Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Чжэн Чжилянь

Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае
<
Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чжэн Чжилянь. Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Владивосток, 2006.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/395

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема осмысления взаимодействия культур Китая и Запада в сфере образования 15

1.1 Духовные основания кросс-культурного взаимодействия китайской и западной культур 16

1.2 Образование как сфера кросс-культурного взаимодействия 34

1.3 Кризис образования в Китае и его философское осмысление 63

Глава 2. Модернизация образования и ценности традиционной культуры Китая 79

2.1 Становление пролетарского образования в Китае под влиянием СССР 80

2.2 Позитивизм и прагматизм в модернизации современного образования в Китае 101

2.3 Перспективы и проблемы взаимодействия западных и традиционных китайских идей образования 120

Заключение 141

Список литературы 148

Введение к работе

Среди многих интеграционных процессов, происходящих в современном мире, становление глобальной системы образования с общим информационным пространством, едиными стандартами, требованиями к содержанию образования и уровню подготовленности выпускников, является одним из важнейших. Доминирующее значение в них имеет та модель образования, которая создана в Европе на базе присущих ей идеалов научной рациональности.

Китай не остался в стороне от этих тенденций. Образование является одной из самых высоких ценностей в традиционной культуре Китая. В силу относительной сложности овладения грамотой высокий государственный пост всегда предполагал соответствующий уровень образованности и, таким образом, политические элиты в Китае были одновременно и образовательными элитами. Но в настоящее время система образования в Китае в значительной степени находится под влиянием европейской культуры. Интенсивное развитие сферы образовательных услуг, строительство новых университетов в значительной степени ориентировано на европейские и американские стандарты. С одной стороны, это есть проявление объективных факторов развития китайской культуры, а с другой стороны интеграционные процессы имеют много болезненных точек. Невозможно представить будущее мировой цивилизации без активного участия Китая на мировой арене. Для того, чтобы чувствовать себя полноправным членом мирового сообщества Китай вынужден следовать тактике «открытой культуры», т.е. культуры, активно взаимствующей достижения других культур. Такие великие мировые культуры как Древняя Греция и Рим, культура Европы, Америки и России всегда отличались

готовностью воспринимать и использовать достижения чужих культур и во многом это способствовало их развитию и прогрессу.

Но также следует признать, что существует ряд неустранимых несовпадений в культурных традициях Запада и Востока. Поэтому ряд западных взаимствований может носить негативный характер, в том смысле, что они подрывают глубинные основания китайской культуры.

В этой связи актуальной становится задача выявления факторов, способствующих позитивной модернизации системы высшего образования в Китае, с одной стороны, и не нарушающих органичное единство культуры, с другой. В проектном плане проблема заключается в конкретно-историческом синтезе условий, необходимых для полноценного и современного образования. Кризисные явления в системе высшего образования Китая требуют выработки новых стратегий его развития. Представляется целесообразным рассмотреть основные социокультурные факторы становления системы высшего образования в Китае с целью выявления причин этих явлений, что необходимо для успешного планирования развития системы высшего образования в будущем.

Ключевые проблемы образования осмысливаются и решаются в контексте общих задач преодоления кризиса китайской культуры, связанных с модернизацией в сторону активного заимствования элементов западной культуры. В результате взаимодействия с культурой Запада китайская система образования перестраивается на знаниевую парадигму. Это означает, что вместо прежних религиозно-этических идеалов современный китайский студент воспитывается в духе рационального знания, чтобы быть эффективным в науке и технике.

В связи с этим возникает немало философских проблем, осмыслением которых занимаются китайские и европейские философы.

Китайские ученые неоднократно обращались к разработке проблем высшего образования в Китае. Проблема модернизации высшего образования в современном Китае рассматривается в данной диссертации в аспекте общих проблем взаимодействия культур Востока и Запада, что позволяет осмыслить преимущества и недостатки кросс-культурных процессов, что и стало предметом изучения и китайских, и европейских ученых. Среди китайских исследований, в которых поднимаются вопросы кросс-культурных отношений Китая и европейской культуры это работы Гу Фаня [33], Ду Сюэцзина [39], Ли Чэнгуйя [65], Лоу Далиня [69], Лу Дадао [70], Лю Инцзе [79], Мэн Цзешэна [95], Чэнь Пинюаня [134], Ян Бо [141].

Для современной китайской философии стоит задача обосновать необходимость культурной эволюции, сложность которой состоит в том, что китайская культура есть культура традиционного типа и на протяжении многих тыся лет её устои были неизменны. Западная культура наоборот является культурой, которая постоянно создаёт новые формы и движется к новому и неизведанному. Проблемы культурного взаимопроникновения и культурной автономности являются самыми насущными для современных китайских ученых и чтобы решить эту проблему философскими методами они обращаются к поизвдениям таких западных философов как А.Тойнби [107]иК.Ясперс[155].

Особенным вопросом для осмысления проблем образования стала проблема влияния идей западного образования на традиционное китайское образование. Китайскими исследователями поднимаются вопросы о мере заимствования европейских черт образования и ценностях традиционного китайского образования, сравниваются две парадигмы образования -«идеологическая» (советская) и «знаниевая» (западно-европейская). Данная проблема представлена в работах Гуань Иня [27], Сюй Юня [107], Ван

Цзоуцзюня [8], Чжэу Сюй Дуня [136], Ян Фаня [149], Мэн Цзешэна [95], Ян Туна [146], Ду Пу [37], Ли Сюэвэня [64], Сун Цзянь [106], Цунь Ян Яна [131].

В условиях кросс-культурных отношений китайские ученые изучают как идеи европейской философии образования, которые представлены в произведениях Платона, Я.Коменского, М.Шелсра, С.И.Гессена и сравнивают их с конфуцианскими представлениями об основных ценностях культуры и идеале человека, как цели образования. Свои представления об основных чертах человека китайские мыслители основывают как на традиционных для китайской философии антропологических концепциях даосизма, буддизме и конфуцианстве. В то же время со времён «культурной революции» всё больше мыслители обращаются к изучению черт западного человека, представления о которых дают произведения таких великих философов западно-европейской и русской культуры как Аристотель, М.Монтень, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Вольтер, И.Кант, И.Фихте, Г.В.Гегель, Ф.М.Достоевский, Н.Бердяев, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс.

Для китайской философии образования особенное значение имеют концепции советского образования, под влиянием которых проходила «культурная революция» и первый этап модернизации китайского образования, обозначенная в произведениях Мао Цзэдуна [45, 46]. Анализом и осмыслением этого влияния занимались такие китайские ученые как: Ван Цзоюцзюнь [9], Ду Фэнчжоу [41], Ян Фань [148], Ян Тун [146], Цунь Ян Ян [131].

Современный этап модернизации высшего образования в Китае непосредственно вытекает из кризиса советской «идеологической» парадигмы образования в связи наступлением политического и экономического сдвига, и пересмотром некоторых установок «культурной революции» Мао Цзэдуна. Необходимость перехода к новым ориентирам и задачам культурного развития обозначена в программных произведениях

политических и идейных руководителей КНР Дэн Сяопина [44], Чжан Тайяня [47], ВанЧжэнго[11].

В отношении к стратегии высшего образования переход к новой экономической политике сказался в складывании «знаниевои» парадигмы образования, которая ориентирована на формирование нового социального типа людей — ученых, инженеров и экономистов. Поскольку «знаниевая» парадигма образования в современной западной культуре складывается под воздействием идей позитивизма и прагматизма, такие китайские мыслители как Хэ Цин [127], Цунь Ян Ян [131], Ян Тун [145], Ян У Тянь [147] исследуют основные черты этих философских направлений и указывают на неоднозначный, противоречивый характер их влияния на менталитет современной китайской молодёжи.

Но необходимость культурной эволюции Китая в сторону развития цивилизации индустриального типа ставит перед современными китайскими учёными задачу представить синтез духовных ценностей конфуцианства, социализма и прагматизма, и внедрение его в практику высшего образования, что показано в произведениях Ян Фэня [150], Ян Цзюнь Лэйя Н_-Л. Ян Фэна [151].

Очевидно, что современная система высшего образования в Китае представляет собою актуальный для исследования объект и настоящая работа, выполненная на русском языке, призвана удовлетворить назревшую потребность в теоретических разработках, обобщающих накопленный китайскими учеными опыт.

Таким образом, объектом исследования является взаимодействие Китайской культуры с западно-европейской культурой.

Предметом исследования является философский анализ китайского образования как сферы, где находят своё выражение достоинства и

недостатки открытого влияния западной культуры на традиционную культуру Китая.

Целью исследования является изучение того, как взаимодействуют конкретные формы культур Китая и Запада в системе образования и эволюцию системы образования в Китае в XX веке, которая обусловлена интеграционными процессами Китая и Запада, которые, с одной стороны, способствуют формированию нового образа культуры Китая, гармоничного сочетающей западные образовательные стандартов с национальными традициями, а с другой в чём-то неизбежно от них отдаляют современный Китай, стремящийся создать у себя цивилизацию, основанную на научно-техническом прогрессе.

Задачи исследования состояли в том, чтобы а) дать анализ позиций китайских исследователей на проблему реформы высшего образования в условиях кросс-культурного взаимодействия; б) представить черты сходства и различия в представлениях о природе образования в западной и китайской философии; в) показать, что кросс-культурные отношения Китая с западной культурой, требуют рационалистического анализа и отбора только тех элементов, которые способны сосуществовать с ценностями китайских традиций образования, так как европейская модель образования в её «чистом» несёт угрозу утраты культурной идентичности Китая; г) сопоставить «идеологическую» и «знаниевую» парадигмы высшего образования, первая из которых направлена на воспитание социальной ответственности у молодых представителей китайского общества, а вторая -на воспитание прагматических ценностей и ориентации.

Для выполения поставленных задач были использованы следующие методы теоретического исследования: а) системный подход, предполагающий всестороннее исследование явления в его внутренних и внешних связях; б) культурно-исторический подход был использован с

целью учета культурно-исторической специфики западных и восточных традиций, данный подход определил необходимость использования в) сравнительного метода.

Теоретическую основу исследования составили идеи как китайских философов так и европейских, на основе которых были определены базовые понятия темы.

Культура есть система духовных и материальных ценностей определённого сообщества людей, которая выражается в религиозных, экономических, политических, философских и в художественных формах и определяет специфику каждого общества (так называемую культурную идентичность).

Кросс-культурным взаимодействием являются те процессы, которые связаны с взаимопроникновением (пересечением) тех элементов различных культур, которые вызывают сдвиги в традиционных образованиях и способствуют формированию новых черт культуры. Впервые в философии идею взаимопроникновения культур высказали европейские философы К. Ясперс И А, Тойнби. В соответствии с идей К.Ясперса об «осевом времени» и идеи «вызова и ответа культуры» А.Тойнби кросс-культурные процессы являются проявлением жизнеспособности культуры, так как они с одной стороны, способствует постоянному притоку новых жизненных вливаний в соответствии с внутренними потребностями культуры, а сдругой стороны, кросс-культурное взаимодействие отличается от культурной экспансии и ассимиляции так как построено на добровольном и равноправном контакте и не противоречат базисным основам культур.

Образование есть базовая сфера культуры, которая отвечает за передачу основных ценностей культуры новым поколениям и формирует сознание человека в соответствии с определёнными представлениями о мире вцелом, об обществе и законах его развития и о высшем предназначении человека.

Цель образования сформировать соответствующий тип личности, который стремится сохранить и развить привитые ему культурные ценности. С одной стороны, образование адаптирует человека к окружающей его социальной среде, даёт ему целостное представление о прошлом и настоящем, а с другой стороны, вменяет ему те жизненные цели и личные интересы, которые не противоречили бы общим культурным установкам и не приводили к социальным конфликтам.Образование является ядром культурного процесса, в том смысле, что оно является капсулой всего культурного содержания, и в смысле, что человек «становится» культурным только посредством образования. Образование предшествует всякой дальнейшей практической деятельности. Эти идеи представлены в конфуцианских трактатах, а также в произведениях таких западных философов как И.Кант и М. Шелер.

Модернизация высшего образования в Китае должна проводиться через усвоение «знаниевой парадигмы» образования, как это было в Европе и Америке. Эти идеи принадлежат, прежде всего идейному руководителю КНР Дэн Сяопиню.

В качестве основных тезисов работы, в которых сформулирована авторская позиция диссертанта представлены идеи, согласно которым кризис китайского образования является одним из аспектов радикальных изменений, происходящих в современной китайской культуре в целом, которые вызваны её стремлением к созданию индустриального общества в соответствии со сложившимся опытом западно-европейской цивилизации. Проявлением социально-культурных сдвигов в самосознании китайской культуры является «интеллектуальная революция», нашедшая выражение в движении «новое конфуцианство», в рамках которого сформулированы идеи кросс-культурного взаимодействия Китая и Запада.

Кросс-культурное взаимодействие характеризуется привнесением в традиционное китайское мировоззрение, основанное на религиозных

ценностях даосизма, буддизма и конфуцианства черт самосознания европейской культуры. Духовное влияние западной культуры на культуру Китая выражается в распространении философских идей позитивизма и прагматизма.

Первой формой европейского влияния на философию образования были ценности и установки советского образования. Благодаря им в Китае была сформирована система образования, по форме и содержанию во многом сблизившая традиционное китайское и классическое европейское образование.

Принятие позитивистских и прагматистских установок в китайском образовании на современном этапе вызвано необходимостью сформировать новый социальный слой, слой так называемых «специалистов», который призван реализовывать задачи по построению индустриально развитого общества в Китае.

В современной китайской философии осмысливается проблема совмещения черт китайского традиционного образования, ориентированного на воспитание «идеального» чиновника и европейского, идеалом которого является квалифицированный специалист в области научной и экономической деятельности.

В качестве конечного вывода исследования является идея, что перед китайской современной философией стоит задача найти антропологические основания для общности китайской конфуцианской и европейской научно-технической моделями образования с тем, чтобы способствовать выходу китайского образования из ситуации кризиса и рационализировать протекающие процессы кросс-культурного взаимодействия Китая и Запада.

Таким образом, в рамках философской рефлексии проблемы соотношения антропологических идей китайской и европейской философии выявлены общие положения, такие как идеи гуманизма и практической

рациональности, что обосновывает переход современной китайской философии от марксизма на позиции позитивизма и прагматизма.

Кризис современного китайского образования разрешится, если при сохранении традиционных установок конфуцианства (приоритет социального перед личностным) китайский студент оудет осознавать себя как квалифицированный специалист, наделённый конкретным, практическим знанием и профессиональными навыками.

Научную новизну исследования составляют следующие результаты работы по данной проблеме: а) на материале китайской и европейской культуры показано, что кросс-культурные процессы пронизывают все аспекты культуры и определяют функционирование социальных институтов, в том числе, системы высшего образования. В рамках этого вопроса установлено, что развитие системы высшего образования в Китае проходило под влиянием европейской традиции: в первый период модернизации высшее образование КНР находилось под влиянием советской модели образования, особое влияние которого выразилось в создании системы высшего профессионального технического образования; б) представлены те аспекты позитивисткой и прагматистской моделей западно-европейского образования, которые содействуют эволюции китайского образования, и те аспекты, которые оказывают на неё негативное влияние, поскольку входят в противоречие с базовыми императивами китайской культуры; в) обоснована необходимость соединения в системе образования Китая национальных традиций и европейских достижений в области высшего образования.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, каждая из которых включает несколько параграфов, заключения и списка литературы.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, полученные в диссертации, могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований в области кросс-культурных отношений, в

разработке спецкурсов по проблемам культурологии и создании учебно-методических пособий по китайской культуре и образованию, для практического совершенствования образовательного процесса в Китае.

СОДЕРЖАНИЕ.

В первой главе «Проблема осмысления взаимодействия культур Китая и Запада в сфере образования» освещаются проблемы, связанные с пониманием феномена кросс-культурного взаимодействия китайской и западной культур; определяется авторская позиция по вопросу об источнике возникновения культуры; производится сопоставительный анализ восточной и западной культур и выделяются точки их пересечения; устанавливаются рамки, в которых культура способна оказывать влияние на образование и дается характеристика современного положения системы образования в Китае. Рассматривается, как культурная модернизация отразилась в сфере образования. Анализируются причины кризиса современного высшего образования в Китае. Осмысливается связь между образованием, культурой и философией на историческом опыте Китая и Запада.

Во второй главе «Модернизация образования и сохранение ценностей традиционной культуры Китая» рассматривается влияние советского образования на складывание китайской системы высшего образования в середине XX века, а также идеи, таких европейских философских течений, как позитивизм и прагматизм. Проводится сопоставление идей позитивизма и прагматизма с идеями марксизма и конфуцианства. Показываются негативные аспекты позитивистского и прагматистского мировоззрения, которые при некритическом принятии могут принести вред китайскому образованию и китайской культуре, и положительные стороны традиционного китайского мировоззрения, сложившегося под воздействием

религий даосизма, буддизма и, в особенности, конфуцианства, которые необходимо сохранить в процессе модернизации высшего образования.

Очевидно, что система высшего образования в Китае всё еще представляет собою не затронутый ни западными, ни китайскими исследователями объект, так как исследования в области высшего образования носят узкоспециальный и сугубо прикладной характер. Настоящая работа, выполненная на русском языке, призвана удовлетворить назревшую потребность в теоретических разработках, обобщающих накопленный китайскими учеными опыт.

Духовные основания кросс-культурного взаимодействия китайской и западной культур

XIX - XX века занимают особое место в истории стран Востока, развитие которых в предшествующий период находилось в большой степени в изоляции от внешнего мира. По существу, впервые народы, принадлежавшие к разным цивилизациям и развивавшиеся каждый в соответствии с собственной традицией, оказались в ситуации, при которой их судьбы стали неразрывно связанными по характеру общественных тенденций. Два фактора явились решающими для модернизации китайской культуры: внутренний, проявившийся в кризисе традиционных систем, преимущественно представлявших собой феодальные монархии, и внешний - беспрецедентная экспансия с Запада. XIX - начало XX в. нередко характеризуют как эпоху "пробуждения Азии", имея в виду повсеместно наблюдаемую там активизацию общественной мысли, прежде всего социально-политической, экономической и религиозно-философской. Интеллектуальные усилия направлялись на разрешение судьбоносных проблем, которые в совокупности представляли собой поиск одновременно выхода из застойного состояния, обусловленного обремененностью устаревшими традициями, и преодоление вековой отсталости без утраты национальной независимости, культурной идентичности. Общественная мысль, в конечном счете, работала над формированием доминантной для новейшего времени на Востоке идеологии национализма [72, С. 5]. Это первый этап освоения идей европейской философии китайскими мыслителями. Характерным явлением данного периода стали просветительские движения. Именно они стали главной приметой общественной жизни в странах Востока на начальном этапе становления идеологии национализма. Повсеместно создавались просветительские общества, оказывавшие влияние не только на культурную, но и на политическую атмосферу.

Деятельность просветителей ставила целью одновременно возродить интерес соотечественников к национальному духовному наследию и ознакомить их с достижениями западной культуры. В сложившейся исторической ситуации стержневой" для общественного дискурса стала проблема соотношения национальных традиций с западными идеалами и ценностями, отождествляемыми с модернизмом. Участники полемики разделились на два лагеря в соответствии с приверженностью к двум полярным точкам зрения [134, С. 21]. В одном случае наблюдалось неприятие всего западного и идеализация собственных традиций. Последние, так же как и базирующееся на них общественное мироустройство, рассматривались как не подлежащие радикальным переменам. Напротив, монархическое (нередко теократическое) государственное правление, докапиталистические (чаще всего феодальные) формы хозяйствования и средневековые моральные установки считались заслуживающими консервации. Идея социального прогресса как поступательного движения в этой связи считалась противоречащей традиционно принятому мировидению, обычно ассоциируемому с тем или иным вероучением. С точки зрения данной позиции сравнение исторического опыта преуспевающего Запада с положением дел, сложившимся на Востоке, побуждало к заключению о том, что расцвет и прогресс в Европе, как и в мире в целом, начиная с XVI в. порождены национализмом, понимаемым как "сплочение людей одной расы, одного языка, религии и обычаев, людей-братьев вокруг идеи борьбы за независимость, за самоуправление, за создание совершенного государства с целью добиться общественного благосостояния и могущества, с целью защиты от внешних врагов" [148, С. 57].

В другом случае наблюдалось диаметральное противоположное отношение к модернизации. Характерной была позиция одного из лидеров китайского движения за реформы 1898 г., поэта и философа Тань Сытуна (1865-1898). Он является автором "Жэнь сюэ" ("Учение о гуманности"). Он выступил радикальным противником традиций, составлявших опору существующего в Китае общественного порядка. Прежде всего, по его словам, необходимо прорвать сети схоластических наук. Затем прорывать сети мировых общественных доктрин, сети монархизма, сети принципов традиционной морали, сети Неба, сети мировой религии, наконец, сети буддийских законов [134, С. 35]. Программа политических и социально-экономических реформ аргументировалась Тань Сытуном исходя из мировоззренческих посылок, согласно которым началом всех начал во вселенной выступает единая субстанция - эфир (цтаи). Происходящее в мире суть его проявления. Изменения, соединения, расслоения, возникновения, исчезновения и прочие формы взаимодействия между вещами представляют собой всеобъемлющий процесс, называемый Тань Сытуном жэмь (гуманизмом) [72, С. 13].

Еще более радикально-модернистской была позиция самого влиятельного лидера "интеллектуальной революции" в Китае Ху Ши (1891-1962). Пользовавшийся большим влиянием в кругах буржуазной интеллигенции и студенчества, китайский философ резко порицал восточную и страстно восхвалял современную западную цивилизацию. Первую он называл "цивилизацией рикш", последнюю - автомобилей. Причина столь разительного разрыва, по его мнению, коренится главным образом в том, что для восточного склада ума характерна материалистичность, в то время как для западного - рационалистичность. Признаком "материалистичности" он считал "удовлетворенность судьбой", "подчиненность материальной среде", неспособность и нежелание переделать ее, вырваться за устоявшиеся пределы, "леность ума и духа". Рационалистичность же толковалась им как "неудовлетворенность", творческая активность, стимулирующая развитие философии и науки, постоянный поиск новых горизонтов и выход к ним [72, С. 52]. Ху Ши выступал против революционных потрясений общественных устоев, склоняясь к предпочтительности "непрерывных, капля за каплей, реформ" на основе интеллектуального и морального обновления личности. Он ратовал за "здоровый индивидуализм", который один может обеспечить свободу и благополучие одновременно каждого и всех, личности и государства. По признанию самого Ху Ши, его мировоззрение сложилось под сильным влиянием агностицизма Хаксли и прагматизма Дьюи. Воздействие взглядов указанных философов испытали на себе и многие другие мыслители Востока [72, С. 49].

Кризис образования в Китае и его философское осмысление

Вопрос, который мы сейчас рассмотрим, касается причин того кризиса образования, который характерен для настоящего периода времени.. Основной причиной является то, что вступая в сферу мировой рыночной эконоимики, китайское общество отрывается от своих корней так как в нём широко распространено подражание западным образцам.

Китай обладает собственной классической культурой, которую называют «конфуцианской». Считается, что к ней принадлежит не только Китай, но и близлежащие Тайвань, Сянган и Сингапур. Именно эта культура транслируется с помощью классического китайского образования. С одной стороны, по некоторым параметрам это образование может рассматриваться как соответствующее самым высоким мировым стандартам. В то же время в Китае, под влиянием индустриализации и американской либеральной идеологии происходит пересмотр образовательных концепций. Все большую роль начинают играть экономические факторы. Об этом говорят участившиеся за последние годы случаи взяточничества среди чиновников, работающих в сфере образования. Цена образования, особенно в сельской местности, в течение 20 лет повысилась в 50 раз, и это заставляет многих студентов отказаться от продолжения образования. Неравные возможности получения образования для горожан и жителей деревни дестабилизируют общество. Часть молодого поколения оказывается за бортом современности, не имея доступа к благам цивилизации. Эти молодые люди предрасположены к девиантному поведению. Тенденция к увеличению их числа может привести к непредсказуемым последствиям для общества.

«С древности китайское образование является образованием «человеческой культуры» и, в сущности, ратует за моральное воспитание в человеке» [146, С.116]. Теперь традиции преданы забвению. Высшее образование нацелено на подготовку компетентных предпринимателей. Оно превращается в обучение профессии. Социолог М. Вебер обратил внимание на такой факт: «В европейских странах родители, верящие в католицизм и протестантизм, предоставляют детям разные виды высшего образования, католики охотно выбирают гуманитарные ВУЗы; а протестанты - торговые и технические ВУЗы» [16, С.89]. В Китае, теряющем конфуцианскую основу своей культуры, укореняется этика протестантизма. В настоящее время самой большой популярностью в стране пользуются экономические, инженерные и технические специальности, а гуманитарные, такие, как литературоведение, история, философия относятся к числу непрестижных. Молодежь стремится к большим заработкам, которые становятся для них важнее, чем уважение окружающих. Такое положение дел ставит под угрозу тысячелетнее культурное наследие Китая. «Революция в образовании» привела к замене присущей китайской культуре установки на то, что «дружба выше личной пользы» на западную, характерную для этики протестантизма: «личная польза выше дружбы».

Складывание такой обстановки в системе образования Китая обусловлено обесцениванием традиционной культуры в глазах ее носителей.

Среди исследователей культуры существуют две точки зрения — «пространственная» и «временная» - на характер протекающих в мире культурных процессов. Согласно первой, каждая конкретная культура вырастает на определенной почве (что отражается в ее этимологической связи со словом «культивировать») и в силу этого неповторима. Другая связывает каждый тип культуры с определенной стадией развития общества. Общество мыслится как прогрессирующее вне зависимости от расовых, географических, исторических и культурных особенностей слагающих его индивидов. Концепция прогресса возникла в XVIII веке, в эпоху Просвещения. На ее основе в Китае вырастает идея космополитичной культуры, которая в своем развитии устремляется к западному идеалу. Китайская традиционная сельская культура рассматривается как устаревшая, которая в силу естественного хода вещей должна быть заменена более прогрессивной культурой Запада. Эти идеи приводят китайцев к отречению от традиционной культуры. Национальность, которая потеряла уверенность в ценности своей культуры, лишается идейных оснований, которые могли бы быть положены в основу образования. В настоящее время многие крупные фигуры в сфере народного образования Китая не знакомы с традиционной культурой своей родины и пренебрегают ею. Между тем, они являются сторонниками скорейшей модернизации политики, экономики, искусства и образования Китая. Все это вносит в общество элемент нестабильности. Ни экономический кризис, ни война не могут так повредить обществу, как кризис культурный. Общество должно иметь представление о себе самом как едином целом, в противном случае оно разрушается. Это представление формируется у индивида системой образования. Развал СССР был вызван влиянием культуры США в большей степени, чем экономическими и политическими причинами [8, 9, 10, 27, 70].

Китайские ученые неоднократно обращались к разработке проблем высшего образования в Китае. Гуань Ин занимался изучением реформы высшего образования в Китае 1917 - 1923 гг., когда впервые при проведении реформы использовался европейский образец (Берлинский университет). Сюй Юнь подробно исследовал влияние Советского Союза на функционирование китайской системы высшего образования в XX в., показав, что на протяжении 50 лет это влияние решающим образом определяло ход развития высшего образования в Китае. Культурная революция, потрясшая все сферы общественной жизни, оставила глубокий отпечаток на образовательных стратегиях китайского государства. Негативные последствия культурной революции для системы высшего образования были полностью преодолены только в самые последние годы. Данная проблематика раскрывается в работах Сяо Чжэна. Чжен Си Дун (преподаватель Лань Чжоуского университета) провел сопоставительное изучение темпов развития экономики и системы высшего образования, показав, что рост числа выпускников ВУЗов в стране коррелирует с ростом экономических показателей.

Ян Фань (сотрудник Академии наук КНР из Пекина) показал, что следует сбалансированно развивать как высшее, так и профессиональное образование, т.к. переизбыток выпускников ВУЗов на фоне дефицита квалифицированных рабочих окажет негативное влияние на развитие народного хозяйства КНР. В фокусе внимания Фанляни (учёного из Синьцзян-Уйгурского автономного района) - условия гармоничного развития китайской системы высшего образования, среди которых - увеличение ее мощности, с тем, чтобы удовлетворять растущую потребность населения Китая в высшем образовании.

Модернизация образования есть проявление более широкомасштабного явления - модернизации всей китайской культуры, следовательно чтобы понять, какова цель модернизации образвования, необходимо осмыслить процесс модернизации китайской культуры в целом. Среди исследователей данной проблемы - Ван Цзоуцзюнь, Лоу Далинь, Лу Дадао, Чжао И., Чжао Инмин. Основная идея, которую они выражают, что модернизация Китая неизбежна и необходима и что для истории Китая, несмотря на его традиционность характерны периоды, когда резко изменялась традиционная культура, в ней появлялись новые элементы, это, прежде всего, великие эпохи Хань и Тан, связанные с появлением религий буддизма и конфуцианства.

Становление пролетарского образования в Китае под влиянием СССР

Став коммунистическим, Китай поставил себя в оппозицию всему капиталистическому миру. В этих условиях основным партнером Китая становится СССР, как страна социалистическая и имеющая опыт строительства социалистической культуры и образования. Поэтому влияние СССР можно проследить во всех сферах общественной жизни Китая, начиная от принципов внешней и внутренней политики, и кончая системой образования.

Можно сказать, что в течение 50 лет китайская система образования стремилась быть точной копией советской. Первым шагом, который предприняло правительство Китая, было превращение всех ВУЗов в государственные. Были закрыты все частные и церковные учебные заведения. Далее, все преподаватели и работники образования должны были изучать теорию и опыт, создания системы образования в СССР, перенимать учебные планы и материалы. Многочисленные советские ученые и специалисты приезжали в страну для помощи в перестройке образовательной системы. Были изданы новые учебники по всем предметам по образцу советских учебников. Была проведена реструктуризация ВУЗов, в результате которой уменьшилось число университетов и появилось большое число профильных институтов - сельские, медицинские, педагогические, лесные и геологические. Результат такого разделения был, в целом, негативным. Например, самый известный университет «ТиньХуа» превратился в политехнический институт, образование в нем перестало носить синтетический характер, стало более односторонним. Положительной стороной стала популяризация образования [9, С.25 - 49].

Итак, коммунистический политический курс в области образования в Китае определился под действием следующих факторов:

(1) Традиционный приоритет образования среди внутриполитических вопросов;

(2) Осознание ключевой роли модернизации образования для прогрессивного развития страны;

(3) Ориентация на модель, существующую в СССР.

Уже в середине 50 годов выявились недостатки этого курса. Были сделаны попытки их исправления путем изменений в учебном плане с целью сокращения теоретических занятий и увеличения практических и создания условий для того, чтобы доступ к образованию получили рабочие и крестьяне. Специально для этого были построены многочисленные заочные училища.

Согласно требованиям социалистического строя, образование должно быть политизировано и работать на укрепление этого строя. Однако на начальных этапах не было принято никаких мер для достижения этой цели, и поэтому крестьяне и рабочие не имели возможности к поступлению в ВУЗы, т.к. их уровня знаний не хватало для сдачи вступительных экзаменов. В итоге, студентами ВУЗов становились дети из «буржуазных» семей, а детям рабочих и крестьян оставались только заочные училища с более низкими требованиями к поступающим. Это образование было непрестижным по сравнению с ВУЗовским. Такая ситуация противоречила провозглашенному Мао Цзэдуном всеобщему равенству и становилась источником напряжения в обществе. Именно она явилась официальной причиной «культурной революции».

К середине 1970-х годов кризис экономики и идеологическая напряженность в Китае, вызванные длительным периодом волюнтаристских экспериментов, поставили на повестку дня вопрос о необходимости выработки новой стратегии развития. Приступить к решению этой проблемы удалось только после того, как на смену многолетнему руководителю страны Мао Цзэдуну в 1977 году пришло новое, более прагматично настроенное руководство во главе с Дэн Сяопином.

При разработке стратегии модернизации образования в КНР одной из ключевых проблем стало определение его «современных рубежей». Большинство специалистов одобряет усиленное копирование систем высшего образования западного образца, так как они считают, что движение в этом направлении совпадает с реформами в стране. Но провести такой переход не так просто. Образование в Китае древнего и средневекового периодов основывались на конфуцианстве, поэтому именно конфуцианская педагогическая практика была наиболее влиятельной, законченной и играла ведущую роль в истории китайского образования - и особая роль в конфуцианском образовании уделялась воспитательному воздействию на приоду человека. С другой стороны, после 1949 года руководство КНР, создавая образ человека коммунистического общества, отказалось от внеклассовых идеалов, предложенных буржуазными реформаторами. Выдвинутые коммунистическим руководством формулировки, такие как «пролетарская смена» и «строители социализма», по сути продолжали конфуицанскую традицию, так как несли социальную нагрузку [9, 55 - 65].

Такая политика, конечно, противодействовала рыночной экономике, но благодаря влиянию партии и правительства КНР на реформы в области высшего образования, система высшего образования, преодолевая разные трудности и препятствия, в период реформ (1985-2005), постепенно добивалась некоторых успехов.

Произошли радикальные изменения в идеологии обучения и педагогической мысли. Социально-этическое учение является стержнем конфуцианства, поэтому логичным внутри этой системы ценностей стал акцент на социальной функции образования. По традиционной философии «Доброе правление создает богатство народа, а доброе воспитание создает его сердца», новые взгляды на образовательную политику в Китае стали приспосабливаться к мировой рыночной экономике. Теперь образовательная политика исходила из необходимости «не только иметь в виду потребности ближайшего периода, но и предвидеть будущие потребности, не только исходить из нужд развития производства и строительства, но и полностью учитывать тенденции развития современной науки и техники» [27, с.42]. Эта формула подразумевает прежде всего способность данной системы отвечать запросам быстро меняющегося китайского общества, превращение ее из консерванта общественного строя в действенный фактор развития. Понятие «открытости» вполне соответствовало глобальным тенденциям; новая концепция предусматривала необходимость прогнозировать участие Китая в мировой конкурентной борьбе, связывала его развитие с мировыми тенденциями и обновлениями в педагогике. Чтобы положить конец изоляции китайских ВУЗов, правительство изучало европейские идеи и системы обучения. На основе этих исследований было реціено положить конец существовавшей устаревшей системе обучения, в которой заметны были черты феодального периода. Во-первых, страна приступила к массовой подготовке кадров за рубежом: студенты, аспиранты, преподаватели, учение - все они имеют возможности обучаться за границей. Таким образом, за короткий период были налажены учебные или производственные стажировки за границей, в которых приняло участие много учащихся или преподавателей. В частности, в широко известном Пекинском Университете в некоторых группах, в которых при зачислении было до 30 человек, к концу обучения оставалось 2-3 студента. Остальные же уезжали за границу различными способами - по правительственной стипендии за отличную учебу или прохождение отборочного конкурса, отправлялись на стажировку и за свой счет, и др.

Перспективы и проблемы взаимодействия западных и традиционных китайских идей

После «культурной революции» главной целью страны стало быстрое осуществление модернизации. Был выдвинут новый лозунг: «спокойствие и сплочение». «Классовая борьба» сохранилась в идеологической сфере в виде критики различных сторон капитализма [133, с. 15-64].

Долгое существование традиционного общественного порядка, при котором индивид не имеет поводов проявлять свои личные качества, а вся ответственность за принятые решения лежит на главе коллектива, привело к тому, что китайцам в целом совершенно не свойственны самостоятельность и независимый образ мышления. Тех, кто открыто проявляет свои способности к самостоятельному принятию решений, общество осуждает. Для китайцев, рассуждение и оценка чужих людей играют важную роль и имеют абсолютное значение. Помимо того, что китайцы обретают чувство уверенности за счет поддержки коллектива и веры в мудрого главу, определенную роль в обеспечении их психологического комфорта играет религия. Совершая религиозные обряды, китайцы верят, что высшие силы защитят их от превратностей судьбы. Если же, несмотря ни на что, несчастье все-таки происходит, вступает в силу закон конфуцианства: «Слушайся неба». Люди покорно принимают удар, не делая попыток самим стать творцами своей судьбы [104, с.79].

Именно эту черту национального характера пытаются преодолеть коммунистические руководители Китая после Мао Цзэдуна. Они стремятся воодушевить народ на использование своих творческих возможностей для решения тех задач, которые ставит перед страной необходимость быстрой модернизации. Провозглашен принцип «опоры на собственные силы». Теперь люди, которые сами добились успеха, не прибегая к чьей-либо помощи, не порицаются, а напротив, получают поощрения от правительства, которое стремится сделать народ менее зависимым от государства. Принцип «опоры на собственные силы» появился еще во время «культурной революции», когда под ним подразумевалась установка на то, что каждый район должен сам решать проблему своего продовольственного обеспечения. В области торговли с зарубежными странами этот принцип выражался в отказе от займов, и поэтому у Китая мало зарубежных долговых обязательств. На современном этапе сельское хозяйство и промышленность Китая ориентированы уже не только на производство всего необходимого для страны, но и на производство товаров на экспорт.

В традиционном обществе экономическое неравенство людей, следующее из различий в возрасте, поле, образовании считалось естественным и необходимым. Мао Цзэдун предпринял попытку уравнять всех граждан страны, провозгласив всеобщее равенство одной из основных революционных ценностей. Эта тенденция не потеряла своей силы и в современном Китае, хотя в настоящее время государство уже допускает скопление материальных ресурсов в руках одного человека и существование резкого различия в размере зарплаты работников разных уровней квалификации.

В традиционном обществе наиболее почетным считался умственный труд и, соответственно, более всего ценились достижения в области познания. При коммунизме приоритет был отдан физическому, конкретному труду, а интеллигенция подвергалась презрению. Были сделаны попытки преодолеть положение, когда уровень жизни людей умственного труда существенно превосходил уровень жизни тех, кто зарабатывал на жизнь физическим трудом. В современном Китае правительство отчасти пересмотрело концепцию Мао Цзэдуна и принимает меры по обеспечению достойного уровня жизни ученых, понимая необходимость этого шага для достижения страной производственных успехов.

Можно сделать вывод, что с течением времени всеобщее равенство в Китае начинает носить все более иллюзорный характер. Тем не менее, мысль о всеобщем равенстве уже закрепилась в умах и проявления экономического неравенства становятся источником нестабильности в обществе. В настоящее время большой разрыв между богатыми и бедными слоями населения уже служат поводом для конфликтов, которые со временем показывают тенденцию к обострению. Разница в материальном положении жителей города и деревни, квалифицированных специалистов и крестьян становится все существеннее, что входит в противоречие с идеями социализма. В прошлом году руководство страны сделало ряд шагов с целью решения этой проблемы. Чтобы повысить уровень жизни сельского населения, были повышены цены на сельскохозяйственную продукцию. Однако этих мер явно недостаточно для полного решения проблемы.

Можно сделать вывод, что с течением времени всеобщее равенство в Китае начинает носить все более иллюзорный характер. При несомненных успехах западной цивилизации, в то же время среди многих философов встречаются высказывания, свидетельствующие о том, что европейская культура находится в состоянии кризиса. Этой проблеме посвящены многие произведения: К. Ясперс «Духовная ситуация времени», Э. Гуссерль -«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», Г. Зиммель - «Кризис культуры», Н. Бердяев - «Новое средневековье», О. Шпенглер - «Закат Европы», М. Хайдеггер - «Время картины мира», Р. Гвардини - «Конец нового времени».

Кризис, по словам К. Ясперса - это особое качественное состояние эпохи, которое проявляется в разрыве с традиционным мировоззрением и отсутствием нового прочного мировоззрения эпохи. Проявления кризиса -критика времени и ощущение опасности. «Распространилось сознание того, что всё стало несостоятельным; нет ничего, что не вызывало бы сомнения, ничто подлинное не подтверждается; существует лишь бесконечный круговорот, состоящий во взаимном обмане и самообмане посредством идеологии. Сознание эпохи отделяется от всякого бытия и заменяется только самим собой. Тот, кто так думает, ощущает и самого себя как ничто. Его сознание конца есть одновременно сознание ничтожности его собственной сущности» [155, С. 208 - 306].

Истоки кризисного положения западной культуры следует, по словам К.Ясперса, искать в чертах западного человека:

А) Ни перед чем не останавливающаяся рациональность. Рациональность, рационализм - определённая общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нём внутренней гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.

Похожие диссертации на Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае