Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в. Винницкий Максим Валерьевич

Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в.
<
Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в. Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в. Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в. Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в. Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Винницкий Максим Валерьевич. Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в. : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01 / Винницкий Максим Валерьевич; [Место защиты: Государственное образовательное учреждение "Уральская государственная архитектурно-художественная академия"].- Екатеринбург, 2003.- 195 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

I глава. Исторические сведения о производстве керамических иконостасов на фабрике Товарищества М.С.Кузнецова в конце XIX - начале XX вв стр. 18.

1.1. Предпосылки промышленного производства керамических иконостасов в России в конце XIX века стр. 18.

1.2. Специфика производства керамических иконостасов Товариществом М.С.Кузнецова стр. 26.

Выводы по первой главе стр. 49.

II глава. Архитектурно-художественные характеристики керамических иконостасов Товарищества М.С.Кузнецова стр. 52.

2.1. Композиция иконостасов в интерьере православных храмов стр. 53.

2.2. Структурные элементы, составляющие композицию керамических иконостасов стр. 65.

2.3. Художественная выразительность и стилевая окраска керамических иконостасов стр. 77.

2.4. Конструктивное решение керамических иконостасов стр. 84.

Выводы по второй главе стр. 89.

III глава. Перспективы возрождения производства керамических иконостасов стр. 95.

3.1. Предпосылки воссоздания фаянсовых иконостасов в современных условиях стр. 95.

3.2. Методика проектирования, производства и сборки фаянсовых иконостасов стр. 100.

3.3. Перспективы применения фаянсовых иконостасов для вновь строящихся и восстанавливаемых храмов стр. 110.

Выводы по третьей главе стр. 115.

Общие выводы и результаты исследования стр. 119.

Заключение стр. 126.

Примечания стр. 129.

Библиографический список использованной литературы

Специфика производства керамических иконостасов Товариществом М.С.Кузнецова

Применение изделий художественной керамики, в том числе керамических иконостасов, в храмах России стало возможно благодаря широкому распространению на Руси каменного зодчества. Традиционным видом художественной керамики в строительстве России стали изразцы. Они получили распространение в ряде регионов России, как в наружной, так и во внутренней отделке храмов. Выдающиеся примеры изразцов известны в памятниках Московского и Ярославского зодчества. Многоцветные изразцы, с применением красящих непрозрачных эмалей: темно-синей, кобальтовой, бирюзово-зеленой, белой и желтой заметно оживляли архитектуру храмов. Обычными местами их расположения были карнизы, наличники окон, дверные порталы, барабаны главок; в интерьере - обрамления дверей и окон, полы. Первым применением керамических иконостасов в храмах России стали иконостасы Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря Московской области 1658-1666гг. Из десяти иконостасов собора до настоящего времени сохранилось семь. Иконостасы составлены из объемных изразцовых изделий, закрепленных в несущей основе - кирпичной стене. Полихромные изразцы для иконостасов Воскресенского собора изготавливались с применением кроющих непрозрачных эмалей разных цветов. Эта технология позволяла использовать для многоцветных керамических изделий не белые, а красножгущиеся глины.

Все иконостасы Воскресенского собора имеют единое композиционное решение в виде стены, прорезанной полукруглыми арками. Промежутки между иконами украшены рядами полукруглых колонн, а тябла решены в виде профильных карнизов (рис. 1). В композиционном решении иконостасов видно стремление зодчих придать иконостасам видимость тектоничности, то есть иконостасы осмыслены как архитектурное сооружение. В решении колонн иконостасов присутствуют все соответствующие классической колонне элементы: пьедестал, база, ствол колонны, капитель. Каждый элемент набирался из нескольких объемных изразцовых изделий. Декор элементов решен в виде растительного рельефа с применением листьев и гроздей винограда, граната, стилизованных листьев аканта. Капители колонн и завершения иконостасов акцентируются рельефными изображениями головок ангелов, львиными масками. Орнамент исполнен с незнакомым русскому искусству до этого времени реализмом, а вернее сказать, барочным натурализмом. Изразцы единого с иконостасами художественного стиля применены и в других элементах интерьеров Воскресенского собора: порталах, наличниках, а так же на фасадах.

Изразцы XVII века изготавливались группой мастеров кустарным способом. Это был трудоемкий и дорогостоящий процесс, требовавший специальных знаний и навыков. Поэтому изразцовые иконостасы Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря долгое время оставались единственными в своем роде. Гораздо более простым и дешевым было изготовление иконостасов в традиционном материале - дереве.

В целом, с точки зрения идеи применения керамики для изготовления иконостасов, а так же принципов композиционно - художественного решения иконостаса как архитектурного сооружения, изразцовые иконостасы Воскресенского собора имеют большое историческое значение и являются важным этапом формирования в российском храмостроительстве традиций устройства керамических иконостасов.

Сведения о других фактах изготовления керамических иконостасов относятся к XIX веку. В XIX веке в России быстрыми темпами развивается керамическое производство. Основывается ряд новых керамических заводов. В это время развиваются такие предприятия, как Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, фарфоровый завод Гарднера в селе Вербилки, Казенный Киево - Межигорский фаянсовый завод, фаянсовый завод Ауэрбаха. Большое внимание стало уделяться качеству продукции российских керамических предприятий. В России зарождается производство тонкого фаянса [14].

Об одном из примеров изготовления керамического иконостаса в первой половине XIX века сообщает В.Н.Оглоблин [58]:

«В 1839 г. в с. Волокитине, Глуховского уезда, Черниговской губернии, открывается завод Миклашевского, который выделывал не только столовую и чайную посуду, но также вещи довольно больших размеров, к числу которых должны быть отнесены, например, иконостас и паникадило для церкви с. Волокитина». Более подробных сведений об этом иконостасе нет, что не позволяет дать его композиционно-художественную и техническую оценку, но общий уровень керамических изделий первой половины XIX века определяется тем же автором: «все фарфоровые фабрикаты этого времени, кроме изделий Императорского завода, пользовавшегося иностранными моделями, отличались большой нечистотой массы, тусклой глазурью, перекошенностью в обжиге и безвкусием живописи».

Во второй половине XIX века фарфоровый иконостас, был установлен в Спасо-Бочаринском приходском храме на Выборгской Стороне в Санкт-Петербурге. Статья об этом опубликована в «Неделе строителя» [87], где фарфоровый иконостас оценивается с точки зрения профессиональной архитектуры .

Этот иконостас был выполнен на заводе М.С.Корнилова, существовавшего в пределах Спасо-Бочаринского прихода. Качество изделий завода, основанного в 1835 году, автор статьи оценивает очень высоко и ставит его на второе место после Императорского фарфорового завода. В 1880х годах завод М.С.Корнилова насчитывал 300 человек рабочих и служащих, 7 горнов и 15 муфелей. Объем выпускаемой продукции достигал 250 000 рублей в год.

Структурные элементы, составляющие композицию керамических иконостасов

Установка керамических иконостасов только в боковых приделах храма так же подчиняется принципу симметричного решения относительно центральной оси интерьера. В храме с.Голенково идентичные фаянсовые иконостасы симметричны относительно центрального нефа трапезной. В соборе г.Рязань фаянсовый иконостас левого придела трапезной композиционно уравновешен аналогичным по размерам и масштабу деревянным иконостасом правого придела.

Размеры и пропорции керамических иконостасов определяются параметрами внутреннего пространства храма. Иконостас может быть наложен на плоскость алтарной арки и простираться до пилонов или стен. Так решены иконостасы храмов с.Мордово, с.Голенково, г.Рязань, г.Верхотурье, с.Красногвардейское, с.Кирманы, боковые иконостасы с.Зимовеньки (рис. 66а). Иконостас может быть вписан внутрь алтарной арки. Так решены иконостасы храмов в с.Саввино, центральный иконостас с.Зимовеньки (рис. 666).

В большинстве исследуемых храмов силуэт иконостаса согласуется с алтарной аркой, в которой он установлен. Полуциркульные очертания арок повторяют своим силуэтом центральные иконостасы храмов с.Саввино, с.Мордово, с.Зимовеньки, с.Красногвардейское, боковые иконостасы с.Голенково, г.Рязань, г.Верхотурье (рис. 67а). В меньшей степени сочетаются с алтарными арками центральный иконостас г.Верхотурье и боковые иконостасы с.Саввино, с.Мордово, с.Зимовеньки (рис. 676).

Даже при близком совпадении очертаний арки и иконостаса, между ними остается свободное пространство. Контрастное противопоставление формы -иконостаса и пространства помогает зрительно выделить иконостас в интерьере, отделить его от стен и убранства храма, подчеркнуть богатство пластики и силуэта.

Контраст формы и пространства усиливается контрастом света и тени. Ярко освещенные иконостасы с.Саввино (рис. 15,17), с.Зимовеньки (центральный) (рис. 35), с.Голенково (рис. 41), г.Верхотурье (боковые) (рис. 57), с.Красногвардейское (центральный) (рис. 61), иконостас с фото из ЕИМ (рис. 62) оттенены темным пространством алтарей. Другая картина наблюдается в с.Мордово (рис. 25,27), с.Зимовеньки (боковые) (рис. 36), г.Верхотурье (центральный) (рис. 55). Там иконостасы освещены менее интенсивно, чем алтарные своды за ними. Это нивелирует пластику элементов и декора иконостасов, но создает возвышенную и облегченную воздушную среду алтарей.

Одним из средств, создающих единство иконостаса и интерьера храма, являются керамические напольные подсвечники единого с иконостасом композиционно-художественного стиля. Такие подсвечники применены в церкви с.Голенково (рис. 46).

В храмах с керамическими иконостасами к архитектурно-художественному единству интерьеров добавляется материальное соответствие камня и керамики, обладающих сходными физическими свойствами. Логичным представляется применения в керамических иконостасах икон, написанных на металле, который так же не подвержен короблению и изменению формы.

В каждом иконостасе использованы не все перечисленные приемы и средства взаимодействия иконостаса и интерьера, а ограниченный набор. Неоднозначность применения приемов обуславливает разнообразие объемно-пространственных и композиционных решений керамических иконостасов в интерьерах храмов. Наиболее распространенное объемное решение керамического иконостаса представляет вид прямой стены. Такая форма характерна для иконостасов многих православных храмов, так как она позволяет полно и канонично разместить необходимый состав икон, имеет простое конструктивное решение. Форма стены наиболее полно соответствует символической функции отделения иконостасом алтаря от остальной части храма (рис.68а).

Иные формы объемного решения керамических иконостасов вызваны особенностями планировки конкретных храмов. В ряде иконостасов крайние секции развернуты в плоскость боковых граней алтарных пилонов или примыкающих стен храма. Такое решение обеспечивало более тесную связь иконостаса с архитектурой внутреннего пространства, обогащало иконографический состав (рис. 686). Прием разворота секций применен в центральном иконостасе с.Зимовеньки. В небольшом пространстве центральной части шириной 6 метров в иконостасе помещалось лишь по две секции с иконами с каждой стороны от Царских врат. Дополнение к ним секций, развернутых в плоскости граней пилонов, расширило иконографический состав иконостаса. Крайние секции иконостаса храма с.Кирманы развернуты под углом в плоскость скошенных боковых стен. Это акцентирует завершение композиции иконостаса, способствует плавному переходу от иконостаса к архитектурно-художественному убранству стен и других элементов интерьера (рис. 63). Развернутые секции иконостаса в с.Овощи, вероятно, попадали на боковые стены. В высоком - 9.16м иконостасе, имеющем длину - 7.07м, дополнительные секции расширяли основание иконостаса, добавляя ему впечатление устойчивости (рис. 64). Вогнутая форма иконостаса с развернутыми секциями побуждает движение в его сторону, то есть символически ведет человека к Царствию небесному - алтарю.

Керамический иконостас мог иметь форму трапециевидного эркера, выступающего в среднюю часть храма. Таким приемом решались планировочные задачи увеличения площади алтаря, размещения в ограниченном пространстве необходимого состава икон иконостаса (рис. 68в). Такое решение имеет иконостас храма в с.Кирманы. Двухъярусный иконостас мог закрыть небольшую алтарную арку, в результате чего был бы потерян эффект контраста пространства и иконостаса. Благодаря выдвижению средней части иконостаса композиция алтарной стены разделена на передний план -центральная часть иконостаса и задний - восточная стена, покрытая росписями и декором. Иконостас воспринимается объемным сооружением и не сливается с восточной стеной (рис. 63).

Конструктивное решение керамических иконостасов

Рубеж XX-XXI веков стал для России временем возобновления широкомасштабного строительства, восстановления и реставрации церковных зданий. Этот процесс может стать долговременным, так как количество храмов в первую очередь регулируется духовными потребностями общества.

Увеличение числа храмов, как и в начале XX века, вызывает необходимость массового изготовления иконостасов. Высокий спрос обуславливает производство иконостасов промышленными способами, способными обеспечить достаточные объемы и короткие сроки получения продукции. Применение индустриальных методов характерно для большинства отраслей строительного производства. Это обуславливает возможность промышленного производства иконостасов.

Предпосылки такого производства в современных условиях, во многом, схожи с предпосылками, сложившимися в конце XIX века: - постоянный спрос на иконостасы; - высокий уровень развития керамического производства, способный обеспечить выработку оптимальной технологии производства керамических иконостасов; Ill - наличие профессионально подготовленных архитекторов, а так же большого творческого наследия в области церковного зодчества предыдущих эпох, позволяющего разрабатывать проекты иконостасов на основе требований православных канонов и архитектурно - художественного формообразования. Возможность реализации этих предпосылок наглядно продемонстрировал опыт воссоздания фаянсовых иконостасов в г.Верхотурье. Эксплуатационные достоинства и преимущества фаянсовых иконостасов остаются актуальными и в современных условиях: прочность, износостойкость красочных покрытий и позолоты, долговечность, легкость поддержания чистоты, возможность замены разрушенных деталей. Одним из основных требований к современным зданиям является пожаробезопасность. Для церковных зданий, где используется открытый огонь свечей, кадил, лампад это особенно актуально. В отличие от часто применяющихся деревянных, фаянсовые иконостасы полностью изготавливаются из несгораемых материалов: керамики, металла, строительного раствора.

В современном храмостроительстве фаянсовые иконостасы могут найти следующие области применения: - устройство фаянсовых иконостасов во вновь строящихся храмах. Широко применявшаяся на рубеже XIX-XX веков практика, когда один архитектор разрабатывал общее архитектурное решение храма, интерьеры, убранство, росписи, утварь позволяет достичь единство замысла архитектурного сооружения. Во вновь строящихся храмах возможна отработка приемов архитектурного формообразования в современном храмовом зодчестве, в том числе в архитектуре иконостаса. устройство фаянсовых иконостасов в восстанавливаемых и реставрируемых храмах. Внутреннее убранство таких храмов часто полностью утрачено. Фаянсовые иконостасы могут быть применены в случаях, когда сведения о подлинных иконостасах не сохранились или их воссоздание признано нецелесообразным. При этом возможность применения фаянсовых иконостасов должна рассматриваться наряду с иконостасами из других материалов. Иконостасы, разработанные на основе образцов М.С.Кузнецова, наилучшим образом соответствует храмам рубежа XIX-XX веков, имея с ними общий язык формообразования. Практика устройства новых иконостасов в древних храмах имеет прецеденты в истории. Так на рубеже XIX-XX веков вновь разработанные мраморные иконостасы были установлены в древних Кирилловской церкви в Киеве, Сионском соборе в Тифлисе. - воссоздание фаянсовых иконостасов в храмах, где они существовали ранее, но были утрачены. Этот процесс отработан в воссоздании верхотурских иконостасов. Здесь актуально использование результатов изучения истории и сохранившихся иконостасов, выводов по архитектурно-художественным и конструктивно-технологическим принципам их формирования. Воссоздание иконостасов может стать частью комплексного возрождения утраченных храмов, даже если при этом не выдерживаются исторические формы храма. Точное воссоздание фаянсового иконостаса может стать «памятником» утраченному храму.

- реставрация сохранившихся фаянсовых иконостасов. Дошедшие до нас иконостасы М.С.Кузнецова и другие керамические иконостасы имеют различную степень сохранности. В большинстве исследованных иконостасов утраты составляют незначительную часть и не нарушают общей целостности иконостасов. Значительные утраты имеют иконостасы Воскресенской церкви с. Зимовеньки Белгородской области, пострадавшие в период Второй мировой войны, и иконостасы Свято-Троицкой церкви с.Красногвардейское Ставропольского края. При реставрации целесообразно применить опыт, полученный при воссоздании верхотурских иконостасов. Важное значение имеют результаты исторических исследований, композиционно-художественный и конструктивный анализ сохранившихся аналогов.

При реставрациях, с одной стороны, возникают проблемы достижения идентичности фаянсовых деталей и художественной целостности иконостаса, а с другой - необходимости визуального отделения реставрационных включений от подлинных деталей. Опыт производства деталей верхотурских иконостасов показал, что возможно достаточно точное повторение размеров старых деталей и их декоративного рельефа. В то же время, точное повторение цветов и позолоты, применявшихся в начале XX века, практически невозможно. Цвета и позолота будут иметь нюансные отличия от старых цветов, кроме того, поверхность деталей современного производства имеет большую гладкость и блеск. Примененные в верхотурских иконостасах люстровые красители с перламутровым блеском отличают продукцию современного производства. Индивидуальный подход к каждому случаю применения фаянсового иконостаса обуславливает разнообразие возможных стилевых и декоративно-художественных решений фаянсовых иконостасов: разработка иконостасов на основе современных принципов архитектурно - художественного формообразования; - творческая стилизация иконостасов в архитектурно-художественных формах прошлых эпох; - точное повторение форм фаянсовых иконостасов Товарищества М.С.Кузнецова.

В разработке данных типов иконостасов важно решение теоретических вопросов взаимодействия старого и нового в архитектурном объекте, подлинности и достоверности архитектурных форм и объектов.

Воссозданием фаянсовых иконостасов в Крестовоздвиженском соборе г.Верхотурье положено начало возрождения утраченного национального культового промысла. В рамках полученного опыта возможна разработка нескольких архитектурно-художественных типов фаянсовых иконостасов, каждый из которых формируется из отдельного набора разновидностей деталей. Тиражирование модульных, стандартных изделий многократного применения способствует отладке технологических процессов во всех звеньях производства: проектировании, компьютерном моделировании, изготовлении мастер-моделей и керамических изделий, монтаже. При этом снижается процент бракованных изделий, конечная стоимость иконостаса и сроки его изготовления и установки.

Таким образом, производство серии фаянсовых иконостасов из одного набора разновидностей элементов представляется более предпочтительным и экономически обоснованным, чем разработка и изготовление отдельного комплекта деталей для каждого нового иконостаса. Это доказал опыт производства керамических иконостасов Товариществом М.С.Кузнецова на рубеже XIX-XX веков.

При компоновке иконостасов из одного набора деталей, тиражировании модульных стандартных изделий возникает вопрос об индивидуальности иконостасов и возможности разнообразия их композиционно-художественных решений, неповторимости облика, чем, несомненно, обладают иконостасы ручной работы. Однако, как показало изучение сохранившихся фаянсовых иконостасов, за комбинаторикой повторяемых деталей и архитектурных элементов скрываются большие возможности разнообразия композиционного строя, формы, пластики, цветового решения в пределах единого архитектурно-художественного стиля и канонических требований.

Методика проектирования, производства и сборки фаянсовых иконостасов

Полученный опыт показал какой реальный качественный и временной эффект может дать использование компьютерных технологий в области, где ранее доминировал ручной труд квалифицированных резчиков и художников. Модели деталей, изготовленные из пластика, в отличие от деревянных моделей, применявшихся на фабрике М.С.Кузнецова на рубеже XIX-XX вв., сохраняют свою форму неизменной. Их можно использовать многократно без дополнительных затрат на моделирование.

Производство фаянсовых деталей для иконостасов было размещено на заводе «Сысертский фарфор», изначально специализирующимся на выпуске фарфора. Отсутствие опыта производства крупногабаритных архитектурных деталей из фаянса, утрата технологии и секретов производства иконостасов на Конаковском фаянсовом заводе, необходимость переналадки оборудования на производство фаянса потребовали выработку оптимальной технологии опытным путем.

Производство включало следующие этапы: - изготовление гипсовых форм по пластиковым моделям; - отливка необходимого количества фаянсовых деталей; - утильный и политой обжиг деталей в печах; - декорирование деталей и закрепление красителей в печах. В производство одновременно запускалось по несколько видов деталей -по очередности их монтажа в соборе. По пластиковым моделям каповщики-моделыцики отформовывали в гипсе полую разъемную форму, состоящую из 4 - 8 составных частей и имеющую отверстие для залива массы.

В полученных формах отливалось необходимое по проекту количество деталей из фаянсовой массы с удельным весом 1,72г/см (консистенция густых сливок). Вес крупных гипсовых форм достигал сорока килограмм, в них заливалось до 4х ведер массы. Это доставляло значительные трудности при выполнении отливок. Часть мелких накладных деталей (около 10 разновидностей) была выполнена из фарфора.

После выемки изделий из форм в них прокалывались технологические монтажные отверстия, в крупногабаритных коробчатых деталях вклеивались ребра жесткости из пластов той же фаянсовой массы для предотвращения проседания лицевых поверхностей и улучшения общей механической прочности изделия. Для устранения шероховатости лицевые поверхности деталей замывались водой. Сушка отливок проходила в естественных условиях в течение 5 суток.

Для обжига деталей потребовалось перенастроить печное оборудование на температурный и временной режим обжига фаянса, имеющего по сравнению с фарфором больший период обжига и охлаждения. Высушенные изделия проходили, утильный обжиг в печи ПАС.Г-35 (печь автоматическая скоростная газовая 35м) при t0=900C. После этого производится политой обжиг (изделия покрывались белой глушеной фаянсовой глазурью). Оптимальным здесь стало использование электропечи камерного типа объемом 2м3 с t =1200 С. В печь в среднем входило 40 деталей, режим обжига составлял 3-4 суток.

Необходимость производства большого количества деталей в короткие сроки потребовала применение на политом обжиге печи ПАС. Это самый трудный этап производства. В печи, предназначенной для обжига фарфора, не хватало зоны охлаждения, поэтому многие детали, входящие из печи горячими (при t=100 С) лопались в холодной воздушной среде. Детали, приходилось дополнительно утеплять для постепенного остывания. Этот этап дал наибольшее количество бракованных деталей. Для некоторых видов деталей из 10 изделий после обжига 9 уходили в брак. Отладка технологии опытным путем, применение дополнительных приспособлений позволили значительно снизить процент брака.

Декорирование деталей иконостасов осуществлялось импортными красителями и препаратом жидкого золота. Особые требования при выборе красителей обусловлены более пористой по сравнению с фарфором поверхностью фаянсового изделия, на которой не все красители дают высокое качество гладкости и однородности слоя.

Каждый нагрев фаянсового изделия снижает его механическую прочность. Поэтому была поставлена задача минимизации числа обжигов закрепления красок. Цветовое решение предусматривало до шести различных красителей на каждой детали. Только применение новых современных материалов и техник декорирования позволило наносить одновременно несколько красителей. Это достигалось применением специальных защитных лаков, наносимых на изделие и выделявших нужные участки в виде своеобразного трафарета. После этого выделенные участки декорировались методом аэрографии. Хотя этот прием увеличивал трудоемкость процесса, он позволил сократить число декорированных обжигов до двух. Выполнение обжигов закрепления красок производилось на том же оборудовании.

Таким образом, на фарфоровом заводе изготовлены 3660 фаянсовых деталей иконостасов в достаточно короткие сроки, увязанные с последовательностью и сроками монтажа иконостасов в соборе (рис. 116). Производственный цикл одной детали составлял 22 дня. Максимальная производительность доходила до 1186 деталей в месяц.

Похожие диссертации на Керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX - начала ХХ в.