Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозное врачевание как феномен культуры Зубаирова-Валеева, Айгуль Сабировна

Религиозное врачевание как феномен культуры
<
Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры Религиозное врачевание как феномен культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зубаирова-Валеева, Айгуль Сабировна. Религиозное врачевание как феномен культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Уфа, 2005. - 150 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мировоззренческие и методологические основания религиозного врачевания 13

1.1. Мировоззренческие основания религиозного врачевания и его положение в структуре религии и медицины 13

1.2. Принципы религиозного врачевания в различных религиозных системах: общее и особенное 44

Глава 2. Религиозное врачевание в контексте когнитивного религиоведения 76

2.1. Психологические и физиологические основания религиозного врачевания 78

2.2. Нейрофизиологические механизмы религиозного врачевания 105

Заключение 131

Список использованной литературы 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Религиозное врачевание, представляющее собой чрезвычайно древний и существенный компонент человеческой культуры, на протяжении многих десятилетий оставалось практически вне поля зрения отечественных религиоведов и культурологов. Долгое время религиозное врачевание отождествлялось исключительно с ложным знанием и считалось не заслуживающим сколько-нибудь пристального внимания. Вероятно, поэтому в отечественном религиоведении феномен религиозного врачевания как таковой не являлся предметом специального исследования. Как следствие, не существует целостного представления о предмете религиозного врачевания, нет и удовлетворительного общепринятого термина, охватывающего весь спектр проявлений этого интереснейшего культурного феномена, относящегося не только к сфере религиозной культуры. Практически не изученными остаются мировоззренческие основания и принципы религиозного врачевания, его общие черты и особенности в различных религиях.

Отсутствие ясного представления о религиозном врачевании ведет к тому, что его отдельные проявления попеременно относят к самым разным культурным сферам и называют различными именами: народной, традиционной, «нетрадиционной», психосоматической и «альтернативной» медициной, оккультизмом, парамедициной, знахарством, лечебной магией и т.п.

Тем не менее, совершенно очевиден факт существования особой формы медицины, опирающейся на представления о священном, мифологию и связанной с выполнением религиозных ритуалов. Религиозное врачевание не тождественно народной медицине, знахарству или шаманизму, так как каждый из этих видов врачевания имеет свою систему представлений о мире

и человеке и использует не только общие с другими способы лечения, но и специфичные для него.

Несмотря на то, что возраст религиозного врачевания насчитывает многие тысячелетия и сопоставим с возрастом самой человеческой культуры, оно, как и сама религия, является неотъемлемым элементом общественной жизни в настоящее время, остается востребованным и, безусловно, требует научного осмысления.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные стороны и исторические формы религиозного врачевания освещаются в религиоведческих, философских, историко-этнографических и медицинских исследованиях. Удобнее всего разделить эти исследования в зависимости от того, с позиций какой области научного знания осуществляется рассмотрение религиозного врачевания.

В работах религиоведов и этнографов вопросы религиозного врачевания, как правило, рассматриваются попутно, в процессе описания религиозных воззрений и быта отдельных народов. В трудах отечественных исследователей С.А. Токарева [137], В.Ф. Зыбковца [58], Л.И. Никоновой [92] приводится анализ таких феноменов, как шаманизм, знахарство и лечебная магия. Работы И.М. Дьяконова [48; 66 и др.] содержат ценные сведения по медицине Древней Месопотамии. Безусловный интерес представляют работы Е.А. Торчинова, посвященные описанию даосских практик [140; 142] и анализу религиозного опыта в сопоставлении с данными трансперсональной психологии [145]. Значительный вклад в изучение религиозного врачевания внесли исследователи народной медицины М.Д. Торэн и Г.И. Попов [147], В. Даль, Е. Елеонская [38] и многие другие.

Отдельные аспекты религиозного врачевания, преимущественно с естественнонаучных позиций, освещаются в совместных работах Н.В. Рябушкина и Г.И. Царегородцева [120], В.М. Михлина и В.А. Кирьяка [85], в книгах известного отечественного гипнолога В.Е. Рожнова [например, 119], в

работах М.И. Шахновича [113; 160], Э.Д. Уайта [150], Т.И. Грековой [27; 28; 29] и других исследователей.

Интересные выводы и материалы по религиозному врачеванию содержатся в трудах некоторых зарубежных исследователей религии. Я.Я.М. де Гроот является автором нескольких работ по демонологии Древнего Китая [43; 44]; А. Оппенхейм [94] внес вклад в изучение религиозной медицины Древней Месопотамии; труды У. Баджа [9 и др.] содержат много интересных сведений по древнеегипетской медицине и религии.

Известный румынский историк религии М. Элиаде [см. 169; 172] пришел к выводу, что согласно представлениям архаических культур для того, чтобы вылечить больного, нужно вернуть его к «чистому листу бытия», к началу времен, когда еще ничего не было испорчено. Символическое возвращение ко Времени начала, к моменту создания сакрального Космоса и человека означает возврат к наиболее совершенному, неповрежденному состоянию, «рождение заново» с нерастраченным запасом жизненных сил и здоровья. Поэтому в обряды врачевания многих народов входит ритуальная декламация или драматизация космогонического мифа, посредством которой больной возвращается в первичное мифологическое время богов (священное время, как пишет Элиаде, по своей природе обратимо и циклично) и как бы обретает «новую жизнь».

Существуют работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные религиозному врачеванию в отдельных религиях. Известный историк-эллинист, филолог и археолог С.А. Жебелев является автором, пожалуй, единственной отечественной работы по религиозному врачеванию Древней Греции [51]. Ю.Е. Арнаутова опубликовала глубокое историко-антропологическое исследование, освещающее многие аспекты христианского врачевания в средневековой Европе [6]. В работе американской исследовательницы Т. Клиффорд содержатся разносторонние сведения по врачеванию в буддизме [64]. Американский путешественник и

врач Г. Райт описал ритуалы религиозного врачевания и знахарства у многих племен Африки, Южной Америки и Полинезии [117].

Богатый материал по религиозному врачеванию можно найти в трудах по истории медицины. Большую ценность для изучения врачевания в религиях сохраняют труды отечественных историков медицины - С. Ковнера [например, 65] и А.А. Пясецкого [115], работы зарубежных исследователей: Т. Мейер-Штейнега и К. Зудгофа [82], Г. Гезера [22]. Известный историк медицины Х.Е. Зигерист в фундаментальном исследовании по истории медицины древнего мира посвятил объёмные параграфы магическо-религиозной медицине Древнего Египта и Месопотамии [204]. Основоположник психосоматической медицины Ф. Александер в капитальном труде по истории психиатрии и психосоматики уделяет большое внимание врачеванию в рамках различных религий [1].

Следует выделить современных отечественных авторов, в работах которых уделяется особое внимание взаимосвязи истории медицинской науки и истории религиозной культуры. Это Т.С. Сорокина [126], Ф.Р. Бородулин [15], Л.Б. Фиалков [154], Ю.Ф. Марченко [78], СМ. Марчукова [79], Э.Д. Грибанов [30], В.М. Тарасонов [136], исследователь ранних форм верований и медицины первобытного общества A.M. Сточик [130].

Психотерапевтическое влияние религиозных переживаний в целом рассматривалось почти всеми сторонниками психологического подхода к изучению религии (У. Джеймс, А. Уотте, бихевиористы У. Уэллс, Д. Траут и многие другие). На понимание механизмов терапевтического воздействия различных аспектов религии огромное влияние оказали представители психоанализа, в первую очередь 3. Фрейд, Э. Фромм и К.Г. Юнг. Один из основателей трансперсональной психологии С Гроф на обширном экспериментальном материале продемонстрировал терапевтическое воздействие измененных состояний сознания, близких по описанию к

религиозным и мистическим переживаниям, на психическое и даже соматическое здоровье человека [см., например, 33, с. 233-275].

Представители медицины и физиологии пытались с позиций современной им науки объяснить физиологические механизмы, лежащие в основе некоторых распространенных методов религиозного врачевания. Наиболее значимый прорыв в этой области связан с открытием в XIX веке терапевтических возможностей гипноза и внушения. Основоположники научного гипноза Дж. Брэд, Ж.М. Шарко, А. Льебо и И. Бернгейм доказали эффективность его применения при многих психосоматических заболеваниях. Этой проблемой занимались выдающиеся отечественные нейрофизиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.Я. Данилевский и другие. Павлов впервые обосновал нейрофизиологические механизмы гипноза и внушения, во многом сохранившиеся неизменными до настоящего времени. Бехтерев внес неоценимый вклад в изучение внушения, его роли в распространении «психических эпидемий» и в лечении заболеваний истерического характера.

Известный отечественный невропатолог и генетик, академик СП. Давиденков выдвинул гипотезу нейрофизиологического объяснения «освобождающего» эффекта магических и религиозных ритуалов. Согласно его предположениям, ритуальные действия очень напоминают поведение современных невротиков. Тем не менее, хотя ритуал может казаться бессмысленным действием, он вполне достигает своей цели: с его помощью человек создает в коре головного мозге определенный активный участок, который по принципу отрицательной индукции устраняет имеющийся там застойный очаг возбуждения, вызывавший патологическое тревожное состояние [36, с. 131-153].

Достаточно разнообразный спектр литературы по религиозному врачеванию предоставляют различные конфессии, действующие на территории России. Некоторые из этих источников представляют

несомненный интерес. К ним можно причислить вышедшую в трех частях книгу Ибн Каййима [59] (которая содержит также много сведений по традиционной арабской медицине) и труд греческого митрополита Иерофея (Влахоса) [60]. Ряд работ осуществляет попытки синтеза естественнонаучного и религиозного мировоззрения, например психиатрии и религии [49].

Имеется несколько диссертационных работ, которые, так или иначе, затрагивают вопросы религиозного врачевания. Ближе всего к теме нашего исследования работа И. А. Статкевич [128], содержащая социально-философский анализ феномена чудесного исцеления.

Как можно заметить, сведения о религиозном врачевании рассредоточены между различными научными дисциплинами и конфессиональными источниками. В то же время каждая из областей научного знания - будь то религиоведение, медицина или этнография, считает эту тему немного «не своей». Это обстоятельство, вероятно, оказало немаловажное влияние на то, что религиозное врачевание как самостоятельное явление осталось мало изученным: феномен исследован в частностях, но не рассматривался в целом. До настоящего времени в рамках отечественной научной мысли отсутствуют труды, посвященные данному культурному феномену как таковому; не существует определения религиозного врачевания, недостаточно изучены его основания и общие принципы, что делает безусловно востребованным наличие специального исследования, посвященного данной проблеме.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является феномен религиозного врачевания.

Предметом исследования являются основания религиозного врачевания как самостоятельного феномена культуры.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является выявление оснований религиозного врачевания как самостоятельного феномена культуры. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

Определить смысл понятия «религиозное врачевание»,

Рассмотреть мировоззренческие основания религиозного врачевания и выявить его положение в структуре религии и медицины;

Исследовать принципы религиозного врачевания в различных религиозных системах;

Выявить психологические и физиологические основания религиозного врачевания;

Проанализировать нейрофизиологические механизмы религиозного врачевания.

Методологическая и теоретическая база исследования. В процессе достижения цели исследования и решения поставленных задач широко используются общенаучные и философские методы - сравнительно-исторический, метод структурно-функционального анализа, моделирование, феноменологический и диалектический методы.

Значительная часть исследования выполнена в рамках когнитивного подхода к изучению религии. В этой части работы автор опирается на методологические принципы, сформулированные в учениях И.М.Сеченова и И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности и положения этологической теории К.Лоренца, применяя их в религиоведческой практике; а также на методологические подходы, разработанные в рамках психологии религии, а именно: методы юнгианского психоанализа и трансперсональной психологии (К.Г.Юнг, М.Элиаде, С.Гроф, Е.А.Торчинов).

Когнитивное религиоведение (Cognitive Science of Religion) зародилось в западном религиоведении в начале 90-х годов XX века и связано с именами таких исследователей, как П.Бойер, Т.Лоусон, Р.Макколей, Д.Баррет,

Х.Уайтхаус, Д.Андресен, И.Пийсиайнен и др. Это динамично развивающееся междисциплинарное направление, которое ориентировано главным образом на конкретно-научные и опытные исследования. Когнитивное религиоведение опирается на методологические принципы и данные научных дисциплин, изучающих мозг и человеческое сознание: биологии, нейрофизиологии, психологии, психоанализа, лингвистики, эпистемологии, кибернетики, эволюционной теории и антропологии. Данное направление науки о религии связывает вопросы происхождения религии, языка и сознания, занимается поисками биологических оснований религиозных ритуалов и т.п. Оно изучает ментальные процессы, участвующие в формировании религиозных идей, а также влияние этих идей на сознание и поведение человека, для чего широко применяет различные теоретико-информационные модели.

Применение когнитивного подхода в изучении религиозного врачевания обусловлено в первую очередь спецификой самого объекта исследования: не смотря на то, что религиозное врачевание представляет собой крайне многоаспектный феномен, оно в значительной степени ориентировано на психофизическую составляющую человека, обычно остающуюся за рамками внимания гуманитарных дисциплин. Использование когнитивного подхода позволяет компенсировать подобную односторонность в рассмотрении этого феномена и сопоставить результаты, полученные при его анализе на основе применения различных методологических парадигм.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Впервые осуществляется анализ религиозного врачевания как самостоятельного феномена культуры.

  2. Определено положение религиозного врачевания в структуре религии и медицины.

  1. Религиозное врачевание рассматривается как вид религиозной практики, направленный на целостное, физическое и психическое исцеление человека и обретение им полноты бытия.

  2. В диссертации доказывается, что в основе религиозного врачевания лежат специфические методы воздействия на центральную нервную систему, вызывающие качественное улучшение регуляции деятельности внутренних органов и систем организма - так называемое «возрождение». Положения, выносимые на защиту:

  1. Религиозное врачевание представляет собой самостоятельный, целостный феномен культуры, имеющий сходные черты в самых разных религиозных традициях.

  2. Религиозное врачевание является видом религиозной практики и одновременно разновидностью медицины наряду с медициной народной, традиционной и научной. В своё время религиозное врачевание предшествовало появлению научной медицины; сегодня религиозное врачевание существует как бы в иной плоскости, являясь, в первую очередь, феноменом религиозной культуры.

  3. Религиозное врачевание предполагает не только лечебное воздействие на тело и психику человека, но и возможность изменения его онтологического статуса, т.е. религиозное врачевание - это вид религиозной практики, направленный на целостное, физическое и психическое исцеление человека и обретение им полноты бытия.

  4. Методы религиозного врачевания основываются на процессе развития центральной нервной системы, условно названном процессом «возрождения». Процесс «возрождения» постепенно переводит нервные центры, отвечающие за поддержание жизнедеятельности, на более высокий уровень организации, благодаря чему качественно улучшается регуляция деятельности внутренних органов и систем организма.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты и выводы могут служить теоретической основой для дальнейшего исследования феномена религиозного врачевания. Результаты этого исследования создают некоторые новые методологические основания для объединения гуманитарных и естественных наук о человеке. Материалы и выводы данной работы могут использоваться в учебных курсах по религиоведению, культурологии, философской антропологии, а также истории медицины.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы нашли отражение в докладах на конференциях: «Религия и нравственность в секулярном мире» (Санкт-Петербург, 2001), «Образ рая: от мифа к утопии» (Санкт-Петербург, 2002), на III Российском Философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 2002), на V Конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003) и на IV Российском Философском конгрессе (Москва, 2005). Результаты исследования отражены в 6 публикациях общим объемом 1,6 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, включающего 206 наименований. Общий объем диссертации — 150 страниц.

Мировоззренческие основания религиозного врачевания и его положение в структуре религии и медицины

Данный параграф начинается с краткого обзора представлений различных религий о причинах болезней и источниках исцеления. На его основании будет сделана попытка уточнить смысл понятия «религиозное врачевание» и будет дано его определение, указывающее на место религиозного врачевания в структуре религии. Далее будет рассмотрено положение религиозного врачевания по отношению к различным формам медицины - народной, традиционной, научной, их сходства и отличия, позволяющие говорить о том, что религиозное врачевание представляет собой самостоятельный феномен культуры.

Для религиозного мировоззрения характерно представление о наличии некоего соответствия между человеческим телом и миром сакрального: аналогии тело - Центр мира, священный Космос, Храм, отражение божественного мира или местопребывание божественного начала встречаются повсеместно и в самых разных религиозных традициях. Они появляются уже в первобытной культуре, но наиболее заметное развитие получили в представлениях великих цивилизаций древнего мира [см. 172, с. 106]. Нередко само сотворение мира описывается как жертвоприношение высшего существа, космического первочеловека - например, ведического Пуруши (Ригведа,Х,90) или Пань-Гу из древнекитайской мифологии, из частей тела которого образуется все мироздание. Антропокосмические уподобления присутствуют и в современных религиях: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» [1Кор.З:16]. «В каждом человеке есть от природы Будды. В нем он сам» {Махапаринирвана сутра, 214) [21, с. 111].

Если тело человека представляет собой полное подобие сакрального объекта, оно должно быть также священно и вечно по своей природе, как само божественное начало. Поэтому подверженность болезням и смерти, согласно представлениям большинства религиозных традиций неестественное, ущербное состояние человека, которое должно иметь свою причину и конец (и здесь учение о болезнях и страданиях напрямую перекликается с сотериологией и эсхатологией). Практически во всех культурах представление о болезнях неразрывно связано с проблемой смерти; сама болезнь, в определенном смысле, является частичной смертью живого существа и указывает на временный характер его существования. Поэтому их причины в объяснении различных религиозных традиций часто совпадают.

В большинстве традиционных культур, как пишет один из крупнейших религиоведов XX века Мирча Элиаде, смерть рассматривается как несчастный случай, который произошел в изначальные времена; поначалу она была неведома мифическим предкам. Смерть возникла вследствие неповиновения воле богов, либо как результат вмешательства демонического существа - противника Создателя. Однако наибольшая часть архаических мифов «объясняет смерть как абсурдную случайность и/или следствие неразумного выбора, сделанного первыми предками» [171, с. 61].

Во многих цивилизациях древнего мира (в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древнем Китае и других) представления о причинах болезней были примерно одинаковы: часть из них связывалась со сверхъестественными воздействиями, другая часть (питание, гигиена, образ жизни) — объяснялась вполне естественными причинами и выражалась посредством натурфилософских представлений того времени. Выше всего ставилась воля богов, которая считалась причиной любого заболевания, большая роль также отводилась демонам, «овладевающим» больным.

В Древнем Египте было распространено представление о сверхъестественных силах - деканах (демонах), существах, в руках которых находились жизнь и смерть, здоровье человека. Деканы занимали промежуточное место между богами и людьми. Всего египтяне выделяли тридцать шесть деканов, каждый из которых отвечал за определенные части тела и заболевания [65, с. 14]. Каждый декан соответствовал одной из тридцати шести частей, на которые делился египетский зодиак [53, с. 42].

В Древнем Вавилоне считалось, что хозяин подземного мира, бог болезней, войны и смерти Нергал управляет заразными болезнями и лихорадками, которые «выползают» из его мира. Существовало представление о семи главных и множестве мелких злых демонах, вызывавших болезни. Различные демоны могли повредить различным частям тела [см., например, 79, с. 58].

В национальной «простонародной» религии Китая, тесно связанной с архаическими верованиями, призраки и демоны также считались главными виновниками заболеваний, и «их изгнание и отвращение было одной из первейших составляющих искусства врачевания» [43, с. 13; 44, с. 161-188].

В даосизме главной причиной болезней и смерти считается схождение человека с естественного Дао-Пути. Того, кто не следует Дао-Пути, ждут болезни и ранняя смерть: «Коль существо сильно и вдруг стареет - оно отвергло истинный Путь-Дао, значит. Тот, кто с Пути сворачивает, гибнет рано» («Дао-Дэ цзин», 55) [140, с. 236]. Дао, как источник жизни, противопоставляется гибели [там же, с. 216-217 ( 23)].

Принципы религиозного врачевания в различных религиозных системах: общее и особенное

В данном параграфе будет представлен анализ основных принципов и методов врачевания в некоторых религиозных традициях. Его цель -обнаружение каких-либо общих принципов, характерных для самых разных исторических и культурных форм религиозного врачевания.

Объектом нашего рассмотрения станет религиозное врачевание в рамках нескольких совершенно разных, хорошо оформленных религиозных систем, обладающих, на наш взгляд, наиболее интересными и самобытными формами религиозного врачевания. Это религии Древнего Египта, Древней Греции, Древней Месопотамии, а также живые религиозные традиции -даосизм, буддизм и христианство.

Причина сужения круга нашего поиска проста: данное исследование не может претендовать на полное и всестороннее рассмотрение такого многогранного феномена, как религиозное врачевание. Мы лишь можем наметить и показать основные, на наш взгляд, принципы, находящиеся в его основе, которые могут стать общей моделью для объяснения самых разных форм религиозного врачевания. Наиболее ярко эти принципы выявляются в развитых религиозных системах, которые, на правах составных частей, включают и элементы так называемых «ранних» форм религиозных верований (магии, анимизма, тотемизма, фетишизма и шаманизма). Понимание принципов врачевания в развитых религиозных системах может в дальнейшем помочь интерпретировать и более простые формы религиозного врачевания.

Врачевание в различных религиях обычно в разной пропорции совмещает элементы эмпирической медицины и собственно религиозного врачевания. Их четкое разделение иногда представляет большие трудности и является в известной мере искусственным: одним и тем же лицом могут применяться и те, и другие методы. Например, в Китае почти до начала XX века врачеванием занимались и врачи, окончившие специальную школу Тай-и-юень, и врачи-практики, и (буддийские и даосские) врачи-монахи [154, с. 23]. Если вспомнить, какую тесную связь имеет медицина и религия в традиционных культурах (к примеру, традиционная индо-тибетская медицина и сейчас является одной из основных специализаций, получаемых в буддийских монастырях и университетах Индии), то становятся понятны глубокие корни этого явления.

Врачевание в Древнем Египте в период расцвета его культуры было неразрывно связано с религией и принадлежало жреческому сословию. Как писал профессор истории медицины Т. Мейер-Штейнег, «одни утверждают, что каждый жрец одновременно был и врачом; по мнению других, нам известно лишь то, что все врачи входили в состав жреческой касты» [82, с. 24]. Со времен первой династии передача медицинских знаний осуществлялась в специальных школах, функционировавших при храмах в Мемфисе, Фивах, Гелиополе, Саисе и других городах.

Методы врачевания в Древнем Египте совмещали эмпирические и религиозно-магические элементы. К последним относились ношение охранительных амулетов, обращения с молитвами к богам, применение заклинаний при приготовлении лекарств и во время лечения, приемы изгнания демонов, в том числе посредством приема внутрь неприятных, «отвратительных» веществ и тому подобное.

Как пишет СМ. Марчукова, у египтян (по крайней мере, в период Нового царства) существовало представление о том, что боги могут покарать не только за неуважение к ним, но и за зло и «грех». Сохранилось, например, следующее нравственное предписание: «Не лги... Давай воду отцу и матери, покоящимся в долине... Тело людей - закром, полный всяких ответов; выбери хороший, а дурной да останется запертым в теле твоем... Совершай жертву и остерегайся греха» [79, с. 38]. Хроники того периода рассказывают о человеке, который согрешил, был наказан богиней одышкой и, покаявшись, был прощен ею, после чего богиня «вернула благоволение и заставила забыть о болезни» [там же].

Изучение папирусов показало, что египтяне прекрасно владели искусством гипноза: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом... затем поставь перед ней мальчика... Погрузи его твоей рукой в сон и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси его так: "Что видел ты?". Он ответит: "Я видел богов в окружении лампы". Боги будут говорить ему все, о чем он будет спрашивать» [цит. по: 79, с. 47].

Естественно предположить, что гипноз и внушение могли применяться и с целью лечения больных. Существуют, к примеру, сведения, что в храмах Исиды и, возможно, во многих других храмах существовал метод врачевания инкубацией - «священным сном» [65, с. 14]. Согласно преданию, Изида являлась к больным во сне и указывала им средства к исцелению [30, с. 25]. Эти сновидения затем толковались жрецами и на их основании делались выводы о способах лечения, которые необходимо было применить в данном случае. Известный древнегреческий историк Диодор из Сицилии в конце I века до н.э. писал: «Египтяне верили, что богиня Изис нашла много лекарственных средств и очень опытна в искусстве врачевания... она открывает лечебные средства во сне, ясно показывая нуждающимся свою волю... Многие больные, от которых врачи отказались бы, как от неизлечимых, были спасены Изис...» [цит. по: 119, с. 71].

Психологические и физиологические основания религиозного врачевания

Религиозное врачевание предполагает воздействие на человека в его целостности, то есть на духовную, душевную (психическую) и физическую компоненты человеческой природы. Следовательно, серьезное исследование религиозного врачевания не может обойтись без обращения к его психологическим и физиологическим основам. В данном параграфе будет проведен анализ этих основ и будет сделана попытка определить их роль и значение для религиозного врачевания в целом.

В религиозных обрядах, направленных на достижение религиозного экстаза, переживание сопричастности с миром сакрального, часто наблюдаются комплексы однообразных, повторяющихся движений, длительная фиксация взгляда на одной точке, монотонные пение и музыка, многократное повторение несложных заученных фраз. Довольно широко распространены в религиозной практике употребление веществ, обладающих наркотическими свойствами и дыхательные техники, связанные с резким учащением или урежением дыхания. Как пишет Станислав Гроф, «с незапамятных времен растения и - реже - ткани животных, содержащие изменяющие сознание алкалоиды, использовались для ритуальных и магических целей...» [33, с. 291]. В своих знаменитых экспериментах Гроф использовал галлюциноген ЛСД (диэтиламид альфа-лизергиновой кислоты), а после правительственного запрета на его применение в США - практику интенсивного («холотропного») дыхания. Его пациенты переживали эпизоды эмпирического отождествления с другими людьми, предками, со всеми живыми существами, физической вселенной, с Абсолютом и единым космическим сознанием, переживали выход за пределы пространства и времени, становились наблюдателями космогенеза и других универсальных архетипических образов и мифологических сюжетов [там же, с. 59-60].

Несмотря на разнообразие этих действий, все они оказывают, в сущности, одинаковое влияние на нервную систему, вызывая процесс торможения в коре головного мозга и временное угнетение ее деятельности, в целом характерное для сна и гипноза. Согласно И.П. Павлову, любой очень сильный раздражитель (или многократно ритмически повторяющийся слабый раздражитель) вызывает в коре образование очага возбуждения, и по принципу отрицательной индукции этот очаг тормозит деятельность других очагов возбуждения в нервной системе. Павлов называет три главных вида внешних раздражителей, непосредственно тормозящих деятельность нейронов коры полушарий: «это... слабые, однообразно повторяющиеся, очень сильные и необычные...» [99, с. 328].

Наркотические вещества и дыхательные техники оказывают сходное по эффекту воздействие. Причиной этого является то, что кора головного мозга является наиболее молодым эволюционным образованием и более других органов и отделов нервной системы подвержена воздействию токсических веществ и изменению газового состава крови, от которого зависят также тонус сосудов и степень мозгового кровотока. Нейротоксическое действие, которое оказывают наркотические вещества, а также изменения содержания в крови кислорода и углекислого газа при резком учащении и урежении дыхания вызывают угнетение деятельности центральной нервной системы, в первую очередь коры головного мозга.

Следует отметить, что современные представления о механизмах сна и гипноза существенно углубились, и от интерпретации их как результата торможения коры больших полушарий пришлось отказаться. Можно сказать лишь, что они сопровождаются некоторым снижением активности коры головного мозга. Давно описана фаза быстроволнового сна (в течение этой фазы мы видим сновидения), во время которой активность нейронов большинства отделов мозга достигает уровня бодрствования [197, с. 513], а при электроэнцефалографическом исследовании гипнотического состояния были получены противоречивые данные: от снижения до повышения биоэлектрической активности [162, с. 55]. Тем не менее, в целом для состояний с полным или частичным прекращением сознаваемой психической деятельности (таких как сон, наркоз, кома) по результатам электроэнцефалографии действительно характерно замещение высокочастотных ритмов бодрствования низкочастотными (медленноволновыми) ритмами [54, с. 75-78]. Следовательно, функциональная активность коры больших полушарий в этих состояниях понижается. Крайним вариантом снижения биоэлектрической активности является так называемое биоэлектрическое молчание мозга, являющееся одним из важнейших критериев диагностики смерти мозга.

Почему же развитие процессов торможения в коре головного мозга может способствовать переживанию человеком религиозного чувства, соприкосновению с божественным, сакральным, оживлению в сознании мифологических образов? Кора больших полушарий является основой практически всего, что отличает человека от животных - сознания, абстрактного мышления, речи, способности прогнозировать будущее... Разгадка, скорее всего, кроется в особенностях строения и функционирования головного мозга человека.

Кора головного мозга играет ведущую роль в высшей нервной деятельности человека и является материальной основой деятельности сознания. Так как в бодрствующем состоянии кора оказывает сдерживающее воздействие на подкорковые структуры, в случае ее торможения (функционального ослабления) происходит растормаживание нижележащих структур. Последствия такого растормаживания обнаруживаются, например, при сильном алкогольном опьянении: действия и стремления могут приобретать асоциальную, инстинктивную направленность.

Нейрофизиологические механизмы религиозного врачевания

В этом параграфе, опираясь на выводы, сформулированные в предыдущих разделах данного исследования и учение о физиологии высшей нервной деятельности, а также данные этологии и эволюционной психологии будет проанализировано воздействие методов религиозного врачевания на нервную систему человека. Как было показано в предыдущем параграфе, в нервной системе человека, по всей видимости, существует процесс развития (названный «возрождением»), который может иметь непосредственное отношение к религиозному врачеванию и лежать в основе многих его методов. На основании анализа воздействия различных методов религиозного врачевания на деятельность центральной нервной системы должно быть сделано заключение о реальном участии механизмов процесса возрождения в практике религиозного врачевания.

Следует рассмотреть механизмы, ведущие к реализации процесса возрождения. Согласно нашей гипотезе, безусловные реакции, исходящие из природного инстинкта жизни и из инстинкта возрождения, должны иметь обратную, взаимоисключающую направленность. В результате один и тот же раздражитель (сигнал) из внешней или внутренней среды может вызвать у человека как безусловную, врожденную мотивацию, направленную на удовлетворение биологической потребности, так и противоположную мотивацию, исходящую из структур инстинкта возрождения. Процесс взаимодействия противоположных мотиваций должен неизбежно порождать проблему экзистенциального выбора, принятия решения о подкреплении одного из двух инстинктов, находящихся в диалектическом единстве. Осуществление этого выбора, вероятно, представляет собой непрерывное разрешение противоречия между внутренней сущностью и биологическим, природным существованием человека.

Многократное или даже одинарное, но интенсивное подкрепление определенной биологической потребности приводит к выработке стойкого условного рефлекса (условные рефлексы известны нам под разными названиями: дрессировка, дисциплина, воспитание, привычка [99, с. 39-40]). Основой выработки любого условного рефлекса является безусловный, или врожденный рефлекс. Следовательно, при многократном подкреплении биологического инстинкта жизни или противоположного ему инстинкта возрождения, в каждой следующей аналогичной ситуации будет наблюдаться своеобразный эффект проторения - выбор поведения будет осуществляться по уже привычной схеме, практически без участия сознания. Таким образом, путем постепенной выработки у себя условных рефлексов реагировать в самых различных ситуациях в соответствии с инстинктом возрождения, а не в соответствии с природным инстинктом жизни, человек выстраивает свой нервно-психический аппарат по новому образцу. Должно происходить как бы замещение врожденных биологических рефлексов на рефлексы возрождения.

Каковы же эти рефлексы возрождения, и где нам искать их описание? В поисках свидетельств существования этих рефлексов (и самого процесса возрождения) естественно обратиться к практике религиозного врачевания. Почти все религии содержат указание на взаимосвязь нравственного поведения и здоровья, и следование религиозным заповедям можно назвать одним из самых универсальных методов религиозного врачевания.

Для примера рассмотрим хорошо знакомую всем ветхозаветную традицию. Вот некоторые из заповедей, которые Бог дает Моисею на горе Синай: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай... ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:13-17). Что есть все вышеперечисленные вещи? Почему бы не украсть, не убить, не отобрать, не опорочить, если это часто выгодно сделать для собственного благополучия? Можно, конечно, искать социальные корни этих запретов, однако у нас есть все основания для того, чтобы рассмотреть их совсем с другой стороны.

Выделяют два вида торможения условных рефлексов - врожденное (или безусловное, внешнее, пассивное) и приобретенное (условное, или внутреннее, активное) [103, с. 272; 124, с. 285]. Внешнее торможение является общим для условных и безусловных рефлексов [99, с. 59] и развивается немедленно, т.е. безусловно [там же, с. 64]. Механизмы внешнего торможения отчасти упоминались в начале предыдущего параграфа.

Условное, или внутреннее торможение требует выработки, как и сам условный рефлекс, поэтому его ещё называют условнорефлекторным торможением. Процессы внутреннего торможения играют важную роль в аналитико-синтетической деятельности коры - для анализа сигнала необходимо его разложение и последующее дифференцирование: «...в основании дифференцирования лежит тормозной процесс, т.е. как бы постепенное заглушение сначала широко возбужденного мозгового конца анализатора, исключая его мельчайшую часть, отвечающую данному условному раздражителю» [99, с. 137]. Во многом именно посредством внутреннего торможения высшие, корковые отделы нервной системы сдерживают и регулируют активность нижележащих центров (инстинктивного) поведения, поэтому И.П. Павлов иногда называл его «высшим торможением»; влияние подкорковых структур на кору, напротив, главным образом возбуждающее [см., например, 3, с. 298-335].

Похожие диссертации на Религиозное врачевание как феномен культуры