Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Калинина Наталья Сергеевна

Дизайн среды открытых пространств центра исторического города
<
Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города Дизайн среды открытых пространств центра исторического города
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калинина Наталья Сергеевна. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 Москва, 2000 177 с. РГБ ОД, 61:01-18/13-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. РАЗВИТИЕ ФОРМ И СУТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ. (Среда исторического города и ее компоненты) 14

Раздел 1.1. Формирование открытых пространств города (морфология).

1.1.1. Городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни 14

1.1.2. Историческая ценность городских пространств 16

1.1.3. Композиционно-планировочные принципы в историческом центре города 22

1.1.4. Стабильность и подвижность городского организма: слои и их активность ("каркас", "ткань", "плазма") 26

Раздел 1.2. Пространства исторических русских городов (старое и новое) 30

1.2.1. Город Вологда 31

1.2.2. Город Владимир 33

1.2.3. Город Иркутск 34

1.2.4. Город Красноярск 36

Раздел 1.3. Характеристики пространств города (систематизация, типология).

1.3.1. Типология по функциям пространств (по видам деятельности потребителей) 37

1.3.2. Типология по степени зрительной открытости

и оптические связи между пространствами 38

1.3.4. Размерность пространств (сечения улиц) и их геометрические разновидности 39

Выводы по главе 1 40

Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ И ХАРАКТЕРИСТИК ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА. (Объекты дизайна в городе) 41

Раздел 2.1.Ретроспективное исследование форм городского оборудования исторического города (по материалам архивных документов и т.д.).

2.1.1. Приемы изучения, цель, способ и задачи ретроспективного исследования форм городского оборудования 41

2.1.2. Социальные изменения и смена дизайнерских элементов в среде 44

2.1.3. Техническое развитие и элементы дизайна 45

Раздел 2.2. Анализ характеристик, функций и взаимосвязей элементов.

2.2.1. Временной потенциал объектов городского дизайна (сезонность, мобильность) 48

2.2.2. Автономность и комплексность элементов городского дизайна 52

2.2.3. Смена функций и взаимозаменяемость элементов 53

Раздел 2.3. Типология и номенклатура элементов городского дизайна и их систем. (Развитие форм городского дизайна).

2.3.1. Типы и группы элементов городского дизайна 54

2.3.2. Номенклатура элементов урбодизайна 56

2.3.3. Видоизменения и модификации форм городского дизайна, стили 75

Выводы по главе 2 79

Глава 3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА 80

Раздел 3.1. Процессы взаимодействия архитектурного и дизайнерского слоя городской среды.

3.1.1. Средовой (контекстуальный) подход к проблеме качества городских пространств 80

3.1.2. Понятие комфорта в городской среде и роль дизайна 85

3.1.3. Роль потребителя и его влияние на изменения среды 88

3.1.4. Решение различных (планировочно-архитектурных и др.) городских проблем за счет средств дизайна 93

Раздел 3.2. Реконструкция среды исторических городов.

3.2.1. Отечественный опыт 98

3.2.2. Зарубежный опыт 102

Раздел 3.3. Взаимодействие архитектурного и дизайнерского слоя.

3.3.1. Классификация взаимодействия архитектуры и дизайна 103

3.3.2. Пути адаптации исторической среды современным запросам 107

Выводы по главе 3 114

Заключение (Основные выводы) 116

Примечания 119

Библиография 137

Иллюстрации 147

Введение к работе

В проектной культуре всегда существовала проблема взаимоотношения старого и нового, проблема соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни. В настоящее время повысился интерес к формированию городской среды как к особому виду архитектурно-художественной и дизайнерской деятельности. Городская среда при этом понимается как совокупность городского интерьера* и его предметно-пространственной среды**.

Сегодня приобретают актуальность вопросы преобразования и реконструкции среды исторического города с учетом новеипшх инженерных и социальных требований, с соблюдением интересов пользователей на уровне не столько количественном, сколько качественном. Особо остро встают проблемы в старых городах, где сталкиваются вопросы сохранения исторических средовых ценностей и приобретения новых средовых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта.

Городская среда большинства городов (как у нас в стране, так и за рубежом) отличается дискомфортностью: нарушением "человеческих" масштабов; несоответствием реальных метрических и визуально - эстетических свойств улиц и площадей их функциональному использованию и требованиям создания комфортных условий для человека; перенасыщенностью и не структурированностью информационно-рекламных элементов; недостатком информационно-ориентирующих средств; непродуманностью решений оборудования и эксплуатации открытых пространств города в различное время года и суток; плохой организацией среды для разных возрастных и социальных групп людей; отсутствием элементарных удобств для пожилых и инвалидов.

* Городской интерьер - "целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства" [164].

** Предметно-пространственная среда - непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности[120].

Современное неудовлетворительное моральное и физическое состояние объектов городской среды и несоответствие их функционального наполнения снижают социальную эффективность пространств города, что требует активного профессионального вмешательства, особенно, в процесс формирования предметно-пространственного окружения активно эксплуатируемых исторически ценных городских пространств.

Развитие дизайна городской среды как новой области творческой деятельности явилось следствием определенных экономических и социальных достижений городской жизни. С увеличением объема информации и расширением сети коммуникаций в городе возрастает значение предметного наполнения.

Городской дизайн***, которому отведена роль "посредника" в решении вопросов соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, должен охватывать уровень быстрых перемен и деталей организации среды.

В настоящее время, по степени функциональной и художественной разработки он заметно отстает от "большой" архитектуры [147]. Поэтому возникает необходимость рассмотреть возможности разрешения противоречия между сформировавшимся архитектурно-предметным окружением и новыми функциональными процессами, которые уже не вписываются в заданные рамки предметно-пространственных параметров среды. Кроме того, надо определить различные способы (в том числе, мальши средствами; небольшими материальными вложениями и трудозатратами, за небольшое количество времени, мобильно и т.д.) полного или частичного изменения средовых характеристик, без утраты целостности облика, исторически сложившихся пространств города, где невозможны или не эффективны другие преобразования (градостроительные,

*** Городской дизайн (дизайн городской среды) - комплексное формирование предметно-пространственной среды города, путем проектирования элементов среды с помощью методов и средств дизайна на базе градостроительных решений в сочетании с архитектурой, ландшафтной архитектурой и целым рядом технических областей - строительством, инженерным обеспечением, коммунальным хозяйством и пр.[120].

6 планировочные, ландшафтные, геопластические и архитектурно-строительные работы).

Состояние проблемы;

В основе данного исследования среды города лежат работы, посвященные как проблемам теории дизайна (Асе Е.В., Аркин Д., Генисаретский О.И., Глазычев В.Л., Минервин Г.Б., Сидоренко В.Ф., Соловьев Ю.Б., Тупталов Ю.Б. и др.) и истории дизайна (работы Кондратьевой К.А., Хан-Магомедова СО. и др.), так и вопросам урбодизайна и благоустройства среды (Ангелов В.Д., Асе Е.В., Волков М.М., Гарин Н.Н., Добрицына И.А., Ефимов А.В., Лекарь Б., Овсянников B.C., Рифкинд К., Салмин Л.Ю., Семенов В.Н., Соловьев Н.К., Хэлприн Л. и др.).

При анализе проблемы, поставленной в диссертации, учитывались различные аспекты формирования, существования и восприятия среды города, которые рассматривают в своих работах Антонов В.А., Арнхейм Р., Бархин М.Г., Беляева Е.Л., Бранч М., Бринкман А., Бунин А.В., Глазычев В.Л., Зитте К., Иконников А.В., Крашенинников А.В., Криворучко Ю.И., Крие Р., Лебедева Г.С., Лежава И.Г., Линч К., Медведков Ю.В., Мухин В.Н., Никитин В.А., Норберг-Шульц К., Ноткин И.И., Пастухов А.В., Попова И.А., Раппапорт А.Г., Рочняк Ю.А., Середюк И.И., Смоленская С.А., Тихонов B.C. и другие.

Поиск путей совершенствования среды исторического города идет в различных направлениях. Исследованию закономерностей функционирования городов, применительно, прежде всего, к исторически сложившимся крупным центрам, посвящены работы Бочарова Ю.П., Высоковского А.А., Гутнова А.Э., Каганова Г.З., Когана Л.Б., Шукуровой А.Н., Яргиной З.Н. и др.

Вопросы сочетания современных включений (объектов) с историко-архитектурным наследием в структуре города рассматриваются в трудах Беккера А.Ю., Пруцьша О.И., Ранинского Ю.В., Щенкова А.С. и др.

Возможности изучения, использования и преобразования общественных пространств города освещают: Арапов С.Н., Васильчикова С.Ф., Велев П., Кувшинов А.А., Лавров В.А., Маркус К., Мейтленд Б., Писарский И.В., Регамэ С, Терехина B.C., Трубецков Е.О., Урбах А.И., Харитонова З.В., Шимко В.Т., Щубенков М.В. и др.

В ключе "средового" подхода проблемы города исследуются Высоковским А.А., Никитиным В.А., Степановым В.А., Хейдметсом М. и другими, но на уровне обобщения явлений, наблюдения и теоретического описания, не углубляясь до степени рассмотрения отдельных компонентов и их взаимосвязей, а также поиска возможностей участия в процессе. Хотя объекты городского дизайна* уже давно и плотно насыщают пространство города, "урбодизайн"[18] еще мало изучен на предмет его действительных средообразующих возможностей и специфики, определяемой особенностями городского контекста. Возможности дизайна в этой области еще только начинают систематически исследоваться (Заева Е.А., Салмин Л.Ю., Бандорин В.Г. и др.).

Существуют предпроектные исследования и проектные предложеяия**, в которых на материале Москвы или других крупных, отдельно взятых городов предлагалась реконструкция в общеградостроительном масштабе с рекомендациями по оборудованию пространств.

Анализ и обобщение ситуации исторических городов, различных по сохранности среды (где проблемы стоят еще не настолько остро и преобразования ведутся не так быстро, как в крупнейших городах) с целью изучения возможности преобразования предметного наполнения и оборудования исторической среды не проводились. Существующие рекомендации по городскому дизайну в системе внешнего благоустройства носят характер нормирования оборудования и его количества [ ].

практике дизайна сказывается отсутствие системных представлении о городской среде как о сложном специфическом социокультурном организме и тех

* Объекты дизайна городской среды: малые архитектурные формы, технические элементы оснащения города, функциональные строительные элементы городского оборудования, элементы визуальной информации, элементы функционального оборудования и декоративные элементы города.[120].

** Комплексная реконструкция Камергерского переулка в Москве, реконструкция Старого Арбата и улицы Кузнецкий мост, предложения по реконструкции кварталов центра Москвы, Стрлецрщкова переулка и т.д. *** Дизайн - проектная художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметной среды. [120].

многообразных следствиях, которые влечет за собой внедрение дизайна в этот организм. Поэтому одним из главных вопросов на современном этапе остается поиск инструментария бесконфликтного проникновения в естественно-исторически сформировавшийся объект - среду открытых пространств исторического города.

Рабочая гипотеза:

Поскольку среда воспроизводит меняющиеся во времени стереотипы культуры и потребительские запросы человека, постольку и она сама, соответственно, должна изменяться, быть адекватной характеру протекающих жизненных процессов.

Городская среда неоднородна [49], структуру ее объемно-пространственной и предметной системы составляют несколько слоев, отличающихся уровнями стабильности во времени (самый динамичный слой - вещное наполнение). Каждый из них имеет свои характеристики и степень свободы (подвижность), относительно Других.

Для того, чтобы предметно-пространственное окружение могло отвечать изменчивым потребностям жизни, новым формам поведения человека в определенный период, при уже сформированном архитектурно-планировочном каркасе и сложившейся застройке, необходимо и возможно производить реорганизацию на уровне предметного наполнения. Именно средствами дизайна, с учетом существующих в культуре норм и оценок, преобразовываются материальные и организационные формы данной действительности в целях создания гармоничной среды. Определяя активность свойств разных слоев и возможности их взаимовлияния, можно осуществлять контроль процесса изменения жизни города, регулировать обновление наполнения пространств, находить приемы и способы сохранения ценности среды и ее модернизации.

Объекты дизайна принадлежат уровню наиболее гибких, мобильных, обладающих высокими адаптивными возможностями форм, способных в силу этого актуализировать ее социокультурную и историческую конкретность. Цель исследования:

Установить закономерности развития среды центров исторических городов с учетом неоднородности их предметно-пространственной основы; предложить

систему подходов к разрешению противоречий между исторически сложившейся средовой действительностью и желаемым функционированием среды. В соответствии с этим определены задачи исследования:

сбор фактического материала о сложившихся исторически и культурно ценных объектах и их историческом дизайне;

анализ, обобщение и систематизация данных об этих объектах с позиций идеи неоднородности среды и типологии составляющих элементов;

выявление специфики взаимодействия (взаимовлияния) различных слоев объемно-пространственной и предметной структуры среды;

- сбор и изучение материалов по современному городскому дизайну с
составлением номенклатуры элементов, анализ их свойств и функций, в
соответствии со знанием характеристик и активности слоев городской среды;

формирование принципов проектирования и способов размещения средств дизайна в условиях реконструкции центра исторического города;

составление рекомендаций совершенствования исторической предметно-пространственной среды с учетом современных требований, разработка предложений по контролю соблюдения сохранности характера места.

Объектом исследования являются открытые пространства исторических городов и их предметное наполнение с изучением эволюции дизайна среды.

К открытым городским пространствам отнесены социально- и функционально- значимые участки города, вычлененные с помощью зданий, различного рода сооружений и ландшафта, которые выполняют специфические градообразующие функции, способствуют улучшению санитарно-гигиенического режима города (аэрация, инсоляция) и являются источниками формирования эмоционально-художественного климата городских территорий.

В работе рассматриваются, прежде всего, те, которые выполняют функции коммуникаций, перераспределения транспортных и пешеходных потоков, концентрация общественной деятельности и торговли: площади и перекрестки, улицы и проспекты, скверы и курдонеры, бульвары и набережные исторических центров городов.

Предмет исследования; Закономерности процесса обновления среды открытых пространств исторических городов и возможности его регулирования.

Границы исследования: Территориальные границы охватывают ряд наиболее характерных исторических городов (Европейской части страны и Сибири) - города Владимир, Вологда, Иркутск и Красноярск. Привлекаются для сравнения и обоснования некоторых положений примеры по северным городам Западной Европы и Америки, что определено наличием подобной проблемной ситуации в открытых пространствах исторических городов и схожестью климатических условий.

Методика исследования, обусловленная целью и задачами работы, включает:

- изучение отечественных и зарубежных литературных источников,
справочно-методической документации, результатов работы ряда научно-
исследовательских и проектных институтов (ВНИИТЭ, НИИТАГ, ЦНИИП
градостроительства).

натурные обследования, фото-фиксацию, сравнительный анализ исторических и опорных планов, архивных фотодокументов.

построение графоаналитических схем.

комплексный анализ открытых пространств исторических городов и их предметного наполнения с учетом социально-культурных, технико-экономических и композиционно-пространственных закономерностей средоформирования, а также выявлением направленности и способов взаимодействия проблемных ситуаций и инструментов их разрешения.

- систематизацию элементов городского дизайна с учетом их свойств,
назначения и функций, месторасположения и временных характеристик;
математико-лингвистическую обработку материалов исследования.

Основой предлагаемой работы являются принципы и методы системного, средового и аксиологического подхода.

Научная новизна и практическая значимость:

Впервые положения отечественной архитектурной науки о неоднородности материально-пространственных инфраструктур, составляющих городской организм

11 ("каркас" - "ткань" - "плазма") приложены к анализу принципов формирования открытых пространств центра исторического города, установлена особая роль третьего слагаемого этой системы - городского дизайна - в деле реконструкции и сохранения своеобразия их облика. Установлены основные типологические и ведущие содержательные характеристики дизайнерской составляющей среды исторического города, показана ее неоднородность с позиций динамики собственных параметров и устойчивости связей с другими компонентами городского ансамбля; рассмотрены варианты смысловой и физической трансформации элементов и комплексов городского дизайна при разных вариантах изменения исторической среды. В результате исследования установлены тенденции изменения слоя ГД: мобильность (увеличение нестабильности в пространстве); сокращение временных параметров функционирования; различие сроков физической и моральной амортизации; взаимозаменяемость элементов и т.д. Выявлены способы взаимодействия различных слоев предметно-пространственной среды с учетом их архитектурно-градостроительной активности и уровня мобильности. Предложены подходы к реконструкции среды центра исторического города с учетом роли и возможностей элементов городского дизайна, как способа и средства гармонизации среды обитания горожанина.

Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической проектной работе и в учебных программах дисциплин специальности 290200 "Дизайн архитектурной среды".

На защиту выносятся:

концепция принципов и приемов формирования комфортной и образно выразительной среды в исторически сложившемся центре города, включающих функционально-организационные и формально-зрительные аспекты.

обоснование конструктивной роли дизайна в преобразовании предметно-пространственной среды ценных и активно эксплуатируемых открытых пространств исторического города с указанием форм взаимосвязи дизайнерского и архитектурного слоя.

типология и структура взаимодействия объектов и элементов городского дизайна с выявлением тенденций изменения городского оборудования.

- предложения путей реконструкции и реорганизации открытых исторических пространств с учетом уровней динамики и интенсивности использования, ранжирования их по содержательности, открытости и размерности.

Апробация работы; Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конференциях в С-Пб Гос. Арх.-стр. университете (1997г.), Иркутском Гос. Техн. университете (1994, 1996, 1998гг.) и Пензенской Гос. Арх.-стр. академии (2000г.).

Структура диссертации; Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения с основными выводами и приложения, включающего текстовую часть (примечания) и иллюстративную (представлена на 30 таблицах). Предложена библиография по теме исследования.

Во введении обоснована актуальность, сформулированы цели, задачи, определен объект и предмет исследования, методика, научная новизна и практическая значимость диссертации. Дана общая характеристика работы, сделан обзор литературы (посвященной проблемам среды исторически сложившихся городов, теории дизайна и вопросам благоустройства и оборудования города).

Городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни

Под городским открытым пространством подразумеваются: парки, скверы, площади, места для гуляния, улицы, аллеи, крытые переходы, аркады, пассажи, пространства между домами и т.п. Городские пространства являются искусственно созданной средой, которую человек формирует в соответствии с особенностями разнообразных процессов своей жизнедеятельности.

Городская общественная среда является очень важным и даже решающим компонентом городской культуры. Поэтому места для социального, политического и экономического общения, т.е. общественные пространства города, не выполняют свои функции в полной мере и теряют свою роль, если жизнь города тщательно не продумана и не организована. Изменение общественных пространств, а это значит, изменение площадей, улиц и прочего происходит непрерывно и является одними из основных процессов в урбосреде. Оно возникает как от смены предпочтений в обществе, так и от недостатка внимания по отношению к общественному достоянию. Общественные владения должны быть большим, чем просто пространство, оставшееся среди зданий и сооружений, стать неотъемлемым компонентом урбосреды, спроектированным «по последнему слову», который связывает прошедшее и будущее города. что порождает у обитателей пространств чувство причастности его всему обществу. Улицы же можно рассматривать как «посредника» в общении.

Функционально насыщенная среда эмоционально привлекательна, поскольку создает такое богатство ситуаций, которое позволяет реализовать разнообразные способы индивидуального и группового поведения, удовлетворять различные привязанности и вкусы. [12]

Во второй половине нашего столетия возник вопрос о несовместимости архитектуры прошлого с современными транспортно-инженерными коммуникациями, с санитарно-гигиеническими нормами, с необходимостью зонирования территории и с др. требованиями градостроительства наших дней. "Возникла реальная угроза разрыва историко-архитектурной эволюционной цепи" . Исчезновение рядовой застройки исторической части города, разрушение сомаштабного окружения памятников архитектуры показало насколько важна целостная городская среда, которая теперь рассматривается и как памятник градостроительства и как памятник культуры. Развитие городской культуры происходит как в результате совершенствования самого человека, его жизненных условий, изменения образа жизни, так и в результате соответствующего изменения материальной среды - предметно-пространственного окружения. Для эффективного сохранения старого и для внедрения нового необходимо выделить и четко определить ценности, которые существенны для нас в городской среде. Непременное свойство практически всех предлагавшихся когда-либо моделей идеального городского окружения - их однородность, порядок, определяемый подчинением общим, сквозным закономерностям формообразования (а по сути дела - простейшей модели жизнеустройства и поведения). Но соединение созданного в разное время, на основе различных стилистических систем, стало общим свойством городов, которое неосознанно принимается нами как естественно воплотившее присущие городу закономерности развития (его ограниченность, противостоящую «механистичности», предполагающей творение «однажды и навсегда»). На этой основе сложились нормы визуального мышления, заставляющие отвергать новую среду с ее рационально унифицированными характеристиками как «искусственную», точнее - неестественную, неорганичную. Острый дефицит культурных значений форм механоморфного окружения и породил массовое предпочтение к старому, хотя бы такому, которое наполнилось человеческим содержанием в спонтанном развитии, стало восприниматься как органичное и естественное. [68]

Городской центр - городское пространство, насыщенное социально-культурными функциями с наибольшей степенью их концентрации и разнообразия для данного города.

Социально-функциональньш и историко-культурный потенциал пространства определяется вследствие оценки "исторической роли" территории, ее основных функций в прошлом в сравнении с существующей ситуацией и перспективой преобразования этой роли на основе анализа композиционно-планировочных принципов формирования центров исторических городов и структурного состава среды. После чего возможны выводы по корректировке процесса преобразования среды, согласно статусу территории в структуре города.

Приемы изучения, цель, способ и задачи ретроспективного исследования форм городского оборудования

Изучение эволюции городской среды и ее элементов в исторически отдаленный период возможно на материале произведений изобразительного искусства, по архивным и литературным источникам. При этом работы художников являются единственным носителем иллюстративной информации, фиксировавшим цветовой колорит и состояние среды города при отсутствии других изобразительных источников (до изобретения фотографии). По живописным полотнам, гравюрам и рисункам можно не только сопоставлять уровень потребностей городской жизни и их реализации, но и ясно понять фактуру, а, соответственно и материал из которого изготовлено благоустройство...

История помогает расширять временной диапазон нашего восприятия действительности, лучше представить условия жизни и деятельности предков. Вряд ли можно отрицать наш интерес к таким внешним деталям городского быта, к которым относится внешний облик улиц, их благоустройство, мостовые. О древних мостовых мы черпаем сведения из археологических находок их остатков, по летописным и архивным данным, старым регламентационньш актам, мемуарам и дневникам ряда приезжавших к нам иностранцев, по историческим планам, чертежам и зарисовкам отдельных мест города. Мостовые - неотъемлемый компонент города, имеющий свою "биографию", многовековой опыт замощения его улиц и площадей необычайно широк, поучителен и интересен. Никакой другой объект городской структуры не характеризуется такими масштабами и историческими судьбами, кроме как сеть улиц, площадей, переулков, набережных и других проездов и пешеходных путей. Было бы ошибочно рассматривать наши мостовые и тротуары лишь как чисто утилитарное средство коммуникаций.

Предстоит всмотреться в картины, литографии и гравюры русских и иностранных художников, с тем, чтобы увидеть, такие интересующие нас детали, которые зачастую не привлекали внимания наших современников.

В сферу внимания графических листов и фотографий попадают не только "портреты" архитектуры, а будничная среда: торговые улицы с вывесками, навесами, декором фасадов, отбойными тумбами... "Городская застройка - как фон для изображения уличных событий и вещей, а сами вещи - фон для изображения города, быт - неотъемлемая часть образа города, а образ города -неотъемлемая часть быта" [64]. Внимание к отдельным деталям городского быта не нарушает структурного целостного восприятия среды: в подавляющем случае фотографии и графические листы панорамы. Фрагментарное внимание к элементам "средового искусства" уступает место связности живого процесса поведения: пути по торговой улице или проспекту. Виды фасадов магазинов и прилегающих к ним участков среды сопровождают торговые рекламные плакаты.

В серии почтовых открыток по городам включались панорамное изображение города, виды центральных улиц и площадей, крепостных и монастырских ансамблей, изображение главного собора и др. храмов города, государственных учреждения, монументов, наиболее красивые здания и вокзал, а также городские инженерные сооружения. В кадр попадали не только сооружения, но и весь спектр материально-пространственного наполнения, характерного для того времени. Открытки являются уникальными документами, сохранившими прошлый облик изменившихся ныне городов, запечатлевшие ушедшую навсегда эпоху и утраченные элементы городской среды. Ретроспективный обзор среды русского города и его предметнр-вещного наполнение поможет в понимании динамики городской жизни и проведении работ по реконструкции исторически ценных пространств города.

Необходимо проводить исследование того дизайна, который уже есть в городе, анализ исторических материалов по убранству улиц. Выявление и изучение традиционных элементов дизайна в городе для их дальнейшего возможного возобновления - одна из важных задач в городском средовом преобразовании (чтобы избежать опасности всеобщей стандартизации облика города).

Освоение творчества прошлого должно идти по линии критической переработки формы, с прогрессивных позиций, учитывая эпоху, материал и окружение.

Для исторической среды города было характерно оформление углов и перекрестков, проездов, артикуляция точек входов и выходов, т. е. применение таких элементов как ограды, ворота, крыльца и т. д. На первых этажах богатых домов всегда находились престижные магазины, рестораны и кафе, с соответствующим им оформлением и обустройством - оборудованные витрины, их ограждение, размещенные над ними маркизы, рекламные вывески и надписи.

Старый город славился деревянными строениями с нарядными узорами оконных наличников, карнизов, дверных обрамлений и декоративных резных вставок на фасадах жилых домов.

Если сопоставить изображение одного и того же места города в различные исторические периоды, то можно видеть, что некоторые элементы благоустройства сохранили свои функциональные свойства и внешний вид, другие же либо претерпели незначительные изменения, либо полностью сменили первоначальную форму и технологическое устройство, но еще узнаваемы. Так некоторые виды ограждений, традиционно используемые в русских городах, и сейчас не смотрятся морально устаревшими. Типовые образцы оград, применяемые в прошлом веке, выглядят вполне современно р новых общественных ансамблях. Уличная урна и скамья меняют свои формы, предстают перед нами в новых модификациях, в различных конструктивных решениях и из других материалов.

Понятие комфорта в городской среде и роль дизайна

Дизайн среды - проектирование с позиций широкого охвата проблемы взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социокультурным окружением в целях создания гармоничной во всех отношениях среды.

Далеко не всегда горожанин отдает себе отчет в том, насколько его жизнедеятельность в городской среде зависит от этих предметов и насколько они влияют на облик и образ города. И хотя вся история градостроительства говорит нам о разнообразных формах городского оборудования, специальный интерес к этому слою предметно-пространственной среды возник относительно недавно. Словосочетание "городской дизайн" в последние годы не только стало общеупотребимым (в среде дизайнеров и архитекторов), объединив в себе все огромное разнообразие предметного наполнения города, но и обозначило самостоятельную теоретическую и проектную дисциплину, существующую на стыке дизайна, архитектуры и градостроительства. [15] Очевидно, наиболее объективной причиной стала неудовлетворенность качеством современной городской среды и методами решения актуальных городских проблем. И дело в том насколько эффективно решаются эти проблемы и что в рамках установившейся градостроительной методики конкретному человеку с его всегда индивидуальным характером восприятия и разнообразием форм жизнедеятельности отводилось недостаточное место. Следующая важная причина, способствующая формированию городского дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности, -существование в сфере деятельности и профессий, формирующих город, "ничейной территории", когда стало очевидно, что ни в рамках традиционной архитектуры, ни в рамках градостроительства не решаются проблемы непосредственного и обыденного контакта человека с городом. Градостроительное проектирование ведется в таких масштабах, которые не позволяют разглядеть все мелочи городской жизни. Архитектурное проектирование преимущественно связано с конкретными объектами и не выходит за пределы отведенных для них участков. В результате городским пространствам уделяется недостаточное внимание, а именно здесь разворачивается городская жизнь во всем ее многообразии и обнаруживается дефицит профессиональной "проектной сферы", обеспечивающей соответствующую их назначению "обстановку", решающей вопросы оборудования и оснащения городской среды, и стал городской дизайн. Название свидетельствует о расширении понятия "дизайн" (в его традиционном русском употреблении) и о возникновении принципиально новых областей его влияния. В иерархии средообразующих факторов городской дизайн занимает особое место. Понятно, что основные векторы процессов, протекающих в городской среде, их содержание, распределение сгущений и разрежений их активности, основные параметры городского ландшафта определяются функциональной и объемно-планировочной структурой города. Но при этом вся деятельность человека в пространстве города связана с определенной "технологией" ее осуществления. Эта "технология городской жизни" обеспечивается как бы особым инструментарием, благодаря которому процессы жизнедеятельности в среде протекают нормально, т.е. в соответствии с требованиями и нормами современной культуры.

Одновременно стоит рассматривать не просто уровень удовлетворения утилитарных потребностей общества, но и социальный аспект, так как качество среды, созданной в результате градостроительного и архитектурного творчества в большой степени определяет настроение людей, их чувства и мысли, и даже целенаправленность всего образа жизни. Важным обстоятельством и поводом для размышлений можно считать тот факт, что ареалы концентрации негативных социальных явлений совпадают с районами, которые отличаются плохими показателями качества среды.

Одна из важных городских функций - это создавать ощущение удобства и благожелательности. Если люди приходят в центр только для того, чтобы побыть здесь: погулять, побеседовать, отдохнуть, посмотреть, встретить кого-то и, если общественные места располагают тем, что дают возможность создавать оживленность, а также определенную степень психологического комфорта и безопасности, тогда можно считать среду города жизнепригодной и совершенной. Однако одной из сложностей является сегодня то, что в городах зачастую существует "мертвое" общественное пространство, где представлена символическая (физическая) форма общественного места, а требуемые функции и их правильная связь отсутствуют. Изменить существующее положение возможно средствами дизайна, вводя наполнение атрибутами, предусматривая сценографию ситуаций, режиссируя процессы деятельности и оборудуя их.

Похожие диссертации на Дизайн среды открытых пространств центра исторического города