Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика визуального образа города Степанова Светлана Анатольевна

Динамика визуального образа города
<
Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города Динамика визуального образа города
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанова Светлана Анатольевна. Динамика визуального образа города : 18.00.01 Степанова, Светлана Анатольевна Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска) : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 Москва, 2006 122 с. РГБ ОД, 61:06-18/35

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ 11

1.1. Понятие городской среды и составляющих ее элементов.

1.2. Визуальный образ городской среды

1.3. Анализ существующих исследований по восприятию городской среды.

ВЫВОДЫ 51

ГЛАВА II. ГОРОДСКАЯ СРЕДА В ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ 53

2.1. Специфика визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время

2.2. Социологическое исследование восприятия городской среды в дневное и вечернее время (на примере Хабаровска)

ВЫВОДЫ 75

ГЛАВА III. КОРРЕКТИРОВКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА 76

3.1. Теоретическая основа методики корректировки городской среды.

3.2. Методика корректировки - содержание и последовательность проектных действий.

3.3. Методика как часть системы архитектурного проектирования.

ВЫВОДЫ 102

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106

ПРИЛОЖЕНИЯ 118

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности, на которые активно влияет окружающая среда. В этой связи профессионалы постоянно занимаются поиском решений, обеспечивающих формирование определенного образа среды. При этом визуальный образ среды мыслится как категория, достижение которой является сверхзадачей творчества архитектора-дизайнера.

Объективный анализ российских городов показывает, что в связи с изменениями социально-экономических условий их среда приобретает хаотичный характер, большей частью за счет торговых павильонов, рекламных установок, бессистемного вечернего освещения. Хаотичность городской среды — один из полюсов ее состояния, другой полюс — монотонность как результат механистичного господства типовой архитектуры. Оба этих состояния, как правило, вызывают отрицательную эмоциональную реакцию. Очевидно несовершенство связи потребностей образа жизни горожан с организацией предметно-пространственной среды их обитания.

В настоящей работе мы используем введенные А.Э. Гутновым понятия

«каркас», «ткань» и «плазма» города. В реальности каркас и ткань

формируются преимущественно архитектурой, а плазма — средствами

средового дизайна. Освоение городских пространств и формирование плазмы

города большей частью происходит без какого-либо проектного решения, что

затрудняет процесс ориентации в городе, размывает положительный образ отдельных исторических фрагментов и приводит к негативному впечатлению от города в целом.

Существующая практика архитектурно-дизайнерского проектирования, как правило, не учитывает реальных потребностей жителей, имеющихся возможностей преобразования, развития и совершенствования городской среды. При этом разрозненность работы утверждающих инстанций не позволяет организовать полноценную систему ее мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования. Кроме того, слабые методическая и информационная базы усугубляют остроту данного вопроса.

В силу сложившейся в стране практики, архитектурное проектирование и средовая организация городов представляют собой разрозненные процессы. Если первое действие завоевало права гражданства, то средовое архитектурно-дизайнерское проектирование, которое завершает процесс архитектурного проектирования, находится в стадии становления, не обладает собственной методикой и, главное, не является обязательным.

Особую актуальность приобретает введение архитектурно-дизайнерской проектной составляющей в общую систему архитектурного проектирования с целью формирования целостной, эстетически совершенной, информативной, художественно-осмысленной среды городов в дневное и вечернее время. Решить проблему управления формированием визуального образа городской среды позволит создание научной базы и

методики корректировки фрагментов городской среды средствами дизайна, а также внедрение этого знания в учебный процесс и проектную практику.

Степень изученности проблемы. Теоретическая основа исследования включила положения работ следующих авторов:

по эстетике и проблемам восприятия: Н.А. Бердяев, Л. Выготский, Д. Гибсон, Г.Ф. Гегель, В.А. Кант, З.Н. Яргина;

по восприятию городской среды: Р. Арнхейм, А.В. Баранский, Е.Л. Беляева; В.Л. Глазычев, Р.Л. Грегори, К. Дэй, Г.Б. Забельшанский, И.Г. Лежава, В.М. Розин, В.А. Филин, В.Т. Шимко;

— по истории архитектуры, реконструкции и ландшафтной организации: А.В. Бунин, 3. Гидион, А.Э. Гутнов, А.В.Иконников, Н.П. Крадин, В.И. Лучкова, М. Нащекина, А.Г. Раппапорт;

по колористике, пластике: И.В. Гете, А.В. Ефимов, И. Иттен, В. Кандинский, Д.Л. Мелодинский, А.В. Степанов;

по освещению вечернего города: Н. М. Гусев, В.Г. Макаревич, В.Келер, В.Лукхардт, Р. Нарбони, Н. И. Щепетков и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ Н.М. Гусева, Н.И. Щепеткова и некоторых других, посвящена проблематике городской среды, существующей в дневное время. В настоящей работе автор предпринял попытку исследовать формирование динамического визуального (дневного и вечернего) образа городской среды.

Цель исследования заключается в выработке методики корректировки

существующей городской среды с помощью средств средового дизайна,

которая позволит совершенствовать ее визуальный образ в дневное и
вечернее время.
3 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

  1. Обосновать понятие визуального образа города.

  2. Проанализировать работы отечественных и зарубежных ученых по визуальному восприятию городской среды.

  3. Выявить особенности визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время.

4. Обосновать выбор фрагментов городской среды г. Хабаровска и
провести на их базе социологическое исследование визуального восприятия
городской среды в дневное и вечернее время для последующей проектной
корректировки.

5. Предложить методику корректировки фрагментов городской среды в
дневное и вечернее время средствами средового дизайна на примере данных
фрагментов.

6. Связать методику корректировки с существующими стадиями
архитектурного проектирования.

Объектом исследования являются три характерных фрагмента городской среды центра г. Хабаровска, различающиеся по своим функциям и структурному построению.

Предметом исследования является процесс формирования

визуального образа города в дневное и вечернее время, обладающего

наибольшей информативностью, вызывающего устойчивые положительные эмоции и эстетические переживания. Границы исследования:

— теоретические границы определяются возможностями
совершенствования визуального образа фрагментов городской среды
средствами средового дизайна;

— территориальные — фрагментами среды в центральной части города
Хабаровска, имеющими свои культурные, типологические и
светопространственные характеристики;

— временные границы — весеннее-летний период.
Методы исследования:

теоретический (изучение и систематизация философской, психофизиологической, архитектурной и научно-методической литературы по данной проблеме);

эмпирический (опросы, беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование, натурные обследования);

графический (анализ и схемы);

проектно-поисковый.

Основные научные результаты работы таковы:

раскрыта сущность понятий визуального образа и восприятия

городской среды, классифицированы основные философские,

психофизиологические, эстетические и художественные аспекты;

выявлены особенности изменения визуальных качеств городской

среды в дневное и вечернее время;

доказана необходимость корректировки и определены средства и приемы использования группы архитектурно-дизайнерских средств для преобразования визуальных качеств городской среды;

создана методика корректировки среды исследуемого фрагмента города на примере города Хабаровска.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— дано определение понятию визуального образа городской среды;

определены особенности визуального восприятия городской среды путём выделения трёх аспектов: психофизиологического, эстетического и художественно-образного, которые в процессе суммарного восприятия обеспечивают создание ее целостного визуального образа в дневное и вечернее время;

предложен и апробирован способ анализа среды фрагмента города при помощи социологического исследования;

предложена методика корректировки среды исследуемого фрагмента города средствами средового дизайна, позволяющая изменить существующую среду с целью создания ее положительного визуального образа, синтезирующего дневную и вечернюю составляющие;

обозначено место данной методики в системе архитектурного проектирования.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученной методики в проектной практике и в учебном процессе вузов архитектурно-дизайнерских специальностей.

Основные этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа с 2002 г. по 2006 год.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, вырабатывалось представление об объекте и предмете исследования, определивших научную проблематику работы, анализировались научные и методические идеи исследования, осуществлялись публикации, выдвигалась гипотеза диссертационного исследования.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) формировались концептуальные идеи, отрабатывалась рабочая гипотеза, апробировались базовые положения по проверке достоверности выдвинутых теоретических подходов, осуществлялась статистическая обработка результатов исследования.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) проводилась апробация, осуществлялась оценка результативности, формулировались основные выводы, рекомендации, оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение состоялись в форме докладов и выступлений автора на ряде научных конференциях МАрхИ (г. Москва, 2003 — 2006 гг.), на международных научно-практических конференциях: «Высшая школа в

период модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2005 г.), «Новые идеи нового века» (г. Хабаровск, 2005, 2006 гг.), «Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии» (г. Пенза, 2006 г.). Научные результаты и выводы диссертации использованы в материалах лекций курса «Дизайн среды», читаемых студентам пятого курса на кафедре «Дизайн и прикладное искусство» в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.

По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ общим объемом 1,92 пл.

Структура диссертации построена в соответствии с методикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Понятие городской среды и составляющих ее элементов.

Город можно воспринимать при любом освещении и при любой погоде. Подобно произведению архитектуры, город представляет собой конструкцию в пространстве, но конструкцию гигантского масштаба, нечто такое, что можно воспринять только за продолжительное время, состоящее из системы открытых пространств.

Среда открытых пространств обычно отличается от среды интерьеров особыми способами организации функции и облика: большие размеры — не меньше чем на порядок — обусловливают специфические условия восприятия (размытость дальних планов, «условность ограждений», «кулисное» построение глубинной композиции), новое ощущение масштаба пространства; ландшафтные компоненты: зелень, небосклон, играющие весьма активную роль в формировании облика. Функция в открытом пространстве становится комплексной (главная улица как коммуникационный канал, общественно-торговый центр и символ города одновременно) (Р. Арнхейм, И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащекина, В.В. Владимиров, О.В. Чернышев и др.).

Среда города определяет его своеобразие и складывается обычно как калейдоскопическая, непрерывно меняющаяся картина, вобравшая в себя архитектурные и природные приметы города, стиль и темп его жизни, меру и завершенность убранства, благоустроенность его улиц и площадей.

Среда -— ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими произведениями (картинами, постройками, приборами), решали преимущественно специальные, знакомые и интересные лично им задачи мироустройства, а общая конструкция создаваемой их руками «второй природы» — сферы обитания человечества — складывалась стихийно [20, 22, 34, 55, 76, 77, 78, 79, 105]. В наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую задачу по проектированию среды обитания в целом, при этом гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эмоционально художественные.

Понимание понятия «среда» в словаре архитектурных терминов Э. С. Юсупова, А. А. Барабанова обозначено следующим образом:

система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;

совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство. Таким образом, среда города представляет собой чрезвычайно сложное образование с многослойной структурой. Длительная история развития городского образа жизни оставила зримые следы в урбанизированном пространстве. Образы архитектуры и городского дизайна отражают в себе те формы поведения, которые на протяжении длительного времени структурировали вокруг себя пространство.

Городская среда, в которой мы сейчас живем, предпосылки ее облика сформировались в середине прошлого века. В городской среде различают три «носителя» масштабности, образующих «масштабную шкалу» и маркирующих образ города. Первый — пути, линейные пространства, когда-то рассчитанные на прохожих и редкие экипажи (ныне вынужденно огромные, поскольку их модуль — движущийся автомобиль), очень стабильные, консервативные [33, 40, 93, 135, 136, 175]. По выражению А. Э. Гутнова, это «каркас» городской среды. Второй — застройка (предельно разнообразная структура), в целом ячеистая (сотовая), поскольку обеспечивает пространством и набором орудий интересы отдельных групп населения. Ее А. Э. Гутнов называл тканью. Третий носитель — элементы оборудования и наполнения городских пространств, самая подвижная часть комплекса городских слагаемых. По мнению А. Э. Гутнова, это «плазма», без которой нормальная жизнь города вообще невозможна, а сегодня, с учетом тенденций роста дизайнерской составляющей городского образа жизни, тем более. Городская среда постоянно обновляется не столько за счет строительства новых зданий и сооружений, сколько за счет средового дизайна. Оборудование и предметный комплекс среды практически полностью меняются каждые 20 —-30 лет: появляются новые бытовые процессы, новые приемы ландшафтной организации и «малые» формы, подземные и наземные переходы и т.д. Такой «дизайнерский» набор современных визуальных компонентов среды становится все мощнее, что делает облик оборудования даже в исторических районах сопоставимым по степени воздействия с традиционными формами архитектурных и монументально-декоративных решений [16, 25, 41, 91, 96, 97, 98, 101, 104, 124]. Например, реклама на городских улицах фактически ликвидировала главенство архитектуры фасадов, а приемы искусственного вечернего освещения изменили условия восприятия городских ансамблей: подсветка снизу противоречит привычным законам дневного освещения архитектурных масс, лишает достоверности их формы, фиксирующих в художественных образах законы гравитации, и превращает памятники архитектуры в светящиеся невесомые скульптуры.

Специфика визуального восприятия городской среды в дневное и вечернее время

Городская среда воспринимаемая днем, это единство архитектурных свойств фрагментов города с их характерным предметным наполнением и эмоционалъной окраской, о чем было подробно рассказано в первой главе. Вечером городская среда воспринимается преимущественно как световая.

Среда города — воспринимаемая вечером, это объединение множеств светопространств, образуемых светящими элементами и отражающими поверхностями освещенных ими объектов и земли, которое человек создает в соответствии со своими потребностями и возможностями [155,156,157].

Необходимость освещения городских пространств и объектов в темное время суток, все более удовлетворяемая постоянно увеличивающимися электроэнергетическим и светотехническим производствами, вызвана прежде всего функциональными потребностями. Из всех физических и экологических параметров городской среды совершенно изменяется при переходе от дня к ночи лишь один — световой, то есть тот, который воспринимается глазом.

В масштабе города, ансамбля это изменение нельзя считать даже негативом дневного образа (что можно допустить по отношению к фасадам некоторых зданий): окружающая среда зрительно почти исчезает или, при наличии фонарей на улице и света в окнах зданий, преображается до неузнаваемости. В темноте и при плохом освещении чрезвычайно затрудняется ориентация человека в городском пространстве. Из-за главенствующей роли зрения во взаимоотношениях человека с окружением первой потребностью в ночное время является создание необходимых условий освещения.

Жизнь современного города невозможна без искусственного освещения. Свободное время большинства жителей, их передвижение, общение и отдых приходятся на вечер, а для ряда профессий и рабочее время в городских пространствах совпадает с темным временем суток, которое тем продолжительнее в осенне-зимний период, чем дальше от экватора расположен город.

Существующее сегодня в любом городе мира электрическое освещение является обязательным элементом его инженерно-технических инфраструктур. Оно сложилось в большинстве случаев спонтанно, в процессе эволюции городского коммуникационного хозяйства и деятельности энергетических служб. В теории и практике градостроительства наружное освещение во всех его видах входит в раздел инженерного оборудования городских территорий. Это обстоятельство играет решающую роль в явной недооценке эстетики наружного освещения, его богатейших возможностей и созидательного потенциала в художественной интерпретации и гуманизации архитектурной среды, традиционно проектируемой и рассчитываемой на условия ее зрительного восприятия и оценки лишь в дневное время. Вместе с тем эффектные реализации электрического освещения достопримечательных объектов во многих городах мира, на международных выставках и в природном ландшафте всегда привлекали интерес широкой общественности к новым возможностям совершенствования и новым, формируемым освещением стандартам окружающей среды. Эти возможности, стандарты и ожидания неуклонно возрастают в связи с прогрессом в области светотехники и повышением жизненного уровня.

Искусственное освещение, осуществленное с учетом ассоциаций с естественным, может отличать северные города от южных — ведь контрасты, цветность и кинетика дневного света, колорит пейзажа и архитектуры в этих регионах различны. Горы, холмы и акватории могут использоваться как выразительный ландшафтный лейтмотив или объединяющий фон в формировании световых ансамблей и светопанорам. Возраст города в целом или контраст его исторического центра и современных окраин, насыщенность его достопримечательными объектами или его функциональная «специализация» (столица, порт, курорт, город науки) в той или иной мере могут образно отражаться выбором соответствующих светокомпозиционных приемов и светотехнических средств, то есть получить свое характерное зрительное «звучание».

Таким образом, для профессии архитектора и дизайнера созрела объективная и настоятельная потребность овладения искусством освещения не как второстепенной, инженерной задачей, а как одной из многоплановых и перспективных «зодческих» проблем, которая должна решаться в процессе проектирования города, его фрагментов и большинства объектов в нем. В комплексе с традиционными задачами создания градостроительной, архитектурной и малой (дизайнерской) форм обогащается философия и расширяется область профессиональной деятельности. Архитектура должна создаваться не только для жизни в ней и восприятия ее днем (это одно визуальное состояние, одна «ипостась» окружающего мира), но и ночью, и выглядеть при этом не простым повторением дневной (что в экстерьере и невозможно), а иметь свои характерные образно-эмоциональные качества. Это следует считать второй световой «ипостасью», вторым зрительным состоянием и архитектурным образом городской (равно как и интерьерной) среды.

Теоретическая основа методики корректировки городской среды.

Примитивный человек был вынужден совершенствовать образ окружения, адаптируя восприятие к данному ландшафту. Он мог вносить лишь малые изменения в свое окружение, насыпая кучи камней, зажигая сигнальные костры или нанося зарубки на деревья, однако существенные модификации с целью достижения зримой ясности и визуального взаимодействия были осуществимы только в масштабе жилища или священного участка. Только мощные цивилизации способны существенным образом влиять на все окружение. Сознательная же перестройка материального окружения в крупных масштабах оказалась возможной совсем недавно, поэтому проблема вообразимости окружения достаточно нова. Теперь мы в состоянии формировать совершенно новые ландшафты в короткие отрезки времени. Проектировщики уже столкнулись с вопросом, как сформировать всю «сцену», чтобы зритель сумел опознать ее элементы и структурировать целое [33]. Мы способны быстро построить функциональный блок, целый район, но нам еще нужно осознать, что и то и другое, помимо всего прочего, должно обладать соответствующими образами.

Автор предлагает строить теоретическую основу методики корректировки городской среды, исходя из следующих принципов:

стремление к целостному облику городской среды, сочетающему в своей пространственно-временной динамике выразительность этой среды в дневное и вечернее время;

отражение в облике городской среды национально-культурных и природно-климатических особенностей региона;

открытость облика городской среды к дальнейшим изменениям;

пространственно-пластическая и светоцветовая проработка фрагментов среды с целью ее дальнейшего архитектурного совершенствования (то есть создание средствами дизайна определенных доминант, силуэта, своего рода макетирование средствами дизайна в натуральную величину).

Таким образом, прежде всего важен комплексный предпроектный анализ объекта, учитывающий перспективу его развития, затем на его основе прогностическую модель, например дизайн-концепция как своеобразный алгоритм дальнейшей архитектурно-дизайнерской деятельности, позволяющей сформулировать «проектно-художественную метафору, выражающую художественную модель организации средовых объектов». Наконец, разработка собственного дизайн-проекта, который содержит проектные решения, развивающие или отвергающие некоторые положения дизайн-концепции.

Похожие диссертации на Динамика визуального образа города