Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Алексеев Дмитрий Игоревич

Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт)
<
Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеев Дмитрий Игоревич. Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 140 c. РГБ ОД, 61:04-9/626

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Природа национального самосознания

Глава II. Национальное самосознание в России

Глава III. Динамика межэтнических отношений

Заключение

Литература

Природа национального самосознания

Одним из существенных признаков нации как начала гражданского выступает национальное самосознание. Национальным самосознанием во многом определяется статус нации как субъекта истории в силу интегра-тивного (духовно-эмоционального, интеллектуального) концентрата «духа народа».

Самосознание групповых общностей основывается на осознании последними своих интересов. А.К.Уледов указывает, что самосознание является стержнем сознания социального субъекта. Самосознание представляет собой духовные образования, в которых социальный субъект осознает общие, коренные интересы, место в обществе, отношение к другим классам, к государству, к обществу в целом. Именно данными факторами определяется место самосознания в сознании социального субъекта, значение его жизнедеятельности1.

Осознанность социальными субъектами интересов, потребностей составляет суть самосознания. Самосознание отражает бытие через призму адекватного, объективного видения интересов, потребностей субъекта.

В советской общественной мысли национальное самосознание трактовалось достаточно узко. Большинством этнографов, социологов, психологов суть национального самосознания сводилась к осознанию индивидом принадлежности к определенной национальной общности. В 60-е гг. вопрос национального самосознания обострен С.Т.Калтахчяном, писавшим, что национальное самосознание включает сознание этнической общности, отношений к другим этносам; приверженность национальным ценностям, языку, территории, демократической культуре; осознание социально-государственной общности; патриотизм.

Дискуссии о природе национального самосознания оживились в 70-80-е гг., среди участников - Ю.В.Бромлей, Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, М.И.Куличенко и др. Ю.В.Бромлей указывал, что под национальным самосознанием необходимо понимать комплекс представлений национальности о себе, интересах, ценностных ориентациях, установках по отношению к другим национальностям2.

А.К.Уледов дает более широкое определение национального самосознания: национальное самосознание проявляется как совокупность идей, взглядов, чувств, связанных, во-первых, с самоопределением национальной общности, осознанием своего места среди других национальных общностей, и, во-вторых, с осознанием общественно-политических ценностей3. Л.М.Дробижева определяет национальное самосознание как духовное образование, включающее национальные автостереотипы, представления о территории, культуре, языке, об историческом прошлом, также эмоциональную составляющую - отношение к культурным, историческим ценностям своего народа. Определяющим в национальном самосознании являются национальные интересы, стимулирующие деятельность людей4.

В структуру национального самосознания входит система автостереотипов (устойчивых, зачастую иррациональных представлений, оценок и т.д., связанных со своим народом), гетеростереотипов (связанных с нациями-соседями), соответствующий комплекс установок5.

Функциями национального самосознания выступают: познавательная, эмоционально-ценностная, регулятивная. Познавательная функция заключается в осознании «мы», своей реальности, отсюда начинается процесс интенсификации познавательной активности самосознания. Эмоционально-ценностная - в складывании системы оценочной информации о культурных традициях, их развитии. Регулятивная функция самосознания - в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении воли нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению.

Самоопределение - конструктивный акт самовыражения, самоутверждения. Потребность в самоопределении - один из важнейших побудительных мотивов жизнедеятельности нации. С самоопределением связана деятельность нации, направленная на дальнейшее самосовершенствование, полную реализацию себя как творца собственной истории, преобразование собственного наличного бытия.

Стремление к самосовершенствованию основывается на механизмах саморегуляции, предполагает наличие у нации ясно осознанных целей, идеалов. Желание нации в самосовершенствовании связано с соответствующим уровнем национального самосознания, т.е. с таким его уровнем, когда оно включает в себя адекватные представления о прошлом, настоящем, потенциальных возможностях нации. Самосовершенствование нации тем успешнее, чем адекватнее отражены в ее самосознании потенциальные возможности, чем реальнее цели, которые нация ставит перед собой.

В зависимости от того, насколько систематизирована, концептуально выражена та или иная совокупность духовных образований (идей, взглядов, представлений), можно утверждать о наличии или отсутствии идеологии.

Национально-государственная идеология предстает специфической настройкой эмоционально-волевой, сознательной сферы, противостоящей социальной деструкции, центробежности, развалу, способствующей консолидации общества, привнося элементы стабильности, инвариантности, непрерывности, стимулируя положительное творение национальной истории.

. Национальное самосознание в России

Оценивая итоги социалистической революции, Н.Ф.Федотов указывал на противоречия, которые сформировались в обществе в результате недальновидной национальной политики большевиков. Он писал: «Никто не станет отрицать угрожающего значения сепаратизмов, раздирающих тело России. За одиннадцать лет революции зародились, развились, окрепли десятки национальных сознаний в ее расслабевшем теле. Иные из них приобрели уже грозную силу. Каждый маленький народец, вчера полудикий, выделяет кадры полуинтеллигенции, которая уже гонит от себя своих русских учителей. Под покровом интернационального коммунизма, в рядах самой коммунистической партии складываются кадры националистов, стремящихся разнести в куски историческое тело России. Казанским татарам, конечно, уйти некуда. Они могут лишь мечтать о Казани как о столице Евразии. Но Украина, Грузия (в лице их интеллигенции) рвутся к независимости. Азербайджан и Таджикистан тяготеют к азиатским центрам Ислама. Революция укрепила национальное самосознание всех народов, объявила контрреволюционными лишь национальные чувства господствовавшей вчера народности» («Будет ли существовать Россия?»). Федотов подчеркивал необходимость формирования национального самосознания в российских масштабах, избегать национализма, преодолеть сепаратистские тенденцию в силу сохранения исторического державного целого.

И.А.Ильин указывал на сохранение единого государства российского. В работе «Россия есть живой организм» им указывается: «Россия есть единый живой организм: географический, стратегический, религиозный, языковый, культурный, правовой и государственный, хозяйственный и антропологический. Этому организму несомненно предстоит выработать новую государственную организацию. Но расчленение его поведет к длительному хаосу, ко всеобщему распаду и разорению, а затем - к новому собиранию русских территорий и российских народов в новое единство. Тогда уже история будет решать вопрос, кто из малых народов уцелеет вообще в этом новом собирании Руси. Надо молить Бога, чтобы водворилось как можно скорее полное братское единение между народами России».

Обострение проблемы национального самосознания в России определяется рядом объективных факторов.

1. Необходимостью сохранения собственных национальных интересов в период усиления экспансии Запада. Н.Я.Данилевский на рубеже XX в. размышлял: «...Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем и такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т.д., - материалом, который можно бы формировать и обделывать по образцу и подобию своему, как прежде было надеялись, как особливо надеялись немцы, которые несмотря на препрославленный космополитизм, только от единой спасительной германской цивилизации чают спасение мира. Европа видит поэтому в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало.

...Европа признает Россию и славянство чем-то для себя чуждым, и не только чуждым, но и враждебным. Для беспристрастного наблюдателя это неотвержимый факт» . Исторически Россия заявляла о своем геополитическом масштабе, оказывая влияние на развитие мировой цивилизации. Важность сохранения геополитического веса остается серьезной задачей, стоящей перед российским государством.

2. Сохранением собственной национальной самобытности. П.Н.Милюков критично относительно советского прошлого указывал: «Процесс народной жизни не укладывается в рамки советского управления, советских декретов. Существуют две России: одна - верхняя оболочка, шелуха - это Россия советской власти, а другая - та, что живет под этой оболочкой своей подлинной жизнью и притом настолько сильной и полной, что никакие декреты, никакие распоряжения советского чиновника не могут исказить существа и основ этой жизни. Они могут в значительной степени ее затормозить, испортить жизненный процесс, но остановить его не могут. И в своей тактике мы должны опираться на этот про цесс жизни в России. Главное - Россия и то, что там делается. Нельзя ра доваться, когда в России происходят народные бедствия, когда в России становится хуже. Все положительное, что может - не благодаря, а вопреки большевикам - проявиться в процессе русской жизни, все это не только приемлемо, но и в высшей степени желательно»18. Проблема обретения социальной идентичности в настоящий момент звучит не менее остро.

3. Культивированием самобытных культурных ценностей, участвующих в диалоге мировых цивилизаций. А.Г.Дугин характеризует современную ситуацию: «Распад СССР, крах советской идеи в качестве национальной оставил вакуум. Образ новой «демократической» России остается довольно смутным. Последнее десятилетие новейшей российской истории показывает, что прочно утвердившиеся у власти западнические элиты даже в такой короткий срок значительно эволюционировали. Первые радикальные либерал-демократические идеи постепенно стали уступать место западническому консерватизму. В течение 90-х мы прожили на новом этапе в резюмированной (почти пародийной) форме XVIII век и вступили в XIX. Прямая русофобия младореформаторов на глазах уступает место «просвещенному консерватизму» и «умеренному европеизму».

Власть в современной России в поисках Национальной Идеи пока остается в рамках западничества (от либерализма до консерватизма). Но из этого обстоятельства нельзя делать выводов относительно того, что такая ситуация стабильна и предопределит образ России в достаточно долгой исторической перспективе. Состояние общественного сознания таково, что большинство россиян мировоззренчески, безусловно, ориентированы на совершенно иную модель - на модель евразийского типа»19.

Динамика межэтнических отношений

Динамику межэтнических отношений рассмотрим исходя из насущных вопросов внешней и внутренней политики.

Внешне-политический аспект: национальное самосознание в условиях глобализации. Глобализация - необратимая тенденция современности, определяющая облик будущего общества, каждой цивилизации, страны, затрагивающей коренные интересы всех народов.

Идеологию глобализма необходимо рассматривать в аспектах: экономическом, политическом, духовном, проявляющихся как с положительной, так и с отрицательной сторон. Объединяющим началом экономической сферы выступает идея рынка. Специфический момент проблемы заключается в том, что через оказание финансово-экономической помощи другим странам с целью осуществления рыночных реформ происходит реализация рычагов рыночного принуждения. Политический аспект предполагает реализацию демократических ценностей, изначально сформированных в рамках европейского пространства. Духовный аспект актуализируется через пропаганду потребительских ценностей, вытеснение национальных культурных традиций в результате распространения стандартизированной (массовой) культуры. Эталон культуры диктуется прежде всего рыночным спросом, в результате формируется стиль поведения, ценностные императивы потребителей. В культуру внедряются стандартизированные моральные нормы, такие как «культ удовольствия», «право силы» и др. Национальные культурные ценности утрачивают доминирующее положение в культурных образцах.

В настоящее время реализуется модель глобальной цивилизации, негативные тенденции которой - усиление разрыва между богатым меньшинством и бедным большинством, нарастание опасности столкновения цивилизаций, обострение глобальных проблем. Необходима новая стратегия развития мирового сообщества, ориентированного на глобальное устойчивое развитие, на равные условия развития всех стран и народов, на диалог цивилизаций в разрешении глобальных проблем нового века при сохранении многообразия цивилизаций, культур.

Механизм реализации новой модели глобализационного развития основан на принципах партнерства цивилизаций, народов. Необходимо формирование соответствующей идеологии глобального гражданского общества, создание глобального права, складывание экономического механизма партнерства государств и цивилизаций.

Модель глобализационного развития общества не может не учитывать всех его противоречий. Приведем несколько теоретических точек зрения на природу проблемы единства современного мира. С.Хантингтон констатировал о стирании национальных различий и обострении цивили-зационных. Мнение о цивилизационнных противоречиях современности достаточно распространено. «Концепция цивилизации стала в настоящее время, - писал О.Андерле, - доминирующей историко-культурной категорией, сходной по значению с преобладавшей ранее концепцией нации. Мышление в национальных терминах сменилось мышлением в цивилиза-ционных терминах». Достаточно распространенной стала идея о столкновении между цивилизациями Востока и Запада после событий в США 2001 г., а также после крупных террористических актах в других странах, американской интервенции в Ираке.

З.Бжезинский подтверждал возрастающую роль национализма в современную эпоху. У.Альтерматт описывал обострение межнациональных и межэтнических конфликтов даже на благополучном Западе (Канада, Испания, рост влияния националистов в Австрии и т.д.)

Существуют и другие объяснения обострения различий, роста конфликтности. У.Бек подчеркивал, что вместе с глобализацией разрушается система принципов, на основании которых организовывались и жили общества и государства. Глобализация - одновременно процесс разрушения единства национального государства, национального общества, в итоге образуются новые силовые, конкурентные отношения, конфликты, пере-сечения . З.Бауман рост национализма, активизацию этно-национальных ориентации также связывает с ослаблением роли национального государства. Социокультурные тенденции выступают ответом личности на вызо-вы, порождаемые процессом глобализации . «Проблема, мучающая людей, - отмечает З.Бауман, - состоит не только в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт».

Введение к работе

Актуальность исследования. Причины обращения к проблеме национального самосознания заключаются в необходимости рефлексии:

  1. современной геополитической ситуации страны;

  2. осложнения процессов межэтнического взаимодействия на постсоветском пространстве;

  3. кризиса либеральных (западных) ценностей, материализованных в ходе реформ 90-х гг.

Мировая практика показывает, - государства, находящиеся в состоянии упадка, могут совершить державный рывок благодаря объединительной национальной идее. Так происходило в Германии, Японии, потерпевших военный, политический крах во II Мировой войне.

Развитие страны невозможно без понимания сущностных оснований национального самосознания, приводящих к уточнению базовых скрепляющих начал государственности. В условиях России обостряется вопрос межэтнического взаимодействия, от успешности разрешения которого зависит укрепление территориальной целостности, налаживание эффективного хозяйственного механизма, формирование единого ценностного культурного пространства.

Степень разработанности проблемы. Историческая традиция изучения природы этноса, нации закладывается Н.А.Бердяевым, Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, Н.О.Лосским, П.Н.Милюковым, В.С.Соловьевым, П. А. Сорокиным, Н.Ф.Федотовым, П.М.Хомяковым, Г.Г.Шпетом и др. П.М.Хомяков началами национальной целостности признает язык, государственность, реализуемую в интересах личности; П.А.Сорокин основу нации видит в единстве территориального, культурного; И.А.Ильин рассматривает страновую общность на основании един-

ства географических, религиозных, языковых, культурных, правовых, го
сударственных, хозяйственных факторов; Н.Ф.Федотовым отмечается ис
торическая детерминанта как базовая в державном единстве;
Н.Я.Данилевским указывается на необходимость введения концепта циви
лизации для понимания страновых отличий России.

В советской обществоведческой литературе долгое время вообще
не употреблялось понятие «этнос», различение общностей производилось
с помощью категорий «племя», «народ», «нация». Критический анализ ев
ропоцентризма, идей прямолинейного восходящего прогресса заставил
усомниться в возможностях использования триады как для классифика
ции, так и выявления специфики взаимоотношений реально существую
щих общностей. Ю.В.Бромлеем в 1970-1980-е гг. вводится в оборот по
нятие этноса. В 80-е гг. появляются работы, раскрывающие содержание и
функции национального самосознания. Это - труды А.Г.Агаева,
А.А.Аклаева, В.Г.Бабакова, М.Н.Губогло, А.И.Деронченкова,

Л.М.Дробижевой, А.А.Захарова, А.Г.Здравомыслова, Г.У.Солдатовой,
А.К.Уледова, К.Хабибуллина, М.А.Чешкова и др. Проблемы межнацио
нальных отношений на современном этапе развития евразийской цивили
зации обсуждаются А.С.Ахиезером, А.Г.Дугиным, Л.Д.Гудковым,
М.В.Иорданом, В.В.Ильиным, С.В.Лурье, Э.А.Поздняковым,

Е.Н.Соколовым, В.А.Тишковым, Р.М.Шариповой, В.В.Шелохаевым, др. Среди зарубежных работ в области межэтнических отношений выделяются сочинения У.Альтерматта, Б.Андерсона, Ф.Барта, З.Баумана, П.Брасса, У.Бека, П.Ван ден Берга, Э.Геллнера, Ж.Девере, Р.Джекинса, Г.Лебона, С.Леви, А.Лейпхарта, Л.Нидерле, М.Олсона, К.Оффе, Р.Мэста, Дж.Ротшильда, А.Смита, С.Хантингтона, С.Энлоу и др.

Автор опирается на основные документы, касающиеся межэтнических отношений: «Всеобщая декларация прав и свобод человека ООН», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1996), Парижская хартия всей Европы (1990), европейская «Декларация о хартии народов и регионов» (1996). Среди отечественных документов -первый перестроечный закон СССР, посвященный этническим вопросам -«О национальном развитии граждан, проживающих за пределами своих национально-территориальных или национально-административных образований» (1990), «Концепция государственной национальной политики РФ», Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (1991), Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» (1991), Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996), Концепция национальной политики РФ, статья 72 Конституции РФ (содержит формулировку «основ федеральной политики» и «федеральных программ» в области «национального развития»), федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005)» (2001).

В работе используются результаты социологических исследований.

Объект исследования - национальное самосознание в рамках межэтнических отношений современной России.

Предмет исследования - особенности национального самосознания в структуре межэтнических отношений на российском постсоветском пространстве.

Цель исследования - выявить специфику национального самосознания в структуре межэтнических отношений современной России.

Задачи исследования:

охарактеризовать природу национального самосознания;

выявить особенности национального самосознания в России;

- оценить динамику межэтнических отношений в стране.
Научная новизна работы.

охарактеризована природа национального самосознания как системы ценностей культуры, отражающих национальную идентичность; нация предстает как групповая целостность, наделенная культурно-исторической, политической, хозяйственной, территориальной спецификой; выделяются основные функции национального самосознания - познавательная, эмоционально-ценностная, регулятивная. Национальное самосознание нацелено на самоопределение, строится на понимании целей, идеалов развития, выражается в идеологии, укрепляющей единство нации как социально-политической общности;

выявлены характеристики отечественного национального самосознания; отход от формационных установок, утверждение цивилизаци-онного подхода позволяет квалифицировать Россию как автономный этнокультурный ландшафт - евразийский. На оформление российской цивилизации оказал влияние ряд факторов: геоклиматический, геополитический, географический, державный. Россия как особый цивилизационный ареал предстает мощным монархическим государством, объединением культурных, исторических, хозяйственных, ментальных зон народов, реализующим начала веротерпимости в условиях поликонфессиональности. Национально-государственная идеология, являющаяся совокупностью как универсальных, так и локальных целеориентирующих установок, императивов, нацелена на консолидацию нации на основании реалистических моделей добротной жизни, достижения баланса горизонтально этнического и вертикально государственного;

- оценена динамика межэтнических отношений в стране с пози
ций внешней и внутренней политики. Суть трансформаций - в переходе к
умеренным, трезвым, гуманитарно адаптированным возможностям, ут
верждающим солидарность, преемственность, гуманизм, государствен-

ность. Принцип органической демократии строится на основании полной, естественной гармоничности национальных связей, обеспечивает гарантии, равнодостоинство, равноправие, в то же время способствует проведению национальных интересов на державном уровне. Их реализация - в направленном патронировании нацменьшинств с поддержанием общегражданского равноправия, культурно-экзистенциальном, а не территориально-государственном самоопределении. Россия - соединение равноправных народов, интегрируемых на началах партнерства, сотрудничества, единства исторического и фактического существования.

Охарактеризована институционализация национального самосознания в условиях глобализации; она сводится к обострению национальной, цивилизационнои идентичности. Культурные разломы современной цивилизации определяются противоречиями между общечеловеческими и национальными интересами, между гомогенизацией и диверсификацией, совместимостью и несовместимостью жизненных укладов.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В диссертационном исследовании используются примордиалистская, конструк-тивисткая поисковые платформы.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса национального самосознания, его роль в контексте оптимизации социального устроения.

Практическая значимость исследования. Данные диссертации могут быть использованы в высшей школе - при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии.

Апробация научного исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии, культурологии и права МГИУ и рекомендована к защите.

Результаты исследования излагались на Ломоносовских чтениях 2003 г. в МГУ.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее задачами и принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (Отечественный опыт)