Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре Певченко Галина Николаевна

Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре
<
Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Певченко Галина Николаевна. Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Ставрополь, 2006.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/370

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования тендерной идентичности как феномена культуры 17

1.1. Тендерная идентичность как предмет специально-научного и философского анализа 17

1.2. Смысловые роли и социальные функции тендерной идентичности 41

1.3. Тендерные стереотипы как механизм присвоения тендерной идентичности 63

Глава 2. Тендерная идентичность в современной визуальной культуре 88

2.1. Особенности развития современной социокультурной реальности: проблема визуализации и репрезентации 88

2.2. Репрезентация тендерной идентичности в массовой визуальной культуре 111

2.3. Специфика репрезентации тендерной идентичности в визуальной культуре современной России 140

Заключение 165

Библиографический список использованной литературы 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество, став рыночным и информационным, превративпшсь в общество массовой культуры, заговорило на новых языках и увидело себя в иных визуальных пространствах. Новая реальность актуализирует одну из систем власти - символическую, знаковую реальность, в которой важнейшую роль выполняют визуальные образы и знаки. Теперь феномены визуальности выступают не просто сферой художественного творчества, но и средством идеологии, одним из эффективных средств воздействия на массы.

Создание первообразов мужской и женской мифологии, моделирование строя желаний, внедрение образов тендерных ролей и стереотипов -важная функция в технологиях гендера современных средств массовой информации. Визуально репрезентируемые, находящиеся на поверхности знаки, часто маскируют явления, для выявления которых необходим специальный анализ как языка репрезентации, так и социокультурных факторов, действующих в обществе.

Изучение визуальности в широком смысле включает в себя анализ культурных практик видения, технологий и конвенций визуальной репрезентации и художественной образности. Процесс формирования языка коммуникации современной визуальной культуры во многом обусловлен технологиями, используемыми для создания, воспроизводства и распространения изображений. Однако как происходят данные процессы, остается недостаточно ясным. В связи с этим возникает необходимость в исследованиях кино, рекламы, массовой культуры с позиции современных философских и социальных теорий, объясняющих специфику «общества спектакля», понятие репрезентации и различные импликации аудиовизуальных технологий создания и распространения визуальных продуктов. Поэтому актуально и важно проследить ситуацию переворачивания смыслов в визуальном дискурсе, динамику репрезентации тендерной идентичности, как женской, так и мужской в ситуации перехода от одной визуальной системы к другой. Необходимо выявить, как визуально зафиксированные образы и смыслы отражают и формируют объективную и субъективную реальность. Исследование специфики культуры зрелища, особенностей репрезентативных практик имеет важное социальное и культурное значение.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования в силу своего комплексного характера находится на пересечении проблемных областей ряда наук о человеке и обществе.

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
С.-Петербург .

ОЭ 200(яктУ'Ь *

Проблемы идентичности представлены в классических трудах Е. Гофмана, У. Джеймса, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Д. Марсиа, Дж. Мида, X. Тэдж-фела, Дж. Тэрнера, Э. Фромма, 3. Фрейда, Ю. Хабермаса, Э. Эриксон, К.Ясперса, а также в работах отечественных ученых Л.С. Выготского, И.С. Кона, Ю.М. Лотмана, Л.В. Скворцова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Элько-нина, В.А. Ядова. Особое значение представляет работа А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в которой рассмотрены проблемы различения личностного смысла, с одной стороны, и общественного значения воспринимаемых человеком явлений — с другой.

Вопросы личностной и социальной идентичности, как результат внутренней самореализации и внешнего контекста, рассмотрены в трудах зарубежных (Э. Гидденса, X. Ремшмидта, Б. Шефера, Б. Шледера, Э. Эрик-сона) и отечественных (B.C. Агеева, Н.В. Антоновой, Т.С. Бараулиной, М.В. Заковоротной, О.Н. Павловой, А.К. Толмасовой) исследователей.

Методологическую основу анализа гендерных аспектов конструирования современных идентичностей составляют работы таких зарубежных классиков и современников, как X. Абельс, 3. Бауман, П. Бергер, П. Бур-дье, М. Вебер, К. Гиллиган, С. Де Бовуар, Л. Иригарэй, Р. Коннелл, И. Сэд-жвик, Э. Сиксу, М. Фуко, Н. Чодороу, а также отечественных ученых: Ю.В. Градсковой, М.Н. Губогло, И.А. Жеребкиной, Е.А. Здравомысловой, И.С. Клециной, М.И. Либоракиной, Н.И. Ловцовой, С.А. Макеева, Е.Ю. Ме-щеркиной, Л.Н. Ожиговой, Н.Л. Пушкаревой, И.Н. Тартаковской, А.А. Тем-киной, Е.В. Швачко, Е.В. Чернышкова.

Исследование визуальной культуры представлено работами В. Беньями-на, М. Маклюэна, В.Дж.Т. Митчелла, В. Нихолса. Вопросы о соотношении видения и текстуальности, исследование нелингвистических знаков социокультурного характера, условия и способы восприятия нелингвистических визуальных текстов и подтекстов, взаимоотношения телесности-взгляда-власти так или иначе затронуты в исследованиях таких известных современных философов, как Р. Барт, Ф. Гаттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, С. Жижек, М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартр, У. Эко.

Многие исследователи, например Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, Л. Малви, К. Силверман, утверждают, что видение (посредством зрительных практик) является важной инстанцией формирования идентичности; идеология, зашифрованная в визуальных артефактах, участвует в формировании субъективности индивида на уровне бессознательного.

Понятие репрезентации, перформанса, рассматривается в работах Ю. Кристевой, Л. Иригарей, Д. Батлер, Т. де Лауретис, Дж. Спивака, С. Холла. Концептуальные обоснования гендера как социокультурной категории

активно разрабатываются зарубежными (Д. Лорбф, К Уэст, Д. Зиммерман, С. Бем, Г. Рубин) и отечественными (А. Усманова, И. Жеребкина, О. Воронина, Т. Клименкова, М. Малышева, Н. Пушкарева, В. Рябов, С. Ушакин) учеными.

Исследованиям конструирования гендерной идентичности посредством репрезентаций в медиадискурсе посвящены работы Н. Ажгихиной, И. Ари-старховой, О. Ворониной, М. Галиной, О. Гурова, Т. Дашковой, А. Дерябина, Н. Каменецкой, А. Кирилиной, Е. Машковой, Т. Михайлова, Е. Омель-ченко, В. Рамих, П. Романова, А. Синельникова, А. Усмановой, Т. Усова, М. Хогарт, Е. Ярской-Смирновой и др. Среди публикаций современных исследователей несомненный интерес представляют работы А. Альчук, И. Грошева, А. Левинсона, О. Максимовой, М. Маркиной, И. Рассохиной, О.Туркиной, в которых осуществляется анализ различных аспектов репрезентации гендерной идентичности в рекламном дискурсе.

Однако заявленный ракурс рассмотрения и поставленная проблема не представлены в литературе в системном виде, а лишь различными аспектами отражены в отдельных работах, что требует интеграции отечественных исследований, адаптации исследований зарубежных и разработки собственных подходов к анализу новых явлений российской действительности. Для анализа очевидна необходимость разработки системного видения специфики визуальных феноменов и культуры зрелища (как нового явления российской действительности), вопросов конструирования тендера в современной культуре и проблемы средств и способов репрезентации гендерной идентичности в социокультурной реальности.

Объектом исследования является современная визуальная культура.

Предметом исследования выступают средства и способы репрезентации гендерной идентичности в современной визуальной культуре.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей визуальных репрезентаций гендерной идентичности в контексте философии культуры.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главными из которых являются следующие:

рассмотреть концептуальные подходы к анализу гендерной идентичности, на основании которых уточнить теоретическое понимание данного явления;

выявить основные структурные компоненты гендерной идентичности, отражающие взаимодействие человека с природной, социальной и культурной средами;

выделить функции гендерной идентичности, реализующиеся личностью в современной социокультурной реальности;

показать значение визуального компонента современной культуры в конструировании социальной реальности и идентичности субъекта;

определить компоненты современной визуальной культуры, участвующие в процессе репрезентации тендерной идентичности;

обозначить основные тенденции визуальных репрезентаций гендерной идентичности в культуре современной России.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют общефилософские принципы всесторонности, историзма, конкретности.

Комплексный философский анализ осуществляется в опоре на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, ученых, культурологов, социологов, искусствоведов, таких как Р. Барт, Д. Батлер, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Дерри-да, С. Жижек, Ю. Кристева, Ж. Лакан, Т. де Лауретис, Л. Малви, Ж.П. Сартр, У. Эко, И. Гофман, Л. Иригарей, Дж. Спивак, С. Холл.

На отдельных этапах исследования были использованы собственно философский метод, состоящий в анализе массовой культуры как феномена современной культуры; семиотический метод, показывающий механизмы взаимодействия человека и смысла, человека и значения визуальной культуры как коммуникативных единиц; социологический метод, показывающий проявление этой культурно-исторической специфики в современной жизни; социально-психологический, психологический, психоаналитический методы, показывающие значение визуального в структуре субъективности и участие изучаемых явлений в конструировании идентичности.

Научная новизна диссертационного исследования:

проведен анализ основных концептуальных подходов по проблеме гендерной идентичности и уточнено понятие гендерной идентичности как совокупности идеальных представлений общества о функциях, роли, признаках и качествах половозрастных особенностей человека;

выделены три уровня в структуре гендерной идентичности: психологический, социальный и культурный, отражающие взаимодействие человека с природной и социокультурной средами;

определены основные функции гендерной идентичности, реализующиеся личностью в современной социокультурной реальности: регулятивная, ценностно-нормативная, культурно-смысловая, эволюционная;

обоснована актуализация визуального компонента в информационно-коммуникативных практиках современной культуры и показано, что механизмами формирования и производства визуальных знаков и образов являются видение и репрезентация;

рассмотрены основные компоненты визуальной культуры, участвующие в процессе репрезентации тендерных отношений, к которым относятся телевидение, реклама, кинематограф, СМИ.

- выявлено, что основными тенденциями репрезентации гендерных отношений в контексте визуальной культуры России, являются тендерная поляризация, неотрадиционализм, новые эгалитарные модели.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Тендерная идентичность представляет собой осознание человеком себя как представителя определенного пола и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт в процессе взаимодействия «Я» и «Другие». Тендерная идентичность — это совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования, образцов самовосприятия. Вся эта система норм и образцов является элементами системообразования форм жизнеобеспечения и способов культуросозидаиия, и в качестве материального носителя тендерная идентичность опирается на совокупность половозрастных особенностей индивида.

  2. В структуре гендерной идентичности выделяются три главных уровня- психологический, социальный и культурный. С психологическим уровнем соотносится экзистенциальный аспект идентичности человека. На этом уровне личность выбирает наиболее существенные для ее жизнедеятельности ценности и идеалы, устанавливает жизненно важные цели и средства их достижения. На уровне социальном идентичность связана с когнитивными процессами, с процессами человеческого познания. Когнитивный аспект идентичности направлен на изучение окружающей среды, благодаря чему человек приобретает не только знание о мире, но и способность ориентации в нем. Культурный уровень реализации идентичности относится к аспекту творчества личности и направлен на интеграцию человеком всех своих достижений экзистенциального и социального уровней и противопоставлению им уникальности собственной личности, ее способностей и креативных свойств.

  3. В социуме тендерная идентичность, осуществляющая связь личности и культуры, выполняет ряд жизненно важных функций: а) регулятивную -направляющую социальные силы для структурирования и организации системы, которая смогла бы эффективно противостоять давлению внешней среды; б) ценностно-нормативную - направленную на трансляцию личности норм и ценностей, свойственных той или иной половозрастной группе; в) культурно-смысловую - рассматривающую тендерную идентичность как информационный фильтр, производящий смысловую классификацию культурных объектов; г) эволюционную — связанную с аккумуляцией социокультурного опыта этноса, передачей этого опыта современ-

ному поколению, организацией социокультурной деятельности, направленной на культурное достижение, на реализацию творческого потенциала.

4 Визуальность как часть семиотического пространства, особый мир графических и живописных форм в повседневной реальности, окружающей человека, являющейся частью его жизненного мира и имеющей огромное значение для формирования его идентичности, становится одной из важнейших компонент современного общества. Визуальная культура является системой визуальных медиа, организующих процессы социокультурной коммуникации, информация в которых представлена преимущественно посредством визуальных технологий. Основными механизмами формирования и производства визуальных знаков и образов являются видение и репрезентация, которые зависят от времени, среды, воспитания, идеологии.

  1. Кинематография, телевидение, реклама, СМИ как элементы визуальной культуры, конструируют воображаемый мир, в котором отражаются индивидуальные и социальные представления о сущности тендерных отношений. Они выступают в качестве мощных агентов культурной социализации и действуют через модели визуальных репрезентаций, считающихся идеалами, которые требуют их имитации. Средства масс-медиа являются наиболее эффективными технологиями гендерной репрезентации, обеспечивают представления о половом и сексуальном различии, приспосабливают, модифицируют, реконструируют образы тендерных отношений в сознании человека.

  2. Характерными чертами визуальной культуры современной России выступают изменения гендерной схемы традиционного доминирования в обществе и трансформация тендерных ценностей. Выделяются следующие тенденции трансформации тендерных ролей и их представления в визуальной культуре современной России: тендерная поляризация; неотрадиционализм, (заключающиеся в воспроизведении традиционных гендерных образцов, дискриминационных отношений между мужчиной и женщиной); появление новых моделей тендерных эталонов (продвижение эгалитарных представлений о мужчине и женщине, рекрутирование гомосексуальной идентичности), которые оказываются пока маргинальными для основного русла репрезентаций.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут быть использованы философами, культурологами, социологами, психологами, специалистами других областей обществоведения в целях дальнейшей разработки и уточнения теоретических вопросов, связанных с концепцией гендерной идентичности, последующего углубленного анализа специфики репрезентации гендерной идентичности в визуальной культуре.

Теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены:

для дальнейшего проведения исследований визуальной культуры, ее возрастающей роли в жизни современного общества и имеющей огромное значение для формирования гендерной идентичности человека;

в подготовке курсов философии, философской антропологии, философии культуры, а также в качестве теоретической основы специальных курсов, читаемых как в высших учебных заведениях, так и в средней школе.

Понимание механизмов формирования гендерной идентичности и способов ее репрезентации в визуальной культуре может способствовать формированию культурной и гендерной толерантности, уменьшению сексуальной дискриминации, противостоянию сексизмам и т.д.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на Всероссийском научно-практическом семинаре «Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе» (Ставрополь, 23-25 октября 2003), на 49-ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, апрель 2004), на Всероссийском научно-практическом семинаре «Гендерные аспекты бытия личности» (Краснодар, 21-23 мая 2004), на научно-практической конференции «Стратегическое управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история, современность, перспективы» (Пятигорск, 23 октября 2004), на IV конференции молодых ученых «Россия: общество, экономика, место в современном мире» (Москва, 27 октября 2004), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2005» (Москва, 12-15 апреля 2005), на 50-ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 21 апреля 2005), на пятом Всероссийском научно-практическом семинаре «Личность как субъект экономического бытия: тендерный аспект» (Краснодар, 27-28 мая 2005), на второй Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и будущее России» (Москва, 22-23 ноября 2005), на Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 25-27 ноября 2005), на IV Международной научной конференции: Россия: тенденции и перспективы развития (Москва, 16-17 декабря 2005), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2006» (Москва, 12-16 апреля 2006).

Основные положения и результаты диссертации изложены в 11 публикациях общим объемом 4,0 печатных листа.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 285 источников. Содержание работы изложено на 190 страницах машинописного текста.

Тендерная идентичность как предмет специально-научного и философского анализа

Тендерные исследования в настоящий момент представляют собой широкое научное поле, в котором предмет, методы и стратегии исследования носят междисциплинарный характер. Междисциплинарный подход существенно расширяет исследовательские стратегии и поле научного знания, позволяет уточнить такие понятия как «идентичность», «идентификация», «гендер», «гендерная идентичность», «половая идентичность».

Понятие «гендер» принадлежит одновременно нескольким научным дисциплинам: философии, социологии, психологии и т.д. О.А.Воронина1, отмечает, что в современных тендерных исследованиях гендер понимается то, как социально-психологическая категория, то, как набор отношений или идеологический конструкт, то, как метафора в философских и постмодернистских концепциях.

Во всех случаях понимания и использования гендера, отмечают Е. Здравомыслова и А.Темкина , можно выделить, следующие характеристики: биологический пол; полоролевые (или тендерные) стереотипы и нормы, тендерную идентичность.

Понятие «идентичность» — одно из относительно новых понятий, которое получило известность благодаря работам Эрика Эриксона, который обратил внимание на то, что итогом подросткового возраста становится более или менее оформившееся представление у человека о себе как о целостной личности, в чем-то схожей с другими, в чем-то отличной3. В его понимании идентичность достигалась не только самовосприятием личности как самотождественной, но и восприятием ее другими людьми в качестве таковой. С возрастом же чувство идентичности усиливается и масштаб переживаемого опыта в качестве «моего» увеличивается многократно. Содержание идентичности Эриксон определял как «конфигурацию, которая объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли» .

Э. Эриксон выдвинул три новые положения, ставшие важным вкладом в изучение человеческого «Я». Во-первых, он показал, что «наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Э. Эриксон утверждал, что «становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл. В-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития». Жизнь представляет собой сложную смену всех ее аспектов, и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует человека от возникновения новых проблем. Впервые утверждается, что построение идентичности - создание самим человеком модели поведения, которая обладает двумя свойствами: она изменчива в течение человеческой жизни и является достаточно длительной для исполнения на практике.

Социальные процессы, связанные с формированием и поддержанием идентичности, по мнению Бергера П., Лукмана Т. «детерминируются социальной структурой» . Социализация личности сегодня уже не рассматривается как некая привилегия или результат индивидуального усилия — социализация составляет неотъемлемое содержание человеческой и общественной жизни, вне процесса социализации ни личность, ни общество не способны взаимодействовать друг с другом, а значит, и существовать. Как утверждают П. Бергер и Т. Лукман, «идентичность представляет собой феномен, который возникает из диалектической связи индивида и общества»1. Становление идентичности осуществляется с помощью двух процессов: ассимиляции, отбора новых компонентов и их приспособления к структуре путем определения значения и ценностей компонентов, новых и старых2.

По мнению Дж. Марсия3, идентичность - это структура «эго», внутренне самосозидающаяся, динамическая организация способностей, убеждений и индивидуальной истории. Проявляется структура «эго» через решение проблем, через способы выхода из кризиса.

Дж. Марсиа классифицирует идентичность по четырем типам: диффузный — «Я» расщеплено, размыто, у человека пропадает чувство непрерывности и тождественности в изменяющемся мире; внутренний хаос преобладает; зеркальный - «Я» - отражение других людей, я неспособно самостоятельно решать и выбирать; преобладает психический плагиат; отсроченный - «Я» - имеет множество возможностей, но не имеет сил выбора, преобладает нерешительность; зрелый - «Я» - с чувством собственной отдельности, самостоятельности; «Я» знает, к чему стремится в сложном динамичном мире.

Идентичность, по А. Ватерману, - наличие у человека главных ее элементов: четкого самоопределения, выбора целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Формирование идентичности неотделимо от взаимодействия с ценностной идентичностью, на которую индивид претендует. По мнению А. Ватермана4 существует четыре сферы наиболее значимы для формирования идентичности: выбор профессии, принятие и переоценка моральных и религиозных убеждений, выработка политических взглядов, принятие набора социальных ролей.

В ином методологическом русле протекает изучение идентичности в символическом интеракционизме. Первым принципом своего оригинального подхода Дж. Мид выделяет принципиальное отличие человеческого мира от животного. Вторым - преодоление предметной замкнутости отдельных наук. Процесс исследования индивидуального в истории составляет задачу социологии, социальной психологии и философии; он развивает традицию междисциплинарного исследования1. В этом смысле Дж. Мид отстаивает направление социального бихевиоризма. Но для Дж. Мида социальное взаимодействие - есть не процесс одностороннего приспособления, а именно взаимодействие двух относительно автономных систем - личности и общества, самость - результат свойств, возникших в ходе взаимодействия. Он приходит к выводу, что изучение социальных систем происходит на микроуровне, т. к. в нем выявляются закономерности частного и общественного уровней2.

Последователи Дж. Мида Л. Краппман, Э. Гоффман, Г. Горфинкель систематизировали его идеи и по-новому исследовали ситуации межиндивидуальной коммуникации в микросоциологии.

Э. Гоффман выделил три типа идентичности: социальная, личная, «Я» -идентичность. Интересен вклад Э. Гоффмана в развитие идеи о способах влияния идентичности на окружение. Окружение - меняющийся мир привычных, «нормальных» ситуаций, в котором индивид чувствует себя дома. Окружающий мир - основа выработки онтологической безопасности, доверия, без которых невозможна идентичность. Каждый индивид укоренен в повседневном потоке пространства и времени, в жизненном цикле, в потоке институционального времени, в надиндивидуальной структурации социальных институтов1. Каждый оказывается относящимся к множеству социальных ідентичностей. Идентичность зависит от «колонизации» пространства и времени, т.е. от умения управлять ими, рефлексивно обозревать ситуации и справляться с ними. Контекстуальность Дж. Мида часто понимается Э. Гоффманом и Г. Горфинкелем как «локальность», т. е. физический регион, включенный в сеть социальных взаимодействий, имеющий определенные границы и помогающий сконцентрировать взаимодействие в определенном направлении . Однако часто индивиды у этих авторов похожи на актеров или манипуляторов, но не реально действующих или чувствующих людей.

Э. Гоффман вводит понятие «политика идентичности», т. е. влияние человека на информацию о себе, продуцируемую на социальное окружение. Существуют различные техники, реализующие данную политику: техника избегания, техника компенсации (искажение мнения о себе), техника деидентификации (изменение признаков идентичности). Э. Гоффман считает, что целью таких техник остается охрана себя в сети коммуникации, помощь в овладении критическими ситуациями. Введение понятия «политика идентичности» очень важно, т. к. позволяет показать разнообразие идентичностей (даже у одного человека), а также континуальность «Я» («Я» остаюсь собой в различных ситуациях)3.

Тендерные стереотипы как механизм присвоения тендерной идентичности

Важнейшую роль в культурном конструировании тендера играет многоаспектная система социализации, в ходе которой людьми усваиваются тендерные нормы, роли и стереотипы. Одним из ведущих механизмом тендерной социализации индивидов на личностном уровне является тендерная идентичность. Она является одним из первых самоопределений индивида и наиболее устойчивым элементом его самосознания

Тендерная идентичность одна из многих идентичностей, которые вырабатываются обществом и используются человеком в процессе всего периода своей жизни. «Поскольку речь идет о культурном образе пола, о совокупности представлений общества, связанных с половой идентификацией человека, считает И.Л. Коган , следует говорить о тендерной динамике. Для этого важно понять, что тендерная динамика в отношении человека есть процесс биополовой, социополовой и культурно-половой идентификации, этапами которого являются тендерные идентичности; в отношении общества тендерная динамика заключается как в создании тендеров, так и в их исторической смене. Мы говорим о тендерной динамике потому, что она является частью социокультурной динамики в целом, а также динамики человеческого существования. Первая координата тендерной динамики естественно связана с внутренней динамикой пола».

Естественная динамика пола — это возрастная динамика. Человек переживает в своей жизни несколько вполне различимых этапов, которые достаточно четко отделены друг от друга смысловыми границами. Возрастная психология предлагает различную возрастную периодизацию, которая связана, во-первых, с биологическим развитием, а во-вторых, с развитием сознания и самосознания. Биологическое развитие, без всякого сомнения, влияет на поведение человека и в некоторых случаях может даже определить всю человеческую судьбу (например, в результате биопсихологической патологии).

Но в большинстве случаев биологическая детерминация поведения связана с отставанием развития сознания, с неэффективным воспитанием и образованием. Каждый возрастной период, кроме того, связывается с необходимостью каких-либо достижений человеком, которые соответствуют принятым в обществе нормам. Подобное соответствие возраста и социального положения или культурного и личного статусов является интересным феноменом и, как нам кажется, лежит в основе всякой динамики, связанной с человеком и обществом .

Многие психологи и философы выдвигали теории возрастной динамики человека, которые можно свести к понятию жизненного сценария (например, Эрик Берн2). Жизнь планируется, исходя из представлений, моделей и образцов поведения, мышления и чувствования, усвоенных в процессе обучения и воспитания. Содержание жизненной роли человек закладывает в виде неких идеальных образов, которые, при их реализации в жизни, принимают конкретные очертания, полученные в результате адаптации жизненного сценария к условиям окружающей среды.

Но все сценарии и модельные роли, которые человек хотел бы исполнить в жизни, так или иначе связаны с конкретными достижениями личностного, социального и культурного характера. Все они распределяются по возрастам, по уровню притязаний и степени одаренности человека, а также в зависимости от условий его социокультурной среды. Они также непосредственно зависят от социальных и культурных идентичностей, которые составляют содержание самосознания, и, в том числе, от тендерной идентичности.

Возрастная динамика является естественным фоном половой и тендерной динамики. С возрастом половая идентичность постепенно уступает ведущую роль в формировании и развитии самосознания тендерной идентичности. Этот процесс совпадает с процессом общего культурного развития человека, осваивающего в каждом возрасте свойственные ему нормы и ценности, которые выступают в качестве мотивов и целевых ориентации деятельности1. Гендерная идентичность вследствие своей нормативно-ценностной природы, в отличие от половой идентичности, приобретает все большее значение для вхождения человека в культуру и в социальное пространство в качестве равноправного члена общества. Восприятие человека социальным окружением, прежде всего, связано с представлениями о норме и патологии; отсюда нормальность человека во многом воспитывается и оценивается социальной средой, в том числе через общепринятую в этом обществе тендерную идентификацию.

Согласно модели «рекрутирования в нормальные тендерные идентичности», разработанной С.Кахилл, первоначально дети отличают себя от других по критерию социальной компетентности. Соответственно, выстраивается модель, содержащая условное деление на девочку/мальчика, - с одной стороны, и ребенка, - с другой. В этом контексте категория «ребенок» отождествляется с детьми, чье поведения расценивается как отклонение от занормированных образцов феминности и маскулинности. «Именно озабоченность тем, чтобы выглядеть социально компетентными, порождает их первоначальные претензии на тендерную идентичность»2 Таким образом, возможными оказываются две идентичности: «ребенка», представленная взрослыми как дискредитирующая, и «большой девочки» или «большого мальчика», в зависимости от анатомо-физиологических особенностей ребенка.

Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их тендерным статусом, индивиды конституируют тендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. По словам Дж. Скотт, «осознание тендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений»1. Основываясь на теории Гарфинкеля, Маккена и Кесслер утверждают, что «мужское» и «женское» являются культурными событиями, продуктами того, что они называют «процессом атрибуции тендера». Делать тендер, таким образом, означает создавать различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, различия, которые не являются естественными, сущностными или биологическими. Тендерная принадлежность индивида — это то, что человек делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми .

Рассматривая раннюю тендерную социализацию, то есть практику причисления к определенному полу и тендеру - и как ее следствие, принятие тендерной идентичности (я - мальчик, я - девочка), Маккена и Кесслер отмечают, что эта категоризация по тендеру не является добровольной и не зависит от внутреннего выбора, а является принудительной. Принятие детьми определенной тендерной идентичности «включает» процесс саморегуляции, в том числе, формирование мотивации и психологических черт, и мониторинг, то есть отслеживание и контроль, своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной идентичности.

Мальчики ориентируются на модель поведения, условно обозначенную как «эффективная», а для девочек более важным оказывается «внешний облик». Быть мальчиком или девочкой означает не только стать более компетентным, чем ребенок, но и быть компетентным в качестве существ мужского или женского пола, т.е. воспроизводить поведенческие дисплеи «сущностной» мужской или женской идентичности. Декларируя собственную идентичность мальчика/девочки, дети очень подозрительно относятся к любому проявлению несоответствия, которое может дать повод для сомнений в их компетентности.

Развитие тендерной идентичности в период ранней тендерной социализации связано с формированием самосознания, основанного на чувственном восприятии среды, своего тела и на страхе перед авторитетом. Половые различия осознаются только через различение первичных половых признаков (различия в одежде, игрушках и т.п. уступают по своей роли половым различиям с точки зрения развития тендерной идентичности). Здесь важно еще раз подчеркнуть, что становление самосознания не просто совпадает или имеет отношение к тендерной идентификации: половая и тендерная идентификация конституирует самосознание, создает основу его структуры, наполняет образ «Я» содержанием понятия индивидуальности, которая во многом заключена в формировании тендерной и, шире, личностной идентичности .

Процесс рекрутирования включает не только усвоение тендерных идеалов - образцов правильного поведения, но и важных для индивида тендерных идентичностей, которые они стремятся сохранить. Таким образом, тендерные различия считаются естественными, нормативными чертами индивидов и обеспечивают объяснительные модели различий в жизненных стратегиях мужчин и женщин в рамках одного социального порядка. Однако результаты многочисленных конкретных исследований подтверждают, что различные вариации способностей и характеров гораздо чаще встречаются внутри каждой половой группы, чем между ними

Репрезентация тендерной идентичности в массовой визуальной культуре

В настоящее время изучение проблематики, касающейся взаимосвязи и взаимовлияния тендера и масс-медиа - явление, достаточно часто встречающееся как в зарубежной, так и в отечественной науке.

В.Дж.Т. Митчелл, один из теоретиков визуальных исследований, отмечает, что в последние двадцать пять лет произошел настоящий переворот в гуманитарных науках, связанный с интересом к изучению визуальной культуры в широком смысле1. Речь идет об исследованиях кино, телевидения, массовой культуры с позиции современных философских и социальных теорий, объясняющих специфику «общества спектакля», феномена массовых коммуникаций, понятие «репрезентации» и различные культурологические импликации аудиовизуальных технологий симуляции. Визуальность перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики (или, во всяком случае, как явление особенное, элитарное, обитающее лишь в храмах искусства - будь то музеи или академии искусства или мастерские художников). Иначе говоря, визуальная культура - не просто часть нашей повседневной жизни, она и есть сама повседневность. Выросло новое поколение, воспитанное на культуре видео, телевидения, компьютеров, то есть на культуре иных визуальных технологий (различных аппаратов и вспомогательных средств, призванных усовершенствовать естественную способность видеть), на культуре, которая визуализировала многое из того, что ранее мыслилось лишь как умопостигаемое (здесь речь может идти в равной степени как о визуализации экономики посредством рекламы, о визуализации принятия политических решений посредством TV, но так же и о визуализации внутренних органов человека посредством рентгена). Новые медиа и онейрическая (juncech) анаморфная эстетика «кибервидения» потребовала теоретического осмысления, которое классические эстетические концепции или теория искусства дать не могли и не могут по определению - ибо сфера их компетенции не простирается на анализ социальных практик1.

Понятие репрезентации является, пожалуй, ключевым как для парадигмы «культурных исследований», так и для феминистской критики. В то же время это — один из наиболее проблематичных в плане определения терминов. По мнению Г. Спивак, «репрезентация» имеет два основных смысла: 1) как «говорение за кого-либо», представление чьих-либо интересов (speaking for) в политике; 2) ре-презентация в искусстве или философии (как представление чего-либо существующего другими средствами) . С. Холл считает возможным редуцировать все многообразие культурологических подходов в решении этой проблемы к трем основным моделям интерпретации — отражательной (миметической), интенциональной и конструктивистской (включающей семиотический и дискурсивный подходы). С. Холл определяет репрезентацию как процесс, посредством которого субъекты культуры используют язык (любую систему знаков) для производства значений. Объекты репрезентации не обладают смыслом сами по себе: он рождается в процессе интерпретации и коммуникации, кодирования и декодирования текстов и зависит от культурного контекста .

Репрезентация, как ее понимал Пирс, обозначает операцию опосредования и замещения (объекта интерпретантой), то есть репрезентация у Пирса обозначала возможность представления чего-либо или кого-либо посредством совокупности знаков. Помимо пирсовской трактовки феномена репрезентации, существует большое множество других определений, суть которых, в конечном счете, имеет две стороны: философскую и политическую. Первая сторона «относится к взаимоотношениям между словами/образами и теми вещами, что они представляют/изображают. В то время как слова/образы репрезентируют что-либо в определенной степени, всегда существует много всего, что остается, не представлено/не изображено о вещи. Но слова выставляют себя так, как будто бы они являются в действительности вещами, которые они представляют» . Вторая сторона репрезентации сводится к вопросам: «Кто изображает или представляет (говорит за) других? Что дает право одному человеку представлять других?» . Как отмечал С. Жижек, «репрезентация восполняет пустоту утраченного объекта» .

«Репрезентация не является еще одним модным словом, означающим изображение, рисование, фотографирование или представление. Эти комбинации взаимодействуют с другими дискурсами, пересекаются в определенных местах ... где они приобретают авторитет очевидности... И здесь репрезентация сливается с тем, что Фуко называет режимом истины...»4

Ранняя феминистская критика имплицитно опиралась на «миметическую» модель, тогда как современные исследования визуальных репрезентаций апеллируют к семиотике и теории дискурса. Так, в 70-х годах феминистские теоретики занимались, в основном, разоблачением сексистских образов и стереотипов репрезентации женщины в массовой культуре. В этих работах тендер как таковой не был еще проблематизирован — речь шла лишь о неравенстве в репрезентации, а не о сложных процессах производства и потребления культурных репрезентаций. Этот подход основывался на представлении о симметричных отношениях между образами и социальными отношениями: сексистские образы «отражают» сексистские практики культуры. Предполагалось, что изменение этих образов повлияет позитивно на реальные социальные отношения. Медиа выступают в этой интерпретации как зеркало социальной реальности, а модель социализации, предлагаемая данным подходом, виделась как процесс усвоения сексистских стереотипов, предлагаемых масс-медиа, и вычитывания из них ясного и непротиворечивого, хотя и искаженного, смысла.1 Роль реципиента в конструировании смысла получаемого сообщения, равно как и разновидности аудитории в этом анализе не учитывались. Исследователи, работающие в этой парадигме, усовершенствовали количественные методы анализа (например, контент-анализ или анкетирование), занимаясь в основном описательной работой и призывая к равноправному способу репрезентации полов в дискурсе масс-медиа и других культурных практик — нужно всего лишь показать женщин и мужчин «такими, какие они есть на самом деле» .

Современную феминистскую критику, исследующую -феномены визуальной коммуникации, интересует феномен репрезентации, то есть способы, посредством которых общество (или доминирующая идеология) не только структурирует содержание, но обусловливает сам способ видения. Конструктивистский подход к феномену «репрезентации» предполагает, что значение не задано и не существует до репрезентации, но конструируется в процессе представления в языке и посредством языка и других знаковых систем. Соответственно, тендерный дискурс формируется в процессе производства, передачи и рецепции сообщения, передаваемого средствами массовой информации. Кинематограф, телевидение, популярная литература конструируют воображаемый мир, который на который проецируются индивидуальные и социальные фантазии. Медиа так же являются весьма эффективными «технологиями тендера» - приспосабливающими, модифицирующими, реконструирующими и производящими культурные представления о половом и сексуальном различии.

Необходимо отметить также, что репрезентация как представления (отображения) тех или иных явлений в системах разных дискурсивных формаций непосредственно подчинена тем идеологическим ценностям, которые составляют смысловую основу данных формаций (образований). Пройдя через фильтры идеологического осмысления, оценки и отбора, определенное явление (потенциальное, еще не утвердившееся в своем статусе, означаемое) либо получает соответствующее «означающее» (знак) и таким образом утверждается в поле существующих смыслов, либо отсеивается, оставаясь в области непрезентируемого. «Своеобразная цензура (закрепленная как в работе определенных политических/культурных институтов, так и в коллективном сознании, бессознательном), - пишет А. Синельников, - может расставлять нужные акценты при допуске в контролируемый ею процесс репрезентаций, корректировать или вообще исключать определенные явления из этого процесса»1. Язык описания и образ видения того или иного явления формируются после прохождения через механизмы цензурирования и потому определяются оценками, полученными в результате целенаправленного, методичного идеологического отбора.

Специфика репрезентации тендерной идентичности в визуальной культуре современной России

Современную стадию общественного развития принято рассматривать как этап становления информационного общества. Несмотря на значительную разницу в темпах этого процесса и наличие в некоторых регионах зачастую сознательного противодействия местных властей росту информационной открытости общества, как подчеркивает Окинавская Хартия глобального информационного общества, один из основополагающих документов нового мирового порядка, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества». Процесс реформ, идущий ныне в России, также основан на приоритетах развития информационного общества, что не только вводит нашу страну в русло мировых процессов, но и ставит перед нашим обществом те же вызовы, что характерны и для других, более развитых стран. Как сказано в Концепции формирования информационного общества в России, «к характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести: формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной...интеграции регионов, стран и народов; ...возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства../ 1 Повышенный интерес к тендерным проявлениям в социальной коммуникации не случаен. Тендер является одной из характеристик, наиболее полно раскрывающих сущность индивида в социуме, а тендерная самоидентификация, затрагивающая самые глубокие пласты личности, -важнейшим аспектом ее формирования. Как показывает И. Гоффман, «наиболее глубокой, внутриположенной чертой человека является его принадлежность к определенному полу»1; «женственность и мужественность в определенном смысле суть предшественники и изначальные способы выражения сущности - того, что может быть моментально передано в любой социальной ситуации, того, что попадает в самую цель при характеристике человека»2. Весь комплекс современных тендерных исследований говорит о том, что в настоящее время общество вполне адекватно оценивает высочайший уровень ценности тендерной идентификации каждой личности и общества в целом и стремится находить различные варианты анализа и контроля над формированием трансляцией и возможной деформацией тендерных паттернов, являющихся ориентирами для тендерной идентификации. Этим и объясняется бурный рост современных тендерных коммуникативных технологий, характерных для информационного общества, среди которых самой высокоэффективной и глобальной является реклама3.

Социальная самоидентификация осуществляется, очевидно, сразу в нескольких координатных системах: политической, профессиональной, образовательной, креативной, художественной, духовной и, в том числе, тендерной, а идентичность строится как суперпозиция соответствующих составляющих. Поскольку все базовые элементы, образующие социальную личность индивида, его идентичность, формируются в процессе коммуникации, а каждый коммуникативный акт сопровождается коммуникацией тендера, постольку тендерная идентичность проецируется во все составляющие социальной идентичности, и тендерное измерение можно выделить во всех элементах ее самоидентификации. Существует и обратная связь: например, социально-профессиональный статус может оказывать влияние на тендерную идентификацию индивида, так как требования, предъявляемые тендерным субъектам различных социальных страт для подтверждения их идентичности, также как и своеобразные гендерные «эталоны», различаются между собой.

Особенность современной массовой культуры состоит в том, что информационная среда обитания индивида насыщена образными сообщениями о том, что представляет собой тендер. Информационное воздействие СМИ изменяет баланс между различными элементами социальной идентификации, определяя все ее возможные элементарные составляющие именно через гендерные переменные, тем самым несколько стирая своеобразие каждого элемента.

По ряду признаков можно заключить, что современное общество вполне осознает исключительную важность тендерной идентификации, как для каждого индивида, так и для самого общества, и отыскивает новые возможности контроля над формированием, трансляцией и возможной деформацией тендерных паттернов, являющихся ориентирами для тендерной идентификации. Этот поиск сопряжен с достаточно острой дискуссией представителей различных идеологических групп, заостряющих вопросы тендерной тематики, а также с разработкой наиболее эффективных тендерных «технологий», причем в условиях тотальной визуализации социального пространства традиционные гендерные «технологии» (религия, семья, образование) постепенно вытесняются все более эффективными и массовыми «технологиями» аудиовизуальной культуры (кино, телевидение, СМИ, реклама).

В связи с этим не остался незамеченным и вопрос о специфике и значении визуальных репрезентаций в российской культуре - поскольку с точки зрения многих авторов (Ю.Кристева, Д.Батлер, Л.Иригарэй) «гендер» -это прежде всего эффект репрезентации, перформанса, это процесс дифференциации мужского-женского посредством различных культурных практик - языка, литературы, искусства, науки. В еще более широком философском контексте репрезентация уже лишилась своего прежнего значения как миметического воспроизведения реальности - репрезентация (не в строго семиотическом плане) понимается, прежде всего, как способ воспроизведения идей, того, что культура думает о себе самой, это манифестация определенного способа видения. Именно репрезентация легитимирует доминирующую в культуре идеологию, формы субординации и тем самым оказывается политической в самой своем основании. Так, рисование, как одна из форм визуальной репрезентации, не является регистрацией зрительных ощущений (характерная идеологическая установка, которая защищает зрение художника и которую историки искусства постоянно воспроизводят). Правильнее было бы рассматривать визуальную репрезентацию как своего рода экран, на котором тело собирается по частям (из них складываются репрезентированные элементы и формы) и который мы можем воспринимать как матрицу фантазии .

При анализе тендерных репрезентаций, представленных в визуальной культуре России, достаточно важной представляется технология создания образов мужественности и женственности, иными словами то каким образом, при помощи каких дискурсивных средств производятся нормативные образцы.

Анализ феноменов маскулинности и фемининности показывает, что они конструируются в рамках межличностного общения в форме определенных поведенческих моделей, стратегий взаимодействия, способов интерпретации окружающего мира. При этом различные формы реализации конструктов маскулинности - фемининности взаимосвязаны и взаимоопосредуют друг друга.

Конструирование и репрезентация маскулинности - фемининности (как тендерной идентичности субъекта) вовне осуществляется посредством экспрессивных средств общения - во внешнем облике субъекта (который часто маркируется как «тендерное тело»1).

Среди элементов внешнего облика ведущая роль в трансляции тендерной идентичности субъекта принадлежит системе среднединамических элементов, поскольку именно они объективируют социально-психологические характеристики субъекта2, вписанного в тендерные статусно-ролевые отношения. Во многих зарубежных и отечественных работах подчеркивается первостепенная роль экспрессивных средств общения в репрезентации и объективации тендерных различий, выделяются параметры и критерии, в рамках которых эти различия существуют и т.п.. Таким образом, внешний облик, или «тендерное тело», субъекта рассматривается в качестве фокуса, в котором сконцентрированы и представлены социокультурные конструкты маскулинности и фемининности. С одной стороны, оно выступает знаком, средством диагностики тендерной идентичности субъекта, а с другой, -отражает культурно заданные эталоны внешности маскулинного и феминного типов.

Похожие диссертации на Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре