Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Топилина Наталья Викторовна

Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России
<
Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Топилина Наталья Викторовна. Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Топилина Наталья Викторовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/110

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические проблемы исследования религиозного поиска 17

1.1. Религиозный поиск: опыт содержательного анализа и определения 17

1.2. Психологические и социокультурные детерминанты религиозного поиска 38

ГЛАВА 2. Религиозность молодёжи как предмет научного исследования 58

2.1. Исследования проблемы религиозности молодёжи: история и современность 58

2.2. Влияние ценностей постсоветской молодёжи на направления её религиозного поиска 79

ГЛАВА 3. Основные векторы религиозного поиска молодёжи в постсоветской России 108

3.1. Динамика распространения религиозных конфессий и религиозный поиск молодёжи 108

3.2. Русская Православная Церковь в информационном пространстве постсоветской России 129

Заключение 143

Литература 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Религиозная ситуация в современной России, характеризующаяся увеличением количества религиозных организаций, представляющих нетрадиционные для нашей страны религии, обострила внимание к особенностям религиозного самоопределения молодых россиян, поскольку именно с молодёжью, занимающей ключевое место в системе общественного воспроизводства, связаны перспективы развития российской культуры и российского общества в целом.

Размышляя о будущем цивилизации в одной из своих работ, академик В.С. Стёпин отмечает жизненную важность для конкретного общества бережного сохранения «мировоззренческих универсалий», которые «организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни». Именно «мировоззренческие универсалии», по убеждению учёного, формируя целостный образ человеческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры, определяют те фрагменты из непрерывно обновляемого социального опыта, которые должны попасть в поток трансляции и передаться новому поколению.

Вместе с тем, очевидно, что механизм подобной трансляции в современной России не сформирован. Данное обстоятельство проявляется, в частности, в тревожном звучании темы религиозного самоопределения постсоветской молодёжи. Религиозный поиск молодых россиян, за которым стоит личная позиция индивида, отвергающего по тем или иным причинам религиозную традицию, приобретает в настоящее время массовый характер.

В этой ситуации проблема религиозного самоопределения молодёжи состоит отнюдь не в дилемме, разделяющей религиозное и светское мировоззрение, а в увеличении численности молодых россиян, принимающих участие в деятельности нетрадиционных религиозных культов и сект.

Необходимо отметить, что исследование религиозности молодёжи осуществлялось специалистами из разных областей социально-гуманитарного знания: психологии, социологии, культурологии. Однако исследование религиозного поиска как активных, самостоятельных усилий индивида, направленных на обнаружение им религиозного знания, воспринимаемого как истинное, в контексте специальных научных дисциплин носит фрагментарный характер и не даёт возможности осмыслить данный феномен как целостное явление.

Отсутствие исследований, в которых религиозный поиск молодёжи является предметом специального рассмотрения, обусловливает актуальность анализа данной проблемы в контексте религиоведения.

Степень разработанности проблемы.

Анализ современной религиоведческой литературы даёт основания утверждать, что предметом целенаправленного изучения пока не стало не только понятие «религиозный поиск молодёжи», но и вообще понятие «религиозный поиск».

Содержание понятия «религиозный поиск» представлено у современных авторов весьма широкой палитрой смыслов. В субстанциональном аспекте понятие «религиозный поиск» может означать «создание объединений верующих за рамками религиозной традиции» (О.В. Чепурная) и «дискуссии общественности об идеальной религии будущего» (А.А. Авраменко), а в функциональном аспекте - «поиск религиозной идентичности» (А.В. Посадский), «мировоззренческий поиск» (Г.С. Широкалова). В то же время одни авторы рассматривают коллективные формы религиозного поиска, а другие - индивидуальные. К коллективным формам религиозного поиска относят «независимые религиозные объединения» (О.В. Чепурная) и «общественные течения» (А.Т. Павлов), а к индивидуальным - личностные усилия и «глубокую индивидуализацию религиозных смыслов» (А.В. Посадский).

Исследование особенностей религиозного поиска молодежи в постсоветской России делает необходимым в первую очередь анализ сущности индивидуального религиозного поиска, уяснение его детерминант, что напрямую связано с выявлением места религиозного поиска в контексте развития личности, определением факторов, влияющих на мотивацию религиозного поиска молодых людей в отличие от мотивации представителей старших поколений.

К периодизации религиозного развития индивида обращались многие отечественные и западные исследователи: В.Р. Букин, В.В.Зеньковский, М.Ф. Калашников, М.М. Манасеина, Д.М. Угринович, А. Верготте, М. Вэдсворт, Е. Озорак, С. Фриман, Е. Хармс. Показательно, что, несмотря на выявление определённых различий в характеристике детской религиозности, напрямую связанных с религиозностью или безрелигиозностью окружающей ребёнка среды, отечественные и западные исследователи приходят к одинаковым результатам относительно характера восприятия религии в юношеском возрасте. В этом возрасте, по мнению исследователей, индивид наиболее подвержен религиозным конверсиям в виде смены веры, осознания себя не принадлежащим ни к одной конфессии.

Представления о «проблемном», «неустойчивом», «незрелом» характере социального поведения подрастающего поколения, обусловленном психофизиологическими особенностями юношеского возраста, надолго закрепили за молодёжью статус пассивного объекта, нуждающегося в корректировке его мировоззренческих позиций с помощью внешних воздействий, в том числе со стороны религиозных организаций.

Рассмотрение форм поведения молодёжи только с точки зрения особенностей психофизиологического развития юношеского возраста нельзя назвать перспективным. На практике вред от данного подхода проявляется в формировании одностороннего представления о молодёжи как социально незрелой части общества, что создаёт предпосылки для всевозможных злоупотреблений и дискриминации молодых людей. В теоретической плоскости восприятие молодёжи с её неустойчивым мировоззрением исключительно как объекта любого воздействия ведёт к утрате связи с конкретными эмпирическими данными, свидетельствующими о безусловной зависимости направлений религиозного поиска от субъективных предпочтений молодых россиян.

Следовательно, ответить на вопросы, связанные с особенностями религиозного поиска постсоветской молодёжи можно только отказавшись от устаревших методологических установок, рассматривавших молодёжь как объект воспитательного, социального, религиозного воздействий без учёта субъектной позиции самой молодёжи. Однако данная проблематика недостаточно разработана в исследованиях религиозности молодёжи.

Исторически интерес к религиозности молодежи был связан с необходимостью решения задач педагогической практики Нового времени. В трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци возникло отношение к религиозному воспитанию как неотъемлемой части системокомплекса формирования личности.

Глубокие и продуктивные идеи по православному воспитанию, основанному на «процессе живого нравственного возрастания человека ко Христу», были сформулированы в трудах таких отечественных авторов ХIХ века как П.Ф. Каптерев, М.М. Манасеина, В.И. Несмелов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.П. Храповицкий, П.Д. Юркевич, И.Л. Янышев.

Несмотря на гуманистический подход к воспитанию, предполагавший всестороннее раскрытие потенциала воспитанника, сам ребёнок (подросток, юноша) рассматривался в дореволюционных исследованиях как объект воспитательного и религиозного воздействия. Самостоятельность данного «объекта» оказывалась весьма ограниченной набором предложенных ему взрослыми альтернатив. При этом, безусловно, подразумевалось, что выбор должен осуществляться между верой и неверием, но не между различными вероучениями.

Изучение особенностей религиозности молодёжи в советский период было подчинено глобальным задачам воспитания «будущего строителя коммунизма», общественного строя, который его идеологам представлялся несовместимым с «религиозными пережитками».

Проблема религиозных верований молодёжи стала предметом рассмотрения советских исследователей: В.К. Арсенкина, Р.Г. Балтанова, А.И. Будова, П.С. Гуревича, В.Д. Кобецкого, Н.Т. Литвиненко, С.Ш. Муслимова, А.С. Онищенко, М.Г. Писманика, И.Н. Яблокова.

До сих пор наиболее содержательными и аргументированными остаются работы по психологии молодых верующих, написанные советскими авторами В.Р. Букиным, И.А. Галицкой, Ю.С. Гуровым, М.Ф. Калашниковым, В.А. Сапрыкиным, Д.М. Угриновичем, Г.М. Филистом.

Специфика исследования религиозности молодежи в советский период заключалась в том, что молодёжь рассматривалась исключительно в качестве объекта воздействия «церковников и сектантов».

Несмотря на глубокую идеологизированность общественных наук в СССР, нельзя не признать за советскими религиоведами заслугу кропотливых, систематических усилий, координировавшихся едиными центрами и предпринимавшихся в масштабах всей страны. В результате был накоплен богатый массив эмпирических данных, свидетельствовавших о религиозности советского общества, в том числе молодёжи, которые сегодня могут и должны быть по-новому переосмыслены.

В работах таких позднесоветских исследователей как К.А. Ажыбекова, В.К. Арсенкин проступают черты нового подхода к религиозности молодёжи: молодой человек рассматривался этими авторами уже не только как объект, но и субъект в вопросах религиозной веры.

К сожалению, не все наработки предшественников оказались востребованы постсоветскими исследователями религиозности молодёжи. Говорить о системном и комплексном подходе к изучению этой проблемы сегодня пока не приходится.

Задачу научного осмысления феномена юношеской религиозности в современном российском религиоведении в значительной степени осложняет то обстоятельство, что эмпирические исследования религиозной ситуации в России проводятся на фоне острой дискуссии, вызванной необходимостью выработки новой методики определения уровня религиозности, приобретающей всё чаще нетрадиционный внеконфессиональный характер, а потому не подпадающей под универсальные схемы. Существующие подходы, представленные работами таких авторов как Ю.А. Гаврилов, К. Каариайнен, С.Д. Лебедев, М.П. Мчедлов, Ю.Ю. Синелина, Д.Е. Фурман, А.Г. Шевченко, Г.С. Широкалова, дают разрозненные, разноплановые результаты, что затрудняет возможность их сопоставления.

В работах С.Н. Волкова, И.В. Журавлёвой, А.М. Капалина, В.Г. Немировского, З.И. Пейковой, П.А. Старикова, Д.В. Щирина, В.В. Юдина поднимаются вопросы об особенностях религиозных представлений у молодых верующих современной России. Однако в целом роль социально-психологических характеристик постсоветской молодёжи в возникновении и укреплении её религиозности изучена мало.

Крайне немногочисленны исследования, направленные на выяснение соотношения религиозности молодёжи с векторами социально-экономического развития современного общества, в частности, с информатизацией, глобализацией, а также с особенностями социального статуса религии в начале ХХI века. Следует отметить исследования Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, которые последовательно отстаивают необходимость учёта социокультурных факторов в формировании мотивов обращения современной российской молодёжи к нетрадиционным религиям. Работы В.А. Авксентьева, И.О. Бабкина, В.П. Баранникова, А.Ю. Егорова, Л.Ф. Матрониной, М.П. Мчедлова, А.Г. Сафронова, А.Ю. Хоца затрагивают данный аспект религиозной ситуации в постсоветской России лишь частично.

Исследования, касающиеся религиозной социализации подрастающего поколения, практически не учитывают права воспитанника на свободу совести. Заслуживает упоминания интересно и плодотворно работающий в этом направлении В.Г. Безрогов. Однако в целом это исследовательское направление только формируется.

Первые шаги сделаны и на пути осмысления роли средств массовой информации в формировании представлений о религии и религиозных конфессиях у молодых россиян. Необходимость разработки данного вопроса связана с ослаблением влияния на молодёжь традиционных институтов и возрастанием роли новых институтов социализации, к которым в первую очередь относятся СМИ и Интернет. Проблемы неадекватного раскрытия в российских СМИ и Рунете православной тематики касаются в своих исследованиях В.Н. Виглянский, А.А. Космарский, Н. А. Митрохин, О.В. Коновалова, С.В. Рассказов, Е.С. Яхонтова. Тем не менее, вопросы о характере влияния разнообразных СМИ на формирование у современной российской молодёжи представлений о православии и РПЦ, остаются недостаточно изученными.

Таким образом, анализ степени разработанности рассматриваемой проблемы определил необходимость диссертационного исследования, целью которого является уяснение особенностей религиозного поиска постсоветской молодёжи, его детерминант и направленности на основе субъектного подхода к молодёжи как автору своего религиозного выбора.

Объект исследования: религиозный поиск постсоветской молодёжи.

Предмет исследования: детерминанты и основные направления религиозного поиска постсоветской молодёжи.

Гипотеза исследования: религиозный поиск молодёжи – это процесс поиска индивидом религиозного знания, понимаемого им как истинное, обусловленный, с одной стороны, индивидуальными особенностями и личностными потребностями молодого человека, а с другой - социокультурными факторами, определяющими основные векторы формирования этих потребностей.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- сформулировать понятие религиозного поиска;

- определить пути установления индивидом истинности религиозного знания, содержащегося в том или ином религиозном комплексе;

- выявить место религиозного поиска в контексте развития личности;

- эксплицировать методологическую значимость установки, ориентирующей на понимание молодёжи как субъекта религиозного поиска;

- установить взаимосвязь ценностно-целевых установок постсоветской молодёжи с особенностями её религиозного поиска;

- определить основные векторы религиозного поиска молодёжи в постсоветской России;

- выявить роль СМИ в формировании у современных молодых россиян представлений о традиционной для России религии - православии.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования:

Предмет исследования, определённый как детерминанты и основные направления религиозного поиска постсоветской молодёжи, и сформулированные выше задачи исследования, предполагают использование методологии, позволяющей осмыслить различные грани взаимосвязи в процессе религиозного поиска индивидуальных особенностей личности и социокультурных факторов. Исходными методологическими принципами исследования являются диалектические принципы историзма, объективности и всесторонности рассмотрения, а также антропологический, аксиологический и компаративистский подходы.

В ходе исследования применялся анализ законодательных и других нормативно-правовых актов, сведений о государственной регистрации религиозных организаций в Российской Федерации, данных Интернет-статистики, эмпирических данных, полученных различными исследователями, результатов специально проведённого в январе 2008 г. опроса студентов ФГОУ СПО «Волгодонский политехнический техникум».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- дано определение религиозного поиска;

- выявлены основные пути установления индивидом истинности религиозного знания;

- определено место религиозного поиска в контексте развития личности;

- эксплицирована методологическая значимость установки, ориентирующей на понимание молодёжи как субъекта религиозного поиска;

- установлена связь религиозного поиска молодёжи с актуальными проблемами интеграции молодого поколения в социум;

- проанализирована степень соответствия данных официальной статистики, свидетельствующих о динамике религиозных конфессий в постсоветской России, с показателями субъективных религиозных предпочтений молодых россиян;

- выявлены факторы, снижающие эффективность влияния СМИ на формирование у современных молодых россиян представлений о традиционной для России религии – православии.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Религиозный поиск – это поиск индивидом сакрального знания, ценность которого определяется им через решение проблемы оправданности, надежности и истинности знания, содержащегося в том или ином религиозном учении. При этом истинным религиозное знание признаётся индивидом только в том случае, если оно отвечает личностным смыслам субъекта религиозного поиска. Таким образом, религиозный поиск – это процесс, предшествующий акту обращения, обретения доверия к тому или иному сакральному знанию.

2. Установление истинности религиозного знания может осуществляться индивидом различными путями, представляющими собой своеобразные жизненные стратегии, обусловленные личностными характеристиками субъекта и социокультурным контекстом религиозного поиска: посредством интеллектуальных усилий, предполагающих сравнительное изучение различных религиозных доктрин и рефлексию собственных переживаний, связанных с наложением субъективных смыслов на смыслы той или иной религии; через собственный религиозный опыт; на основе идентификации индивида с религиозной общностью, выступающей транслятором религиозного знания.

3. Вербализации цели и программы религиозного поиска предшествует ситуация фрустрации, обусловленная неудовлетворенностью индивида прежним способом решения экзистенциальных проблем. Подобные состояния могут быть связаны с возрастными кризисами и экстраординарными жизненными ситуациями, что особенно характерно для юности, когда молодой человек испытывает потребность в мировоззренческом самоопределении и социальном включении, а потому является наиболее уязвимым с точки зрения кризисных состояний.

4. Уяснение сущности религиозного поиска молодежи предполагает методологическую установку, побуждающую рассматривать молодого человека не как пассивный объект воздействия со стороны различных религиозных организаций, а как активный субъект религиозных исканий. Поэтому под религиозным поиском молодёжи может подразумеваться только личностно-свободный и осмысленный выбор молодым человеком своей позиции в религиозной сфере, а не манипулирование его сознанием представителями различных религиозных объединений.

5. Ценностно-целевые установки постсоветской молодёжи определяют основные особенности её религиозного поиска: высокий уровень материальных притязаний обусловливает прагматизм в подходе к выбору религиозного вероучения, способного дать знание для достижения успеха и благополучия в земной жизни; установка на деидеологизацию и плюрализм оборачивается экспериментами с различными религиозными практиками, периодической сменой вероисповеданий и, соответственно, религиозных организаций, либо участием в деятельности сразу нескольких церквей, сект, деноминаций.

6. Специфика религиозного поиска молодежи в постсоветской России состоит в том, что, в условиях религиозного плюрализма, характерного для современной российской культуры, поиск – это проблема выбора собственной позиции в религиозной сфере. Основными векторами религиозного выбора молодежи в постсоветской России является обращение молодого человека либо к традиционной для российской культуры религии – православию, либо к находящим все большее распространение в современной России протестантизму и НРД, либо к религиозному индивидуализму, основанному на синкретическом смешении отрывков из различных религиозных доктрин.

7. В посткоммунистический период РПЦ в значительной степени стремится устранить свою дистанцированность от общества и молодежи, что выражается, в частности, в активизации ее издательской деятельности, в православной проповеди на телевидении и в Интернете. Вместе с тем влияние РПЦ на религиозный поиск молодежи в современной России через СМИ является ограниченным в силу следующих причин:

- православные издания мало доступны для широкого круга молодежи, с ними можно познакомиться лишь в церковных библиотеках;

- слабые контакты благочиний со светскими изданиями на местах, отсутствие у подавляющего числа православных священников опыта, необходимого для развития церковной периодической печати, являются благоприятным фоном для распространения в светских СМИ поверхностных и зачастую искажающих православное вероучение материалов;

- потенциал православных телепрограмм снижается тем, что немногочисленные православные передачи часто ставятся в трансляционную сетку между передачами, пропагандирующими откровенно антихристианские ценности;

- провинциальная молодёжь, в силу невысокого материального уровня жизни и малодоступности в российской глубинке мультимедийных систем, весьма далека от православной проповеди на каналах кабельного телевидения и в пространстве Интернета.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

Результаты исследования могут быть использованы для расширения проблемного поля исследования религиозного сознания, для лучшего постижения особенностей религиозного поиска личности, для уточнения теоретико-методологических основ философского осмысления религиозных исканий молодёжи как активного субъекта общественной жизни.

Теоретические обобщения и практические рекомендации могут использоваться органами государственной власти, местного самоуправления, педагогического сообщества при разработке и корректировке молодёжной политики, при организации воспитательных и иных мероприятий для молодёжи, связанных с задачами оптимизации религиозного самоопределения молодых россиян. Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами культуры, духовности, формирования общественного мнения молодёжи по вопросам религии и религиозной веры.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном курсе «Религиоведение», спецкурсах «Духовная культура российского общества в условиях глобализации», «Религиозный поиск личности в эпоху постмодерна».

Апробация исследования:

Основные идеи диссертации обсуждались на 3 научных конференциях:

«Евразийство: философия, история, политика» (Ростов-на-Дону, 2006), «Философские проблемы глобализации: общество, культура, право» (Ростов-на-Дону, 2007), «Истина и диалог» (Санкт-Петербург, 2008).

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 6 публикациях, общим объёмом 3,2 п.л.

Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, трёх глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии (238 наименования). Общий объём работы составляет 168 страниц машинописного текста.

Религиозный поиск: опыт содержательного анализа и определения

Уравнивание СИ. Ожеговым в значении двух слов - «искать» и «стремление» - приобретает для нашего исследования важную смысловую нагрузку, поскольку «стремление» как «настойчивое, сильное желание чего-нибудь добиться чтогнибудь осуществить» выступает отличительной характеристикой всякого поиска: поиск — это не просто действия, но осмысленные, целенаправленные усилия действующего субъекта1.

Таким образом, приступая к определению «религиозного поиска», мы должны иметь в виду, что поиск сам по себе, во-первых, отражает процессуальную сторону (в отличие от качественной определённости) какого-либо явления. Во-вторых, поиск основан на личной заинтересованности, поэтому он невозможен вне активной, осмысленной, самостоятельной позиции субъекта. В-третьих, поиск - это целенаправленные усилия, предполагающие селекцию, отказ, скептицизм по отношению к другим «не подходящим» для данного субъекта позициям. Субъект, ведущий поиск, тем и отличается от пассивного реципиента объективных фактов, что берёт на себя инициативу отказаться от того, что дано, имеется в наличии.

Понятие «поиск» по своему значению может быть соотнесено с философским термином «интенция», под которым принято понимать намерение, цель, направленность сознания, мышления на какой-нибудь предмет, а иногда — некоторую форму бытия, взятую в определённом отношении. В психологии и социологии «поиск» приближается по значению к понятию «идентификация», что в самом широком смысле означает процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом.

Опираясь на представленное выше понимание поиска в широком смысле этого слова, мы можем дать предварительное определение религиозного поиска как активных, самостоятельных усилий индивида, направленных на обнаружение религии, сознательный выбор которой происходит в результате «селекции», отказа от других религиозных учений, не согласующихся с субъективными смыслами данной личности.

Между тем, анализ современной религиоведческой литературы даёт основания утверждать, что понятие «религиозный поиск» не стало предметом целенаправленного изучения. Выражение «религиозный поиск» используется многими авторами мимоходом в контексте размышлений об особенностях религиозной веры тех или иных групп верующих как весьма расплывчатое определение.

Так в Русском гуманитарном энциклопедическом словаре в статье «Богоискательство», сообщающей о множестве оттенков одноимённого религиозно-философского течения, возникшего в России в конце ХГХ века в среде либеральной интеллигенции, звучит вывод: «При всей условности термин «богоискательство» фиксирует единственно общее между всеми его адептами - радение о Боге и при этом неудовлетворённость традиционным православием»1.

О.В. Чепурная, исследуя всплеск интереса к религии среди молодых советских интеллектуалов в хрущевское время, приходит к выводу, что «независимые религиозные объединения в позднесоветский период, оппозиционные существующей власти и традиционным религиозным институтам, появились как результат и организационное оформление индивидуальных религиозных поисков» [211].

Г.С. Широкалова, обращающая в своём исследовании внимание на факты вытеснения в современной России этногенетического православия протестантизмом, констатирует, что «идентификация себя с православием не является для российской молодежи границей, за которой она не ведет религиозный и мировоззренческий поиск» [217, С.88].

А.В. Посадский, анализируя религиозную жизнь студенческой молодёжи современной России в контексте обсуждения вопроса о необходимости «последовательного развития в стране православного духовного просвещения», отмечает, что студенческая молодёжь «находится в состоянии интенсивного религиозного поиска», под которым исследователь понимает «глубокую индивидуализацию религиозных смыслов и переживаний», «поиски собственной религиозной идентичности» [153].

А.А. Авраменко «религиозными поисками» называет дискуссии общественности г. Калуги («в первую очередь городской элиты» в лице философов, местных экспертов по делам религий и сект, самих представителей религий и сект — Н.Т.) по вопросу о понятии «идеальной религии» [12, С.94].

Приведённые высказывания позволяют увидеть, какую широкую палитру смыслов приобретает данное понятие у разных исследователей.

Понятие «религиозный поиск» используется и в субстанциональном и в функциональном значениях. В субстанциональном аспекте понятие «религиозный поиск» может означать «создание объединений верующих за рамками религиозной традиции» [211] и «дискуссии общественности об идеальной религии будущего» [12], а в функциональном аспекте - «поиск религиозной идентичности» [153], «мировоззренческий поиск» [217]. В то же время одни авторы рассматривают коллективные формы религиозного поиска, а другие индивидуальные. К коллективным формам религиозного поиска относят «независимые религиозные объединения» [211] и «общественные течения» [138], а к индивидуальным - личностные усилия и «глубокую индивидуализацию религиозных смыслов» [153].

Очевидно, что за любой коллективной формой религиозного поиска стоит выбор конкретного индивида. В то же время, учитывая то обстоятельство, что любой коллектив, даже объединённый религиозными мотивами, живёт по законам социальной общности, которая выступает самостоятельным субъектом исторического и социального взаимодействия, естественно предположить, что интересы индивида в нём нивелируются под влиянием необходимости единообразных действий. Поэтому, не отрицая важности самостоятельного исследования коллективных форм религиозного поиска, основное внимание в диссертационном исследовании мы отводим уяснению сущности индивидуального религиозного поиска.

Поливариативность в подходах исследователей к употреблению понятия «религиозный поиск», является отражением сложности самого определения религии, что в свою очередь связано со сложной структурой и неисчерпаемым многообразием религиозного феномена.

Исследования проблемы религиозности молодёжи: история и современность

После уяснения сути религиозного поиска и причин его обуславливающих, необходимо перейти к анализу особенностей религиозного поиска молодёжи, а для этого, в первую очередь, понадобится чёткое представление о содержании самого понятия «молодёжь».

Философско-антропологический подход к определению понятия «молодёжь» принципиально отличается от медицинской и психологической трактовки молодёжного (юношеского) возраста, обусловленного конкретным отрезком времени в процессе психофизиологического развития индивида. Специфика определения молодёжи в контексте философского исследования состоит в том, что под «молодежью» понимается статус субъекта общественных отношений, приобретаемый индивидом в определённом возрасте.

В этой связи актуальным является определение границ «молодёжного» периода. Советские исследователи религиозности молодёжи весьма широко трактовали рамки этого возраста: В.Р. Букин — от рождения до 27 лет [38, С.60], Ю.С. Гуров - от 7-13 до 20-29 лет [57, С.13], М.Ф. Калашников - от 5 до 25 лет [81, С. 15]. Период детства включали в хронологические рамки молодёжного возраста и другие исследователи советской поры: К.А. Ажыбекова [17], И.А. Галицкая [46], В.Д. Кобецкий [93], И.А. Малахова [114]. Во многих советских исследованиях синонимами понятия «молодёжь» выступали словосочетания «молодые люди», «молодые верующие», «учащиеся школ», «юноши и девушки», при одновременном отсутствии ссылок на какой-либо конкретный возраст: В.К. Арсенкин [18], Р.Г. Балтанов [21], С.Ш. Муслимов [122], В.А. Сапрыкин [169]. Нет единства по вопросу о границах молодёжного возраста и.в работах современных исследователей религиозности молодёжи. Это хорошо видно при анализе тех возрастных границ, которыми они ограничивают выбор респондентов для социологических опросов: - В диссертационном исследовании мы придерживаемся точки зрения законодателя на вопрос определения молодёжного возраста, поскольку в действующем законодательстве отражается позиция государства по отношению к молодёжи как субъекту общественной жизни, а также оценка государством реальных проблем, которые существуют в жизнедеятельности современной молодёжи и практике взаимодействия с молодёжью в определённом возрастном диапазоне. Законодательство Российской Федерации устанавливает возраст молодого человека в границах от 14 до 30 лет [3]. Следовательно, государство связывает «молодёжные» проблемы не только с периодом становления личностного самосознания, но и активной адаптации, интеграции молодого человека в социальную действительность. Моментом, когда молодой человек, по словам В. Маркиевича, «допускается к участию в жизни мира взрослых» [цит. по: 104, С.281], считается обретение гражданином Российской Федерации полной юридической дееспо собности в возрасте 18 лет1. Именно этот момент знаменует для молодого россиянина обретение независимости от былых ограничений детства и воз можность стать подлинным субъектом общественных отношений. В настоящее время молодежь рассматривается как большая социально- демографическая группа со своими специфическими интересами и ценностями, особенности которых определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества". Важнейшей характеристикой молодёжи как социально-демографической группы выступает её субъектность. Общее мнение по этому поводу, сложившееся среди современных исследователей молодёжных проблем, заключается в том, что молодёжь субъектна функционально, в соответствии с функциями, возложенными на неё обществом - репродуктивной, трансляционной и инновационной [50, С.64]. В философском плане субъектность выступает как условие осуществления человеческого способа бытия, когда бытие не противостоит человеку как объект субъекту, а включает в себя человека как внутреннюю необходимость своего существования и развития. Основной характеристикой субъектности как одного из проявлений субъектной природы и общественной сущности человека является активность. Субъект — это, прежде всего, носитель активности; тот, кто продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности. Личность-субъект одновременно осуществляет ту или иную деятельность и формируется в ней. Выделение сущностной характеристики молодёжи — её субъектности — в контексте диссертационного исследования играет фундаментальную роль. Выполняя функцию носителя инициативы как субъективно возможной и общественно значимой основы собственного существования, молодёжь применяет собственную инициативу в качестве способа взаимодействия с социальной действительностью. В социальном плане молодёжь как субъект — автор, в контексте нашего исследования - автор религиозного выбора. Однако принятие молодого человека в качестве субъекта взаимодействия происходит в современной практике работы с молодёжью болезненно.

Патернализм и опекающее отношение к молодёжи по традиции находят опору в представлениях о «проблемном», «неустойчивом», «незрелом» характере социального поведения подрастающего поколения, обусловленном психофизиологическими особенностями юношеского возраста. Данный подход проявляется в целой массе явлений современной педагогической практики, государственной молодёжной политики, и как следствие в моделях постановки задач исследования всего комплекса молодёжных проблем, в том числе религиозного самоопределения молодёжи.

Безусловно, учёт психофизиологических особенностей юношеского возраста необходим для восстановления картины мотивации поведения молодых людей. Как справедливо отмечает И.С. Кон, «проблемы 18-23-летних ретроспективно бросают дополнительный свет на юношескую психологию» [97, С.68].

Влияние ценностей постсоветской молодёжи на направления её религиозного поиска

Определение особенностей религиозного поиска молодёжи в постсоветской России невозможно вне уяснения специфики этого поиска по сравнению с религиозным поиском представителей иных возрастных категорий. Ключевым методом в решении этой задачи должен стать учёт общественного положения молодёжи и общественных условий, в которых происходит её религиозный поиск. В данном случае речь идёт не просто о социальном контексте, а о специфических условиях жизни молодёжи, отличающихся от условий жизни взрослых и детей, иначе говоря, об особенностях общественного положения современной российской молодёжи, в условиях которого проходит социализация молодых россиян.

Большое значение для определения особенностей религиозного поиска современной российской молодёжи имеет анализ показателей религиозности молодых верующих россиян в сравнении с данными о религиозности людей старших поколений. Понятие «религиозность», согласно точке зрения Д.М. Угриновича, характеризует соотнесенность религии с определенным социальным субъектом, представляя отношение к религии как комплексную качественную характеристику последнего [193, С. 127]. Именно сравнение показателей религиозности, с нашей точки зрения, проливает свет на степень востребованности религии представителями различных возрастных групп.

Нужно заметить, что социометрический подход, предполагающий учёт статусной позиции различных возрастных категорий в обществе, является основой большинства социологических исследований. Некоторые авторы не ограничиваются выделением в исследовательском поле общего интервала молодёжного возраста, но выделяют в нём под-периоды [125; 177; 217], что, безусловно, увеличивает шансы на проведение более адекватной интерпретации полученных результатов.

Для анализа особенностей религиозности постсоветской молодёжи нами были использованы результаты социологических исследований, которые проводились в стране за последние 10 лет. Основу эмпирической базы составили материалы, опубликованные в журналах «Социологические исследования», «Социально-гуманитарные знания», «Вопросы философии», а также материалы, представленные различными научно-исследовательскими коллективами в сети Интернет.

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на дискуссионный характер вопроса о критериях религиозности современных россиян, все исследования, по какой бы методике они не проводились, дают схожие результаты, выраженные в более высоких показателях религиозности среди молодёжи, чем среди старших поколений.

Этот вывод содержится уже в одном из первых масштабных социологических исследований религиозности населения постсоветской России, проведённом в 1992-1996 гг. К. Каариайненом и Д.Фурманом. Данное исследование показало, что лиц 18-29 лет среди респондентов, идентифицирующих себя как верующих, больше, чем в следующей возрастной категории 29-39лет: 18% и 16% соответственно [80, С.41].

Исследователь динамики духовных ценностей молодёжи на протяжении десяти лет (1993-2003 гг.) в Автономной Республике Крым Т.В. Хриенко, выделяет «высокий уровень доверия к Богу у молодёжи по сравнению с другими категориями населения» [207, С.200].

Аналогичные результаты, обобщённые Т.И. Варзановой, дала работа, проведённая Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологиии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН в марте 1997 г.: «Некоторое увеличение религиозности наблюдается в группе юных — 17-летних, в сравнении с молодежью более зрелого-возраста. В то же время уровень религиозности 24-летних и 31-летних одинаков. Так, среди 17-летних верующими себя признали чуть больше половины опрошенных (52%), а среди 24-летних и 31-летних верующих оказалось меньше почти на 10% — по 43-44% в каждой возрастной группе» [39].

Г.С. Широкалова публикует результаты исследования религиозности населения, проведённого Нижегородским отделением Российского общества социологов в Нижегородской области в 1999 г., свидетельствующие о том, что религиозная самоидентификация значительно выше в молодёжных возрастных группах (18-19 лет, 20-29 лет), чем среди старших поколений респондентов [217, С.81].

Ю.Ю. Синелина, опираясь на данные всероссийского исследования религиозности населения, проведённого Отделом социологии политики и общественного мнения ИСПИ РАН в октябре 2004 г. в 14 субъектах РФ, проводит тщательную дифференциацию респондентов по степени воцерковле-ния. Результаты всероссийского исследования позволили Ю.Ю. Синелиной сделать вполне обоснованный вывод о том, что, по мере перехода от младших к старшим возрастным группам, доля молодых возрастов среди «воцер-ковленных» снижается, а среди «начинающих» увеличивается [177, С.96]. При этом Ю.Ю. Синелина фиксирует преобладание по всем показателям молодёжи в возрасте 18-24 года над молодыми людьми в возрасте 25-29 лет.

Таким образом, анализ результатов социологических исследований религиозности современных россиян показывает повышенный интерес молодёжи к религии по сравнению с респондентами других возрастов. Кроме того, исследователи столкнулись с нелинейностью динамики процесса проявления религиозности, как на уровне индивида, так и на уровне общества в целом. Такой вывод позволило сделать применение «лупы» - так К. Каариай-нен и Д.

Динамика распространения религиозных конфессий и религиозный поиск молодёжи

В качестве обобщённой детерминанты религиозного поиска в современных условиях выступает информационно насыщенная окружающая среда, из которой индивид черпает представления об объектах и субъектах религиозной жизни, об особенностях различных вероучений и условиях спасения.

П. Бергер, анализируя положение религии в современном обществе, отмечает, что «бъективно рядовой человек сталкивается с большим разнообразием религиозных и иных сил, предлагающих определения реальности, которые борются между собой за обращение его в свою веру или, по меньшей мере, за его внимание» [31].

Множественность религиозных обоснований интернализируется сознанием как множественность возможностей, между которыми человек может сделать выбор.

П. Тейяр де Шарден даёт не лишённое драматизма описание проблемы индивидуального выбора в ситуации религиозного плюрализма: «Но волны вокруг меня так мутны. Они несутся в разных направлениях. Со всех сторон меня зовут во имя какого-нибудь божественного откровения. Какому из этих противоположных течений должен я довериться, чтобы волна донесла меня к океану?» [190, С.220]

Какое направление приобретёт религиозный поиск молодого человека, вопрос далеко не праздный. Вера, по словам Л. Витгенштейна, - это образ жизни. «Можно тогда говорить о том, что человек верит в Страшный Суд, когда мысль о воздаянии становится постоянным мотивом его решений и поступков. С утверждением верующего о Страшном Суде несовместимо не высказывание: «Страшного Суда не будет»,, но просто жизнь человека, который не думает о воздаянии и не всматривается в череду событий своей жизни, чтобы увидеть в ней какой-то смысл или урок», - такими мыслями в 1938 г. делился Л. Витгенштейн со студентами Кембриджа, слушателями его «Лекций о религиозной вере» [42, С. 121].

Радикализация и абсолютизация модернистского принципа «социального плюрализма», осуществлённые в социальной практике XX века, создали условия для возникновения на рубеже XX-XXI веков постмодернистской парадигмы социального развития, в основе которой оказались такие явления со знаком «минус» как деконструкция, радикальная плюральность, релятивизм, эклектизм, фрагментарность, замена реальности симулякром, эпистемологическая неуверенность, бесструктурность, бессистемность.

Религиозный постмодернизм предстаёт в работах «классиков» постмодернизма [25; 30; 32; 33; 109] как постхристианская эпоха, когда «с неуловимой амбивалентностью, как в сумерки, с легкостью хамелеона одно перетекает в другое» [164, С.85]. Эпоха начала XXI века - это эпоха новейшего «политеизма», порождаемого религиозным волюнтаризмом. Его «материя» - весь спектр религиозных идей и практик, информация о которых доступна всем — в едином информационном пространстве Интернета.

Ситуация религиозного плюрализма в полной мере характерна для современной России. Поиск как проблема выбора — вот одна из характерных черт, присущих религиозному поиску молодежи в постсоветской культуре.

Какие же векторы религиозного поиска характерны для современной российской молодежи? Какие религиозные учения постсоветская молодёжь расценивает как убедительные ответы на вопросы, возникающие у молодых людей в контексте их взаимоотношения с «трансцендентной реальностью»?

Отметим, что взрослому человеку, пусть даже позиционирующему себя как исследователя, ведущего научный, а потому претендующий на объективность, поиск, дать ответ, адекватный мнению самой молодёжи, крайне сложно. Патернализм и дидактизм по отношению к подрастающему поколению, естественный, по мнению взрослых, порой навсегда оставляет закрытыми для «отцов» двери во внутренний мир «детей». В этой ситуации невозможно обойтись без апелляции к рассуждениям и высказываниям современных молодых россиян о религиозном выборе - своём собственном или своих ровесников.

Как «новое место для создания союзов молодёжи, объединенных общими верами и разделяемыми практиками» исследователи сегодня называют Интернет. Новые Медиа не случайно в первую очередь осваиваются именно молодёжью. М. Пипенко отмечает: «Интернет выступает как «субкультурное пространство» - пространство, в котором молодые люди, не скованные социально-экономическими и культурными ограничениями своих повседневных жизней, свободны формировать новые союзы, закрепляемые в траснлокальных молодежных культурных дискурсах» [144].

О популярности среди пользователей говорит многолюдность разнообразных форумов и блогов, в том числе по религиозной тематике1. Так православный форум диакона Андрея Кураєва за день работы Поместного Собора Русской Православной церкви (2009) «собрал» 280 тысяч обращений [186].

Религиозный Интернет-форум представляет собой уникальное явление — это пространство, на котором большое число людей, последователей разных религий, имеют возможность спрашивать, дискутировать, выяснять позиции, приводить аргументы, говорить о вере, о жизни, а также организовываться для совместных дел. Раздвижение границ и сокращение времени социального взаимодействия — огромные преимущества виртуального общения, письменные свидетельства которого могут быть с успехом подвергнуты разностороннему научному анализу.

Помимо тематических религиозных форумов большой интерес с точки зрения отношения молодёжи к религии представляют самостоятельные молодёжные Интернет-проекты, где мнение молодых представлено щедро и открыто. Выход на эти проекты можно найти, например, по ссылкам, которые дают участники Интернет-форумов или сообщают сайты по религиозной и молодёжной тематике. В большинстве своём это частные Интернет-страницы , среди которых есть и коллективные проекты. Одним из интересных коллективных молодёжных Интернет-проектов, материалы которого использованы нами в ходе анализа религиозных предпочтений постсоветской молодёжи, является сайт: http://subculture.narod.ru/. На этом сайте, созданном в 2000 г., представлены результаты исследований, проведённых участниками семинара «Молодёжные движения и субкультуры Петербурга» под руководством В.В. Костюшева и Т.Б. Щепанской при секторе социологии общественных движений Социологического института РАН (Санкт-Петербург). Безусловное достоинство материалов сайта в контексте нашего диссертационного исследования состоит в том, что эти материалы принадлежат перу «студентов, аспирантов и молодых учёных различных специальностей», то есть представителям той самой постсоветской молодёжи.

Похожие диссертации на Религиозный поиск молодёжи в постсоветской России