Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Гасанова Мадина Нусратовна

Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента
<
Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гасанова Мадина Нусратовна. Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Махачкала, 2006 168 с. РГБ ОД, 61:06-9/502

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Религиозное и светское в духовной культуре г.Дербента .

1.1. Методологические принципы исследования взаимодействия религиозного и светского в городской культуре . 12-25

1. 2. Генезис духовной культуры г. Дербента . 26-69

1.3. Место религии в духовной культуре г. Дербента. 70-100

Глава 2. Синкретизм религиозного и светского в искусстве г.Дербента .

2. 1. Взаимодействие религии и искусства в процессе формирования духовной культуры . 101-111

2. 2. Архитектурные памятники как выражение духовной культуры г. Дербента . 112-141

2. 3. Декоративно-прикладное искусство в функционировании городской культуры. 142-156

Заключение 157-160

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Категория «культура» - понятие многогранное и многоплановое. Она как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности охватывает и концентрирует в себе практически все сферы материального и духовного творчества людей и совокупность результатов этого творчества. Культура преемственна и представляет собой непрерывный процесс развития и воспроизводства. У одних народов мира этот процесс проистекал в заданных, изолированных рамках; у других народов - во взаимодействии и взаимовлиянии с другими народами.

Географическое и стратегическое положение ряда регионов мира определяло пути великих миграций и переселений народов, что обусловливало и предопределяло особую культурно-историческую судьбу этих народов. В этом плане уникальное положение занимает каспийский проход и важнейший с древнейших времен его бастион - г.Дербент. В указанном контексте Дербент и сопредельные территории отличали насыщенность событиями и интенсивность миграционных процессов. С глубокой древности в разных направлениях здесь прошли десятки различных племен и народов, порою сметая все на своем пути, порою оседая на длительное время, частью ассимилируясь, бесследно растворяясь в местной этнической среде

В последние два тысячелетия, до присоединения к России, в Дагестане последовательно, с переменным успехом господствовали персы, арабы, монголо-татары, турки, и всегда бастионом влияния и господства выступал Дербент - главный экономический, политический, культурный и религиозный центр всего Восточного Кавказа. И поскольку каждый народ творец и носитель определенной культуры, то здесь сложился уникальный, беспрецедентный в своем многообразии и многоплановости конгломерат культур - материальное и духовное наследие веков и народов.

4 Дербент в силу своего центрального положения превращается в средоточие культур в их синкретическом полиэтническом и поликонфессиональном переплетении. Культура Дербента представляет сложнейший синтез культурных систем, носителями которых являются разные этнические, конфессиональные и социальные группы горожан. Все более важным становится поиск путей, принципов построения и одновременно задача изучения городского пространства в рамках взаимодействия религиозного и светского в духовной культуре.

Между тем миграции, внешняя экспансия и господство влекли за собой, одновременно, смешение и смену религиозно-духовных ценностей, представляющих собой значительный культурный пласт.

Начиная со второй половины У11 в. ислам, по мере своего распространения и укрепления, постепенно вытеснял древние так называемые языческие культы. Функции ислама не ограничивались сферой сознания, он выступал организатором и регулятором общественных отношений и быта, попутно монополизируя среду развития культуры, определяя в значительной степени ее формы и содержание. Несмотря на преимущественное положение ислама в Дербенте мирно сосуществовали три монотеистические религии: ислам, иудаизм, христианство.

Изучение и осмысление всех изложенных процессов и культурного наследия Дербента, несомненно, представляет непреходящий научный интерес и практическую ценность, и значимость для поколений. Этим и обусловлен выбор нами данной темы в качестве основы диссертационного исследования.

Культура Дербента не является каким-то локальным явлением, она имеет мировое значение, подтверждением чему явилось и решение Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО о внесении этого уникального культурно-исторического феномена в реестр памятников мирового наследия. И этот факт в значительной большой степени должен актуализировать проблему исследования города, повысить ответственность и обязывать, чем

5 испытывать гордость от причастности к этому великому памятнику истории и культуры.

Степень разработанности темы. Тема взаимодействия религиозного
и светского элементов в духовной культуре в отечественной
научной литературе получила незначительное отражение и развитие. В

этом плане определенный интерес представляют научные изыскания западных и ряда отечественных культурологов, религиоведов, философов: М.М.Бахтина, К.Г.Доусона, Э.Дюркгейма, Б.С.Ерасова, М.С.Кагана и др.1

Диалог как феномен реальности и проблема природы и пространства действия его в городской культуре отражена в трудах исследователей А.С.Ахиезер, .М.С.Кагана, А.А.Пелипенко, Э.В.Сайко, И.Г.Яковенко, 2 Для исследования взаимодействия религиозного и светского в культуре г. Дербента неоценимое значение имеют труды по истории города: М.И.Артамонова, В.В.Бартольда, Е.И.Козубского, А.А.Кудрявцева, М.Г.Магомедова, Р.М.Магомедова, В.Ф.Минорского, С.О.Хан-Магомедова .3

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986г.; Доусон К.Г. Религия и
культура, СПб, 2000г.; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Религия и
общество. Ч.П.- М, 1996г.; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М,
1990г.; Каган.М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург, 1996г. и др.

2 Ахиезер А.С. Диалог как основа современного философствования. // Социокультурное
пространство диалога. М, Наука, 1997г.; Каган.М.С. Философия культуры. - Санкт-
Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996г.; Пелипенко.А.А. Городской миф в
художественном сознании: аспекты диалога.// Социокультурное пространство диалога. М,
Наука, 1997г.; Яковенко И.Г.Город в пространстве диалога культур и диалог города.
//Социокультурное пространство диалога. М, Наука, 1997г.

3 Артамонов М.И. Древний Дербент. - СА, 1946г.; Бартольд В.В. Место Прикаспийских
областей в истории мусульманского мира. - Соч. М., 1963г.; Козубский Е.И. История
города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906г.; Кудрявцев.А.А. Древний Дербент.-М., 1982г.;
Он же Феодальный Дербент. Пути закономерностей развития города в У1 - середине ХШ
в. - М.: Наука, 1995г.; Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана.- Махачкала.
Дагкнигоиздат, 1994г.; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда Х-Х1. М., 1963г.;

6 Этнографические исследования С.Ш.Гаджиевой, М.Е. Мататова. И.Черного1 дают возможность указать на взаимосвязи и взаимовлияния этнокультур в пространстве города.

Особую ценность представляют работы дагестанских ученных, в которых отражаются различные аспекты духовной культуры города г.Дербента. В исследования фольклора и литературы, нами использовались монографии и статьи: Н.Х.Авшалумовой, Ф.Алиевой, Б.Б.Булатова, Г.Г.Гамзатова, С.А.Лугуева, А.Ф.Назаревича, М.С.Саидова, Р.Ф.Юсуфова и др.2 Научная мысль и педагогические взгляды рассмотрены в трудах: М.А.Абдуллаева, Г.Ш.Каймаразова, А.Р.Шихсаидова3 и др.

Хан-Магомедов С. О. Дербент, М., 1958г.; Хан-магомедов СО. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979г. и др.

1 Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX - начало XX в. - М.: «Восточная литература» РАН, 1999г.; Мататов М.Е. Таты-иудаисты. Москва, 1993г.; Черный И. Горские евреи. Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып.Ш. 1870г.

Авшалумова Н.Х. Народная татская сказка «Бежон и Менежон» и романтическая поэма Фирдоуси «Бижан и Манижа».//Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана.Махачкала, 1987 г.; Её же в зеркале татской народной сказки.- Махачкала, 1996г.; Алиева Ф. Анекдоты / Традиционный фольклор народов Дагестана. - М.: Наука, 1991г.; Булатов Б:, Лугуев.С. Духовная культура народов Дагестана в ХУ111-Х1Х вв. Махачкала, 2000г.; Гамзатов Г. Фольклор в системе национальной художественной культуры // Традиционный фольклор народов Дагестана. - М.: Наука. -1991г.; Назаревич А.Ф. Сказочные самоцветы Дагестана. Махачкала, 1975г.; Его же Отобранное по крупицам. Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала., Даг.книж.изд-во., 1958г.; Саидов.М.С. Дагестан.лит-ра ХУШ-XIX вв. на арабском языке // Труды ХХУ Международного конгресса востоковедов. Т.2.-М., 1960г.; Юсуфов.Р.Ф. Дагестан и русская литература конца ХУШ и первой половины XIX в.// Дагестанская тема в творчестве А.А.Бестужева-Марлинского. -М.:Наука. 1964г.

Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986г.; Его же Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.М.: Наука, 1968г.; Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.:Наука, 1971г.; Шихсаидов А.Р.Дагестанские авторы X - начала XX в. и рукописи их сочиненийУ/Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала,ГУП. 2001г.; Его же Рукописное наследие народов Дагестана.// Арабская рукописная книга в

7
Древние народные представления, верования, обряды, ритуалы как
неотъемлемая часть традиционной культуры народа отражены в статьях
Г.А.Гаджиева, А.С.Миловского.1 Становление религиозного опыта в рамках
межконфессионального диалога выстраивается в исследованиях
Л.Х.Авшалумовой, А.К.Аликберова, М.Альтушера, М.Бойса, Г.М.Керимова,
А.А.Кудрявцева, М.Р.Курбанова, Г.М.Курбанова, М.Мюллера,

А.Р.Шихсаидова и др. 2

Большое значение для исследования взаимодействия религии и искусства имеют труды И.А.Тульпе, Е.Г.Яковлева и др3. Художественная культура Дербента представленная различными видами искусства,

Дагестане. Махачкала.,ГУП.2001 г. Шихсаидов А.Р. Арабские источники IX—X вв. о Дагестане. Ат-Табари. История пророков и царей. Махачкала, 1971г. и др.

1 Гаджиев Г.А. Верования и обряды: доисламский период.- Махачкала: Даг.кн.изд-во.
1993г.; Миловский А.С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках.-М, 1984г.;

2 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала. 1997г.;Ее же
Критика иудаизма и сионизма. - Махачкала: Даг. Кн. Изд., 1986г.; Аликберов А.К.
«Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» Мухаммада ад-Дарбанди как памятник
мусульманской историографии (конец У / XI в.) Автореферат.канд.дис.СПб., 1991г.; Его
же Ал-Фукаи // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический
словарь.М., 1998 г.; Альтушер 1990.- М. Альтушер. Евреи Восточного Кавказа (иврит).
Иерусалим, 1990г.; Бойс.М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М., 1987г.; Керимов
Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука, 1978г.; Кудрявцев А.А.
Мусульманский город Дагестана.- Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1994г.; Курбанов М.Р.,
Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность.- Махачкала: ГУП
.Даг. Кн. Изд-во, 2001г.; Мюллер. А. История ислама с основания до новейших времен.-
Спб., 1895г.; Шихсаидов А.Р.Дагестанские авторы X - начала XX в. и рукописи их
сочинений.//Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала.ГУП. Даг.кн.изд., 2001г.;
Его же Рукописное наследие народов Дагестана.// Арабская рукописная книга в Дагестане.
Махачкала.,ГУП Даг.кн.изд-во.2001г. и др.

3 Тульпе И.А. Религия и искусство в процессе культуры. // Религия и свободомыслие в
культурно историческом процессе. Межвузовский сборник. СПб., 199г.; Яковлев Е.Г.
Искусство и мировые религии. М., «Знание», 1972г. и др.

многообразием ремесленного производства нашло отражение в работах исследователей: Н.Б.Бакланова, А.А.Кудрявцева, Н.А.Магомедова, В.И. Марковина, Ф.И.Соймонова, К.Тревера, С.О.Хан-Магомедова и др.1

В диссертационной работе использованы также различные информативные источники, в том числе справочная и энциклопедическая литератур, научные и научно-популярные статьи, художественная литература.

Цель и задачи работы. Основная цель диссертационного исследования историко-философский анализ взаимодействия религиозного и светского в духовной культуре г.Дербента.

Данной целью определяются следующие задачи исследования:

- проследить диалектику выстраивания городского диалогического
пространства между религиозной и светской культурами;

- показать взаимосвязь различных религиозного и светского элементов
в различных сферах духовной культуры;

выявить и рассмотреть синтез культурных систем: этнических, конфессиональных и социальных групп, составляющих субъекты культуры;

проанализировать роль и место религии как специфического социокультурного феномена в общественной жизни Дербента;

Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. ВыпЛ.Л., 1935г.; Кудрявцев А.А.
Мусульманский город Дагестана.- Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1994г.;

Магомедов.Н.А.Дербентское ханство в русско-иранских и русско-турецких взаимоотношениях во второй половине ХУШ-начале XIX вв.- Махачкала, 2000г.; Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1988г.; Соймонов Ф.И. Описание Каспийского моря. - Спб., 1763г.; Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959г.; Хан-магомедов С.О.Раннесредневековая горная стенав Дербенте //Советская археология, 1960г.; Его же Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979г.; Его же Ворота Дербента.—Архитектурное наследство. М., 1972г.;Его же Стена и башни Дербентской крепости // Архитектурное наследие 1964. № 17. и др.

- провести комплексный анализ взаимосвязи светского и религиозного
начал как синтеза культурной целостности;

- проследить и показать пути проникновения и формы проявления религии в литературе, искусстве и просвещении г.Дербента.

Теоретические и методологические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является научный принцип историзма и диалектический подход к анализу причинно-следственной связи и обусловленности явлений культуры, форм сознания и социальных структур. Использовались также специальные методы, вытекающие из общей методологии, такие как синергетический, диахронный, синхронный и феноменологический методы. Теоретической базой исследования послужили классические исследования и труды зарубежных и отечественных ученых, результаты социологических исследований, полевой материал и другие сведения периодической печати и сообщения СМИ.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: - разработана методология исследования диалога религиозного и светского применительно к специфике культуры г.Дербента;

- впервые делается попытка комплексного анализа взаимодействия и взаимовлияния светского, религиозного и этнического элементов в культуре г.Дербента;

- проводится сравнительный анализ влияния религиозного и светского
начал на такие сферы духовной культуры Дербента как фольклор,
литература, наука, образование, искусство;

сделана попытка классификации форм диалога в пространстве города;

рассмотрены адаптационные процессы, способствующие

формированию толерантности, как основы и способа существования этнокультурного пространства;

- выявлен и показан синкретический характер художественной
культуры Дербента, выражающийся в наслоении элементов различных эпох,
духовного творчества различных народов, населявших Дербент;

- выявлен специфический «дербентский менталитет» и его влияние на
формирование особого стиля культурного пространства и мировосприятия;

Положения, выносимые на защиту:

  1. Новизна методологии, примененной в исследовании духовной культуры Дербента в контексте единства религиозного, светского, межэтнического, межконфессионального диалога.

  2. Результаты сравнительного анализа влияния религиозного и светского на формирование и функционирование элементов духовной культуры: фольклор, литературу, образование, искусство и их особенности.

3. Специфические особенности ментальности, обусловленного
взаимодействием факторов формирующих стереотип поведения.

4. Процесс взаимодействия религиозного и светского в городской
культуре Дербента как имманентное условие формирования и развития
межэтнических, межконфессиональных отношений.

5. Комплекс заимствованных элементов и их переплетение в-духовной
культуре Дербента, обусловленные геополитической особенностью.

6. Элементы доисламского, домонотеистического восприятие мира, как
первооснова духовной культуры города Дербента.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования и разработанные в нем методологические подходы, позволяют лучше понять и осмыслить специфику культурных процессов происходивших в г. Дербенте. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении специальных курсов по религиоведению, культурологии, этнокультуре, философии; а также составлении учебных пособий, программ и методических разработок по соответствующим разделам указанных учебных курсов.

Апробация работы. Некоторые результаты исследования послужили основой докладов на межвузовских, республиканских региональных научно-практических конференциях в 2002-2005 годах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Даггосуниверситета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав (6 параграфов), заключения и библиографии. Объем работы 168 страниц.

Методологические принципы исследования взаимодействия религиозного и светского в городской культуре

Интегратором городской целостности и генератором городской культуры является диалог, в который вовлечены все элементы городского сообщества. Город существует в поле диалога, и вне этого поля нет города.1

Любые демонстративные характеристики, предметная среда, все формы самопроявления человека читаются как текст и оказываются элементом городского диалога. Такие разнородные явления, как формы экономической жизни, рынок, конфликт, любое взаимодействие выступают в пространстве города как диалог. Политика, искусство, архитектура, публицистика, наука, городской фольклор - все это и многое другое - формы диалога. Число субъектов такого диалога практически неисчислимо: и коллективные, и индивидуальные, и город как целое.

Методы исследования диалога исключительно важны, ибо только в диалоге происходит непрерывный процесс воспроизводства социальности и культуры. Как правило, в результате диалога религиозного и светского в городской культуре рождаются новые представления, знания, настроения, институты, предметы, технологии и т.д.

Исследование взаимодействия религиозного и светского в городской культуре требует комплексного подхода. Лишь на стыке методов можно не только почувствовать, но и доказать глубокую изоморфную связь различных сфер культуры и прийти к наглядной ясности интерпретационных моделей и проследить диалектику выстраивания диалогического пространства между системным целым культуры и ее подсистемой (в частности искусством). В данном случае речь идет о сочетании нескольких методов исследования. Синергетический метод способствует рассмотрению диалога в динамическом единстве духовной и художественной культуры. Диахронный и синхронный методы позволяют проследить проблематику религиозного и светского диалога в пространстве города. Дают возможность рассмотреть развитие диалога во времени, формирование пространства действия и воздействие диалога, развитие разных форм и уровней его осуществления. Феноменологический метод отражает многообразие моделей поведения, стилей и образов жизни. В результате диалога возникает масса новых, непривычных феноменов городской жизни, в рамках которых разворачивается диалог. В этом диалоге могут оказаться такие разнородные явления как образ жизни, городское пространство и предметная среда города, одежда, мода, искусство, формы праздничного общения и т.д.

Город по своей природе - генератор социокультурного разнообразия. Природа города реализуется в непрерывном порождении самых разнообразных социальных, идеологических, стилевых, профессиональных, возрастных, этнических и других локусов, общностей, групп и субкультур.

Городская культура порождает разные настроения, новые-смыслы, интенции, нормы и ценности. И, наконец, новые слова, и символы для выражения этих сущностей. В городе рождаются разные мироощущения и нетождественные интересы различных субкультур, страт, срезов и групп, формирующих городское сообщество.

В пространстве диалога происходит "столкновение" разных традиций, мнений, ценностей, принятие одним субъектом ценностей другого как необходимый в соответствующей ситуации момент его реализации, но при этом сохраняя свой внутренний аксиологический базис.

Общение - субстанция города. В этом смысле город не только пространство, но и субъект диалога. Диалог - это особый способ и одновременно форма общения. Но он не сводится просто к общению. Диалог - необходимая часть его, но вместе с тем и шире его, и уже он - состояние человека, его мысль. Углубление познания диалога как коммуникативного средства, понимания его сущностных особенностей и процессуальных характеристик все больше выводит нас на другой уровень осмысления пространства его "действия". Открываются новые определения и измерения его как явления более сложного и более общего порядка - как особого социокультурного феномена, выполняющего в своем "диалогическом действии" более широкую и объемную нагрузку в жизни человека, чем-то, что представлялось ранее.

Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Диалог для человека - необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества. В данном исследовании ставится задача поиска диалога не столько между людьми, сколько между субъектами разделенными пространством историческим. Последнее "разрывает" культурное единство исходных позиций, общепринятого видения мира, этнических норм выхода субъектов на диалог, их социально-психологические характеристики.

Надо помнить, что диалог - природа бытия человеческого сознания. А потому город явлен человеку как субъект диалога7. Когда мы говорим о каком-либо городе, мы говорим о городе - субъекте диалога культур. Соотнося себя с конкретным городом, каждый человек, считывает бесконечный текст этого города, вписывается в него, отталкивается. Любит или ненавидит, устанавливает с городом самые разные экзистенциально значимые отношения.

Город представляется интересным объектом исследования, своеобразной лабораторией по изучению исторического опыта межэтнического общения. История города насыщена миграционными процессами, которые привели к формированию в нем диаспорных и этнических групп.

В данной работе рассматривается период исламизации в Дербенте, где наблюдаются процессы ассимиляции и транскультурации. Ассимиляция заключается в полном или частичном поглощении культуры одного, обычно менее цивилизованного народа другой иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя. Траскультурация заключается в том, что определенная этнокультурная общность в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует инокультурная среда. Городская культура Дербента представляла сложнейший синтез культурных систем, носителями которых были разные этнические, конфессиональные и социальные группы горожан.

Городская среда предлагает каждому человеку широчайшую палитру образцов, моделей поведения, сфер самоидентификации, жизненных сценариев и т.д. Взрывной рост многообразия социокультурного пространства с необходимостью рождает новое качество диалога.

Генезис духовной культуры г. Дербента

Духовная культура народа явление многогранное и всеобъемлющее, наиболее полно и ярко она проявляется в устном народном творчестве в сказках и легендах, песнях и плачах, пословицах и поговорках, детском фольклоре. В них в красочной часто, гиперболизированной форме представлены мировоззрение и миропонимание, ценностные ориентации, нравственно-этические идеалы народа. В духовной культуре отражены представления о благородстве, справедливости, добре и зле; в них преломляются разные стороны жизни и быта народа.1

Одна из характеристик особенностей устнопоэтического творчества дербентцев - полиэтничность и полилингвистичность. Становление и развитие фольклора в Дербенте происходило среди носителей этнокультурных традиций. Поэтому здесь возникает возможность понаблюдать и особенности, своеобразие бытования специфических черт, характеристик народного творчества, и данные для сопоставления типологических фольклорных ситуаций у различных межэтнических общностей. Фольклор как один из компонентов духовной культуры выступает в роли катализатора народного духа, мироощущения, выразителя сознания и быта, первоосновы их эстетического восприятия мира.

Наличие той или иной этнической общности уже само по себе предполагает социальное функционирование исторически сложившейся в ней системы, комплекса форм коллективной идеологии, проявляющихся в своеобразии духовной культуры, следовательно, и фольклора.

«Выдающиеся национальные художники слова каждого народа всегда были крупными знатоками фольклора, замечательными собирателями несметных языковых и изобразительных богатств, заложенных в недрах народного поэтического творчества». - отмечает Г.Гамзатов.

В духовной культуре Дербента, отражаются не только специфика исторического развития народа, состояние его культурного уровня, особенности традиционной экономики и социальных отношений, взаимосвязи и контакты с ближними и дальними соседями, но и вырабатывавшиеся веками мировоззренческие концепции, категории морали, ценностные ориентации, уровень этнического самосознания...

Анализ интегрированное народов, населяющих Дагестан, взаимосвязь, взаимодействие, взаимозависимость и взаимообусловленность их духовной культуры в целом и ее компонентов в отдельности позволяют выявить исходные точки фольклора, особенности возникновения, становления и развития отдельных жанров в их многообразии. Характерно при этом, что творчество отдельных народов представляется частью регионального народного творчества Северного Кавказа, одновременно проявляя значимые элементы взаимосвязей с фольклором Закавказья и др.2

Фольклор развивался в тесной взаимосвязи с устно-поэтическим творчеством соседних народов, имеющих много общего, взаимосвязанного в исторических судьбах, социально-экономической жизни, культурных традиций, а нередко в этногенезе и языке. Анализ показывает, что и в фольклоре народов Кавказа много общего, специфические отличия носят не хаотический характер, а подчинены определенным закономерностям, обусловленным социально-экономическим развитием микрорегионов, характером их историко-политического развития и, что в данном случае играет немаловажную роль, культурным взаимовлияниям.

В этом отношении характерным является известное народное сказание богатыре герое Кероглы. Оно распространено не только среди тюркоязычных народов: азербайджанцев, узбеков, турок, казахов и др., но и среди армян, грузин, таджиков и т.д. В фольклоре народов Дагестана богатырь Кероглы ассоциируется с мужеством, отвагой, честью, справедливостью. «Различные по культуре и этногенезу народы создали огромное число версий и вариантов сказаний о герое Кероглы, в зависимости от социально-исторических условий и своих народно-поэтических традиций.»

Это сходство сюжетов и образов обусловливается процессом культурного общения народов, общностью их идейно-творческих запросов. Значительными были даже творческие связи между Дербентом и Ираном, о чем свидетельствуют наличие общих типологических сюжетов и образов; встречающихся в популярной народной татской сказке «Бежон и Менежон» и в романтической поэме Фирдоуси «Бижан и Манижа» («Шах-Наме»).2

Сравнительный анализ татской народной сказки и поэмы Фирдоуси выявляет общее и особенное в сюжетах где решаются общие для разных народов, конфессий проблемы дружбы, верности, долга, чести, добра и зла, раскрывающиеся истории любви главных героев. Его доминирующей чертой становится мужество, сила духа, стойкость.3

В цепи фабульных звеньев раскрываются многособытийность, сложные перипетии, острые коллизии. В основе каждого события лежит противоборство. Его рождают обстоятельства, в которых волею судьбы оказывается герой. Большое место и в сказке и в поэме отводится женскому образу, возлюбленной героя, которая в момент тяжелого испытания становится истинным другом.

В татской народной сказке, как и в поэме Фирдоуси, можно проследить целый ряд сходных моментов по сюжету и мотивам эпизодов. Но, будучи сходными и почти идентичными по своему содержанию, эти произведения, естественно, во многом и отличаются друг от друга. Хотя татская сказка о «Бежоне и Менежон» является одной из крупных и значительных в татском фольклоре, поэма Фирдоуси, написанная раньше, во много раз превосходит по объему, насыщена целым рядом эпизодов, мотивов, ситуаций, деталей которых нет в сказке. Татская сказка отличается спокойной манерой повествования, простотой и непосредственностью, порой и наивностью, в то время как написанная рукой гениального мастера поэма, полна высоких мыслей и чувств, красок, сравнений, ярких образовав, ней очень сильна лирико-романтическая струя. Татские ашуги и сказители свидетельствовали, что в народе были популярны семь сказок о Рустаме - главном герое древних сказаний таджиков, иранцев, которые рассказывались в течении «семи ночей». Это был цикл сказок под общим названием «Овосунегьой Рустом Зол» (Сказки о Рустам Зале»). До нас дошли два сюжета - о Рустам Зале и о Бенежон Менежон, записанные в 30-е годы со слов популярного татского сказителя и ашуга Х.Эмина и опубликованные в сборнике татского фольклора. Другие сказки из этого цикла утрачены.

Взаимодействие религии и искусства в процессе формирования духовной культуры

В процессе исторического развития духовной культуры человечества существуют различные взаимоотношения между такими формами общественного сознания, как искусство и религия. В исторических формациях та или иная религия «выбирает» ту или иную систему искусств, которая в наиболее оптимальном варианте способна воспроизводить духовную атмосферу и культовую практику данной религии. Принято считать, что взаимосвязь искусства и религии в истории культуры обусловлена тем, что они являются формами духовно-практического освоения мира, выражают ценностное отношение человека к действительности, обращены, прежде всего, к эмоциональной сфере психики человека и т. п.

Искусство как эмоционально-образное утверждение религиозных идей занимает определенное место в структуре тех или иных религий. Причем в практической жизни религий определяется не только система искусств, но и ведущее искусство в этой системе, которое синтезирует, организует вокруг себя все остальные искусства, в целях наиболее эффективной реализации религиозных идей.

В ярком и четком виде этот процесс проявляется в функционировании развитых мировых религий, структура которых наиболее устойчива и определенна, хотя исторически и она, конечно, эволюционирует. Религия закономерна в естественноисторическом процессе, обусловлена развитием общества и именно поэтому является предметом внимания науки. Их взаимодействие обусловлено в истоках — синкретичностью первобытного сознания, позднее — целенаправленным идеологическим использованием искусства религией.

Рассматривая воспроизведения палеолитических памятников в альбомах, мы восхищаемся реалистичностью изображений животных, удивляемся точности, упругости рисунка, созданного древним человеком, и невольно забываем, что исторический памятник «преподнесен» нам вне культурного контекста, вне условий его реального бытования, окружения. Мы воспринимаем его в привычных нам «цивилизованных» формах, как репродукцию станковой живописи. Между тем известно, что палеолитические изображения расположены и в пещерах, где покрывают неровные естественные поверхности стен и потолка, часто — в темных УЗКИХ коридорах, и довольно высоко на отвесных скалах по берегам рек. Для восприятия этих изображений важен также характер освещения — отблески света факелов в пещере или солнечных лучей на скальных берегах рек. Таким образом, связь искусства с окружающим миром природы была непосредственной и прямой: оно создавалось и существовало не как отражение действительности, а как ее неотъемлемая составляющая.

В искусстве заповедно сохраняется религиозное чувство, мистическое осмысление человеком мира даже в условиях кризиса традиционных религиозных ценностей; искусство и возникло-то благодаря религии из первобытных культов и магических ритуалов.

Этот исторический процесс взаимодействия систем искусства и религий привел к тому, что мировые религии включили в свою структуру почти все виды искусства. Взаимодействия искусства и религии связаны с тем, что у них много общего как по социальным функциям (но не целям), так и по формам отражения. И искусство и религия обращаются к духовной жизни человека и интерпретируют, каждая по своему, смысл и цели человеческого бытия.1

Религия есть форма общественного сознания, она вторична относительно общественного бытия, она не есть причина мирской ограниченности. В данном случае не религия и церковь первопричины того, что искусство существует преимущественно в канонических формах. Церковь — часть историко-культурного процесса, не только она «окрашивает» эпоху, но и эпоха влияет на нее. Очевидно, что каноничность средневекового культового искусства есть проявление, отражение, порождение малоподвижного традиционного феодального общества. Произведения искусства того времени были для современников не столько собственно художественной ценностью, сколько частью быта, уклада, обряда.

Л. Фейербах объясняет главное отличие искусства от религии так: «Обоим им (искусству и религии.) общо то, что они создают изображения — поэт создает образы из слов, живописец — из красок, скульптор— из дерева, камня, металла, — но художник, если в его дело не вмешивается религия, ничего другого не требует от своих изображений, как только того, чтобы они были верны и прекрасны; он дает нам видимость действительности; но он эту видимость действительности не выдает за действительность. Религия же, напротив того, обманывает человека или, вернее, человек обманывает себя сам в религии; ибо она выдает видимость действительности за действительность; она делает из изображения живое существо, существо, которое, однако, живет лишь в воображении... Религия не требует, поэтому от своих изображений, подобно искусству, чтобы они были верны, соответствовали изображаемому предмету и были прекрасны».1

Стремление сохранить «единство» религии и искусства нашло свое выражение в двух основных теоретических тенденциях:

1) искусство, поглощая традиционные религии, само становится современной религией (искусство - религия);

2) религия, теряя традиционные черты, переносит свои наиболее существенные признаки и качества в сферу искусства (религия - искусство). Религиозное отношение к миру несет в себе существенные элементы эстетического художественного сознания.

И искусство и религия немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образной фантазии и целостного идеала. Но если в искусстве все это подчинено более глубокому проникновению в реальный процесс человеческой жизни, постоянному обновлению содержания этих уровней отражения, то религия стремится законсервировать раз найденные уровни этих форм отражения (наиболее адекватные религиозному мировоззрению).

Для того, чтобы подчинить искусство своим целям, мировые религии разработали (это, конечно, был длительный исторический процесс), во-первых, целую систему функционирования искусства в рамках данной религии и церкви, во-вторых, ввели искусство в свою структуру или на уровне действий, или на уровне идеологии, или на уровне настроений. В каждой религии доминирует, тот или иной принцип организации искусства в этой структуре.2

Синтезирующим искусством во всех мировых религиях является театральное представление; оно как бы организует вокруг себя всю систему искусств той или иной религии. Синтезирующий характер театрального искусства обусловлен также и тем, что оно наиболее органично связано с одним из важнейших элементов всякой религии — религиозными действиями.

Архитектурные памятники как выражение духовной культуры г. Дербента

Среди источников по средневековой истории и культуре Кавказа важную роль играют эпиграфические памятники. Большинство из них составлено на восточных языках преимущественно на арабском. По своему значению и содержанию эти надписи можно разделить на три группы: исторические, надписи-эпитафии, строительные и сопровождающие их благопожелательные записи. Наиболее многочисленную группу составляют надписи-эпитафии, т.е. надписи на надгробных сооружениях.

Наиболее ранняя датированная надпись, сопровождающаяся вводным текстом, относится к 1044 г. Камень с этой надписью, вставленный в арку Орта-капы, зафиксировал наиболее типичные формулы - басмалу, формулу единобожия, таслийа.

Надпись на двух плитах, состоит из трех частей (текст - в центре). Куфическая надпись нанесена посредством выемки фона. Украшена надпись двумя шестилепестковыми цветочками.1 По своему общему виду надмогильные плиты X - XIУ вв. делятся на три группы: саркофагообразные (полукругло-горизонтальные), прямоугольно-вертикальные (разновидность: клиновидно-вертикальные и стелы с очень ярко выраженным острым верхом), крестообразные(или с плечиками, переходящими в прямоугольный верх). Хронологически из всех групп надмогильных сооружений типа полуцилиндрических надгробий наиболее ранними являются дербентские. Сундукообразные (прямоугольно-горизонтальные плиты получили широкое распространение в Дербенте и они представляют собой итог эволюции описанных выше полуцилиндрических надгробий.

Саркофагообразное надгробие Джюм-Джюм 469/ 1076-1077, находится примерно в 400 м. к югу от южной стены, близ цитадели. Длинное, горизонтально поставленное надгробие полуцилиндрической формы имеет длину 345 см, высоту 81 см. Памятник приобретает особую ценность также и потому, что в нем представлены две разновидности куфи - простое и цветущее, а также два приема нанесения надписи (рельефная и врезная). Поле с надписью обрамлено двумя параллельно идущими линиями. Само трапециевидное поле завершается полукруглой аркой. Внутри - пальметта. Буквы высокие и глубоко врезаны. Боковые грани покрыты рельефными эпиграфическими ( на арабском и персидском языках) полосками.

Вторая треть XII в. в дагестанской эпиграфике характеризуется появлением первых надписей, выполненных почерком насх, причем насх стал применяться одновременно как в строительных надписях, так и мемориальных текстах. Среди строительных - это надписи на воротах Дубары-капы 580/1184 и 587/1191-1192.1

Среди персидских надписей, самой ранней считается строительная надпись о реставрации мечети в 770/1368-1369 г. Характерная особенность персидских текстов - их «официальный тон», они посвящены В;основном представителям феодальной верхушки, деятельности правителей. Встречаются и двуязычные, т.е. на арабском и персидском языках. Многочисленные арабские надписи должны быть рассмотрены как огромное культурное явление, как итог общения народов в сфере духовной культуры. Еще Е.И.Пахомов отметил широкое распространение пехлевийского письма в Дербенте и расценил это как отражение сравнительно высокой грамотности населения.2

Эпиграфический материал проливает свет и на вопрос о проникновении тюркских элементов в Дагестан или же о связях с тюркским миром. С именем тюрок связан знаменитый могильник Кырхляр в Дербенте. Если в местных исторических хрониках могильник приписывается 40 шахидам-арабам, погибшим в начале У11 в., то цветущее куфи, которым нанесены надписи на полуцилиндрических горизонтальных надгробиях, позволяют уверенно говорить о турецком элементе. Тюркский элемент не только способствовал упрочению и распространению ислама, но принимал участие в военно-политической жизни, в акциях, предпринимаемых местными феодальными правителями. Многосторонний характер контактов с тюрками нашел отражение как в нарративных источниках и эпиграфическом материале, так и в фольклорных и ономастических данных. Ворота Дербента носят тюрские имена: «Кырхляр-капы», «Баят-капы», «Джарчи-капы», «Туркмен-капы». Сам Дербент «Демир-капы», а район Дербент «Улус магал».

Эпиграфические памятники служат также неоценимым источником при изучении культурной жизни и культурных контактов. Основная масса надписей относится к строительству культовых сооружений (мечети, минареты), что разумеется, не означает, что гражданская архитектура находилась в застое. Все дело в том, что строительство частных домов, хозяйственных помещений отчасти фортификационных сооружений, как правило, не фиксировалось надписями на камне. Среди профессиональных строительных терминов Азербайджана XI-XIX вв. наиболее употребительными является название «устад». Устад, или устаз - это почти единственный термин, встречающийся в дагестанских строительных надписях для обозначения звания строителя-профессионала. Последнее обстоятельство может быть поставлено в связь с Дербентом и Ширваном. Над порталом Джума-мечети в Дербенте имеется надпись с упоминанием нисбы строителя ( Устад Тадж-ад-Дин, сын Муса, бакинский строитель). Сугубая субъективность творчества каждого мастера обусловливает необходимость подписи на его произведении. Звание устад - это не просто украшение к имени строителя, и оно не может быть приписано к имени любого строителя. Термином устад характеризовался человек творческого труда, достигший высокой квалификации. Этим званием устад обладали зодчие, достигшие определенной степени признания и имеющие учеников.

Художественное творчество есть одновременно целенаправленный трудовой процесс, рассчитанный на передачу людям определенных мыслей и чувств. Пересечение понятий "город" и "искусство" определяется уже тем, что именно в городской среде с ее контрастной вариативностью культурных моделей и смыслов вызревают, рефлексируются и институционально закрепляются все развитые формы художественного сознания и практики. Иначе говоря, искусство, как таковое, в отличие от фольклора, народного творчества и некоторых других форм синкретической художественной деятельности, рождается и развивается именно в городе.

Похожие диссертации на Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента