Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Выдрина Галина Антоновна

Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа)
<
Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Выдрина Галина Антоновна. Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Москва, 2004 131 c. РГБ ОД, 61:04-9/614

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Методологические проблемы исследования религиозной ситуации

Раздел 2. Социологический анализ религиозной ситуации: состояние и тенденции развития

Раздел 3. Проблемы и опыт государственного регулирования религиозной ситуации

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале XXI в. в России сложилась ситуация, которая потребовала оптимизировать общественно-практическую деятельность людей: усилить влияние субъектов гражданского общества, в число которых входят и религиозные объединения, на решение как общенациональных, так и региональных проблем, сделать более эффективной и ответственной роль государства в управлении общественными процессами, в формировании системы подлинной демократии.

Характерной чертой современной религиозной ситуации стали существенный рост общественного престижа религии и религиозных организаций, активизация деятельности практически всех конфессий в социальной сфере. Религиозные организации претендуют на легитимность своего участия в решении широкого круга социальных проблем, на свое присутствие во всех сферах общественной жизни, включая те, которые традиционно считаются светскими. Религиозный фактор вышел за пределы конфессиональной сферы, стал значимой составляющей этнокультурной идентификации различных групп населения. Многие российские конфессии разработали и обнародовали свои социальные концепции, стремясь тем самым обозначить свое место в формирующемся гражданском обществе.

Религия в ее мировоззренческом и институциональном проявлении показала, что может выполнять и выполняет функции инструмента социальной консолидации и политической мобилизации. Это привлекает к духовно-идеологическому потенциалу и практической деятельности религиозных организаций внимание государственных структур и различных политических сил. В то же время способность религии мобилизовывать общественно-политическую активность людей делает ее потенциально кон фликтогенным фактором социально-политической ситуации, особенно в сфере межнациональных отношений.

Будучи концентрированным выражением всего комплекса религиозных проявлений в определенном месте и в определенное время, в их взаимосвязи между собой и с социальной средой, религиозная ситуация оказывается существенным фактором общей социально-политической и духовно-идеологической ситуации в стране или регионе. Это делает актуальными дальнейшую разработку методологии философско-социологического исследования религиозной ситуации, обобщение опыта и совершенствование методов её государственного регулирования, что и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных блоков современного религиоведения, философии, социологии, правоведения, психологии, культурологии, этно-социологии, политологии, социального менеджмента. Соответственно в каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, религиозной ситуации как системного социального явления и проблем её государственного регулирования. •• ,шт

В философском и социологическом плане проблемам взаимоотношений государства, общества и религии, социальных функций религии посвящены фундаментальные труды Г.Ф.Гегеля, КМаркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, П.А. Сорокина, Р.Мертона, КЛсперса, ТПарсонса.

В отечественной философской, социологической и собственно религиоведческой литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что является необходимой методологической предпосылкой изучения религиозной ситуации. В трудах В.И.Гараджи, В.С.Глаголева, А.Н.Ипатова А.И.Клибанова, Т.А.Кудриной, Л.Н.Митрохина, М.ПМчедлова, А.А.Нуруллаева Ф.Г.Овсиенко, А.Д.Сухова, НА.Трофимчука, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и др. всесторонне рассмотрены взаимосвязь религии и общества, религии и культуры, религиозного сознания, особенности эволюции религии в контексте изменения социально-политических условий в СССР и России, многие теоретические и методологические проблемы социологического изучения религии.

С 1990-х гг. в России активно ведется социологическое изучение религии, стимулированное процессами её возрождения в российском обществе, активизацией деятельности, ростом общественного престижа и влияния религиозных организаций. Крупные социологические центры, такие как ВЦИОМ, РОМИР, Фонд "Общественное мнение", Институт социально-политических исследований РАН, Центр "Религия и общество" Российского независимого института социальных и национальных проблем проводят социологические исследования проблем религии в режиме мониторинга, делая упор на измерение уровня религиозности, распределение населения по конфессиям, доверия к религиозным организациям, электоральных предпочтений верующих и т.д. Их результаты получили отражение в регулярно публикуемых статистических данных, в публикациях Б.В .Дубина, В.В. Локосова, М.П.Мчедлова, СВ.Медведко, Э.Г.Филимонова, Е.С.Элбакян и др. Проблема взаимосвязи национального и религиозного на материалах социологических исследований получила глубокую разработку

в трудах ученых Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая и Института социологии РАН (Л.М.Дробижева, Г.У.Солдатова и др.). Заслуживает внимания коллективный труд "Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской! России" под ред. К.Каариайнена и Д.Е.Фурмана (2000). Среди региональных исследований выделяется изучение религиозной ситуации в Пермской области, проводимое в режиме мониторинга коллективом исследователей под руководством М.Г.Писманика.

Собственно тема, религиозной ситуации становится предметом рассмотрения в отечественной религиоведческой литературе в основном с середины 1990-х гг. В основном это были статьи, посвященные религиозной ситуации в отдельных регионах России и в странах ближнего зарубежья. Религиозная ситуация в них оценивалась, как правило, лишь по отдельным параметрам (увеличение числа религиозных объединений, деятельность зарубежных миссионеров, появление новых религиозных движений, факты обострения межконфессиональных отношений и т.п.). Становилась очевидной необходимость социологического изучения религиозной ситуации как целостного системного объекта. Именно такой подход был предложен Р.А.Лопаткиным (1995). В своих публикациях он сформулировал определение понятия религиозной ситуации, выделил уровни и параметры её социологического изучения.

Проблемы государственно-конфессиональных отношений, которые автор рассматривает в качестве одного из важных факторов формирования и динамики религиозной ситуации, как в историческом, так и в современном плане рассматриваются в публикациях Л.А. Баширова, О.Ю. Васильевой, А.Г. Залужного, Ю.П. Зуева, И.Я. Кантерова, В.В. Кравчук, А.И.Кудрявцева, Г. А.Михайлова, МИ.Одинцова, В.К.Пинкевича, А.Е.Себенцова, М.О.Шахова и др. Глубокое раскрытие эти проблемы получили в коллективных трудах, изданных кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Информационно-аналитическом бюллетене "Государство, религия, церковь в России и за рубежом". В этих трудах большое внимание уделено теоретическому обоснованию государственной политики, законодательному регулированию сферы свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, анализу практики взаимоотношений между государственными органами и религиозными объединениями.

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных проблемам государственно-конфессиональных отношений, практически никто из авторов не рассматривал эти проблемы через призму современной теории государственного и социального менеджмента. Между тем такой подход позволяет усовершенствовать организацию и расширить арсенал методов государственного регулирования религиозной ситуации. Это определило интерес автора к рассмотрению проблемы религиозной ситуации именно в таком аспекте.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает религиозная ситуация как сложное системное социальное образование. Предметом исследования является конкретная религиозная ситуация в отдельно взятом регионе (Ханты-Мансийском автономном округе), тенденции её развития и практика её государственного регулирования.

Целью диссертационного исследования является дальнейшая разработка концептуального подхода к изучению религиозной ситуации как специфического социального феномена и принципиальных основ государственного менеджмента религиозной ситуации.

Достижение данной цели предполагало решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть социально-философский статус понятия "религиозная ситуация"; уточнить содержание понятие "религиозная ситуация" в плане субъектного подхода;

- осуществить анализ религиозной ситуации в регионе на основе проведенного социологического исследования;

- рассмотреть проблемы государственного регулирования религиозной ситуации с позиций современной теории социального менеджмента;

- обобщить опыт государственного менеджмента религиозной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды российских и зарубежных ученых, содержащие социально-философский и общесоциологический анализ проблемы ситуации и возможностей управления ею. В основу концептуального рассмотрения религиозной ситуации как специфического социального и социокультурного феномена автором были положены системный подход к изучаемому явлению, исследование его в качестве целостного объекта, характеризующегося структурно-функциональным единством и взаимосвязью составляющих его элементов. Автор опирался на имеющийся в трудах отечественных религиоведов опыт рассмотрения религии как социального явления, методологию и методику социологического изучения религиозных феноменов.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ХМАО о свободе совести и о религиозных объединениях, другие официальные документы, определяющие общие принципы и порядок государственного регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений; текущие материалы ор ганов государственной власти и местного управления ХМАО, публикации средств массовой информации, труды историко-этнографического, этнокультурного и религиоведческого характера; содержащие данные о религиозной ситуации в округе, результаты социологических исследований проблемы.

Основные эмпирические материалы получены в результате социологического исследования "Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО и пути их гармонизации" (научный руководитель проекта Р.А.Лопаткин), проведенного в 2001 г. при участии автора. Исследование включало социологический опрос населения округа в возрасте от 18 лет и старше по репрезентативной выборке (N=930); опрос экспертов, в качестве которых выступили государственные и муниципальные служащие, работники учреждений образования и культуры, журналисты, ученые, лидеры этнических диаспор, национально-культурных и религиозных объединений, руководители хозяйственных структур (N=185). В диссертации использованы данные серии социологических исследований этнокультурной ситуации в ХМАО, выполненных под руководством В.В.Мархинина и Н.Г.Хайруллиной, в подготовке и проведении которых автор также принимал участие.

Существенное место в диссертационном исследовании занимают личные наблюдения и обобщенный опыт работы автора в качестве советника губернатора ХМАО по делам национальностей и общественных объединений, в том числе регулярного общения с представителями национально-культурных объединений и автономий, землячеств, религиозных общин различных конфессий.

Научная новизна исследования. Основные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в следующем:

На основе анализа и сопоставления имеющихся в философской и социологической литературе подходов к исследованию ситуаций, складывающихся в различных сферах общественной жизни, автор предлагает в качестве концептуального подхода к исследованию религиозной ситуации рассмотрение её в качестве целостного системного социального объекта, включающего в себя религиозных и нерелигиозных субъектов, находящихся в тесной функциональной взаимосвязи.

Автор диссертации определяет религиозную ситуацию как структурно-функциональное состояние и взаимосвязь её субъектов, обусловленные совокупностью внутренних и внешних факторов.

В диссертации рассмотрены детерминанты динамики религиозной ситуации и в их числе такие, оказывавшиеся ранее вне поля зрения других исследователей, как религиозные потребности населения и интересы различных субъектов религии.

На основе проведенного при участии автора комплексного социологического исследования в диссертации вводится в научный оборот большой объем социологической информации о современной религиозной ситуации в крупном северном регионе - Ханты-Мансийском автономном округе.

В диссертации обосновывается правомерность применения к сфере государственно-конфессиональных отношений нового понятия "государственный менеджмент религиозной ситуации", анализируются возможности и границы государственного регулирования религиозной сферы общественной жизни.

Практическая значимость диссертации:

Предложенные и обоснованные в диссертации концептуальное понимание религиозной ситуации и ее государственного менеджмента позволит органам государственной власти и местного самоуправления более компетентно подходить к управлению процессами, протекающими в сфере национальных и религиозных отношений в направлении их конструктивной стабилизации и гармоничного, позитивного развития, совершенствовать государственный менеджмент религиозной ситуации.

Содержащиеся в диссертации материалы и выводы, предложенный концептуальный подход могут способствовать дальнейшему углублению теоретических и эмпирических исследований такого важного объекта, как религиозная ситуация, проблем гармонизации межконфессиональных отношений, теории и практики государственного регулирования процессов,. происходящих в религиозной сфере жизни общества. Результаты проведенного исследования позволяют в определенной степени расширить научные представления о сущности явлений, обозначаемых терминами "религиозная ситуация", "государственный менеджмент религиозной ситуации", укрепить научный статус этих понятий.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы в процессе преподавания религиоведческих дисциплин, курсов социальной философии, этносоциологии, социального менеджмента, теории и практики государственно-конфессиональных отношений в высших и средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, ответственных за связи органов власти с религиозными объединениями, работников культуры, образования, средств массовой информации.

Апробация работы. Результаты исследования были апробированы в докладах и научных сообщениях диссертанта на Всероссийской научно-практической конференции "Социокультурная динамика ХМАО сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты" (Сургут, 1998); совещании "Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО" (Ханты-Мансийск, 2001); международном семинаре "Этносоциальные процессы в Сибири" (Улан-Удэ, 2001); региональной научно-практической конференции "Роль и место таможенной службы Сибири в обеспечении экономической безопасности государства" (Новосибирск, 2002); в ряде докладов и выступлений на семинарах и совещаниях ответственных работников администрации ХМАО, в практической деятельности автора в качестве советника губернатора ХМАО по делам национальностей и общественньк объединений, в научных публикациях общим объемом около 11 п. л., а также в публикациях в средствах массовой информации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Методологические проблемы исследования религиозной ситуации

Понятие "ситуация" за последние десятилетия прочно вошло в понятийный аппарат общественных наук, концентрируя в себе представление о многообразии и взаимосвязи различных явлений и процессов в определенных областях общественной жизни, взаимодействии наличных субъектов и объективных условий их деятельности в данное время и в данном месте социального пространства. Оно стало одним из важных инструментов познания социальной реальности, особенно в аспекте социального управления этими процессами и взаимодействиями. Повышение методологической значимости понятия "ситуация" объясняется развитием системного подхода к изучению общества и отдельных его сфер, поскольку ситуация в сущности представляет собой системное образование.

Возникнув первоначально как представление обыденного сознания,, термин "ситуация" постепенно закрепился в журналистике, где он употреблялся и до сих пор употребляется без какой бы то ни было попытки точного определения его содержания, затем перешел в речь политиков и политологов, в документы государственных органов, общественных организаций и др. Сложившееся расхожее употребление этого термина без определения его содержания и по совершенно различным поводам сводило на нет его методологическую ценность. Однако именно наличие у этого, ещё не вполне сформировавшегося понятия эвристического потенциала, его способность служить средством описания и анализа конкретной системы общественных связей, складывающейся в определенное время и в определенном месте, привели к тому, что понятие "ситуация" (первоначально - без четкого определения) стало всё шире использоваться в научных трудах обществоведов, что, естественно, обозначило тенденцию к превращению его сначала в ряд конкретнонаучных, а затем и в общенаучное понятие. Так появились понятия "политическая", "общественно-политическая", "социально-политическая ситуация" - в политологии и социологии политики, "экономическая", "социально экономическая ситуация" - в экономических науках, "демографическая ситуация" - в демографии и статистике, "психологическая ситуация" - в психологии и т.д. Начиная с 1990-х гг. в религиоведческой литературе, социально-политических обзорах и в документах государственных органов всё более широко используется понятие "религиозная ситуация".

Поскольку каждая общественная дисциплина рассматривает и определяет только значимую для неё ситуацию или ее аспект, на практике встречаются самые разнообразные определения ситуации - в демографическом, политическом, социологическом, религиоведческом и др. контекстах.

Поэтому, например, ситуация социально-политическая будет представлять собой обобщенный результат анализа совокупности экономических, социальных, политических, демографических, экологических и других факторов, дающий системную оценку реального положения исследуемого объекта и т.д.1. Ситуация демографическая — описание состояния демографических структур и процессов в определенное время на определенной территории; ситуация социальная - характеристику социальной системы событий, взаимосвязи различных элементов социальной структуры в конкретных условиях места и времени, целей развития общества, факторов, влияющих на его развитие и т.д.; ситуация психологическая.— описание внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность, а также состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение1. Религиозная ситуация также является видовым понятием.

Каждая общественная дисциплина создает свою теорию или концепцию ситуации. Кроме того, при анализе конкретной ситуации могут быть использованы различные подходы - исторический, философский, правовой, этнологический, культурологический, социокультурный, религиоведческий, с позиций теории управления (менеджмента) и т.д.

Социально-философское обоснование категория "ситуация" получила, в философии экзистенциализма. Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс в своем труде "Духовная ситуация времени" (1931 г.) писал: " В течение более полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации; каждое поколение отвечало на этот вопрос, характеризуя свое мгновение"2. Под ситуацией, которую К. Ясперс рассматривает как вызов времени, он понимает конкретную внешнюю действительность, означающую для бытия человека преимущество или вред, возможность или преграду. Другими словами, ситуация - конкретная действительность, ценностно определенная по отношению к субъекту.

Экзистенциализм ставит в центр ситуации одинокого человека, ищущего смысл существования. " В конечном итоге в определенной ситуации, - пишет К. Ясперс, - находится лишь отдельный человек. Перемещая ее, мы мыслим ситуацию групп, государств, человечества, институтов, таких, как церковь, университет, театр; объективных образований - науки, философии, поэзии... Единой ситуации для людей одного времени не существует"1. Обратим внимание на то, что К. Ясперс допускал экстраполяцию понятия "ситуация" с существования отдельной личности на бытие групп, государств, институтов и т.д. Нельзя не согласиться с его утверждением, что человеческий социум многоситуативен, ситуации не только существуют одна возле или после другой, но и взаимно переплетаются, пронизывают друг друга. Это послужило основанием для другого философа-экзистенциалиста О.Ф.Больнова утверждать, что человек никогда не может выйти из ситуации, не попав в другую: " В то время как та или иная ситуация, в которой человек пребывает, постоянно изменяется, общая заточен-ность в ситуацию в результате подобного превращения никогда не упраздняется"2.

Это означает, что ситуация есть конкретная действительность не только мира, но и человека в его мире. " Уникальная биографическая ситуация, в которой я обнаруживаю себя в мире в каждый момент моего существования, - размышляет А.Шютц,- лишь в очень незначительной степени является продуктом моего собственного изготовления. Это значит, что это не только мой мир, но и мир, являющийся средой для моих собратьев; более того, эти собратья являются элементами моей ситуации, а я - элементом их ситуации. Они тоже находят себя в мире уникальной биографической ситуации"3.

Социологический анализ религиозной ситуации: состояние и тенденции развития

Предложенные в 1 разделе методологические основания изучения поставленной проблемы позволяют на эмпирическом уровне осущест-вить социологический анализ конкретной религиозной ситуации, сложившейся на рубеже XX - XXI вв. в одном из крупнейших по территории и важнейших по экономической значимости субъектов Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономном округе.

Объектом данного социологического исследования Ханты-Мансийский автономный округ выступает не как административно-территориальная единица Российской Федерации а как живой социальный организм, включающий в себя административно-управленческие структуры (государственные и муниципальные органы власти, ведомственные учреждения), субъекта гражданского общества (хозяйствующие субъекты разных уровней и форм собственности, политические партии и общественные движения и организации, средства массовой информации, национально-культурные и религиозные объединения и др.) и население округа в целом и его различные социальные, демографические, социально-профессиональные, этнические и др. слои и группы. Часть субъектов этого социального организма непосредственно являются и субъектами религиозной ситуации в округе. Другие своей деятельностью и взаимоотношениями с религиозными объединениями способны оказывать или реально оказывают влияние на состояние и изменение религиозной ситуации в регионе.

Предметом данного социологического исследования являлась собственно религиозная ситуация в ХМАО, её структура, взаимодействие ее элементов, реальное состояние и тенденции развития.

Существенным фактором функционирования такого сложного социального организма, как Ханты-Мансийский автономный округ, является его природно-географическое положение и связанные с ним такие особенности, как большие размеры территории (534,8 тыс. кв. км -более 3% площади России) и обусловленная этим невысокая плотность населения (2,68 чел./1 кв. км), суровость климата, недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, но, главное, наличие огромных природных богатств, прежде всего залежей нефти и газа, предопределившие бурное экономическое и социальное развитие округа во второй половине XX века.

Интенсивное хозяйственное освоение природных богатств округа обусловило необходимость привлечения значительного контингента рабочей силы из других регионов страны и из-за рубежа, что повлекло за собой существенное изменение как количества жителей, так и национального состава населения. Если в 50-х гг. XX в., т. е. до начала широкомасштабных работ по добыче нефти и газа, в округе проживало в основном старожильческое русское население и представители коренных малочисленных народов Севера - ханты и манси, то уже сначала 60-х гг., а особенно в 70-80-х гг. Ханты-Мансийский автономный округ превратился в полиэтничный регион, в котором проживают представители более 120 национальностей. Славянская группа представлена русскими (64% населения округа), украинцами (11,2%), белорусами (2,1%), а также болгарской диаспорой. Финно-угорскую группу, кроме ханты и манси, пополнили коми, марийцы, мордва, удмурты. В этот период образовались и быстрыми темпами выросли тюркская группа: татары (7,4%), башкиры (2,4%), азербайджанцы, казахи и др., а также группа предста вителей народов Северного Кавказа: чеченцев, ингушей, народностей Дагестана. Причем за последние три десятилетия XX в. численность татар выросла в 7 раз, башкир - в 20, казахов — в 17, чеченцев — в 41, лезгин - в 70, кумыков - в 80, азербайджанцев - в 94 раза. Естественно, что такое существенное изменение этнического состава повлекло за собой и не менее существенное изменение конфессиональной структуры населения. В частности, видное место в ней занял ислам.

Современная конфессиональная структура населения также является продуктом длительного исторического развития. В дореволюционный период подавляющее большинство населения Сургутского и Березовского уездов Тобольской губернии, которые практически полностью охватывали территорию современного ХМАО, (русское старожильческое население, а также подвергшиеся христианизации ханты и манси) исповедовало православие, частично - старообрядчество. На период 1912 г. действовало 60 церквей и часовен. На территории округа функционировали два отделения Тобольского епархиального училищного совета - в Березово и Сургуте. В Сургутском округе в 6 приходах имелось 4 училища. В Березовском округе в 11 приходах - 11 начальных школ смешанного типа. К 1914 году в Тобольской епархии насчитывалось 425 одноклассных и 9 двухклассных церковноприходских школ1.

Проблемы и опыт государственного регулирования религиозной ситуации

Как было отмечено в 1 разделе диссертации, социальная, в том числе религиозная, ситуация может иметь характер управляемой ситуации и быть объектом государственного управления (менеджмента). Однако прежде чем приступить к рассмотрению проблем и практики государственного менеджмента в сфере свободы совести и взаимоотношений органов власти с религиозными объединениями, необходимо уточнить смысл употребляемых понятий в контексте исследуемой темы.

В современной литературе, посвященной проблемам государственного и социального управления, понятия "менеджмент" и "управление" обычно рассматриваются как тождественные1.

Понятие "менеджмент" пришло в общую теорию управления из экономической науки, где оно обозначает "совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности"2.

То, что понятие "менеджмент" было заимствовано из экономической науки другими общественными дисциплинами, исследующими проблемы управления обществом или его отдельными сферами и социальными процессами, объясняется, видимо, тем, что в нём управление предстает не только как сфера деятельности, но и как профессия, требующая; высокой специальной подготовки. Управленцем может быть и собственник капитала, средств производства, и человек, собственник капитала, средств производства, и человек, избранный посредством демократических процедур на руководящую должность. Менеджером же является только управленец-профессионал, имеющий специальную подготовку и владеющий необходимыми знаниями и навыками. То есть "менеджер" - это не только должность, но и обязательно соответствующая квалификация. Поэтому, употребляя в этой работе понятия "менеджмент (менеджер) в сфере государственно-конфессиональных отношений", "менеджмент (менеджер) религиозной ситуации", мы имеем в виду прежде Bcerq: сферу и характер деятельности этих государственных служащих, уровень их профессиональной подготовки и квалификации, а не конкретное название должности.

Что касается понятия "управление" (государственное, социальное), то оно по своему содержанию очень широко, охватывает все виды воздействия властных структур на объект управления, включая организацию, приказы, распоряжение, планирование, координацию, регулирование, контроль и даже, при необходимости, применение силовых методов. Однако если в таком объёме применить понятие "государственное управление" к религиозной сфере, то оно неизбежно придет в противоречие как с природой объекта, так и с существующими правовыми нормами, и российскими, и международными. Если исходить из того, что объектом управления выступает религиозная ситуация как система, основными элементами которой являются религиозные объединения (организации, группы) и массы последователей различных конфессий, то сразу встает вопрос о границах возможного вмешательства государства в их функционирование.

Дело в том, что религиозная сфера общества автономна. Она развивается по своим специфическим, имманентно присущим ей законам, регулируется вероучением, каноническими установлениями и нормами конкретных религий и конфессий и представляет собой исключительно внутреннее дело религиозных объединений (конфессий, церквей, деноминаций и т.д.) и интимную сферу внутренних убеждений и переживаний их последователей - верующих людей.

Конечно, прерогативы государства в известном смысле выше прерогатив религиозных объединений, поскольку именно государство в лице законодателя создает и совершенствует то правовое поле, в котором действуют религиозные объединения, как и все другие субъекты гражданского общества, а в лице исполнительной власти регистрирует их гражданские уставы, придавая им тем самым статус юридического лица, контролирует соблюдение этих уставов и действующего законодательства в целом. Однако, за этими пределами религиозные организации и группы полностью самостоятельны в своей внутренней жизни, в осуществлении собственно религиозной деятельности, включая пропаганду вероучения и так называемое социальное служение. В этой сфере они руководствуются только каноническими установлениями своей религии, конфессии.

По российскому законодательству (Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г.) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, сферы их компетенции относительно друг друга чётко разграничены законом. Закон, в частности, определяет, что "государство...не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону" (п.2 ст.4). Так же ограничены прерогативы государства относительно прав и свобод его граждан: "государство... не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями и лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу вероисповедания" (там же). Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. (п. 1-12 ст. 11) определяет, что "государственный служащий не вправе...использовать своё служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним". Аналогичное требование содержится в Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" 1998 г. относительно муниципальных служащих.

Таким образом, говорить о государственном управлении религиозной сферой жизни общества, в том числе религиозной ситуацией, в свете действующего российского законодательства без серьёзных оговорок и ограничений вряд ли правомерно. Употребление этого термина применительно к сфере свободы совести и взаимоотношений органов власти с религиозными объединениями способно спровоцировать у некоторых чиновников и даже государственных органов желание "порулить религией", препятствовать осуществлению гражданами их, конституционного права на свободу совести или навязывать им мировоззренческий или конфессиональный выбор "по усмотрению начальства".

В обозначенной сфере общественной жизни, в каждой конкретной религиозной ситуации государство и религиозные объединения выступают в качестве партнеров, взаимодействующих строго в рамках законодательных норм. Поэтому на первый план выходят согласование интересов и регулирование деятельности религиозных объединений и других субъектов религиозной ситуации на основе действующего закона, контроль за соблюдением всеми субъектами норм закона и зарегистрированных в органах юстиции собственных уставов.

К тому же следует учитывать, что религиозная ситуация как в масштабах страны, так и в регионах, на отдельных территориях, в населенных пунктах складывается по преимуществу стихийно, в результате действия различных внутренних и внешних факторов, проявляющихся в разное время по-разному и в различных комбинациях. Государственное воздействие на религиозную ситуацию - это только один из таких факторов, хотя и весьма существенный.

Похожие диссертации на Религиозная ситуация как объект государственного регулирования (На материалах Ханты-Мансийского автономного округа)