чтобы динамично развивать национальные автономные районы, в том числе и Внутреннюю Монголию. Значительные усилия будут направлены в сферу образования и культуры.

В целом, современное развитие социокультурного пространства китайского приграничья в регионе АРВМ наполнено образовательными практиками, пронизанными императивом «человек в основе всего», которые нацелены на подготовку «степных талантов» из числа национальных меньшинств, воспитание общественного сознания в духе сохранения и распространения языка и культур этносов, проживающих в китайском приграничье.

Образовательный аспект историко-культурного элемента соцокультурного пространства китайского приграничья дополняется управленческо – пропагандистскими практиками. Они связаны с деятельностью по формированию имиджевых стратегий, которую можно назвать инновационной социокультурной практикой. В китайском социокультурно постранстве приграничья начата серия мероприятий (май, 2014) под девизом «национальный образ, созданный мной»1. На первом поведенном мероприятии присутствовало около тысячи человек: представители властных структур, общественных организаций работники отдела пропаганды и агитации правительства Маньчжурии, добровольцы.

На церемонии открытия представители маньчжурских портовых инспекционных и транспортных секторов были приведены к присяге мероприятия по теме «Национальный образ, созданный мной». Затем участники расписались на свитке под таким же названием.

Межкультурные практики в социокультурном пространстве китайского приграничья как предпосылка формирования «новой полиэтничности»

Прежде всего, стоит отметить ставший традиционным международный Фестиваль культуры и искусства2. Серия культурных мероприятий Фестиваля включает: национальный чемпионат по художественной гимнастике; Неделю культурных обменов молодежи между Китаем и Россией; месячник показа фильмов о Маньчжурии; специальные литературно-художественные выступления; выставки этнических ремёсел народов Китая, России и Монголии; международное научно-техническое Экспо северных регионов; международный конкурс Хоомей; маньчжурская презентация нематериального культурного наследия «народная песня Даур»; маньчжурский международный конкурс каллиграфии; фотоконкурс «Маньчжурия в глазах друзей».

Международный Фестиваль культуры и искусства длится около 100 дней. В каждом мероприятии принимают участие китайские, российские и монгольские представители.

В качестве инновационной культурной продукции китайской стороной в рамках Фестиваля представлен первый комплексный спектакль «Любовь к Маньчжурии», который впервые проведен летом 2014г. Репертуар отражает особенности китайско-российско-монгольской культуры. Основное место в нем занимает «акробатика монгольских школ», которая сочетает в себе разнообразные формы искусства: пение, хореография, инструментальная музыка, элементы магических ритуалов. В сочетании с высокотехнологичным звуком, освещением, искусственным дизайном они в совокупности предствляет инновационную форму исполнительского искусства, формируя особый бренд культуры приграничного пространства Китая. В инновационном спектакле задействовано более 60 актёров из цирковой группы Национального художественного театра Внутренней Монголии КНР, из Евразийской компании исполнительского искусства и Национального ансамбля песни и танца Улан-Удэ республики Бурятии России.

Развитию традиционной культуры монгольского этноса и презентации ее образцов в китайском приграничном социокультурном пространстве служит международный конкурс «Хоомей» (способ горлового пения), который проводится в летние месяцы в г. Маньчжурии1. Наряду с монгольским мажорным строем и монгольской скрипкой Хоомей является важным символом культуры Монголии. 8 2009 г. Хоомей был занесен в «Список объектов нематериального культурного наследия человечества». В первом конкурсе приняли участие 150 конкурсантов из 9 стран: Белоруссии, Монголии, Казахстана, Америки, Японии, Норвегии, Испании, Италии. Для повышения популярности масштабных праздничных фестивалей в АРВМ определено время их поведения. Используя особенности «умеренного климата, голубого неба, белого облака, свежего воздуха» трёх месяцев - мая, июня и сентября, развиваются формы отдыха и развлечения для пожилого населения.

Развитие приграничного социокультурного пространства Китая связывается с бренд-мероприятиями, сосредоточенными не только на культуре, но и науке, технологиях, спорте, туризме, торговле2. Примером является национальная яр марка, ежегодно проводимая под патронажем государства – северная междуна родная ярмарка науки и технологий. Это самое масштабное мероприятие, куда приглашаются представители высших учебных заведений, научно исследовательских институтов и предприятий Китая, России, Монголии и стран СНГ. Функционирует 8 специальных стендов, отажающих достижения отдельных внутренних регионов КНР, 5 – с экспозициями зарубежных компаний и организаций и 550 общих стандартных стендов. Количество экспонатов научно-исследовательских институтов зарубежных участников (Россия, Монголия, Белоруссия, Украина) увеличивается год от года. Инновацией в данном мероприятии 2014 года стала презентация научно-технологических проектов Министерств науки и техники России, Японии, Южной Кореи и других близлежащих стран, организованная университетом Цинхуа (г. Пекин) в рамках Форума инвестиций.

Одним из важных факторов, влияющих на развитие социокультурного пространства китайского приграничья, являются туристические практики. Китайское правительство определило национальную туристическую индустрию стратегически опорной и разработало меры по ее стимулированию, повышению внешней открытости, усилению ее «мягкой» силы. Продвижение туристической отрасли осуществляется в соответствии с «Планом развития туризма Северо-Восточного региона КНР». Большое значение в нем придается роли приграничных провинций и побратимских городов, которые являются непосредственными участниками международноо взаимодействия.

Приграничное социокультурное пространство КНР обладает весомым ту ристским потенциалом. Здесь сосредоточены природные и рекреационные ресур сы, объекты национального и мирового культурно-исторического наследия. Пред ставители китайской отрасли на основе выявления конкурентных преимуществ приграничного социокультурного пространства стимулируют диверсификацию трансграничных туристических продуктов. Традиционный культурно познавательный туризм дополняется оздоровительным, экологическим, активным. Перспективными для китайского приграничья является инвестиционно привлека тельный сектор делового международного туризма (бизнес-туризм, конгресс туризм). Для развития молодежного туризма разрабатываются и предлагаются инновационные формы, например авторалли по маршруту «Великий Чайный путь», включающий территории Китая, России, Монголии. Совместный междуна родный проект «Великий Чайный путь» рассматривается как инструмент внутри регионального развития. Основная цель проекта - расширение сферы сотрудниче ства между Китаем, Монголией и Россией, увеличение культурных обменов, про движение работы по воссозданию маршрута

Похожие диссертации на Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия