Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Нестеренко Алла Адугеевна

Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1
<
Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нестеренко Алла Адугеевна. Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1 : ил РГБ ОД 61:85-18/61 1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 15

1.1. Развитие теории объемно-пространственное композиции 15

1.2. Факторы, наиболее активно влияние на выбор типа объемной композиции и его построение 18

1.2.1. Композиционная значимость архитектурного сооружения в формировании окружающей среда 18

1.2.2. Взаимосвязь формы архитектурного объема и внутреннего пространства 24

1.3. Анализ формулировки определения "Объемная композиция 28

1.4. Теоретическая трактовка и классификация средств архитектурно композиции 33

1.5. Динамичность и статичность в архитектуре 47

ВЫВОДЫ 53

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРНЫЕ ТИПЫ ОБЪЕМНОЙ КОМПОЗИЦІЙ 55

II.1. Обоснование композиционного анализа 55

II.2. Предварительный эмпирически! анализ архитектурных сооружений 59

II.3. Выявление наиболее характерных вариантов взаимодействия массы объема и внешнего пространства 62

II.4. Классификация вариантов построения объемной композиции 75

ВЫВОДЫ... 79

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ОБЪЕМНОЙ

КОМПОЗИЦИИ 81

III.1. Обоснование и структура сравнительного анализа произведений архитектуры 81

III.2. Гармонизация сооружений монообъемного типа 90

III.3. Гармонизация сооружений полиобъемного типа 98

III.4. Гармонизация сооружений диекретнообъемного типа 103

ВЫВОДЫ 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение к работе

Основной задачей советских архитекторов в настоящее Шремя является совершенствование качества застройки городов и сел, создание художественно-выразительной среды жизнедеятельности человека. Архитекторы должны стремиться к борьбе " как с эстетическим формализмом, так и с убогим примитивизмом, обедняюнщм нашу архитектуру, выбрасывающим из нее, в частности, идейно-эстетическую сторону". (4, с.7).

Решениями ХХУІ съезда КПСС, їй съезда советских архитекторов, последних пленумов Союза советских архитекторов определены главные направления деятельности. Подчеркнута необходимость научной разработки проблем, связанных с решением этих задач. Наряду с социальными, мировоззренческими, функциональными и конструктивными аспектами теории архитектуры, в настоящее время наиболее актуальными являются исследования проблем композиции в архитектуре. "Выразительная, образная композиция -основное средство решения творческих задач архитектуры, инструмент профессионального мастерства", (разрядка А.Н. (3, с.З). Ввиду многообразия и сложности проблем архитектурной композиции в теоретических исследованиях, необходимо выделение определенных направлений, являющихся по сути различными сторонами единого процесса формообразования.

Изучение творческих и теоретических концепций формообразования в архитектуре позволило выделить наиболее устойчивые компоненты, определяющие композицию сооружения - объем и пространство (внешнее и внутреннее). Как в творческих, так и в теоретических трудах мастеров архитектуры объем и пространство рассматриваются в неразрывном единстве. Самостоятельное значение формы и взаимо связь внутреннего пространства с окружающей ередоі, тесная связь о природой - все это является главным для ведущих советских и зарубежных архитекторов. Один из этих компонентов может доминировать в решении композиции архитектурного сооружения; они могут выступать параллельно или последовательно.

Организация массы объема издавна считалась одной из центральных творческих задач архитекторов. В работах зодчих античности: А.Витрувия, Л.Б.Альберти, А.Палладио, Д.Виньолы и др., основанных , главным образом, ша изучении греческой архитектуры, - заметно то особое внимание, которое они уделяли пластике в архитектуре. "Греческий архитектурный стиль называют обычно пластическим. Это правильно в том смысле, что концепция греческого зодчего в гораздо большей мере направлена на тело здания, на конструкцию его массы, чем на организацию его пространства. Именно на этой пластической концепции архитектуры, на этом увлечении телесными функциями здания и основано различие греческих ордеров" (45, с.391). Главное достижение греческой архитектуры заключается не в изобретении множества разнообразных форм сооружений, а в непревзойденной художественной выразительности каждого, в совершенстве гармоничного пропорционального строя и детальной разработки в целом спокойных, статичных объемов. Сдержанная динамика форм подчинена законам природы, воссозданным в произведениях зодчества. В теоретических трудах Виоле ле Дюка, посвященных изучению греческой архитектуры, в центре внимания стоит вопрос о соотношении между архитектурными формами и конструкцией. Он пишет: "Греки прежде всего влюблены в форму. Они отбрасывают все, что может содействовать нарушению ее гармонии и единства" (44,с.54). Изучение принципов построения архитектурной формы осуществляется и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микельанджело). Получают развитие центричные объемные композиции зданий, в которых особое внимание уделяется композиционному центру, выделенному с помощью объемно-пространственного построения, господства пластического начала,динамичного контраста масс, побуждающих зрителя к движению вокруг сооружения. Научно-техническая революция 1800 года породила целую серию новаторских течений, стремящихся порвать с "традиционной культурой". Благодаря этому, уже в 30-40-е годы Ш века появляются сооружения, отличающиеся активным введением новых строительных материалов - стекла и железа. 0 появлением монолитного железобетона стали возможными неизвестные ранее объемные формы зданий. Возникла необходимость научного осмысления полученных возможностей для определения путей, по которым могла бы развиваться будущая архитектура. В конце ИХ века в целом завершается классическое направление в развитии теории архитектуры. Тогда же Г.Вельфлином, А.Ригелем и А.Іжльдебрантом был предложен метод композиционного анализа архитектурных памятников. Как основа художественного языка архитектуры ими выделяется определенный набор элементов композиции: линия, плоскость, объем, пространство, цвет и т.п. (104, с.З).

В начале XX века, под влиянием бурного расцвета науки и техники, одно направление архитектурной мысли быстро сменяется другим. Смело отметаются некоторые традиции, сложившиеся в архитектуре, разрабатываются новые концепции формообразования, претендующие на создание нового стиля в архитектуре. Все чаще решение художественного образа основывается на объемно-пространственном построении композиции архитектурного произведения. Динамичные экспрессивные композиции становятся основными формами выражения художественного образа, отражающего пафос времени. В этот период, обращаясь к формуле Витрувия о единстве пользы, прочности и красоты, архитекторы пытаются установить соотношения между этими тремя условиями формообразования. И.А.Фомин говорит: "Архитектор должен быть прежде всего формалистом. Форма есть наш творчески! язык, которым мы выражаем наши мысли, идеи, в которых мы воплощаем наши образы; ...м (24, т.1, с.133). Архитекторы-конструктивисты: М.Я.йшзбург, И.И.Леонидов, братья Веснины и другие - отстаивают подчиненность архитектурной формы конструкции. "Ясно, что вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, ..." А.А.Веснин, (41,, с.35). Об этом свидетельствуют их работы, а также работы К.Малевича, В.Е.Татлина, проекты К.С.Мельникова, П.А.Голосова и др. Пристальное изучение особенностей построения архитектурной формы мы находим в фундаментальных трудах советских исследователей: М.В.Алпатова, Д.Аркина, Г.Б.Бархина, М.Бенуа, Н.Й.Брунова, А.К.Бурова, Е.Е.Быкова, Б.Р.Вшшера, А.Г.Габричевского, И.В.Жолтовского, Й.Л.Маца и других. Среди архитекторов Запада, выделяющих в качестве основных требований к архитектуре символическую значимость формы, своеобразие национального в пластическом воплощении, можно назвать А.Гауди, О.Нимейера, Йорона Утцона и др., ищущих новые выразительные архитектурные формы, создающих композиции, сближающие архитектуру с природой, со скульптурой; их работа, часто основанная на интуитивно-художественном формотворчестве, приводит к созданию произведений с ярко выраженной динамичностью гармоничных архитектурных форм.

Ансамблевость древневосточного, классического, мусульманского зодчества, архитектуры классицизма и т.д. - свидетельство того, что пространство играло существенную роль в построении композиции во все времена. В начале XX века на организации пространства, как ведущего фактора формообразования основывали свои концепции архитекторы - Н.А.Ладовский, Л.И.Лисипкий и др. Ладовский говорит: "Пространство, а не камень -материал архитектуры". (97,с.344).

Главное в процессе формообразования он видит в решении архитектурного пространства. Его формула: пространство -. форма - конструкция - подчеркивает первичность этого компонента в решении архитектурных задач. Эстетика архитектурной формы в тесной взаимосвязи с пространством находит значительное место в творчестве Же Корбюзье: "Архитектура, •.. скульптура и живопись находятся в особой зависимости от пространства, ибо все эти искусства по необходимости оперируют пространством, каждое присушиш ему средствами" (74,с.260). На создании пространственных систем, представляющих непрерывное единство частей, абстрагировании формы до элементарных геометрических фигур, способной вместить любую функцию, базировалась концепция Мис ван дер Роэ. "Непременная симметрия, жесткая регулярность, четкий ритм - свойства его универсальной системы".(74,с.366). Принцип "органичной архитектуры" как неотъемлемой части окружающей среды, создающей непрерывное архитектурное пространство, выдвинул Фрэнк Ллойд Райт.

Выделенные здесь два направления в архитектурном формообразовании не однозначны. Как творческие, так и теоретические позиции мастеров архитектуры вбирали оба фактора в неразрывном единстве. Самостоятельное значение формы и взаимосвязь внутреннего пространства с окружающей средой, тесная связь с природой являются главным для ведущих советских и зарубежных мастеров архитектуры. А.Аалто так формулирует свою концепцию: "Наиболее сложная проблема заключается вовсе не в том, чтобы найти формы, соответствующие современной жизни, а в том, чтобы создать формы, основанные на подлинных человеческих ценностях". (6, с.17).

Пространственная концепция формообразования в архитектуре в течение последних десятилетий развивалась особенно активно, что несколько снизило внимание архитекторов к проблеме построения объема, его пластического решения. Постепенно формируется так на зываемый "международный стиль", который в условиях стандартизации и невиданного по масштабу массового строительства породил однообразие в архитектуре. Стала насущной проблема гуманизации среды, которая побудила архитекторов к поиску новых приемов и средств ее решения. Формы сооружений начинают замысловато усложняться посредством выявления отдельных элементов (например, объемов квартир в многоэтажном жилом доме). "Эта озабоченность зрительным выявлением каждого элемента здания чрезвычайно характерна для современной архитектуры" Р. Бэнэм (38,с.14). Некоторые зодчие обращаются к "супперграфике" - произвольному размещению на фасадах зданий цветовых пятен. Возникает стиль "Ретро", в основе которого заложено стремление к воссозданию среды прошлого. Тенденция к возрождению монументальности, борьба против схематизма и нарочитых упрощений, выразившаяся в электическом подходе к классическому наследию, характерны для постмодернизма, ярким представителем которого является Роберт Вентури.

Еще в 1946 году А.К.Буров говорил: "Главная беда архитектуры - это предвзятость" (33,с.1?2), от которой не избавлены многие возникающие в последние годы концепции и направления в архитектурном формообразовании. "Итак, предвзятость в архитектуре - тшшчное и многостороннее явление. Но как же преодолеть его? Что может помешать его распространению? Ответ здесь единственный и четкий: то, что определяет истину, объективность - наука". Ф.Новиков (114,с.164). Одним из объективизирующих направлений архитектурной наутси является теория объемно-пространственной композиции, положения которой наиболее устойчивы и определяют факторы, влияющие на построение КОМПОЗИЦИЙ архитектурного сооружения. Очевидно, что объемно-тэоотранстввнное построение сооружения является наиболее общим фактором архитектурного формообразования. Какому из компонентов этого построения (пространству или объему) будет отдано предпочтение, полностью зависит от автора произведения, его индивидуальности и тех конкретных условии, в которых он работает. Но всегда неизбежной будет необходимость решать соотношение массы объемов и пространства. Как бы ни влияли на создание архитектурного произведения функциональные, конструктивные, и другие факторы форлирования сооружения, обязательным в работе зодчего остается организация массы архитектурного объема во взаимодействии с пространством, формы сооружения и ее гармонизация3 . С изменением представлений об архитектурном пространстве изменились и методы организации объема. Архитектурная практика показывает нам примеры нового подхода к решению объема, к пониманию его пластики. Скажем, такие известные всем сооружения, как собор в Тампере (арх. Р.Паате- лайнен, Р.Пиетиля), театр на Таганке в Москве (арх. А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев), детский сад-ясли на 160 мест в Ленинграде (арх. С.Шмаков, В.Смеляков), водолечебница в Друскининкае (арх. Р.Шилинскас, А.Шилинскене), "Восточный базар" в Баку (арх. У.Ревазов, П.Яриновский) и др., являются примерами современного решения архитектурного объема в тесном взаимодействии с пространством. Между тем, особенности построения современного архитектурного объема еще не сформулированы теоретически. Опыт современного строительства научно не соотнесен с историческим опытом построения архитектурной формы. Теоретическое наследие о закономерностях построения архитектурной формы в современных условиях может использоваться лишь в адаптированном виде,"... нужно стремиться постигать систему, которая ведет к классическому решению данной пробле- мы". И.В.Жолтовский (68. с.36). х Гармонизация - совершенствование, приведенное в гармоническое соответствие всех элементов композиции (термин принят в соответствии с понятием "гармония", которое сформулировано в Советском энциклопедическом словаре, (127, с.280).

Проблема построения архитектурного объема в плане научного осмысления значительно отстает от решения проблем организации пространства. Все это определяет недостаточное теоретическое оснащение раздела "Объемная композиция" в курсе начальной композиционной подготовки архитекторов и соответственно отражается на качестве массовой архитектуры, однообразие которой отмечалось на ХХУІ съезде Партии, на последних съездах и пленумах Союза советских архитекторов. В решениях У Пленума правления Союза архитекторов СССР по проблемам архитектурной композиции в условиях массового строительства подчеркивается:"В вузах необходимо особое внимание уделить вопросам архитектурной композиции в условиях массового строительства, как одной из важнейших сторон деятельности современного зодчего" (3, с.З). Совершенствование системы теоретической композиционной подготовки архитекторов, способствующей формированию профессионального мышления, свободного от подражательства и слепого копирования, является наиболее перспективным направлением в деле достижения тесной взаимосвязи теории композиции и архитектурной практики.

Объемно-пространственная композиция является основой в системе построения архитектурного сооружения (37, с.19). "Теория архитектурной композиции не может быть основана на индивидуальных эмоциях отдельных проектировщиков, ее законы должны быть следствием фиксации только тех явлений, которые приемлемы, приложимы как бесспорные". И.А.Голосов (61, с.429).

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИИ. Разработать теоретические, научно-обоснованные положения об особенностях построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре.

ЗАДАЧИ. Для достижения цели требуется решить следующие задачи: - уточнить существующую формулировку определения "Объемная компо зиция;

- определить наиболее общие типы объемной композиции;

- выявить особенности гармонизации основных типов объемной композиции;

- выявить основные направления совершенствования курса 0ІЖ в разделе "Объемная композиция".

ПРЕДМЕТ И 0БЇЖТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теорией архитектуры предложена следующая классификация видов архитектурной композиции: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная. Построение объемной композиции является предметом данного исследования. Объектами исследования являются: теоретический материал по теме; архитектурные сооружения - как современные, так и памятники архитектуры прошлого, выделенные принятым в данной работе определением понятия "Объемная композиция".

ГРАНИЦЫ РАБОТЫ. На построение композиции архитектурного сооружения влияют социальные, мировоззренческие, функциональные, конструктивные и многие другие факторы. Данная работа сосредоточена на изучении некоторых художественных аспектов, касающихся объемной композиции. Поэтому анализ и сравнение архитектурных сооружений проведены по принципу выявления характерных особенностей построения и гармонизации формы с использованием существующих положений теории объемно-пространственной композиции и без учета хронологии.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. В соответствии с современным пониманием архитектуры, ориентирующим на достижение целостности в построении композиции, разработан метод анализа сооружений, осуществляемый на основе соотношения массы объемов и внешнего пространства. Анализ дополняется рассмотрением особенностей гармонизации объемной формы на основе сравнения объектов по ряду выбранных критериев. В качестве основных методов научного исследования в работе привлечены: метод аналогий, метод генерализации и метод сравни тельного анализа. Методика исследования включает следующие этапы:

1 - определение исходных теоретических положении на основе сопоставления и обобщения научных данных, позволяющих провести исследование по вопросам построения объемной композиции;

2 - предварительный эмпирический анализ произведений архитектуры на основе метода аналогий;

3 - композиционный анализ произведений архитектуры на основе метода генерализации;

4 - изучение особенностей гармонизации архитектурных объектов на основе попарного сравнения объектов с помощью приемов графического анализа, выявляющих наиболее активные средства гармонизации и их взаимодействие.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Впервые основные положения теории ОПК, касающиеся объемной композиции, применены при анализе обширного числа реальных сооружений. В качестве ведущего критерия анализа принято соотношение массы объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Это позволило уточнить формулировку понятия "Объемная композиция" и определить наиболее характерные типы этого вида архитектурной композиции. На основе анализа статичных и динамичных объемных форм удалось определить наиболее существенные для каждого типа объемной композиции уровни гармонизации.

Полученные данные расширяют теоретические представления архитекторов об объемной композиции, а в условиях высшей школы позволяют уточнить методику преподавания раздела "Объемная композиция" курса ОПК. Использование результатов исследования позволит интенсифицировать процесс обучения и дальнейшую теоретическую разработку в этой области.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: - теоретическая модель композиционного анализа; - классификация типов объемной композиции; - наиболее существенные для каждого типа уровни гармонизации, позволяющие систематизировать изучение средств архитектурной коїшозиции.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из текста (введения, трех глав, заключения) на 112 стр., двух приложений, иллюстративного материала на 42 таблицах и библиографии, включающей 139 наименований. Структура диссертации соответствует поставленным в ней задачам: в первой главе освещено состояние вопроса; во второй главе изложен композиционный анализ архитектурных сооружений, в результате которого выявлены характерные типы объемной композиции; в третьей главе изложен сравнительный анализ произведений архитектуры внутри каждого типа, на основе которого выявлены особенности гармонизации при создании статичности и динамичности в объемной композиции. В приложении I содержится предварительный анализ архитектурных сооружений, в приложении 2 -предложения по методике преподавания раздела "Объемная композиция", разработанные на основе выполненного исследования.

Развитие теории объемно-пространственное композиции

В истории архитектуры XX век имеет особое, революционное значение. На архитектурную мысль все сильнее воздействует научно-технический прогресс, который побуждает к всестороннему- анализу факторов, влияющих на создание архитектурного сооружения. Теоретики и практики проводили исследования в области архитектурного формообразования, стремясь к широким обобщениям, выделению формальных элементов построения архитектурной формы. У истоков теории архитектурной композиции стояли две передовые школы Европы: БАУХАУЗ в Германии и ВХУТЕІЛАС в России. В педагогической деятельности Альбер-са, Гропиуса, Иттена, Маголь-Надя, нашли выражение их теоретические воззрения. Альберс выделял единство логики конструкций и архитектурной формы: В.Гропиус стремился к выработке универсальных принципов формообразования, единых для дизайна и архитектуры; Иоганес Иттен "отводил особое место выяснению свойств материалов как физических, так и геометрических; отношениям и связям, возникающим между этими свойствами; композиционным закономерностям -ритму, пропорциям и пр. (104, с.29); Маголь-Надь считал главным средством формообразования пространство, которое вступая в различные композиционные связи с объемом, создает определенные эмоциональные состояния композиции.

Советская архитектура формировалась в условиях столкновения старого и нового, консервативного и прогрессивного. В 20-х годах, имея острую новаторскую направленность, социалистическая архитектура являлась лидером в мировой архитектуре, влияла на формирование архитектурных идей. "Особо заметную роль "родоначальника" таких идей играли передовые проекты студентов ВХУТЕМАСа" (19,с.17) Являясь центром экспериментальной проработки самых смелых композиционных предложений, ВХУТЕМАС заложил основы теории объемно-пространственной композиции, и параллельно были определены основные направления композиционной подготовки архитекторов.

Теория объемно-пространственной композиции анализирует узкопрофессиональные вопросы построения архитектурного сооружения и формулирует некоторые понятия теории архитектуры вообще, используемые, главным образом, в процессе подготовки архитекторов. Развитие основ теории объемно-пространственной композиции требует выделения и изучения объективных сторон построения архитектурного произведения с учетом факторов, наиболее активно влияющих на выбор типа композиции. Основы этой теории были разработаны советскими архитекторами: Н.А.Ладовским, Н.В.Докучаевым, В.Ф.Кринским, М.А.Тур-кусом - и сформулированы в книге "Элементы архитектурно-пространственной композиции"(93).Авторами были выделены: I- основные свойства пространственных форм; 2 - основные закономерности построения пространственных форм; 3 - виды архитектурной композиции, которые определялись на основе пространственного построения произведения архитектуры и условий восприятия его человеком: трактовка объемной композиции предопределяет восприятие сооружения при движении вокруг него; трактовка глубинно-пространственной композиции определяет направление движения человека в глубину пространства; фронтальной композиции - предусматривает остановку движения человека по направлению перпендикулярному к фасаду здания. Эта книга является фундаментом, определяющим дальнейшее развитие теории объемно-пространственной композиции. Ее раздел - "Объемная композиция" включает следующие вопросы: "I - условия объемности формы (с.88-100); 2 - методы построения объемности формы (с.ІОІ-102); 3 - виды объемной композиции (с.102-109); 4 - композиционный центр (с.109 110);5 - объемная композиция и среда (с.ЫО)", которые,собствен 17 но, и определяют основные направления изучения этого вида композиции.

Рассмотрению вопросов теории объемно-пространственной композиции посвящена работа А.Иконникова и Г.Степанова - "Основы архитектурной композиции" (75), в которой основное внимание сосредоточено на исследовании средств гармонизации и построения пространственных форм. Объемная композиция как вид архитектурной композиции в этой работе не рассматривается.

Книга "Объемно-пространственная композиция в архитектуре" (129), вышедшая в 1975 году под общей редакцией А.В.Степанова и М.А.Туркуса, является логическим продолжением книги В.Ф.Кринско-го, а также значительно расширяет методическую часть. Объемная композиция здесь трактуется аналогично трактовке этого вида в работе В.Ф.Кринского.

Обоснование композиционного анализа

Архитектурное сооружение обладает множеством признаков,каждый из которых односторонне отражает сущность архитектурного произведения. Восприятие сооружения формируется посредством накапливания по этим признакам фактических сведений. Архитектурное произведение задает определенную программу восприятия или комплекс восприятий, широта которого заложена в композиции. Чаще всего этот процесс начинается с восприятия общей массы сооружения (обнаружение объекта), затем наиболее крупных его элементов (выделение главного информационного содержания), и при непосредственном приближении к сооружению человек может рассмотреть отдельные его детали. В зависимости от условий восприятия у человека складывается собственное, индивидуальное представление о том или ином произведении зодчества. Архитектурное сооружение, как правило, воспринимается в движении и во времени. Иногда при изменении условий восприятия меняется и представление о сооружении. Скажем, первоначальное впечатление от памятника архитектуры, находящегося в системе сплошной застройки улицы, значительно отличается от впечатления, производимого тем же памятником после расчистки территории вокруг него. Если в первом случае почти сразу воспринимаются детали фасада, то во втором - первоначальное впечатление связано с восприятием сооружения в целом, то есть его размера, объема. В первом случае зритель почти не получает никакого представления об объеме и внутренней структуре сооружения, во втором - создается предположительное представление об объемно-пространственном строе и о характеристике внутренних помещений, т.к. увеличивается количество воспринятых признаков о данном сооружении. Изменение условий восприятия способствует увеличению фактических сведений о нем.

Некоторые свойства предметов, несмотря на восприятие их в различных условиях, формируют в нашем сознании относительно сходные образы. Ле Корбюзье отмечает важность умения архитектора пользоваться этими свойствами. "Что видит наш глаз? Он видит поверхности, формы, линии. Задача в том, чтобы все части архитектурного сооружения слить в то основное, что определяет наши эмоции, то есть в формы, которые их вызывают, одушевляют, создают между ними ощутимую связь, сообразуются с нашими чувствами", (88,с.76).

Целостный анализ произведений архитектуры сочетает интуитивное и рациональное, субъективное и объективное в восприятии сооружений. Определение характерных типов объемной композиции должно базироваться на наиболее объективных факторах, влияющих на ее построение. Основой в определении этих факторов является объективная сторона восприятия архитектурных сооружений, а также сведения, зафиксированные в конкретных неопровержимых данных (фотографиях, транскрипциях , ортогональных проекциях), которые являются своеобразными инструментами композиционного анализа, позволяющими получить наиболее объективные сведения о свойствах архитектурного сооружения.

Транскрипция - обобщающее (аксометрическое или перспективное) изображение архитектурного сооружения, выявляющее соотношение основных объемных элементов и внешнего пространства. В подобном смысле этот термин использовал В.В.Згура (70). Одним из свойств психики человека является его способность характеризовать сложные формы предметов простыми геометрическими телами. "Восприятие стремится к достижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации" Р.Арнхейм (15, с.24-27).

class3 ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ОБЪЕМНОЙ

КОМПОЗИЦИИ class3

Обоснование и структура сравнительного анализа произведений архитектуры

Типы объемной композиции являются абстракциями,представляющими общее, но одностороннее знание об этом виде. Архитектурная форма, ее композиция много богаче и сложнее, нежели просто соотношение массы и пространства. Построение композиции включает и процесс гармонизации,благодаря которому все элементы и детали архитектурной формы приводятся в гармоническое соответствие и в результате которого возникает произведение архитектуры.Если определение того или иного соотношения массы и пространства (типа композиции) принадлежит к более объективной стороне построения сооружения то гармонизация этих компонентов, их пластическая разработка в значительной степени носит субъективный характер. Учет субъективных особенностей эстетического восприятия и эмоциональной оценки произведения архитектуры человеком в процессе построения композиции имеет особенно важное значение на стадии гармонизации формы, ее пластической разработки, поскольку именно в решении пластики архитектор добивается особенной утонченности решения, создает действительно высоко художественные архитектурные формы. "PtastLk " это больше, чем особый вид искусства, так как является своеобразным формальным принципом; но вместе с тем этот термин шире, чем слово "объем", так как содержит в себе элементы художественной формы; ..." (27,с.8). Композиционно построенным мы можем считать такое сооружение, в котором раскрыт художественный образ произведения посредством гармонического соотношения массы объема и внешнего пространства, объемов между собой, плас памятники тического их решения. Благодаря высокому уровню гармонизации /греческой архитектуры и по сей день воспринимаются как произведения искусства, обладающие совершенством, безупречностью деталировки и пластики. "Выработав однажды хороший план, греческий архитектор не считает необходимым видоизменять его заметным образом...", совершенствуя свои произведения, он не меняет ни принципа, ни темы. Только в исполнение он внесет больше изысканностиУ Виоле ле Дгак (44, с.61). Умение архитектора постоянно совершенствовать уже знакомые и простые архитектурные формы актуально в любой исторический этап развития архитектуры и особенно в наши дни в контексте борьбы с однообразием в архитектуре. Л.Мис ван дер Роэ никогда не стремился экспериментировать в поисках новых необычных форм, считая, что гораздо важнее и сложнее умение разрабатывать их "... трехсотлетнее развитие церковной готики было разработкой и усовершенствованием одного и того же типа структуры. Мы намеренно ограничиваем себя теми структурами, которые реальны в настоящий момент, и разрабатываем их во всех деталях. Таким образом мы хотим создать основу для дальнейшего развития (115,с.377).

В процессе гармонизации архитектор добивается единства композиции. Если нет единства - нет композиции. Но, как говорил. А.К.Буров: "Композиция - не есть что-то застывшее, догматическое". (33, с. 177) В каждый исторический период гармонизация архитектурных объемов осуществлялась по своеобразным, созвучным времени приемам. Однако всегда зодчие пользовались определенными средствами архитектурной композиции, которые неизменны, так как изобретены архитекторами с учетом физиологических особенностей восприятия человека, оказавшихся относительно устойчивыми. Эти средства выработаны многовековым опытом зодчества. Архитектору необходимо знать эти средства, особенности их взаимодействия, уметь пользоваться ими, добиваться с помощью этих средств желаемой эстетической выразительности произведения. Анализ теоретических источников (глава I) показал, что до сих пор не разработано системы, отражающей взаимодействие средств художественной выразительности в процессе гармонизации архитектурных объемов, организации объемов и пластической их разработки. При наличии системы изучение этих средств будущими архитекторами могло бы быть более плодотворным. Необходимость пристального изучения средств художественной выразительности в курсе объемно-пространственной композиции подчеркивал В.Ф.Кринский, внесший существенный вклад в разработку методики начальной композиционной подготовки архитекторов. В целях дальнейшего развития этого курса и совершенствования методики преподавания основ композиции в данной работе осуществлена попытка выделить группы средств, наиболее активно взаимодействующих при построении и гармонизации объемов. В процессе гармонизации архитектор пользуется такими средствами, как: пропорции, метр, ритм, симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, тождество, цвет, фактура, геометрический вид, величина и т.п., которые, взаимодействуя в разнообразных сочетаниях, создают определенные эстетические качества архитектурных форм. Именно в гармонизации особенно активно проявляется творческая индивидуальность автора, которая и создает неповторимость произведения.

Похожие диссертации на Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 1