Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций Кокорина, Елена Валерьевна

Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций
<
Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кокорина, Елена Валерьевна. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций : диссертация ... кандидата архитектуры : 05.23.20 / Кокорина Елена Валерьевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Воронеж, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-18/5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Историко-теоретическии анализ архитектурного рисунка и его роль в коммуникативном творческом пространстве 11

1.1 Развитие архитектурного рисунка как универсального языка художественной коммуникации 11

1.1.1 Основные этапы исторического развития графического изображения и становления архитектурного рисунка .. 11

1.1.2 Типологические подходы и приемы в становлении художественного образа в работах мастеров архитектуры 19

1.1.3 Вариантность и смысловой потенциал средств графической выразительности 23

1.1.4 Тенденция и перспектива развития ручной и компьютерной графики в учебном архитектурном проектировании 26

1.2 Специфика коммуникативного поля архитектурного проекта 29

1.2.1 Общие понятия и основные подходы к определению теории коммуникации 29

1.2.2 Семиотический подход к коммуникации как знаково-смыслового представления творчества зодчего 33

1.2.3 Амплитуда взаимодействия визуальных и смысловых форм коммуникации 37

1.3 Архитектурный рисунок как особенность творческого процесса в рамках коммуникативного пространства 41

1.3.1 Рисунок и методология архитектурного творчества как сущность процесса проектного моделирования 41

1.3.2 Психологические особенности творческого процесса 47

1.3.3 Архитектурный рисунок и его влияние на развитие творческого мышления 51

Выводы по первой главе 54

Глава 2 Рисунок в методологии проектного моделирования как средство визуальной коммуникации 57

2.1 Основополагающие теоретико-методологические аспекты и основы процесса проектного моделирования 57

2.1.1 Совокупность методологических подходов развития проектного моделирования в работах теоретиков и мастеров архитектуры 57

2.1.2 Импульсно-результативный подход к организации проектного моделирования 64

2.1.3 Выявление стратегических аспектов в процессе проектного моделирования 69

2.1.4 Теоретические модели процесса архитектурного творчества... 72

2.2 Формирование креативности и языка изобразительности в процессе проектного моделирования 80

2.2.1 Рисунок в концепции комплексного развития метода стратегии и тактики проектного моделирования 80

2.2.2 Метод образно-смыслового моделирования первичного поиска идеи на основе инсайтно-креативного подхода. 84

2.2.3 Метод межсистемного развития ареала основных направлений поиска художественного образа 87

2.2.4 Метод формирования художественного образа главной идеи проекта на основе принципа суперпозиции 92

2.3 Роль архитектурного рисунка в становлении коммуникативных процессов архитектурного творчества в системе профессиональной деятельности 94

2.3.1 Уровни познания и отражения реальной действительности в процессе проектного моделирования 94

2.3.2 Методологические составляющие, инициирующие креативные решения в структуре архитектурного творчества 98

Выводы по второй главе 100

з

Глава 3 Архитектурный рисунок как интегральная творческая способность языка профессиональных коммуникаций 103

3.1 Психологические аспекты как связующее звено проектного моделирования и рисунка 103

3.1.1 Методология и тактико-стратегическое развитие процесса проектного моделирования 105

3.1.2 Психология творческого мышления 107

3.1.3 Архитектурный рисунок как коммуникативная система творческого поиска 110

3.2 Архитектурный рисунок как экспериментальная составляющая творческого процесса визуальной формы профессиональной коммуникации 115

3.2.1 Архитектурный рисунок как креативный процесс творческого поиска 116

3.2.2 Архитектурный рисунок как креативная способность творческого выражения мысли 119

3.2.3 Архитектурный рисунок как креативная составляющая результата моделирования 122

3.3 Методологические основы инициирования в учебном процессе

образно-графических представлений 123

3.3.1 Построение образа проектируемого объекта через импульсно-методологический инструментарий архитектурного рисунка 123

3.3.2 Моделирование проектного процесса средствами графической выразительности языка профессиональных коммуникаций 125

Выводы по третьей главе 128

Общие выводы по диссертации 130

Заключение 133

Библиографический список 135

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современная архитектурная наука рассматривает творческую деятельность архитектора как развивающийся концептуально-творческий процесс, включающий в себя взаимосвязи вербальных и визуальных слоев информации как результат культуры проектного мышления архитектора. Теория коммуникации, в которой ведущие российские и зарубежные специалисты выделяют взаимосвязь множественных исследовательских, теоретических и методологических подходов, концентрирует в себе достижения различных наук. В современном постиндустриальном обществе на первое место выдвигается значимость творческого потенциала человека. Отсюда коммуникативная ситуация приобретает принципиально новый взгляд на окружающий мир, когда на первое место социум выводит визуальные средства передачи информации. Осмысление такого нового направления представления и интерпретации информации требует развития механизма пространства творческого процесса на новом уровне методов архитектурного проектирования с использованием креативного и образного языка визуализации в основе профессиональных коммуникаций.

Основой архитектурного проектирования в настоящее время выступает сочетание ручной и компьютерной графики для воплощения архитектурного замысла на различных стадиях разработки проектных решений. Концептуально-интуитивное развитие идеи обеспечивается исключительно в процессе ручного эскизирования, когда мышление управляет построением изображения, а рисунок развивает мысль, когда с помощью архитектурного рисунка как креативной, ассоциативной, образной составляющей основы визуальной коммуникации создается художественное пространство авторской идеи проекта. Необходимо проведение тщательного анализа подходов, методов и приемов возможностей совершенствования инструментария архитектурного рисунка в рамках образовательного процесса архитектурного проектирования через концепцию комплексного развития метода стратегии и тактики проектного моделирования. В связи с недостаточно развитой формой теоретических моделей творческого процесса по данной теме, исследование приобретает актуальный характер, подтверждается его теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая база исследования. Концептуальная основа диссертации базируется на исследовании в следующих областях:

- методика архитектурного проектирования (работы Леонардо да Винчи,
А. А. Веснина, М. Я. Гинзбурга, И. В. Жолтовского, Ле Корбюзье, К. Танге,
Дж. К. Джонса, П. Хилла, Б. Г. Бархина, В. Л. Глазычева, И. Г. Лежавы, А. Г. Рап
попорта, А. Э. Коротковского, Ю. Г. Сомова, А. В. Степанова, Н. Н. Нечаева,
Л. П. Холодовой, Ф. Т. Мартынова, Ю. И. Кармазина, Г. Б. Минервина, Д. Л. Ме-
лодинского, В. Н. Ткачева, В. Т. Шимко);

- основы теории коммуникации (работы Э. Гриффина, К. Миллера,
С. Литтлджона, Р. Т. Крейга, И. П. Яковлева, Ф. И. Шаркова, В. М. Березина,
А. В. Соколова, Д. П. Гавры, В. П. Конецкой, В. Б. Кашкина);

- философское воззрение на образное сознание как на некую спонтан
ность, производящую и сохраняющую объект в образе (Ж.-П. Сартр,
К. Курокава, В. Л. Глазычев, Ф. Т. Мартынов, Е. Я. Басин);

- семиотика, изучение знаковых систем (С. К. Огден, И. А. Ричарде,
Р. Барт, Ч. Пирс, Ф. Соссюр, Ч. Моррис, Ю. С. Степанов, П. В. Капустин);

рисунок как способ изучения увиденного, фиксации и реализации мысли (Альберти, Джорджо Вазари, Микеланджело Буаноротти, А. Дюрер, Н. Хоксмур, Дж. Кваренги, А. Гауди, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, И. В. Жолтовский, И. А Голосов, В. А. Веснин, П. П. Чистяков, О. А. Авсиян, И. Леонидов, В. В. Кандинский, О. Акин, О. Г. Максимов, К. В. Кудряшов, М. В. Посохин, Б. В. Лушников);

рисунок как метод художественного мышления (Леонардо да Винчи, Ф. Брунелески, Г. П. Гольц, Ф. Л. Райт, П. Хилл, Р. Арнхейм, М. В. Посохин, Б. Г. Бархин, И. В. Жолтовский, А. К. Буров, Г. И. Паксенов, В. Н. Жабинский, Боб Маккин, И. А. Азизян, А. Л. Гройсман, Н. Н. Николаенко); объемные композиции как концептуально-смысловые схемы современного архитектурного мышления (работы Л. Лисицкого, В. Кандинского, К. Малевича, О. Нимейера);

- психологические механизмы творчества (В. Келлер, М. Вертгеймер,
А. Эйнштейн, М. Брунге, Я. А. Пономарев, С. Медник, Р. Арнхейм, С. Хес-
сельгрен, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонов, В. В. Любимов, А. В. Степанов,
Е. П. Ильин, Кр. Норберг-Шульц, М. Г. Ярошевский, А. Осборн, Уоллес Грем (ге
нерирование идей), В. Гордон, А. Л. Гройсман, Т. Э. Джонс, А. И. Гегелло (тео-

рия образа)); психология креативности (Симпсон, Гильфорд, Торранс, Трик X. Эдвард);

- теория поля (Р. Арнхейм - визуальное поле; К. Коффка и К. Дункер - фе
номенальное поле; К. Левин - динамическое поле; Ю. И. Кармазин - поле креа
тивности; Д. Б. Богоявленская - креативное поле);

естественные науки (раздел методики формирования идеи) (Платон, Аристотель, Уоллес, Г. Гельмгольц, Р. Декарт, К. Мартиндейло);

креативность рисунка (А. Гауди, Симпсон, Дж. Гильфорд, Торранс, С. Медник, Абрахам Маслоу, Дж. Мендельсон, Я. А. Пономарев); рисунок как выражение эмоциональной содержательности (Г. И. Панксенов, Г. Б. Минервин, Б. Г. Лушников, С. Хессельгрен, А. В. Иконников, Дж. Саймондс, П. В Капустин, Е. П. Ильин, Б. Дешарне (символ)); эвристический поиск (Э. де Боно, Б. Г Бархин, Л. М. Фридман, И. И. Ильясов, В. Ф. Спиридонов, С. К. Саркисов).

Цель диссертационной работы - разработка комплекса взаимосвязанных методологических, теоретических и практических положений проектного моделирования через импульсно-методологический инструментарий архитектурного рисунка как креативной составляющей языка профессиональных коммуникаций.

Задачи исследования:

осуществить комплексный анализ приемов и подходов в области развития творческого поиска в методологии архитектурного проектирования и выявить в рамках коммуникативного пространства значение архитектурного рисунка как креативной составляющей творческого поиска, являющегося элементом архитектурного генезиса;

выявить теоретические модели процесса архитектурного творчества; исследовать этапы развития архитектурного рисунка в процессе моделирования и художественной импровизации в вариантном творческом поиске; сформировать структурно-символическую модель этапа творческого поиска, представив архитектурный рисунок как гипотезу творческого механизма развития идеи в тактико-стратегическом поле проектирования;

сформировать теоретическую модель процесса визуальной коммуникации в основе создания архитектурной идеи проекта; предложить концепции исследования архитектурного рисунка как экспериментальной составляющей креативной основы языка профессиональных коммуникаций.

Объект исследования - архитектурный рисунок как средство профессиональной коммуникации.

Предмет исследования - творческое развитие архитектурного рисунка как креативной составляющей языка профессиональной коммуникации.

Границы исследования - формирование коммуникативных процессов в системе профессионального образования путем рассмотрения творческого процесса через информационное взаимодействие визуальных (изобразительных) и вербальных форм идеи проектируемого объекта как результата творческого мышления архитектора; формирование креативности и языка изобразительности архитектурного рисунка в границах этапа творческого поиска в процессе проектного моделирования (без использования компьютерной графики) в рамках визуальной коммуникации.

Гипотеза исследования. Вариантность методологических импульсов инициирует поток креативных импульсов - средств графической изобразительности. Вариативность средств графического изображения способствует поиску большего числа творческих решений.

Методика исследования. Теоретико-методические основы исследования включают спектр фундаментальных основ философии, психологии; парадигмы классической науки и теории самоорганизации; комплексный подход; метод сетки науки, методологические основы системной теории архитектуры; теоретические и методические основы творческого метода архитектора. Исследование также базируется на стратегических аспектах процесса проектного моделирования, типологии подходов и приемов формирования художественного образа в работах мастеров архитектуры, основных подходов к определению сущности коммуникации; методе моделирования на стадии разработки диссертационного исследования; проведении эксперимента и обобщении результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на базе архитектурного рисунка раскрывается креативная составляющая образной визуализации идеи в основе языка профессиональных коммуникаций - действенного средства повышения качества образовательного процесса. Диссертационная работа строится на базе интеграционных основ теории коммуникации и творческого метода архитектора, тем самым внесен определенный вклад в его развитие и расширение спектра его универсалий. На базе рассмотрения широкого

материала по архитектуре, теории коммуникации, рисунку, естественным наукам, психологии творчества и философии в исследовании впервые разработаны:

структурно-символическая модель этапа творческого поиска с блок-схемами основных направлений тактических действий при разработке главной идеи проекта, формирующейся на основе принципа суперпозиции идеи в блоке генетического отбора;

модели процесса создания архитектурной идеи проекта в рамках визуальной коммуникации;

концептуальная триада импровизации при создании идеи архитектурного объекта;

модель включенности основ изобразительности в теоретические основы творческого метода архитектора и коммуникативное пространство символического взаимодействия информации.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

типология подходов и приемов художественного становления образа как диалектического развития творческого поиска в работах мастеров архитектуры;

архитектурный рисунок как средство визуальной коммуникации в основе развития матрицы стратегии и тактики проектного моделирования (по Ю. И. Кармазину) в структурно-символическую модель ареала основных направлений поиска художественного образа идеи на этапе творческого поиска;

модель процесса создания архитектурной идеи проекта через три направления поиска в рамках визуальной коммуникации: методологию, психологию творческого мышления и средства графической выразительности;

концептуальная триада импровизации для создании идеи архитектурного объекта;

модель включенности основ изобразительности в теоретические основы творческого метода архитектора и в коммуникативное пространство символического взаимодействия информации.

Практическое значение исследования состоит в возможности использования архитектурного рисунка как креативной основы языка коммуникативного пространства творческого процесса в создании научной основы методики проектного моделирования. Предложены новые понятия, теоретические модели и концепции методического подхода, которые могут быть использованы в учебном практическом проектировании.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования отражены в публикациях и представлены в докладах на научно-практических, научно-методических региональных, всероссийских и международной конференциях. Результаты исследования реализованы в курсовом и дипломном проектировании во ВГАСУ (дисциплина - «Архитектурное проектирование», а также в лекционном и практическом курсах «Основы проектного моделирования» по кафедре архитектурного проектирования и градостроительства.

Объем и структура работы. Диссертация представлена двумя томами. Первый том содержит текстовую часть (158 стр.), включающую в себя введение, три главы, заключение и библиографический список (253 наименования). Второй том содержит 29 приложений.

Основные этапы исторического развития графического изображения и становления архитектурного рисунка

История развития рисунка начинает свой путь с сохранившихся самых первых наскальных изображений в эпоху первобытно-общинного строя еще 40 - 30 тыс. лет до н.э. В эпоху Палеолита 20-12 тыс. лет до н.э. росписи и линейные рисунки пещер Фон де Гом и Лорте во Франции схематично изображали облик жилища человека, а так же наскальные изображения найденные в Карелии, на Урале, Алтае и Средней Азии (том 2, приложение 3).

Следует отметить развитие рисунка в архитектурном проектировании Древнего Египта, где художественные изображения представляли собой плоскостные геометрические модели, ставшие основой метода пропорционирова-ния. Древнегреческое искусство базируется на центричном, объемном характере ее художественных произведений, решении задач гармонизации и объемной выразительности архитектурных объектов.

В античном искусстве лучше всего представлена вазопись и живопись. Начинают использоваться инструменты - циркуль, линейка. Формируются специфические греческие черты: регистровость росписи, а так же узоры - меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки. В искусстве Древнего Рима пространственный аспект в композиционных поисках привел к появлению визуальных моделей, передающих взаимосвязь объекта со средой.

В эпоху Средневековья образ архитектурного объекта (собора) развивается в новых художественно-конструктивных формах, активно участвуя в формировании силуэта города, тая в себе символическое значение. В этот период происходит создание пространственной структуры и богатство пластических обра зов, реально воплотившихся в готических соборах. «Архитектура готического храма, - пишет К. Муратова, - с потрясающей конкретностью передала культивируемую средневековым мышлением способность вдохновенного эмоционального восприятия и воплощения умозрительных построений» [200, с. 63]. Формируются основы композиционных характеристик архитектурного объекта, таких как масштаб, ритм, симметрия и пропорции на базе аксонометрических изображений. Яркий пример рисунков времен готики (зарисовки соборов, колоколен, прорисовка деталей и декора) представлен в альбоме французского архитектора Вийара д Оннекура - это перспективные и аксонометрические рисунки с комментариями к ним [51].

Новый этап в истории развития рисунка происходит в эпоху Возрождения. История архитектуры раскрывает и показывает насколько графический поиск архитектурной формы при создании проекта формировал творческий процесс и был главным фактором в творчестве архитектора - «самим процессом зарождения, развития и становления архитектурного образа» [140, с. 3]. В творчестве мастеров Возрождения раскрывается взаимосвязь основ архитектурной теории, философской мысли и научной основы при создании архитектурных произведений. В своей архитектурной теории Леон Баттист Альберти уделял большое значение пропорциям. Рассматривая вопросы количественных соотношений частей и целого, он взаимосвязывал с философским содержанием вещей: «Здание есть как бы живое существо, создавая которое следует подрожать природе»[200, с. 68]. Необходимо правильно изображать пространство, следуя строгим законам линейной перспективы. Ф. Брунеллески разработал математические основы перспективы и пропорций, которые в дальнейшем Альберти изложил в трактате «О живописи». Для итальянской архитектуры Раннего Возрождения характерны гармония, чистота пропорций, использование классических мотивов и античного ордера.

Выдающихся успехов в области архитектуры достиг Леонардо да Винчи. Придавая большое значение рисунку, Леонардо да Винчи закладывал прочные основы для реалистического творческого метода. Его творческий метод был основан «на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и серьезных познаниях в области точных наук» [224, с. 28]. Рисунок мастер использовал не только для поиска и развития идеи как аналитического и обобщающего композиционного начала, но он видел в нем одну из форм восприятия мира [140, с. 32-33]. Метод аналогии, к которому часто Леонардо да Винчи обращался выявлял необъяснимую связь между рисунками.

Донато Браманте в своем творчестве опирался на теорию Пьеро делла Франческа, базирующейся на математике и учении о пропорциях. Себастиано Серлио, который, будучи художником и специалистом в области искусства, написал трактат «Архитектура». Это первая иллюстрированная книга, посвященная геометрии и перспективе, а так же античным и современным постройкам, порталам, ордерам. Микеланджело создал великое множество рисунков, развивающихся «по линии нарастания одухотворенности и эмоциональной выразительности». «Для Микеланджело рисунок был не только слагаемым его изобразительного языка; он считал рисунок основой и первоэлементом всех видов пластического искусства - скульптуры, живописи и зодчества» [140, с. 33].

Семиотический подход к коммуникации как знаково-смыслового представления творчества зодчего

Коммуникация представляет собой не только сам процесс обмена информацией - современные теории коммуникации рассматривают ее как «феноменологическое пространство, где опыт наполняется значением и смыслом, приобретает структуру, связность и цельность. Коммуникативность помещается где-то в пересечении социального и психологического, неизбежно оставаясь в рамках биологических и физических условий деятельности, накладывающих свои собственные ограничения» [56, с. 41].

Непосредственным компонентом теории коммуникации является обобщающая теория знаков - семиотика, в которой предметом рассмотрения становятся языки и символы, выражающие определенные смыслы. В центре изучения семиотики находится значение знаков, формирующееся в сознании человека. А.В. Соколов выделяет следующую группу знаков: образы, симптомы, модели (копии и тексты), и группу коммуникационных знаков: устная и письменная речь, изобразительное и исполнительное искусство, жесты и искусственные знаки и т.д. [235, с. 36].

Для определения и понимания коммуникации в основе творческого процесса проектного моделирования наиболее близкой будет семиотическая традиция (подход) Р. Крейга, являющаяся одной из системообразующей и важнейшей в современной теории коммуникации, опирающаяся на «понимание коммуникации как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языками, кодами» [43, с. 71]. Семиотика выступает теоретическим «фундаментом» данного подхода с комплексом теорий, которые изучают природу, функции и виды знаков и свойства знаковых систем, изображений, символов, их образования, «их восприятие и понимание, возникновение новых значений (смыслов) у субъектов» [235, с. 33]. Можно сказать, что знаки и символы являются «посредниками» между сущностью явлений, как отмечает Ф.И, Шар-ков, смыслом и его образом, а так же идеями, которые находятся за пределами чувственного восприятия [225, с. 105]. «Понимание коммуникации как знаковоопосредованного взаимодействия позволяет объяснить и совершенствовать использование языка и других знаковых систем в качестве посредников для достижения взаимопонимания между субъектами. Проблемы коммуникации в семиотической традиции - это, в первую очередь, проблемы (ре)презентации и передачи значений...» [43, с. 71].

И.П. Яковлев выделяет три типа коммуникационных средств, взаимодополняющих друг друга: презентационные средства (естественные средства человека - голос, лицо); репрезентационные средства (это искусственные средства - книги, рисунки, картины, фотографии); технические средства (радио, телефон, телевизор и другие электронные и механические средства) [235].

В современной архитектурной науке рассмотрение результатов деятельности архитектора формально подразделяются на вербальный и визуальный слои как результат профессионального архитектурного мышления. И.В. Тарасова и О.А. Шипицына выделяют два вида архитектурного мышления - объемно-пространственное и словесно-логическое, по средствам которых создается многообразие результатов деятельности архитектора. «Визуальные результаты деятельности архитектора создаются при действии объемно-пространственного мышления» и формируют визуальный информационный слой (наброски, зарисовки, эскизы, схемы, компьютерные визуализации, проекты и т.д.) [56, с. 77]. Словесно-логическое (теоретическое) мышление при помощи понятийно-логических операций создает вербальный информационный слой (представления архитекторов, концепции и т.д.), необходимый как основа для оперирования понятиями. Поэтому такое «формальное разделение на вербальный и визуальный слои помогает четко представить результаты архитектурной деятельности и возможные взаимосвязи между ними, поскольку при создании проекта архитектор может отталкиваться иногда от зарисовок, набросков и схем, а иногда - и от вербально сформулированной концепции» [56, с. 77].

Архитектурная графика выступает «конкретным и образным языковым кодом изложения творческих идей» автора, подсказывает, развивает процесс моделирования и поиска творческих исканий архитектора [119, с. 15]. Форми рование архитектурной графики «стало процессом активизации семиотических особенностей схем и пространственных изображений в коммуникационных процессах трансформаций изображений», объединенных в информационную систему, ставшей основой динамического развития проектирования [28. с. 183]. Особенность проектного моделирования заключается в рассмотрении процесса мыслительной деятельности архитектора с точки зрения особенностей знакового конструирования визуального представления идеи объекта (Н.Н. Нечаев, М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий, Д.Л. Мелодинский, П.В. Капустин). Представление информации через архитектурный рисунок можно рассматривать:

1. Как понятие «языка архитектуры» (А.В. Иконников, И.Г. Лежава, С.Х. Раппапорт, А.Э. Коротковский, В.Ф. Маркузон и др.). Оперируя графическими приемами, архитектурный рисунок представляет многоаспектное явление воплощения авторской мысли в виде набросков, рисунков, эскизов. И.Г. Лежава отмечает, что их можно рассматривать как «сообщения, представленные в виде неких «текстов». Проектный язык - явление особое, не имеющее аналогов... Изучение грамматических основ языка архитектурного проектирования - задача будущего» [127]. Возможности художественного языка, как пишет Д.Л. Мелодинский, заключаются в его эмоционально-чувственном характере изображений в отличие от вербального языка [148, с. 93].

2. Как языково-знакоеую структуру коммуникативной субстанции (Ч. Пирс, А. Соколов, Л. Ельмслев, Ф. де Соссюр). Для языковой интерпретации архитектурного рисунка как художественно-смыслового языка проектного моделирования следует рассмотреть сложившиеся в семиотике два понимания сущности знака: логико-философское и лингвистическо-коммуникационное.

Логико-филосовское направление изучения соотношения знака и его значении в теории Ч. Пирса внесло большой вклад в понимание семиотических аспектов в коммуникативных процессах [43, с. 149]. «Знак представляет собой предмет (слово, изображение, символ...)» и выступает комплексным образованием в процессе коммуникации [198, с. 151]. Ч. Пирс выделяет три типа знаков: «иконические знаки - знаки-образы» (картина, чертеж, фотография); индек-сальные знаки; символические знаки [43, с. 164].

Согласно теории А. Соколова, коммуникационный знак представляет собой единство содержания и выражения. Он рассматривает классификацию знаков в двух аспектах: познании (знаки-образы: знаки-индексы и модели) и смысловой коммуникации. Знаки-модели воспроизводят внешний вид или внутреннее свойство объекта с целью его познания [198, с. 303].

Совокупность методологических подходов развития проектного моделирования в работах теоретиков и мастеров архитектуры

Методика архитектурного проектирования базируется на изучении эффективных приемов и методов творческой деятельности и главной ее задачей является поиск путей развития творческого мышления и графического воплощения идей и замыслов в изображении. В основу методологии проектирования заложен широкий диапазон творческого процесса - методология, как пишет А.Э. Коротковский, «является целостной во всех ее уровнях, синтезирующей знания наук, учений, теорий, концепций о знании и науке, дисциплиной, основная задача которой есть обобщение, интеграция и синтезация такого знания в целях приведения его к форме, обеспечивающей движение знания от его высших уровней к практической преобразовательной деятельности в конкретной области» [119, с 14-15]. Проблема творческого метода архитектора отражена в работах М.Г. Бархина, Б.Г. Бархина, В.Л. Хаита, И.Г. Лежавы, А.В. Иконникова, В.Л. Глазычева, А.Э. Коротковского, А.В. Степанова, СП. Заварихина, Д.Л. Мелодинского, Ф.Т. Мартынова, Ю.И. Кармазина.

Большое значение в развитии научной базы исследования имели методологические основы системной теории архитектуры А.Э Коротковского. «Понятие системы является исходным понятием системно-структурного подхода. Система - это объект, обладающий целостностью, которая получает выражение в определенной функции, выполняемой объектом в целом» [115, с. 25]. Использование системного подхода и метода моделирования, в основе которого лежит исследование объекта как системы, позволяет получить более полные и глубокие знания о предмете изучения. Главным в системном подходе, как отмечает Ф.Т. Мартынов, выступает многомерный синтез знаний о действительности и о предмете, поскольку каждый предмет может быть рассмотрен как система [102]. Разработка архитектурного образа объекта, его композиционной и структурной организации, решается в процессе системного проектирования при формировании смысловой основы произведения и его художественной выразительности. «Ядром... архитектуры... является пульсирующая, многомерная и целостная сфера бытийных, жизнесущностных состояний и смыслов, выраженных в конструктивно упорядочивающих планировочно-пространственных структурах и образном, эстетически выразительном слое архитектурного мира» [143, с.77].

Теория Дж.К. Джонса посвящена рассмотрению методов поэтапного решения основных проектных задач. Он рассматривает проектирование как обучение и выделяет следующие методы проектирования: готовые стратегии (конвергенция), управление стратегией, методы исследования проектных ситуаций (дивергенция), метод поиска идей (дивергенция и трансформация), методы исследования структуры проблемы (трансформация), методы оценки (конвергенция) [63].

Энди Грин предлагает рассматривать проектирование в последовательности пяти стадий: «информация», «инкубация», «озарение», «интеграция», «иллюстрация» [57, с. 41 - 43]. В.Л. Глазычев выделяет последовательность развития процесса композиционного творчества на основе следующих шагов: первичная визуализация композиционной идеи, развертка вариантов первичной визуализации, выбор варианта к дальнейшей разработке, анализ пространственного контекста с включенным в него объектом, визуализация функциональной схемы в форме особой образной конструкции и т.д. [148, с. 118].

Процесс архитектурного проектирования базируется на совокупности ряда методов. Б.Г Бархин выделяет общие (комплексный метод, проблемный метод, исследовательский метод, метод оптимального проектирования) и частные методы (клаузурный метод, применения эвристик, графов, последовательных уступок и приближений, гармонизации и пропорционирования форм, ассоциа ций, преобразований, управления последовательностью операций, инверсии). Методической основой творческого метода архитектора выступает метод комплексного проектирования, предполагающий системный и контекстуальный подход [19]. Метод проблемного проектирования развивает ход познавательной деятельности на высоком эмоционально-мыслительном уровне (Б.Г. Бархин), содействуя повышению уровня самостоятельной творческой работы, развития воображения и фантазии, интуитивного, логического и критического мышления, поиска новых средств выражения замысла в проектной модели [19].

Кроме того, проектный процесс опирается «на парадигмы классической науки и теории самоорганизации, научного мировоззрения и диалектики» [102, с. 11]. Как отмечает Дж. Джонс, проектирование следует рассматривать как самоорганизующуюся систему [63, с. 13]. В теории самоорганизации (синергетике) использование нелинейного мышления приводит к эффективному поиску своеобразного решения объекта как в средовом контексте так и в особенностях функционально-смысловой его организации через случайность. Культура проектного мышления функционирует в поле действия двух научных парадигм: классической и постнеклассической (теория самоорганизации). Если кредо классической науки - «определенность» в чем можно понимать и системность действий, то девиз теории самоорганизации - «случайность». В понятии «случайность» кроется огромный потенциал поиска смысла, форм, идентификации контекста социальных и культурологических запросов времени, концептуальных замыслов и просто предпосылок, влияющих на структуру и композиционно-художественную образность объекта. Многообразие импровизаций и интерпретаций мысли-идеи в художественный образ архитектурного рисунка составляет основу интуитивных действий как тактики творческого мышления и средства визуальной коммуникации.

Методология и тактико-стратегическое развитие процесса проектного моделирования

Методика архитектурного проектирования представлена через обобщающие стадии тактико-стратегического развития, аккумулирующие в себе проекции разных блоков поиска развития идеи (том 2, приложение 24).

На предпроектном, исследовательском этапе выделяется информационная стадия тактико-стратегического развития, которая ставит своей целью определение своего главного предмета исследования или сферы поиска, восприятия информации и ее методологическую обработку, проведение визуального анализа проектной ситуации и формирование предпосылок проектной деятельности. Поиск метода решения проблемы - вербального, визуального, математического или их интеграции - выявление стратегии, определяющей индивидуальный творческий потенциал автора.

Этап творческого поиска объединяет в себе ключевые компоненты комплексной разработки идеи, рассматриваемые в концептуальном плане и применительно к контексту, которые включают четыре стадии, расположенные в определенной последовательности, «во взаимосвязи эмпирического и логического процессов» (Б.Г. Бархин), развивающие креативную авторскую идею [19]. Эмпирическая стадия тактико-стратегического развития подразумевает интуитивный поиск решения и абсолютно необходима, как отмечает Я.А. Пономарев, для решения творческой проблемы [172]. Главный творческий импульс, развивающийся из пространства осмысления, понимания темы и анализа архитектурного опыта, - это решения «от инсайтно-креативного подхода». Использование метода восхождения от абстрактного к конкретному создает возможность выразить сущность композиционных построений как синтез закономерностей развития.

Концептуальная стадия тактико-стратегического развития будет включать в себя весь диапазон вариантного поиска блоков решения «от функционально-смысловой основы», «от среды», «от современных прогрессивных тенденций» и «от идеала», раскрывающих процесс формирования эмоциональных, смысловых, художественных, композиционных, функциональных оттенков содержания архитектурной гипотезы объекта. Это стадия трансформации «создания принципов и концепций, пора высокого творчества, вдохновенных догадок и озарений» (Дж.К. Джонс) [63]. Это стадия составления концептуальной пространственной схемы образов проектируемого объекта или «концептуальной модели объекта» (по В.Т. Шимко) [226].

Стадия образно-предметного структурирования включает в себя решение многоплановых задач формообразования, поиск средств выразительности решения объекта, определяющихся системой композиционно-средовых отношений.

Интеграционная стадия тактико-стратегического развития включает построение и нахождение конкретной аналитико-синтетической модели образно-графического решения главной идеи проекта, получаемого в результате применения предложенного принципа суперпозиции идеи.

Этап творческой разработки - это стадия совершенствования, доведения образной модели через эскизный, а затем архитектурный чертеж до выражения проектного замысла. В результате исследования и проведенной структуризации процесса проектного моделирования, следует выделить знакопеременное значение рисунка и методики в поиске архетипической особенности проектируемой среды, когда или методика или рисунок выступают первостепенным, главным направлением решения и создания образа архитектурного объекта. Во временном проектировании эти две составляющие при импульсно-результативном подходе управляют творческим процессом, создавая динамический поток образно-графических решений.

Похожие диссертации на Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций