Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский национальный идеал в структуре национального самосознания Шишкин, Василий Архипович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шишкин, Василий Архипович. Русский национальный идеал в структуре национального самосознания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Шишкин Василий Архипович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2011.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/71

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема русского национального самосознания и национального идеала актуальна для современной России, поскольку после распада Советского Союза встали многочисленные вопросы, связанные с оценкой прошлого, выбором путей развития, защиты национальных интересов внутри и вне страны, с поиском смысла бытия русского народа. Нельзя не согласиться с С.В. Кортуновым, считающим, что все эти проблемы связаны с кризисом национальной идентичности, кризисом культуры в целом, что на кардинальные вопросы современности следует отвечать с позиции понимания многовековых национальных интересов и задач. Представление народа о самом себе, своём месте среди других народов, пути и цели развития, а также его роли в истории – это проблема национального самосознания.

Анализ НСС как междисциплинарного явления, конституирующего и смыслоопределяющего бытие русской нации, позволяет глубже осмыслить историческое развитие русской культуры в целом. В частности, русской и российской государственности, экономики, социальных явлений, а также трансцендентных и антропологических аспектов. Значимость исследования НСС возрастает и потому, что в последние десятилетия очевиден очередной системный кризис русской культуры в целом, а не её отдельных уровней или компонентов. На поверхности это выражается в неуклонном снижении численности русской нации, в различных других негативных явлениях.

Причина такого состояния – прежде всего в духовно-политическом кризисе, сомнении в своих многовековых ценностях и идеалах самой русской нации, утрате духовных опор и ориентиров, в глубоком сомнении в безопасности текущего бытия и будущих поколений. В условиях вызовов глобализации национальным культурам, навязывания ценностей утилитаризма, индивидуализма и всеобщей конкуренции, ранее не свойственных русской культуре, актуализируется проблема исследования русского национального идеала, проблема влияния идеала на различные стороны бытия культуры, а также методологическая проблема определения места его самого в структуре НСС, более строгого анализа структуры НСС.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время к проблеме НСС имеются следующие подходы: географический детерминизм, рационализм, интуитивизм, органицизм, социал-дарвинизм и расизм, формационная теория (марксизм) с разновидностями, цивилизационная теория (культурно-исторических типов) с разновидностями. Каждый из них – это исследование феномена НСС под определённым углом зрения: как явления либо социального, либо природного, либо духовного.

Проблема национального самосознания освещалась в исследованиях национального менталитета, русской идеи, национальных характеров и образов мира, национальных отношений и национализма, общественных, правовых и политических идеалов, интересов и ценностей и других вопросов. Трансформации и формам проявления, сущности и структуре, интегративным качествам менталитета посвящены исследования С.В. Вальцева, А.А. Григорьевой, Н.Н. Губанова, В.В. Егорова, Р.З. Зулькарнаевой, Г.В. Жарковой, Т.С. Корнеевой, Ф.В. Советова, И.Н. Супарова, В.К. Трофимова и другие. Исследованию русской идеи, мессианизма посвящены диссертации Е.В. Голошумова, С.Н. Кочерова, В.М. Сторчака, И.В. Шарковой и другие.

Национальные отношения, противоречия и конфликты, политика исследованы Д.А. Абгаджавой, Е.Л. Викторуком, Гасановым И.Б., Б.Б. Жамсуевым, В.Д. Шаколюковой, В.М. Шевцовым. Национальные интересы исследовались Ю.Н. Касперовичем, Б.С. Мухановым. Этническим аспектам НСС посвящены диссертации Ф.Ю. Албаковой, К.К. Атаева, А.Я. Зарипова, П.В. Кузнецова, Л.Я. Михайловой, С.И. Цая, М.М. Шахбановой, Ф.С. Эфендиева. Проблемам национализма посвящены исследования Ю.Д. Гранина, Н.А. Мосуновой. Национальный образ России и национальная идентичность исследовались И.В. Борисенко, А.С. Зайцевой, И.В. Татаренко, А.Ю. Хамнаевой. Нация, как социокультурное образование, и роль национального самосознания рассмотрены в диссертации В.П. Торукало. Вопросы трансформации ценностей и политических институтов, цивилизации в переходной России отражены в исследованиях С.А. Бурцева, А.Г. Дугина, М.С. Кочергина, А.А. Лактионова, Ю.И. Мирошникова, О.В. Салтыковой, В.Р. Свечкарёвой, А.М. Пономарёва, А.А. Федоровских. Национальный характер и дух отражён в исследованиях З.А. Авгановой, Л.А. Коневских, В.Е. Фомина, И.В. Храмова. Политический и общественный идеалы отражены в исследованиях М.Ю. Билаоновой, А.М. Кумыкова, Т.А. Лушкиной, С.Н. Шумилова. Наконец, исследование проблемы сущности и противоречий НСС предпринято Д.Г. Абуладзе.

Вместе с тем, национальное самосознание мало исследовано как междисциплинарное целостное образование в категориях на уровне сущности; недостаточно освещены вопросы методологии его структуры, переходов сущности в формы и форм друг в друга. В философии культуры практически не исследуется система противоречий НСС, проблема этапов его исторического развития, форм и видов самосознания, превращённых форм. Проблема собственно национального идеала как ядра культуры и источника её развития в отечественной философии практически не ставилась.

Проблемы русского национального самосознания и идеала отражаются в разнообразных источниках, отражающих единство и многообразие русского национального бытия. В трудах по истории России, мировой истории и истории культуры А.Н. Боханова, Б.Д. Грекова, Н. Дэвиса, А.А. Зимина, Д.И. Иловайского, Н.М. Карамзина, С.Г. Кара-Мурзы, Э. Каррер д’Анкосс, В.О. Ключевского, В.В. Кожинова, Н.И. Костомарова, М.И. Кояловича, А. де Кюстина, В.В. Леонтовича, Л.В. Милова, М.В. Назарова, Н.А. Нарочницкой, Д. Норвича, С.В. Перевезенцева, Б.С. Рыбакова, А.Н. Сахарова, В.Г. Сироткина, С.М. Соловьёва, Р.Г. Скрынникова, Е.В. Тарле, А.Дж. Тойнби, С.А. Токарева, А.И. Уткина, Б.Н. Флори, Дж. Хоскинга и других. В них рассматриваются вопросы исторического развития России, форм политической, социальной и духовной жизни русского народа, осознаются особенности России как отдельного культурно-исторического типа, причины её особенностей – суровый климат и гигантские пространства, принятие православной религии, жёсткая централизованная власть, длительное существование общинных отношений.

В философских работах И.С. Аксакова, В.Г. Белинского, Н.А. Бенедиктова, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Б.П. Вышеславцева, Г. Гегеля, А.И. Герцена, А.В. Гулыги, С.Ф. Денисова, В.В. Егорова, В.К. Егорова, И.А. Ильина, В.К. Кантора, Н.В. Карлова, И.В. Киреевского, Н.Г. Козина, С.В. Кортунова, В.И. Ленина, К. Маркса, М.А. Маслина, В.М. Межуева, В.В. Николина, А.С. Панарина, И.К. Пантина, В.Я. Пащенко, Д.В. Пивоварова, П.А. Рачкова, В.В. Розанова, Н.С. Розова, Ю.Ф. Самарина, Ю.И. Семёнова, В.С. Соловьёва, А.Г. Спиркина, Л.Н. Столовича, Э. Трёльча, П.А. Флоренского, Д.М. Федяева, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева, С.В. Чешко, Л.И. Чинаковой, О. Шпенглера, В. Шубарта, К. Ясперса, А.И. Яценко и других. В их трудах в различных подходах отражена специфика русского национального самосознания, выражаемая в ценностях, идеалах, религии, идентичности, русской идее, идеологиях; определяются задачи и способы цивилизационного развития России, вопросы границ культурной трансформации.

В трудах по социологии, этнопсихологии, психологии К.А. Абульхановой, Н.Я. Данилевского, А.Г. Здравомыслова, А.А. Зиновьева, Б.Ю. Кагарлицкого, О.В. Крыштановской, Н.И. Лапина, Д.А. Леонтьева, О.А. Михневича, П.А. Сорокина, Н.Е. Тихоновой, В.А. Ядова, В.Г. Япринцева и других; в трудах по культурологии и политологии Ю.В. Бромлея, Р. Барта, З. Бжезинского, Ю.М. Галеновича, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилёва, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н. Макиавелли, А.А. Миголатьева, П.Н. Савицкого, Н.А. Струве, Н.С. Трубецкого, К.А. Феофанова, С. Хантингтона, А. Цуладзе и других; в трудах по этнографии и этнологии В.Г. Бабакова, Ю.В. Бромлея, С.И. Брука, С.Т. Калтахчяна, М.В. Крюкова, В.М. Семёнова, В.А. Тишкова и других. В их трудах также с различных научных и идеологических позиций исследуются особенности формирования русской культуры в политической, социальной и религиозной сфере. Выдвигаются концепции возникновения и развития культур и цивилизаций: культурно-исторических типов, смены формаций в ходе развития этноса в народ и нацию, цивилизационных циклов, пассионарного этногенеза, евразийства как срединной цивилизации между Востоком и Западом, национального эроса, эпифеноменальности нации. В зависимости от позиции авторов России предназначается роль культурной водительницы наций, или автаркического субъекта истории, или периферии мировой истории. Исследуются национальные интересы и ценности, этапы политического развития России и другие вопросы.

В русской философии исследовались идеалы этический, религиозный, эстетический, государственный, общественный, но все эти идеалы не являются национальным идеалом, потому что не отражают в себе всю целостность культуры, а национальный идеал должен выражать, опираться на всю культуру, интегрировать её в себе. Русский национальный идеал является ядром культуры русской нации (великороссов, украинцев и белорусов, живущих в РФ), но в силу комплементарности русских другим этносам, живущим рядом с ним на территории России, русская культура, культура более 80% населения страны, объективно служит ядром формирования российской нации. Независимо от того, как будут называться её представители: русскими или россиянами. Как известно, современные нации везде имеют разное этническое и разное конфессиональное происхождение. В силу этого необходимо выяснить, что происходит в самом ядре русской культуры, то есть исследовать русский национальный идеал.

Проблема исследования русского национального идеала может быть сформулирована в следующих задачах:

1. Выявить структуру национального самосознания, а также дать определение национального самосознания;

3. Определить место национального идеала и национальной идеи в структуре национального самосознания;

4. Раскрыть содержание категорий национального самосознания – национальных потребностей, интересов, ценностей и идеалов;

5. Раскрыть содержание категории «прототип русского национального идеала» в историческом и логическом контексте развития национального самосознания и показать активную роль прототипа в развитии идеала и культуры в целом;

6. Выявить структуру русского национального идеала, дать его определение, раскрыть его сущность как ядра национального самосознания и общего закона развития культуры;

7. Показать характер взаимосвязи русской идеи и русского национального идеала, а также процесс развития национальной идеи;

8. Раскрыть процесс формирования русского национального идеала как сложного единства ценностей в «вертикальном» и «горизонтальном» разрезах;

9. Раскрыть процесс и формы реализации национального идеала в культуре России.

Методологические и теоретические основы исследования. Со времени написания К. Марксом «Капитала» известно, что исследование общественных процессов возможно тогда, когда они приобрели зрелые формы, а Г. Гегель подчёркивал, что невозможно понять результат развития без исследования процесса становления, то есть, необходимо применять исторический метод. Национальное самосознание и национальный идеал, как его ядро, – это синтез уже отражённого в сознании бытия, обновляющегося отражения живого бытия народа и, в свою очередь, непрерывного воздействия сознания на бытие.

Первая предпосылка данной работы исходит из того, что проблему национального самосознания необходимо рассматривать в его развитой форме и невозможно рассматривать без истории зарождения и развития. Вторая предпосылка заключается в том, что проблема НСС заведомо междисциплинарная в силу того, что оно отражает и активно воздействует на единство бытия народа, как носителя самосознания, поэтому в философском анализе следует привлекать для рассмотрения различные источники русской культуры и общественные науки, всесторонне отражающие творчество самого народа.

Теоретической основой настоящего исследования являются теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского с её разновидностями, формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, теория общества как социального организма; кроме того, исследования проблем русского менталитета, национальной идеи, интересов, ценностей и идеалов, диалектических противоречий; а также исторические, социологические, психологические, политологические, экономические, этнологические теории.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании выдвинуты и обосновываются следующие положения:

– выявлены существование двух слоёв в структуре национального самосознания – менталитета и концептуально-идеологического слоя – и их разная роль в НСС;

– выявлена роль национального самосознания как конституирующего признака нации;

– сконструирована модель «русский национальный идеал как триединая сущность» и выявлена роль национального идеала как закона бытия и развития нации и её самосознания, выявлены антропологические и трансцендентные аспекты содержания идеала;

– выявлена глубинная связь русского национального идеала с русской идеей в религии, а также соответствие зрелости национальной идеи зрелости национального самосознания;

– сконструирована модель «прототип национального идеала» как активной относительно самостоятельной составляющей идеала, как формы его саморазвития и как критерия смены этапов развития национального самосознания, как причины автоколебаний русской культуры, выявлены антропологические и трансцендентные аспекты содержания;

– раскрыты противоречия внутри национального идеала, между ним самим и его прототипом, между идеалом и его опорами-заменителями;

– сконструирована модель формирования национального идеала в четырёх условиях реализуемости, пяти уровнях вертикального строения и трёх ценностных группах горизонтального строения;

– сконструирована модель алгоритма реализации национального идеала в трёх уровнях: категории НСС – структура НСС – формы действительности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальное самосознание это конституирующее бытие нации сознание, сформировавшееся в историческом бытии отношение нации и её членов к Богу, к себе и месту среди других народов, к смыслу и целям своего бытия, как уникального явления истории через своё творчество и жизнедеятельность, через потребности, интересы, ценности и идеалы.

2. Триединый характер идеала как единство социального, политического и духовного идеалов; в частности, русский национальный идеал – это единство и братство на основе правды.

3. Духовно-политический идеал как прототип русского национального идеала, как критерий смены этапов развития национального самосознания и как причина автоколебаний русской культуры.

4. Русская идея как историческое призвание нации, как то, что может дать нация другим нациям, имеет глубинное родство с русским национальным идеалом через духовный идеал, характеризует специфику национальной культуры и отражает своим развитием зрелость самой нации.

5. Процесс формирования национального идеала имеет четыре условия осуществимости – а) предпосылка в виде фиксации неудовлетворённости нации состоянием текущих дел, б) идеал как совершенный образец и общая цель, в) отражение в идеале коренных интересов нации, г) содержание идеала определяется способом его усвоения – через мифологию, религию и идеологию; пять уровней вертикального строения – потребности, интересы, ценности, идеал сферы самосознания, национальный идеал; три ценностных группы как основа горизонтального строения. При этом выявляется, что идеалы сфер самосознания переводят социальные смыслы в смыслы культуры и антропологии, а национальный идеал является синтезом синтезов, конституирует единство и устойчивость культуры.

6. Алгоритм реализации национального идеала имеет три уровня: на уровне категорий, структуры самосознания и на уровне форм действительности. Алгоритм реализации выявляет большое сходство элементов структуры заимствования идеала и его гомогенного развития, что доказывает сопротивление культуры некритическому заимствованию инокультурных новаций во всех сферах культуры.

Теоретическое и практическое значение исследования. В данном диссертационном исследовании проведён междисциплинарный анализ национального самосознания, как целостного образования и как конституирующего признака нации, а также русского национального идеала как ядра национального самосознания и культуры. Вместе с тем, теоретические выводы данной работы выходят за рамки «чистого» философствования – в сферу экономической, политической и социальной практики. С развитием теории национального самосознания и национального идеала в дальнейшем возможно вырабатывать социальные, политические и экономические решения, не противоречащие глубинным тенденциям развития отечественной культуры, но вместе с тем учитывающие необходимые в данное историческое время коррективы.

Апробация работы. Материалы исследований по проблеме НСС были опубликованы автором в журнале из списка рецензируемых изданий в соответствии с требованиями ВАК «Омский научный вестник», в журналах «Вестник развития науки и образования», «Научная жизнь», в материалах всероссийской и международной научно-практических конференций в городах Ульяновске, Пензе. Результаты исследований использовались при проведении занятий по философии культуры и политической культуре в рамках учебных дисциплин «Философия» и «Политология» в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета.

Структура и объём работы. Структура исследования включает введение, две главы, заключение, библиографию, включающую 254 наименования. Работа изложена на 180 страницах компьютерной вёрстки.

Похожие диссертации на Русский национальный идеал в структуре национального самосознания