Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Рупакова Лидия Николаевна

Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ
<
Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рупакова Лидия Николаевна. Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Санкт-Петербург, 2000.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/107-3

Содержание к диссертации

Введение

1 глава. Русская музыкальная культура: специфика философско-антропологического анализа 13

1. Музыкальная культура в структуре культуры 13

2. Особенности и исторические традиции русской музыкальной культуры в контексте философской антропологии 38

3. Антиномии национальной и массовой культуры как проявление противоречий культуры и цивилизации 65

2 глава. Русская музыкальная культура: возрождение или унификация? 92

1. Современные противоречия музыкальной культуры 92

2. Преемственность культурных традиций в системе музыкального образования и воспитания

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования:

Сегодняшняя ситуация в отечественной культуре не может не
вызывать глубокой озабоченности у любого человека, ощущающего
свою принадлежность к русской культуре, воспитанного на ее
традициях. Суть этой ситуации может быть обозначена как
кризис национальной культуры, национального самосознания на
фоне взрывного роста феноменов антикультуры, которые
представляют собой характерные составляющие современной

цивилизации. Проблемы и противоречия человеческого бытия (индивида и общества в целом) ярко и зримо проявляются в сфере музыкальной культуры. Ведь музыкальная культура по своей сущности традиционно связана с чувственно-эмоциональным человеческим началом, и все духовные проблемы человека оказываются выраженными в музыкальной культуре наиболее видимым, конкретно-чувственным образом.

Философско-антропологический анализ русской музыкальной культуры позволяет выявить духовные основы человеческого бытия, специфику русской национальной культуры, процессы гибельного воздействия цивилизации на культуру. А это в свою очередь может дать пищу для раздумий о судьбе русской культуры на рубеже тысячелетий, и несмотря на сегодняшний кризис - может помочь найти пути выхода из него, найти возможности сохранения национальной идентичности, благодаря не просто сохранению (т.е. как бы некоей консервации), но и развитию, возрождению собственной национальной культуры.

Между тем, несмотря на множество научных, критических, публицистических и прочих работ, посвященных судьбе русской

культуры и анализу сегодняшней культурно-исторической ситуации,
обращает на себя внимание следующее: собственно философских
работ о русской музыкальной культуре, анализирующих различные
аспекты ее истории и современного состояния - оказывается
совсем немного. В основном, существуют либо специальные
музыковедческие исследования о русской музыке, либо

исследования о русской культуре в целом, общекультурологического плана.

Определенного же системного, философско-антропологического исследования русской музыкальной культуры покуда не существует, что обуславливает актуальность и перспективность разностороннего изучения данной темы: с одной стороны - как обобщения и систематизации музыковедческих и культурологических работ, с другой - как применение к данному материалу существующих философских парадигм, в частности - при анализе проблем взаимодействия (взаимоотношения) культуры и цивилизации.

Изучаемые в диссертации проблемы актуальны не только в философском, музыковедческом, либо общекультурном плане. Современный переломный период исторического пути России требует от нас осознания собственных национальных корней, защиты собственной культуры от антикультурных феноменов. Это требует конкретной работы, в том числе и в области музыкального воспитания и образования. Разработка данной темы дает для этой области немало полезного материала.

Рассматриваемая в данной работе проблематика имеет множество малоисследованных аспектов и, разумеется, требует дальнейшего исследования на стыке музыковедения, культурологии и философской антропологии.

Степень разработанности проблемы:

В работах отечественных и зарубежных авторов музыкальная
культура, как правило, исследуется на стыке социологических и
музыковедческих наук. При этом в зависимости от специализации
и интересов исследователей, подход к музыкальной культуре,
изучение ее составных частей и отличительных признаков

существенным образом различаются. Можно выделить четыре
направления исследования музыкальной культуры, которые

сложились на сегодняшний день:

  1. "Музыковедческое направление" - этот подход сложился в среде музыковедов, рассматривающих помимо чисто музыкальных вопросов те социальные проблемы истории и теории музыки, которые являются своеобразным дополнением традиционной области музыкознания. В этом отношении характерны работы Б.В. Асафьева, В.М. Беляева, М.В. Бражникова, В.Л. Васиной-Гроссман, Б.Л. Вольмана, С.Л. Гинсбурга, Б.В. Доброхотова, М.С. Друскина, О.Е. Левашевой, В.Металлова, В.И. Музалевского, Ю.Д. Холопова и др.

  2. "Эмпирическое" или "чисто-социологическое" направление -это направление исследует характер распространения и потребления музыки в обществе и отношение к ней различных общественных слоев, при этом - теми же самыми социологическими методами, которыми исследуются, скажем, потребительский рынок. Можно отметить в этом направлении работы, все-таки выходящие за рамки только эмпирического, отмечающие и фиксирующие специфику музыкальной культуры, в частности работы А.Н. Сохора, Р.И. Грубера, B.C. Цуккермана, М. Юдкина и др.

  3. "Историко-культурологическое" направление - может быть охарактеризовано подходом к музыкальной культуре как составной

части культуры в целом, исследующее взаимодействие музыки с другими видами искусств и общественной жизнью в целом. Для этого направления характерны работы В.Днепрова, Э.А. Орлова, Т.В. Чередниченко, И.Л. Набока и др.

4) "Философско-эстетическое и методологическое" направление представлено не столь широко. Среди философских работ о музыкальной культуре, музыке вообще, онтологии и сущности музыки нужно особо выделить труды патриарха отечественной философии А.Ф. Лосева, который еще в начале нашего столетия осуществил фундаментальные исследования музыки в логико-онтологическом аспекте.

В последние годы появились работы М.С. Кагана, А.С. Клюева,
М.С. Уварова, в которых дается философский анализ музыкальной
культуры. В исследованиях М.С. Кагана рассматривается место
музыки в развитии мировой художественной культуры, связи и
отношение музыки с другими видами искусств и человеческой
жизнедеятельностью в целом. А.С. Клюев разрабатывает онтологию
музыки как целостного системно-эволюционирующего явления в общем
процессе эволюционного развертывания мира. М.С. Уваров исследует
интересную проблему диалогического взаимодействия музыки и

философии, которое представляется как диалектический процесс синтеза противоположностей.

Значительное количество работ, в том числе философских,
посвящено исследованиям отечественной духовной культуры, в
которых прямо или косвенно идет речь и о музыкальной
культуре. В них исследованы важнейшие составляющие, на
которых базируется русская культура, сформулированы

теоретические основы таких исследований, выявлены специфика и различные аспекты духовной культуры. В числе этих работ труды отечественных философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.Н. Ильина,

Л.П. Карсавина, B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Н.С.Трубецкого, С.Л. Франка и многих других.

Следует особо выделить работы по философии культуры, которые представляют собой базис для исследования музыкальной культуры. Это, прежде всего, труды С.С. Аверинцева, М.М.Бахтина, И.А. Ильина, М.С. Кагана, А.А. Королькова, А.Ф. Лосева, а среди зарубежных исследователей - Т. Адорно, М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета и др.

Теоретический базис диссертации составили также философско-антропологические исследования Фихте, Шеллинга, О.Шпенглера, Х.Ортеги-и-Гассета, М. Бубера, М. Шелера, Н. Бердяева и др.

Вместе с тем, в качестве темы отдельного исследования русская музыкальная культура в философско-антропологическом аспекте еще не рассматривалась, не стала предметом специального философского исследования. Эта диссертация представляет собой попытку начать работу именно над этой проблемой.

Цель и задачи исследования;

Основная цель работы - рассмотрение конфликта

традиционной русской музыкальной культуры с современной
массовой культурой, философско-антропологический анализ

различных аспектов этого феномена, а также попытка выявить
основания русской музыкальной культуры, принципы музыкального
воспитания и образования, которые могут быть использованы в
современной педагогической практике для нейтрализации

разрушающего влияния массовой культуры.

В соответствии с этой основной целью решаются следующие задачи:

1. Предпринимается попытка исследовать с позиций философской антропологии исторические сдвиги в духовном развитии личности. Анализируется феномен музыкальной культуры и его связь с

национальной духовной культурой в целом. Исследуются различные дефиниции музыкальной культуры, выделяется базовое определение музыкальной культуры.

2. Выявляются основные составляющие и особенности русской
музыкальной культуры.

3. Рассматривается взаимоотношение категорий «культуры» и
«цивилизации».

4. Выделяются характерные черты массовой и национальной
культуры

5. Исследуются современные противоречия музыкальной
культуры и их проявление в развитии человека.

6. Раскрываются некоторые философские аспекты
музыкального воспитания и образования в традициях
национальной музыкальной культуры.

Методологическая основа исследования:

В качестве основных принципов и методов данного
исследования использовались цивилизационный подход к

человеческой истории и культуре (точнее сказать, теория локальных культур), а также системно-исторический подход к анализу культурных феноменов.

Ценной методологической основой для исследования сущности музыки и музыкальной культуры остаются работы Платона, Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

При рассмотрении различных аспектов взаимоотношения культуры и цивилизации были использованы научные положения и методологические принципы, почерпнутые из работ Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Помимо этого использовались различные теоретические положения, содержащиеся в работах философов, социологов, культурологов, педагогов и музыковедов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В диссертации обосновано философско-антропологическое
понимание музыкальной культуры как проявления не только
внутреннего духовного мира отдельного человека, но народа в целом
как «симфонической личности» (термин Л.П.Карсавина,
Н.С.Трубецкого). Среди многочисленных определений музыкальной
культуры автор выделяет в качестве ключевого понятие
национальной музыкальной культуры. В отличие от различных
псевдомузыкальных феноменов подлинная музыка связана с
глубинной музыкальной традицией народа.

2. Выявляются особенности русской музыкальной культуры и
ее связь с национальной духовной культурой в целом.
Отмечается, что основой русской народной музыки является
специфическая вокальная народно-хоровая музыка. Подчеркивается,
что в русской музыкальной культуре народная, церковная и
светская музыка не были обособлены, а влияли и обогащали друг
друга.

3. Рассматриваются отношения национальной и массовой
культуры как проявление фундаментального противостояния
культуры и цивилизации. Выделяются противоположные
качественные характеристики национальной и массовой культуры.
Массовая культура ориентирована только на развлекательность,
пассивность потребителя массовой культуры уничтожает в нем
творческое начало, минимизирует духовные запросы личности.
Национальная музыкальная традиция включает в себя не только
традиции музыкального творчества, но и традиции восприятия музыки,
что предполагает воспитание музыкального вкуса как важнейшего
компонента становления человека в культуре.

4. Исследуются противоречия музыкальной культуры,
обусловленные влиянием современной цивилизации. В числе таких
противоречий отмечаются противоречия между культурой и
техникой, между традициями и новациями, между национальным и
общечеловеческим в культуре. К числу таких противоречий
относится разорванность культуры на элитарную и массовую, а
также противоборство между "реалистическим и "чистым" искусством.
Доказывается необходимость нового, плодотворного синтеза
различных составляющих данных противоречий.

5. Рассматриваются философско-антропологические аспекты
традиций русского музыкального воспитания и образования и
возможность их применения в сегодняшних условиях. Обоснована
методология музыкального воспитания и образования,
необходимых изменений для преодоления существующего кризиса
национальной музыкальной культуры, в том числе использован опыт
собственной работы автора на музыкально-педагогическом факультете
Бийского государственного педагогического института.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основанием музыкальной культуры является национальная
музыкальная культура как проявление духовного мира народа в целом.

  1. Музыкальные феномены подразделяются на музыку подлинную и псевдомузыку в зависимости от их связи с национальной музыкальной культурой.

  2. В основе антиномий национальной и массовой культуры лежит конфликт между феноменами культуры и цивилизации.

  3. Целью музыкального воспитания должно стать приобщение к национальной музыкальной культуре.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Идеи, материалы и результаты диссертации могут быть

использованы для дальнейшего теоретического поиска в сфере духовной культуры вообще и музыкальной культуры в частности.

Исследование русской музыкальной культуры в контексте ее
взаимодействия с современной цивилизацией способствует

осознанию собственных национальных духовных основ, которые необходимо сохранить в сегодняшних быстроизменяющихся исторических условиях.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах по философской антропологии и философии культуры, при подготовке к занятиям и в проведении уроков в различных учебных заведениях, в том числе и общеобразовательных школах.

Апробация работы;

Основные выводы и положения диссертации нашли отражение в следующих работах автора:

  1. Музыка в системе образования: мировоззренческая трактовка музыкальных феноменов (студенту 030, изучающему дисциплины социокультурного цикла)// Реализация государственного стандарта высшего профессионального образования в заочном обучении педвузов России: Материалы семинара-совещания 8-9 февраля 1996 г. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - С. 74-77.

  2. Беспочвенность - это погибель культуры// Русская культура и образование: Материалы и разработки по философии и педагогике культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1997. - Вып. VII. -С. 25-26. (в соавторстве с А.А. Корольковым).

  3. Музыка в культуре XX века// История мировых цивилизаций. Проблемы исследования и изложения: Материалы всероссийской межвузовской конференции (г. Бийск, 26-28 мая 1997 г.). - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - С. 92-94.

  4. О роли музыки в передаче и сохранении культурной традиции// Культура на защите детства: Тезисы докладов и сообщений V

Международной конференции «Ребенок в современном мире: права ребенка». (Санкт-Петербург, 27-29 мая 1998 г.). - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 234-236.

5. О духовном содержании музыки// Личность и музыка: Материалы научно-практической конференции (Минск, 1-3 октября 1998 г.). - Минск, 1998. - С. 81-84.

Структура работы:

В соответствии с содержанием и логикой материала текст
диссертации подразделяется помимо введения и заключения на две
главы. В первой главе, состоящей из 3 параграфов, рассматривается
место музыкальной культуры в системе культуры, особенности и
исторические традиции русской музыкальной культуры в контексте
философской антропологии, а также фундаментальное противоречие
культуры и цивилизации в аспекте взаимоотношения национальной и
массовой культуры. Во второй главе, содержащей 2 параграфа,
исследуются противоречия современной музыкальной культуры, а
затем ведется поиск путей выхода из кризиса сегодняшней
отечественной музыкальной культуры через определенные

изменения в системе музыкального воспитания и образования.

Особенности и исторические традиции русской музыкальной культуры в контексте философской антропологии

Начиная исследование русской музыкальной культуры необходимо рассмотреть историю становления и развития русской музыки, выявить, как формировались ее характерные особенности, отличие от музыкальной культуры Запада, рассмотреть в историческом аспекте все многообразные элементы русской музыкальной культуры, их связи между собой и русской духовной культурой в целом.

Об истории русской музыки существует большое количество научных трудов, учебников, монографий. Следует отметить работы А.Л. Алексеева, Б.В. Асафьева, В.М. Беляева, М.В. Бражникова, В.А. Васиной-Гроссман, Б.Л. Вольмана, С.Л. Гинсбурга, А.А. Гозенпуда, Р.И. Грубера, Б.В. Доброхотова, М.С. Друскина, В.В. Ильина, А. Кандинского, Ю. Келдыша, О. Левашовой, Т.Н. Листовой, В.М. Металлова, В.И. Музалевского, А.Н. Николаева, Е. М Орловой, М.С. Пекелиса, В.В. Протопопова, А.В. Преображенского, Д.В. Разумовского, СВ. Смоленского, С.С. Скребкова, Н.В. Туманиной, Н.Д. Успенского, Н.Ф. Финдейзена, Б.С. Штейнпресса, В.А. Цукермана. Однако эти работы освещают главным образом вопросы музыкальной специфики. Исследованием музыкальной культуры в философском аспекте занимались М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, СБ. Крымский, Ю.Т. Лотман, А.Ф. Лосев, Э.С Маркдрян, В.М. Межуев, А.Н. Сохор, В.И. Толстых. В данной работе делается попытка рассмотреть в философско-антропологическом аспекте особенности и своеобразие именно русской музыкальной культуры. У истоков русской музыкальной культуры лежит музыкальная культура древних восточных славян, для которой еще характерно синкретическое единство практического и эстетического. Основой древнеславянской музыкальной культуры был календарно земледельческий песенный цикл. Этот цикл состоял из разнообразных песенных жанров, связанных с разными видами сельскохозяйственных работ, общественным бытом, всем жизненным укладом древних славянских племен.1 В этот цикл входили трудовые, обрядовые, величальные, хороводные игровые и лирические песни, а также заклички различных природных явлений и стихийных сил. Большинство песен земледельческого цикла являются трудовыми, они исполнялись во время каждого вида деятельности (во время весенней пахоты, огородных работ, уборки урожая и т.д.). Музыкальные черты этой древней культуры в своем первозданном виде сегодня практически невозможно восстановить. Сохранившиеся музыкально-песенные отрывки представляют собой наиболее глубинный пласт русской музыкальной культуры, на который затем наслаиваются все последующие новации и усовершенствования. В Киевской Руси народное музыкальное творчество поднимается на более высокую ступень, появляется богатырский героический эпос в виде отдельных эпических песен и былинных сказов, в которых отражалась жизнь эпохи Киевского государства. Наряду с народным песенным творчеством развиваются другие виды музыкальной культуры: церковное пение, а также прообразы светской музыки - искусство скоморохов и музыка княжеского двора, инструментальная музыка. По мере становления древнерусского государства улучшаются связи с культурой других стран. Особенно близкими были отношения с Византией. Усилению культурных связей с ней способствовало принятие на Руси христианства, византийского православия. Киевские князья приглашали в свои дворцы музыкантов из Византии и других стран, репертуар, манера исполнения и музыкальные инструменты которых заметно отличались от древнерусских. И все же с самого зарождения в сфере русской музыкальной культуры нельзя говорить о каком-либо заимствовании, слепом копировании других культур. Древнерусское церковное пение буквально с момента своего возникновения обладало своими национально-своеобразными стилистическими особенностями. Первоначальным и древнейшим распевом православной церкви является знаменный распев. Мелодии знаменного распева находятся уже в нотных книгах XII века. "Название свое знаменный распев получил от способа своего нотописания знаменами". Знаменная нотация - один из видов безлинейной нотации, не дававшей точного обозначения высоты звуков. Знаменный распев, как и русская народная песня строился на основе отдельных "попевок", то есть характерных мелодических оборотов, из которых складывался законченный напев, весь запас употреблявшихся попевок распределялся по восьми "гласам", составляющим систему "осмогласия". Существовала точка зрения о византийском происхождении древнерусской православной культовой музыки. Однако интонационно-мелодический склад знаменного пения носит характер отчетливого воздействия русской народной песни.

Антиномии национальной и массовой культуры как проявление противоречий культуры и цивилизации

Общим местом в анализе современной исторической и духовной ситуации в нашем Отечестве стала фиксация кризиса национальной культуры, засилья в современном обществе так называемой массовой культуры, которое сопровождает экспансию современной западной цивилизации. Фиксацией противоречий между национальной и массовой культурой и призывами к спасению отечественной культуры и духовности зачастую дело и ограничивается. Между тем, серьезный анализ этой ситуации и разработка путей выхода из кризиса невозможны без философской рефлексии над этими феноменами. Если же понятия национальной и массовой культуры, культуры и цивилизации в данном контексте используются скорее интуитивно, то и констатация противоречий ни к чему не приводит. В сфере музыкальной культуры дело обстоит аналогичным образом. Сколько бы мы не сетовали о том, что современная популярная музыка есть характернейшая составляющая массовой культуры, и что преобладание такой музыки ведет к утрате национальной музыкальной культуры - только эмоциональным образом невозможно не только решить, но и удовлетворительным образом поставить проблему. Поэтому прежде чем приступить к анализу противоречий национальной и массовой культуры необходимо определить, что же означают в данном контексте понятия культуры и цивилизации. Задача осложняется тем, что понятия культуры и цивилизации зачастую представляются как тождественные. Так, например, в рамках так называемого цивилизационного подхода к человеческой истории под понятием культуры (цивилизации) обозначаются специфические, неповторимые, возникающие, развивающиеся и умирающие типы социальной организации этносов или полиэтнических обществ, с присущим только им уникальным духовным складом. Впрочем, как синоним культуры понятие цивилизации выступает, как правило, у представителей англосаксонских школ в историографии и философии (в частности, А. Тойнби). Вообще же оба эти понятия чрезвычайно многозначны. О множестве толкований понятия "культура" говорилось в первом параграфе. Понятие "цивилизация" тоже до сих пор не имеет однозначного толкования, но оно все же определяется существенно проще. В мировой исторической и философской литературе понятие "цивилизация" употребляется в четырех основных смыслах: 1) Как синоним культуры; 2) Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством. Такое истолкование идет еще с античного противопоставления гражданина Рима (лат. civilis -гражданский, государственный) - варвару-иноземцу. Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. Моргана, вслед за ним у Ф. Энгельса, в наше время - у А. Тоффлера (США).1 3) Как уровень (ступень) развития того или иного региона, либо определенного этноса. В этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.д. 4) И, наконец, "цивилизация" понимается как определенная стадия в развитии так называемых локальных культур (О. Шпенглер) или культурно-исторических типов (Н. Данилевский). Это стадия деградации и упадка определенной культуры, следующая за периодом ее расцвета. Следует отметить, что обоснование такой стадии развито уже в работах К.Н. Леонтьева. Очевидно, что противопоставление культуры и цивилизации может быть исследовано именно в этом последнем контексте. При этом, для целей нашего исследования необходимо четко обозначить различие между понятием культуры в смысле культурно-исторического типа, локальной культуры или национальной культуры и понятием культуры как важнейшей духовной составляющей, квинтэссенцией всей жизни определенного народа или группы народов, их социального, религиозного, эстетического опыта. Очевидно, что всякая национальная культура (или культурно-исторический тип) развивается в социальном, техническом, материальном планах благодаря наличию культуры как духовной составляющей, культуры как хранительницы традиций и национальной идентичности. Обычно дифференциацию понятий "культура" и "цивилизация" принято соотносить с началом XX столетия, прежде всего с именем О. Шпенглера. Но предпосылки такой дифференциации встречаются уже у Канта. Об этом писали А.В. Гулыга и А.А. Корольков.1 Кант культурой называл только то, что служит благу человека, т.е. гуманистические ценности, цивилизация же, по Канту, это внешний, технико-прагматический тип культуры. Культуру и цивилизацию отличали Друг от друга русские писатели и мыслители XIX столетия Достоевский, Данилевский, Толстой, но наиболее четко - К.Н. Леонтьев.2 Это отмечает А.А. Корольков: "Культуру К. Леонтьев связывал, прежде всего, с национальным своеобразием, потому что размывание этого своеобразия означает размывание культуры. Обезличенность жизни, осуществляемая под флагами научно-технического прогресса, вхождение в мировую цивилизацию, ведет к унифицированной культуре, которую нельзя уже назвать культурой"1 К.Н. Леонтьев сформулировал закон развития любой органической системы, которому подчиняется и любая культура. Культура, по Леонтьеву, проходит три стадии: первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения.

Понятие цивилизации может быть соотнесено именно с этой последней стадией. О. Шпенглер в своей работе "Закат Европы" фактически повторяет эту философско-историческую схему, следующим образом определяя соотношение понятий "культура" и "цивилизация": "Что такое цивилизация, понятая как органически-логическое следствие, как завершение и исход культуры? У каждой культуры есть своя собственная цивилизация. Эти слова понимаются здесь, как выражение строгой и необходимой органической последовательности. Цивилизация - неизбежная судьба культуры. Цивилизация - суть самое крайнее и самое искусственное состояние".

Современные противоречия музыкальной культуры

Анализ современных противоречий музыкальной культуры строится на основе положения, зафиксированного в предыдущей главе, о том, что исходной точкой противоречий является конфликт между национальной культурой и цивилизацией. Вторжение цивилизации в культуру самых разных народов привело к глобальным изменениям в самом бытии человека, к противоречиям между различными составляющими его жизни и деятельности, к разорванности культуры на отдельные элементы, к утрате единого духовного стержня. Все эти процессы, безусловно, нашли свое отражение и в сфере музыкальной культуры. Как отмечает М.С. Каган, одна из причин сложных путей музыки в XX веке "хаотическое состояние, в котором в настоящее время находится человеческое общество. С одной стороны, художники пришли к самому крайнему индивидуализму. С другой - безграничная индустриализация, стандартизация во всех областях экономики сопровождаются социальной тенденцией, ведущей к нивелировке". В современных западных исследованиях сегодняшнее состояние культуры в целом характеризуется двумя основными типами теорий современной эпохи. Немецкий философ П. Козловски в своей работе "Культура постмодерна" характеризует их как противостояние между взглядами: с одной стороны, что мы все еще живем на исходе культуры модерна, с другой - что человечество в целом вступило в совершенно новую - постмодернистскую эпоху.1 Однако обе эти группы теорий, равно как и анализ современной культурной ситуации в нашем Отечестве, имеют общую и единую черту -ощущение того, что мы живем на изломе времен, что противоречия западной цивилизации (которая сегодня, хотим мы этого или нет, неуклонно распространилась практически на всю планету) обнажились в своей сути. Только через схватывание и описание этих противоречий может быть понят характер человеческого бытия в современную эпоху. Можно обнаружить, что музыкальная культура, не смотря на определенную специфику своего развития, несет на себе те же тенденции и противоречия, что и культурная жизнь в целом. Разумеется, нельзя говорить о прямой зависимости музыкальной культуры от происходящих в общественной жизни социальных конфликтов и катаклизмов. Хотя для нашего столетия была характерна и такая тенденция, как стремление опрокинуть все традиционное в музыкальной культуре, совершить в ней революцию, по примеру революции в науке и обществе. Конечно, такая установка не может быть верной. Тем не менее, можно выделить ряд параллелей между противоречиями в сегодняшней культуре в целом и музыкальной культуре в частности.

К первой группе таких противоречий относятся противоречия между техникой и культурой. В последнее время техника часто рассматривается в качестве решающего фактора общественного и культурного развития. Не случайно, что современную цивилизацию называют научно-технической, поскольку ее главными приметами являются техника и направленная на усовершенствование и развитие этой техники наука. Развитие техники - есть прямое следствие и один из главных симптомов цивилизации, поэтому взаимоотношение техники и культуры - один из аспектов взаимоотношения культуры и цивилизации. Эти процессы, безусловно, находят свое отражение и в сфере музыкальной культуры. Здесь особенно отчетливо видно, что технический прогресс повлиял на музыкальную культуру весьма и весьма серьезно, и многое в таком влиянии оказалось негативным. Взаимоотношение между культурой и техникой не может быть приведено к какому-то общему знаменателю. Хотя и культура, и техника являются областями человеческой деятельности и практики, при этом они несут в себе различный смысл, идущий еще от изначального значения этих терминов. Культура - по своему латинскому корню cultura - означает уход (за чем-либо), заботу (о чем-либо). Культура - это сохранение, сохранение того, что является ценностями, ценностями, прежде всего, духовными. Напротив, техника - от греческого "техне" - означает ремесло, мастерство, то есть, прежде всего прикладное умение, искусство осуществлять какие-либо цели. Но сама цель, как правило, не задается техникой. Нет ничего дурного, если техника решает какие-то конкретные цели, реализует идеи и планы, которые поставлены культурой. Но когда техническое совершенствование становится целью само по себе, либо служит целям тиражирования и потребления продуктов низкой, массовой культуры, опасность технического прогресса для культуры подлинной возрастает многократно. В сфере музыкальной культуры техническая революция дала большие возможности расширения звукового диапазона, появления новых тембров и созвучий, даже новых музыкальных инструментов. Как отмечает Л. Суслова, современные электронные инструменты порождают "поистине неограниченное многообразие звуков различных тембров, в том числе звуков и шумов, не существующих в природе. Композитор, работающий с современным оборудованием, имеет возможность широко экспериментировать со звуковой палитрой, создавать уникальные тембры и шумовые эффекты". С помощью электроники можно ускорять и замедлять звучание человеческого голоса без изменения высоты этого звучания, плавно переходить от звука, извлекаемого на одном музыкальном инструменте, к звуку, порождаемому другим музыкальным инструментом, и т.д.

Преемственность культурных традиций в системе музыкального образования и воспитания

Среди многочисленных проблем и противоречий, которые существуют сегодня в нашей отечественной музыкальной культуре, едва ли не самая важная - это утрата преемственности традиции. Образы народной музыки, передававшиеся из поколения в поколение, практически перестали звучать, умирают последние носители многовековых песенных традиций русской деревни, все активнее занимает музыкальное пространство, стремясь к тотальному вытеснению подлинной музыки, псевдомузыка массовой культуры.

В этих условиях, единственная возможность возродить нашу музыкальную культуру заключается в органическом музыкальном воспитании и образовании детей, при том, с самого раннего возраста, пока масскультура полностью не опростила и нивелировала их эстетическое чутье. При этом подлинная музыка, являясь выражением национального духа, активно служит воспитанию молодого поколения, приобщая его к традиционным духовным и нравственным ценностям. Этому способствует то обстоятельство, что музыка легко выражает огромную гамму человеческих чувств и эмоций. С самого раннего возраста ребенок чутко реагирует на музыку, причем не просто слышит и запоминает какие-то мелодии, но чувствует ее, переживает эмоциональное содержание музыкальных произведений, сопереживает тем чувствам и мыслям, которые выражены в ней. Так, уже в материнской колыбельной музыка выступает не просто средством для усыпления. Мерное перечисление уснувших вокруг животных и людей отсылает ребенка к единству окружающего мира, его гармонической ладности и устроенности, настраивает на чувство приобщенности человека ко всему окружающему. По словам, Г. Гессе, подлинная "музыка возникает из равновесия. Равновесие возникает из правильного, правильное возникает из смысла мира". Музыкальное искусство в своих лучших образцах привносит гармонию в человеческое бытие, наполняет его духовным смыслом. Подлинная музыка способна сохранять свое духовное содержание и передавать его из поколения в поколение, способствуя сохранению культурной традиции. Поэтому музыкальному воспитанию и образованию в России всегда уделялось повышенное внимание. Каждый приобщившийся к музыкальной культуре вбирает в себя частицу духовного опыта предков. Ведь, по словам оптинских старцев, "хорошее музыкальное воспитание очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений".2 В сегодняшних условиях нельзя забывать об том огромном опыте музыкального воспитания и образования, который накоплен в нашей стране в течение многих и многих лет, разными поколениями русских музыкантов и педагогов. Можно привести целый ряд примеров того, как много внимания уделяли проблемам музыкального воспитания известные русские музыкальные деятели. Горячо выступал за необходимость поднимать музыкальную культуру композитор и критик А.Н. Серов: "Искусство только тогда может процветать, когда для него подготовлена почва, а почва эта подготовляется большим и большим пониманием, сочувствием, образованностью вкуса. Понимание же искусства, сочувствие ему, образованность музыкального вкуса находится в тесной связи с распространением музыкального знания. Не всем быть художниками - но любить и понимать искусство могут и должны все".1 Главную цель музыкального просвещения Серов видел в том, чтобы научить не сочинять, а слушать музыку, то есть вникать в средства выражения, уметь наслаждаться искусством. Он верил в возможность самостоятельного развития русских музыкальных талантов. Серов видел силу искусства во влиянии прекрасного на душевные свойства человека. За народность музыкального искусства выступал также великий русский критик В.В. Стасов. Его заслуги в деле защиты и пропаганды русской национальной музыки чрезвычайно велики. Сетуя на современную ему постановку музыкального образования в консерватории, Стасов возмущался, прежде всего, тем, что консерватория высокомерно игнорирует национальную музыку, а выпускники ее представляют собой музыкантов-ремесленников, далеких от решения задач музыкального воспитания. Идеи просветительства, воспитание и музыкантов, и аудитории, приобщение посредством музыки к духовной культуре в целом, были свойственны русской классической музыкальной школе. Это выражалось, в частности, в том, что все русские музыканты-классики были педагогами (М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский, С. Танеев, Н. Римский-Корсаков, А. Серов и др.). Русская классическая музыкальная школа оказывала решающее воздействие на развитие музыкального образования в России. Педагогическая деятельность композиторов-классиков была частью их общественной жизни. Они и сочиняли не "для самих себя", не для узкого круга избранных и посвященных, но для всего народа, в расчете на понимание широкой аудитории, но при этом не опускались до ее уровня, а, напротив, стремились через собственное творчество развить культуру восприятия, художественную и духовную культуру народа.

Похожие диссертации на Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ