Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексное изучение архитектурного образа исторического города : На примере Рязани Крылов Максим Юрьевич

Комплексное изучение архитектурного образа исторического города : На примере Рязани

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Крылов Максим Юрьевич. Комплексное изучение архитектурного образа исторического города : На примере Рязани : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01.- Екатеринбург, 2003.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-18/24-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Объективно-теоретический уровень интерпретации образной структуры Рязани 14

1.1. Исторические этапы развития градостроительной структуры города Рязани 14

1.2. Развитие элементов образной структуры города Рязани с XI века по XXI век 75

1.3. Потенциал образной структуры города Рязани 85

Глава II. Субъективно-потребительский уровень интерпретации образной структуры Рязани 93

2.1. Особенности изучения образной структуры города Рязани с позиции потребителя архитектуры 93

2.2. Характеристика восприятия образной структуры Рязани различными группами потребителей 97

2.3. Систематизация типов восприятия потребителем образной структуры города Рязани 104

Глава III. Комплексный подход как методический инструмент изучения архитектурного образа исторического города 118

3.1. Сопоставление результатов интерпретации образной структуры города Рязани 119

3.2. Определение образного потенциала отдельных узлов города Рязани 128

3.3. Методика комплексного изучения архитектурного образа исторического города 189

Заключение 197

Список литературы 206

Приложение

Развитие элементов образной структуры города Рязани с XI века по XXI век

Проведённое исследование эволюции градостроительной структуры Рязани позволило выявить доминирующую функцию города на каждом этапе. Изменение функции города приводит к изменению и его образных характеристик, или его образной структуры. Образная структура - это расчленённая на элементы образа города градостроительная структура. Образной структуре на каждом этапе можно дать символическое название, а именно: первый этап, XI-XII века - «дворец»; второй этап, XII-XVII века - «столица»; третий этап, XVII-XVIII века - «торговый город»; четвертый этап, XVIII-XX века - «губернский город»; пятый этап, XX-XXI века - «провинциальный город». На каждом из этих этапов образная структура города Рязани получает новое звучание и имеет ряд существенных различий.

Для выявления характерных особенностей образной структуры города Рязани на разных этапах его развития была использована методика и терминология Кевина Линча, который предложил образ города разделить на пять составляющих (элементов): путь, район, грант а, узел, ориентир [124]. Линч разработал свою методику для выявления образа города, сформировавшегося у жителей, в данном же исследовании с помощью этой методики были проанализированы генеральные планы Рязани, на которые были нанесены элементы образной структуры. Всего было исследовано пять характерных генеральных планов Рязани (рис. 1): 1. предположительный генеральный план Переяславля-Рязанского периода Х1-ХП веков, самое начало развития города, его зарождение (рис. 2); 2. предположительный генеральный план Переяславля-Рязанского периода XII-XII веков, когда крепость обрастает посадами (рис. 3); 3. генеральный план Переяславля-Рязанского XVII века, город утрачивает свои оборонительные функции (рис. 27); 4. генеральный план 1899 года, отражающий перепланировку конца XVIII века (рис. 43); 5. генеральный план современного города конца XX века (рис. 74). В результате было получено пять графических схем, отражающих развитие образной структуры города Рязани (рис. 87). В схемах подразумевается, что: пути - это улицы и автомагистрали города (толщина линий отражает значимость этих коммуникаций); районы - планировочные и пространственные образования города (посады, слободы, центр, современные жилые районы); границы - это берега водоёмов и рек, железнодорожные выемки и т.п.; узлы -это площади, в современном городе - его исторический центр; ориентиры - это значимые исторические и современные объекты. На первом этапе, «дворец» (рис. 88), образуется район - крепость с узлом - княжеским двором. Крепость располагается на возвышенной части ландшафта.

Границами кремля служат как крепостные стены, так и природные ограничители, учитываемые при заложении города - река Трубеж (с севера) и её приток Лыбедь (огибает крепость с востока и юга). С запада по оборонительным соображениям устраивают ров с водой, что тоже является границей. На втором этапе, «столица» (рис. 89), образуются новые районы -остроги, посады, слободы. Если анализировать предположительный генплан города периода XII -XIII веков, то можно выявить следующее. К западу от первоначальной крепости через ров располагается район -Верхний посад. Далее идут районы: Владычная (Борисо-Глебская) слобода и Чёрный посад. Сквозь все эти три района до ршш/ш-крепости проходит путь -Московская улица, направленная на узел - площадь перед ориентиром дистанционного типа - церковью Ильи Пророка. Город в этот период компактен, состоит из трёх частей, каждая из которых имеет границу - крепостные стены. Два района - Владычная (Борисо-Глебская) слобода и Чёрный посад объединены общей крепостной стеной.

Потенциал образной структуры города Рязани

Иначе понятие образного потенциала можно определить как «потенциал образной структуры города», выявление которого необходимо для определения качества архитектурного образа города на современном этапе, что в свою очередь позволяет повысить образные характеристики городской среды.

Определение понятия «образный потенциал» можно рассмотреть как единство смысла двух понятий входящих в него понятий - «образ» и «потенциал».

В толковом словаре русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие «потенциал» определяется как степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь [125]. Понятие «образ» в специальной литературе имеет несколько трактовок.

К.Линч считает, что для «работающего» образа необходима, во-первых, опознаваемость объекта, предполагающая различение его среди других. Во-вторых, образ должен включать в себя пространственную или формальную соотнесённость объекта с наблюдателем и другими объектами. В-третьих, объект должен иметь какое-то практическое или эмоциональное значение для наблюдателя. Значение - тоже связь, но совсем иной природы, чем пространственная или формальная [124].

В.И. Иовлев понимает образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую сам объект, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [122].

Имеются и другие формулировки понятия образа, архитектурного образа, художественного образа [119-121, 127,128]

Объединяя два этих понятия в одном понятие «образный потенциал» можно определить следующим образом.

Образный потенциал - это такое соотношение элементов образной структуры, при котором в наивысшей степени проявляются образные характеристики определённого места в городской среде, а в конечном счёте и города в целом.

Итак, используя сформулированное понятие исследуем основные тенденции развития градостроительной и образной структуры Рязани для определения периода, в котором был наивысший потенциал образной структуры города в сравнении с современным состоянием. Сопоставление градостроительной и образной структур города Рязани позволило выявить этапы качественного изменения архитектурного образа города.

На первом этапе город только зародился и занимал территорию современного Кремля (название этапа - «город-крепость»).

На втором этапе город растёт, его территория увеличивается за счёт прилегающих к крепости посадов, слобод, острогов (название этапа - «город, окружённый посадами, столица Рязанского княжества»).

На третьем этапе к концу XVIII века Рязань достигает «расцвета» в качестве древнерусского города с характерной для городов того периода живописной планировкой. Первые два этапа можно считать подготовкой ключевого третьего этапа для градостроительной и образной структур того города, в который превратилась Рязань в XVII веке. На третьем этапе она имеет действительно неповторимый образ, пусть типичный для подобных среднерусских городов того времени, но планировка её органично сформировалась с полным учётом территориально-географических особенностей ландшафта. Градостроительный приём в данном случае можно с полной уверенностью назвать ландшафтной архитектурой, органично вошедшей в природную ситуацию и ни сколько её не нарушающую.

Перепланировка же города на четвёртом этапе в конце XVIII века была программной, она осуществлялась по всей России посредством указа Екатерины II. Все города, подобные Рязани, превратились действительно в провинциальные безликие образования с почти одинаковой градостроительной структурой, так как перепланировка делалась под один шаблон с минимальной привязкой к действительной ситуации. Надо отдать дань современникам-градостроителям за то, что почти все важные объекты, в том числе и ориентиры, как они называются в нашем образном анализе генеральных планов, были оставлены на своих местах и вписаны в новую планировку Рязани. Однако нельзя оставить прежний статус объекта, поменяв всю градостроительную структуру, а значит и полностью поменяв окружение. Остаются только ценностные характеристики каждого объекта в отдельности как исторически важного здания. Взаимосвязь его с окружением и влияние объекта на окружение трудно предугадать, если здание подготавливалось, проектировалось, формировалось и строилось совершенно в иных условиях.

Можно сказать больше. Произошла не просто перепланировка города, но и изменился сам архитектурный образ города. Иными словами, прежний образ города стёрли, взамен его сделали другой. Из живописной планировки сделали строго ортогональную с небольшими поворотами на краях города.

Таким образом, четвёртый этап является переломным, и отнюдь не положительным для градостроительной и образной структур Рязани.

Если первый и второй этапы - подготовительные, третий - период расцвета древнерусской культуры, а четвертый - переломный, то пятый - этап бурного роста и возврата к старому одновременно.

Характеристика восприятия образной структуры Рязани различными группами потребителей

Характеристики восприятия образной структуры Рязани отражены в анкетах, которые заполнили опрошенные и в графиках (см. приложение 2, 3). Ниже приведены наиболее общие результаты по каждой из трёх групп опрашиваемых. Опрос жителей-непрофессионалов Большинство опрашиваемых описали Рязань как «старинный русский город с богатой историей». На втором месте стоит ответ «родина». Опрашиваемые называют Рязань провинциальным городом (третье место по соотношению голосов). Меньшее количество людей дают определение Рязани как «промышленному городу», для других Рязань связана с именами известных людей (Есенина, Павлова, Циолковского и т.д.), с Кремлём. В основном жители-непрофессионалы обращают внимание на озеленение города. Парки и скверы хоть и являются частью озеленения, в анкете эти понятия разделены, и на парки/скверы приходится меньшая доля ответов. Важными для жителей-непрофессоналов являются транспортные магистрали/улицы. Почти половина голосов отдана пл. Ленина как центральной. Промежуток между пл. Ленина и пл. Театральной (улицы Соборная и Ленина) жители тоже считают центром, но гораздо в меньшей степени. Пл. Мичурина была включена в вопрос намеренно, a priori было ясно, что эту площадь никто не отметит. Бывшая Введенская с одноимённой церковью посередине, площадь была запланирована как ответная Вознесенской симметрично относительно Астраханской улице (будущей Ленина).

Ни в самом начале перестройки города конца XVIII века, ни с течением времени по сегодняшний день пл. Мичурина не является центральной. В анкету она была включена с целью проверки адекватности восприятия и понимания центральности площадей как у опрашиваемых жителей-непрофессионалов, так и приезжих-непрофессионалов и жителей-архитекторов. Нарисованные схемы опрашиваемых были отобраны по группам в зависимости от главного в отображаемом (см. Приложение 3, стр. 278-284). Образовались следующие группы, в порядке убывания количества: 1 - схемы, на которых жители пытались нарисовать весь центр города, без каких-либо акцентов. Роль границы ареала играют следующие элементы: пл. Театральная, ул. Есенина, пл. Мичурина, ул. Маяковского, вокзал «Рязань-2», торговый центр «Полсинаут», вокзал «Рязань-1», ул. Каляева, театр на Соборной, Кремль, пл. Соборная, цирк, пл. Свободы, Филармония, Городской парк, ул. Ленина; 2 - довольно чёткие схемы в виде буквы «Г». Если их описывать в сравнении этой буквы, то в основании располагается пл. Ленина с небольшим продлением вниз Первомайского проспекта, вертикаль представляет Соборная ул., в углу находится Соборная пл., чуть выше - Кремль, горизонталь - это ул. Ленина с завершением в виде Театральной площади; 3 - схемы, подобные схемам 2-ой группы, но с изломом в точке, где располагается пл. Ленина. Такие схемы ближе соответствует реальной ситуации; 4 - схемы, где чётко выделен проспект Первомайский как главная ось города, к которой лишь примыкают элементы, являясь второстепенными в данной ситуации; 5 - схемы, в которые попадала в основном только пл. Ленина с небольшим захватом окружения; 6 - отрезок - улица от пл. Ленина до пл. Соборной; 7 - пл. Театральная. 8 графиках разделена типология и конкретные элементы. Больше всего ответов приходится на комплекс Кремля, затем жители-непрофессионалы выделяют парки, театры, памятники, общественные комплексы и т.д. Из памятников на первом месте стоит памятник Есенину около Кремля, на втором - Ленина на одноимённой площади. Жителям-непрофессионалам нравится Городской парк по обеим сторонам ул. Ленина в районе филармонии после ул. Свободы. Затем отмечается ЦПКиО. Из скверов большинство ответов приходится на сквер около Кремля с памятником Есенину. Далее отмечается Лыбедский бульвар, проходящий по дну бывшей на этом месте реки Лыбедь. Бульвар тянется от цирка, прерывается ул. Ленина, проходит под ул. Горького и кончается ул. Маяковского. Также жители-непрофессионалы выделяют небольшой сквер по обеим сторонам пл. Ленина вдоль бывших торговых рядов (филармонии). Половина ответов приходится на Драматический театр. Учитывая то, что в Рязани всего три театра и они действующие и не плохи внешне, то люди называют остальные два тоже - на пл. Соборной (ТЮЗ) и кукольный, но в меньшей степени. Больше половины ответов приходится на Художественный музей, меньше отмечают краеведческий, который находится в Кремле. Почти все отмечают дом-музей Павлова, но он единственный, не считая мало известный дом-музей Салтыкову-Щедрину. Из кинотеатров жителям-непрофессионалам больше всего нравится «Ока», в меньшей степени «Дружба».

Определение образного потенциала отдельных узлов города Рязани

Различие в образных представлениях потребителей архитектуры и архитекторов, которые проектируют город, понятна. Архитектор представляет весь город целиком, а потребитель только ту часть города которая им освоена. Поэтому сопоставление исследований, полученных на разных уровнях интерпретации образной структуры, показывает, что некоторые районы города не оставляют отпечаток в сознании потребителя. Изменить это положение позволяет изучение районов города и их узлов с позиций опять же понятия образного потенциала, только теперь объектом исследования является не город в целом а отдельный элемент образной структуры. Образный потенциал исторического города неравномерен, разные места городской среды могут различаться по степени мощности воздействия на человека, смысловой нагрузки, культурной и архитектурной ценностей. Образ отдельного места (района, узла) города формируется из определенного художественного материала. «Преломляясь в процессе художественного обобщения, в структуре образа, в развитии художественного содержания, многообразной жизненный материал начинает выступать как некоторый художественный материал формообразования» [127]. Г.Ю.Сомов выделяет следующие группы художественного материала для формирований образа: 1. Духовное содержание жизненных процессов, организуемой архитектурной среды и особенностей ее восприятия человеком. 2. Образно-символические особенности места (регион, поселение, город, природное и архитектурное окружение). 3. Исторические события и герои. 4. Образы архитектуры и культуры прошлого, настоящего, будущего, данного типа среды, другого типа и т.д. 5.

Особенности формирующейся материальной морфологии архитектурного объекта - функционально-пространственных структур, конструктивно технологических систем, работы материалов и т.д. 6. Перцептивный материал (особенности перцептивного пространства, объемно-пространственных отношений объекта, формирующихся видовых картин, силуэтов поверхностей, их текстуальных, цвето-фактурных и других визуальных признаков).» [127]. В данном исследовании мы применяем эту классификацию основных групп художественного материала для определения образного потенциала отдельных мест города. Причем более высокая степень образного потенциала зафиксирована в том или ином районе (узле) города, где перечисленные группы художественного материала максимально в них присутствуют. Низкий потенциал определяется в том случае если несколько групп художественного материала отсутствуют при анализе узла.

Потенциал района определяется уровнем потенциала отдельный узлов. Для определения образного потенциала Рязани, город был поделен на территориальные районы. В каждом районе были выделили узлы для определения их образного потенциала. Затем эти узлы районов были проанализированы согласно шести группам художественного материала. Для более наглядного представления потенциала образной структуры Рязани была сделана аксонометрическая схема, показывающая состояние образного потенциала каждого участка города в относительном сравнении (рис. 172). Мерой исчисления потенциальности каждого из участков послужила следующая система. Наличие или отсутствие каждой из шести групп художественного материала в образе конкретного узла и их качество было условно оценено по десятибальной шкале от одного до десяти баллов. Затем баллы суммировались. Таким образом, удалось разделить участки, характеризуемые степенью потенциальности, которые имели большой диапазон от одного до шестидесяти баллов. Это позволило провести наиболее тщательный и подробный анализ со сглаженной кривой, характеризующей образный потенциал каждого участка в отдельности и сложить это затем в общую схему без ущерба представительности самой схемы в целом. Теперь приведём анализ потенциала отдельных узлов образной структуры города. Как уже отмечалось город был разделен на районы. Принцип разделения - совместить географическую, планировочную, функциональную и административную принадлежности. Были исследованы следующие районы города: 1. центр, 2. Железнодорожный район, 3. Приокский поселок и Канищево, 4. Мервино, 5. поселок Южный, 6. Октябрьский район, 7. Дашково-Песочня. Для исследования в каждом районе были выбраны следующие узлы. 1. В центральном районе: Первый узел - Кремль, Второй узел - Соборная площадь, Третий узел - площадь Ленина, Четвертый узел - Театральная площадь, Пятый узел - площадь Свободы, Шестой узел - площадь Мичурина. 2. В Железнодорожном районе: Первый узел - площадь Победы, Второй узел - пересечение улиц Высоковольтной, Островского, Строителей и 9-ой Линии, Третий узел - район памятника Полетаеву. 3. В районе Приокского поселка и Канищево: Первый узел - территория сквера у памятника Братству по Оружию, Второй узел - район Приокского парка, Третий узел - территория 3-го микрорайона, Четвертый узел - территория 2-го микрорайона.

Похожие диссертации на Комплексное изучение архитектурного образа исторического города : На примере Рязани