Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Путешествие как феномен культуры Черепанова Наталья Владимировна

Путешествие как феномен культуры
<
Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры Путешествие как феномен культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черепанова Наталья Владимировна. Путешествие как феномен культуры : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Томск, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:07-9/130

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен путешествия в пространстве культуры 15

1.1. Специфика путешествия и определение его признаков 15

1.2. Исследование признаков путешествия 40

1.3. Роль путешествия в пространстве культуры 65

Глава 2. Путешествие как способ измерения пространства культуры 94

2.1. Релевантные способы исследования путешествия как культурного феномена 97

2.2. Функции путешествий в современной культуре 116

2.3. Современные формы путешествий в измерении пространства культуры 128

Заключение 147

Литература 152

Введение к работе

Современное состояние культуры оценивается с разных сторон. Но, по-видимому, ведущую роль в изменяющемся культурном мире играет беспрецедентная мобильность человека, сопровождающая процессы глобализации. В свою очередь сами процессы глобализации нивелируют отличия многовариантности жизни сложившихся культур, стандартизируют многообразие культурных практик человека, унифицируют стили повседневности. Вместе с тем, всю интеллектуальную историю пронизывает страстное любопытство к узнаванию иных возможностей мира человеческих отношений, иных способов сосуществования людей, то есть узнавания повседневности и смыслов Других культур. Любопытство, как имманентно присущая человеку поисковая активность, пересиливало страх перед неизвестным, заставляло разрывать круг повседневности собственного существования и вынуждало преодолевать границы многих культурных пространств. Знание о возможных конфигурациях мира культуры человек извечно добывал в путешествиях. Странствие становилось отправной точкой на пути познания.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что путешествие как феномен культуры, становясь предметом изучения практически всех наук о человеке и обществе, не нашло до сих пор должного философского осмысления. Результаты многих междисциплинарных исследований требуют обобщения на основе релевантных концептуальных моделей. Настоятельность этого требования, связывается в диссертации с выяснением собственно культурного значения возросшей в принципиальной степени мобильности человека в пространстве культуры.

Никогда за всю историю человечества не совершалось столько путешествий как за один XX век. На это, в первую очередь, оказало влияние развитие социально-политической инфраструктуры современного общества. Путешествие становится доступнее и в силу появления такой его разновидности как «виртуальное» путешествие. Распространенность такої явления как путешествие неизбежно приводит к различным последствиям культуре: как положительным, так и отрицательным, что и актуализируй изучение роли путешествия в культурном пространстве.

Человеческая история изначально связана с путешествиями: далекг. предки человека постоянно перемещались, стараясь найти места, пригоднь: для жизни. Результатом долгой истории этого феномена являются множество смыслов, вкладываемых в это понятие, и большое количеств синонимов. Однако указанные обстоятельства создают ситуацию, когда по путешествием становится возможным понимать абсолютно любе пространственное перемещение. Таким образом, появляется потребность выявлении и исследовании признаков, позволяющих отделить путешестви от остальных видов перемещения.

Лингво-культурологические исследования указывают на то, чт путешествие изначально ассоциируется с опасностью и преодоление! трудностей. Прежде путешественники преодолевали страх перед стихией ; мифическими чудовищами, сейчас - перед угрозой терроризма и культурної нетерпимости.

Противоречивость в оценках самого путешествия проявляется в том что, с одной стороны, множество людей совершают путешествия, дл некоторых это даже становится стилем жизни, несмотря на то, чт путешествие это серьезное испытание, требующее от человека напряжена физических и моральных сил. С другой стороны, есть люди, которые никогд; не решатся на путешествие, и для этих людей оно всегда будет не более чеъ, описанием чужих приключений в травелогах. В связи с этим, представляете) важным исследование условий, которые укажут на то, почему одни люді отправляются в путешествие, а другие - нет.

Исследование роли путешествия в современном мире приобретав! особую актуальность поскольку, тенденции трансформаций в культурное действительности требуют от человека в принципиальной степени большей, чем когда-либо коммуникабельности и мобильности. Модификация условий жизни вызывает, уже знакомый человеку «страх и трепет» перед неустойчивостью настоящего. Культура всегда создает противовес той нестабильности, которую переживает человек в переломные эпохи. Поэтому, появляется необходимость выяснения способности путешествия как феномена культуры быть способом адаптации к изменяющемуся миру, быть способом сохранения в памяти пути возврата к истокам культуры, компенсирующего неустойчивость настоящего.

Вследствие того, что любое путешествие неразрывно связано с пространственным перемещением, встает необходимость исследовать эту составляющую путешествия. В силу того, что путешествие совершается в культурном пространстве, важным представляется изучить роль путешествия в самом этом пространстве. Причем, постнеклассическая методология позволяет рассмотреть культуру как многостадийный информационный процесс, что открывает возможности установить тот этап социокультурной динамики, на котором появляется путешествие как культурное явление, а, следовательно, и выяснить его роль в пространстве культуры.

Степень теоретической разработанности проблемы

Понимание путешествия как феномена и его роли в диалоге культур не имеет четко выраженной философской традиции. Вместе с тем, за последние десятилетие изучение путешествия приобрело особую актуальность в гуманитарных и социально-экономических исследованиях. Поэтому в диссертации философской рефлексии подвергались результаты конкретно-научных и междисциплинарных постижений феномена путешествия.

В первую очередь, значение для нашего исследования имели работы МБ. Биржакова, В.П. Грецкевича, А.Я. Гуревича, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, Ж. Ле Гоффа, Дж. Плано Карпини, М. Поло, Г. де Рубрука, посвященные истории путешествия и описанию реальных путешествий, поскольку именно исторический ракурс рассмотрения этого явления культуры позволил выявить формы и признаки путешествия. Прояснение семантики понятия потребовало привлечение лингво-культурологического подхода, реализованного для осмысления концепта «путешествия» в исследованиях А.А. Беляковой и Л. Цзюань. Однако в перечисленных работах не дается определение путешествия, раскрывающего значение этого явления в поле смыслов за пределами локальных культур. Интегрирование лингвистических и «неязыковых» областей знания для исследования путешествия как литературного жанра проведено в работах Д.С. Лихачева, К. Лоуренс, М.Г. Шадриной. В этих исследованиях, инициируемых, по утверждениям их авторов, неразработанностью вопроса о жанрово-стилистистической природе «путевой литературы» и необходимостью в системных представлениях описания «путешествий», утверждается, что литература «путешествий» синтезирует функции передачи информации, добытых путешественниками, популяризирует научные знания среди широкого круга читателей, воздействует на сознание путем убеждения. В данных исследованиях фиксируется необходимость осознания «языковой личностью» своего прошлого, в котором картина «свое»-«чужое» занимает одну из ведущих позиций. Вместе с тем, в этих работах раскрываются особенности «литературы путешествий» (по определению Д.С. Лихачева) в следующем синонимическом ряду - «хожений», «хождений», «записки путешественника», «путевые заметки», «очерки по пути», «дневные записки», но не выявляются условия существования человека собственно вызывающих потребность путешествовать.

Выяснение трансцендентальных условий совершения путешествий потребовало обращения к исследованиям целей и мотивов людей, имеющих стремление к «перемене мест». Решение данной задачи основывалось, во-первых, на основе идей М. Бубера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, И. Хейзинги. Во-вторых, понимание устремлений путешествующих людей достигалось на основе интерпретаций трудов А. Адлера, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга, а также работ Ф. Котлера, Г. Крамера, Э. Лидса, И. Осби, Плога, В.Л. Смит посвященных мотивациям потребителей туристических услуг. В-третьих, исследования путешествий, в которых преодолеваются различные локусы пространств, с неизбежностью требовало обращение к работам, раскрывающим структуры культурных ландшафтов и пространства культуры - Э.Л. Базаровой, А.Н. Быстровой, А.Я. Гуревича, Е.К. Потемкина, А.Я. Симанова, Р.Ф. Туровского, П.Ю. Черносвитова. В работах перечисленных авторов, в силу того, что они не направлены прямо на изучение путешествия, отсутствует описание функций исследуемого нами феномена.

Данный «пробел» преодолевался в работе средствами концептуального моделирования, эвристических потенциал которого для исследований социокультурной динамики раскрыт в работах М.Н. Кокаревич и И.В. Мелик-Гайказян. Поскольку данный подход, в связи со сложностью его применения не является широко распространенным, для диссертационного исследования был важен анализ опыта эффективных решений, достигнутых в философско-культурологических исследованиях антропологических конфигураций современной реальности. В связи с этим отметим исследования Е.А. Жуковой, М.С. Кухты, Н.А. Лукьяновой, О.Ю. Максименко, Е.Н. Роготневой, Л.Р. Тухватулиной.

Таким образом, объектом данного исследования являются перемещения человека осуществляемые, как в освоенном пространстве, так и в пространстве, осваиваемом им, а предметом - путешествие как явление культуры.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования - раскрыть сущность путешествия как феномена культуры.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Дать определение понятия «путешествие» на основе выявления его содержательного наполнения.

2. Выявить условия существования человека в культурном мире, инициирующие путешествия.

3. Установить релевантные способы исследования путешествия как культурного феномена.

4. Определить функции путешествия в культуре.

5. Обнаружить современные формы путешествия и раскрыть их специфику как явлений культуры.

Методологические основания исследования

При реализации поставленной цели и решении задач исследования автор опирался на постнеклассическую методологию. Основу постнеклассической науки составляют термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма, теория систем и их философско-методологическое обобщение B.C. Степиным для исследования «человекоразмерных систем». Данные положения имеют принципиальное значение для выбора средств постижения антропологических конфигураций философии (Ф.И. Гиренок), поскольку постнеклассическая философия становится основой для понимания источноков многомерной реальности культурного пространства. Постнеклассическая философия стала основой для понимания источников многомерной реальности культурного пространства.

В рамках постнеклассической методологии создан информационно-синергетический подход (И.В. Мелик-Гайказян). На основе концептуальной модели этого подхода, позволяющей корреспондировать этапы социокультурной динамики, формы и системные функции культуры, в диссертации исследовался многомерный феномен путешествия.

Научная новизна работы

Доказано, что путешествие есть способ измерения человеком, как пространства культуры, так и реальных или виртуальных границ структурности культурного пространства, в чем раскрывается сущность путешествия как феномена культуры.

Новизна работы раскрывается в следующих достигнутых результатах:

1) дано следующее определение: путешествие - это перемещение (реальное или виртуальное) в чужое культурное пространство с целью выхода за пределы наличного бытия для познания себя и мира повседневности Другого;

2) выявлены трансцендентальные условия путешествий: а) потребность человека в самопонимании (виртуальные путешествия являются способом самопонимания); б) потребность человека в понимании своего культурного мира, пределы которого, как границы мира должного, устанавливаются в сравнении с другими культурными практиками существования человека (реальные путешествия являются способом понимания человеком своего культурного мира); в) самоорганизация культурного пространства, формирующая аттрактивные локусы, к которым веками устремляются люди;

3) установлена релевантность информационно-синергетического подхода для исследования путешествия как феномена культуры. На основе концептуальной модели данного подхода, раскрывающей механизмы социокультурной динамики культуры, удалось установить, что путешествие является способом измерения культурного пространства;

4) определены доминирующие функции путешествия в культуре: компенсаторная и адаптивная. Компенсаторная функция путешествия выражается в том, что позволяет человеку замещать реалии быстроменяющейся повседневности собственной жизни обращением к «памятникам» прошлого культуры, в которой можно увидеть воплощение устоявшихся и поэтому неизменных ценностей. Адаптивная функция путешествия выражается в знакомстве с иной повседневностью, что имеет прагматический смысл для поиска «рецепта выживания» в культурной действительности;

5) обнаружены современные формы путешествия - туризм и виртуальные путешествия. Установлена специфика туризма в пространстве современной культуры. В то время как путешествие является измерением культурного пространства, туризм является измерением пространства цивилизации.

Положения, выносимые на защиту

1. Определение понятия «путешествие» дано на основе, во-первых, рассмотрения форм путешествий, возникающих в истории культуры; во-вторых, на основе обобщений собранной коллекции частных определений форм путешествий, таких как: переселение, военные походы, завоевания, паломничество, странничество, турне, туризм etc; в-третьих, на основе выявления признаков путешествий: временное перемещение из места постоянного пребывания в чужое пространство; локализация во времени и пространстве; реальные или виртуальные формы; наличие познавательных целей, избыточных для насущных потребностей.

2. Выявление условий, при которых человек совершает выход за пределы наличного бытия, то есть выявление трансцендентальных условий путешествия, предпринималось на основе исследования установленных признаков путешествия в следующей последовательности. Мотивы людей, решающихся предпринимать путешествие, и причины, по которым человек отказывается на время покидать постоянное местопребывание, исследовались на основе философско-культурологических интерпретаций психоанализа, что позволило установить отличительные особенности отношения к путешествию двух типов личностей: экстравертов (или аллоцентриков, реализующих творческую активность к окружающему миру в поступок) и интровертов (или психоцентриков, осторожное отношение к окружающему которых является причиной, ограничивающей их путешествия в реальности). Установленные признаки путешествия: избыточность для требований обыденной жизни; локализация во времени и пространстве; реальные или виртуальные формы, как указывающие на игровой характер феномена путешествия, санкционировали обращение к игровому подходу. В свою очередь, игровой характер путешествия, рассмотренный в ракурсах экзистенциализма, позволил установить связь характера реальных и виртуальных путешествий с мотивами и установками людей, относящихся к разным личностным типам. Потребность человека в понимании мира Другого исследовалась средствами философии диалога, что поставило задачу выяснения способов маркировки пределов своего и чужого пространства. На основании как результатов междисциплинарных конкретно-научных исследований культурных ландшафтов, так и их философских обобщений было установлено, что притягательными локусами культурного пространства являются те из них, в которых находятся воплощенные в различных памятниках сакральные представления культуры. Таким образом, аттрактивные участки расположены в интеллектуальном и коммуникативном пространстве культуры. Сакральное пространство корреспондируется с интеллектуальным типом пространства, то есть с тем типом пространства, которое является основой для возникновения структуры культурного пространства.

3. Информационно-синергетический подход является релевантным исследованию путешествия как феномена культуры, так как в рамках этого подхода удается выявлять механизмы самоорганизации сложных систем, представленные многостадийными информационными процессами. Культура является сложной открытой системой, а ее развитие нелинейно. В культурных системах протекают процессы, носящие информационный характер, так как процессы культурной динамики представлены процессами генерации идей, их восприятия, обозначения, хранения в культурной памяти, отбора и выбора новых смыслов, актуализации культурного наследия, кодирования в знаковых структурах и символах, создания способов целенаправленных действий. Все перечисленные процессы являются стадиями информационного процесса. Таким образом, на основе прямой аналогии стадий информационных процессов и этапов культурной динамики: а) установлены те этапы развития культуры, на которых начинают свое формирование типы культурных пространств, создающих условия для самого осуществления путешествий; б) указаны границы интерпретаций философских и конкретно-научных концепций и теорий в междисциплинарных исследованиях как собственно путешествия, так и целей, с которыми люди предпринимают реальные или виртуальные путешествия; в) установлено, что путешествие является способом измерения культурного пространства.

4. Определение функций путешествий происходило на основе модели социокультурной динамики, позволяющей корреспондировать этапы развития культуры, возникающие на этих этапах формы культуры и функции культуры. Данная модель позволяет выявлять следующие функции культуры: нормативную, «фиксирующую», компенсаторную, когнитивную, критическую, адаптивную. В связи с исследованием функций путешествия установлено, что типы пространств, образующих структуру культурного пространства, образуют конкретные культурные формы, обладающие определенными функциями. Культурная форма интеллектуального пространства обладает нормативной функцией, форма коммуникационного пространства - компенсаторной функцией, форма социального пространства - когнитивной функцией, форма измерения культурного пространства, представленная собственно путешествием, - критической функцией, форма модели поведения человека - адаптивной функцией. Путешествие как культурная форма образовывалось под воздействием критической функции культуры. Однако современная организация социокультурной жизни такова, что для осознания достоинств и недостатков действительности, для критики реальности действенными оказываются помимо путешествий другие средства. В современной культуре коммуникативное пространство захватывает все фрагменты действительности, поэтому на первый план выдвигаются компенсаторная и адаптивная функции, которые определяют назначение путешествий.

5. Установлено, что туризм является современной формой путешествия. Причем, туризм, в отличие от путешествия, в большинстве случаев преследует коммерческий интерес. Также определено, что туристские поездки совершаются в искусственном, специально планируемом пространстве - пространстве цивилизации. В этом пространстве появляются искусственные, и, как правило, недолговечные аттрактивные участки. Цели и приоритеты туризма, как измерения пространства цивилизации, отличны от целей путешествия. Туристы предъявляют повышенные требования к безопасности и комфорту поездки, поскольку их целями, чаще всего, являются лишь отдых и развлечение.

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается том, что появляется методологическая возможность измерения динамики социокультурного пространства на основе понимания путешествия как способа этого измерения. Применение данного способа позволяет определять границы пространства культуры и сферы цивилизации. Результаты работы отражены в научных отчетах выполнения коллективных грантов РФФИ № 02-06-80041 и № 04-06-80192, исполнителем которых являлся соискатель. В практическом плане результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве методологической базы разработки методического обеспечения дисциплин по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», поскольку дают основания для определения роли мобильности в процессах, организующих современное состояние культуры.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на научных семинарах: научные семинары кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М.В. Ломоносова, Института теории образования ТГПУ. Результаты диссертационного исследования были представлены на научных конференциях: Всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии образования в вузе» (14-16 апреля 2005 г.), г. Томск; Всероссийской конференции «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции вузов России в мировое образовательное пространство» (20-22 сентября 2005 г.), г. Новосибирск; IX Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2005 г.), г. Томск; Международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования» (15-16 ноября 2005 г.), г. Томск; XI Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность» (7-9 декабря 2005 г.), Томск; VIII Всероссийском студенческом научно-техническом семинаре «Энергетика: экология, надежность, безопасность» (18-21 апреля 2006 г.), г. Томск; X Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая 2006 г.), г. Томск; Всероссийском гуманитарном форуме «Сибирские Афины» (23 - 25 мая 2006 г.), г. Томск; Всероссийской научной конференции «Антропологические основания биоэтики» (10-12 октября 2006 г.), г. Томск; Международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (25-27 октября 2006 г.), г. Новосибирск.

Специфика путешествия и определение его признаков

Первые перемещения человек предпринимал исключительно из стремления выжить. Смена одной экологической ниши другой, в конечном счете, позволила ему начать ориентироваться в пространстве, таящем в себе опасность, открыла путь к познанию окружающего мира, к продуктивному диалогу, который стал, согласно рассуждениям Тойнби, Ответом, на постоянный Вызов природы. Природа и нужды выживания провоцировали поиск более пригодного для жизни места. В конечном счете, у человека оформилось и любопытство, которое толкало на поиск и порождало стремление «разузнать», что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивающих его горизонт1. Однако более чем любопытство, перемещение позволяло искать оптимальные способы приспособления к такому пространству, которое необходимо для нужд собственной жизнедеятельности. Одним из способов такого приспособления было переселение в поисках новых мест обитания. Жизнь как постоянное движение, как перемена места, где человек мог осуществлять основные потребности, заставляла искать пригодные пути, изобретать средства передвижения и формировать навыки странствия. О масштабных переселениях свидетельствует история. Одно из сильнейших движений племен произошло в бассейне Эгейского моря примерно в 1400-1200гг. до н.э. Вторжение с севера заставило жителей Балкан осваивать новые для себя пространства. «Беженцы - огромное количество воинов и мирных жителей со скарбом своим и скотом - пешком, на повозках, на кораблях двинулись на континентальную Азию»2.

Но перемещения народов (например, египтян, персов, финикийцев и etc.) уже с древности начинают носить не только характер переселений, но и торговых экспедиций или военных походов. Предпринимались путешествия и с исследовательскими целями как для накопления и систематизации географических знаний, так, например, и для разведки полезных ископаемых3. К X веку до н.э. пространство древних цивилизаций пронизывалось множеством путей как сухопутных, так и водных. Однако все названого рода передвижения в пространстве вряд ли могут быть отнесены к разряду путешествий, поскольку их цели были вполне прагматическими или утилитарными. Увиденное далеко от дома пространство не сравнивалось с родными местами, о чем может свидетельствовать тот факт, что в дошедших до нас источниках сообщается только о количественных характеристиках ресурсов других земель. Для того чтобы они были причислены к путешествию в собственном смысле слова, они должны были обладать определенного рода избыточностью. Люди, отправляющиеся в путешествие, воспринимались окружающими как бросающие вызов судьбе и богам, а благополучно возвратившиеся считались «отмеченными богами», т.е. получившими особое расположение высших сил. Подчеркнем, что это считалось опасным предприятием, так как помимо всего прочего было перемещением в иные пространства, где властвовали «чужие» высшие силы. Античность вместе с приростом операционного знания о мире, расширением пространства практической деятельности и устремленностью за границы имеющегося опыта добавила к утилитарности переселений, торговых кампаний и военных походов такие цели, как способ получения образования, а также странствия, то есть путешествия как самоцель. Из такого рода путешествий возвращались уже с описаниями местности, явлений природы и царящих там нравов. Например, в поэме «Одиссея», Гомер описывает край, скрытый во мгле, страну вечной темноты, что, вероятнее всего, означает продолжительную полярную ночь. Очевидно, поэт почерпнул информацию о явлениях природы крайнего севера из подобных рассказов1. В другом случае он описывает особенности еще одной страны: Прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов Ламосу. Там, возвращался с поля, пастух вызывает На поле выйти другого; легко б несонливый работник Плату двойную там мог получать, выгоняя пастися Днем белорунных баранов, а ночью быков криворогих. Ибо там паства дневная с ночною сближается паствой . 18 Многие путешествия того времени чаще всего были вынужденной мерой, но вместе с тем появляется такая их разновидность, как странствия. Странствия расширяют представления об Ойкумене, добавляют необходимые детали и элементы в пространственные характеристики общей картины мира. Странниками чаще всего становились философы, которые, переходили из полиса в полис. У них не было конкретного пункта назначения, куда бы они стремились. Однако это не означало, что у них не было и дома. Ценностью представлялось путешествие как таковое1. Кроме того, в период расцвета греческих полисов уже сформировались культурные центры, которые притягивали к себе путешественников. Спортивные игры и мистерии провоцировали путешествия, совершаемые, если можно так сказать, с культурными целями - спортивными или религиозными. Религиозные цели воплощались во время путешествиях к известным храмам, даже в античности на их стенах было принято оставлять надписи с просьбами, в знак того, что путешественник достиг цели. Одна из надписей, сделанная на греческом языке, гласила: «Я, Диметрий, проделал путь по дающему жизнь Нилу, прибыл к Исиде, мощь которой бесконечна, чтобы просить ее о благословении к каждому моему ребенку, брату, сестре, другу»2. Множество греков посещало и храм Аполлона в Дельфах, чтобы узнать свою судьбу. Возможно, именно тогда зарождается вполне заметная традиция паломничества.

Роль путешествия в пространстве культуры

Наши предыдущие рассуждения выявили, что понятие «путешествие» неразрывно связано с понятием «пространство». Путешествие совершается в пространстве; в путешествии человек выходит за пределы своего пространства и перемещается в чужое пространство. Таким образом, очевидна необходимость детального рассмотрения феномена культурного пространства, в котором происходит путешествие. Путешествие это всегда перемещение, а перемещение - это изменение местоположения, в данном случае путешественника, относительно чего-либо, какого-либо объекта. Обычно, говоря о перемещении путешественника, мы подразумеваем некие географические ориентиры пространства: моря, страны, города и т.д. Если продолжать логику рассуждений, то мы можем прийти к выводу, что путешествие совершается в географическом пространстве, которое представляет собой «совокупность множества географических объектов с определенной структурой» . Однако выявленные нами в параграфе 1.1 признаки путешествия, указывают на то, что географическое пространство, как совокупность географических объектов, не обладает необходимыми свойствами для понимания путешествия как феномена культуры.

Из выявленных нами ранее признаков путешествия существенным, в данном случае, является следующее: путешествие как перемещение из своего (родного) пространства, в пространство иное (чужое). Это указывает как на субъективную оценку пространства, так и на наличие в нем иных ориентиров, отличных от географических объектов. Подобными ориентирами могут быть, например, язык или традиции - все то, что

1 Топчиев А.Г. Пространственная организация географических комплексов и систем. Одесса, 1988. С.21. реализуется в системе повседневной культуры. Кроме того, в параграфе 1.2 мы определили цели путешествия, исходя из того, что путешественник, сравнивая свое и чужое пространство, видит нечто большее, чем совокупность географических объектов и характеристик климата. Таким образом, вне сомнения, что решающую роль в обозначении пространства, в котором совершается путешествие, играют культурные характеристики. Отметим, что виртуальные перемещения вообще могут не иметь географических ориентиров. Таким образом, учитывая необходимые характеристики и ориентиры, можно говорить о том, что путешествие происходит в пространстве культуры.

Исследуя пространство культуры как условие совершения путешествия, необходимо, во-первых, рассмотреть формирование культурного пространства, во-вторых, определить место путешествия в пространстве культуры.

В рассмотренных нами в параграфе 1.2 исторически сложившихся стратегиях исследования культуры - «линии Руссо» и «линии Гердера» к проблеме взаимоотношений природы и культуры, выделено два подхода: природная детерминация культуры и полное отсутствие влияния географической структуры на возникновение и развитие культуры.

Поэтому мы считаем, что следует начать с рассмотрения историко-культурологических и культурно-географических исследований, которые необходимы для описания механизмов историко-культурной традиции формирования культурного ландшафта. Обобщение эмпирического и теоретического материала относительно способа формирования культурного ландшафта лучше всего, по нашему мнению, представлены в фундаментальном исследовании: «Культура русских поморов: опыт системного исследования», поэтому этот способ мы рассмотрим на примере культуры Русского Севера (славянские поселения)1.

Необходимость обращения к способам формирования культурного ландшафта так же обусловлена пониманием того, что поморская культура выступает как целостная система, чье становление и функционирование прослеживается с помощью обобщения картины динамики освоения регионов, кроме того, понятие «культурный ландшафт» является базой для исследования процессов формирования культуры2.

Среда, в которой живет современный человек, является свидетельством продолжительной череды этапов творческой деятельности различных сообществ, это «проекция проявлений различных сфер культуры на преобразуемую природную среду» . Освоение любого географического пространства и формирование культурного ландшафта происходило через практически одновременное формирование этносом футщионалъных пространств, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность. При расселении, как указывает Э.Л. Базарова, вне зависимости от ресурсной базы, происходит организация следующих типов пространств: 1. пространства хозяйственной деятельности; 2. пространства коммуникации; 3. сакрального пространства4. Рассмотрим эти типы пространств подробнее в указанном порядке.

Релевантные способы исследования путешествия как культурного феномена

Для того чтобы избежать эклектики при многомерном описании реальности принципиально важно уметь определять границы интерпретаций различных учений, теорий и концепций. Как и живая природа, культура не планируется рационально, не наследуется генетически и представляется как поле возможностей, в котором содержится разветвленная сеть путей развития . Каждая культура в неустойчивые периоды развития выбирала определенный способ своего дальнейшего существования. Заметим, что чаще всего выбиралось не лучшее из возможного. Выбор осуществлялся случайно. Те культуры, в которых не был найден удачный способ ответа на вызовы природного и социального окружения, исчезали, в лучшем случае оставляя нам воплощенную на каких-либо материальных носителях память о себе. Такое постижение истории культуры дается А.Дж. Тойнби . Таким образом, история культуры выражается в самоорганизации или самодезорганизации, что делает релевантным применение постнеклассической методологии для исследования динамики культуры. Для понимания нелинейной динамики систем культуры1 продуктивно разграничение бытия, действительности и реальности, предложенное А.Н.Уайтхедом. Бытие - сфера неограниченных возможностей, это всё, что может быть. Сейчас нам ясно, что неограниченные возможности содержатся в хаосе, в начале, (что бы под этим ни понималось). Действительность - это, то, что осуществилось, это область «действительных существований». (Это выбранный и зафиксированный системой путь преодоления исходной неустойчивости). Реальность - это взгляд на действительность, это действительность, существующая в сознании2. Бытие культуры есть сфера потенциальных возможностей. В «минуты роковые» своего существования культура реализует одну из массы возможностей. Этот выбор становится действительностью культуры. Целостность культурного мира открывается с многих сторон, поэтому и реальностей культуры множество. Иными словами, каждому брошенному взгляду реальность культуры предстанет своей. Концептуальное моделирование реконструирует логику развития культуры, «с целью систематизации, создания синтезирующей модели, единого, связного изображения культурно исторической реальности»3.

Модель (рис.2.1), предлагаемая информационно-синергетическим подходом4, являясь по своей сути концептуальной, позволяет собрать множественность образов культуры в целостную картину. Этот подход труден в применении, но в философии вообще, и в философском постижении сложного не может быть простых решений. «Лапидарные решения -свидетельство лени и некомпетентности исследователя. Сложна сама действительность, тем более сложна истина об этой действительности». Информационно-синергетический подход основывается на установлении информационных механизмов самоорганизации сложных систем. Установлено И.В. Мелик-Гайказян, что «феномен информации есть многостадийный, необратимый процесс становления структуры в открытой неравновесной системе, начинающийся со случайного запоминаемого выбора, который эта система делает, переходя от хаоса к порядку и завершающийся целенаправленным действием согласно алгоритму или программе, отвечающим семантике выбора»1. Решение задач данного диссертационного исследования не предполагает обсуждения применения идеи об информации-процессе в качестве механизма нелинейной динамики (или самоорганизации) для исследования систем, уступающих по своей сложности социокультурным системам. Мы обращаемся к опыту применения информационно-синергетического подхода для междисциплинарных исследований культуры. В данном подходе преодолевается сложность, рождаемая множественностью определений понятий «культура», поскольку сам феномен культуры понимается процессуально. Основание для подобного понимания дает философия процесса А.Н. Уайтхеда2, различающая два основных вида процесса - «сращение» и «переход». На телеологическом этапе в процессе сращения потенциальных возможностей бытия конституируется результат, определяющий нашу действительность. На языке постнеклассики, которая «вырастала» на философии А.Н. Уайтхеда, это стадия преодоления хаотического состояния системы. Данная стадия инициируется стремлением системы обрести устойчивое состояние, «достигнуть аттрактивного состояния», то есть стадия определяется целевой причиной. Реальность структур-аттракторов как целей эволюции позволяет говорить о «новой телеологии» , о телеологии без обращения к гипотезе о «надприродных силах» . Образуемая в результате сращения действительность содержит различные акты (стадии) процесса. Иными словами, действительность осуществляет разворачивание процессов перехода к новому неустойчивому этапу сращения. Переход является процессом, детерминированным результатом, который достигнут на этапе сращения. Чередование процессов «сращение» и «переход» раскрывает эволюцию культуры, причем это творческая эволюция, как установлено еще предтечей постнеклассики - Анри Бергсоном2.

Мы уже сказали, что реальность культуры будет оцениваться принципиально множественно, поскольку динамику культуры определяет множественность стадий, актов и фаз вариативных процессов. Однако всех исследователей культуры, явно или неявно, объединяет понимание того, что культура является своеобразной записью в памяти уже пережитого, то есть культура воспринимается в ретроспективе, в связи с прошлым историческим опытом. Это делает важным изучение не просто культуры, а ее нелинейной динамики, то есть ее становления, ее жизни, ее эволюции. В самоорганизации культуры, как мы видели, существенную роль играют процессы, причем процессы информационные. Выбор, отбор, кодирование и хранение (запись в памяти) - все это по сути своей является информационными процессами. Поэтому в информационно-синергетическом подходе на основе прямой аналогии между стадиями информационных процессов и этапами динамики культуры предлагается модель информационной динамики культуры .

Функции путешествий в современной культуре

Каждый результат действия культуры как «устройства», вырабатывающего информацию, может стать импульсом для нового информационного процесса, разворачивание которого по всем фрагментам культурной действительности, приводит к изменению вертикальной конфигурации того, чем является каждая стадия развития культуры. Опыт применения информационно-синергетического подхода к моделированию социокультурной динамики позволил установить, что на каждой стадии развития культуры складываются формы культуры: идеологические системы, язык, социальные мифы, социальные структуры, способы целенаправленных действий, модели поведения.1 Напластование вертикальных слоев приводит к тому, что в реальном соприкосновении с той или иной культурной формой человеку открывается только верхний, последний по времени образования слой. Эта видимая часть и открывается взору современного человека, предпринимающего реальное путешествие. Стратификация слоев, образующих вертикальную структуру каждой конкретной формы, раскрывается в виртуальных путешествиях. Исключения представляют специально организованные музейные комплексы, например современный Лувр, которые наглядно демонстрируют исторические слои своего формирования. Кроме того, такие культурные формы, как религиозные, философские, научные, идеологические системы, являющиеся «точками роста» интеллектуального пространства (так же представляющего собой форму культуры) не представлены в наглядном виде. Их можно увидеть либо мысленным взором, либо воплощенными в текстах, в знаковых системах. Культуры, история которых исчисляется веками, культуры, пережившие не одну самобытную эпоху, образуют столь плотную сеть знаков, символов и традиций их прочтения, что «разглядеть» через нее основание культурных форм интеллектуального и социального пространства не удается. Структура этой плотной сети и есть структура коммуникативного пространства2. Поэтому следует понимать принципиальную особенность путешествий в современной культуре, поскольку в настоящее время культурное пространство поглощено коммуникативным пространством. Путешествие становится измерением культурного пространства, которое трансформировано под воздействием глобальной коммуникационности.

Сейчас широкое распространение получают виртуальные путешествия1. В параграфе 2.1 мы на основании модели социокультурной динамики (рис.2.1) проследили стадии прохождения интеллектуального импульса, стадии, на которых происходит формирование культурных форм, в том числе, типов культурного пространства. В параграфе 1.2 мы установили, что в реальных путешествиях человек знакомится с миром другой повседневности, то есть в реальных путешествиях человек измеряет пространство иной повседневности. Это значит, что в реальных путешествиях человек сталкивается с природным пространством другой культуры, с воплощенной в памятниках культурной памятью другой культуры и со стереотипами повседневного поведения людей другой культуры. Таким образом, в реальных путешествиях человек имеет дело с формами культуры, образуемых на двух стадиях социокультурной динамики: «ненаследственная память о культуре как социальном явлении» и «программой поведения, вырабатываемой на основе опыта культуры» {блоки 6 и 5, рис.2.1, 2.3). Отметим, что эти формы являются результирующими культурными формами, разворачиванием идей культуры по всем фрагментам действительности. В реальных путешествиях человек знакомиться с миром другой повседневности и воплощением исторической памяти культуры. Исключения составят только путешествия, являющиеся способом получения образования2.

Похожие диссертации на Путешествие как феномен культуры