Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии Бобкова Наталья Георгиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобкова Наталья Георгиевна. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бобкова Наталья Георгиевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-4/2613

Введение к работе

Актуальность исследования. Творчество Бориса Акунина в последнее время является предметом дискуссий. Одни считают его талантливым литератором, постмодернистом в детективном жанре, создателем новой литературной традиции, новым для русской литературы типом американского писателя, называют его романы самым удачным литературным проектом последних лет, дают философскую интерпретацию его произведениям (Л.А. Данилкин, СБ. Дубин, Л. Лурье, Н.Л. Потанина, В.В. Огрызко, A.M. Ранчин, Г.М. Циплаков, Д.В. Шаманский). Успех писателя они объясняют несколькими факторами: круто «сваренный» сюжет, милый герой, «утешительное» время действия, широкий исторический фон, прекрасное знание реалий, могучий второй план, масса перифраз и отсылок к классической литературе, чистый «не осовремененный» язык, свежесть стиля.

Другие (ВИ. Новиков, Р.Э. Арбитман, А.С. Немзер) полагают, что его детективы - одноразовое, скучное чтение, одно из многих явлений массовой культуры, не преодолевшее пороговые границы массовой литературы. Писателя обвиняют в либерализме, отступлении от законов детективного жанра, искажении и осмеянии российской истории, симпатии к террористам-революционерам, создании «плоских» героев, использовании грубого американского юмора (Т.В. Москвина, Д.Э. Розенталь), объявляют «представителем русс-арта, лишенного идеологической нагрузки» (Н.Б. Иванова).

Особо следует выделить точку зрения Л. А. Аннинского, который полагает, что творчество Б. Акунина - это путь к классике. И с этим трудно не согласиться: стилизуя свои романы в духе какого-либо писателя-классика, Б. Акунин ведет читателя сквозь культурные слои русской и зарубежной классики, помогая преодолевать «пороги культуры». Читатель, разгадавший филологические загадки Б. Акунина, вслед за Х.Л. Борхесом может повторить: «Хвалиться принято собственными книгами; / я же горжусь прочитанными»1.

Неоднозначность оценок романов Б. Акунина - от положительных до негативных, нетрадиционное понимание писателем творческого процесса как воплощения придуманного «чертежа» и при этом несомненный успех его литературных проектов диктуют необходимость осознания места творчества писателя в современном литературном процессе. Немаловажно и то, что в настоящее время среди различных слоев населения наблюдается всплеск читательского интереса к детективному жанру, и его нельзя объяснить только снижением уровня читательской «планки». Как полагает Б. Мендель, детектив в настоящее время переживает бум, так как «именно этот жанр напрямую реагирует на новую реальность, сопровождаемую

1 Борхес, Х.Л. Проза разных лет: сб. / пер. с йен. - М.: Радуга, 1989. - 270 с.

4 ростом преступности, а также на коллективные страхи»2. Индивидуальные стратегии писателя представляют научный интерес с точки зрения анализа техники «перевода» в жанре детектива одних «культурных координат» (прежде всего дискурса речевой практики постмодернистской литературы, сочетающейся с речевой практикой литературы XIX в.) в другие -координаты массовой литературы. Это особенно важно, поскольку в современной массовой литературе, как полагает М.А. Черняк, «искусство комбинации» оказывается нередко единственным обнаруживаемым в тексте умением автора»3. Детективы о Фаидорине и Пелагии представляют интерес и с точки зрения выявления в них особенностей создаваемой Б. Акуниным «новой беллетристики». Этим объясняется актуальность настоящего исследования. Современная картина мира, художественно освоенная постмодернизмом, находит отражение в постмодернистском дискурсе (фр. discourse - речь, выступление) - форме осмысления культуры конца XX - начала XXI в. Постмодернистский дискурс как основное понятие постмодернизма рассматривается в работах франко-швейцарского лингвиста и культуролога П. Серио «Анализ советского политического дискурса», Ю.С. Степанова «Альтернативный мир, Дискурс, Факг и принцип Причинности», А.В. Денисовой «Дискурс как ресурс для действий в защиту общественных интересов» и др.

В диссертационном исследовании под даскурсом понимается «стилистическая специфика» («ансамбль» других текстов - цитаты, аллюзии, реминисценции, жанры, сюжеты литературы прошлых эпох), а также стоящий за ней миро-воззреігческий комплекс постмодернизма («мир как текст», «мир как хаос», «мир как открытое произведение»).

Степень изученности темы. На сегодняшний день, несмотря на популярность Б. Акунина, не существует монографических исследований, посвященных анализу его творчества. Можно отметить лишь ряд статей: «Чеховский экзистенциалист, или От интеллигенции к среднему классу» Л. Арона, «Борис Акунин как учитель истории» Л. Лурье, «Романы Б. Акунина и классическая традиция» A.M. Ранчина, «Зло, возникающее в дороге, и Дао Эраста Фандорина» Г.М. Циплакова, а также диссертационное исследование Н.Н. Меньковой «Языковая личность писателя как источник речевых характеристик персонажей».

В исследованиях, посвященных творчеству писателя, справедливо утверждение о том, что романы этого автора представляют парадокс, т.к. принадлежат одновременно и серьезной, и массовой литературе. Для его романов, по мнению исследователей, характерны ритм повествования,

2 Мендель, Б. Что такое популярная литература? Западные концепции "высокого и
"низкого" в советском и постсоветском контексте. - НЛО, - 1999. - №40. - С. 401.

3 Черняк, М.А. Феномен массовой литературы XX в. - СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 2005.-С. 158.

многослойность, стилизация на языковом уровне, прием литературного коллажа. Однако, по нашему убеждению, назрела необходимость создания специального исследования, посвященного творчеству Б. Акунина, дающего целостное представление о своеобразии приемов постмодернистской поэтики и особенностях ретранслирования постмодернистского дискурса в детективных циклах о Фандорине и Пелагии.

Цель исследования - выявление дискурса различных эпох и жанров в творчестве Б. Акунина и определение его функций. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть дискурсивігую практику постмодернизма с позиций западного и отечественного литературоведения.

  2. Обозначить связь между элитарной и массовой литературой в «поле» постмодернизма.

  3. Выявить особенности ретранслирования постмодернистского дискурса в романах Б. Акунина: философии постмодернизма, ее воплощения в дискурсивной практике, «ансамбля» цитат, алшозий, реминисценций как из произведений ушедших эпох, так и современных.

  4. Исследовать своеобразие приемов постмодернистской поэтики в творчестве Б. Акунина, их функцию в литературе, рассчитанной на массовое потребление.

  5. Проанализировать романы-сериалы Б. Акунина как воплощение «горизонта ожидания» современного массового читателя.

Объектом исследования является творчество Бориса Акунина.

Предмет исследования - функции постмодернистских приемов поэтики в детективных романах Б. Акунина.

Научная новизна работы заключается в том, что данная работа представляет первое монографическое исследование творчества Б. Акунина. Впервые выявляются функции постмодернистского дискурса, присущего элитарной литературе, в романах Б. Акунина, рассчитанных на массового читателя; определяются жанровые особенности романов - сериалов о Фандорине и Пелагии. Осуществляется комплексное исследование цикла о Фандорине, включающею в себя 11 романов, и 3 романа о Пелагии.

Методологическую н теоретическую основу диссертации составляют груды Р. Барта, Ю.В. Борева, Л.Д. Гудкова, СБ. Дубина, В.Н. Курицына, Ж.Ф. Лиотара, М.Н. Липовецкого, Ю.М. Лотмана, Н.Г. Мельникова, Б. Менцель, Я. Мукаржовского, А.И. Рейтблата, И.И. Саморукова, И.С. Скоропановой, В.Е. Хализева, М.А. Черняк, У. Эко, М.Н. Эпштейнаидр.

Основным материалом для данной диссертационной работы послужили 11 романов из серии «Пршипочения Эраста Фандорина»: «Азазель» (1998), «Турецкий гамбит» (1998), «Левиафан» (1998), «Смерть Ахиллеса» (1998), «Особые поручения» (1999), «Коронация» (1999), «Статский советник» (2000), «Любовник Смерти» (2001), «Любовница смерти» (2001), «Алмазная колесница» (2003), «Весь мир театр» (2010), сборник детектив-

ных рассказов «Нефритовые четки» (2007), а также три романа серии «Провинциальный детектив, или Приключения сестры Пелагии»: «Пелагия и белый бульдог» (2000), «Пелагия и черный монах» (2001), «Пелагия и красный петух» (2003).

Методика анализа базируется на принципах сравнительно-сопоставительного и типологического методов,

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В творчестве Б. Акунина дискурсы литературы прошлого и современности не рассчитаны на постижение сложной философии как отечественных писателей-классиков, так и писателей-постмодернистов. В романах Б. Акунина аллюзии, цитаты, реминисценции представляют обширный арсенал сюжетных, жанровых формул, стилистических приемов, прошедших проверку классикой, и потому для массового читателя являющихся признаком «высокой» литературы. Повторяемость текстов в его творчестве («копии копий») создает иллюзию стабильности.

  1. «Прикрепление» к полю элитарной литературы в детективных сериалах Б. Акунина, дискурсам произведений классической эпохи и современности не рассчитано на постижение их глубинных художественных смыслов. Это своего рода текстуальная игра, призванная как привлечь читателя, чей «горизонт ожидания» оіраничивается детективной интригой, так и читателя, чей порог культуры позволяет разгадать филологические загадки «новой беллетристики» Б. Акунина.

  2. Устойчивые коннотации, связанные с использованием «ансамбля текстов» писателей-классиков, комплекса «постмодернистской чувствительности» («мир как текст», «мир как хаос», «мир как открытое произведение») в детективах Б. Акунина, способны порождать иллюзию отсутствия «разлома» между элитарной и массовой литературой.

  3. «Новой беллетристике» Б. Акунина свойственны и нацеленность на эксперимент в области художественной формы, присущий прежде всего западным постмодернистам (интертекстуальность, многослойность, «двойное кодирование», повествовательные стратегии, рассчитанные на открытость произведения разным интерпретациям, отсутствие художественного воссоздания социально обусловленной реальности, комплекс «постмодернистской чувствительности»), и приемы, характерные для детектива как жаітра массовой литературы (отсутствие оригинального видения мира, не отраженного в текстах культуры, занимательная интрига, авантюрный либо криминальный сюжет, серийность, рекуррентный персонаж, обязательный «happy end»).

  4. Б. Акунии, включая дискурсы различных культурных эпох в свои произведения, посвящая их памяти девятнадцатого столетия, стимулирует интерес к российской истории, истории художественной культуры. В этом заключается ретроактивное воздействие его произведений на читателя Эмоциональное притяжение дискурсивного поля классики в романах Б.

7 Акунина способно также обеспечить читателю переход от «порога» массовой литературы к «порогу» литературы элитарной. Это становится возможным благодаря «скрещиванию» в его детективах разнокачественной дискурсивной практики, истоки которой в ценностях, присущих элитарному искусству, и ценностях, постулируемых массовой культурой.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в выявлении функционирования постмодернистской техники письма в романах Б. Акунина, особенностей трансформации постмодернистского дискурса в массовой литературе, жанрового своеобразия детективов Б. Акунина.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в системе вузовского преподавания: в лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах; материалы исследования, статьи являются учебным пособием при написании студентами курсовых и дипломных работ, а также использоваться в школьной практике преподавания русской литературы XIX в.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения исследования изложены в докладах на всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2007), ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов БГУ (Улан-Удэ, 2009; 2010), межрегиональной научно-практической конференции «Язык. Культура. Коммуникация» (Улан-Удэ, 2009).

По теме диссертации опубликовано 5 статей, в толі числе 2 статьи в рецензируемых научных изданиях: «Мир науки, культуры, образования» Горно-Алтайского государственного университета (2009), «Вестник Бурятского государственного университета» (2009).

Результаты диссертационного исследования используются в научно-образовательном процессе филологического факультета Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ), в практике школьного преподавания русской литературы в гимназии №33 (г. Улан-Удэ).

Соответствие диссертации области исследования специальности. Диссертационное исследование посвящено функционированию приемов постмодернистского дискурса в детективных романах Б. Акунина о Фан-дорине и Пелагии и тем самым соответствует 4 пункту специальности 10.01.01 - русская литература.

Структура, объем и содержание работы. Диссертация состоит из -введения, трех глав, заключения, 2 приложений, включающих мотивы и сюжеты русской и зарубежной литературы в циклах Б. Акунина о Фандо-рине и Пелагии, списка литературы, содержащего 225 источников. Объем работы - 189 с, из них основного текста - 164 с. В структуре отражена логика данной работы. Первая глава посвящена постмодернизму в оценке западного и отечественного литературоведения. Во второй главе иссле-

8 дуются функции постмодернистских приемов письма в романах Б. Акуни-на о Фандорине и Пелагии. В третьей главе рассматриваются романы-сериалы Б, Акунина как форма оправдания жанрового ожидания современного массового читателя.

Похожие диссертации на Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии