Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

А.П. Чехов и русское общество 1880-1917 гг. : формирование литературной репутации Бушканец, Лия Ефимовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бушканец, Лия Ефимовна. А.П. Чехов и русское общество 1880-1917 гг. : формирование литературной репутации : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Бушканец Лия Ефимовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 630 с.: ил. РГБ ОД, 71 14-10/33

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы российское литературоведение возвращается к историческому изучению литературы, но на новом, не вульгарно-социологическом уровне историзма. Именно это определило появление многих новых работ о Чехове – это публикации критических и мемуарных материалов, издание Летописи жизни и творчества А.П. Чехова в 6 тт. и издание объемного тома «Таганрог и Чеховы» и пр. Данное исследование находится в русле современных требований.

Определение методологических принципов построения истории литературной репутации А.П. Чехова невозможно без обращения к исследованиям, которые стали теоретической базой работы – это исследования по социологии литературы.

Во-первых, это работы о взаимосвязи литературы и реальности. Устарели те работы по социологии литературы, которые прямолинейно воспринимают литературу как адекватное или неадекватное зеркало эпохи – такой долго господствовавший подход обусловил негативное отношение к социологии. Текст писателя отражает фундаментальные особенности коллективных представлений и коллективных фантазий, символически воплощает идеологемы современников. Поэтому необходимо выявить основные ценности, представления о человеке и смысле жизни в данную эпоху, надежды и мечты, их «способ чувствования», причем исследователь должен выявить социально-культурное значение этой внутренней жизни людей. Именно на этой основе («разговора о ценностях») строятся взаимоотношения писателя с его читательской аудиторией: в каждый конкретно-исторический момент отношение к писателю определяется совпадением или конфликтом ценностей.

Для характеристики отношений писателя и общества используется понятие «литературная репутация». Оно было введено И. Розановым в 1920-е гг. Он полагал, что рядом с историей и теорией художественной литературы, историей художественной критики должна быть теория и история литературных репутаций. Он обратил внимание на некоторые закономерности формирования литературных репутаций писателей (например, на «ритм эпох» и пр.). А. Рейтблат определял литературную репутацию как «представления о писателе и его творчестве, которые сложились в рамках литературной системы и свойственны значительной части ее участников (критики, литераторы, издатели, книготорговцы, педагоги, читатели). Литературная репутация в свернутом виде содержит характеристику и оценку творчества и литературно-общественного поведения писателя <…> существование литературных репутаций необходимо для структурирования литературной системы, поддержания внутрилитературной иерархии, обеспечивающей ее функционирование и динамику». Как писала И.Е. Гитович, «под литературной репутацией следует понимать сложившееся в общем культурном сознании мнение о писателе и его месте в литературной иерархии, так или иначе влияющее на установку восприятия его следующими поколениями. Оно не остается неизменным, и из истории литературы мы хорошо знаем, что репутация меняется иной раз так резко, что надолго выталкивает какое-то имя из активного словаря культуры». Не вызывает сомнения мысль о том, что мы никогда не видим текст как «вещь в себе» - мы видим его только через призму унаследованного нами интерпретационной традиции и даем собственную интерпретацию в терминах интерпретационного кода своего времени.

И в теоретическом, и в историко-литературном, практическом, аспектах проблема литературных репутаций в полной мере не изучена.

Работы по истории литературных репутаций в рамках историко-функционального подхода в российском литературоведении отличает несколько недостатков.

Во-первых, отдельные исследования бывают описательны и посвящены одному-двум вырванным из общего контекста эпизодам восприятия писателя - вне контекста не ясно, какие общие закономерности проявились в этих эпизодах, какой в них смысл и пр., между тем эпоха как контекст создания произведения объединяет и автора, и произведение, и читателей-современников. Как отмечают В.С. Жидков и К.Б. Соколов, «изучение художественной жизни нельзя отрывать от вмещающего ее социума, но следует анализировать в общем комплексном социальном контексте, необходимо построить такие концепции, «в рамках которых нашлось бы подходящее место не только художнику, не только его произведению и аудитории, но и всему остальному населению, пусть даже и равнодушному и к данному художнику, и к его творчеству». Особенно важно изучение публики при обращении к переходным эпохам, каковой и был рубеж веков. Как отмечал Н. Хренов, в такие эпохи переход от одной системы ценностей к другой «или может представать резким разрывом между системами ценностей, или же соответствовать преемственности, когда разрыв нейтрализуется сохранением существующих ценностей и их полным или частичным включением в новую систему ценностей». Во-вторых, в качестве источников используется в первую очередь (а чаще это единственный источник, поскольку критические отклики наиболее удобны для анализа – большую их часть можно легко выявить путем просмотра основных толстых литературных журналов и ведущих газет) литературная критика, а это только один из возможных источников – для изучения взаимоотношений писателя и русского общества необходимо существенно расширить их круг. Необходимость изучения публики начала ХХ века была отмечена в работах по массовой культуре Н.М. Зоркой, в исследованиях по социологии литературы Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина, В. Страда, А.И. Рейтблата, М.Ю. Берга, Е.И. Высочиной, Г.-Г. Гадамера, С.И. Кормилова, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, М.Н. Эпштейна, Х. Яусса и др., в работах о соотношении классики, беллетристики, массовой литературы, по истории читателя в России В.М. Марковича, В.В. Прозорова, Ю.М. Лотмана, М.А. Черняк и др. В-третьих, история формирования литературной репутации предстает зачастую как нечто линейно и логично развивающееся, как путь прогресса в осмыслении писателя. Между тем это процесс сложный, запутанный, в котором в каждый момент действует множество противоположных факторов.

Наиболее полно изучена эволюция представлений русского общества о писателе в связи с А.С. Пушкиным, именно по отношению к Пушкину было сформулировано: «Образ писателя – феномен культуры и он «живет» в соответствии с механизмом культурно-исторической памяти о гении, детерминируется культурными, эстетическими, социальными представлениями эпохи». Однако работы, которая бы поставила весь круг проблем, возникающих в связи с историей литературной репутации Пушкина в целом, не появилось – это была бы энциклопедия русской культуры XIX–XX вв. Отдельные работы посвящены некоторым конкретным аспектам литературной репутации других писателей.

Все это определило цель работы: дать целостный анализ истории формирования литературной репутации одного писателя на широком конкретном материале и в контексте литературного процесса как литературно-читательского процесса.

Работа написана в рамках междисциплинарного подхода на стыке теории литературы (проблема писательских репутаций), социологии литературы и культуры, истории литературы (изучение творчества А.П. Чехова в контексте его восприятия современниками), исторической психологии и культурологии. Поэтому методологической основой работы стали не только названные выше работы по социологии литературы, исследования в рамках историко-функционального анализа, по истории литературных репутаций, но определенные самостоятельно методологические принципы:

1. В основе социологии литературы лежит мысль о том, что «при изучении художественной жизни становится неизбежным перенос акцента на изучение социокультурной структуры общества и специфики мировосприятия отдельных его слоев». Необходимо тщательное социокультурное и социопсихологическое изучение эпохи, являющейся контекстом для изучения писательской репутации. Что касается времени Чехова, то и в советское и в постсоветское время исследования, посвященные этому периоду, были наиболее политизированными, и до сих пор они односторонне выдвигают на первый план только то или иное литературное направление. Потому в характеристике русского общества указанного времени с точки зрения социальной психологии и самосознания русской интеллигенции рубежа веков мы опирались не только на специальные работы (в том числе Д.Н. Овсянико-Куликовского, Л.К. Долгополова, Н.М. Зоркой, В.А. Келдыша, Э. Клюс, И.А. Паперно, на исследование «Русская литература рубежа веков (1890-е - нач. 1920–х гг.)» и др.), но и на сплошной просмотр газет и журналов 1880-1917 гг.

Методология исследования формирования литературной репутации - это обращение к голосам современников рассматриваемой эпохи. Сфера общественных настроений принадлежит к числу неписанных и трудно выявляемых, потому её-то приходится «проявлять» благодаря суждениям тех, кто в эту эпоху жил, с учетом анализа субъективной позиции каждого автора. Личное мнение отдельного представителя публики обусловлено многими факторами: личными дружескими или недружескими отношениями, литературной конкуренцией, политическими взглядами, эстетическими разногласиями и пр. Это факторы разного уровня, но одинаково значимые. Отличительной особенностью читателя-современника является общность его психологического и эмоционального опыта и опыта писателя, за счет чего читатель понимает то, на что писатель только указал, и что не видит читатель другого времени, потерявший живую связь с эпохой писателя.

2. Сказанное определяет необходимость расширить круг источников и четко определить специфику каждого вида источников, необходимого для изучения отношения публики к писателю.

3. Необходимо определить факторы, которые влияют на отношение читателя к писателю. Среди них – влияние критиков, мемуаристов, ведущих публицистов, т.е. авторитетных читателей, актуализирующих наиболее важное для данной эпохи содержание произведения, очень важно наличие или отсутствие подходящей группы читателей, а также влияние социокультурных факторов: появление скандальных материалов, исторические события и пр. Нередко на литературную репутацию писателя влияют и случайные факторы.

Некоторые из этих факторов рассматривались исследователями в теоретическом и конкретно-историческом аспектах (по отношению к Чехову), но в полной мере круг таких факторов выявлен не был.

4. Один из важнейших вопросов - то, насколько сам писатель и специфика его творчества определяют отношение к нему публики. Это потребовало анализа некоторых черт поэтики Чехова с учетом направленности его творчества на читателя. Такого рода исследования по отношению к Чехову не проводились, хотя важные для нашего исследования наблюдения есть в работах В.Б. Катаева, А.В. Кубасова, А.С. Собенникова, А.Д. Степанова, И.Н. Сухих, А.П. Чудакова и др. В такого рода исследованиях могли бы помочь данные психолингвистики, однако и эта наука только приближается к решению подобных задач.

5. Важной является проблема соотношения между понятиями «писатель как конкретное биографическое лицо», «писатель как творец художественного мира» и «образ писателя в общественном сознании». Образ писателя формируется в представлениях читателей подчас даже независимо от писателя: на него влияют «горизонты читательских ожиданий», интерес читателя к литературе или к личности творца (в разные эпохи значимость первого или второго меняется) и т.д. Как соотносятся биографические данные, эволюция творчества писателя и формирование его образа необходимо анализировать в каждом конкретном случае.

6. Каждое литературное явление связано со множеством других явлений своего времени, иногда совершенно иных по своему уровню. Не стоит преувеличивать или преуменьшать значение Чехова в жизни эпохи, поскольку его образ сосуществовал в сознании читателя с образами других писателей и деятелей искусства. Потому не стоит делать рассматриваемую эпоху исключительно «чеховоцентричной» - стоит определить истоки, причины и последствия тех или иных моментов в становлении чеховской репутации.

7. Литературная репутация писателя – это всегда процесс, а не что-то статичное и закрепившееся: «Эффект долговременного воздействия произведения на читателя во многом определяется взаимодействием объективных и субъективных сторон его содержания. Определенный разрыв между содержанием классического произведения, обладающего огромным потенциалом восприятия, и авторской концепцией есть всегда. И он растет с течением времени, поскольку произведение входит во все новые исторические контексты восприятия, в свете которых меняется понимание жизненных закономерностей, отраженных в зеркале искусства». Подчас взаимоисключающие и противоположные трактовки в итоге складываются в некое целое. Поэтому исследование литературной репутации предполагает рассмотрение того, как шло становление представлений о личности и творчестве Чехова. Мы выбрали не «направленческий» подход, поскольку «с точки зрения» публики все направления одновременно присутствуют в поле ее внимания и участвуют в полилоге вокруг писателя как творческой индивидуальности. Все идеи и интерпретации вступают в сложные отношения друг с другом, при этом не только определенный контекст влияет на суждение читателя или зрителя, но и само это суждение, будучи высказанным, влияет на дальнейшее развитие представлений о литературном явлении, т.е. само создает контекст для дальнейших суждений. Потому мы построили анализ как исследование процесса формирования тех или иных представлений о Чехове, как поиск решения обществом проблем, связанных с пониманием Чехова, при этом современники писателя приходили как к открытиям, так и к неудачам.

Из всего сказано вытекают задачи работы:

– определить круг источников, необходимых для изучения истории формирования литературной репутации писателя и Чехова в частности, выработать методологию для работы с источниками в указанном аспекте;

– выявить историко-литературные, социопсихологические, социокультурные, историко-культурные и пр. факторы, обусловливающие формирование литературной репутации писателя и Чехова в частности;

– провести анализ системы ценностей эпохи и ее связи с произведениями А.П. Чехова; определить место Чехова в сознании эпохи;

– показать формирование представлений о Чехове как процесс, а также выявить те проблемы, которые в разные годы становились предметом полилога;

– выстроить с учетом найденных закономерностей краткую историю формирования литературной репутации Чехова в 1880-1917 гг.

Материалом работы стали печатные и архивные материалы о Чехове, порожденные эпохой 1880–1917 гг. – это тысячи источников, интересных именно своей массовостью. Определяя хронологические рамки работы, мы исходим из того, что именно с середины 1880-х гг. Чехов становится известен широкому читателю, а 1917 г. – «культурный взрыв», резко отделивший чеховских современников и последующую эпоху с принципиальной иной системой ценностей.

Объектом исследования являлась система ценностей современников Чехова, определявшая их отношение к писателю.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Методологической основой изучения писательских репутаций является изучение не результатов, но самого процесса полилога современников писателя о его личности и творчестве; опорой для исследования должен быть максимально широкий круг разнообразных источников, каждый из которых рассматривается в целом социокультурном контексте эпохи; необходим учет максимально широкого числа факторов, определявших процесс формирования литературной репутации данного конкретного писателя.

  2. Формирование литературной репутации Чехова определялось внутренним конфликтом между профессиональной литературной критикой, которая увидела многие важные стороны его поэтики и его мировоззрения, однако не приняла их как значимую для культуры ценность – и интеллигентным читателем, для которого творчество Чехова стало личностно значимым, хотя многое в его творчестве представитель этой субкультурной группы не понял. Литературная критика долгое время относилась к Чехову как к писателю для определенного слоя – средней интеллигенции, не желая видеть в этом массовом по популярности писателе носителя высоких ценностей, и неохотно поставила писателя на верхние ступени литературной иерархии.

  3. Решающими факторами в формировании литературной репутации Чехова были

– то, что его современники увидели в его творчестве свои настроения растерянности и отчаяния,

– найденные Чеховым приемы воздействия на читателя, в том числе его умение в процессе чтения поднять реципиента на уровень «высшего» синтетического миропонимания.

  1. В формировании литературной репутации Чехова огромную роль – не меньшую, чем его творчество – сыграло восприятие современниками его личности через знакомство с письмами писателя и мемуарами о нем: стремление понять личность Чехова обусловило для ряда современников необходимость переоценки культурных ценностей.

  2. Творчество Чехова, несмотря на любовь читателей и внимание критики, оказалось трудным для восприятия современников писателя, что вызвало резкие споры об авторской позиции писателя, о его героях, о его месте в литературной иерархии. Несмотря на то, что Чехов во многом полнее, чем многие представители модернизма, выразил систему ценностей человека начала ХХ в., поэтика его произведений и мироощущение были настолько новаторскими по отношению к литературной традиции, что осознание их значимости потребовало от современников огромных усилий. Во многих случаях, несмотря на признание Чехова первостепенным писателем, принятия его открытий так и не происходило.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов и выводов в лекционных курсах по истории русской литературы, спецкурсах и спецсеминарах. Знание того, как функционирует образ Чехова в общественном сознании, поможет выстроить работу преподавателя и учителя со студентом и школьником.

Общие выводы исследования и приведенные в нем материалы могут быть полезными для анализа творчества А.П.Чехова, при подготовке комментариев к текстам писателя и изданиям мемуарных и критических материалов, могут быть использованы при создании биографии писателя. Поставленные в работе проблемы предполагают дальнейшее глубокое изучение, что является стимулом для создания новых работ в этой области. Апробированная в работе методика анализа изучения писателя в рамках социологии литературы может быть применена при изучении литературных репутаций других писателей.

Основные результаты относятся к области теории и истории литературы и культуры.

Апробацией диссертации явились многочисленные выступления на научных конференциях в России (в МГУ, РГГУ, в Мелихове, Таганроге, Санкт- Петербурге, на Байкале, - более 25 конференций), на Украине (в Харькове, Ялте – более 10 конференций), а также за рубежом – в Польше, Болгарии, Германии, Швейцарии. Основные положения диссертации опубликованы в монографии и в ряде статей российских и зарубежных изданий. Концепция работы и отдельные ее положения используются в преподавательской практике в Казанском федеральном университете. Публикации по теме и проблематике (в том числе проблемы литературоведческого источниковедения) диссертации указаны в конце автореферата.

Структура диссертации. Данная работа состоит из Введения, шести глав, Заключения и библиографического списка, включающего в том числе более 1000 источников.

Похожие диссертации на А.П. Чехов и русское общество 1880-1917 гг. : формирование литературной репутации