Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Утилитарные ценности в контексте современной культуры Осипова, Юлия Валерьевна

Утилитарные ценности в контексте современной культуры
<
Утилитарные ценности в контексте современной культуры Утилитарные ценности в контексте современной культуры Утилитарные ценности в контексте современной культуры Утилитарные ценности в контексте современной культуры Утилитарные ценности в контексте современной культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осипова, Юлия Валерьевна. Утилитарные ценности в контексте современной культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Осипова Юлия Валерьевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/395

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная культура порождает особый культурно-философский контекст, базирующийся на всестороннем и противоречивом анализе переплетений многообразных ценностных систем. Трактовка ценностей в философском и культурологическом аспектах становится неотъемлемым условием понимания и оценки наличного антропологического бытия и будущих его состояний. Аксиология непосредственно вклинивается в культурно-философский дискурс, принимая на себя роль теоретического регулятора ценностных ориентации. При этом она выстраивает новые актуальные типологии культурных ценностей. Среди всего спектра ценностей в современной культуре на фоне кризисных социально-экономических, политических, научно-теоретических и этико-эстетических явлений выделяются ценности утилитаризма с принципом - «пользы для всех». Формирование утилитаризма в науке XX века обретает явно выраженную специфику, требующую всестороннего философского и культурологического анализа. В рамках указанного анализа возможно исследование особенностей утилитарных ценностей в культуре, степени их влияния на формирование современной глобальной цивилизации. Утилитарные ценности в системе современных социокультурных ценностей выстраивают систему сложных отношений различных аксиологических систем. Трансформация и роль утилитарных ценностей в западной культуре предполагает иные императивы, чем утилитаризм восточный. Ценности дефинируются и формируются целыми группами потребностей и интересов личности и общества, выстраиваются в особую иерархию. Согласно утилитаризму, в их основание закладываются фундирующие блага, необходимые для реализации смысложизненных ориентиров. Аксиологическая утилитаристская картина мира общества включает определенную структуру и набор ценностей, выражающиеся в оценках, а также предполагает оценочные нормы и стереотипы. Приведение толкования системы утилитарных ценностей к reduction ad absurdum х, т.е. только к удовлетворению материальных потребностей и материальной пользе, ко всеобщему телесному удовольствию, требует своего конструктивного осмысления и некоторых моментах и метафизическо-

1 от лат. - сведение к абсурду

го опровержения. Утилитаризм, развиваясь в многозначные аксиологические системы, формирует изначально умеренную свою форму, а, затем - развитую. В отечественной аксиологической системе с ее традиционными общественными формами утилитаризм выступает как умеренный, который характеризуется постоянным стремлением к увеличению материальных благ посредством уравнительного распределения. В данных условиях возможно прогнозирование крайне сложной социально-экономической ситуации, характеризующейся несоответствием между сферой материального производства и потребления.

Утилитаризм имеет множество форм и трактовок. Он может одновременно рассматриваться как культурно-философское направление, как моральная философия и система императивов, как деонтологические концепции и т.д.

В контексте современных отечественных аксиологических реалий особо следует выделить влияние утилитарных западных ценностей на культуру России. Современный научный дискурс мало внимания уделяет анализу проблематики утилитаризма в России. В соответствии со сложившимися в обществе предубеждениями, к идеям утилитаризма, его возможностью каким-либо образом оказать положительное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, развивается односторонний необъективный взгляд на современный утилитаризм и его ценности. Такое положение дел в современной отечественной науке в отношении непонимании сущности и возможностей утилитаризма может привести к крайне негативным последствиям, так как модернизационные социально-культурные и экономические процессы все в большей мере выражают базовые утилитарные аксиологические образцы. Понимание значимости современного утилитаризма в России, его системы ценностей в период масштабных реформ поможет выявить важный аспект развития общества, детерминирующий ожидаемый положительный результат.

Степень разработанности темы.

Библиографические источники следует разделить на несколько основных групп:

1. Проблема аксиологии в рамках культурно-философской традиции

Различные подходы к пониманию аксиологии и категории «ценность» обусловили многообразие научных подходов к самой аксиологии и применительно к онтологической, гносеологической, социологической, культурологи-

ческой, культур-философской трактовки понятия «ценность», к аксиологической системе ее интерпретаций, толкований положения, структурности и значимости ценностей в культуре.

Аксиологические идеи найти отражение в следующих научных подходах: Одним из подходов к аксиологии является персоналистский онтологизм в лице М. Шелера, Н. Гартмана, Брентано. В подходе натуралистического психологизма ценность воспринимается прагматично (А. Мейнонг, Дж. Дьюи, С. Пеппер, Дж. Сантаяна, Р. Перри). В трансценденталистском подходе к аксиологии Г. Риккерта, Р. Ингардена, Ж.-П. Сартра, Лотце, в Баденской школе неокантианцев (В. Виндельбанд и Риккерт) ценность становится аспектом трансцендентального субъекта. Культурный аксиологический релятивизм представлен в философии концепциями философов жизни - А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Дильтея, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др. Концепция аксиологического плюрализма представлена трудами Боаса, Р. Риверса, Р. Бенедикта, Самнера и др. Социологизм в аксиологии представлен концепциями структурно-функционального анализа Толкотта Парсонса, Радклиффа-Брауна, Э. Дюркгейма, Ортеги-и-Гассета и др.

В отечественной научно-философской традиции наиболее развитыми аксиологическими подходами являются: неокантианский нормативизм, представленный работами П.И. Новгородцева (проблема нравственного идеализма в философии права) , Б.А. Кистяковского (социология неокантианского толка) 3; феноменолого-герменевтическая концепция Г.Г. Шпета «смысло-анализ» 4; теория символизма А. Белого (ценность трактуется символично и в конечном счете становится символом) 5; религиозно-философские концепции Вл. Соловьева (рассматривает ценность как безусловное религиозное значение) 6, Н.А. Бердяева (экзистенциальный подход к пониманию ценностей - «человек есть существо, носящее в себе разум и ценности») , Н.О. Лосского (абсолютную ценность - это путь человека к Богу. Абсолютная ценность лежит в осно-

2 Новгородцев П.И. Об общественном идеале/

3 По книге: Сапов В.В. Главная книга академика Б.А. Кистяковского // Вестник РАН. 1994. Т.63, 3.

4 Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. 1989. М, 1991.

5 Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

6 Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. - М: Республика, 1996.

7 Бердяев Н.А. О назначении человека /

вании «онтодологической теории ценностей») , М.М. Бахтина (подчеркивает субъективность ценностей, он дает феноменологическое описание ценностного сознания), П. Флоренского. В советский период проблемами аксиологии как философской дисциплины занимались В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий, А.А.Ивин, П.П. Гайденко, М.А. Киссель, И.С. Нарский, Б.Т. Григорьян, Н.В. Мотрошилова, Э.Ю. Соловьев, Ю.Н. Давыдов, и мн. др.

В культурологическом аспекте аксиология - один из предметов научных интересов С.Аверинцева, А.Я.Гуревича, А.В. Гулыга, Г.С. Кнабе, А. Меня (человек в библейской аксиологии), В.Л. Рабиновича, Ю.А. Жданова, Е.Я. Ре-жабека, Г.В. Драча, Е.Е. Несмеянова, Т.П. Матяш, О.М. Штомпеля, Л.В. Жарова, Л.В. Усенко, A.M. Пятигорского и др. Также можно выделить отечественные исследования С.Ф. Анисимова, Б.С. Барулина, Н.А. Бенедиктова, Г.П. Выжлецова, А.В. Гулыги, А.Г. Здравомыслова, А.В. Иванова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, В.В. Кор-тавы, O.K. Крокинской, Д.А. Леонтьева, Л.А. Микеши-ной, В.В. Миронова, К.Х. Момджяна, Б.В. Орлова, В.Н. Сагатовского, B.C. Степина, Л.Н. Столовича, А.С. Панарина, Н.З. Чавчавадзе, Л.А. Чухиной, в которых ценность рассматривается как сложный, многообразный, развивающийся феномен.

2. Классический утилитаризм: становление и развитие в западной философии

Наиболее явно мировоззренческие основания утилитаризма прослеживаются в английском утилитаризме XVIII века (Беккариа, Верри), о чем говорит Стефан Лесли в своей работе «Английский утилитаризм».

Основателями утилитаризма становятся Бентам и Джемс Милль. К ним примыкают Дж. С. Милль, С.Б.Р. Кент, Е. Халей. Данные мыслители пытаются найти и укрепить связь утилитаризма с экономической наукой. К ним по этой причине примыкают известные экономисты XIX века - Джевонс, Эджуорт.

Сама формулировка принципа пользы не принадлежит Бентаму, и он никогда не приписывал ее себе. Она проходит через весь XVIII в., начиная с Ф. Хатчесона, и встречается у Ч. Беккария, Д. Пристли, К. Гельвеция и др. Для распространения данной «новой» этики Бентам создает и публикует во Франции журнал «Утилитер» (1829 г.).

8 Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей.

В Англии утилитарные ценности новой этики культивирует «Вестминстер ревю». Задачу популяризации утилитаризма в Германии берет на себя Ф.Э. Бенеке. Подвергая жесткой критике рационализм Канта и Гегеля, Ф. Бенеке утверждает новую этику, основанную на принципе пользы. Бенеке, а вслед за ним Гартли и Гольбах пытаются вывести всеобщие этические принципы и положения из эгоистической позиции, обосновать ее посредством психоанализа.

Безусловно, первоначально утилитаризм опирается в XIX веке на философию Юма и А. Смита, где представлена идея сочетания альтруизма и эгоизма. Утилитаризм - термин новый, введенный во всеобщее употребление Дж. С. Миллем, в сочинении: «Utilitarianism» (1861). В своей работе «О Свободе» Милль провозглашает главный принцип утилитаризма. Перу Джона Стюарта Милля принадлежат труды не только по политической теории, но и по логике и эпистемологии. К числу его работ относятся «О свободе» (On Liberty, 1859), «Утилитарианизм» (Utilitarianism, 1863), «Подчиненность женщины» (The Subjection of Women, 1869) и «Основы политической экономии» (Principles of Political Economy, 1848).

Из современных научных трудов о классическом утилитаризме можно выделить работы: Гусейнова А.А. «История этических учений» 9, где автор указывает на генезис классического утилитаризма, выстраивая в логическую линию концепции Хатчесона 10, Ч. Беккария, Д. Пристли, К. Гельвеция, Бента-ма п; Гаджикурбановой П.А., которая характеризует классический утилитаризм как присущее людям стремления к удовольствию и счастью, классический утилитаризм формулирует представление о социальном и политическом

назначении моральной философии ; Пинского Д.А., рассматривающего гедонистическую концепцию И. Бентама 13, Е.Н. Ярковой, которая предлагает уви-

9 Гусейнов А.А. История этических учений. М. 2003.

10 Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели [II, III, VIII] // Ф. Хатчесон,
Д. Юм, А. Смит. Эстетика. М, 1973.

11 Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства / Пер., предисл., примеч. Б.Г. Капусти
на. М, 1998.

12 Гаджикурбанова П.А «Summum Bonum в классическом утилитаризме» // Этическая мысль. Вып. 10. М:
ИФРАН. 2010.

13 Пинский Д.А. Нормативно-этическая программа классического утилитаризма // Топос. № 1(6). 2002.

деть с позиции синергетики в утилитаризме стимул самоорганизации культуры и общества 14.

3. Современные концепции утилитаризма

Проблемы современного утилитаризма на Западе разрабатываются в рамках Международного общества по утилитарным исследованиям - (Исус). Ежегодно общество проводит международные конференции по проблемам утилитаризма. 11-я Международная конференция «Этика экономического развития» планируется 23-25 июня 2011 года в Сан-Романо Конференц-центр, Лукка, Италия. Конференцию будет организовывать экономический факультет университета в Пизе. Международное общество по утилитарным исследований - Исус - служит научной площадкой для научных дискуссий и исследований по утилитаризму, основные проблемы исследования - историческая роль утилитаризма, история его развития и его актуальности в таких областях, как этика, политика, право, экономика и государственная политика. Также на базе Международного общества по утилитарным исследованиям публикуется журнал «Utilitas», где осуществляется системный международный обзор оригинальных исследований во всех аспектах утилитарной теории. Журнал также охватывает дисциплины моральной философии, экономике, психологии, политической теории, интеллектуальной истории, праву и юриспруденции 15. Также в рамках Международного общества по утилитарным исследованиям создана так называемая европейская сеть ученых-утилитаристов (E-NOUS).

Среди наиболее ярких западных ученых в области современного утилитаризма можно назвать Джеффри Сакса (Колумбийский университет) - Директора Института Земли, Кетле профессор устойчивого развития, и профессор политики в области здравоохранения и управления в Колумбийском университете, Специальный советник генерального секретаря ООН Пан Ги Мун; Питера Сингера (Принстонский университет) Ира У. Декамп профессор биоэтики в Принстонском университете, и профессор-лауреат в Центр прикладной философии и общественной этики (Сарре), Университета Мельбурна; Густава Аррениуса (шведской коллегии перспективных исследований, Стокгольмский университет). Торгни Сегерстедта Pro Futura сотрудник профессор практиче-

14 Яркова Е.Н. Утилитаризм Как стимул самоорганизации культуры и общества // Общественные науки и со
временность. 2002. № 2.

ской философии в Стокгольмском университете; Фредерика Розена (колледж Лондонского университета) почетный профессор истории политической мысли, бывший главный редактор собрания сочинений Джереми Бентам; Надю Урбинати (Колумбийский университет) профессор политических наук.

Также при рассмотрении современных концепций утилитаризма следует выделить концепцию Т. X. Грина. Томас Хилл Грин продолжил критику упрощенной психологической и этической теории, которая составляла основу классического либерализма (как Бентама, так и Рикардо). Он подчеркивает, что человек необходимо связан с социальным сообществом.

Кроме проблемы определения полезности в современной утилитаристской мысли дискутируется вопрос о том, что именно должно проходить через тест на максимизацию полезности: действия и их последствия, нравственные нормы, мотивы, черты характера или общественные институты? Считается, что до Генри Сиджвика (Henry Sidgwick), различие подходов, возникающих вследствие разных ответов на этот вопрос, отчетливо не осознавалось. Однако в настоящий момент границы между ними достаточно определенны, а различие активно обсуждается. Первый подход получил название «прямого утилитаризма», в качестве синонима используется понятие «утилитаризм действий» (яркий представитель - Дж.Смарт). Другой подход предполагается «косвенным утилитаризмом», представители которого по ряду причин отказываются проводить через тест на максимизацию полезности последствия конкретных действий. Аргументация против «утилитаризма действия» порождает два варианта «косвенного утилитаризма», имеющих разную распространенность: «утилитаризм мотивов» и «утилитаризм правил». В последнем, более влиятельном, варианте утилитаристской моральной философии главным предметом поиска является наиболее удачный в отношении максимизации полезности этический кодекс. По Р. Брандту (1910-1997), он должен включать набор правил поведения, достаточно простой, чтобы его можно было легко изучить, и набор эффективных процедур для решения конфликтов между нормативными положениями.

Некоторые мыслители пытаются показать ложность дихотомии двух типов утилитаризма. Так, с точки зрения Ричарда Хэара (1919-2002), их про-

тивостояние снимается с помощью разграничения между «критическим» и «интуитивным» уровнями морального мышления.

Третьим направлением развития утилитаризма в XX в. является разработка способов суммирования полезности. Так, Джон Роулс 16 - современный американский философ, основоположник либерально-государственной концепции внутреннего и международного права, пытается решить проблему рационального обоснования моральной теории, опирающееся на понятие права.

Среди современных отечественных ученых проблемами утилитаризма в России занимаются Г. Пирогов, Б. Ефимов, которые рассматривают утилитаризм с точки зрения социальной справедливости в экономике и социологии 17, Е.Н. Яркова (занимается проблемой национализма и утилитаризма в России) 18, Ахиезер А., Клямкин И. и Яковенко И.19 рассматривают авторитарно-утилитарный идеал в период трансформации российской государственности.

Объектом исследования является современная культура как система аксиологического измерения.

Предметом исследования является система утилитарных ценностей, их реализация в контексте современной западной и отечественной культуры.

Гипотеза. Концептуальный культурно-философский анализ современного культуры детерминирует одно из базовых проблемных направлений научно-теоретических исследований - утилитаризм в культуре, возможности его применения на современном этапе социокультурного развития. Данное направление исследования, оперируя принципами системности и всесторонности, создает теоретическую модель вариативности включенности утилитарных ценностей в контекст современной культуры в целом, и культуры России в частности.

16 Справедливость как честность// Логос. 2007. - Перевод с английского Натальи Литвиненко под редакцией
Ярослава Шрамко по изданию John Rawls Justice as Fairness II John Rawls, Collected Papers, Harvard University
Press, Cambridge, Massachusetts —London, England, 1999, pp. 47-72.

17 Г. Пирогов, Б. Ефимов. Проблема социальной справедливости в экономике и социологии /

18 Яркова Е.Н. Национализм и утилитаризм в России //Альманах «Дискурс - П» Вып. 3. «Дискурс толерантно
сти в глобальном мире»,

19 Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство,
2005. - 708 с. (Исследования Фонда «Либеральная миссия»)

Цель диссертационного исследования концептуальный культурфило-софский и феноменологический анализ аксиологической системы утилитаризма в контексте современной культуры, прогнозирование аксиметрического влияния утилитаризма на современные социокультурные процессы.

Задачи исследования вытекают из актуальности темы и сформулированной цели работы.

  1. Представить утилитаризм как выражение аксиологической системы современной культуры, провести культурфилософский дискурс аксиологических концепций системы современной культуры.

  2. Проследить и провести научно-теоретический анализ становления и развития утилитаризма в западной философии культуры как системы культурных ценностей.

  3. Выявить и описать многообразие современных направлений и форм утилитаризма.

  4. Обосновать базовые трансформации утилитарных ценностей в современной западной и отечественной культуре, показать структурные и семантические изменения утилитарных ценностей в современной культуре.

  1. Рассмотреть проблемное поле формообразования утилитаризма в современной культуре России.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования выстроена на научных принципах изучения социально-культурных явлений -системности, объективности, историзма.

В обосновании выдвинутых в диссертации положений применяются такие атрибутивные для научного исследования методы изучения, как принцип единства анализа и синтеза, исторического и логического, индукции и дедукции. Во взаимодействии с методами идеализации и теоретического моделирования, они позволяют рассмотреть проблему переходности в динамике.

Специфика объекта и предмета диссертации обусловила обращение к другим методам исследования, что придало работе междисциплинарный характер. В их числе: сравнительно-исторический подход; синтез философского и культурологического подходов; компаративный анализ; методология теории

самоорганизации систем; использование герменевтических приемов в исследовании культурфилософских, социологических, политологических текстов. Научная новизна исследования:

  1. В рамках философии культуры проведен системный концептуальный анализ трактовки ценностей и аксиологии как научно-теоретического фундирующего элемента рассмотрения проблематики утилитаризма и системы утилитарных ценностей. Исходя из отказа утилитаризма в абсолютизации аксиологических систем, его постоянного стремления к релятивности осмысления ценностных структур и иерархий исследуются именно механизмы трансформации ценностей в сферу утилитаризма. Автором выдвигается идея о том, что принцип релятивизма распространяется не только на сами утилитарные ценности, но и на механизм формирования их иерархии и исторической актуализации.

  2. Построение идеальных моделей каждого типа нравственности, выявление сущностных основ нравственности традиционного, утилитарного и либерального типов позволяет вскрыть, с одной стороны, те механизмы, при помощи которых различные типы нравственности ориентируют человека на простое или расширенное воспроизводство культуры и социальных отношений, с другой стороны, обнажает механизмы самой нравственной динамики, т. е. делает зримой логику переходов от одного типа нравственности к другому, в частности - к утилитаризму.

  3. Выявлено два типа оснований оценки утилитаризма: результат, к которому привел поступок, и стандарт, или правило, которому поступок должен соответствовать. Определена специфика принципа пользы в утилитаризме как определенного стандарта для оценки поступков.

  4. Концептуально обосновано, что утилитарные ценности в современной культуре, подвергаются структурным и семантическим изменениям.

  5. Определяется будущая тенденция социального развития, согласно которой утилитарные ценности становятся средством социального единства. При этом постоянное экономическое, политическое и социальное противостояние двух глобальных цивилизационных систем - Востока и Запада культивируется и углубляется. Ценности искусства, культуры, эстетики, идеалы гуманизма становятся объектами циничной продажи и управления. Кон-

статируя парадокс того, что люди осознавая неистинность политических, идеологических и рекламных феноменов, все же прислушиваются к ним, и даже увлекаются ими, описываются индивидуальные нравственные и когнитивные модели, сформированные на основе утилитарных ценностей.

  1. Современный утилитаризм основывается не только на классическом понятии «пользы», но и в первую очередь на понятии «справедливость». Выделяются два типа утилитаризма: положительный и отрицательный, где водоразделом между ними являются законы справедливости и их соблюдение.

  2. Формулируется авторская позиция, согласно которой система утилитарных ценностей в России имеет специфические характеристики в отличие от «классической» формы утилитаризма Запада. В рамках российской цивилизации исторически сложились иные формы утилитаризма, которые не только определяли специфику развития российской цивилизации в прошлом, но, вероятно, во многом будут определять своеобразие цивилизаци-онного пути России в будущее.

Положения, выносимые на защиту: 1. Смена аксиологических идеалов приводит к переоценке ценностей в современной культуре. Понятие «ценность» трактуется как польза, нечто выгодное для человека, его деятельности и существования. Изменение аксиологического, ценностного отношения к современной культуре и человеку делает проблему утилитаризма наиболее заостренной. Утилитаризм, его проблемы оказываются в центре современных социально-культурных проблем. Само понятие ценность трактуется неоднозначно. Система ценностей становится продуктом социальной и идеологической среды и связаны со спецификой исторического развития. Ценностные ориентации в современной культуре приобретают различный характер в зависимости от ее локальных образований, строящихся по собственным мировоззренческим представлениям. Для человека система ценностей становится абсолютной культурной величиной. Массовизация культуры переориентирует общество с гуманистических ценностей, которые лежат в основании демократических и либеральных ценностей, к потребительским ценностям, которые трансформи-

руют духовные и нравственные гуманистические идеалы в потребительскую идеологию.

  1. Важная теоретическая дилемма, определившая развитие утилитаризма в ХХв., касается оснований оценки поступков. Строго говоря, права человека выступают некоторым стандартом, выполнение которого вменяется каждому человеку в обязанность. Более того, каждое действие должно, в конечном счете, соотноситься с принципом пользы, и этот принцип - тоже определенный стандарт для оценки поступков. Таким образом, перед нами два типа оснований оценки утилитаризма: результат, к которому привел поступок, и стандарт, или правило, которому поступок должен соответствовать.

  2. Утилитарные ценности в современной культуре, безусловно, подвергаются структурным и семантическим изменениям. Данный трансформационный феномен обусловлен целым спектром имманентных и внешних причин. Базовой группой таких причин является массовизация современной культуры и сознания, информатизация и глобализация онтологической и аксиологической составляющих цивилизации. В эпоху глобализации опора современной культуры - универсальные ценности, включающие в себя национальные компоненты. Американская версия утилитаризма - прагматизм все менее касается теоретического аспекта проблемы пользы, все более исходит из конкретной экономической ситуации.

  3. Среди факторов, которые привели к формированию современных форм утилитаризма можно выделить следующие: 1) экономические (промышленная революция); 2) научно-технические (существенные изменения в системе коммуникаций - изобретение телефона, телеграфа, радио и кинематографа, средств массовой информации, масс-медиа, глобальной системы интернет, сотовой и мобильной связи); 3) социальные (резкий рост народонаселения, формирование феноменов массы и массового сознания, усиление процессов миграции и маргинализации). 4) культурные (доминирование городской культуры, дезактуализация таких способов трансляции культуры, как традиция).

  4. Важнейшей характеристикой утилитаризма является его аксиологическая и нравственная релятивизация. Счастье, благо - аксимерно, все более относительно в зависимости от социально-культурного контекста. Ориентация на

пользу делает утилитаризм аксиологически «всеядным», он вплетает в ткани своей идеологии различные ценности - традиционные, либеральные. Утилитаристский моральный закон приобретает форму утилитаристской максимы - «нравственно то, что приносит максимальную пользу человеку или обществу». Вследствие этого моральный долг не фиксирован: должное попадает в зависимость от сущего, практика определяет наполнение идеальных норм, эти причины и формируют отрицательный утилитаризм. Образцы поведения становятся зависимыми от ситуационной пользы, обретают динамичный, изменчивый характер. Неукорененность утилитарной нравственности в абсолютном определяет главенство экзистенциального подхода, в рамках которого начинает складываться представление о приоритете существования над сущностью. Непродуманное научно-селективное давление на человека приводит к гегемонии отрицательного утилитаризма. Ценность пользы воспринимается и трактуется как выгода, с материальной точки зрения, как «прибыль», материальное богатство. Это утилитарный образ экстерьера - овнешненной формы. Польза для индивида при этом выступает как частная (индивидуализм в получении удовольствия, достижения счастья для себя) и превалирует над пользой как общего (социальный подход к реализации всеобщего блага). 6. Положительные аспекты утилитаризма рассматриваются в современной гуманитарной науке как реализация проблемы справедливости. Данное направление утилитаризма формируется на основе иного понимания пользы, как реализации справедливости. Польза рассматривается как благо, как определенный категорический императив - как реализация справедливого социального, политического и экономического устройства общества. Основной характеристикой пользы является ее рациональная нравственная направленность. Положительный утилитаризм смыкается с социальным гуманизмом, под которым понимается культивирование антропологических духовных креативных ценностей общества, где свобода творчества не превращается в произвол, а рассматривается как самоограничение - социальная «оглядка» на других членов общества. Положительные утилитарные ценности есть ценности, реализуемые в контексте всеобщего блага и пользы. Механизмом этой реализации выступает в первую очередь - уступка,

временный отказ от определенных выгод. Это хорошо можно проследить на выплате государству налогов, срочная служба в армии, общественные работы и т.п. Польза становится благом, когда она приобретает признаки всеобщности. Польза с рационально-нравственной точки зрения становится неотъемлемым условием совершенствования общесоциальных оснований человека, общества, культуры. 7. Роль утилитарных ценностных систем в современном культурном мире России противоречива. Утилитаризм несет в себе силы дезинтеграции и организации нового типа. В современной научной литературе отражается два противоположных мнения относительно утилитаризма в культуре России. Дихотомия данных точек зрения такова: утилитаризм возможен в рамках российской культуры и будет способствовать ее социальному и экономическому развитию. Иная точка зрения - отечественная культура глубоко неутилитарна и существование утилитарных ценностей на ее почве - это миф. Феноменологический анализ утилитаризма в России показал, что утилитаризм в России существует, однако не в тех формах, которые представлены в культуре Запада. В начале XXI века массовый утилитаризм в России представлен в умеренной форме. Умеренный утилитаризм в России опирается на уравнительно-распределительные системы хозяйствования. Глубинные духовно-ценностные основания русской культуры, их идеальная приоритетность входят в противоречие с идеями утилитаризма - стяжательства, прагматизма, индивидуализма. Идеал духовности в русской культуры сопрягается с аскетичностью, бедностью, натуральностью, скромностью, материальной непритязательностью. Господство государственного интереса над частным в экономике также способствовало становлению консервативно-умеренной формы утилитаризма, проявляющей себя в неумеренной потребительской идеологии. Традиционализм российского общества способствовал формированию односторонней модели утилитаризма, с экстенсивным путем развития экономики и социальной сферы, распределительной модели торговли и потребления, а не производства, технологизации и информатизации. Умеренный утилитаризм с необходимостью должен превратиться в развитую свою форму. Общество, основанное на развитой системе утилитарных ценностей, характеризуется открытостью и модернизацион-

ными процессами. При этом ожидания человека в рамках этой формы утилитаризма, в отличие от умеренного утилитаризма, не связаны с сиюминутным локальным материальным эффектом. Развитый утилитаризм направлен на развитие либерализации экономики, на целенаправленную трудовую деятельность, на все большую рационализацию, разделение труда и товари-зацию.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет конкретизировать основные направления философского и культурологического изучения культуры: проводится необходимый анализ современного понимания культуры, ее сущностных характеристик, выдвигается идея об утилитарных аспектах современной культуры предмета научного рассмотрения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования значимы в образовательной и научной сферах глубокого анализа утилитаризма современной культуры как одного из феноменов современной науки, философии, философии культуры, философской и культурной антропологии.

Особое значение результаты могут иметь при прогнозировании культурного развития в период социокультурных кризисных изменений. Отдельные положения работы могут быть включены в чтение общих и специальных курсов по философским и культурологическим дисциплинам. Проблема, сформулированная в исследовании и предложенные ее решения, имеют открытый характер и требуют дальнейшего разрешения в рамках современного философского осмысления.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы были апробированы диссертантом в лекционных курсах по философии, философии культуры, культурологии, мировой культуре и искусству, истории западной философии, на практических занятиях со студентами, а также в статьях, публикациях и докладах на теоретических и практических семинарах Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного Федерального университета, на научных конференциях, а также на научных всероссийских конференциях и Третьем Всероссийском культурологическом конгрессе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка из 106 наименований, из них 16 источников на иностранном языке.

Похожие диссертации на Утилитарные ценности в контексте современной культуры