Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный фактор и национальная безопасность России Кулаков Владимир Васильевич

Религиозный фактор и национальная безопасность России
<
Религиозный фактор и национальная безопасность России Религиозный фактор и национальная безопасность России Религиозный фактор и национальная безопасность России Религиозный фактор и национальная безопасность России Религиозный фактор и национальная безопасность России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулаков Владимир Васильевич. Религиозный фактор и национальная безопасность России : 09.00.13 Кулаков, Владимир Васильевич Религиозный фактор и национальная безопасность России (на материалах Южного Федерального округа) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Москва, 2006 148 с. РГБ ОД, 61:07-9/83

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Место и роль религиозного фактора в системе угроз национальной безопасности России 10

Раздел 2. Причины возникновения и формы проявления Религиозно-политического экстремизма 44

Раздел 3. Пути преодоления религиозно-политических угроз национальной безопасности в Южном Федеральном округе 75

Заключение 111

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена возникновением на рубеже XX-XXI веков качественно новых угроз национальной безопасности России, связанных с изменением роли и влияния религиозного фактора, как во внешней, так и во внутренней политике государства.

Усиление роли религиозного фактора в нашей стране в последние годы обусловлено всем комплексом произошедших социально-политических изменений. Распад СССР, экономическая нестабильность и расслоение общества, возникший идеологический вакуум, ценностная дезориентация широких слоев населения активизировали влияние религиозного фактора на население страны.

Либерализация государственно-конфессиональных отношений сопровождалось активным проникновением в Россию миссионеров различных религиозных движений. Это способствовало формированию особого типа угроз национальной безопасности. Концепция национальной безопасности России прямо говорит о том, что: «Угрозы национальной безопасности России в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию», и далее: «Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят., в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратгома и их последствий»1.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Утверждена Указом Президента РФ №24 от 10 января ЇО0О года-В редакции от 5 октябри 19года. Раздел I.

2 В Южном Федеральном округе особенно остро стоят проблемы,

связанные с развитием экстремистской деятельности религиозных

организаций двух наиболее активных направлений.

С юга и юго-востока началось распространение исламского радикального фундаментализма, претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны. Пропаганда и использование насилия для достижения своих политических целей облекается здесь в религиозную форму. Религиозно-политический экстремизм этих движений в последние годы стал одной из серьезнейших угроз национальной безопасности нашего государства.

С другой стороны, не меньшую угрозу национальной безопасности России представляет определенная часть так называемых «новых религиозных движений» (НРД) или синкретических религий «Нового века». Экспортируемые прежде всего из США и Западной Европы, они насаждают новую глобалистскую, антироссийскую и антигосударственную идеологию. Одновременно начали возникать и собственно российские аналоги такого рода движений.

Экстремистское крыло НРД представлено организациями, которые пропагандируют отказ от традиционной морали, общественно полезного труда и нередко приводят к разрушению семей, нанесению вреда физическому и психическому здоровью людей. Многие из таких религий имеют скрытую коммерческую направленность и действуют по принципу сетевого маркетинга.

з Указанные изменения диктуют необходимость формирования

адекватных подходов и действенных методов обеспечения национальной

безопасности России.

В настоящее время исследование новых нетрадиционных угроз

национальной безопасности только начинается. В каждом конкретном

регионе России влияние религиозного фактора имеет свои особенности.

Религиозная ситуация в Южном Федеральном округе отличается особой сложностью и при этом является недостаточно изученной.

Актуальность диссертационного исследования обуславливается необходимостью исследования как теоретических, так и практических аспектов влияния религиозного фактора на национальную безопасность и разработки рекомендаций по преодолению возникающих угроз.

Степень исследован ностя проблемы. Специальные научные труды, посвященные рассмотрению новых угроз, связанных с религиозным фактором, и, прежде всего, с экспансией нетрадиционных для России религиозных форм, начали появляться на рубеже XX - XXI вв. Это работы Колосова В.Л., Кривельской Н.В. Никитиной А.Г., Мчедлова МЛ., Нуруллаева А.А., Филимонова ЭХ., Элбакян Е.С., Трофимчука Н.А., Свнщева М.П.1

Соотношение религиозного и политического факторов в общественной жизни, их взаимовлияние, было рассмотрено в трудах Золотарева О.В., Ильина И.В., Кудриной Н.Н., Мчедлова М.П., Наумец А.Б., Носкова Ю.Г., Саидбаева Т.С., Филатова СБ., Фурмана Д.Е.,

1 См.: Кппоооя В.А. Российская геополитика: традиционные концепция и современные вызови// Общественные науки я современность. 1996. ЖІ; Кривельскак НЛ. Религиозная экспансия проти* России. Мч 199$; Мчсдлов М.П. н др. Религиозный фактор и социально-политической жизни России// Ооноаленке Россия: трудный поиск решений. ВыпХ М, 1994; Никитина А.Г. Пояктюшим религии // Вопросы философия. 1994. ЛВ; Трофнмяук НЛ. Религия и проблемы национальной безопасности России//Государство, религия, інрпяь > России и за рубежом: Икф.-аналит. бюлл № 1-М: РАГС.2002; Трвфнмчук RA., СвнпВя М.П. Экспансия. Челябинск. 2004.

4 Шведова В.И.' Все авторы указывают на взаимосвязь и определенную

обусловленность политического, экономического, этнонационального

компонента в системе общеполитических процессов и взаимосвязь С НИМИ

религиозного фактора.

Авторы названных трудов указывают на масштабные многоаспектные изменения, происходящие в современном мире, рассматривают содержание и направленность геополитических процессов. Особое внимание уделяется месту и положению России в меняющемся глобализирующемся мире.

Проблемы национальной безопасности России на современном этапе в связи с новыми геополитическими реалиями исследовались в трудах . Возженикова А.В., Глебова И.Н., Золотарева В.А., Майорова Л.И., Манилова BJL, Панарина ИЛ., Пирумова В.С., Прохожева А.А., Шуберт Т.Э.1 Данные исследователи выделяют различные факторы, связанные с глобализацией и борьбой различных сил за переделы сфер влияния. Среди различных угроз национальной безопасности России на

1 См.: Золотарев О.&.Государсгао. политик» и религия: эволюционные процесс М, 1999; его же Армия и религии. М., 1999; его же. Религиозный фактор и геополитические аспекты безопасности. М, 1999; Ильин И.В. О террор* н терроризме: природа, сущность, причины, прошения // Безопасность. Информационный сборник. 1001. № 7-11; Кудрина Н.Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы протнвоаеветаня. Днсс.... канд. полнт. наук. СПб, 2000; Мчедлов М.ПРелнпихшак ентуацня а России; реалии, противоречия, прогнозы // Свободна» мысль. 1993. №; Наумец А.6. Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма И Современный терроризм: состояние и перспективы. М.; Элитарная УРСС, 2000; Носков ЮТ- Саидбас* T.C. Патетика и религия ft Социально-политические науки. 1991. № 9; Филатов СЕ, фурман ДЕ. Религия и политика в массовом сознании // Социологические исследования. 1992. Й7; Шведов В. Религия в политика // Международна* жизнь. 1992. JfeS.

' См.: Возжеников АЛ. Национальная безопасность России: методологи» комплексного исследования я политика обеспечен*». М, 2002; Возжеников А.В., Глебов ИЛ., Золотарев ВА, Основные. концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке. М, 2000. Золотарев ВЛ. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. М., 1999; Майоров Я, Приоритеты концепции национальной безопасности России // Международная жизнь. 1997. №10; Манилов ВЛ. Угрозы национальной безопасности Ч Военная мысль. 1996. J4I; Панарнн И.Н. Икформаиионно-психологкчеси» обеспечение национальной безопасности России. М., 1998.; Пирумов B.C. Методологические проблемы обеспечены национальное безопасности России. М, 1996.; Прохожеі А.А. Национальная безопасность: проблема теории. М., 1997.; Шуберт Т.Э. Национальная безопасность Росскн: конституционно- правовыеаегккш (сравнительно- правовое исследование). М.,2О01,

5 современном этапе почти все авторы указывают на появление

информационных, идеологических и в том числе религиозных угроз.

Экстремизм, апеллирующий к религии, стал предметом научного рассмотрения таких авторов, как Баширов Л.А., Бурковская В.А., Власов В.И., Журавский А.В., Залужный А.Г., Кудрявцев А.И., Курбанов Г.М., Лопаткин Р.А., Никулина И.В., Нуруллаев А.А., Паин Э.А., Понкин И.В., Телякавов М.П., Ярлыкапов А.А. и других.1 Дискуссионными вопросами продолжают оставаться вопросы разработки и использования специального терминологического аппарата, критериев и признаков рассматриваемого феномена, его истоков и тенденций трансформации.

Особое звучание в последние годы приобрела проблема экстремизма, связанная с деятельностью радикальных исламских фундаменталистов. Анализ данного явления был проведен в исследованиях Абдул атипова Р.Г., Арухова З.С., Бзширова Л.А., Герейханова Г.П., Добаева И.П., Крицкого

См.: Баширов Л.А. Религиозно-политический экстремизм и терроризм как угроза национальной
безопасности России// Мир и согласие. М, 20О5.16
1(21); Бурковсхая В.А. Борьба с экстремизмом и
проблемы зашиты прав человека// Права человека в России и правозащитная деятельность государства.
СПб.: Юридический центр Пресс» 2003; Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М.:
РАГС, 2002.; Журавский А.В. Религиозный экстремизм: реальность или фикция? // Mtp:
/
; его же Религиозный экстремизм и фундаментализм: проблемы
дефиниций // http /
. его же Религиозный экстремизм в конфликте
интерпретаций // Информационно - аналитический центр пСовав 29.10.2003; Залужный AT.
Современные проблемы противодействия экстремистской деятельности в сфере государственно-
конфессиональных и межконфессиональных отноиіений//Правовьіе проблемы государственно-
конфессиональных отношений в современной России. М., 2004; Кудрявцев А.И. Проблемы правового
противодействия экстремистским проявлениям в деятельности религиозных объединений // Свобода
совести в России: исторический и современный аспекты: материалы конференции М.. 2003; Курбанов
Г.М. Религия и политика террора // Махачкала: народы Дагестана. Махачкала. 2002; Лопаткин
?-А,
Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия, 72. М.: Мысль, 2001; Никулина И.В.
Терроризм
религиозный н политический: социально-пенкологнчееккй

acneKT//httpJ I3.htm; Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм: понятие, сущность, пути преодоления // Десять лет на пути к свободе совести. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных объединений. М.: Институт религии и права. 2002; Паин Э.А. Социальная природа экстремизма н терроризма // Общественные науки и современность. 2002. №4; Понкин И.В Возбуждение религиозной вражды: правовой анализ. Дисс. канд., полит, наук. М.. 2002; Телякавов М.П. Экстремизм как объект политологического исследования. М, Пограничная академия ФСБ РФ, 2003: Экстремизм в религиозной сфере. М.: Пограничная академия ФСБ РФ, 2003; Ярлыкапов А.А. Проклеїла религиозно мотивированного экстремизма //http .

б Е.В., Кудрявцева А.В., Курганова Г.М., Малашенко А.В, Саидбаева Т.С.1 В названных трудах проводится разделение по ряду выявляемых признаков между исламом, как мировой религией, и радикальным исламским фундаментализмом, как экстремистским искажением основ традиционной исламской культуры.

Характеру и особенностям новых религиозных движений, имеющих, признаки экстремистской деятельности были посвящены исследования Балагушкина Е.Г., Григулевича И.Р., Григоренко А.Ю., Григорьевой Л.И., Гуревича П.С., Хвыли - Олинтера АЛ., Бажан Т.А., Дворкина А.Л., Понкина И.В., диакона А.Кураева.2

В 90-е годы вышло несколько сборников материалов конференций, посвященных рассмотрению данной проблемы.

Отдельным вопросам религиозно-политического экстремизма и прежде всего радикального исламского фундаментализма в Южном

1 См.: Политическая борьба в странах СНГ. М.: Панорама, 1992: Абдулатипов РJ". Судьбы ислама в России. M.; Мысль, 2001; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999; Башнров Л.А. Джихал;теори* н практика // Мир н согласие. 2005. №4(25); Герейханоа Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе н се учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России {фнлософско-политологический анализ): Авторсф. дне... . канд. филос наук. М.: АФПС, 1999.; Добаеа ИЛ. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам н политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2001; Кудрявцев А.И. Проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия Н Кавказ. 2000. №3(9); Малашенко А.В. Религию превращают в орудие эгнополинческнх конфликтов // Россия н мусульманский мир. 1995. №6; его же. Политически!! тупик или альтернатив развитии // Азия к Африка сегодня. 1994. №1; Саидбаев Т.С Политика и религия. Социально-политические науки. 1999. №9.

1 См.; Балвіушкнн Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, слияние на молодежь Запада. М, 1983; Грнгулевич И.Р.Пророки «Новой истины». М.. 1986; Григоренко А.Ю.Сатаиа там правит бал. Киев, 1990; Гвраджа В.Н. Политика и религия // Наука и религия. 1991, №3. 5; Григорьева Л.И. Религии «Нового векав Н современное государство. Красноярск, 2000; Григорьева Л.Н. Новые религиозные движения и государство в современной России // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия: Материалы семинаров. М.: Институт религии и права, 2001; Гуревич П.С. Нетрадиционные релнгни в странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1985; Хвши-Олинтер А.И. Организованная преступность и деструктивные религиозные секты // Известия методического центра профессионального образования о координации научных исследований. 1997. №1; Бажан ТА. Оппозиционная религиозность. Красноярск, 2000; Дворкнн АЛ. Сектоведение. Нижний Новгород, 2002; Лонкнн И,В.(И.Куликов), Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Белгород, 1999; Кураев А. Уроки сектоведенкя. М., 2003.

7 Федеральном округе были посвящены работы Арухова З.С., Дубового

Л.М., Иванова В.Н., Крицкого Е.В., Кисриева Э.Ф., Кублицкой Е.В.,

Левшукова В.А., Малышевой Д.Б., Мацнева А.А., Мнлованова Ю.Е.,

Сусловой Е.С, Ханбабаева К.М1 Анализируя различные аспекты

религиозной ситуации в Южном Федеральном округе и, прежде всего, на

Северном Кавказе, названные авторы показывают пути экспансии

радикального исламского фундаментализма, методы деятельности,

особенности проявления и трансформации на современном этапе.

Таким образом, в названных трудах затрагиваются многие вопросы и

аспекты проблем, связанных с данной темой. Однако все еще требует

уточнения и обоснования категориальный аппарат, необходимый для

четкого и ясного понимания существа исследуемых вопросов. Крайне

слабо исследованы проблемы, связанные с угрозами религиозного

экстремизма на юге России, и конкретно в Южном Федеральном округе.

Отсутствует цельное видение проблемы, содержание и направленность

необходимых мер противодействия со стороны государства и общества.

См.: АруховЗ.С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада // Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей, Ростов-на-Дону, 2001; Иванов В.Н. Источники социальных угроз и нестабильности Н Социальная безопасность государства, общества, личности: состояние, проблемы, перспективы. М-, 1996.; Крнихий Е.В. Религиозный фактор н-этнополитическон ситуации на Северном Кавказе /Религия н политика в современной России. М., 1997.; Кисрнев Э. Ислам в общественно-политической жизни Дагестана //Мусульмане изменяющейся России. М.: РОССПЭН, 2002; Кублиикал Е.А. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на северном Кавказе// Религия и политика в современной России. М-, 1997.; Левшуков Р.А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2001.; Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-*0 годы. М., Наука, 1991; Мацнев А.А. Национализм: генезис, сущность, эволюции. М., 1995; Национальное согласие и национальный экстремизм в современной России: нсторнческне корни, реалнн, перспективы. Материалы «круглого столаз. Саратов, 2000; Мнлованов Ю.Е. «Анклавизаши» территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса н проблемы исследования//Насилие в современной России: Тезисы докладов научной конференции Ростов-на-Дону, 1999; Суслова Б.С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе. Днсс, квнд.филос н. М,: РАГС 2004; Ханбабаев К.М. Ваххабизм в Дагестане //Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей, Ростов-на-Дону, 2001 г.

Объектом диссертационного исследования является влияние религиозного фактора на национальную безопасность.

Предмет исследования - формы и методы влияния религиозного фактора, порождающие угрозы национальной безопасности в виде экстремизма радикального исламского фундаментализма и экстремизма новых религиозных движений.

Целью диссертации является комплексное исследование форм и методов влияния религиозного фактора на возникновение угроз национальной безопасности в Южном Федеральном округе РФ.

Задачи исследования:

рассмотреть и уточнить понятие «религиозный фактор»;

исследовать место и роль религиозного фактора в контексте качественно новых угроз национальной безопасности России на современном этапе;

выявить специфику проявлений религиозного экстремизма в Южном Федеральном округе РФ;

-проанализировать причины и особенности формирования экстремистских религиозных групп и движений;

- разработать и обосновать систему мер по преодолению угроз
национальной безопасности России, обусловленных религиозных
фактором.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы комплексности, всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблем, методы сравнительно-исторического и социологического анализа. Исследование опирается на работы

9 отечественных и зарубежных исследователей по вопросам, связанным с

влиянием и особенностями религиозного фактора в контексте проблем

обеспечения национальной безопасности.

Особое значение придается полноте, дифференцнрованности характеристик исследуемых объектов, с использованием эмпирической и аналитической базы исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем:

Настоящая диссертация , является одной из первых попыток комплексного исследования многоаспектного влияния религиозного фактора на состояние национальной безопасности в России на примере Южного Федерального округа.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней: -рассмотрено и уточнено понятие «религиозный фактор»; -проанализированы роль и место религиозного фактора в современной России, в связи с возникновением новых угроз национальной безопасности;

-выявлены причины и особенности формирования экстремистских религиозных групп в ЮФО;

-исследован процесс распространения и формы проявления религиозно-политического экстремизма (на примере организаций радикального исламского фундаментализма и одного из незарегистрированных ньюэйджевских культов - движения «Анастасий це в» в ЮФО); -разработана и обоснована система мер по преодолению угроз религиозно-политического экстремизма.

Теоретическая н практическая значимость исследования состоит в обосновании комплексных подходов к изучению угроз национальной

10 безопасности, связанных с религиозным фактором. Материалы

диссертации могут быть использованы для составления методических и

учебных пособий, преподавания общих лекционных курсов по проблемам

религиозно-политического экстремизма работникам силовых структур,

специалистам органов власти и управления, социологам, политологам и

религиоведам. Результаты исследования могут лечь в основу разработки

системы методов противодействия религиозно-политическому

экстремизму, как в исследованном регионе, так и за его пределами.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений.

Доклады и сообщения по теме исследования были озвучены автором на Всероссийской конференции «Ислам и христианство: на пути к диалогу», (Москва, 24 ноября 2005г.) и на международных конференциях «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество» (Нижний Новгород, 7-9 сентября 2006г.), «Традиционные религии, суверенные демократии и Российская цивилизация», (Москва 22 ноября 2006г.).

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Место и роль религиозного фактора в системе угроз национальной безопасности России

Исходя из этого, деятельность людей, обусловленная их религиозностью, связанная с функциями религии как социального института, может быть определена в качестве «религиозного фактора». В современном религиоведении существует несколько точек зрения, относительно того, что есть религиозный фактор и в чем состоит его специфика. Например, В.Н.Рагузин полагает, что: «Религиозный фактор можно определить как функциональное состояние и характер взаимосвязей и взаимодействия религии и ее компонентов с объектами влияния: обществом, политикой, культурой, государственной властью, нациями и т. п.».1 Близко по смыслу и определение, предлагаемое А.А.Нуруллаевым: «Религиозный фактор есть специфическое обозначение функционирования религии и ее институтов в системе социальных, экономических, политических, национальных и других отношений; все, что относится к религии и ее институтам как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни».2

То есть в качестве религиозного фактора выступает не религия сама по себе, а механизм ее воздействия. В таком случае религиозные институты рассматриваются как субъекты деятельности. Еще одним близким по смыслу, но более узким является понятие «конфессиональный фактор». Автор исследования данного понятия И.Т.Рябова считает, что «конфессиональный фактор представляет собой совокупность специфических черт в сфере религиозного сознания, в образе мыслей и поведении верующих, считающих себя приверженцами

Здесь автор более тесно увязывает понятие «конфессионального фактора» не с религией вообще, а с ее определенной разновидностью, связанной с особым типом культурного и политического сознания. Религиозный фактор формирования политической культуры («особенности развития религиозного сознания нации») автор ставит в один ряд с другими факторами этого процесса: геополитическим положением страны, социальной структурой общества, традициями в политической сфере, спецификой культуры, психологией нации. «Конфессиональный фактор» понимается здесь как . религиозный компонент политической культуры. Последний определяется как «совокупность религиозно-политических воззрений, религиозных идеалов, традиций, религиозно окрашенных ценностей, религиозно-психологических мотивов и побуждений, имеющих значение для поведения человека в политической сфере и благодаря которым религия непосредственно или опосредованно проникает не только в сферу политики, но и в другие сферы общественной жизни».2 Исходя из такого понимания, в настоящее время можно говорить о «христианском факторе», «конфуцианском факторе», «иудейском факторе» и так далее. Действительно, знакомство с современными религиоведческими, культурологическими и политологическими трудами ведущих специалистов обнаруживает частое использование подобных понятий. Как правило, использование словосочетания «религиозный фактор» в научных статьях или очерках не сопровождается отдельным разъяснением смысла названного понятия. Исключением в последние годы становится обращение к понятию «исламский фактор». Это понятие

Например, Милославский Г.В. усматривает специфическую особенность исламского фактора в политике в том, что «он может проявляться одновременно как в группе элементов внешней политики, обусловленных внутренней сущностью государства, так и среди факторов влияния внешней среды. То есть, рассматривая роль «исламского фактора» во внешней политике государства, мы сталкиваемся с двойным влиянием: изнутри, в силу включенности ислама в общественные институты, и снаружи - под воздействием других субъектов международных отношений. Таким образом, рассмотрение понятия «религиозный фактор» подводит нас к анализу его социальной (а не субъективной) обусловленности. Это, в свою очередь, определяет взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «социальный фактор» - «религиозный фактор» - «политический фактор». Понятие «религиозный фактор» указывает не столько на субъективно-личностные аспекты религиозной веры или богословские аспекты вероучения, сколько на внешние, функциональные свойства религии как социального института. Отсюда можно сделать вывод, что «религиозный фактор» - термин, определяющий влияние религии как социального института на иные, нерелигиозные стороны общественной жизни.

Причины возникновения и формы проявления Религиозно-политического экстремизма

Второй по численности традиционной религией в ЮФО является традиционный ислам. Однако на сегодняшний день проблемы, связанные і с религиозно-политическим экстремизмом, касаются не столько форм ислама, характерного для коренного населения южных рубежей России, сколько с проникающими на нашу территорию его инородными формами арабского происхождения. Преподнося себя и свою деятельность в качестве исконных, чистых форм мусульманской веры, эмиссары таких движений представляют собой «глобализацию по-ваххабитски». Она предполагает вытеснение местных форм ислама, складывавшихся веками на, наших территориях и обладающих собственным национально-культурным своеобразием, унифицировано-агрессивными формы тоталитарного контроля и управления.

Ситуация усугубляется тем, что с момента распада Советского Союза именно в ЮФО находятся в том числе и те автономные территории РФ, которые все постперестроечные годы продолжают вооруженную борьбу за отделение от России. Прежде всего, это касается территорий и народов Северного Кавказа.

В состав Южного Федерального округа входят такие субъекты федерации, как Адыгея, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чеченская республика, Дагестан. Большинство населения этих территорий составляют этнические мусульмане. Традиционный ислам на исследуемых территориях представляют сунниты ханафитского и шафиитского мазхабов. С конца XVIII в. на Северном Кавказе получил развитие суфизм в основном накшбандиЙского и кадирийского тарикатов, различные вирды которых стали одной из форм этнической идентичности северокавказских народов. В то же время, у других народов, за исключением Дагестана, религиозное мировоззрение носит синкретический характер, в основе которого сохраняется языческая ментальность с разной степенью влияния христианства и ислама.

В 90-е гг. влияние ислама в республиках Северного Кавказа возросло, мусульманские ценности стали восприниматься как основа возрождения духовности горцев (как и православие у русских). На сегодняшний день в Адыгее зарегистрировано 14 мусульманских общин, в Дагестане - 1200, Ингушетии - 6, Кабардино-Балкарии - 96, Карачаво-Черкесии - 91, Северной Осетии - 17 , в Чечне, по некоторым данным, несколько сот. Мусульманские общины существуют в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области.1

Основой религиозности мусульман названных территорий является традиционный ислам. Религиозное сообщество представляет собою совокупность «традиционно верующих» мусульман, следующих традиционному исламу на бытовом уровне. Также сюда входит административно-управленческий аппарат религиозных организаций - духовные управления мусульман (ДУМ). Местный традиционный ислам явно ослаблен в связи с распадом существовавших в Советском Союзе духовных управлений мусульман, в том числе ДУМ Северного Кавказа и Закавказья. В результате этого процесса только на Северном Кавказе на сегодняшний день насчитывается 7 духовных управлений мусульман: Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, Адыгеи и Краснодарского края, не имеющих единого управленческого центра. Естественно, что и широкие массы верующих больше не имеют общих для них прежде ориентиров.

Кроме того, для различных республик региона традиционный ислам не, Ингушетии и Дагестана (кроме кумыков и ногайцев) - это суннитский ислам шафиитского мазхаба в форме суфийских орденов (тарикатов) накшбендийя и кадирийя. В свою очередь эти тарикаты состоят из дочерних образований, «братств». В Дагестане зарегистрировано 15 мюридских братств, в Чечне и Ингушетии - более 30 вирдовых братств, причем взаимоотношения между некоторыми из них натянуты и даже враждебны. Причины кроются как в идейном разногласии, так й в искусственном порой противопоставлении со стороны властей.

Исламские религиозные организации преобладают в пяти субъектах округа (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР, ЧР). В настоящее время в ЮФО зарегистрирована 961 мусульманская религиозная организация. Однако, их распределение по регионам крайне неравномерно. Более 50% - 597 мусульманских организаций - действует в Республике Дагестан, в Карачаево-Черкесии - 103, Кабардино-Балкарии - 99, Чеченской Республике -29, Адыгее и Ингушетии - по 16-ти, Северной Осетии-Алании -11, Калмыкии - 6.

При этом количество мусульманских организаций по сравнению с иными конфессиями растет наиболее интенсивно. Наибольшее развитие мусульманских объединений мы наблюдаем в республике Дагестан (РД). Так, по данным Комитета Правительства РД по делам религий к середине 2005 года в республике действуют Духовное Управление мусульман Дагестана , 1766 мечетей, из которых 1107 джума-мечетей, 621 квартальных мечетей и 38 молитвенных домов с 2400 имамами, будунами и муэдзинами. Еще одна специфика религиозной ситуации в РД -большое количество верующих, совершающих паломничество, умра и хадж. За последние 15 лет более 110 000 дагестанцев совершили хадж и умра, что составляет около 70% от числа россиян, совершивших паломничество с 1989 года. По числу своих последователей ислам занимал и занимает в Дагестане первое место,1

Основная масса коренного населения республики исповедует ислам суннитского направления. Его исповедуют аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы, ногайцы, татары. Почти все народы Дагестана придерживаются шафиитского мазхаба. Ногайцы, татары и часть кумыков (в Бабаюртовском районе) придерживаются ханафитского мазхаба. Общая численность единоверцев-суннитов составляет около 87% населения Дагестана.

Пути преодоления религиозно-политических угроз национальной безопасности в Южном Федеральном округе

Фактически такая работа уже начата и активно ведется на территории Южного Федерального округа. Так, в 2004 году сотрудниками Росрегистрации на юге России было проведено более 1100 проверок общественных и религиозных организаций, в адрес которых были вынесены 3900 предупреждений о нарушениях. По сообщению отдела по координации и контролю деятельности ТО Росрегистрации, 1 октября 2005 г. на территории ЮФО действовали более 17 тыс. общественных объединений, 3372 религиозных организации и 410 региональных отделения политических партий.1

В 2005 году суд удовлетворил уже 309 исковых заявлений Федеральной Регистрационной службы о ликвидации общественных объединений в ЮФО. Надо отметить, что в 2005 году на территории ЮФО не было зафиксировано случаев проявления экстремистской деятельности религиозных организаций. Согласно данным отдела по координации и контролю деятельности территориальных органов Росрегистрации, в судебном порядке были ликвидированы 6 региональных отделений политических партий и. 4 религиозные организации. Всего за 12 мес. 2005 года ТО Росрегистрации направили в судебные органы ЮФО 586 исковых заявлений о приостановлении деятельности и ликвидации. Из них 488 - в отношении общественных организаций, 59 - религиозных объединений, 39 - региональных отделений политических партий. Наибольшее количество исков о ликвидации направлено в судебные органы Астраханской и Волгоградской областей. Кроме того, в январе-сентябре 2005 г. территориальные органы Росрегистрации провели 1162 проверок деятельности общественных и религиозных объединений, в результате

Наибольшее количество нарушений выявлено в Ростовской, и Волгоградской областях, а также в Краснодарском крае. Проведено 98 проверок региональных отделений политических партий. По результатам проверок вынесено 141 предупреждение, составлено 9 протоколов. Так, по данным на начало 2006г. на территории Южного федерального округа действуют более 3300 религиозных организаций. В указанном году в судебные органы юга России территориальными органами Росрегистрации было направлено 586 исковых заявлений о приостановлении деятельности и ликвидации, из которых 59 исков касались религиозных организаций. При этом в судебном порядке ликвидированы четыре религиозные организации экстремистской направленности (из них две в Дагестане).

Однако наибольшую обеспокоенность на сегодняшний день вызывают действия незарегистрированных общественных и религиозных объединений. Так, только в относительно благополучном Краснодарском крае, по данным органов местного самоуправления, действуют свыше 70 религиозных групп, цели которых пока не выяснены. В связи с таким положением вещей актуальной остается задача усиления оперативной работы по своевременному выявлению и нейтрализации экстремисткой деятельности религиозных групп и организаций;

Ограничение экспансии зарубежных экстремистских и террористических организаций путем судебных запретов может быть эффективным только при условии постоянной работы государства по контролю над состоянием дел в данной сфере. Сегодня такого рода контроль осуществляется силовыми структурами, прокуратурой, органами внутренних дел. Но не менее эффективным может стать участие в этой деятельности населения, прежде всего представителей традиционных для государства конфессий. Прозрачность ситуации не ущемляет прав существования тех объединений, которые не имеют в своей деятельности признаков экстремизма. Даже самая эффективная работа правоохранительных и силовых структур предполагает только лишь устранение уже существующих экстремистских проявлений, но сравнительно мало влияет на причины, их порождающие.

Одним из методов такого рода работы может стать централизация Духовных Управлений Мусульман в республиках, регионах, на общероссийском уровне. Фактически такая реструктуризация уже началась. Сложнее дело обстоит в отношении новых религиозных движений. Уже много лет специалисты говорят о необходимости создания государственных Центров по исследованию современной религиозной ситуации в России и регионах, необходимости постоянно обновляющегося банка данных о новых религиозных движениях, мониторингах ситуации. Но этого не происходит. Поэтому в данной сфере скрытые угрозы продолжают оставаться источником возможных проявлений экстремистского и террористического характера. Следовательно, одним из эффективных путей противодействия религиозно-политическим экстремистам может стать создание специальных Информационно-аналитических центров. Содержанием деятельности таких центров могли бы стать: -мониторинг, анализ и прогнозирование конфликтных ситуаций, террористических и экстремистских проявлений на местах; -изучение импортированной религиозной и этнокультурной активности; -разработка и координация проектов, направленных как на противодействие религиозно-политическому экстремизму, терроризму, так и деструктивному размыванию этнокультурного ландшафта региона; -разработка программ по социализации участников и активистов исследуемых движений, по восстановлению традиционной общероссийской гражданской идентичности; -изучение человеческих ресурсов, в том числе исследование. и прогнозирование религиозного и этнокультурного факторов в миграционных процессах, форм социокультурной адаптации мигрантов и так далее; -изучение зарубежного опыта (в том числе американского и европейского) законодательного и иного противодействия религиозно-политическому экстремизму.

Похожие диссертации на Религиозный фактор и национальная безопасность России