Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг. Ющук, Лариса Анатольевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ющук, Лариса Анатольевна. Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг. : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01.- Новосибирск, 2000.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-18/25-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Римско-католическая и евангелическо-лютеранская конфессии, строительство конфессиональных сооружений в Российской империи 7

1.1 Римско-католическая и евангелическо-лютеранская конфессии в Российской империи 7

1.2 Строительство зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в Российской империи 14

Выводы по первой главе 18

Глава 2. Типология и стилистика римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке (1792-1917 гг.) 21

2.1. Ранний период (1792-1857 гг.) 22

2.1.1. Расположение зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в городской в раннем периоде (1792-1857 гг.) 22

2.1.2 Стилистика построенных зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в раннем периоде (1792-1857 гг.). 28

2.1.3 Планировочное и объемно-пространственное решения неправославных христианских церквей в раннем периоде (1792-1857 гг.). 33

2.1.4 Интерьеры неправославных христианских церквей в раннем периоде (1792-1857 гг.). 36

2.1.5 Конструкции и материалы неправославных христианских церквей в раннем периоде (1792-1857 гг.). 39

2.1.6 Детали неправославных христианских церквей в раннем периоде (1792-1857 гг.). 41

2.1.7 Архитекторы 42

2.2 Неоготический период (1858-1896 гг.) 43

2.2.1 Расположение зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в городской застройке в неоготическом периоде (1858-1896 гг.) 44

2.2.2 Стилистика построенных зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в неоготическом периоде (1858-1896 гг.) 52

2.2.3 Планировочное и объемно-пространственное решения неправославных христианских церквей в неоготическом периоде (1858-1896 гг.) 58

2.2.4 Интерьеры неправославных христианских церквей в неоготическом периоде (1858-1896 гг.) 61

2.2.5 Конструкции и материалы зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в неоготическом периоде (1858-1896 гг.) 64

2.2.6 Детали зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в неоготическом периоде (1858-1896 гг.) 67

2.2.7 Архитекторы 68

2.3 Новый период (1900-1917 гг.) 69

2.3.1 Расположение зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в городской застройке в новом периоде (1900-1917 гг.) 70

2.3.2 Стилистика построенных зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в новом периоде (1900-1917 гг.) 76

2.3.3 Планировочное и объемно-пространственное решения неправославных христианских церквей с новом периоде (1900-1917 гг.) 84

2.3.4 Интерьеры неправославных христианских церквей в новом периоде (1900-1917 гг.) 88

2.3.5 Конструкции и материалы зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в новом периоде (1900-1917 гг.) 91

2.3.6 Детали зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в новом периоде (1900-1917 гг.) 94

2.3.7 Архитекторы 96

Глава 3 . Комплексный анализ и характеристика архитектуры сибирского и дальневосточного западно-христианского храмостроительства в общем наследии российского церковного зодчества. (70-е гг. XVIII - нач. XX вв.) 103

3.1 Период (70-е гг. XVIII - 1-я пол. XIX вв.) 104

3.1.1 Планировочное и объемно-пространственное решения неправославных христианских церквей (70-е гг. ХVIII - 1-я пол. XIX вв.) 107

3.1.2 Стилистика построенных зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей (70-е гг. ХVIII -1 -я пол. XIX вв.) 111

3.2 Период (2-я пол. XIX в.) 114

3.2.1 Планировочное и объемно-пространственное решения неправославных христианских церквей (2-я пол. XIX в.) 117

3.2.2 Стилистика построенных зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей (2-я пол. XIX в.) 122

3.3 Период (нач. XX в.) 128

3.3.1 Планировочное и объемно-пространственное решения неправославных христианских церквей (нач. XX в.) 130

3.3.2 Стилистика построенных зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей (нач. XX в.) 136

Выводы по третьей главе 141

Заключение 146

Библиографические ссылки 149

Библиографический список используемой литературы 155

Приложения 165

Иллюстративный материал.

Введение к работе

Актуальность исследования. Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей сибирского и дальневосточного региона в культурно-историческом наследии многонационального и многоконфессионального российского государства представляет собой одну из малоизученных областей церковного зодчества страны. Европейские традиции храмостроительства оказали непосредственное влияние на становление и развитие российского неправославного церковного зодчества. Сохранившиеся памятники западно-христианской конфессиональной архитектуры демонстрируют яркое проявление национально-религиозных традиций западноевропейской культуры поселенцев и ссьшьных (немцев, поляков, литовцев, латышей, шведов и пр.). Здания римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей являлись неотъемлемой частью архитектурного облика городской застройки и привносили элемент историчности городской среды, столь необходимый для сибирских городов, начавших динамично развиваться с середины XIX века. Поэтому проведение комплексного анализа архитектуры зданий западно-христианских церквей становится одной из насущных задач историко-архитектурного исследования. С целью воссоздания целостной картины конфессионального строительства в сибирском и дальневосточном регионах Российской империи было осуществлено настоящее исследование.

В контексте религиозного возрождения в Российской федерации (законы «О свободе вероисповедания» от 25.10.90; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 и др.) встает вопрос современной . научной и практической заинтересованности религиозных организаций в изучении наследия западно-христианского зодчества, с целью выявления исторических фактов существования этническо-конфесаюнальных групп на территории Сибири и Дальнего Востока.

Исследование объектов римско-католического и евангелическо-лютеранского храмостроительства представляет научно-практическую ценность в процессе современной практики реконструкции и строительства новых церковных зданий. Сохранение исторических памятников, изучение национальных архитектурно-художественных традиций, необходимых возродившимся в 1990-х годах религиозным организациям — Римско-католической и Евангелическо-лютеранской Церквям России, становится первостепенной задачей в деле восстановления преемственности современной церковной архитектуры и наследия прошлого.

Состояние вопроса. Тема исследования требует глубокого и всестороннего изучения. В работах сибирских архитекторов, историков и искусствоведов ранее не проводилось комплексного анализа наследия западно-христианского зодчества сибирского и дальневосточного регионов. Касающиеся данной темы современные исследования имеют краеведческую и историко-статистическую направленность, что находит отражение в работах П.П. Вибе, Ю.И. Гринберга, Б.А. Жученко, СП. Заварихина, В.В. Кириллова, В.И. Кочедамова, Н.И. Лебедевой, Б.Т. Литвинова, СИ. Медведева, В.А. Обертаса, Т. Степанской, СП. Федорчука, Б.С. Шостаковича и других.

В дореволюционный период имеются сведения о некоторых зданиях западно-христианских церквей Сибири в исследованиях А.В. Априанова, М. Морошкина, Н.С Романова, Д.А. Толстого, Д.В. Цветаева, посвященных истории католицизма и

2 реформаторства в России. Краткая информация по количеству конфессиональных приходов, а также по церковным зданиям и сооружениям, отмечались в справочных изданиях, журналах римско-католических диоцезий и евангелическо-лютеранских консисториальных округов, инвентарных описях церковных приходов и прочих источниках. Сведения по проектируемым и строящимся зданиям западно-христианских церквей на территории Сибири и Дальнего Востока были представлены в документах Министерства Внутренних Дел (Санкт-Петербург), делах Могилевской архидиоцезии (Минск), строительных отделений губернских управлений.

Историко-фактологический аспект преобладает в зарубежном опыте исследований, в работах Гельмута Ангера (Helmut Anger), Пауля Бельца (Paul Beltz), Теофила Мейера (Theophil Meyer), Йозефа Шнурра (JoseS Schurr), Карла Штумпа (Karl Stumpp), Якоба Штаха (Jakob Stach) и пр. В трудах европейских исследователей представлен широкий обзор истории колониального расселения и формирования римско-католических и евангелическо-лютеранских приходов в Сибири и на Дальнем Востоке, а также сведения, касающиеся истории строительства конфессиональных зданий и сооружений.

Работы АА. Алова, Н.Г. Владимирова, Ф.Г. Овсиенко, СО. Терехина и др. по истории иноверческих конфессий затрагивают проблему воссоздания утраченного культурного наследия национально-религиозных общин на территории Российской Федерации, в частности, восстановления памятников в стилизации западно-христианского церковного зодчества.

Отсутствие специального исследования особенностей типологии и стилистики зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке не позволяет составить целостного представления о традиции церковной архитектуры данных регионов и делает решение проблемы неполным.

Объектом исследования является архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей, построенных на территории сибирского и дальневосточного регионов Российской империи.

Предметом исследования выбраны типологические особенности зданий западно-христианских церквей, выявляемые на основе комплексного анализа градостроительного аспекта, -планировочного, объемно-пространственного, конструктивного и стилистического решений.

Границы исследования: хронологические - 1792-1917годы -основаны на времени строительства западно-христианских церквей; территориальные -Акмолинская область, Тобольская, Томская, Енисейская, Иркутская губернии, Забайкальская, Амурская, Приморская области, о. Сахалин - в границах Российской империи.

Цель исследования заключается в определении периодизации изменения типологических особенностей зданий западно-христианских церквей на территории сибирского и дальневосточного регионов в рассматриваемых хронологических границах; в определении социо-культурной и историко-архитектурной роли в наследии российского церковного зодчества.

Задачи исследования:

1. Изучение истории возникновения и развития западно-христианских конфессий на территории Российской империи и строительства конфессиональных

зданий и сооружений.

  1. Выявление и описание зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке на основе комплексного анализа градостроительного, стилистического, планировочного, объемно-пространственного, конструктивного и прочих решений.

  2. Проведение сравнительного анализа архитектуры зданий западно-христианских церквей на территории Российской империи на основе рассмотрения планировочного, объемно-пространственного и стилистического решений в отмеченных периодах строительства.

Методика исследования основана на системном комплексном сравнительно-историческом и статистическом анализе особенностей типологии и стилистики церкбвных зданий западно-христианских конфессий в Сибири и на Дальнем Восторсе включающем с себя:

  1. изучение и использование отечественных и зарубежных литературных источников, проектных документов и графических материалов из фондов центральных и областных архивов, материалов из периодической печати;

  2. проведение натурных обследований и фотофиксаций сохранившихся памятников;

  3. составление графических реконструкций утраченных и измененных со временем объектов исследования с целью воссоздания первоначального облика церковных зданий;

  4. систематизация научно-исследовательских данных;

  1. выявление истории строительства и эволюции типологии церковных зданий сибирского и дальневосточного регионов;

  2. проведение сравнительного анализа западно-христианского церковного зодчества в европейской и сибирско-дальвосточной частях Российской империи на основе существовавших аналогов и исследованных объектов.

Научная новизна работы заключается в системном подходе к решаемой проблеме, дающем наиболее полную научную информацию. Впервые углубленно исследуется архитектура зданий западно-христианских церквей в сибирском и дальневосточном регионах. В научный оборот вводятся неопубликованные ранее документы и иллюстративные материалы.

На защиту выносятся:

- исторический обзор расселения и формирования приходов католиков и
протестантов, строительства зданий западно-христианских церквей на территории
Сибири и Дальнего Востока Российской империи. Периодизация типологических
особенностей зданий западно-христианских церквей в сибирском и дальневосточном
регионах Российской империи.

- эволюции типологических особенностей зданий западно-христианских церквей
в сибирском и дальневосточном регионах Российской империи.

- комплексный анализ и характеристика архитектуры сибирского и
дальневосточного западно-христианского храмостроительства в общем наследии
российского церковного зодчества.

Апробация работы.

Основные положения работы опубликованы в печати и рассмотрены на Межвузовской научной студенческой конференции Новосибирской государственной

4 архитектурно-художественной академии (Новосибирск, 1998-99), Международной научной конференции «Протестантизм в Сибири» (Омск, 1998), Международной научно-практической конференции «Сибирские полонии: прошлое, настоящее и будущее» (Томск, 1999). Материалы исследования использованы Курией Римско-Католической Апостольской Администратуры (Новосибирск) для составления архива по истории строительства римско-католических церквей в Сибири и на Дальнем Востоке.

Практическая ценность исследования определяется возможным использованием собранных и систематизированных в нем фактов историко-архитектурного содержания в практической работе по реконструкции зданий западно-христианских церквей, восстановлению утраченных памятников церковного зодчества, для обоснования передачи церковных зданий религиозным объединениям. Результаты диссертационной работы расширяют фактологический фонд истории церковной архи-тектуры и могут быть использованы в дальнейших архитектурных, исторических исследованиях, в краеведческой и музейной работе, в соответствующих учебных курсах по регионализму в высшей школе.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и архивных источников, примечаний и иллюстративного материала, сведенных в один том.

Строительство зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в Российской империи

«В ХII веке первые римские католики, а также католические священники обосновались в Новгороде, образовав поселение и построив каплицы во имя св. Николая и св. Петра. В Ладоге была построена римско-католическая церковь св. Николая. Новгород и Псков, бывшие в постоянных сообщениях с Ганзейским союзом вольных городов и близкие к Литве, Ливонии и Швеции являлись крупным очагом проникновения западной культуры. В XV столетии в Новгороде уже существовала римско-католическая церковь, построенная в 1416 году с разрешения посадников иностранными гостями на своем дворе на Славинской улице» [З, С.87].

Первые римско-католические и евангелическо-лютеранские храмы появились в Москве со второй половины XVI века: в 1576 году была построена евангелическо-лютеранская церковь св. Михаила на Гороховом поле в Немецкой слободе, почти через столетие - римско-католическая церковь св. Апостолов Петра и Павла. В 1695 году в ответ на челобитную государям Петру и Ивану жителей Ново-Немецкой слободы католических священников Франциска и Павла, иноземцы-католики Москвы получили разрешение на строительство католического храма во имя апостолов Петра и Павла. В том же году деревянный храм был построен. После указа Петра I от 12 декабря 1705 года, разрешающего возведение на территории России каменных римско-католических церквей, храм в 1706 г. был отстроен в камне [18, С.112].

«Христиане в сознании замкнутых москвитян делились на «крестьян»- православных и «латинян», весь Запад представляя латинской землей, всех, прибывших оттуда москвичи без различия называли «латинянами» и «иноземцами». Скоро была подмечена вероисповедная и национальная отдельность между пришельцами: уже многие современники Грозного начали называть протестантов «люторами», «немцами», католиков - «папежниками», «римлянами», «латинянами»» [14, С.111]. Простые деревянные церкви без крестов и колоколен намоминающие «клети при доме немецкого попа» не вьщелялись в деревянной застройке Немецкой слободы. Но уже в начале XVII века при Борисе Годунове разрешалось строить коло кольни и вешать колокола. Евангелическо- лютеранские церкви появляются в «земляном городе», близ Красных ворот, в «белом городе» у Покровских ворот (там же построена была первая Реформаторская церковь), в самом Кремле. Первые каменные здания иноверческих церквей, построенные в конце XW века, выделялись в рядовой застройке подчеркнутой вертикалью башни звона и шатра, «имели изящный стиль» [20, С.24]. В начале XVEH века было разрешено ставить кресты, что позволило визуально определялся в существующей застройке, (приложение 12)

Крупным католическим центром в XVIII веке становится Астрахань. Здесь в 1721 году был построен второй в России деревянный католический храм — церковь во имя Успения Богоматери. С 30-х годов XVIII века Астрахань является одним из опорных пунктов католического миссионерства. С 1762 по 1778 гг. в городе строится каменное здание церкви, сохранившееся до нашего времени [21, С.52]. (приложение 13)

С началом строительства Петербурга связано появление деревянной евангелическо-лютеранской церкви во имя святого Петра: позднее новое здание располагается на Большой «першпективной» дороге (Невский проспект). Первый католический храм Санкт-Петербурга - во имя Святой Екатерины, небесной покровительницы императрицы, был воздвигнут на Невском проспекте в 1763-1783 г. Он стал третьим в России католическим храмом после Москвы и Астрахани. В нем погребен последний король Речи Поспо-литой Станислав-Август Понятовский [123, С.Г50].

Всего в Санкт-Петербурге было построено пятнадцать римско-католических церквей и семь часовен до 1917 года [123, С.150-161]. Ряд римско-католических храмов были возведены в окрестностях Санкт-Петербурга: в Петергофе, Колпино, Царском Селе, Выборге, Луге, Шлиссельбурге, Ямбурге, Гатчине, Гельсингфорсе, Кронштадте и т.д. [124, С. 17,50,60,134].

Духовная жизнь немцев-лютеран Петербурга сосредотачивалась в церковных приходах - св. Петра, св. Анны, св. Михаила, св. Екатерины, св. Марии и св. Георгия [22, С.72]. Помимо немецких лютеранских приходов, в Петербурге существовали и смешанные приходы, определенную часть которых также составляли немцы-лютеране. При эстонско-немецком приходе была построена церковь св. Иоанна, при латышско-немецком приходе - церковь св. Иисуса. Позже в Петербурге возник особый эстонский приход с церковью св. Иоанна [22, С.73].

К началу XX века в Санкт-Петербурге существовало более тридцати церквей евангелическо-лютеранской, англиканской (епископальной) и реформаторской конфессий. Известны четыре реформаторские церкви, дошедшие до наших дней: французская, голландская, британо-американская и немецкая [123, С.150-161]. Территориальный принцип размещения церквовных зданий соответствовал сложной многонациональной структуре города. При высокой плотности застройки центра Петербурга и Васильевского острова во второй половине ХГХ века большинство церквей (шведская св. Екатерины, немецкая св. Петра, римско-католическая св. Екатерины) вписывались в существовавшую застройку. Ориентация храмов не всегда совпадала с общепринятым размещением алтарной части на востоке и зависела от конфигурации участка, отведенного для строительства. Как правило, тщательно прорабатывался фасад, выходящий на открытую улицу или проспект. Те храмы, которые размещались в Казанской, Нарвской частях, на Крестовом острове и Выборгской стороне, имели хорошие обзорные площадки, не стесненные квартальной застройкой, что давало возможность архитекторам выразить все богатство пластических форм фасадов зданий. Большинство из них, к сожалению не сохранилось, (приложение 14)

В 1764-67 гг. в Поволжье возникли более тридцати римско-католических колоний, в которых были построены церкви: в Каменке, Хузарене, Пфайффере, Фолльмере, Ротхаммеле, Францозене, Семеновке, Кёлере, Гёбеле, Пройсе, Хёльцеле, Зеельманне, Брабадере, Делере, Мариентале, Роледере, Графе, Герцоге, Екатериненштадте, Шёнхене, Золотурне, Цуге и пр. [25, С.44].

Евангелическо-лютеранская и реформаторская церковь св. Марии в Саратове, построенная в конце XVIII века, была главным храмом поселенцев-лютеран Поволжья. Акцентирующим элементом здания являлась башня, превышающая в размерах объем корабля, соответственно храм был вертикальной доминантой в существовавшей двухэтажной застройке центра города, наряду с близ расположенными православными храмами. Римско-католический кафедральный собор св. Клеменса, построенный в конце ХГХ века, отличаясь грандиозностью и масштабностью постройки, доминировал в окружающей застройке Саратова.

До нашего времени сохранились евангелическо-лютеранские храмы в деревнях Саратовской области: Усть-Золихе (б. Мессер), Сосновке (б. Шиллинг), Усть-Кулалинке (б. Майерхофер), Скрипалевом Хуторе (б. Иозефсталь), а также в г. Марксе (б. Екатериненштадт) [2, С.51].

При основании колоний первоначально строились деревянные церкви на каменном фундаменте. С ростом благосостояния колониального населения, прихожане постепенно переходили к каменному строительству. В первой трети ХГХ века здания церквей стали повсеместно обновляться. Храмы возводились на средства и силами самих сельских обществ, приходов. В отсутствие архитекторов-профессионалов проектировали и стоили их местные мастера-строители, для которых осуществление таких крупных капитальных объектов было непростым делом. Неслучайно эти здания были небольшими, довольно простыми по композиции, имели традиционное объемно-пространственное решение. Формы при этом несколько утрировались, декор практически исчезал, внутреннее убранство упрощалось [25, С. 250-269].

В последние десятилетия ХГХ в. церкви для немецких колоний Поволжья проектировали лучшие саратовские и самарские архитекторы. К строительству привлекались квалифицированные инженеры из Риги, Дерпта, Петербурга, Варшавы. Для отделки интерьеров церквей заказчики приглашали мастеров из Германии и Австрии. Строительные же работы искусно вели местные артели. К началу XX в. сложился тип переселенческого храма - капитальной крупномасштабной постройки с ярким национальным колоритом. Такие сооружения имели ясную объемную композицию, логичный план, современное конструктивное решение [24, С.110-125].

Расположение зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в городской застройке в неоготическом периоде (1858-1896 гг.)

Вторая половина XIX в. в градостроительстве сибирских городов - Томска, Омска, Иркутска, характеризуется значительным ростом городских территорий, а также общей реорганизацией их планировочных структур. «Последнее выражается в пространственном определении городских центров, которые радикально изменяют свое местоположение. Так, центральный ансамбль Томска теперь проектируется в южной части города - на Юрточной горе;... в глубь левого берега р. Оми, в пустынный район между Ильинским форштадтом и Казачьей слободой, переносится центр Омска... Общегородской центр Иркутска хотя и не подвергается переносу в рамках сложившейся планировочной структуры города, но подлежит внутренней реорганизации и значительному укрупнению» [40, С.128-129]. Городские центры формируются в виде регулярного ансамбля площади, «прилегающей к ней крупномасштабной каменной застройки и объема главного городского храма, служащего доминантой архитектурно-градостроительного ансамбля центра и города в целом» [40, С. 129-130]. Соответственно построенным зданиям западно-христианских церквей отводилась функция рядового, вертикально акцентированного элемента периметральной застройки главной площади, способствующего формированию единого ансамбля во главе с православным собором. В 70-90 года ХГХ века начинают активно застраиваться главные магистрали городов Барнаула, Читы, Иркутска, Благовещенска. Экономически окрепшее купечество, местные структуры власти, администрация, культурно-просветительские общества, церковные приходы являлись основными владельцами зданий, расположенных на главных улицах городов. Характер застройки основной городской магистрали определялся качественным каменным строительством, разнообразием решения главных фасадов, акцентированием перекрестков вертикальными элементами и размещением вертикальных доминант в перспективах улиц. С учетом строительных и противопожарных норм образовывался единый фронт городской застройки, предусматривалось благоустройство улиц. Численно выросшим римско-католическим городским приходам за счет политических ссыльных, служащих, переселенцев, требовались достаточно крупные и вместительные храмы, кроме того, построенные ранее деревянные - «в виду ветхости», или по иным причинам, переставали удовлетворять духовным потребностям прихожан. Малочисленным евангелическо-лютеранским городским приходам, состоящим из служивых, торговцев или мещан, требовались компактные, небольшие здания церквей. Проживающие в центральных городских кварталах, вдоль главных улиц или на центральных площадях служащие, купцы, мещане, римско-католического и евангелическо-лютеранского исповедания, приобретали земельные участки для строительства храмов в центре города. Здания иноверческих церквей выделялись в окружающей застройке не только размерами и преобладающей вертикалью башни звона, но и ярко выраженным «западным» колоритом: остроконечные шатры, окна-розы, каскадные вимперги, латинские кресты, стрельчатые проемы, витражи и прочие детали и элементы зданий подчеркивали принадлежность их к западно-христианским конфессиям. Таким образом, построенные в этот период неправославные христианские храмы характеризовались типологической выдержанностью, наличием вертикального акцента - башни звона, что позволяло зданию доминировать в рядовой застройке улицы или в ансамбле площади, и центричностью расположения.

Небольшая группа служивых иностранцев представляла в Барнауле немногочисленный евангелическо-лютеранский приход. Город застраивали по регулярному плану 1785 года, в котором выделялись застройкой центральные кварталы по улицам Иркутской (Пушкинская) и Петропавловской (И.И. Ползуно-ва) с казенными домами. У площадей Соборной (Свободы) и Торговой (Центральный рынок) группировались строения военно-чиновных и торговых слоев населения [59, С.28-29]. (приложение 23) В начале ХГХ века Барнаул представлял «один из экономических, общественных и культурных центров Западной Сибири, административный центр Колывано-Воскресенского горного округа, приносившего ежегодно более 1000 пудов серебра» [60, С.25]. (приложение 24) Военно-чиновные слои (горные инженеры, офицеры), в том числе и лютеранского исповедания, проживали в центральных кварталах у Торговой и Соборной площадях, примыкавших к Московскому проспекту (Ленина), (рис.2.5) Вполне закономерным являлся выбор места строительства каменной евангелическо-лютеранской церкви св. Павла (1857-1861 гг.), которая возводилась взамен «пришедшей в совершенную ветхость» в южной части Московского проспекта на пересечении с улицей Томской на средства, пожертвованные «покойным Корпуса Горных инженеров полковником Мевиусом» [61, С.1-14]. (приложение 25) Характер застройки Московского проспекта определяли добротные кирпичные неоштукатуренные здания, принадлежавшие местному купечеству. Чередование сомкнутых и шатровых кровель башен со шпилями, ажурными решетками, флюгерами разнообразили фронт одно- и двухэтажной застройки проспекта, создавая характерный «купеческо-мещанский» колорит, в котором необычными «западными» формами выделялось здание евангелическо-лютеранской церкви св. Павла. Главную магистраль города обозначала высокая трехуровневая колокольня со шпилем каменной церкви Богородице-Одигитриевской (1795-1815 гг.). Рядом с евангелическо-лютеранской церковью св. Павла находился дом начальника Алтайского округа, построенный в первой половине ХГХ в. архитектором Я.Н. Поповым в «строгих формах русского классицизма» [59, С.66]. (рис.2.2.4) Ориентация храма подчинялась планировочному решению городской квартальной застройки, поэтому главный фасад, наиболее декорированный, выходил на Московский проспект. Высокий башенный восьмигранный объем с остроконечным шатром, завершенным латинским крестом, церковная атрибутика в деталях подчеркивали типологическую выдержанность здания. Церковь являлась высотной доминантой в окружающей застройке и перспективе проспекта, (рис.2.2.1)

«Начиная с середины XIX века, в южной части Томска постепенно возникает новый городской административный центр» [36, С.82]. (рис.2.4) В соответствии с утвержденным планом 1830 года на новой Соборной площади были построены: здание Присутственных мест (Губернское Управление), Кафедральный собор во имя Пресвятой Троицы, казармы восьмого томского пехотного полка, дом Губернатора; и не запланированные - мужская гимназия, дом службы тяги Управления Сибирской железной дороги, магазин Гадалова, театр Е.И. Королева, казначейство, клиники университета и евангелическо-лютеранская церковь св. Марии. Ансамбль Соборной площади, намеченный в проекте В.В. Гесте, застраивался постепенно, с 1842 по 1900 года, и первой постройкой являлось двухэтажное здание Присутственных мест (1820, 1838-1842 гг. Арх. А.П. Деев), внушительное по размерам и главным протяженным фасадом выходящее на площадь. (рис.2.2.19) Таким образом, намечался юго-западный фронт застройки будущей регулярной площади. После перенесения Губернского Управления на Ново-Соборную площадь в 1842 году сюда же смещается деловой и культурный центр города. Основным, организующим и доминирующим объектом новой площади, должен был стать кафедральный собор во имя Пресвятой Троицы (1843 г. арх. К.А. Тон, при участии арх. АЛ. Деева 1845-1850 гг., арх. Я.М. Набалова 1858-1861 гг., арх. В.В. Хабарова 1885-1900 гг.) [40, С.43-64]. (рис.2.2.16) Строящийся пятьдесят пять лет главный храм Томска, по градостроительному замыслу являлся центральным объектом площади, соответственно композиционная целостность архитектурного ансамбля подчинялась его объемно-пространственному решению. Появление здания евангелическо-лютеранской церкви св. Марии (1857-1859 гг. Арх. Г.А. Боссе), на первый взгляд, казалось случайным фактом: регулярным планом 1830 года не предусматривалось наличие на главной административно-управленческой площади иноверческого храма, (рис.2.2.15) Но время внесло свои коррективы - в юго-восточном направлении Соборной площади расположилась небольшая по размерам евангелическо-лютеранская церковь св., Марии, органично вписьшаясь в ансамбль окружающей застройки. Южный фронт площади, таким образом, замыкался и обозначался выходящим на нее главным фасадом церкви. При преобладающих размерах Троицкого собора (около 60 м.), значение евангелическо-лютеранской церкви, как визуального ориентира значительно снижалось. Также как и в здании евангелическо-лютеранской церкви св. Павла в Барнауле башенный восьмигранный объем храма завершал остроконечный шатер с латинским крестом. Дом Губернатора (1890-е гг.), расположенный между зданиями Губернского Управления и евангелическо-лютеранской церкви св. Марии, завершал южный фронт застройки Соборной площади, а с востока в начале девяностых годов ХГХ в. был разбит городской сад по плану П.Н. Крылова [62, С.78]. (рис.2.2.18)

Планировочное и объемно-пространственное решения неправославных христианских церквей с новом периоде (1900-1917 гг.)

Традиционализм и преемственность в контексте новых концептуальных идей и теорий конца ХГХ - начала XX вв. характеризуют не только стилевые направления, но и планировочное, объемно-пространственное решения зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей нового периода в сибирском и дальневосточном регионах Российской империи. Укрепившаяся в «западном» зодчестве России планировка и внутренняя пространственная организация, основанные на применении трех разновидностей зального типа храма: однонефного без трансепта с апсидой, трехнефного и псевдобазилики, сохраняют церковно-каноничную схему и в то же время усложняются. Контуры планов приобретают сложные очертания благодаря размещению составных элементов, таких как: сакристий, лестничных маршей, приделов, экзонартексов и прочих в отдельные помещения, выходящие за границы прямоугольной схемы. В данный период характерны все три разновидности зального типа планировки и соответственно объемно-пространственного решения с преобладанием однонефной церкви без трансепта, которая встречается в зданиях римско-католических церквей: Пресвятой Троицы в Тобольске, св. Иосифа Обручника в Тюмени, св. Казимира в Ново-Николаевске, св. Апостолов Петра и Павла в Каинске, св. Сердца Девы Марии в Барнауле и евангелическо-лютеранской церкви во Владивостоке. Примером псевдобазилики является здание римско-католической приходской церкви Рождества Богородицы во Владивостоке, трехнефной церкви с высоким центральным нефом - римско-католической приходской церкви Преображения Господня в Красноярске. Размеры и состав помещений храма определялся из расчета численности прихода, поэтому немаловажным обстоятельством в различной степени сложности проектного решения и детальной проработки являлся иерархический статус прихода, соответственно церкви. Так, например, предельно проста планировочная схема здания римско-католической филиальной церкви св. Иосифа Обручника в Тюмени - это прямоугольный план, в который вписаны составные элементы: нава, нартекс и сакристия. Первостепенный принцип компактности плана и форм прослеживается на примерах и более сложных в композиционном решении зданий церквей. В большинстве случаев план церкви приобретает крестообразное очертание за счет пристроенных приделов или сакристий. По церковному положению и статусу храмы существенно различались по размерам от малых - 4 саж. 2 3А арш. х 7 саж. 1 арш. (10,47 х 15,62 м.) в здании римско-католической филиальной церкви св. Иосифа Обручника в Тюмени до крупных - 10.4 саж. х 17.5 саж. (22,15 х 37,28 м.) в здании римско-католической приходской церкви Рождества Богородицы во Владивостоке. Период массового церковного строительства начала XX века, охвативший практически все регионы Российской империи, характеризовался разнообразием проектных решений, рассчитанных как на экономичное, малобюджетное строительство, так и дорогостоящее, крупномасштабное. Здания римско-католических церквей в Тобольске, Владивостоке, Красноярске возводились не в один строительный сезон; от закладки фундамента до внутренней отделки храма проходило несколько лет. Длительный срок строительства объяснялся не только отсутствием средств, которые собирались по всем губерниям Российской империи, но и дороговизной материалов, строительных работ, поэтому все рассчитанные предварительно сметы к завершению отделочных и интерьерных работ увеличивались в полтора-два раза. Небольшие храмы строились в один-два строительных сезона, достаточно быстро и качественно.

Внутренняя организация храма в новый период соответствовала ранее описанным: трехчастная композиция прямоугольного плана состояла из основных пространственных зон - нартекса, навы и прес-битерия. В некоторых случаях данная композиционная схема усложнялась: пресбитерий размещался в прямоугольной или пятиугольной в плане апсиде; со стороны алтаря к наве пристраивались боковые приделы; сакристии располагались в отдельных объемах; капеллы и лестничные марши были включены в объемы, выходящие за границы прямоугольного в плане корабля и т.д. Так, например, винтовая лестница в здании евангелическо-шотеранской церкви во Владивостоке располагалась в полуцилиндрической башне (рис.2.3.62); парные лестницы нартекса здания римско-католической приходской церкви Пресвятой Троицы в Тобольске - в шестигранных башнях (рис.2.3.8). При значительно возросших размерах навы пространство ее разбивалось на три нефа как, например, в здании римско-католической приходской церкви Рождества Богородицы во Владивостоке и римско-католической приходской церкви Преображения Господня в Красноярске. Зальный план римско-католической приходской церкви Пресвятой Троицы в Тобольске, 14 саж. 2 арш. 8 в. х 4 саж. 1 арш. 5 в. (31,59 х 9,45 м.), имел крестообразное очертание за счет пристроенных сакристий. Однонефный план римско-католической приходской церкви св. Казимира в Но-во-Николаевске, 11 саж. 1 Уг арш. х 7 саж. 1 1А арш. (24,5 х 15,98 м.), также крестообразного очертания, основанного на применении прямоугольных приделов и пятиугольной апсиды, являлся типичным примером планировочной организации западно-христианского церковного здания в новый период, (рис.2.3.45) Данная схема также применялась в зданиях римско-католических церквей св. Сердца Девы Марии в Барнауле (рис.2.3.45) и Рождества Богородицы во Владивостоке (рис.2.3.48), где в первом случае в приделах находились сакристии и передняя, во втором - боковые алтари, а пресбитерий помещался в четырехгранной апсиде. Боковые приделы с размещенными в них алтарями предусматривались планом римско-католической приходской церкви Преображения Господня в Красноярске (7,1 саж. х 15,25 саж., т.е. 15,12 х 32,48 м.); к трехнефному залу примыкал девятигранный объем с заключенными в нем сакристиями и пресбитерием. В новом периоде вариантность традиционной планировочной схемы становится распространенным явлением в проектировании и строительстве зданий западно-христианских церквей. Не нарушая канонической целостности и последовательности расположения составляющих элементов плана, предусматривается свободное размещение отдельных функциональных зон вне условного прямоугольника зального типа церкви. Ранее описанная планировочная схема неоготического периода встречается в здании римско-католической филиальной церкви св. Апостолов Петра и Павла в Каинске: составляющие планировочную основу элементы вписываются в прямоугольник корабля и пятиугольник апсиды, однако появляется дополнительный элемент, - экзонартекс, заключенный в объем колокольни. Асимметричный план евангелическо-лютеранской церкви во Владивостоке (14 саж. 1 четв. х 5 саж. 2 арш. 3 в., т.е. 30 х 12,2 м.), обусловленный характером расположения здания в городской застройке, в композиционной основе соответствовал традиционной схеме, (рис.2.3.62) Нава, пятиугольный пресбитерий, нартекс располагались на продольной оси симметрии здания. Главный вход, размещенный со стороны южного фасада, сакристия винтовая лестница помещались в отдельных объемах и разбивали симметричную композицию корабля и апсиды.

Объемное решение зданий церквей в новом периоде основывается как на традиционном представлении «западного» храма, сформированного в неоготический период, так и допускается разнообразие композиционных схем, заимствованных из аналогов европейской неоготической архитектуры, в частности, прибалтийской, английской, польской. Композиция здания храма решается сочетанием вытянутого горизонтально объема корабля и башни звона, размещенной над пространством нартекса. Достаточно известный в храмостроительстве прием объемно-пространственного решения здания церкви, который встречается и в новом периоде, однако в некоторых случаях допускается дополнения к общей композиционной схеме или принципиально новые решения. Так, например, к традиционной схеме решения, основанной на сопряжении крупных объемов корабля и башни звона, в здании римско-католической приходской церкви Пресвятой Троицы в Тобольске дополнительно включаются в объемную композицию симметрично расположенные башни лестничных маршей; сакристии заключаются в примыкающие к кораблю объемы. (рис.2.3.8) Таким образом, в объемно-пространственном решении здания церкви выражается доминирование центральных элементов, крупных по размерам, за счет повторенных по геометрии элементов более мелких по размерам: шестигранная форма башни звона, завершенная острым шатром, повторяется в объемах лестничных башен; пятигранная апсида - в тех же формах сакристий.

Стилистика построенных зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей (2-я пол. XIX в.)

Говоря об особенностях планировочного и объемно-пространственного решений европейских архитектурных школ, оказавших влияние на западно-христианское храмостроительсво Российской империи второй половины XIX века, безусловно, следует отметить влияние образно-художественных принципов в комплексе формирующих стилевые направления эклектики. Доминирующим таким направлением в «архитектуре выбора» становится отождествляемая с национальными церковными традициями неоготика. В ней наиболее отчетливо проявляется «архитектурный симбиоз» стилистического, планировочного и объемно-пространственного решений, формирующий образно-художественный строй западно-христианского храма. Неоготика в неправославном христианском зодчестве Российской империи второй половины XIX века является многонациональным стилевым направлением, проявляющем черты немецкой, прибалтийской, польской и пр. культовой архитектуры. Эмоционально-образный строй романо-готических форм, элементов, декора, «пространственно-пластической системы» [118, С.234], в большей степени соответствовал проявлению рационалистической теории кирпичного стиля в российской церковной архитектуре. Кирпичная готика, возникшая в XIV веке в Европе, получила дальнейшее развитие в исторических реминисценциях неоготики. Многие архитекторы-эклектики, соприкасаясь с российским западно-христианским церковным зодчеством, обращались к архитектурным образцам не только исторического прошлого, но и к современным аналогам европейского церковного зодчества. Внутри неоготического стиля проявлялись романские, романо-готические и готические традиции, подчеркивающие конфессиональные особенности христианских храмов так, например, для реформаторских храмов выбирался романский стиль, в частности для немецкой реформаторской церкви в Санкт-Петербурге по «строгой простоте и духу реформаторского учения более всего соответствует стиль романский. Простота формы, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьезное назначение постройки» [23, С. 154]. (рис.3.2.23) Однако строгой регламентации по применению определенного стилистического решения в российском западно-христианском зодчестве не существовало. Для зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских храмов характерно использование всех стилистических разновидностей внутри неоготического направления. Необходимость максимального приближения к историческим прототипам, как и соблюдение церковных канонов и традиций, становится определяющим признаком западно-христианской церковной архитектуры особенно на территории Сибири и Дальнего Востока, где в основном был сосредоточен ссыльный контингент из западных губерний империи. Ярким выразителем национальных традиций и вероисповедания вынужденных поселенцев становится церковь, построенная в неоготическом стиле. Поэтому все западно-христианские храмы сибирского и дальневосточного регионов во второй половине XIX века были исполнены в лучших традициях польской и немецкой неоготики. Говоря о «национальных» признаках неоготического направления, следует отметить не только проявление черт «стиля Пястов», «привислин-ской готики» или «нойготик», но и активного включения в архитектурно-художественные решения западно-христианских храмов ярких образов английской, скандинавской, прибалтийской неоготики. Наднациональные стилевые направления эклектики, нашедшие отражение в церковной архитектуре неправославных христианских конфессий такие, как необарокко, неоренессанс и неоклассицизм, представляли единичные примеры и не имели такого широкого распространения как неоготика.

Неоренессансные традиции были отражены в архитектурно-художественном решении римско-католического кафедрального собора Вознесения Девы Марии в Одессе, (рис.3.2.42) Прообразом западного башенного объема послужили кампанили раннего итальянского ренессанса [25, С. 164-167]; квадратная в плане башня с эллиптическим завершением, обрамленная угловыми пилястрами, имела арочные проемы с импостами. Восьмигранный барабан башни над средокрестием с сомкнутым куполом в завершении в основе заключал образные формы церковных куполов флорентийского ренессанса XV века, но с существенными изменениями: вместо круглых оконных проемов барабана, использовались двойные полуциркульные арочные окна с импостом. Такое же художественно-конструктивное решение характерно для больших окон корабля, метрически чередующихся с гранеными формами пилястр. В основу декора фасадов положена строгая геометрия, характеризующая оформление фриза главного фасада, капителей пилястр и т.д.

Римско-католическая церковь в Зельце, выполненная в традициях австрийского барокко, аналог которой встречается в Зальцбурге [25, 190-196], относится к проявлению необарочных традиций в российской западно-христианской архитектуре второй половины ХГХ века, (рис.3.2.43) Характерным элементом двухбашенной композиции главного фасада храма является фронтон, очерченный выгнутой и вогнутыми дугами, в арочной нише которого находилась скульптура. Арочные проемы башен звона обрабатывались архивольтами с импостами. Раскрепованные карнизы, лучковые сандрики, углы башен, фронтоны выявляли барочные традиции во внешнем облике церковного здания. Типичным для барокко являлось и завершение башен звона-сомкнутые купола с гранеными башенками фонарей.

Неоклассицистическое направление, проявившееся в архитектуре западно-христианских церквей центральных колоний, характеризуется, прежде всего, композиционными приемами художественного оформления, основанными на классицистических традициях. Зальный характер планировочного и объемно-пространственного решения храмов определял особенности стилистического наполнения фасадов классицистическими деталями и декором. Так, например, квадратная в основании башня звона прорезалась арочными проемами, обрамленными архивольтами в здании евангелическо-лютеранской церкви св. Иоанна в Старошведском; а в здании римско-католической церкви в Розентале (рис.3.2.34) архивольты в импосте обозначали завершение башни звона. Оштукатуренные стены боковых фасадов прорезали полуциркульные окна, а главного фасада - полуциркульный портал, например, в здании евангелическо-лютеранской церкви в Александерхильфе (рис.3.2.39). Аркадный портик с треугольным фронтоном представлял западный портал в здании евангелическо-лютеранской церкви в Хохштэдте (рис.3.2.40). Башни звона завершались пирамидальной либо шпилеобразной по форме крышей.

Многочисленная группа российских западно-христианских храмов второй половины XIX века представляла неоготическое направление эклектики с выраженными национальными традициями европейских архитектурных школ храмостроительства. К таковым следует отнести польскую архитектурную школу, прошедшую рефреном через римско-католическое храмостроительство; немецкую, оказавшую влияние на евангелическо-лютеранское храмостроительство; прибалтийско-скандинавскую и английскую школы, отразившееся на архитектуре реформаторских церквей. В римско-католической церковной архитектуре встречаются также примеры итальянской романтизированной готики как, например, в зданиях церквей св. Апостолов Петра и Павла в Москве (рис.3.2.8) и Посещения Девы Марии в Санкт-Петербурге (рис.3.2.13). Польская неоготика российских римско-католических храмов основывалась на средневековом и современном данному периоду готическому наследию архитектуры Царства Польского. В ней в большей степени отразилось проявление «чистого» готического стиля; «смешанные» романо-готические формы были характерны для евангелическо-лютеранской и реформаторской церковной архитектуры. «Чистота» готических форм проявлялось, прежде всего, в характере трактовки церковных фасадов, функционально-конструктивных элементов, деталей и декора. Визуальное восприятие составляющих церковного здания -объемов корабля, башни (башен) звона и апсиды, а также всего здания в целом, в большей степени зависело от соответствия историческому прототипу, которое определялось пропорциями, масштабом, качеством исполнения объекта. К особенностям польской неоготики следует отнести стрельчатый характер конструктивных элементов - оконных и башенных проемов, вимперга, перспективного портала; деталей - аркатур-ного фриза, фалыпарок, архивольтов и т.д.

Похожие диссертации на Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг.